Перейти на главную страницу
Институт развития образования и повышения квалификации РС(Я)
Якутск
Механизмы согласования и интеграции потребностей в услугах дошкольного образования в муниципальных системах дошкольного образования : учеб.-метод. комплект / О.И. Михалева ; М-во образования Респ. Саха (Якутия), Ин-т развития образования и повышения квалификации РС(Я). – Якутск : Изд-во ИРО и ПК, 2011. – … с.
Агентство СIР НБР Саха
Учебно-методический комплект раскрывает актуальную проблему организации и координации деятельности муниципальной системы дошкольного образования на современном этапе развития. Рассматриваются механизмы управленческой деятельности по обеспечению доступности и качества услуг дошкольного образования. Учебная программа разработана на основе стратегических документов по развитию системы дошкольного образования РФ и РС(Я) и исследований ведущих отечественных педагогов и психологов в области дошкольного образования.
Может быть использован как для проведения курсов повышения квалификации, так и для самостоятельной работы руководителей ДОУ, специалистов муниципальных управлений образованием, методистов и других заинтересованных лиц в области дошкольного образования.
Утверждаю:
Директор ИРО и ПК
__________________
Г.И. Алексеева
«___»________ 2011 г.
Современное дошкольное образование становится все более сложной системой. Это связано с развитием вариативности и разветвленности сети ДОУ, изменением социокультурного запроса, инновационным поиском обогащения содержания и форм образования детей дошкольного возраста. В регионах складывается многофункциональная сеть учреждений образования (преддошкольного, дошкольного и предшкольного), которая предоставляет разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и потребностей общества, создаются разнообразные по структуре органы управления дошкольным образованием, реализуются различные образовательные программы. Все это требует принципиально иного уровня управления.
Педагогическим и руководящим кадрам приходится работать в постоянно меняющихся экономических, социальных, правовых и др. условиях, что, в свою очередь, предъявляет все возрастающие требования к уровню их квалификации. Сегодня назрела необходимость обновления содержания и формы повышения и переподготовки педагогических кадров, руководителей организаций дошкольного образования разного уровня, предъявление образовательных программ, способствующих целенаправленному освоению знаний, компетенций, необходимых для модернизационных и инновационных процессов в муниципальной системе дошкольного образования. В условиях каждого муниципального района существуют специфические особенности конкретной демографической, кадровой, культурно-исторической и социально-экономической ситуации, и, соответственно, специфический запрос по отношению к дошкольному образованию. Следовательно, появляется необходимость механизмов согласования и интеграции этих потребностей, так как одним из аспектов качества дошкольного образования является их удовлетворение. Результаты изменений, которые происходят в дошкольном образовании, во многом зависят от решений органов местного самоуправления, преобразования их управленческих механизмов, которые необходимо отслеживать, анализировать, прогнозировать и проектировать.
Цель программы: создание условий для профессионального роста педагогических и руководящих кадров муниципальной системы дошкольного образования; развитие умений анализировать и выстраивать систему дошкольного образования на муниципальном уровне с учетом меняющейся социокультурной ситуации.
Задачи программы:
Слушателями курсов являются команды управленцев и педагогов дошкольных образовательных учреждений, сотрудники муниципальных органов управления образованием и муниципальных методических служб.
№ |
Наименование тем и разделов |
Всего |
ЛЗ |
ПЗ |
ПС |
1. |
Основные подходы по проектированию модернизации муниципальных систем дошкольного образования |
4 |
2 |
|
2 |
2. |
Правовые основы управления МСДО |
|
|
|
|
3. |
Социокультурный анализ ситуации: формирование образовательного заказа |
6 |
2 |
2 |
2 |
4. |
Вариативность как стратегия эволюционного развития муниципальной системы дошкольного образования |
4 |
2 |
|
2 |
5. |
Управленческие механизмы органов местного самоуправления по комплексному решению проблемы обеспечения населения услугами дошкольного образования |
10 |
2 |
4 |
4 |
6. |
Прогнозная оценка и стратегическое управление развитием вариативной муниципальной системой дошкольного образования |
10 |
2 |
4 |
4 |
7. |
Создание условий для самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности ДОУ как механизм обеспечения качества дошкольного образования |
10 |
4 |
6 |
|
8. |
Применение механизмов частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования |
8 |
2 |
6 |
|
9. |
Психолого-педагогическая поддержка семьи как условие обеспечения качества дошкольного образования |
10 |
4 |
6 |
|
10. |
Проектирование содержания инклюзивного образования и способов его трансляции: опыт и перспективы |
10 |
4 |
6 |
|
|
Итого: |
72 |
24 |
34 |
14 |
№ |
Наименование тем и разделов |
Всего |
ЛЗ |
ПЗ |
ПС |
Форма контроля |
1. |
Основные подходы по проектированию модернизации муниципальных систем дошкольного образования |
4 |
2 |
|
2 |
|
1.1. |
Социально-философская трактовка понятия «модернизация». | |||||
1.2. |
Модернизация как реализация основных подходов для перехода в новые формы образовательных услуг дошкольного образования и как результат обеспечения его доступности и повышения качества | |||||
2. |
Правовые основы управления МСДО. Анализ НПА |
