Перейти на главную страницу
Мне кажется, не надо спрашивать у КультурКонтакта про клавир, это вопрос Вашего
практического репетирования и только. Нужен ли он ВАМ? Я потихоньку сочиняю, но
пока, конечно, сделал мало. Темп первой части (единственной?) - Allegro grave!
++++++++++
Date: Fri, 04 May 2001
Концерт усердно пишу. Условное название -
"Полночные события".
Date: Mon, 21 May
Буду стараться успеть скрипичный концерт к декабрю. То есть КК должны
получить партитуру в текущем году, причем все же не 31 декабря, я
правильно понимаю? Это значит, что надо все закончить к декабрю, ибо еще
ноты надо пересылать. Так что все прочие дела надо пока забыть, ибо срок
жесткий, учитывая, сколько времени я потерял из-за всех событий. Пока
написано только минуты полторы музыки и 11 страниц партитуры... Клавир
для Вас я все же буду делать после окончания партитуры - из-за спешки.
+++++++++++
Date: Sun, 03 Jun 2001
насчет партитуры Вы уж лучше меня не размагничивайте. Сейчас пока у
меня темп такой - страница в 5 дней. Это ужасно медленно. Качество, как
и всегда, кажется мне кошмарным, но я в этом ничего не понимаю.
+++++++++
Date: Tue, 18 Sep 2001
Ввиду того, что только сегодня Миша Цайгер улетает в Нью-Йорк, я страшно
запустил скрип. концерт: когда гости, работать невозможно. Но наполовину-то он
готов. Пока что - 44 страницы партитуры. Так что не умерла надежда в декабре его
Вам отдать.
Date: Thu, 25 Jul 2002
Черный бемоль влево означает полбемоля.
"Сдвоенный" (получерный, полубелый) бемоль означает 3/4 бемоля.
Диез с одной вертикальной палочкой означает полдиеза.
Диез с тремя вертикальными палочками означает 3/4 диеза.
Книгу Исхода почитать, без сомнения, полезно и интересно, только не знаю, поможет ли это делу освоения "Агнца" (уже второй мой "Агнец" в Вашей творческой
жизни...).
Date: Sun, 13 Oct 2002
1. Цифра 6, а вернее - 7 (в 6-й - скорее "раскачка", а устанавливается
темп именно в 7 цифре). Ну я не знаю насчет темпа. Я Вам когда-то писал,
что все разницы в темпах не столько метрономные, сколько в характерах.
Ну, допустим, в 7-й цифре четверть - это 69. А может, и немного
поскорее. Но играть в целом надо абсолютно ритмично: Вы взгляните в
партитуру, там - деваться Вам некуда. Возможно, в 9-й надо еще немного
пойти вперед, я еще не знаю.
2. Это все идет в том же темпе и дальше (минуя лишь каденционный такт -
один до 10-й). В 11-й оркестр сыграет музыку в своем темпе, но Вы сразу
возвращаетесь к Вашему. А вот в 12-й Вам надо продолжать темп оркестра,
тут уж от Понькина (в данном случае) все зависит. В 13-й - ТОТ ЖЕ темп,
что и в 7-й. Там у Вас все быстрее и быстрее, поскольку все более мелкие
длительности, но не исключено, что можно поддать жару и в метрономе
тоже, только незаметненько. В 17-й цифре дело простое: как Понькин
закончил, так и Вы играете, четверть равна четверти, притом без малейшей
паузы, прошу Вас, просто как бы продолжая, несмотря на кажущийся разрыв!
3. В 24-й - единственная Ваша каденция, МИКРОСКОПИЧЕСКАЯ. Но уже
Rigoroso надо играть в темпе - в том, в котором в 25-й вступит оркестр.
(Irato - значит гневно.) Каденцию прошу Вас играть ритмично, за
исключением un poco largamente, которое написано. 2-й такт 25-й цифры
надо "чесать"... Конечно, абсолютно ритмично. Метроном - примерно
четверть равна 88, как в начале сочинения. И так оно и идет, и идет.
