Перейти на главную страницу
А.М. Алешечкин, А.П. Романов,
Сибирский федеральный университет, Институт инженерной физики и радиоэлектроники, 660074, Россия, Красноярск, ул. Киренского, 28
Ключевые слова – радионавигационные, синхронизация, местоопределение, координаты, погрешности, компенсаторы, приемники, передатчики.
В настоящее время к РНС предъявляются повышенные требования к точности и достоверности радионавигационных определений, кроме того РНС должны позволять решать задачи наземной поддержки потребителей СРНС. Такая поддержка может быть реализована путем возложения на РНС функций передачи дифференциальных поправок к сигналам СРНС, что реализуется путем размещения в составе опорных станций (ОС) РНС контрольно-корректирующих станций (ККС) СРНС. При этом выбираемая структура сигналов РНС должна позволять передавать в составе навигационных сигналов блоки цифровой информации, несущие данные дифференциальной коррекции и служебные сообщения с заданной скоростью.
Повышение точности радионавигационных определений в РНС невозможно без решения другой проблемы – синхронизации шкал времени (ШВ) ОС, что обеспечивает задание единой системной шкалы времени (СШВ) РНС.
В СРНС ГЛОНАСС и GPS реализация СШВ осуществляется путем установки на борт каждого из навигационных космических аппаратов (НКА) высокоточных стандартов частоты и времени и определении параметров ухода ШВ НКА по результатам измерений, выполняемых станциями наземного комплекса управления (НКУ). Информация о значениях корректирующих коэффициентов полиномов, аппроксимирующих уход часов, закладывается на борт НКА СРНС с передающих станций НКУ по выделенному радиоканалу [1].
В РНС для реализации единой СШВ могут быть использованы следующие способы:
Дифференциальный метод ввода поправок имеет недостаток, состоящий в необходимости выделения специального радиоканала для передачи поправок в реальном времени, организации и облуживании КП, разработки аппаратуры потребителей РНС с учетом необходимости приема дополнительных сигналов, излучаемых КП.
Второй метод требует наличия возимого стандарта частоты, организации перевозок этого стандарта между станциями системы, проведения сличений временных шкал возимого стандарта и стандартов частоты ОС.
Недостатком третьего метода является то, что во время проведения калибровки требуется выводить РНС из штатного режима, что приводит к прерыванию обеспечения потребителей информацией о координатах. Кроме того, с течением времени, прошедшего от момента последней калибровки, информация о поправках устаревает, вследствие взаимного расхождения ШВ ОС, обусловленного долговременной нестабильностью частоты используемых стандартов частоты и времени, что приводит к постепенной деградации точности определений.
Реализация четвертого метода возможна лишь при наличии приеме сигналов СРНС, в результате чего РНС с синхронизацией по СРНС теряет автономность.
Наличие указанных недостатков явилось побудительным мотивом для разработки метода синхронизации ОС наземной РНС, позволяющего в значительной степени снизить влияние перечисленных недостатков.
Рис. 1. Расположение ОС и БС РНС
Точка располагается так, чтобы исключить возможное затенение излучения сигнала от антенны точки
, а также возможные затенения точки приёма
антенной ОС точки
при излучении сигналов от точек
и
.
Время распространения сигналов между точками и
определяется из выражения:
,
где – разность расстояний на трассах
и
;
– скорость распространения электромагнитных волн в пространстве.
Расстояния и
вычисляются по известным координатам точек
,
и
.
Аналогично, время распространения сигналов на трассе будет определено в соответствии с выражением:
где – разность расстояний на трассах
и
.
При приёме в точке сигнала, излученного из точки
в момент времени
можно измерить время
[5]. Следует отметить, что передатчики всех ОС излучают сигналы в одно и то же известное время, то есть
по отношению к началу собственных шкал времени (рис. 2).
Рис. 2. Эпюры сигналов навигационной системы
Аналогично, при приеме в точке сигнала, излученного из точки
в момент времени
можно измерить время
. В этом случае погрешность часов в точке
относительно точки
будет равна
.
При приёме в точке сигнала, излученного из точки
в момент времени
можно измерить время распространения сигнала на трассе
:
,
где – измеренная величина псевдозадержки распространения сигналов на трассе АМ.
В свою очередь, при приеме в точке сигнала, излученного в момент времени
из точки
можно измерить время распространения сигнала на трассе
:
,
где – измеренное значение псевдо-задержки распространения сигнала на трассе ВМ.
Аналогичным образом, при приёме в точке сигнала, излученного из точки
в момент времени
определяется время распространения сигнала на трассе CM в соответствии с выражением:
,
где – измеренное значение псевдо-задержки распространения сигнала на трассе СМ.
Координаты места точки расположения БС M можно определить путем решения системы трех уравнений для псевдодальностей, измеренных БС (M) до ОС1 (А), ОС2 (B) и ОС3 (С), имеющей вид:
, (1)
где ,
,
– известные координаты точки А (ОС1), точки B (ОС2) и С (ОС3) соответственно;
и
– определенные в точке А и передаваемая в составе сигнала ОС1 (А) информация об отклонении ШВ точек B и С по отношению к СШВ, задаваемой ОС1;
– неизвестное отклонение ШВ БС (M) по отношению к СШВ, в рассмотренном случае соответствующее шкале времени ОС1, расположенной в точке А.
