Наименование дисциплины
: Мировое искусство XIX-начала XXI века в музейных собраниях
Направление подготовки: 072300 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Профильная направленность: Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Форма обучения: очная
Автор: к.и.н, доцент кафедры всеобщей истории М.В.Кольцов.
1. Цель дисциплины – ознакомление магистрантов направления подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» с собраниями шедевров мирового искусства XIX-начала XXI века в крупнейших музеях России, Европы и США.
Образовательные задачи данного курса включают в себя формирования у магистрантов понимания о поступательности и преемственности культурного развития в исторической ретроспективе, о взаимовлиянии развития изобразительного искусства стран европейского и американского континентов, а также представления об истории и специфике формирования фондов ведущих центров хранения и экспонирования произведений мирового искусства указанного периода.
По завершении курса магистранты должны понимать основные проблемы и свободно ориентироваться в теоретической основе художественных направлений XIX, XX и начала XXI вв., их хронологии, особенностях проявления в изобразительном искусстве; владеть понятийным аппаратом истории мирового искусства; иметь глубокие знания в области развития и функционирования музейного дела в ведущих странах Западной Европы, Америки а также России.
2. Дисциплина относится к вариативной части Общенаучного цикла модуля М.1., являясь курсом по выбору.
Курс «Мировое искусство XIX- начала XXI века в музейных собраниях» является логическим завершением изучения магистрантами закономерностей развития истории мирового искусства в соотношении с проблемой хранения и экспонирования его шедевров в ведущих музейных центрах мира. Учитывая сложность и многоплановость данной проблематики, её изучение и преподавание должно базироваться на междисциплинарном подходе с возможностью привлечения теоретического и понятийного базиса культурологии, искусствоведения, музеологии и других дисциплин.
3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- основные теоретические проблемы изучения истории мирового искусства XIX и ХХ вв.;
- основные направления и художественные стили XIX – начала ХХI века, особенности их метода и эстетики, а также их конкретно-практическое проявление в произведениях изобразительного искусства;
- основные понятия, используемые в курсе, важнейшие даты, события, имена и произведения деятелей мирового искусства;
- содержание ведущих музейных собраний мира – центров хранения произведений мирового искусства XIX – начала ХХI века;
- особенности и формы экспонирования шедевров мирового искусства данного периода.
- сопоставлять различные направления и виды мирового искусства данной эпохи;
- анализировать исследовательскую литературу, программы, манифесты и другие источники по истории искусства;
- осознавать индивидуальность творческой манеры наиболее выдающихся представителей мирового искусства XIX- начала ХХI вв.;
- самостоятельно ориентироваться в поиске необходимых источников и литературы по данному предмету;
Владеть:
- методами исследования в области музеологии, истории культуры, изучения и анализа современной музейной практики.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
5. Содержание дисциплины:
№ п/п
|
Раздел дисциплины
|
1
|
Изобразительное искусство XIX века в мировых музейных собраниях. Романтизм и реализм – ведущие художественные направления в искусстве XIX века. Романтизм: понятие, генезис, особенности эстетической теории. Специфика романтизма в изобразительном искусстве: ведущие представители. Реализм: этимология понятия и специфика метода. Особенности реализма в изобразительном искусстве Европы и Америки: основные школы и представители. Искусство XIX века в крупнейших музейных собраниях России: Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им А.С. Пушкина. Искусство XIX века в ведущих музейных собраниях Европы и США: Лувр, Музей Орсе, Галерея Тейт, Лондонская национальная галерея, Новая пинакотека, Метрополитен-музей.
|
2
|
Изобразительное искусство рубежа XIX-ХХ века в музейных собраниях мира. Импрессионизм: художественные особенности метода и основные представители. Постимпрессионизм и неоимпрессионизм: специфика метода и представители. Символизм: эстетическая теория и её отражение в изобразительном искусстве (представители). Искусство рубежа XIX-XX века в ведущих музейных собраниях России: Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Искусство рубежа XIX-XX века в крупнейших музеях Европы: Музей Орсе, Тейт Модерн, Лондонская национальная галерея, Новая пинакотека, Музей Тиссена-Борнемисы и др. Искусство рубежа XIX-XX века в ведущих музейных собраниях США: Метрополитен-музей, Музей современного искусства в Нью-Йорке и др.
|
3
|
Изобразительное искусство первой половины ХХ века в мировых музейных собраниях. Модернизм: понятие и особенности. Основные модернистские течения в искусстве первой половины XX в. и их представители: фовизм, абстракционизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм. Искусство модернизма в ведущих музеях России: Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и др. Модернистское искусство в крупнейших музейных собраниях Европы: Музей Орсе, Музей Пикассо в Париже, Центр Жоржа Помпиду в Париже, Тейт Модерн, Лондонская национальная галерея, Пинакотека Современности, Музей Тиссена-Борнемисы, Театр-музей Сальвадора Дали, Национальная галерея современного искусства в Риме и др. Искусство модернизма в ведущих музеях США: Метрополитен-музей, Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музей С. Гуггенхайма в Нью-Йорке и др.
