Перейти на главную страницу
Все родители стараются сделать всё, чтобы их ребенок рос здоровым. Но их усилия достигнут результата лишь при одном условии: если к этому же будет стремиться сам ребенок, если он, поняв, как важно быть здоровым, станет ежедневно заботиться о своем собственном здоровье.
Возможно ли это? Достижимо ли? Да, вполне возможно и достижимо. Только для этого он должен узнать, как устроен человеческий организм, от чего зависит нормальная слаженная работа всех его органов, что может ему повредить, что помочь, главное же, что и как нужно делать, чтобы не испортить, а укрепить свое здоровье.
В состоянии ли ребенок эти знания и умения усвоить, т. е. сделать своим, личностно значимым именно для него достоянием? И на этот вопрос мы отвечаем утвердительно. Нужно лишь отобрать необходимую ребенку информацию и преподнести ее в интересной и доступной для его понимания форме. Как это сделать? Об этом мы и расскажем.
Солнце, воздух и вода — друзья здоровья.
Очень важно, чтобы ребенок не сопротивлялся закаливающим процедурам, а захотел их выполнять, особенно на первых порах, пока они не стали привычкой.
Расскажите о людях, которые в детстве были хилыми, часто болели, но благодаря закалке и спорту смогли укрепить здоровье, стать сильными и выносливыми, — например, о А.В. Суворове, А. Шварценеггере.
Очень высокий оздоровительный эффект имеет солнце, которое способствует уничтожению микробов, повышает сопротивляемость и устойчивость организма против болезней, закаляет. Недаром известный русский хирург, анатом и педагог Н.И. Пирогов постоянно напоминал родителям: «Где редко бывает солнце, там часто бывает врач». Дети очень любят играть на воздухе в солнечные дни, но они должны знать, как «обращаться» с солнцем. Расскажите им, что под действием солнечных лучей можно получить солнечный удар. Для того чтобы этого не случилось, нужно обязательно носить легкий головной убор, причем лучше светлый. Что ребенок должен знать о воде? Человеческий организм не может жить и развиваться без воды. Летом, в жару, человек потеет, и вода уходит из организма. Поэтому нужно восполнять «утерянную» воду. В течение дня следует выпивать до двух литров жидкости, но не стоит увлекаться сладкой газировкой: она не утоляет жажды.
Ежедневные ножные ванночки, душ, обтирание, купание — это прекрасные средства закаливания. Приступить к водному закаливанию легче всего, конечно, летом. Начните с обтирания влажным полотенцем (температура воды 18-20°С) в течение 2-3 минут. Приучив ребенка к этой процедуре, переходите к обливанию водой комнатной температуры с постепенным понижением до 15°С и ниже. Длительность процедуры — от 30 секунд до 2 минут (через каждые 3-4 дня прибавляйте по 5-10 секунд). После 2-3 месяцев систематических обливаний организм будет готов к следующему этапу — душу. Лучше всего принимать душ по утрам, а вечером делать прохладные ножные ванночки, понижая температуру воды постепенно до холодной (2-10 °С).
Самое доступное средство закаливания летом —- купание в море, реке, озере. Особенно полезно морское купание, когда на организм совместно воздействуют морская вода с ее солями, солнечные лучи и целебный морской воздух.
Еще один друг здоровья — свежий воздух. Объясните ребенку, почему нужно проветривать помещение, привыкать спать при открытой форточке (свежий воздух улучшает сон и способствует хорошему, глубокому дыханию).
Свежий воздух, как вода и солнце, — средство закаливания. Ребенок должен проводить на свежем воздухе не менее двух часов в день. Подберите комплексы физических упражнений, подвижных игр, ведь ребенку хочется двигаться, скакать, резвиться. И принимайте участие в детских играх и соревнованиях. Если вы будете хорошим партнером, то ваш ребенок не только получит массу положительных эмоций, но и научится преодолевать конфликтные ситуации, управлять своими чувствами, поведением, реакциями в общении с другими людьми. Все это — условия сохранения его психического здоровья и нормального развития.
Что должен знать ребенок о своем организме.
Как я устроен? Этот вопрос интересует каждого ребенка, но часто многих родителей ставит в тупик. Предлагаем познакомить ребенка со своим организмом в форме проблемной беседы, используя адаптированные к детскому восприятию рисунки (или подобранные из книг, адресованных детям).
