и продовольствия Республики Беларусь
«Гродненский государственный
аграрный университет»
Кафедра экономической теории
Методические рекомендации
к практическим занятиям
для студентов неэкономических специальностей
Гродно 2011
УДК 330.1(076.1)
ББК 65.01 Я73
Э 40
Рецензенты:
Карпов В.А. – кандидат экономических наук, доцент.
Э 40
|
Экономическая теория : методические рекомендации к практическим занятиям для студентов неэкономических специальностей / А.И. Ганчар, Л.Ю. Герасимович, С.С. Захорошко, О.О. Янюк. – Гродно : ГГАУ, 2011. – 238 с. |
Методические рекомендации для студентов УО «ГГАУ» неэкономических специальностей предназначены для организации самостоятельной работы студентов по курсу «Экономическая теория», проведения практических занятий, диагностики уровня и качества полученных ими знаний по экономической теории.
УДК 330.1(076.1)
ББК 65.01 Я73
Рекомендовано межфакультетской методической комиссией экономического факультета и факультета бухгалтерского учета 30 сентября 2011 г. (Протокол № 1).
© УО «Гродненский государственный аграрный университет», 2011
© А.И. Ганчар, Л.Ю. Герасимович, С.С. Захорошко, О.О. Янюк, 2011
Введение…………………………………………………… |
5 | |
Тематический план ……………………………………….. |
8 | |
Некоторые специальные формы учебной работы в рамках модулей …………………………………………… |
10
| |
Рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине………………………………………………… |
13
| |
Планы практических занятий
|
| |
Модуль I Введение в курс. Основы микроэкономики | ||
Тема 1.1 |
Экономическая теория: предмет и метод….. |
21 |
Тема 1.2 |
Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике……………………………………. |
32
|
Тема 1.3 |
Экономические системы. Собственность в экономической системе…………………….. |
44
|
Тема 1.4 |
Рыночная система хозяйствования………… |
51 |
Тема 1.5 |
Спрос, предложение, рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения ……… |
59
|
Тема 1.6 |
Теория поведения потребителя…………….. |
71 |
Тема 1.7 |
Теория фирмы……………………………….. |
84 |
Тема 1.8 |
Издержки и доходы фирмы………………… |
98 |
Тема 1.9 |
Рынки факторов производства и распределения доходов……………………... |
113
|
|
Контрольные вопросы по модулю I………... |
122 |
Модуль II Основы макроэкономики и мировой экономики | ||
Тема 2.1 |
Основные макроэкономические показатели. |
127 |
Тема 2.2 |
Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления……………………….. |
140
|
Тема 2.3 |
Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения (AD-AS)………………………. |
149
|
Тема 2.4 |
Модель совокупных доходов и расходов (КСР)…………………………………………. |
157
|
Тема 2.5 |
Финансовая система и фискальная политика государства………………………………….. |
165
|
Тема 2.6 |
Денежный рынок. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика…… |
175
|
Тема 2.7 |
Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель IS-LM (КСР)…………………………………….. |
185
|
Тема 2.8 |
Социальная политика государства. Экономический рост………………………… |
191
|
Тема 2.9 |
Современное мировое хозяйство и его структура…………………………………….. |
211
|
Тема 2.10 |
Формы международных экономических отношений. Платежный баланс страны и его структура………………………………… |
220
|
|
Контрольные вопросы по модулю 2……….. |
229 |
Литература………………………………………………… |
234 |
Учебно-методическое пособие нового поколения по учебной дисциплине «Экономическая теория» предназначено для руководства в своей деятельности студентам неэкономических специальностей. Ее отличительными особенностями, по сравнению с предыдущим типом методических рекомендаций являются: обновленное содержание, акцентация на компетентностном подходе в обучении, значительное усиление роли и доли самостоятельной работы студента, использование современных инновационных педагогических технологий. В рамках совместного сотрудничества преподавателя и студента рекомендации выступают своеобразным «навигатором» добывания знаний, информации и приобретения практико-ориентированных, жизнедеятельностных умений.
