МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО –
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра «Технологии строительного производства»
ИЗЫСКАНИЯ И ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Методические пособие по выполнению лабораторных работ
для студентов специальности 270205 «Автомобильные дороги и аэродромы»
Набережные Челны 2012
Изыскания и основы проектирования автомобильных дорог. Методическое пособие по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Основы проектирования автомобильных дорог» для студентов специальности 270205.»Автомобильные дороги и аэродромы», Составил Тимиров Э.В. г. Набережные Челны 2012 – 66 с.
Цель методического пособие сформировать у студентов навыки: по расчетам основных элементов автомобильных дорог, по трассированию дорог на местности, проектированию поперечных и продольных профилей, расчету малых искусственных сооружений, определение коэффициента влагопроводности. В процессе выполнения работы студенты приобретают знания по использования современного лабораторного оборудования и более глубокого усвоения теоретического материала по разделу "Проектирование земляного полотна и дорожных одежд".
Пособие может быть использовано также в самостоятельной работе по изучению данной дисциплины.
Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 653600 «Транспортное строительство» для специальности 270205 «Автомобильные дороги и аэродромы» и учебного плана Камской государственной инженерно-экономической академии.
Рецензент – к.т.н. – доцент кафедры ТСП Р.Г. Галиакберов.
Печатается по решению научно-методического совета Камской государственной инженерно-экономической академии.
Камская государственная инженерно-
- экономическая академия, 2012
ВВЕДЕНИЕ
Автомобильная дорога – это комплекс сложных и дорогостоящих инженерных сооружений, без которых не может работать автотранспорт, перевозящий около 80% грузов страны. Транспортная сеть влияет на размещение производственных сил, освоение новых районов и природных богатств, способствует повышению эффективного использования местных ресурсов и сельскохозяйственных угодий. За последние годы были пересмотрены многие строительные нормы и правила, государственные стандарты на материалы, полуфабрикаты, изделия, правила производства работ и другие документы. Внедрены новые технологии скоростного строительства автомобильных дорог и новые высокопроизводственные комплекты дорожных машин и оборудования производственных предприятий.
Прогресс в области дорожно-строительных материалов способствовал повышению требований к ним, а также применению новых материалов, в частности - широкому использованию геотекстиля, пластиковых георешеток, щебеночно-мастичного асфальта и др.
В ходе выполнения лабораторных работ студенты осваивают приёмы трассирования автомобильной дороги, рассчитывают коэффициенты удлинения, знакомятся с классификацией автомобильных дорог по ГОСТ Р 52398-2005, на основе предложенной трассы определяют высотные отметки пикетов, определяют объемы земляных работ, определяют коэффициенты влагопроводности грунтов и, вычисление средней влажности грунтов земляного полотна в расчётный период для различных природно-климатических условий местности и типов земляного полотна. В процессе выполнения работы студенты приобретают навыки использования современного лабораторного оборудования и более глубокого усвоения теоретического материала по разделу "Проектирование земляного полотна и дорожных одежд".
Методическое пособие предназначено для студентов специальности 270205 «Автомобильные дороги и аэродромы».
Лабораторная работа №1
Проложение трассы автомобильной дороги на топографической карте в горизонталях
1. Цель работы:
- изучение студентами основных технико-экономических обоснований размеров всех элементов дороги. Работа с топографическими материалами.
2. Теоретический материал
-
Краткая характеристика автомобильных дорог.
Дорожное строительство сопутствует всем работам по освоению новых сельскохозяйственных территорий, по разработке больших месторождений полезных ископаемых и по строительству новых крупных промышленных районов.
Грузы, перевозимые по определённым направлениям в соответствии с потребностями народного хозяйства, создают грузопоток разной величины. Дороги соединяющие населённые пункты, промышленные центры, сельскохозяйственные районы с погрузочно-разгрузочными пунктами, других видов транспорта, образуют сеть автомобильных дорог.
Создание новых промышленных районов на востоке России, разработка полезных ископаемых в малонаселённых районах Сибири, Дальнего Востока - всё это работы связанные со строительством новых дорожных сетей, которые должны быть тщательно увязаны с технологическими особенностями обслуживаемых дорогами производственных процессов. Дорожные сети проектируют на основе глубокого анализа экономики района, определяющей потребности в перевозках.
Автомобильные потоки в одном направлении с разными скоростями, образуют на дороге транспортный поток, очевидно, чем больше автомобилей движется в потоке, тем более высокие требования предъявляются к устройству дороги. Основной характеристикой движения по дорогам принимают общее количество автомобилей, проходящее через некоторое сечение дороги за единицу времени (час, сутки) - называемое интенсивностью движения.
-
Понятие об элементах дороги.
Проложение автомобильной дороги на местности зависит от рельефа (горы, овраги), водных преград (реки, озёра, болота), заповедников ценные сельскохозяйственных земель и других факторов. Поэтому дорога имеет огромное количество поворотов (углов) и в плане смотрится как ломаная линия. Для удобства и безопасности движения изломы смягчают, вписывая в их углы дуги окружности или кривые с постоянно изменяющимися радиусами кривизны (переходные кривые). Удлинение дороги, вызванное введением углов поворота, характеризуют коэффициентом развития, или коэффициентом удлинения, равным отношению фактической длины к длине прямой соединяющей начальный и конечный пункты k=Lф / Lпр, где Lф - фактическая длинна, Lnp - воздушная линия, графическое изображение проекции трассы на горизонтальную плоскость в масштабе называют планом трассы (план прилагается).
Каждое изменение направления дороги называют углом поворота. Начало трассы характеризуют по сторонам света (север, юг и т д.)
Различают следующие геометрические элементы закруглений: угол α, радиус R, кривую К, тангенс Т, биссектрису Б,
При изысканиях длину трассы измеряют по тангенсам, поэтому в пределах кривой возникают ошибки в пределах длинны дороги, поскольку длина ломанной ABC - больше, чем дуга АЕС, чтобы исправить эту ошибку на каждой кривой вводят поправку называемую домером Д. Элементы кривой связаны между собой простыми тригонометрическими соотношениями:
T=R-tg(a), Б=R-(sec(a/2)-l), K=n-R-a/180 Д=2Т-К.
Рисунок 1. Вписывание круговой кривой в плане α – угол поворота; R – радиус кривой; Т – тангенс кривой; К – длина кривой; Б – биссектриса, расстояние от вершины угла поворота до центра круговой кривой; НК – начало кривой; КК – Конец кривой.
2. Инструменты
-
Учебную топографическую карту в масштабах 1:10000 или 1:25000
-
Геодезический транспортир
-
Измеритель
-
Карандаш
-
Миллиметровую бумагу
-
Таблицы Гаусса (тригонометрические)
3 Порядок выполнения практической работы
Задание:
1) В соответствии с заданием определить величины элементов кривой и свести их в таблицу
№№ углов
|
Вершина угла
|
Угол °
|
Элементы кривой
|
прав
|
лев
|
R(m)
|
|
R(m)
|
Б(м)
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
2)Полученные данные при одинаковом угле а и радиусе R сравнить с табличными данными: [1,2]
Вывод: выводы по работе должны содержать обоснование результатов, полученных в расчетах. Даются их основные характеристики и недостатки.
следующая страница>