Сначала обсудите внешнее строение тела. Спросите у ребенка, знает ли он, из каких частей состоит тело человека, а потом рассмотрите рисунок 1 и попросите найти голову, шею, туловище, верхние конечности (руки), нижние конечности (ноги), туловище — грудь, живот, спину. Предложите ребенку показать эти части его тела.
тела человека:
/ — голова; 2 — шея;
3 — туловище:
а — спина;
б — грудь;
в — живот;
4— руки
(верхние конечности);
5— ноги (нижние конечности)
После этого спросите ребенка: «Знаешь ли ты, как устроено твое тело внутри? Какие там есть органы (части)? Как человек дышит? Почему стучит сердце?» и т. д. Выслушав ответы, рассмотрите рисунок 2, назовите главные органы, установите, где они находятся, объясните, какую работу выполняет каждый орган, опираясь на нашу справку.
/ — головной мозг;
• Работой всего организма управляет мозг.
• Глаза — орган зрения.
• Уши — орган слуха.
• Дышит человек с помощью легких.
• Сердце, сокращаясь и расслабляясь (пульсируя), заставляет кровь двигаться по кровеносным сосудам и разносить кислород по всему организму. Сердце работает (ритмично бьется), как неутомимый мотор. Находится внутри груди с левой стороны. Размер сердца у каждого человека примерно равен его кулаку.
• Желудок, выделяя желудочный сок, переваривает пищу.
• В животе в свернутом виде находится кишечник (кишки). Длина кишечника (если его развернуть) 8 м. В кишечнике заканчивается начатое в желудке переваривание пищи. Проходя по кишечнику, она превращается в растворы, содержащие необходимые для жизни вещества. Эти вещества поступают в кровь, а кровь доставляет их ко всем органам. Непереваренные частицы твердой пищи, ненужные организму, скапливаются в нижнем отделе кишечника и удаляются.
• Печень (от слова печь] вырабатывает желчь — едкую жидкость, помогающую переваривать пищу. Печень отвечает за производство белков, жиров и углеводов, регулирует уровень сахара в крови.
• Почки помогают «фильтровать» кровь, очищать ее от шлаков. С мочой эти вредные продукты обмена веществ выводятся из организма. Анализ состава мочи позволяет установить изменения в обмене веществ, вызванные различными заболеваниями.
• Позвоночник — основа скелета (позвоночник, ребра, череп, кости таза, верхние и нижние конечности). Кости позвоночника выполняют опорную функцию.
• Мышцы обеспечивают человеку возможность двигаться, управлять своим телом.
• Мышцы и кости (скелет) образуют опорно-двигательный аппарат.
Время от времени играйте с ребенком в викторину «Что ты знаешь о своем организме?». Вы задаете вопрос, ребенок отвечает (можно и наоборот). Правильные ответы оцениваются (баллами, фишками, фантами или как-то иначе, главное, чтобы ребенку было интересно).
Если ребенок захочет побольше узнать о том, как работает его организм, читайте с ним иллюстрированные детские книги на эту тему, статьи из детских энциклопедий. Подобных изданий сейчас много на книжном рынке.
Непременно рассказывайте ребенку о том, что надо делать, чтобы помочь своему организму работать четко и слаженно, как часы, от чего может пострадать слух, ухудшиться зрение, как можно избежать болезней и т. д. Для этого не нужно специального времени, подходящий случай всегда найдется. Ребенок не по погоде оделся, собираясь гулять; предпочитает есть только сладости; любит понежиться в постели; не моет руки перед едой; сидит, согнувшись за столом, — эти и подобные ситуации могут стать темой для обсуждения. Спросите: почему так не стоит делать? Почему этого «не любит» желудок? Почему эта привычка вредна для организма? Пусть ребенок попытается оценить свои действия и спрогнозировать их последствия. А потом предложите ему представить себя в роли доктора. Какие бы советы он дал и почему им надо следовать?
Первая опасность — пожар. Поэтому ребенку нужно знать, что может вызвать это бедствие. 90 % пожаров в жилых домах возникают по вине человека — чаще всего из-за нарушения правил эксплуатации бытовых электроприборов, шалостей с огнем (игры со спичками, пользование петардами, хлопушками, бенгальским огнем), использования неисправного газового оборудования.
Дети должны знать, как действовать в случае возникновения пожара: позвонить по телефону пожарной охраны «01» и сообщить об опасности; покинуть помещение; при эвакуации из горящего помещения закрыть за собой дверь; преодолевая огонь, укрыться мокрым пальто или одеялом; покидая здание, не пользоваться лифтом.