В результате изучения дисциплины студент должен: знать и уметь объяснить: основные экономические понятия и категории, тенденции развития объективных экономических процессов, основные задачи экономики, основные экономические цели общества, основы поведения потребителя и производителя в рыночной экономике, основные формы фискальной и денежно-кредитной политики, • особенность экономических процессов в Республике Беларусь;
Размещенные в пособии тексты-источники, тесты, практические задания составлены авторами методических рекомендаций на основании следующих базовых источников, которые рекомендованы студентам в качестве основной литературы для подготовке к практическим занятиям, к сдаче экзамена по дисциплине:
Содержание |
Объем часов |
В том числе | ||
лекции |
практические занятия | |||
Модуль I Введение в курс. Основы микроэкономики | ||||
Тема 1.1 Экономическая теория: предмет и метод |
4 |
2 |
2 | |
Тема 1.2 Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике |
4 |
2 |
2 | |
Тема 1.3 Экономические системы. Собственность в экономической системе |
4 |
2 |
2 | |
Тема1.4Рыночная система хозяйствования |
4 |
2 |
2 | |
Тема 1.5 Спрос, предложение, рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения |
4 |
2 |
2 | |
Тема 1.6 Теория поведения потребителя |
4 |
2 |
2 | |
Тема 1.7 Теория фирмы |
4 |
2 |
2 | |
Тема 1.8 Издержки и доходы фирмы |
4 |
2 |
2 | |
Тема 1.9 Рынки факторов производства и распределения доходов |
4 |
2 |
2 | |
Модуль II Основы макроэкономики и мировой экономики | ||||
Тема 2.1 Основные макроэкономические показатели |
4 |
2 |
2 | |
Тема 2.2 Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления |
4 |
2 |
2 | |
Тема 2.3 Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения (AD-AS)
|
4 |
2 |
2 | |
Тема 2.4 Модель совокупных доходов и расходов (КСР) |
4 |
2 |
2 | |
Тема 2.5 Финансовая система и фискальная политика государства |
4 |
2 |
2 | |
Тема 2.6 Денежный рынок. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика |
4 |
2 |
2 | |
Тема 2.7 Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель IS-LM (КСР) |
4 |
2 |
2 | |
Тема 2.8 Социальная политика государства. Экономический рост |
4 |
2 |
2 | |
Тема 2.9 Современное мировое хозяйство и его структура |
4 |
2 |
2 | |
Тема 2.10 Формы международных экономических отношений. Платежный баланс страны и его структура |
4 |
2 |
2 | |
Итого |
76 |
38 |
38 |
Формирование системы теоретических знаний, практических умений и навыков по учебной дисциплине предполагает использование преподавателем некоторых специальных форм учебной работы. Среди них особое место занимают: компьютерное тестирование; доклады, рефераты; индивидуальные задания.
Одной из форм проверки самостоятельной работы студентов является компьютерное тестирование. Оно позволяет разнообразить учебный материал и применяемые преподавателем методические приемы и методы. Практическое занятие становится более живым и интересным. Контакт со студенческой аудиторией и обратная связь становятся самыми непосредственными.
Тестирование может проводиться в разных формах. В виде соперничества команд, с участием и без участия преподавателя, с привлечением экспертов со стороны студентов и пр. Данная форма учебной работы будет более результативной, если наряду с собственно контролем знаний, преподаватель будет комментировать выбираемые студентами ответы. Следует показывать студентам, почему они дают правильные или неправильные ответы и давать дополнительную информацию по рассматриваемому вопросу.
Тестирование рассматривается как форма контроля со стороны кафедры за процессом обучения студентов и позволяет быстро и достаточно объективно оценить знания студента, полученные по предмету.
Для того, чтобы успешно выполнить тесты, студенту необходимо ознакомиться со всем учебным материалом по данному курсу и обратить особое внимание на те темы, по которым предстоит решить тесты. Тесты выполняются на компьютере, поэтому студент должен иметь некоторые навыки работы на нем. Если тесты успешно выполнены, студент допускается к экзамену по предмету.
Тестирование может проводиться как в рамках отдельных тем, так и в целом по модулю. По результатам тестирования преподаватель выставляет студенту рейтинговый балл.
Другой формой организации учебной работы студентов является подготовка докладов, рефератов.
Студент самостоятельно выбирает понравившуюся тему и готовит доклад к следующему занятию. К теме доклада студенту предлагается один, два источника, в которых раскрывается эта тема. Однако студент может готовить доклад и по другим источникам.
