Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
МО …

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Карельская государственная педагогическая академия»


Н.В. Юдин


Методическое пособие к курсу «Возрастная психология»
Петрозаводск

Издательство КГПА

2011
Рецензенты:

Румянцева А.В., канд. психол. наук, доцент кафедры общей психологии КГПА

Л.И.Теплова, канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии ПетрГУ
Пособие предназначено для студентов заочного отделения педагогических ВУЗов и включает в себя конспективные материалы по основным блокам курса «возрастная психология». Также в пособии представлены материалы для самостоятельной работы…

Введение

Изучение проблемы человеческой индивидуальности, которой посвящено данное пособие, имеет длинную историю и характеризуется противоречивым отношением к самому факту существования различий между людьми. Так некоторые зарубежные психологи (преимущественно бихевиористы) игнорируют индивидуальные различия. Но любая психологическая характеристика существует только в индивидуальных формах.

В рамках психологии индивидуальных различий изучаются наиболее существенные характеристики, определяющие психологический облик человека, их структура и взаимосвязи; природа индивидуальных различий; анализируются уникальность конкретного человека и различия между группами.

Понятие индивидуальности используется в психологии при описании двух явлений. Во-первых, при анализе своеобразия психологических свойств человека, проявляющихся в разных сферах (интеллекте, темпераменте, личности). Во-вторых, при анализе иерархической организации психологических свойств человека.

В данном пособии описываются как своеобразные психологические свойства: интеллект, креативность, одаренность и др., так и разные подходы к описанию систем организации психологических свойств (Б.Г.Ананьева, В.М.Русалова, В.С.Мерлина и т.д.).
Цель курса: усвоение студентами знаний о психологических характеристиках различных этапов возрастного развития человека
Задачи курса:


  • Ознакомление слушателей с многообразием теоретических подходов к изучению пути развития человека в онтогенезе;

  • Приобретение знаний о психологических особенностях основных периодов жизни человека

  • Установление связи между имеющимся практическим опытом слушателей и теоретическими знаниями по возрастной психологии;


Раздел I. Теоретические основы возрастной психологии

Цель: освоить базовую терминологию курса возрастной психологии и основные теоретические подходы к пониманию развития.

Для понимания специфики возрастной психологии в первой теме этого раздела представлена характеристика ее предмета и методов; даны понятия возраста, развития и роста как базовые для всего курса.



Теории психического развития, представленные в последующих темах раздела, – это результат работы ученых, оставивших наиболее яркий след в возрастной психологии. Эти теории помогают другим ученым в построении своих исследований, практикам – в понимании тех явлений в развитии ребенка, с которыми они сталкиваются.

Теории призваны объяснять феномены, раскрывать связь между явлениями, показывать логику процессов развития. Однако важно отметить, что не существует «правильных» и «неправильных» теорий. Это связано во-первых, с тем, что процессы развития слишком сложны, чтобы одна теория могла претендовать на полное понимание развития человека. Во-вторых, каждая из приведенных концепций имеет как свои достоинства, так и недостатки: каждая подвергалась и подвергается критике.

В курсе возрастной психологии теории предлагаются как широкий, целостный взгляд с разных точек зрения на психическое развитие ребенка. В их числе:


  • Зигмунд Фрейд (изучение психосексуального развития ребенка);

  • Эрик Эриксон (психосоциальное развитие);

  • Лоуренс Колберг (развитие нравственности);

  • Эльконин Даниил Борисович и Выготский Лев Семенович (развитие деятельности);

  • Жан Пиаже (развитие интеллекта).


Тема 1. Возрастная психология как отрасль психологической науки.

Предмет возрастной психологии: раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.

Основные понятия возрастной психологии отражают особенности изучаемого предмета: это рост, развитие и возраст.



Рост – это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава входящих в объект отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.

Развитие – процесс качественного изменения, который проявляется в появлении новообразований: новых механизмов, новых процессов, новых структур (например, появление первых слов).

Наиболее важные признаки развития:

  • расчленение ранее целостного элемента;

  • появление новых сторон, новых элементов в самом развитии;

  • перестройка связей между сторонами объекта.

Хронологический возраст – количество прожитых человеком лет.

Психологический возрасткачественно своеобразный период психического развития, характеризующийся, прежде всего, появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Хронологический возраст для психического развития – это лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс, становление личности ребенка.

Особенности психического развития

  • Закон метаморфозы: развитие есть цепь качественных изменений.

  • Развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

  • Закон неравномерности развития: каждая сторона в психике имеет свой оптимальный (сензитивный) период развития.

Психическое развитие – это цепь качественных изменений, где предыдущий этап подготавливает переход к последующему, но напрямую его не определяет.

Факторы, влияющие на развитие человека

Разные концепции по-разному представляют себе силы, влияющие на развитие психики, но наиболее общий взгляд позволяет выделить 3 таких фактора:.