Необходимо, чтобы ребенок усвоил, почему нельзя прикасаться мокрыми руками к электрической бытовой технике или включать неисправные электроприборы. Нужно научить его пользоваться электрическим чайником, плитой. Вначале ребенок выполняет вместе с вами правила обращения с электроприборами, потом самостоятельно, но в вашем присутствии. Можно придумать игру-экзамен: «Обращение с электроприборами — проверь свои знания и умения».
Какие еще опасные предметы есть в вашем доме? Стиральная машина, электрическая мясорубка, кофемолка. Вся эта домашняя техника имеет крутящиеся детали. Дети должны знать, что нельзя туда засовывать пальцы!
На плите стоят горячий чайник, сковорода, кастрюли. Брать их нужно кухонным полотенцем или прихваткой, иначе можно получить ожог. Обжечься можно также горячим паром или кипятком.
Нарисуйте вместе с ребенком символы, обозначающие опасности, которые подстерегают его дома, например препараты бытовой химии. Их нельзя нюхать и пробовать на вкус.
Не держите в доме бутылки и банки с химикатами и другими опасными веществами в доступных для детей местах. Это опасно для жизни!
Предупредите ребенка, что из домашней аптечки нельзя брать ничего без ведома взрослых. Если у вас нет специального шкафчика для лекарств, нарисуйте вместе с ребенком красный крест и приклейте этикетку на коробку, где хранятся лекарства. Объясните, что для него это знак предупреждения: только для взрослых!
Знак опасности можно прикрепить у окна или на дверь балкона: нельзя высовываться из окна, сидеть на подоконнике или выходить без взрослых на балкон — можно упасть и разбиться.
Ребенок должен знать правила безопасного поведения в общественных местах: нельзя бегать по коридорам, лестницам (особенно в рекреациях, где стоят колонны). К чему может привести нарушение этого правила, можно объяснить в ситуативной игре «Кто виноват?».
Также в игре ребенка можно научить правилам работы с ножницами, иголками и другими опасными режуще-колющими инструментами.
Что еще должен знать и уметь ваш ребенок, чтобы сохранить собственное здоровье? Нужно знать правила поведения на улице. Наибольшее количество несчастных случаев связано с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП). Трагическое положение складывается с безопасностью детей в младшем школьном возрасте. Из общего числа пострадавших детей около 30 % становятся инвалидами. Зачастую виновником ДТП является пешеход, нарушающий правила поведения на дорогах.
Осваивать правила перехода улицы лучше всего в игровой форме. В продаже есть много настольных игр: «Светофор», «Правила уличного движения» и др. Потом, переходя улицу вместе с ребенком, следует проверить, как он руководствуется этими правилами на практике, все ли выполняет точно.
Все родители стараются сделать всё, чтобы их ребенок рос здоровым. Но их усилия достигнут результата лишь при одном условии: если к этому же будет стремиться сам ребенок, если он,
08 10 2014
1 стр.
Цель: показать учащимся полезные свойства хорошо известного и очень доступного фрукта, научиться заботиться о своём здоровье с юных лет, не прибегая к услугам врачей и аптек
25 12 2014
1 стр.
Цель: Прививать у детей навыки здорового образа жизни; учить ухаживать за своим телом; заботиться о своем здоровье
14 10 2014
1 стр.
ЧС. Первыми на выручку пострадавшим приходят спасатели. Для работников этой службы не существует больших и маленьких происшествий, не важно, произошла дорожная авария или ребенок н
11 10 2014
1 стр.
Тех, кто заботится о своем здоровье, здоровье своих детей и защищает природу от опасного загрязнения, приглашаем принять участие в экологической акции «Сдай ртутную лампу»
17 12 2014
1 стр.
В процессе сказотерапии ребенок попадает совершенно в другой мир, где герои переживают такие же проблемы, как и сам ребенок. И ценность сказкотерапии в том, что ребенку показывают
27 09 2014
1 стр.
Ребёнок отвечает. В этой игре закрепляются навыки классификации объектов, тренируется память, отрабатывается количественный счёт. Выполнив задание ребёнок может составить аналогичн
07 10 2014
1 стр.
Что чувствует ребенок когда, бьется в истерике? Многим родителям кажется, что он сильно страдает. Кричит, плачет. Может упасть на пол, сучить ногами. Ребенок постарше упадет, скоре
29 09 2014
1 стр.