Материал доклада должен быть структурированным – содержать титульный лист, основную часть, выводы, список использованной литературы. Высоко оценивается авторская редакция материала и разноплановый, критический подход к изложению материала, содержащий различные мнения по освещаемой проблеме с указанием ссылок на использованные источники. В текст доклада могут включаться схемы, графики, рисунки, которые дают более наглядное представление по существу того или иного рассматриваемого вопроса.
Объем доклада должен составлять 3-4 страницы машинописного текста (формат А4, размер шрифта 14, полуторный межстрочный интервал). Не допускается представление доклада в виде ксерокопий, сканированных страниц, разобщенных выдержек. Преподаватель, проверив доклады, выбирает те, которые будут заслушаны в аудитории на очередном занятии.
Получив доклад после проверки, студент должен внимательно ознакомиться с замечаниями в тексте и выяснить у преподавателя непонятные вопросы.
Следующей формой контролируемой самостоятельной работы студентов являются индивидуальные задания. Они отличаются от рефератов своей практической направленностью, необходимостью проведения расчетов и анализа по выбранной теме.
Индивидуальные задания могут охватывать изучение одной темы или нескольких. Индивидуальный характер заданиям придает возможность выбора студентом любой темы, исходя из его научных интересов.
Каждый студент самостоятельно формирует исходные данные для решения предложенных в этих заданиях производственных ситуаций, используя материалы конкретного СПК. Это не только обеспечивает индивидуальность заданий, но и повышает их реальность, максимально приближая к условиям конкретных сельскохозяйственных производителей. Допускается формирование исходных данных на основе условного предприятия,
Основная часть индивидуальных заданий обязательна для решения всеми студентами, выполнение остальных определяется в зависимости от схемы изучения дисциплины, выбранной студентом.
Студенты, изучающие дисциплину по индивидуальному графику, сдающие предмет экстерном, не посещающие семинарские занятия в силу ряда обстоятельств или не принимавшие участие в работе семинара, кроме названных выше индивидуальных заданий выполняют дополнительные задания.
По согласованию с преподавателем студенты могут выполнять и другие индивидуальные задания в соответствии с их научными взглядами и возможностью получения фактических данных и материалов.
При выполнении индивидуальных заданий необходимо соблюдать предложенную последовательность, что обусловлено логикой изучаемой дисциплины. Каждое последующее индивидуальное задание требует выполнения всех предыдущих, что формирует необходимые знания, умения и навыки.
Выполняя индивидуальное задание, в первую очередь студент должен изучить материал, изложенный в учебной литературе, затем — в монографической и только после этого — данные периодической печати. Для того чтобы содержание индивидуального задания было актуальным, рекомендуется использовать литературные источники, изданные не ранее 2007г.
Индивидуальное задание выполняется студентом самостоятельно. Не допускается дословное переписывание из литературных источников без соответствующих ссылок, а также заимствование индивидуального задания у других студентов. Изложение материала в индивидуальном задании должно быть последовательным, логичным.
Индивидуальные задания выполняются в соответствий со стандартом СТП 20-03-2004 "Общие требования, порядок выполнения и правила оформления студенческих работ и магистерских диссертаций". В конце каждого индивидуального задания приводится список использованной литературы, оформленный в соответствии со стандартом СТП 20-03-2004.
По результатам выполненных индивидуальных заданий организуются семинарские занятия. Студенты, которые отсутствовали на семинарском занятии или не приняли участия в дискуссии из-за неготовности индивидуального задания, выполняют его письменно и сдают преподавателю 'на проверку,
В случае некачественного выполнения индивидуального задания оно направляется студенту на доработку. После доработки индивидуальное задание представляется повторно с первым вариантом.
Тестирование, доклады, рефераты и индивидуальные задания содействуют более глубокому пониманию предмета, приучают студентов к самостоятельной работе с учебной и другой специальной литературой. При выполнении данных видов контролируемой самостоятельной работы студенты совершенствуют и закрепляют полученные знания, формируют экономическое мышление, вырабатывают способность к познанию сущности экономических явлений, закономерностей и взаимосвязей. Одновременно, студенты учатся анализировать и прогнозировать развитие объективных экономических процессов, определять наиболее эффективные способы решения хозяйственных проблем.
Рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине
Все виды учебной работы по курсу студенты выполняют и сдают преподавателю в установленные сроки в соответствии с календарным планом и учебной программой.
Уровень выполнения определенного вида учебной работы оценивается рейтинговыми баллами: 1, 2, 3, … 10.
