Перейти на главную страницу
Специальность: 05.13.01 – Системный анализ, управление и обработка информации (промышленность, информатика)
диссертации на соискание ученой степени
Астрахань – 2011
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Астраханский государственный технический университет».
Научный руководитель: |
доктор технических наук, профессор Шуршев Валерий Федорович |
Официальные оппоненты: |
доктор технических наук, профессор Литовка Юрий Владимирович кандидат технических наук, доцент Синельщиков Алексей Владимирович |
Ведущая организация: |
ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет» |
Защита состоится 24 ноября 2011 г. в 15 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 307.001.06 при Астраханском государственном техническом университете по адресу: 414025, г. Астрахань, ул. Татищева 16, ауд. Г. 313.
Автореферат разослан 22 октября 2011 г.
Ученый секретарь диссертационного совета |
А.А. Ханова |
В настоящее время требуется значительное ускорение транспортного процесса и снижение затрат на перевозки. Поэтому большое значение в решении стоящих перед морскими портами задач имеет совершенствование организации управления перегрузочным процессом, проводимое в портах по линии оптимизации режима работы. Такая постановка вопроса особенно актуальна для оперативного управления перегрузочными процессами, так как именно в этой области эксплуатационной работы имеются наибольшие возможности оптимизации плановых и управленческих решений, что обеспечивает повышение эффективности и пропускной способности портов. В решении этой задачи важная роль принадлежит проблеме оперативного управления по перевалке грузов с применением информационных технологий.
Большой вклад в решение вопросов совершенствования организации деятельности и перегрузочных процессов морских портов, повышения эффективности их работы внесли российские ученые В.З. Ананьина, Л.Д. Ветренко, А.С. Фролов, А.Р. Магамадов, Н.Ф. Лазарев, А.В. Степанец, Н.Е. Воевудский, Э.П. Громовой, М.М. Горбатый, А.А. Смехов и др. Важные исследования выполнены вьетнамскими учеными с целью развития системы морских портов и повышения уровня организации работы флота: Нгуен Чонга, Нгуен Као Тханг, Данг Ван Уи, Нгуен Нгок Хуэ и др. Вопросам совершенствования информационных систем управления деятельностью морского порта посвящены работы В.З.Ананьиной, Л.Д.Ветренко, Е.Н.Воевудского, А.Е.Суколенова, А.С.Фромова, Е.П. Громовой, А.Р.Магамадова, Данг Ван Уи, Нгуен Нгок Хуэ и др.
Вместе с тем, морские порты Вьетнама под руководством государственных предприятий используют устаревшие модели управления, которые не соответствуют сегодняшней тенденции развития. В портах существует проблема неэффективного управления перегрузочным процессом, который осуществляется без использования современных эффективных методик с применением информационных технологий. Коммунистическая партия Вьетнама уделяла и уделяет большое внимание задачам, поставленным перед морскими портами, и требует внедрения новейших технологий и новых методов управления, позволяющих повысить эффективность производственной деятельности.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Результаты работы используются в учебном процессе ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет».
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель и задачи исследования.
В первой главе проведено исследование перегрузочных процессов в морских портах, дан обзор существующих моделей, методов, информационных систем для управления перегрузочными процессами и поставлена задача исследования.
Исследование перегрузочных процессов морских портов показало необходимость совершенствования организации и управления перегрузочными процессами. Анализ перегрузочных процессов морских портов Вьетнама отображает существенные недостатки организации перегрузочных работ, неэффективного управления перевалкой грузов и большие расходы перегрузочного процесса.
Рассмотрены существующие модели управления перегрузочными процессами морского порта. Эти модели не затрагивают вопросы повышения эффективности управления перегрузочным процессом. Рассмотрены модели классических, многоиндексных транспортных задач, предназначенные для управления перегрузочным процессом морского порта.
Анализ генетических алгоритмов для решения многоиндексных транспортных задач (МТЗ) показал, что генетические алгоритмы с вещественным кодированием позволяют эффективно решать класс МТЗ со сложными организациями.
Рассмотрены существующие информационные системы управления работой морского порта, в том числе системы АСУ «Морфлот», АСУ «Порт» и др., которые используются только для оперативного планирования работы флота и портов.
Таким образом, в настоящее время отсутствуют модели и информационные системы, обеспечивающие повышение эффективности управления перегрузочными процессами морского порта.
Во второй главе произведен системный анализ перегрузочных процессов, разработана система критериев, отображающих технические характеристики перегрузочных комплексов и граф-модель, позволившая оценить изменения состояний системы управления перегрузочными процессами.
