Перейти на главную страницу
первой квалификационной категории
муниципального образовательного учреждения
«Тираспольский общеобразовательный теоретический лицей»
Неумение читать художественную литературу и потеря интереса к ней обусловлены прежде всего тем, что чтение в школе практикуется как процесс воспроизведения учащимися смыслов, «заложенных» в произведении автором. А чтобы воспитать читателя активного, надо понимать чтение как разворачивающийся диалог смыслового мира автора со смысловой сферой читателя. Для этого нужно применять и разрабатывать более активные приёмы, формирующие у лицеистов способность к полноценному восприятию литературного произведения. Контакт смыслового мира автора и смысловой сферы читателя происходит тогда, когда раскрыты и обозначены функции элементов художественного текста (сюжет, герой, характер, события). Осмысление сопровождается выдвижением гипотез, концептуальных схем планов – так называемого арсенала умственных, диалоговых средств, позволяющих постичь суть художественного произведения, ведь текст – это сложно построенный смысл, «все его элементы суть элементы смысловые» (Лотман Ю.). Исходя из этих положений, выделяем основные приемы, опробуем их на уроке:
1.Обозначаем элементы художественного текста и устанавливаем связи между ними – это и есть условие проникновения в его смысл (анализ частей и деталей).
2.Мы разрабатываем модель чтения, облегчающий доступ к смыслам произведения – это выявление бинарных оппозиций – оттолкнувшись от противопоставления элементов. Находим их взаимосвязь. Соединяем в смысловые «узлы», которые и являются главной мыслью эпизода, сцены, части романа. Например, первая часть обобщающего урока по роману « Отцы и дети» посвящена выявлению бинарных оппозиций в ходе диалога учащихся с авторской сферой; герой-нигилист симпатичен учащимися, они защищают рационализм и материализм нигилистического мировоззрения, пока не усматривая глубину, подтекст всей системы образов, которая дана для того, чтобы изобразить сложность жизни, её таинственность, радикальное упрощение жизни Базаровым («дважды два четыре, а остальное всё- пустяки») и авторскую позицию («жизнь ничтожна перед вечностью и жизнь бесконечна») - не случайно, ведь сорок три раза в романе повторяется слово «жизнь», которое и завершает роман, оно оказывается в сильной позиции только в финале, где утверждается авторская позиция – роман не только о нигилисте, но и о жизни, о вечности. Это первый «узел смыслов»: дух и материализм; рационализм и идеализм; прогресс и цивилизация.
Вторая бинарность выявляется в эпилоге: на слове «примирение» и «Россия» строится схема: кто более нужен России, чей путь ложный, чей истинный – этот узел смыслов приводит читателя к главной авторской идее – все герои примирились с русской жизнью – кто доживётся до любви, кто повторит поместный путь отцов, кто полюбит беззаветно, кто примирится с наличием души и романтизма в жизни человека, а кто продолжит позировать, играть в «русского» в высших слоях общества и развлекать туземцев, есть даже герои – дурачки-литераторы, готовящиеся быть великими – бинарные оппозиции обозначены на схеме: «Из России» и «В Россию».
Далее (смотри приложение №1), разбирая основные мотивы и причину смены их с трагического на элегический, с сатирического на пародийный, мы развязываем узел смыслов, используя синхронное чтение эпизодов, сцен. Выявляется главное в авторском сознании; жизнь всех примирит, любовь усложнит простое мироощущение самоуверенного материалиста, жизнь отрицает отрицание Базарова, сложность жизни независима от воли и желания человека – она таинственна.
А с опытом интертекстуального прочтения классического текста я знакомлю учащихся гуманитарного отделения уже в 9 классе (на примере рассказа Л.Улицкой «Пиковая дама» и повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»). Понятие историко-литературного процесса дано не только теоретически, но и аналитически, лабораторно (об этом в следующих «Заметках…»).К моменту изучения русского классического романа учащиеся уже имеют опыт интертекстуального чтения (ремининсценции, деконструкция классического текста, как современный литературный приём, инскрипция (вписывание), проекция мотивов).
Семинарские занятия по роману - это всегда проникновение в смысл художества через множество моделей, параллелей, схем, я их называю кейс-проектами.
I. Притча о блудном сыне = сравнение с жизнью Базарова.
- Как притчу о блудном сыне соотнести с сюжетом романа? Лейтмотивы?
- Есть ли прямое упоминание об этой притче в романе?
- Что изображается в притче?
- Как нигилист Базаров подтверждает свой отход от религиозного мировоззрения к атеистическому? Аргументировать текстом.
- Что происходит с блудным сыном? (пошел в «дальнюю сторону»)
- О какой «дальней стороне» идет речь в романе «Отцы и дети»?
- Каковы принципы вульгарных материалистов? Учение Фогта ( индивидуальное сообщение - 5-6 принципов)
- Объяснение: блудный сын в «дальней стороне» «расточил имение своё».
- Соотнесите с репликой Базарова «в теперешнее время полезнее всего отрицание» с целью отрицания + «сперва надо место расчистить».
- Но удастся ли молодому поколению на расчищенном месте создать что-то взамен? Удастся ли наложить друг на друга линии ценностей? Есть ли это в Евангельской Притче?
- Нищета блудного сына описана так: «он ел рожки, которые ели свиньи» Как нужно понимать иносказательный смысл этого отрывка в контексте романа? (рационализм, прагматизм, приоритет материального над духовным). Приведите аргументы из текста – утверждение и принципы Базарова?
- Кто есть человек по учению христианства?
- Кто есть человек по учению материалистов?
-Подтверждение этого зоологическими и растительными метафорами в высказываниях Базарова о сущности человека.