Формами контроля являются: контрольная работа, коллоквиум, программированный опрос, индивидуальное задание (письменное или устное), ответ на семинарском занятии и т.п.
Формы учебной работы, за которые выставляется рейтинговый балл:
Индивидуальный рейтинговый балл студента в целом по модулю определяется как средняя арифметическая по следующей формуле:
где
nу - количество оценок по различным формам выполненной учебной работы;
Бд - баллы, полученные за различные формы другой оцениваемой работы;
nд - количество оценок по различным формам другой оцениваемой работы;
Например, студент в пределах модуля получил несколько оценок за различные формы учебной работы. Ответил на семинарском занятии, получив 8, дополнил другого студента на 7, подготовил реферат с оценкой 9, решил задачу на 6. Кроме названных баллов преподаватель выставляет в конце модуля оценки по другим формам оценивания. Так, за индивидуальную активность на занятиях, студент получает 7, в связи с полным отсутствием пропусков занятий 10, за наличие и форму ведения конспекта – 8.
Тогда индивидуальный рейтинговый балл студента в целом по модулю будет равен:
Итоговый индивидуальный рейтинговый балл студента определяется путём расчета среднего балла по трем модулям по следующей формуле:
где
N – количество модулей (в нашем случае – три).
Например, оценка за первый модуль 8, за второй, 8, за третий 6, тогда итоговый индивидуальный рейтинговый балл студента будет равен
, округляем до 7 баллов.
Таким образом все оценки по модулю, итоговая предсессионная оценка за семестр выставляются по десятибалльной шкале.
По желанию преподавателя может применяться иная система оценивания студента: перевод всех оценок в соответствующие показатели, согласно нижеприведенной таблице.
Таблица - Поощрительные баллы при изучении модуля
Поощряемые учебные действия |
Поощрительные баллы |
1.Своевременность выполнения и сдачи: - лабораторных и практических работ - заданий по УСР
|
до 0,4
до 0,5 |
2. Результативность работы на занятиях при оценках: 4-6
7-8 9-10
|
0,2
0,4 0,6
|
3. Посещение занятий |
до 0,3 |
4. За каждое отсутствие на занятиях без уважительной причины (причина должна быть указана в выданном деканатом допуске) |
– 0,3
|
5. Образцовое ведение рабочих тетрадей |
до 0,3
|
6. За каждый сделанный студентом на занятиях доклад |
до 0,4
|
7/ Выбор и анализ научной статьи по соответствующей теме* |
до 0,8 |
8. Анализ хрестоматийной литературы (текста-источника) по соответствующей теме** |
до 0,8 |
** - Анализ производится с использованием, сравнении, научных статей и текстов учебников (характеристики в учебниках дя высших учебных заведений)
Таблица - Шкала перевода суммарного рейтингового балла в оценку
|
Число модулей |
Предсессион-ная оценка за семестр по рейтинговым баллам | |||
Суммар-ный рейтинго-вый балл |
1* |
2** |
3** |
4** | |
4,0-4,4 |
8,0-8,9 |
12,0-13,4 |
16,0-17,9 |
4 | |
4,5-5,4 |
9,0-10,9 |
13,5-16,4 |
18,0-21,9 |
5 | |
5,5-6,4 |
11,0-12,9 |
16,5-19,4 |
22,0-25,9 |
6 | |
6,5-7,4 |
13,0-14,9 |
19,5-22,4 |
26,0-29,9 |
7 | |
7,5-8,4 |
15,0-16,9 |
22,5-25,4 |
30,0-33,9 |
8 | |
8,5-9,4 |
17,0-18,9 |
25,5-28,4 |
34,0-37,9 |
9 | |
9,5 и выше
|
19,0 и выше
|
28,5 и выше
|
38,0 и выше
|
10 |
** - оценивание суммарного количества модулей.
Преподаватель заносит оценки по модулям в соответствующую ведомость, которая хранится на кафедре экономической теории.
УО «Гродненский государственный аграрный университет»
Дневное обучение
Рабочая ведомость
Семестр_____20___/ 20_____ учебного года
Факультет ___________курс__________ группа______________
Дисциплина ______________________________________________________
Фамилия и инициалы преподавателей _____________________
№ |
Фамилия и инициалы студента |
№ зачетной книжки |
Рейтинговый балл по модулю на дату сдачи/пересдачи |
Суммарный рейтинговый балл |
Предсессионная оценка за семестр по рейтинговым баллам |
Подпись преподавателя | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бесплатная пересдача модуля, рейтинговый балл которого ниже «4», допускается не более 2-х раз. Последующая пересдача модуля осуществляется путем написания и защиты студентом реферата, с предоставлением платного допуска. Тему реферата определяет преподаватель.
