Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Матвеев П.Е.,

д.ф.н., профессор,

к-ра ФиР ВлГУ


ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ


Следует обратить внимание на определение темы статьи «Проблемы духовно-нравственного образования в современном вузе». Речь должна идти именно о духовно-нравственном образовании, а не о гуманитарном. Эти два понятия пересекаются по объёму, хотя их часто путают. Когда мы говорим о гуманитарном образовании, то противопоставляем его техническому, физико-математическому и т.д. Когда же заходит речь о духовно-нравственном образовании, то считаем, и это правильно, что им должны заниматься все отрасли образования, в том числе и преподаватели технических дисциплин, физики, математики, поскольку духовность и нравственность касается всех людей, и все несут за это определённую ответственность. Несомненно, что при этом на долю гуманитарных дисциплин приходится особая роль. А среди гуманитарных курсов наиболее ответственными за духовность и нравственность предстают философия, этика, религиоведение, культурология.

Есть много определений «духовности». Мне кажется, что достаточно точно и афористично определил духовность Альберт Швейцер, выдающийся моралист и этик XX века, философ и богослов, музыкант и врач. Он писал в книге «Культура и этика», что духовность есть наличие у человека определённых идеалов. Следует обратить внимание, что духовность понимается как определённая нравственная ценность, при этом положительная. Если же духовность есть ценность, то она является качеством, которое определённым образом характеризует нас. И поскольку это качество положительное, постольку нам желательно иметь его. И мы его формируем, развиваем различными способами, в том числе через образование.

Но когда мы говорим о духовном образовании, мы часто понимаем под этим словом религиозное образование. А это неправильно. На духовность оказывает непосредственное или опосредованное влияние любое образование. Поэтому, в частности, и приходится пользоваться словосочетанием «духовно-нравственное».

Соотношение религии и духовности предстаёт не такой простой проблемой, как кажется на первый взгляд. Духовность включает в себя идеалы и ценности не только религиозные, но и нравственные, эстетические, политические, эвристические и т.д. Может ли быть духовной личностью неверующий, атеист? Несомненно! Примером может быть недавно скончавшийся физик, лауреат Нобелевской премии академик Гинзбург. В девяносто лет он сохранял живой интерес к знаниям, любовь к науке, к жизни!

Да и всякая ли религия служит духовности? Можно позволить себе такой вопрос. С религией связаны и такие явления как обскурантизм, даже аморализм. Возьмите языческие религии, освящающие в культе человеческие жертвоприношения, храмовую проституцию!

Религия также многое выиграла, когда к ней стали применять нравственный подход, выработанный всей культурой человечества, когда в неё стали вносить общечеловеческие нравственные ценности, - явление получившее название инклюзивизма. В чём смыл религиозных преобразований, совершённых в своё время Конфуцием и Буддой? Они реформировали свои национальные религии через нравственность, предварительно усовершенствовав саму нравственность. А их учения о новой, более совершенной морали стали золотыми страницами мировой этики.

Это не значит, что о религии следует забыть в вопросах духовно-нравственного образования и воспитания. Религиозное образование и воспитание должно дополняться светским образованием и воспитанием. Да и сама практика показывает, что не следует преувеличивать здесь роль религии. Так, в 2007 г. Институт социологии РАН выпустил информационный аналитический бюллетень под № 4, который содержал информацию о КСИ по теме «Молодёжь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты». Там есть раздел посвящённый выявлению представлений о том, что является самым важным в воспитании. Взрослые (родители) и молодёжь на первое место поставили такие качества как воспитание честности, доброты, отзывчивости (67 % - родителей, 53 % - молодёжь). На втором месте оказалась установка «дать хорошее образование» (53 % - родители и 50 % - молодёжь). Третье место заняла установка «привить любовь к семье, дому, близким» (58 % - родители, 47 % - молодёжь). И только на предпоследнем, восьмом месте оказалась установка «воспитать веру в Бога» (6 % - родителей, 6% - молодёжь). Ниже стоит только позиция «затрудняюсь ответить» (4 % - родители и 8 % - молодёжь). Но без веры в Бога о какой религиозности и духовно-нравственной эффективности религии может идти речь?!