-А как размышляет Базаров – нигилист о индивидуальной, неповторимой личности, о нравственности? Как он это объясняет?
- Сделайте вывод о « великом голоде в дальней стороне» Базарова. Какой рецепт спасения предлагает автор?
1.О чём роман И.С.Тургенева? Сколько раз в романе встречается слово «жизнь»?
2. Когда слово «жизнь» оказывается в сильной позиции?
3. Составьте схему:
-Николай Петрович: цитата про жизнь
- Мать: цитата про жизнь
- Одинцова: цитата про жизнь
-Отец Николая Петровича: цитата про жизнь
-Павел Петрович Кирсанов: цитата про жизнь и т.д.
4. Смирится ли главный герой романа Е.Базаров со сложностью жизни, с таинственностью её?
5. Что Базаров считает в жизни лишним, что противостоит его нигилизму?
6. К чему приводит Базарова отрицание сложности жизни?
7. Как меняется Базаров с появлением Одинцовой в романе?
8. Что обнажает автор в герое романа?
9. Становится ли Базаров ближе читателю со страниц любви?
10. 26 глава, конец. Почему Базаров злится? Возмущается? Бунтует? «Что за безобразие! Что за пустяки?»
11. Как эти чувства в нем живут, проявляются, выражаются? Почему признание Базарова испугало Одинцову?
12. Верит ли уже читатель фразе Базарова : «Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть»?
13. Оцените романтическую фразу в сцене смерти: « Ведь я вас не поцеловал тогда, дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».
14. Романтизм- можно ли отнести это чувство к важным ценностям жизни? Или это только удел восторженных душ? Какой взгляд Тургенева на это? Аргументируйте текстом: «Вы красивая…»?
15. Какой авторитет в романе является сильным оппонентом Базарову?
16. Роман с конца. Как вы объясните такой творческий подход Тургеневу к своему произведению? Почему, похоронив героя, потом дает ему жизнь?
17. Можно ли соотнести эту мысль с рассказом из «Записки охотника», «Хорь и Калиныч»? Каким Тургенев видит путь развития России?
18. Современна ли тургеневская мысль сегодня?
19. Почему же тогда Базаров сомневается в том, что он нужен России?
20. Как считает Тургенев?
21. «Если читатель не полюбит Базарова со своей грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью,- писал Тургенев,- если он его не полюбит, повторяю, - я виноват и не достиг своей цели». Полюбили ли вы Базарова?
III. Кейс- проект «Эпилог»
- рассуждение
- этюд
- эссе на тему: Философский смысл финала романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Добавь слово: Глава XV. «Сконфузился», «покраснел»- любовь
«день моего ангела настал- 22 июня» - суеверие.
- дневник Л.Н.Толстого.
- статья З.Фрейда по Достоевскому Ф.М.
- статья А.Шопенгауэра по Л.Н.Толстому, А.А.Фету.
Проба – открытый урок по рассказу Людмилы Улицкой «Пиковая Дама»
- Беру не числом произведений, не обзорами, а конкретным изучением одного романа, одной драмы, одной поэмы – умением читать и вычитывать из произведения главное, самую его суть.
- Доказываю через читательский труд, что в художестве есть знание, что через образы можно коснуться самого духа Истины.
- Задача: научить интерпретировать художественный текст и откликаться на него собственным текстом, научить понимать законы, по которым он создаётся, научить хорошему вкусу – СТИЛЮ.
Применяю активные приемы, формирующие у лицеистов способность к полноценному восприятию литературного произведения.
а) обозначаю, элементы художественного текста, устанавливаю связи между ними – это главное условие проникновения в его смысл.
б) разрабатываю модель чтения, облегчающий доступ к смыслам произведения –это выявление бинарных (2-х правд) оппозиций-, оттолкнувшись от противопоставления элементов, нахожу их взаимосвязь, соединяю в смысловые «узлы», которые и являются главной мыслью эпизода, сцены, части романа.
в) на обобщающих уроках использую прием диалога учащихся с авторской сферой, с авторским сознанием, распутываю философскую мысль, намечаю проекции, строя схемы, параллели, аналогии.
г) учащиеся диалогизируют, спорят, членят роман на плоскости, выбирая главное, моделируют своё видение.
д) изучают текст во множестве и в целом через:
1. схему;
2. гипотезы;
3. диалоги (прорабатываем);
4. обобщение: вертикальное и горизонтальное (система героев, композиция; изобразительные средства, приемы, стиль);
«все его элементы суть элементы смысловые» (Лотман Ю.). Исходя из этих положений, выделяем основные приемы, опробуем их на уроке
24 09 2014
1 стр.
Метод рефессии. Метод "Ива" и его применение в быту Тактильная память. Метод "Эхо"
17 12 2014
1 стр.
Сюжеты большинства притч заимствованы из «Пролога» и из «Отечника» святителя Игнатия Брянчанинова
01 09 2014
9 стр.
Глюком, то с Моцартом, то с Сальери, а то и с затесавшимся зачем-то в эту компанию и нагло являвшимся без вызова Казановой
25 12 2014
10 стр.
Позитивизм Э. Дюркгейма принято называть «социологизмом». Основные работы: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство»
11 10 2014
1 стр.
«SU» Советский Союз. Значит, машина шла из Китая в Рыбачье, на автобазу Внештранса, откуда всегда можно добраться до Фрунзе. Вы сейчас отправляетесь? Подвезите, пожалуйста, в Рыбач
11 09 2014
4 стр.
Для доказательства ведущей роли наследственности в формировании организма Гальтон использовал новый, им разработанный и введенный в науку метод близнецового анализа (1876 г.)
08 10 2014
1 стр.
Метод, как объективный метод оценки состояния качества основных паразитических показателей 6
16 12 2014
6 стр.