Перейти на главную страницу
высшего профессионального образования
«УТВЕРЖДАЮ»Проректор по учебной работе, профессор ______________В.Б. Мандриков «____»____________2011 г. |
Учебная практика. Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля.
Квалификация (степень) выпускника «специалист»
Факультет: педиатрический
Кафедра детских болезней педиатрического факультета
Кафедра внутренних болезней педиатрического и стоматологического факультетов
Кафедра хирургический болезней педиатрического и стоматологического факультетов
Кафедра детской хирургии
Курс 1
Семестр 1
Форма обучения – очная
Практические занятия - 144 часа
Всего 144 часа
Волгоград 2011
Разработчики разделов программы: заведующий кафедрой детских болезней
педиатрического факультета, профессор, д.м.н. Волчанский Е.И., доцент кафедры детских болезней педиатрического факультета Халанский А.Н.
Заведующий кафедрой детской хирургии, д.м.н. Хворостов И.Н., ассистент, к.м.н. Вербин О.И.
Заведующий кафедрой внутренних болезней педиатрического и стоматологического факультетов, профессор, д.м.н. Стаценко М.Е., доцент, к.м.н. Ягупов П.Р.
Заведующий кафедрой хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов, д.м.н. Михин И.В., доцент Голуб В.А., ассистент О.А. Косивцов
Раздел рабочей программы обсужден на заседании кафедры детских болезней педиатрического факультета
протокол №_______ от «_____»______________________ 201_ года
болезней педиатрического и стоматологического факультетов протокол №_______ от «_____»______________________ 201_ года
болезней педиатрического и стоматологического факультетов протокол №_______ от «_____»______________________ 201_ года
педиатрического факультета, профессор, д.м.н. Волчанский Е.И.
болезней педиатрического и
стоматологического факультетов, профессор, д.м.н. Стаценко М.Е.
Заведующий кафедрой хирургических
болезней педиатрического и
стоматологического факультетов, д.м.н. Михин И.В.
Раздел рабочей программы согласован с учебно-методической комиссией педиатрического факультета
протокол №_______ от «_____»______________________ 201_ года
декан педиатрического факультета
болезней ВолгГМУ д.м.н., профессором Л.В. Крамарь (прилагается)
профессор Мандриков В.Б.
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060103 Педиатрия, с учётом рекомендаций примерной основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060103 Педиатрия и примерной (типовой) учебной программы дисциплины (2000 г.).
Освоение дисциплины «Учебная практика. Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля» является важным этапом в подготовке будущего специалиста. Четкое понимание обучающимися проблем пациента лежит в основе предоставляемого пациенту ухода. Актуальным является осуществление сестринского процесса, ориентированного на индивидуальные потребности пациента. Содержательно в разделы программы заложены основы знаний и практических умений в работе с больными, а так же с больными новорожденными, детьми до 15 летнего возраста и подростками, взрослыми пациентами.
2.1. Для успешного освоения обучающимися студентами дисциплины «Учебная практика. Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля» необходимо иметь представление об анатомии, биологии, химии в медицине, оказанию первой медицинской помощи.
2.2. Изучение дисциплины «Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля» необходимо для применения знаний и умений на последующих производственных практиках в качестве помощника младшего медицинского персонала, помощника палатной медицинской сестры, помощника процедурной медицинской сестры, помощника врача стационара, детской поликлиники, а также при изучении пропедевтики детских болезней, внутренних болезней и детских болезней на факультетской и госпитальной, поликлинической и неотложной педиатрии, детской хирургии, других клинических дисциплин в соответствии с учебным планом ФГОС третьего поколения.
В процессе изучения разделов общего ухода за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля формируются знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности врача педиатра.
ОК-2, способность и готовность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию;
ОК-8, способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией; сохранять врачебную тайну;
ПК-1, способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками.
ПК-7, способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений детских медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными детьми и подростками;
ПК-9, способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами - детьми и подростками, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач;
ПК-19, способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у детей и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и/или летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;
ПК-25, способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в лечебно-профилактических учреждениях;
ПК-26, способностью и готовностью к обучению детей, подростков и их родителей правилам медицинского поведения; к проведению ими гигиенических процедур, к формированию навыков здорового образа жизни;
ПК-27, способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы РФ, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации (например, МКБ-10), и т.д., а также документацию для оценки качества и эффективности работы лечебно-профилактических учреждений;
произвести санитарную обработку больного при поступлении в стационар и в период пребывания в стационаре;
произвести смену нательного и постельного белья больного;
осуществлять уход за больными различного возраста, страдающими заболеваниями различных органов и систем, транспортировку;
измерять суточный диурез, собирать у больных биологический материал для лабораторных исследований;
проводить антропометрию;
проводить доврачебные медицинские манипуляции (термометрия, подсчет частоты пульса, дыхания, измерения АД);
проводить медицинские лечебные процедуры (ингаляции, горчичники и др.);
произвести кормление взрослых больных, детей и подростков;
осуществить дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария, материалов и средств ухода за больными;
оказывать первую доврачебную помощь при неотложных состояниях;
вести медицинскую документацию в стационаре палатной медицинской сестры, процедурной медицинской сестры
навыками ухода за больными, детьми и подростками с учетом их возраста, характера и тяжести заболевания, владеть навыками ухода за тяжелобольными и агонирующими больными.