I. Биологические факторы: генотип, физиология, травмы, пол, системы мозга.

Воздействие биологических факторов на психическое развитие может быть прямым: например, генетические нарушения приводят к болезни Дауна, проявляющейся, в частности, в сниженной обучаемости, задержке развития речи, мелкой моторики.

Однако чаще всего невозможно найти такую прямо действующую причину – биологические факторы действуют опосредованно: так, генетически люди не предрасположены к тому, чтобы становиться руководителями, но этому могут способствовать, например, некоторые черты темперамента, имеющие высокую генетическую составляющую.

II. Социальные факторы

Ури Бронфенбреннер предлагает рассматривать развитие человека в экологической перспективе – с точки зрения взаимодействия человека с его окружением, и выделяет четыре уровня, на которых общество влияет на человека.



  1. Микросистема – комплекс отношений между развивающимся человеком и непосредственной средой, включающей самого этого человека» (семья, школа, сверстники и пр.).

  2. Мезосистема – совокупность влияющих друг на друга микросистем. Речь идет о взаимосвязях между семьей, школой, группой сверстников.

  3. Экзосистема – социальные институты, не включенные в непосредственное окружение человека, но оказывающие на него опосредованное влияние (работа родителей – для ребенка, средства массовой информации, местные органы власти, субкультура района).

  4. Макросистема – определяющие жизнь законы, принципы, традиции, религиозные нормы, политическая система.

III. Способности человека, позволяющие ему познавать мир, себя и использовать эти знания в целях саморегуляции (А.Бандура):

  • способность к символизации (язык, схемы, формулы);

  • способность к предвидению, ожиданию событий;

  • саморегуляция (способность ставить цели и оценивать результат своих действий;

  • самоанализ (способность размышлять о себе);

  • викарное научение (т.е. способность к приобретению знаний, навыков через наблюдение или моделирование – например, действие по инструкции или по образцу).

Эмпирические методы возрастной психологии

  • наблюдение – получение информации путем непосредственного восприятия события

  • беседа (интервью) – получение информации во время диалога

  • эксперимент – искусственное инициирование психологических фактов для подтверждения или опровержения тех или иных гипотез

  • тесты – стандартизированные методики для испытания психических функций человека, отвечающие требованиям: надежности (баллы, получаемые разными испытуемыми, должны быть сопоставимы) и валидности (тесты должны на самом деле измерять то, для измерения чего они предназначены).

Организационные методы возрастной психологии

  • Лонгитюдный (продольный) метод предполагает изучение одних и тех же испытуемых в разные моменты их жизни. Этот метод дает уникальную информацию об индивидуальных путях развития, но при этом очень затратен и трудоёмок. Лонгитюдные исследования могут длиться десятки лет – на протяжении всей жизни человека.

  • Метод поперечных срезов направлен на одновременное изучение и сравнение нескольких групп испытуемых разного возраста. Несмотря на то что при помощи такого подхода невозможно оценить индивидуальное развитие, по сравнению с лонгитюдным исследованием оно является более коротким, обходится дешевле и в большей степени поддается управлению.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите предмет возрастной психологии

  2. В чем отличие метода срезов от лонгитюдного метода?

  3. Чем отличается рост и развитие? Проиллюстрируйте примерами из сферы психического развития человека и из других областей.




следующая страница>


Методическое пособие к курсу «Возрастная психология»

Пособие предназначено для студентов заочного отделения педагогических вузов и включает в себя конспективные материалы по основным блокам курса «возрастная психология». Также в посо

449.6kb.

18 12 2014
5 стр.


Методическое пособие к курсу «Психология человека»

Учебное пособие предназначено для студентов педагогических учебных заведений, а также для всех, кто изучает курс «Психология человека»

4134.11kb.

16 12 2014
24 стр.


Методическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям): Методическое пособие /Под редакцией В. Ю. Ершовой

Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт по всем специальностям, где проводится изуч

1269.9kb.

11 10 2014
12 стр.


Методическое пособие по курсу «Картография» для студентов специальностей география

Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко, доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. В. Ковале

405.64kb.

24 09 2014
4 стр.


Методическое пособие по курсу «Введение в языкознание»

Составители: Ерофеева И. В., Копосов Д. Р

1793.71kb.

16 12 2014
13 стр.


Методическое пособие по курсу повышения квалификации «Разработка политик информационной безопасности в организации»
10.1kb.

10 10 2014
1 стр.


Методическое пособие для самостоятельной работы и контрольное задание для студентов факультета «Телекоммуникации»

Методическое пособие для самостоятельной работы и контрольные задания по курсу теория электрической связи для студентов факультета телекоммуникации

655.6kb.

14 12 2014
5 стр.


Методическое пособие «Структурно-функциональная организация клеток»

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-го курса медицинского вуза

546.47kb.

16 12 2014
4 стр.