проблематичное, что я написал для Вас...
оркестр, только, вероятно, дирижер перейдет здесь на два (с четырех), но
это не касается темпа: четверть строго равна четверти). В 49-й цифре
четверть - так примерно 66.
любое время, 24-го - когда угодно, а 25-го - только до 17 часов - или
после 23:30. Но не дорого ли это будет? Может, напополам (я Вам потом
компенсирую)? Или могу карточку купить. У Вас, я так понимаю, есть
громкая связь? Хорошо. Я Вашу игру запишу на магнитофончик (так что могу
еще потом поанализировать, уже off line). Конечно, звучность должна быть
ужасная, ну, посмотрим.
Лена, если в Agnus Dei есть трудности, то Вы мне скажите, может быть, их
можно "обойти" при помощи авторских исправлений. Призываю Вас просить
Алешу о содействии в работе. Ведь сочинение ансамблевое, а не сольное,
при всей огромной роли скрипки соло.
++++++++++++++
Date: Tue, 12 Nov 2002
Я тут несколько раз послушал Agnus Dei. Вроде я начинаю привыкать к
этому сочинению. Все же, мне кажется, по форме оно нормальное и
завершенное. В нем - по замыслу! - должно быть заведомо примитивно то,
как ударные играют ровные длительности ("шагая"), а в исполнении
этого-то и нет: и ударные не готовы, и Понькин ужасно как неритмичен.
Это сильно мешает впечатлению. Все остальное там, в принципе, в норме,
если не считать отсутствия piano в оркестре. У Вас все хорошо,
единственное, что можно пожелать, так это больше быть козликом. Это уже
почти в порядке шутки - но все же кое-что поинтенсивнее (по переживанию)
я бы мог с Вами сделать, если бы не был так ошарашен оркестровой частью,
из-за которой, простите, мне и не до Вас стало начиная с какого-то
момента. Наверное, такое обидно читать, но уж Вы меня постарайтесь
понять, пожалуйста.
Слушать пьесу лучше без нот; наверное, Алеша схватит партитуру, а я вот
не уверен, что это правильно.
Лена, я сразу сел отслушивать и сажусь за письмо. Но сначала спрошу: Вы свод моих старых писем получили? а то я забыл спросить.
Лена, сегодня больше времени нет, отправляю пока вот этот огрызок. Завтра смогу заняться писаньем днем, значит, эдак в afternoon что-нибудь еще пришлю, проверяйте, стало быть, днем электронную почту.
МэКэ
Дорогая Лена,
отвечаю по пунктам. Сначала - метрономы (везде – четверти, причем проверяю заново, не глядя в то, что писал Вам раньше):
7 - 69.
17 - половинная (в данном только случае) = 60.
21 - ровно то же (половинная = 60).
23 - опять то же.
44 - тут ведь темп-то берет дирижер (продолжая предшествующее). И все же – четверть = 84.
Теперь отдельные вопросы.
1 сурово, угу, это правильно, и что с трудом, тоже правильно..
2 detache – то, что надо! cresc. написано только на последней четверти перед 3 ,но если Вам хочется начать его раньше, то не возбраняется. Но важнее всего сделать очень ярко sforzandi.
7 , три разных Фа диеза: первый просто мягко и нежно, на Ля струне, второй истошно диковато (на Ре), а третий нахально-звонко и открытым звуком (на Ми), причем третий надо отпустить и потом страшно скрещендировать.
11 - перед началом первого такте не столько gliss., сколько «романтического стиля» замедленный переход в позицию.
17 - пожалуйста, абсолютно романтическим «красивым» звуком, насколько это только возможно; уже в первом такте, может быть, обойтись без 4-го пальца на ноте си? то есть соскользнуть во вторую позицию, перейдя на нее на повторяющемся фа?
23 , второй такт. Давайте считать по половинкам. Первая – это триоль четвертей. Вторая – Ля диез, который четверть с точкой, и + восьмая пауза. Третья – восьмая (forte-piano) + четверть с точкой. Все сходится, если только в партии нет ошибки.
