Материалы предоставлены интернет - проектом www.diplomrus.ru®
2.1. План «созидательной деятельности» в системе политических взглядов Рабиндраната Тагора.
В 1901 г. Рабиндранату Тагору исполнилось сорок лет. Он уже был довольно популярным поэтом и писателем, разносторонним общественной-политическим деятелем. Тагор активно занимался общественно-политической деятельностью, писал много публицистических статей, которые затрагивали важные проблемы культурной и общественной жизни не только Бенгалии, но и всей Индии.
Тагор был воспитан в семье, игравшую видную роль в общественно-политической жизни Бенгалии. Он с ранних лет находился под влиянием передовых для своего времени буржуазно-националистических идей «Брахмо самадж».
Рабиндранат Тагор с 1887 по 1911 г. был активным деятелем общества «Брахмо самадж», но уже в начале девятисотых годов почти отошел от деятельности этого общества из-за разногласий в оценке религиозных произведений индуизма .
Тагор приветствовал начало деятельности Индийского национального конгресса. Еще в 1886 г. на открытии второй сессии Конгресса, проходившей в Калькутте, поэт выступил с приветственной песней, написанной им в честь этого события, а затем в честь следующей сессии написал музыку для патриотического гимна. Однако к началу XX века писатель все сильнее подвергает критике умеренно-либеральную политику руководителей Конгресса, которую он неоднократно в своих статьях клеймил как «политику петиций и выпрашивания милостей у правительства» .
В 1895 г. Тагор издает журнал «Шадхона», где публикует статьи, откликаясь на острые вопросы общественно-политической жизни Индии того периода, выступая с критикой английского правительства, призывал к объединению индусов и мусульман в национально-освободительном движении и т.д.
В 1904 году с начала движения протеста против раздела Бенгалии, с момента развертывания национально-освободительного движения в 1905-1906 гг. Рабиндранат Тагор находился в гуще событий и на некоторое время стал одним из идейных вдохновителей национально-освободительного движения. И это произошло не случайно, так как весь ход его предыдущей литературной и общественной деятельности подготовил его к этому.
Тагор часто выступал на массовых митингах, публиковал большое количество публицистических статей, в которых откликался на многие основные проблемы, возникавшие в ходе свадеши и бойкота, стараясь по- своему обобщить опыт развития движения и поднять его на более высокий уровень. На страницах журнала «Бонгдоршон» он публикует в начале 1904 г. патриотические статьи «На злобу дня» и «Раздел Бенгалии» , сразу откликнувшись на начавшееся движение протеста против раздела Бенгалии.
В своих произведениях Тагор старался разъяснить массам бенгальцев свои основные взгляды на развитие национально-освободительного движения. Огромный патриотический прорыв народа, подъем массового национально-освободительного движения вдохновляли поэта на создание прекрасных патриотических песен, которые распевались тысячами участников движения свадеши. Одной из важнейших идей, которые нашли воплощение в этих песнях, был призыв Тагора к единству бенгальцев- индусов и бенгальцев- мусульман в борьбе за свободу. Весьма показательно, что, стараясь донести свои песни до простого народа и сделать их понятными, поэт писал их по образцу народных бенгальских песен. Песни, написанные Рабиндранатом Тагором в этот период, вышли в 1905 году отдельным сборником под названием «Странствующий певец» .
16 октября 1905 г. вступил в силу закон о разделе Бенгалии. На страницах журнала «Бонгодоршон» Тагор обратился к своим соотечественникам с патриотическим призывом к сплочению в этот тяжелый для родины час, с призывом показать колониальным властям, что бенгальцы едины и не признают раздела. Важным фактом было то, что именно под предводительством Тагора в день 16 октября 1905 года все бенгальцы в знак единства и протеста против реакционных действий колонизаторов совершили омовение в Ганге и обменялись друг с другом «ракхибонгхой», оранжевым шнурком, повязываемым на запястье. По древнему индусскому обычаю, таким шнурком обмениваются в знак родственных, дружественных отношений.