Это первое. Второе касается содержания философских курсов, призванных непосредственно влиять на духовно-нравственное образование. Я обращаю внимание на курс этики, который в наибольшей степени знаком мне и по научной работе и по моему базовому образованию, ибо я закончил философский факультет МГУ, где специализировался на кафедре этике. Я затрону лишь некоторые проблемы этой большой темы. Несколько лет назад я читал данный курс на нескольких факультетах нашего вуза, в том числе социологам, психологам, читал и на технических специальностях. Сейчас на нашей кафедре читается курс этики религиоведам, социологам только специальности «связь с общественностью». Но я уже не вижу его в числе курсов для специальности «социология», для психологов. Есть ещё небольшой курс этики у химиков, - но это благодаря доброй воли и разумной инициативе деканов химфака, с которыми у нас сложились традиционно хорошие отношения. И это всё!

По крайней мере, мы, профессионально призванные преподавать философские курсы, по этике больше не задействованы. Не приглашают нас не только с технических специальностей, но и с гуманитарных – с психологии, юриспруденции, культурологи. Но как можно, например, подготовить образованного культуролога без углубленного изучения этики? Упомянутый мною А. Швейцер писал, что «этическое понятие культуры единственно правомочно»1.

В ж. «Вопросы философии» № 11 за 2009 г. помещён материал «круглого стола», который прошёл в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов (СПбГУП) на тему: «О нравственности, патриотизме, культуре и бескультурье». В нём участвовали писатель Даниил Гранин, философ, этик, академик А.А. Гусейнов, д.ф.-м.н. Капица С.П., ректор СПбГУП, доктор культурологических наук Запесоцкий А.С. и некоторые другие. На этом «круглом столе» прозвучали слова А.С. Запесоцкого, что «я всё-таки однозначно связываю мораль с культурой. Считаю, что культура в широком смысле – это и важнейший фактор поддержания морали». Стержнем социального развития, «конечно, должна являться мораль, нравственные запреты, опора на то, что составляет высшую сущность человека. Человек должен обогащаться, не вредя другим людям, - по законам морали»2. И это правильные слова, при этом сказанные не профессионалом этиком, а культурологом. Примечательно, что москвич этик А.А. Гусейнов является почётным доктором этого гуманитарного университета Санкт-Петербурга.

А мы в рамках одного университета не можем наладить должные контакты. Мы, гуманитарии, должны более тесно работать друг с другом, и встречаться чаще не только на таких конференциях, но и на междисциплинарных методических и методологических семинарах, на подобных «круглых столах», о котором я только что упомянул, и которых в нашем вузе пока нет.

Мы привыкли считать, что мораль есть нечто скучное и элементарное, набор норм и предписаний, что такое хорошо и что такое плохо, которые мы знаем с детства. На самом деле, нормы – это лишь наши частные рациональные выводы из некоторых положений морали. В человеке мораль предстаёт, это показал ещё великий Кант, как особая форма детерминации нашего поведения, которая сформировалась параллельно нашей биологической детерминации. Поэтому мы и можем поступить как разумные, свободные и ответственные личности. В этом смысле мораль есть чрезвычайно интересное и загадочное до сих пор явление, которая привлекает к себе исследователей.

И здесь встаёт вопрос о кадрах, которые должны преподавать философские курсы. Это третье и последнее, на чём я хотел остановиться. В наших вузах читать философские курсы, в том числе курсы по этике, доверяются всем желающим. Некоторые из этих курсов читают преподаватели технических кафедр. Понятно, что таким образом сохраняются учебные часы для кафедр, но теряется качество. А ведь мы участвуем в Болонском процессе усовершенствования образования, где особое внимание уделяется качеству преподавания. Почему-то считается, что гуманитарные курсы читать и изучать легче, чем технические или естественнонаучные. Но это зависит от того, на каком уровне их читать и изучать. Великий французский математик XVII века Блез Паскаль во вторую половину своей короткой жизни занялся философией и, в частности, этикой. Но здесь он встретился со значительно большими трудностями, чем в математике. И в сфере гуманитарной его поистине гениальных математических способностей оказалось недостаточно. И когда берётся читать гуманитарные курсы человек, не имеющий базового гуманитарного образования, это чистейшей воды дилетантизм.