Разработана схема декомпозиции функционирования перегрузочных процессов в морских портах (рис. 1), позволяющая моделировать терминал морского порта и разделить его на погрузочно-разгрузочные пункты, такие как: причал, фронтальная площадка, склад, место обработки автотранспорта и железнодорожная станция.
Рис. 1. Схема декомпозиции функционирования перегрузочных процессов в морских портах
Рис. 2. Структура целей системы управления
перегрузочными процессами
Разработанная структура целей системы управления перегрузочными процессами (рис. 2) показывает, что глобальной целью системы управления является повышение эффективности управления перегрузочными процессами морского порта. Формирование глобальной цели состоит из трех составляющих целей . В соответствии с методикой Сагатовского каждую цель следует уточнять по типу конечного продукта
. В качестве составляющих пространства инициирования целей включаются:
. Таким образом, структура целей системы управления перегрузочными процессами уточнила значимые задачи, включающие оперативное распределение грузопотоков и минимум комплексных расходов перегрузочных процессов.
Разработана система критериев (рис. 3), отображающих технические характеристики перегрузочных комплексов, которая состоит из двух групп: обеспечивающих и технологических элементов.
На основе системы критериев разработана семантическая модель перегрузочного процесса, описывающая предметную область объекта управления в виде кортежа:
где O – множество обеспечивающих элементов; – множество причалов,
,
– длина причала,
– глубина причала;
– множество транспортных средств,
– тип и
– грузоподъемность транспортного средства;
– множество складов,
,
– емкость,
– площадь,
– вид склада;
– множество перегрузочного оборудования;
– множество грузопотоков,
, тип
и название грузопотока
, объем
, судно
, время прибытия в порт
. Кортеж PP позволяет сформировать перегрузочный процесс в морском порте и представить его в виде граф-модели.
Разработана модель управления перегрузочными процессами:
MPP = {TP, ITP, OTP, FTP, AL}.
В данной модели под объектом моделирования TP рассматриваются перегрузочный процесс морского порта и перегрузочные комплексы, непосредственно осуществляющие их деятельность. ITP – входные параметры, включают параметры элементов семантической модели перегрузочных процессов и данные для расчета затрат перегрузочных процессов.
Рис. 3. Система критериев, отображающих технические
характеристики перегрузочных комплексов
OTP – выходные параметры (оптимальный план перевозок грузов, целевая функция, минимизирующая комплексные расходы), FTP – функция перевода (алгоритмы поиска плана перевозок по заданным значениям критериев выбора), AL– правила вывода включают систему ограничений предпочтения лица, принимающего решения.
Разработанная граф-модель перегрузочных процессов (рис. 4) показывает, что в порте существуют такие подсистемы, как причал, железнодорожная станция, фронтальная площадка, место обработки автомобилей и склад. Такие подсистемы в транспортном узле порта являются погрузочно-разгрузочными пунктами. Эти пункты на рис. 4 представлены вершинами графа V (K, E) и составляют множество K = {K1, K2,…, KN}, (N = 1..5) и множество дуг E = {E12 , E21 , …, E15 , E51}– направление (вариант) перевозки грузов внутри порта.
Под состоянием системы управления перегрузочными процессами будем понимать пребывание грузопотока в одной из вершин графа. Перемещение грузопотока из одного пункта в другой представляет собой изменение системы, т.е. на графе – это перемещение грузов из Ki в Kj. Граф-модель позволяет отображать направления передвижения (маршрут) грузов и моделировать процесс перевозок грузов внутри порта, определить |
![]() Рис. 4. Граф-модель перегрузочных процессов в морском порте |
Разработана схема анализа факторов, влияющих на перегрузочные процессы морских портов Вьетнама, позволяющая определять направления повышения их эффективности.
В третьей главе поставлена и решена задача, разработаны модель управления перегрузочными процессами морского порта, модернизированный генетический алгоритм (МГА) и гибридный алгоритм (ГГА) для решения поставленной задачи, программа тестирования разработанных алгоритмов с использованием ЭВМ.
Постановка задачи оптимального управления перегрузочными процессами формируется следующим образом. В порту имеются системы причалов и складов, транспортные средства, предназначенные для освоения некоторого количества грузопотоков. Необходимо распределить грузопотоки на разном транспорте между причалами и складами, чтобы обеспечить минимум комплексных расходов по порту и судну.
Обозначим параметры перегрузочных комплексов для постановки задачи:
При ограничениях:
Ограничение (2) обозначает, что количество перевозимых грузов одного грузопотока по маршрутам одного варианта равно объему обязательного освоения. Ограничение (3) показывает, что потребность площади склада для сохранения количества всех перевозимых грузов по маршрутам не должно превышать ее полезную площадь. Ограничение (4) показывает использование причала в пределах планового бюджета времени. Ограничение (5) определяет, что транспортное средство не может перемещать количество грузов больше, чем позволяет его возможность перевозки.
