МО …
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Карельская государственная педагогическая академия»
Н.В. Юдин
Методическое пособие к курсу «Возрастная психология»
Петрозаводск
Издательство КГПА
2011
Рецензенты:
Румянцева А.В., канд. психол. наук, доцент кафедры общей психологии КГПА
Л.И.Теплова, канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии ПетрГУ
Пособие предназначено для студентов заочного отделения педагогических ВУЗов и включает в себя конспективные материалы по основным блокам курса «возрастная психология». Также в пособии представлены материалы для самостоятельной работы…
Введение
Изучение проблемы человеческой индивидуальности, которой посвящено данное пособие, имеет длинную историю и характеризуется противоречивым отношением к самому факту существования различий между людьми. Так некоторые зарубежные психологи (преимущественно бихевиористы) игнорируют индивидуальные различия. Но любая психологическая характеристика существует только в индивидуальных формах.
В рамках психологии индивидуальных различий изучаются наиболее существенные характеристики, определяющие психологический облик человека, их структура и взаимосвязи; природа индивидуальных различий; анализируются уникальность конкретного человека и различия между группами.
Понятие индивидуальности используется в психологии при описании двух явлений. Во-первых, при анализе своеобразия психологических свойств человека, проявляющихся в разных сферах (интеллекте, темпераменте, личности). Во-вторых, при анализе иерархической организации психологических свойств человека.
В данном пособии описываются как своеобразные психологические свойства: интеллект, креативность, одаренность и др., так и разные подходы к описанию систем организации психологических свойств (Б.Г.Ананьева, В.М.Русалова, В.С.Мерлина и т.д.).
Цель курса: усвоение студентами знаний о психологических характеристиках различных этапов возрастного развития человека
Задачи курса:
-
Ознакомление слушателей с многообразием теоретических подходов к изучению пути развития человека в онтогенезе;
-
Приобретение знаний о психологических особенностях основных периодов жизни человека
-
Установление связи между имеющимся практическим опытом слушателей и теоретическими знаниями по возрастной психологии;
Раздел I. Теоретические основы возрастной психологии
Цель: освоить базовую терминологию курса возрастной психологии и основные теоретические подходы к пониманию развития.
Для понимания специфики возрастной психологии в первой теме этого раздела представлена характеристика ее предмета и методов; даны понятия возраста, развития и роста как базовые для всего курса.
Теории психического развития, представленные в последующих темах раздела, – это результат работы ученых, оставивших наиболее яркий след в возрастной психологии. Эти теории помогают другим ученым в построении своих исследований, практикам – в понимании тех явлений в развитии ребенка, с которыми они сталкиваются.
Теории призваны объяснять феномены, раскрывать связь между явлениями, показывать логику процессов развития. Однако важно отметить, что не существует «правильных» и «неправильных» теорий. Это связано во-первых, с тем, что процессы развития слишком сложны, чтобы одна теория могла претендовать на полное понимание развития человека. Во-вторых, каждая из приведенных концепций имеет как свои достоинства, так и недостатки: каждая подвергалась и подвергается критике.
В курсе возрастной психологии теории предлагаются как широкий, целостный взгляд с разных точек зрения на психическое развитие ребенка. В их числе:
-
Зигмунд Фрейд (изучение психосексуального развития ребенка);
-
Эрик Эриксон (психосоциальное развитие);
-
Лоуренс Колберг (развитие нравственности);
-
Эльконин Даниил Борисович и Выготский Лев Семенович (развитие деятельности);
-
Жан Пиаже (развитие интеллекта).
Тема 1. Возрастная психология как отрасль психологической науки.
Предмет возрастной психологии: раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.
Основные понятия возрастной психологии отражают особенности изучаемого предмета: это рост, развитие и возраст.
Рост – это процесс
количественных изменений внутренней структуры и состава входящих в объект отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.
Развитие – процесс
качественного изменения, который проявляется в появлении новообразований: новых механизмов, новых процессов, новых структур (например, появление первых слов).
Наиболее важные признаки развития:
-
расчленение ранее целостного элемента;
-
появление новых сторон, новых элементов в самом развитии;
-
перестройка связей между сторонами объекта.