Таким образом, приведенная система уравнений (1) содержит 3 уравнения с тремя неизвестными и может быть разрешена на практике, например, при помощи итерационного метода Ньютона [1]. При наличии избыточных результатов псевдодальномерных измерений система (1) решается с использованием традиционного для радионавигационных определений метода наименьших квадратов [1].
Вычисление погрешности часов осуществляется на основе приема в точке
сигнала, излученного из точки B. Удаление приёмной антенны (точка
) от излучающей антенны (точка А) составляет не более половины длины волны.
В настоящее время с целью экономии частотного ресурса наиболее перспективным способом разделения сигналов ОС РНС является кодовый метод разделения сигналов. Данный способ предусматривает излучение сигналов ОС РНС, модулированных псевдослучайными последовательностями, обладающими хорошими авто – и взаимокорреляционными свойствами [5].
При работе с кодовым разделением сигналов ОС РНС все станции работают на одной частоте, а излучаемые сигналы ОС перекрываются во времени. В этом случае, с целью исключения воздействия мощного сигнала от ближайшей излучающей антенны (точка ), в приёмнике (точка
) используется автокомпенсатор (АК) мощного сигнала [6], реализованный в соответствии со схемой, приведенной на рис. 3.
Рис. 3. Структурная схема автокомпенсатора мощного сигнала
Автокомпенсатор включает в себя полосовой фильтр (ПФ), обеспечивающий необходимую избирательность по соседнему каналу, блок восстановления формы мощного сигнала (БВС), линию задержки (ЛЗ), величина задержки в которой соответствует времени, необходимому для формирования сигнала в БВС, схему управления корреляционной обратной связью (К), сумматор (∑) и блок измерения погрешностей часов (БИПЧ).
При натурных испытаниях с излучающей антенной [7] при её действующей высоте =6 м с током 25 А в АК на выходе ПФ уровень сигнала составляет 0.8 В на приемной антенне с действующей высотой
= 1.5 м, находящейся на расстоянии
от излучающей. При этом, при приеме сигналов от ОС, находящейся на расстоянии, например, 500 км при длине волны сигналов
=200 м уровень сигнала в антенне
составляет около 1 мкв при расположении трассы распространения сигналов над морем [8, с. 321 – 322]. Исходя из приведенных данных, для приема сигнала удаленной ОС, требуется подавить мощный сигнал своей ОС в
раз. Указанная величина подавления вполне реализуема при помощи предлагаемого автокомпенсатора.
В этом случае сигналы от антенн B и C через антенну будут поступать на вход приемника (рис. 4), при этом мощный сигнал от антенны A будет подавлен при помощи автокомпенсатора рис. 3, а сигналы от антенн B и C будут приниматься без искажений. Это позволит в приемнике определять величины погрешностей часов
и
, после чего передавать их в модулятор передатчика ОСА для излучения их в составе навигационных сигналов для коррекции ШВ ОС2 (B) и ОС3 (C) бортовой станцией M (рис. 4).
Рис. 4. Приёмо-передающая система ОС
С целью получения минимальной погрешности измерения координат, точкой A должна являться точка с минимальным удалением от места расположения БС (М), так как в этом случае значение псевдозадержки распространения сигнала будут измеряться при больших отношениях сигнал/шум, а значит с меньшей погрешностью.
Для реализации этого режима требуется оснастить все ОС приемными устройствами (рис. 5).
Рис. 5. Геометрическая схема РНС с тремя приемопередающими ОС
При построении РНС в соответствии с рис. 5 приемное устройство БС будет выбирать из сигналов трех принимаемых ОС наиболее мощный, и использовать информацию о погрешностях часов двух других ОС, переданных составе данного сигнала.
Передача информации о поправках к ШВ может быть осуществлена в виде резервных сообщений стандарта передачи дифференциальных поправок RTCM SC-104 [9].
Предложенные методы повышения точности определения координат БС и повышения метрологических характеристик РНС в целом могут найти применение в современных РНС с широкополосными сигналами.
02 10 2014
1 стр.
Характеристики и критерии защиты приемных земных станций радионавигационной спутниковой службы (космос-Земля) и приемников воздушной радионавигационной службы, работающих в полосе
02 10 2014
6 стр.
Характеристики и защитные критерии приемных космических станций и характеристики передающих земных станций в радионавигационной спутниковой службе (Земля-космос), работающих в поло
02 10 2014
1 стр.
Овышение точности определения координат наземной радионавигационной системой при малых базах расположения радиомаяков
02 10 2014
1 стр.
Характеристики и критерии защиты для приемных земных станций в радионавигационной спутниковой службе (космос-Земля), работающих в полосе частот 1164–1215 мгц
02 10 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
Приведены методика и результаты наземной калибровки времяпролетной системы (tof) спектрометра
12 10 2014
1 стр.
12 10 2014
1 стр.