Con moto в 25 у меня вышло даже 92, а не 88, ну, может, это случайность. И так оно идет и идет, а последующие два Sostenuto – они скорее снисходя до немощей человеческих написаны. Но, правда, по смыслу-то небольшие торжественные торможения там нужны. Возможно, я попрошу дирижера в тутти опять наддать жару, чтоб вернуться обратно в темп - пока не знаю. Если темп не вернется, то Вам будет легче в 38 , но для характера, боюсь, лучше тутти играть пособраннее. Эти тонкости без конкретного исполнения я понять не берусь. А может, Володя вообще решит расширить, кто его знает???
Конечно, в 38 требуется изрядная от Вас истерика (которая противостоит довольно-таки величественному пению виолончелей и альтов). Палки Вы, конечно, нарисуйте. По четвертям! В 3-м такте это будет: 1 – сильная доля, 2 – на Ре диезе третьйе октавы, 3 – на паузе, 4 – на квинте, 5 – опять на паузе, 6 – между Ми и Си 2-й октавы. В 4-м такте: 1 – на сильной доле, 2 – на 16-й паузе, 3 – на секстоли, 4 – на паузе (32-й) 5 – на начале огромной квинтоли, 6 – на ноте Си 2-й октавы. А если что-то совсем не играется или не звучит, то Вы напишите мне совершенно конкретно: какие ноты, а может, и Ваши предложения.
В 42 трудно, конечно, делать diminuendo, особенно если нет сурдины… Дипломатично молчу. Но стоит-то оно ведь на самых последних звуках гаммы, когда уже переход вроде бы делать не надо? Мне-то, главное, важно, чтоб подход к 43 был мягкий, серебристый, красивый…
Характер в 48 , конечно, суровый, приближающийся к характеру начала Agnus Dei. Но еще более требовательный, что ли.
Про тембр Изаи мне немного трудно объяснить. Понимаете, не хотелось бы, чтоб получилось так: шли всякие ужасы атомной войны (не дай Бог, между прочим, ввиду московских событий, чеченцы ведь именно ею теперь угрожают, так что уже не стоит этим шутить), так вот, шло всякое разное поганое и непонятное, вдруг в оркестре пауза, и Лена достает из складок экстравагантнейшего своего платья такую, понимаете, привычную брамсо-брухо-венявско-эрнстову рухлядь и показывает ее в голом виде почтеннейшему собранию. То есть - что угодно, лишь бы не это. Наверное, мне не надо было писать акценты, а только черточки… Ну, мы это, как я надеюсь, успеем еще обсудить не по телефону. Может, я еще и услышать не смог ничего, Вы себе представьте, какого качества был сигнальчик-то. Оно же не CD слушать.
++++++++++++
37 , т. 5: Вы бы играли потише, а то ведь оно надоест, если так форсировать все время – у меня же только mezzo piano… И играть тогда, может быть, будет легче.
Два такта до 39 - это нам знакомо: чередование четверок и шестерок, причем на четверках акцентищи. Конечно, это намного более истероидно, чем раньше, но все же Вы эти штришочки не теряйте, пожалуйста.
Вообще весь этот кусок правильный, и, мне кажется, Вы в ритм в основном укладываетесь. То есть – всё успеем, и еще время останется! Но озвереть, конечно, придется.
42 , тут нужно сыграть очень нежно, ни в коем случае не агрессивно (хоть и стремительно). Так что сурдина облегчила бы задачу в максимальной степени. Почему Вы не вибрируете, где написано? Вообще практически везде вибрация отсутствует, а она очень часто нужна, причем вполне нормальная, романтическая вибрация. Как бы это не современная музыка, а вполне всем известная. Вроде Концерта Чайковского, с его второй частью – правда, я не слышал, как Вы ее играете… А то Вы Вы как будто Вашего однофамильца играете!