Хронологический возраст – количество прожитых человеком лет.
Психологический возраст –
качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся, прежде всего, появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Хронологический возраст для психического развития – это лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс, становление личности ребенка.
Особенности психического развития
-
Закон метаморфозы: развитие есть цепь качественных изменений.
-
Развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
-
Закон неравномерности развития: каждая сторона в психике имеет свой оптимальный (сензитивный) период развития.
Психическое развитие – это цепь качественных изменений, где предыдущий этап подготавливает переход к последующему, но напрямую его не определяет.
Факторы, влияющие на развитие человека
Разные концепции по-разному представляют себе силы, влияющие на развитие психики, но наиболее общий взгляд позволяет выделить 3 таких фактора:.
I. Биологические факторы: генотип, физиология, травмы, пол, системы мозга.
Воздействие биологических факторов на психическое развитие может быть прямым: например, генетические нарушения приводят к болезни Дауна, проявляющейся, в частности, в сниженной обучаемости, задержке развития речи, мелкой моторики.
Однако чаще всего невозможно найти такую прямо действующую причину – биологические факторы действуют опосредованно: так, генетически люди не предрасположены к тому, чтобы становиться руководителями, но этому могут способствовать, например, некоторые черты темперамента, имеющие высокую генетическую составляющую.
II. Социальные факторы
Ури Бронфенбреннер предлагает рассматривать развитие человека в экологической перспективе – с точки зрения взаимодействия человека с его окружением, и выделяет четыре уровня, на которых общество влияет на человека.
-
Микросистема – комплекс отношений между развивающимся человеком и непосредственной средой, включающей самого этого человека» (семья, школа, сверстники и пр.).
-
Мезосистема – совокупность влияющих друг на друга микросистем. Речь идет о взаимосвязях между семьей, школой, группой сверстников.
-
Экзосистема – социальные институты, не включенные в непосредственное окружение человека, но оказывающие на него опосредованное влияние (работа родителей – для ребенка, средства массовой информации, местные органы власти, субкультура района).
-
Макросистема – определяющие жизнь законы, принципы, традиции, религиозные нормы, политическая система.
III. Способности человека, позволяющие ему познавать мир, себя и использовать эти знания в целях саморегуляции (А.Бандура):
-
способность к символизации (язык, схемы, формулы);
-
способность к предвидению, ожиданию событий;
-
саморегуляция (способность ставить цели и оценивать результат своих действий;
-
самоанализ (способность размышлять о себе);
-
викарное научение (т.е. способность к приобретению знаний, навыков через наблюдение или моделирование – например, действие по инструкции или по образцу).
Эмпирические методы возрастной психологии
-
наблюдение – получение информации путем непосредственного восприятия события
-
беседа (интервью) – получение информации во время диалога
-
эксперимент – искусственное инициирование психологических фактов для подтверждения или опровержения тех или иных гипотез
-
тесты – стандартизированные методики для испытания психических функций человека, отвечающие требованиям: надежности (баллы, получаемые разными испытуемыми, должны быть сопоставимы) и валидности (тесты должны на самом деле измерять то, для измерения чего они предназначены).
Организационные методы возрастной психологии
-
Лонгитюдный (продольный) метод предполагает изучение одних и тех же испытуемых в разные моменты их жизни. Этот метод дает уникальную информацию об индивидуальных путях развития, но при этом очень затратен и трудоёмок. Лонгитюдные исследования могут длиться десятки лет – на протяжении всей жизни человека.
-
Метод поперечных срезов направлен на одновременное изучение и сравнение нескольких групп испытуемых разного возраста. Несмотря на то что при помощи такого подхода невозможно оценить индивидуальное развитие, по сравнению с лонгитюдным исследованием оно является более коротким, обходится дешевле и в большей степени поддается управлению.
Вопросы для самоконтроля
-
Назовите предмет возрастной психологии
-
В чем отличие метода срезов от лонгитюдного метода?
-
Чем отличается рост и развитие? Проиллюстрируйте примерами из сферы психического развития человека и из других областей.
следующая страница>