Студент, имеющий предсессионную оценку за семестр «9-10», в случае получения баллов по каждому из модулей не ниже «8» освобождается от сдачи экзамена с выставлением предсессионной оценки как итоговой, но только после получения студентом допуска к сессии.
В целях повышения итоговой оценки по дисциплине студенты, освобождённые от сдачи экзамена, могут сдавать экзамен по своему усмотрению.
В случае недопуска студента, имеющего предсессионную оценку за семестр «9-10» баллов и освобожденного от сдачи экзамена, в зачетно-экзаменационную ведомость в соответствующей графе выставляется предсессионная оценка, а в графе «Итоговая оценка» делается запись «не явился».
После получения допуска к сессии, студенту, имеющему предсессионную оценку за семестр «9-10», и освобожденному от сдачи экзамена, выставляется в экзаменационный лист, выданный деканатом, предсессионная оценка.
Экзаменационный лист (подшивается к основной ведомости в деканате) | ||
Название дисциплины_________________________________________________________ | ||
Экзаменатор (фамилия и инициалы)____________________________________________ | ||
Фамилия и инициалы студента_________________________________________________ | ||
№ зачетной книжки______ |
Факультет_______________ |
Курс_____ Группа_______ |
|
Декан факультета_________________________________ | |
|
|
|
Предсессионная оценка______________________________ |
| |
Экзаменационная оценка____________________________ ,Итоговая оценка__________________________________ |
Дата сдачи______________ | |
Подпись экзаменатора_______________________________ |
Экзаменационный лист (подшивается к основной ведомости на кафедре) | ||
Название дисциплины_________________________________________________________ | ||
Экзаменатор (фамилия и инициалы)____________________________________________ | ||
Фамилия и инициалы студента_________________________________________________ | ||
№ зачетной книжки______ |
Факультет_______________ |
Курс_____ Группа_______ |
|
Декан факультета_________________________________ | |
|
|
|
Предсессионная оценка______________________________ |
| |
Экзаменационная оценка____________________________ ,Итоговая оценка__________________________________ |
Дата сдачи______________ | |
Подпись экзаменатора_______________________________ |
Если предсессионная оценка за семестр «8» и менее баллов и студент сдает экзамен, то итоговая оценка определяется как средняя арифметическая предсессионной и экзаменационной оценок. Округление итоговой оценки осуществляется по правилам округления.
Если студент, в результате сдачи экзамена получил оценку выше предсессионной и при этом активно работал на семинарских занятиях, то преподаватель имеет право повысить итоговую оценку, которая определяется как среднее арифметическое значение предсессионной и экзаменационной оценок, на один балл, но не выше экзаменационной оценки.
УО «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Семестр 2009 / 2010 учебного года
Форма контроля: экзамен
Факультет ______________ курс _________группа__________
Дисциплина_____________________________________________________________
Фамилия и инициалы преподавателей_________________________________________
Дата проведения зачета, экзамена: « »__________________20 _____ г.
№ |
Фамилия и инициалы студента
|
№ зачетной книжки |
№ билета |
Предсессионная оценка* |
Экзаменационная оценка или отметка о сдаче зачёта |
Итоговая оценка |
Подпись экзаменатора | |
цифрой |
прописью | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Запрещается:
В случае получения экзаменационной оценки ниже «4» баллов, она же и выставляется в графу «Итоговая оценка». При этом экзамен должен быть пересдан в установленном порядке на оценку «4» и выше баллов.
Студенты, которым в порядке исключения в пределах общих сроков обучения приказом ректора университета разрешено заниматься по индивидуальному графику, сдают модули в сроки, установленные планом и согласованные с преподавателем дисциплины и деканом факультета.
Модуль I Введение в курс. Основы микроэкономики
07 10 2014
13 стр.
16 12 2014
1 стр.
23 09 2014
3 стр.
07 10 2014
1 стр.
02 10 2014
3 стр.
18 12 2014
1 стр.
10 09 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.