Темп в этом месте у Вас слишком медленный. Вы вспомните Ваши четверти в 36 - темп-то тот же! Если не успеваете сыграть гамму, то начинайте ее раньше. Если это невозможно, ТО НАЧИНАЙТЕ ЕЕ ОКТАВОЙ ВЫШЕ, во всех случаях, может быть, кроме последнего, перед 44 . Вообще это место нежное, но не каденционное, а то иначе вообще все развалится, к кедровой фене.
43 , пожалуйста, сыграйте максимально волшебно, нежно. Ведь это должно быть на сурдине, так что все нюансы надо играть на один пункт ниже. И все 16-е перед 43 тоже должны быть не агрессивными, а нежными. Очень важно сделать хорошее, выразительное diminuendo на последней гамме – и продолжать это diminuendo вплоть до 43 .
Начиная от 2-го такта 43 Вы играете просто нечеловечески медленно. Да что Вы! там же еще и оркестр есть, разве тут можно играть каденции! Нет. Все тот же темп, который был начиная с 36 !
47 не очень далек от темпа, но все же это медленовато. Понимаете, если Вы будете развозить, то оркестр вообще обрадуется, вместе с дирижером. Это ВЫ их должны толкать в спину и задавать перцу, а не они за Вами замедлять. Ну Вы же знаете, что такое играть с оркестром, который к тому же играть не может и не хочет… Вся штуковина должна уложиться в 15-17 минут, Вы это имейте в виду.
Кроме того, во всей этой заключительной музыке Вам надо найти разнообразие, которое мной, возможно, даже и не выписано достаточно подробно и относится скорее к области психологии и разных не передаваемых в нотах вещей. В оркестре там такой угрюмоватый низкий НЕМУЗЫКАЛЬНЫЙ шум, эдакая грязноватая возня. А солируете тут именно Вы – на Вас и уповаю. Не будьте монотонно агрессивны. И – чем ближе к концу сочинения, тем больше затухает оркестр. У них и нот-то очень мало. Так что именно Вам надо это окончание наполнить смыслом и «вывезти».
Два такта до 49 - Вы тут совершенно одна. Не играйте, пожалуйста, Изаи. Я имею в виду то, что двойные ноты смычком вниз надо успеть немного протянуть (там стоят не только акценты, но и черточки). И к концу этого двутакта надо сделать небольшое diminuendo, вкупе с poco ritenuto. Последнюю ноту чуть потянуть, посмотреть на дирижера, чтоб он заиграл, приняв эстафету от Вас, а не неизвестно по какой причине. - Ну, это Вы, собственно, вроде бы тут и делаете.
В Ancora meno mosso (5 тактов от конца) на третьей четверти не ¾ бемоля, а только полбемоля, то есть там почти что Ля. Это существенно важно.
+++++++++++++++
от Коллонтая нумер два…
Дорогая Лена, продолжаю.
12 , не понимаю, почему даже т. 12 абсолютно неритмичный, что здесь непонятного? Прошу все играть подчеркнуто ритмично.
2 такта до 14 - то же самое, и еще sforzandi, и еще острейшие клинышки под лигой.
Про 17 я уже Вам говорил. Считайте, что это записано не четвертями, а восьмыми. Должно быть нежно, лирично, красиво, вибратно. Вообще, Лена, во всем сочинении выразительность не такая. как в Партите, Вы это имейте в виду. Оно скорее ближе к Сонате, если Вы ее еще помните. Такой экзальтированный, хоть и очень ритмичный напор, но вместе с тем и теплые, но еще более ритмичные интонации. Даже кусочки, я бы сказал. Вот 17 - как раз такой кусочек.
18 , пожалуйста, с нормальной вибрацией. Вспомните хотя бы начало Партиты. Почему это Вы все время из меня делаете какого-то монстра? Тут нормальная выразительная музыка, как, ну я не знаю, у Шумана или Брамса. Ну, и темп совершенно другой. И в 21 , и в 23 , Лена, темп, тоже соответственно другой: в семь-восемь раз быстрее, чем Вы сыграли. И звук, и характер – тот же, о котором я просто умоляю Вас в 18 … Это просто продолжение той же музыки.