Задача (1) – (6) является четырехиндексной транспортной задачей. Набор {Xkihj} удовлетворяет условиям (2) – (6) и является допустимым планом, причем каждому плану соответствует определенное значение целевой функции (1).
Рис. 5. Схема изображения хромосомы в виде
четырехразмерной матрицы
Решения данной задачи в генетическом алгоритме представляются в виде матричной хромосомы R = {xkijh}. Каждая хромосома представляет собой матрицу перевозок (в которой указано откуда и куда доставляется груз и его объем), при g = 2, n = 3, s = 4, l = 5 R представлена в виде четырехразмерной матрицы (рис. 5).
Рис. 6. Алгоритм создания начальной популяции
Генетический алгоритм для решения задачи управления перегрузочными процессами включает в себе процедуры создания начальной популяции, скрещивания, мутации и селекции. Предложены процедуры скрещивания и процедуры мутации, которые выполняются над многоразмерными матрицами. В операторах мутации при изменении генов выбранной хромосомы создание новых генов подключится с процедурой создания начальной популяции.
Предложены процедуры скрещивания (типа обмена генами и арифметического типа) и процедуры мутации, которые выполняются над многоразмерными матрицами. В операторах мутации при изменении генов выбранной хромосомы создание новых генов подключится с процедурой создания начальной популяции.
Использован оператор селекции для формирования новой популяции, при этом в результате выполнения селекции размер популяции нового поколения вновь становится равным исходной популяции.
Предложен гибридный генетический алгоритм для решения разработанной модели управления перегрузочными процессами, в котором используется метод локального минимума – «минимального элемента матрицы» при формировании начальной популяции.
Разработана программа для проведения эксперимента разработанных алгоритмов на языке программирования С# в среде Visual Studio 2008.
Результаты эксперимента показали, что модернизированный генетический и гибридный алгоритмы позволяют реализовать поиск оптимального решения лучше, чем классические методы решения транспортных задач в среднем на 10 – 23%. Гибридный алгоритм позволяет осуществить поиск наилучшего решения лучше, чем модернизированный генетический алгоритм, однако это зависит от размерности задачи и механизмов скрещивания, мутации.
Сформирована архитектура ИСУПП, позволяющая автоматизировать процесс принятия управленческих решений перегрузочных процессов на основе использования разработанной модели управления и предложенного генетического алгоритма (рис. 7).
Проверка адекватности разработанной модели на основе сравнения данных системы и статистических данных морского порта Хайфон показала, что отклонение между ними не превышает 15%. Проверена эффективность ИСУПП, результаты сравнения разных планов перевозок показали, что применение ИСУПП позволяет повысить эффективность перегрузочных процессов от 8 до 12,6%.
Настройка параметров алгоритма
Администратор
Рис. 7. Архитектура ИСУПП морского порта
1. Проведены аналитические исследования по управлению перегрузочными процессами морского порта, которые показали, что на данный момент не существует единого решения, позволяющего эффективно управлять перегрузочными процессами морского порта.
2. Реализован системный анализ перегрузочных процессов. Создана структура дерева целей на основе пирамиды Сагатовского, отображающая цели и функции системы управления перегрузочными процессами, выявлено множество значимых задач с целью сокращения комплексных расходов.
3. На основании анализа перегрузочных процессов в морском порту установлена система критериев, отражающих технические характеристики перегрузочных комплексов, позволяющая определить набор параметров перегрузочных процессов.
4. Создана семантическая модель, позволяющая сформировать предметную область перегрузочных процессов в морском порте и представить ее в виде граф-модели перегрузочных процессов, определяющей направления передвижения грузов внутри порта и изменение состояний системы управления перегрузочными процессами.
5. Создана модель управления перегрузочными процессами морского порта в виде многоиндексных транспортных задач, позволяющая осуществлять оптимальное планирование перевозок грузов внутри порта.
6. Разработаны модернизированный генетический алгоритм и гибридный алгоритм для решения поставленной задачи, а также программа на ЭВМ для проведения эксперимента разработанных алгоритмов. Результаты эксперимента показали, что модернизированный генетический и гибридный алгоритмы позволяют реализовать поиск оптимального решения лучше, чем методы решения классических транспортных задач в среднем на 10 – 23%.
7. Создана информационная система управления перегрузочными процессами порта Хайфон, позволяющая автоматизировано обрабатывать данные, оперативно планировать перевозки грузов, упростить процесс составления плана перевозок грузов и повысить эффективность управления перегрузочными процессами.