|
4
|
Современное (постмодернистское) искусство второй половины XX – начала ХХI века в музеях мира. Постмодернизм: проблема понятия и особенности постмодернистской парадигмы. Постмодернистские формы художественного творчества и их специфика экспонирования: инсталляция и акционизм (хэппенинг, перфоманс). Постмодернизм в изобразительном искусстве Европы и Америки: основные направления и их представители (оп-арт, концепт-арт, поп-арт, соц-арт и др). Основные центры экспонирования современного искусства в России. Современное искусство в музеях и галереях Европы: Центр Жоржа Помпиду в Париже, Тейт Модерн, Пинакотека Современности, Центр искусств королевы Софии в Мадриде, Национальная галерея современного искусства в Риме и др. Современное искусство в галереях и музеях США: Метрополитен-музей, Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музей С. Гуггенхайма в Нью-Йорке и др.
|
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
б) дополнительная литература:
-
Андреев Л. Г. Сюрреализм. М., 1972.
-
Андреева Е. Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ – начала XXI века. СПб., 2007.
-
Арган Дж.К. История итальянского искусства: В 2 т. М., 1990.
-
История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века: Италия, Испания, Фландрия. М., 1988.
-
История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века: Голландия, Франция, Англия, Германия. М., 1995.
-
Импрессионизм: история движения в биографиях художников. С-Пб.-М., 2006.
-
Крючкова В.А. Кубизм. Орфизм. Пуризм. М., 2000.
-
Культурология: история мировой культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 2003.
-
Культурология XX век: энциклопедия в 2-х т. М., 1995.
-
Культурология XX век: Словарь. С-Пб., 1997.
-
Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. С-Пб., 2000.
-
Метрополитен-музей. Нью-Йорк. М., 2005.
-
От классицизма к романтизму М., 1970
-
От романтизма к реализму. М., 1978.
-
Ришар Л. Энциклопедия экспрессионизма. М., 2003.
-
Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1997.
-
Усовская Э. А. Постмодернизм в культуре XX века: учебное пособие для вузов. Минск, 2003.
-
Хоннеф К. Поп-арт. М., 2005.
-
Шедевры мировой живописи в вашем доме: Дрезденская галерея. М., 2005.
-
Шедевры мировой живописи в вашем доме: Лондонская национальная галерея. М., 2005.
-
Шедевры мировой живописи в вашем доме: Лувр. М., 2005.
-
Шедевры мировой живописи в вашем доме: Прадо. М., 2003.
-
Шедевры мировой живописи в вашем доме: Уффици. М., 2004.
-
Энциклопедия импрессионизма. М., 2005.
-
Энциклопедический словарь сюрреализма. М., 2007.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Используется современное программное обеспечение проприентарное (ОС семейства Windows и MS Office) и бесплатное (Open Office.org).
В качестве вспомогательных интернет-ресурсов по дисциплине используются:
- Всеобщая история искусств – http://www.artyx.ru
- Галерея Тейт и Тейт Модерн в Лондоне - https://www.tate.org.uk/
- Государственный музей изобразительных искусств им А.С. Пушкина - https://www.pushkinmuseum.ru/
- Государственный Эрмитаж - https://www.hermitagemuseum.org/
- Лондонская национальная галерея - https://www.nationalgallery.org.uk/
- Лувр - https://www.louvre.fr/llv/commun/home.jsp
- Метрополитен-музей - https://www.metmuseum.org/
- Музеи Европы: художники и картины – https://nearyou.ru/
- Музей Орсе в Париже - https://www.musee-orsay.fr/
- Музей Пикассо в Париже - https://www.musee-picasso.fr/
- Музеи России - https://www.museum.ru/
- Музей современного искусства в Нью-Йорке - https://www.moma.org/
- Музей С. Гуггенхайма в Нью-Йорке - https://www.guggenheim.org/new-york
- Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде - https://www.museothyssen.org/en/thyssen/home
- Национальная галерея современного искусства в Риме - https://www.gnam. beniculturali.it/index.php?en/1/home
- Новая Пинакотека в Мюнхене - https://www.pinakothek.de/neue-pinakothek/
- Пинакотека Современности в Мюнхене - https://www.pinakothek.de/pinakothek-der-moderne/
- Старатель: живопись, литература, философия – http://www.staratel.com
- Театр-музей Сальвадора Дали - https://www.salvador-dali.org/en_index.html
- Центр Жоржа Помпиду в Париже - http://www.centrepompidou.fr/ Pompidou/Accueil.nsf/Document/HomePage?OpenDocument&L=1
- Центр искусств королевы Софии в Мадриде - https://www.museoreinasofia.es/index.html