Лена, в 24 ведь есть нюансы, в них-то все и дело. Особенно важно сыграть mezzo piano, где оно написано, то ись потише. И точки тоже, пожалуйста, сыграйте, ну неужели так трудно? Не смягчайте, пожалуйста, штрихи.
В Con moto – я уже сказал. 1) – это медленновато, 2) – надо делать piano, в этом весь и смысл, 3) чего это Вы ускоряете перед 26 -то? Там все играют ровные 16-е.
А почему в 26 Вы играете все время какие-то аккорды? ведь аккорд – лишь на нечетных нотах, а на четных только одна нота. Кроме того, перед каждым fortissimo прошу сделать по люфтику и ни в коем случае не делать на половинках cresc., которое не написано.
28 - во 2-м такте не менять темп на последней четверти (Вы 16-е играете ровно вдвое медленнее, чем надо, неправильно посчитали), сыграть неумолимо резкие и ровные 16-е с клиньями.
30 - ускорять тоже НИ НАДА!!!
В Un poco sostenuto, Лена, пожалуйста, делайте везде акценты на сильных долях, а уж особенно в последнем такте перед 31 - там Вы с большим барабаном эти доли вместе играете, так что будьте готовы. И тут - ни намека на замедление, никакой «лирики», наоборот, идет грандиозное нагнетание перед всякими ужасами предстоящего tutti.
…Опять торможу. Продолжение следует!
++++++++++++
от Коллонтая
Дорогая Лена,
а Вы точно не можете прилететь хоть на день, еще лучше на два дня раньше? Остро нужно много поработать над характером, а ведь практически такой возможности не получается, если Вы появитесь 6-го вечером… Ноты Вы все сыграете, без сомнения, но если нам не поработать, впечатления не будет. А зачем нам провал? Вы ведь помните, сколько мы работали над Завещанием. В результате оно всех и убеждает. А если бы не поработали, уверяю Вас, было бы нечто противоположное.
Ну, пока что просто иду подряд. Но главное – поработайте если не с Алешиной рукой, то с метрономом. Иначе Вы с Понькиным даже репетировать не сможете, мне кажется.
1 , т. 3-5: играйте ритмично, в т. 4 точки с черточками. Последняя восьмая в т. 3 не растянутая, а абсолютно точная. Вообще темп медленноват немного. Характер в целом должен быть суровый, не размазанный, рыдающие, причудливые четвертитоны не надо куда-то растягивать.
2 , т. 1 – неритмично (недосчитано?).
2 , т. 1-2: мало cresc., и чем дальше, тем играйте жестче, ближе к колодке.
2 , т. 4: espr., и не stacc, а detache.
2 , т. 5: там на 3-й четверти другие штрихи, да еще с акцентом. Сделайте вилочку, а в след. такте – сфорцандо.
4 , т. 2: акцент.
4 , т. 5-6: характер скорее нежный.
4 , т. последний: клинышки играть жестко, не замедлять, абсолютно ритмически точно воткнуться в 5 .
5 , т. 3: там «двойной» обратный пунктир: 32-е, а не 16-е. Суше. Жёстче. А вот к темпу тут Вы пришли уже совершенно праильному. Попробуйте в нем начать все сочинение. И характер тут тот, что надо.
Andante перед 7 : попробуйте маленькие вилочки сделать «просяще всхлипывая» (но в ритме) и с общим cresc., в следующих трех тактах Вы ведь практически солируете: а там есть и sub. piano, и con tenerezza, и что хотите. Чего покудова не слышно. Последний перед такт 7 можно даже чуть замедлить: в нем Вы уже абсолютна одна.
7 , т. 4: Вы страшно ускоряете! Посчитайте, пожалуйста, на 3, а не на 2, как Вы, очевидно, делаете… А вообще темп в 7 немного медленноват. Потом. Мне показалось, что Вы делаете ricochet на последней четверти, а он относится только к трем нотам на второй четверти. На третьей – тяжелое, но стремительное spiccato fortissimo.