Особенно остро с кадрами стоит вопрос на самих философских кафедр. Всё меньше на философских кафедрах остаётся людей с базовым философским образованием, полученным на студенческой скамье. Зато у нас в аспирантуре очень много людей, не имеющих ни философского, ни религиоведческого образования. Я не отрицаю того, что можно и без базового философского образования добиться определённых успехов в философии. Но достигается это путём самообразования, длительной и серьёзной работой над своей философской подготовкой в аспирантуре, а затем на кафедре, в коллективе, где живёт дух философии, где, в частности, регулярно проводятся методологические и методические семинары. А если они годами не функционируют?! И получаем мы «образованцев» от философии, имеющих и кандидатские степени, но не умеющих отличить Канта от Конта.



Нашей кафедре сейчас поставлена задача открыть новую специальность «философия». Но я думаю, что для этого надо серьёзно изменить кадровую политику. Раньше нас заставляли добывать гранты, деньги, т.е. заниматься прикладной наукой. И этим надо было заниматься, особенно в 90-е годы, но всё же не в ущерб фундаментальной науке, которая и даёт собственно научную продукцию. Теперь наше правительство готово само достаточно платить вузам, если они показывают хорошие достижения в науке. Но во многих вузов нет нужных для этого кадров. Не могут не специалисты совершать открытия в науке и не могут они подготовить специалистов.

1 Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973. – С. 68.

2 О нравственности, патриотизме, культуре и бескультурье. Материалы «круглого стола» в СПбГУП / ж. «Вопросы философии». – 2009, № 11. – С. 23.


Матвеев П. Е., д ф. н., профессор

Несомненно, что при этом на долю гуманитарных дисциплин приходится особая роль. А среди гуманитарных курсов наиболее ответственными за духовность и нравственность предстают философ

66.78kb.

13 09 2014
1 стр.


Фараби атындағы Қазақ Ұлттық

Бағдарламаны г.ғ. д профессор Р. И. Гальперин, г.ғ. д профессор С. К. Давлетгалиев, г.ғ. д профессор М. Х. Сарсенбаев, г.ғ. к доцент Р. Г. Абдрахимов, г.ғ. к доцент Л. П. Мазур жән

111.91kb.

04 09 2014
1 стр.


Рецензентлары: тарих фәннәре докторы, профессор Ф. Ш. Хузин; филология фәннәре докторы, профессор Ф. С. Хәкимҗанов

Тр фәннәр Академиясе Г. Ибрагимов исемендәге Тел, әдәбият һәм сәнгать институтының баш фәнни хезмәткәре, профессор Д. Б. Рамазанова

3505.14kb.

17 12 2014
20 стр.


Лучшие студенческие научные кружки

Руководители: профессор, д-р биол наук Суханова Галина Алексеевна, профессор, д-р мед наук Степовая Елена Алексеевна, профессор, д-р мед наук Федорова Татьяна Сергеевна

31.01kb.

25 09 2014
1 стр.


Социальная идентификация жителей сельских поселений и малых городов восточной европы

Драганова м профессор Института социологии Болгарской академии наук; староста павел профессор Института социологии Лодзинского университета, Польша; столбов вячеслав профессор Иван

185.01kb.

23 09 2014
1 стр.


Информация о научных руководителях

Галенко Юрий Анатольевич, д ф-м н., профессор, декан фитау, профессор кафедры информатики и вычислительной математики

107.13kb.

13 10 2014
1 стр.


Бизнес план бара-паба

О том, как успешно привить британскую идею в суровых отечественных условиях, рассказывает директор сети пабов-ресторанов «Молли Гвинн’з» Алексей Матвеев

71.54kb.

23 09 2014
1 стр.


Бизнес план бара-паба

О том, как успешно привить британскую идею в суровых отечественных условиях, рассказывает директор сети пабов-ресторанов «Молли Гвинн’з» Алексей Матвеев

70.59kb.

23 09 2014
1 стр.