4 |
2 |
2 |
|
|
3. |
Социокультурный анализ ситуации: формирование образовательного заказа. Методика анализа СКС |
6 |
2 |
2 |
2 |
Анализ СКС (примерный) Рефлексия |
4. |
Вариативность как стратегия эволюционного развития муниципальной системы дошкольного образования |
4 |
2 |
|
2 |
|
4.1. |
Вариативность как закономерность культурно-исторического процесса развития дошкольного образования | |||||
4.2. |
Факторы развития вариативных форм дошкольного образования. | |||||
5. |
Управленческие механизмы органов местного самоуправления по комплексному решению проблемы обеспечения населения услугами дошкольного образования |
8 |
2 |
4 |
2 |
Этапы разработки Программ развития МСДО Рефлексия |
5.1. |
Функции муниципального управления. | |||||
5.2. |
Осуществление комплексного социально-экономического развития муниципального образования | |||||
6 |
Прогнозная оценка и стратегическое управление развитием вариативной муниципальной системой дошкольного образования |
8 |
2 |
2 |
4 |
|
6.1. |
Качество дошкольного образования как единичное или групповое свойство. | |||||
6.2. |
Стратегическое планирование, разработка программ развития МСДО. | |||||
7. |
Создание условий для самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности ДОУ как механизм обеспечения качества дошкольного образования |
10 |
4 |
6 |
|
Муниципальное задание на услуги ДО (проект) План ФХД (проект) |
7.1. |
Управление маркетинговой деятельностью ОУ в условиях рынка образовательных услуг. | |||||
7.2. |
Изменение типа учреждений | |||||
8. |
Применение механизмов частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования. Финансовые и управленческие механизмы деятельности негосударственных форм дошкольного образования. |
8 |
2 |
6 |
|
|
9. |
Психолого-педагогическая поддержка семьи |
10 |
4 |
6 |
|
Модель МСДО (проект) |
9.1. |
Формирование единого информационного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников. | |||||
9.2. |
Вариативные формы дошкольного образования в МСДО. | |||||
10. |
Проектирование содержания инклюзивного образования и способов его трансляции: опыт и перспективы |
10 |
4 |
6 |
|
|
10.1. |
Организация деятельности ДОУ по коррекционно-развивающей работе с детьми нарушениями в развитии. | |||||
10.2. |
Использование адаптивных технологий работы с детьми нарушениями в развитии. | |||||
10.3. |
Психолого-педагогическая помощь семье с детьми с нарушениями в развитии. | |||||
|
Итого: |
72 |
24 |
36 |
12 |
|
Фундаментальные идеи, лежащие в основе модернизации дошкольного образования в регионе. Социально-философская трактовка понятия «модернизация». Модернизация как реализация основных подходов для перехода в новые формы образовательных услуг дошкольного образования и как результат обеспечения его доступности и повышения качества. Административный, рыночный и компенсационные подходы и основания развития МСДО.
Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих управление МСДО. Нормативно-правовые документы, регулирующие дошкольное образование.
Вариативность как управление изменениями в образовательных системах, способствующее социализации и индивидуализации каждой личности. Вариативность как закономерность культурно-исторического процесса развития дошкольного образования, основной принцип его организации и самоорганизации. Факторы развития вариативных форм дошкольного образования.
Формирование единого информационного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников, органами управления образованием и другими институтами детства, а также совершенствование воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Группа раннего развития и социализации: механизмы финансирования и управления, содержание и особенности образовательного процесса.
Организация деятельности ДОУ по коррекционно-развивающей работе с детьми нарушениями в развитии (по зрению, в ОДА). Использование адаптивных технологий работы с детьми нарушениями в развитии (по зрению, в ОДА), оздоровление и профилактика. Особенности организации образовательного процесса, формы, методы работы с детьми. Формирование образовательной программы. Психолого-педагогическая помощь семье с детьми с нарушениями в развитии.
Согласования и интеграции потребностей в услугах дошкольного образования в муниципальных системах дошкольного образования : учеб метод комплект / О. И. Михалева; м-во образования Р
25 12 2014
5 стр.
Основной целью дошкольного образования является создание в Центре условий для полноценного развития ребенка
18 12 2014
1 стр.
В муниципальном районе Бакалинский район функционирует 19 дошкольных образовательных учреждений (из них 10 автономные, 9 – бюджетные) и 9 групп дошкольного образования при образова
25 12 2014
1 стр.
Фцпро на 2011-2015 годы «Модернизация дошкольного образования» по направлению «Обеспечение доступности дошкольного образования через организацию вариативных форм с привлечением нег
12 10 2014
1 стр.
С целью совершенствования предоставления дошкольного образования в Агрызском муниципальном районе Республики Татарстан
16 12 2014
1 стр.
С целью совершенствования предоставления дошкольного образования в Агрызском муниципальном районе Республики Татарстан
09 10 2014
1 стр.
Программе дошкольного образования, разработанной на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М. А., В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и
27 09 2014
1 стр.
В соответствии с современными научными концепциями дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства в программе на первый план выдвигается развивающая фу
16 12 2014
1 стр.