7 , т. 5-6: три ноты на разных струнах, все в разных нюансах, и каждая по-своему выразительная… В 5 такте: первые два аккорда – акценты с черточками, то есть чуть мягче, чем Вы делаете.
7 , т. 7: у Вас есть время по-человечьи сыграть все ноты, с черточками – там, где они написаны, и жестко – там, где стоят клинья. И почему вдруг это быстрее? Это опять к вопросу о метрономе! Ну правда он остро необходим, я ведь не шучу. И в следующем такте: не убегайте вдвое быстрее. Там литавры лупят по долям - соответствуйте литаврам, не будьте истеричны. Ваша третья доля должна совпасть с литаврой!
7 , т. 10: ну куда Вы спешите? сыграйте все нюансы, сто раз успеете. Вниз смычок громче, вверх – тише: куда уж проще? А в следующем такте, пожалуйста, сделайте выразительно, мягко dim.: в этом такте в оркестре все очень нежно, уступите им, пожалуйста.
8 , т. 6: опять, ускоряя, съедаете примерно треть такта; Вы посчитайте, пожалуйста.
2 такта до 9 , это очень хорошо, а вот саму 9 , пожалуйста, играйте, продолжая тот же темп, не развозите. Там такие вздохи в оркестре, они ведь могут поперхнуться, если эдак Вы их стиснете в объятиях. Спокойно, просто, мягко, по-женски, благородно, вот чего там хочется. И вилочки сделайте побольше, нарочито даже.
7 , т. 7 и дальше. Из-за того, что развезли, тут уже получается в полтора раза скорее, чем надо. М Е Т Р О Н О М! ! ! Ну что сделаешь, надо попадать в доли... Лена, там в аккордах пиццикато верхний звук си диез, верно? а то мне слышится бекар.
10 , т. 3 и дальше Вы играете просто как каденцию, как будто это соло. Это неправильно. А в это время том-томы Вам отбивают уже не четверти, а ровные восьмые, и деваться будет некуда.
1 такт до 11 , Лена, а Вы можете не «подъезжать» к сильной доле этого такта, а сыграть целомудренно и красиво? Там и dim. стоит…
Тут я пока останавливаюсь. Буду посылать Вам факсы по 10 цифр, идет? А Вы мне отвечайте по ходу, если что непонятно, пожалуйста. Целую!
МК
+++++++++++++
Книгу Исхода почитать, без сомнения, полезно и интересно, только не знаю, поможет ли это делу освоения "Агнца" уже второй мой "Агнец" в Вашей творческой
30 09 2014
1 стр.
Мне нравятся этюды Расула кочкорбаева. Мне нравятся его эскизы к будущим произведениям. Но мне кажется, сам Расул так не думает и это мне уже не очень нравится
06 10 2014
1 стр.
Обычно, когда мы имеем дело с агрессией, мы задаём вопрос: "Что мне делать, когда ребёнок: дерётся, закатывает истерику, бьётся головой об пол?" Что мне делать, когда ? Но агрессия
14 12 2014
1 стр.
Первый этап конвейера называется триангуляцией, что означает разбиение на треугольники. Зачем это надо? С треугольниками проще работать. Почему?
14 10 2014
1 стр.
Я считаю, что это совершенно неверный способ выбора Вашей породы. Почему Вы думаете, что станете лучше с породой, которой ни у кого нет? Мне кажется, это довольно сомнительная перс
08 10 2014
1 стр.
Один из очень часто задаваемых в интернет-форумах вопрос: надо ли охлаждать «турбину» (на самом деле турбокомпрессор) работой на холостом ходу после интенсивного движения?
14 10 2014
1 стр.
Владыка Кула! Я желаю услышать про йогу, о чертах высочайших йогинов, и про даруемый поклонением плод для последователя кулы. Поведай мне это, о воплощение
17 12 2014
1 стр.
Мне правда страшно мне кажется, как будто кто-то придёт Максим 22: 33. Залезь под кровать и не боись Вика 22: 35
05 09 2014
1 стр.