8. Проверка адекватности разработанной модели показала, что в целом выходные данные модели совпадают со статическими данными порта Хайфон. Проведена оценка эффективности разработанной ИСУПП порта Хайфон. Показано, что применение ИСУПП позволяет повысить эффективность перегрузочного процесса от 8 до 12,6%.
9. Результаты работы использованы при подготовке студентов в ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет».
1. Чан Т.Х., Информационная система управления перегрузочными процессами морского порта / Чан Т.Х., Шуршев В.Ф. // Вестник АГТУ. Сер. Морская техника и технология. – 2009. – № 2. – С. 57– 60.
2. Чан Т.Х., Разработка математической модели для решения задачи оптимизации управления перегрузочными процессами морского порта / Чан Т.Х., Шуршев В.Ф. // Вестник АГТУ. Управление и моделирование технологических процессов и технических систем. – 2011. – № 1. – С. 83-87.
Статьи в межвузовских научных сборниках, сборниках трудов меж-дународных, всероссийских конференций
3. Чан Т.Х. Мониторинг качества перегрузочных процессов морского порта / Чан Т.Х. // Конференции молодых ученых и инноваторов «Инно-Каспий». Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», – 2009. – № 1. – С. 37 – 40.
4. Чан Т.Х. Система управления перегрузочным процессом морского порта / Чан Т.Х. // Международная научная конференция инновационных технологией в управлении, образовании, промышленности «АСТИНТЕХ-2009». Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет» – 2009. – С. 206 .
5. Чан Т.Х. Проектирование информационной системы управления перегрузочным процессом морского порта / Чан Т.Х. // «ПРИС-2009» VII Всероссийская конференция по теоретическим основам проектирования и разработке распределенных информационных систем (Красноярск, 10 декабря 2009 г.). – 2009. – С. 75–77.
6. Чан Т.Х. Применение информационной технологии для управления перегрузочным процессом морского порта / Чан Т.Х. // II Всероссийская межвузовская научная конференция "Зворыкинские чтения " (Муром, 5 февраля 2010 г.). Муром: Изд. полиграфический центр МИ ВлГУ, – 2010. – С. 164–166.
7. Чан Т.Х. Системные исследования процессом управления грузоперевалкой морского порта (на примере С.Р. Вьетнам) / Чан Т.Х. //II Всероссийская межвузовская научная конференция "Зворыкинские чтения " (Муром, 5 февраля 2010 г.). Муром: Изд. полиграфический центр МИ ВлГУ, – 2010. – С. 166–167.
8. Чан Т. Х. Моделирование системы оперативного управления перегрузочными процессами морского порта / Чан Т.Х. // Международная научная конференция «Инновационные технологии в управлении, образовании, промышленности «АСТИНТЕХ – 2010», Издательский дом « Астраханский университет», – 2010. – Т. 1. – С. 189–191.
9. Чан Т. Х. Разработка модели информационной системы управления перегрузочным процессом морского порта/ Чан Т.Х. // XXIII Междунар. науч. конф.: в 12т. Т. 11. секция 12, 13 / под общ. ред. В. С. Балакирева. – Саратов: гос. техн. ун-т, – 2010. – С. 144–146.
10. Информационная система управления перегрузочными процессами морского порта. Св. о гос. рег. прогр. для ЭВМ № 2011615150. / Чан Хыонг Тхи Зарег. 30.06.2011.
____________________________________________________________
Подписано в печать ______________. Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman.
Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ №________
Отпечатано в типографии издательства ФГБОУ ВПО «АГТУ».
Специальность: 05. 13. 01 – Системный анализ, управление и обработка информации
16 12 2014
1 стр.
Инженерно-геологическое картографирование территории государственного морского порта Швянтойи
28 09 2014
1 стр.
Газета: Моряк / №14 / Тираж: 3300 / Юрий Васьков, кандидат технических наук, первый заместитель начальника Одесского морского торгового порта
24 09 2014
1 стр.
Сегодня я хочу представить одну из моих любым книг: Эдвардс1 Деминг. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 42
24 09 2014
1 стр.
Клайпедского государственного морского порта“. Проект планируется осуществить в 2011-2013 г г за счёт средств Фонда сплочения
14 10 2014
1 стр.
Клайпедского государственного морского порта“. Проект планируется осуществить в 2011-2013 г г за счёт средств Фонда сплочения
14 10 2014
1 стр.
Организация эффективного взаимодействия железнодорожного и морского транспорта в припортовых транспортных узлах
10 09 2014
1 стр.
Задачи планирования деятельности и управления процессами промышленных предприятий одна из основных областей применения автоматизированных систем управления предприятиями
15 12 2014
18 стр.