В рамках внеаудиторной работы с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусматривается:
Итоговый контроль по разделам дисциплины не предусмотрен, для оценки знаний используется модель среднего балла с бонусами и штрафами с последующим ее переводом в балльно – рейтинговую накопительную систему. Итоговый контроль по результатам освоения дисциплины учебным планом не предусмотрен.
№ занятия п/п |
Название темы |
|
Тема 1. Введение в специальность. Цели и задачи ухода за больным детьми и подростками. Педиатрия как наука. История педиатрии и сестринского дела. Этапы развития. Вклад отечественных педиатров в развитие науки (Максимович-Амбодик Н.С., С.Ф. Хотовицкий, Н.А. Тольский, Н.П. Гундобин, Н.Ф. Филатов, К.А. Раухфус, А.А. Кисель, Г.Н. Сперанский, М. С. Маслов, А. Ф. Тур и др.). Проблемы профилактической педиатрии. Периоды детского возраста. Значение анатомо-физиологических особенностей детского организма при организации ухода за детьми. Тема 2. Структура оказания лечебно-профилактической помощи детям и подросткам на современном этапе. Организация работы детских лечебно-профилактических учреждений. Лечебно-охранительный режим детской больницы. Понятие о системе ухода за здоровыми и больными детьми. Принципы Инициативы Всемирной Организации Здравоохранения и Детского фонда ООН «Больница, доброжелательная к ребенку». Роль и место младшего и среднего медицинского персонала при уходе и воспитании детей. Сестринский процесс в педиатрии, организация этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в стационаре. Особенности сестринского процесса при уходе за детьми различного возраста. Этико-деонтологические принципы деятельности медицинского работника. Функциональные обязанности младшего и среднего медицинского персонала (палатной, процедурной медицинской сестры). Тема 3. Устройство детской больницы. Основные структурные единицы больницы: приемное отделение, лечебные отделения, отделения специальных видов лечения, отделения или кабинеты диагностической службы, хозяйственной службы, организационно-методический отдел. Задачи и функции отделений и служб. Санитарно-противоэпидемический режим. Прием больных в стационар, профилактика педикулеза и инфекционных заболеваний. Осуществление контроля за посещением больного ребенка родителями и передачами. Виды дезинфекции. Техника влажной уборки палат, текущая и заключительная дезинфекция. Техника приготовления и использования дезинфицирующих растворов. Контроль за санитарным состоянием палат, порядок хранения чистого и грязного белья, смена белья. Медицинская документация медсестры и передача дежурств. Организация рабочего места медицинской сестры и младшей медицинской сестры. Правила смены и передачи дежурств. Хранение и учет лекарств. |
|
Тема 4. Знакомство с профилактикой ВИЧ- инфекции в детской больнице. СПИД - эпидемиологические и социальные аспекты. Общие вопросы ранней диагностики, лечения. Показания для обследования на ВИЧ-инфекции, правила ведения учетной и отчетной документации. Профилактика ВИЧ- инфекции в детской больнице. Тема 5. Личная гигиена персонала детских учреждений. Правила личной гигиены персонала детских учреждений. Оборудование детских учреждений. Личная гигиена детей периода новорожденности, грудного, раннего и старшего детских возрастов, подростков. Правила личной гигиены больного, смены нательного и постельного белья. Техника проведения гигиенических и лечебных ванн. Помощь при отправлении физиологических потребностей детям преддошкольного возраста. Тема 6. Транспортировка больных. Правила транспортировки больных с различной патологией. Особенности транспортировки детей грудного, раннего и преддошкольного возрастов, тяжелобольных. Личная гигиена ребенка. Правила личной гигиены больного, смены нательного и постельного белья. Профилактика и лечение пролежней, техника проведения гигиенических и лечебных ванн. Помощь при отправлении физиологических потребностей детям старших возрастов. |
|
Тема 7. Термометрия. Регистрация температуры тела. Техника выполнения медицинских манипуляций: антропометрия, термометрия, регистрация результатов. Правила и методика проведения термометрии. Основные места измерения температуры: подмышечная впадина, паховая складка, прямая кишка. Требования к внешнему виду больного. Тема 8. Питание детей в больнице. Питание здоровых и больных детей. Понятие о физиологических и лечебных столах детей различного возраста. Кормление тяжелых больных. Порядок и правила работы буфетной-раздаточной отделения, транспортировка готовой пищи в отделения больницы. Правила кормления детей, обработка посуды. Техника кормления детей 1 года жизни. Питание детей дошкольного возраста и тяжелых больных. Тема 9. Уход за ребенком грудного возраста. Элементы воспитания детей раннего возраста, режим дня, сон. Одежда детей первого года жизни, техника пеленания. Понятие о закаливании, взвешивании, измерении роста. Питание грудных детей, техника кормления. Обработка и хранение столовой посуды, бутылочек и сосок. Правила при естественном, смешанном и искусственном вскармливании детей грудного возраста. |
|
|
Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в 2012 году
13 10 2014
1 стр.
11 09 2014
1 стр.
25 09 2014
1 стр.
02 10 2014
1 стр.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии
18 12 2014
3 стр.
13 10 2014
1 стр.
Учебная практика. Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля
08 10 2014
6 стр.
Территориальный орган федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
01 10 2014
1 стр.