Перейти на главную страницу
Кун-цзы, Конфуций (р. 551 – ум. 479 до н.э.)
Изречение китайского философа перевел китаевед Никита Яковлевич Бичурин
Санкт-Петербург
2007
??? Лёп та шай 150 =ул .л.крех 1808 =улхи кёрлачён 10-м.ш.нче историре пирвайхи хут Китай =.ршывне п.р чёваш пырса тухнё? Вёл вётёр =ул тултарнё вёйпитти =ын пулнё? Унён сарлака та =\л. =амки: кётра хура =\=.: сайрарах ш.в.р сухал.: мёкёрларах тёракан пит=ёмарти шёммисем Пекин =ыннисене чылай сёнаттарса пёхтарнё? Нимрен ытла унён йёлт- ялт вылякан: =ав вёхётрах пит. тинкерсе пёхса илекен хура ку=.: ытла =авраках та мар ку= хупах. =ынсене темскер астутарнё пек иментерн.: шухёша янё?
+ынни православи т.нне сарас т.л.шпе .=лекен мисси пу=лёх. пулса пынё-=ке? Унччен Ра==ейрен ун пек хурамкка сёнлё: азиат ку=лё этемсем килниех пулман???
13 =ул Китайра пурёнса: анчахрах т.не к.ртн. чёваш халёх.н =ынни патша тума хушнё .=е «мансах» кайнё? Вёл Китай ч.лхине: историне: философине: поэзине т.пчеме тытённё: Ин=етри =.ршыв уншён =ав тери =ывёх: кёмёллё: ытарайми =.ршыв пек туйённё? Чёваш ёс. Ра==ейпе Китай хушшинчи п.ррем.ш к.пер пулса тёнё?
Анчах =ав =ын Ш.нерпу=.нчи Якку пупён Апашра =уралнё ывёл. иккенне: чёвашла кала=са: ачасемпе лашалла выляса \снине: ёна хёй.н тёван ч.лхи – чёваш ч.лхи – ытти ч.лхесене в.ренме пулёшнине никамах та п.лмен пулас =ав? Иакинф Бичурин тен. те - .=. те п.тн.? Каярах ёна XIX .м.рти п.ррем.ш =урринчи Ра==ей.н чи малта пыракан: чи =утё =ыннисем хисеплесе «Иакинф атте» тен.? Манах тум. тёхённё =ынна: Китайран «сён-сёпач. те китайланса» таврённё хёватлё ёса Пушкин асёрханё? Вёл ин=етри халёхсем =инчен кала-кала панине ка=са кайса итлен.? Иакинф парнелен. к.некесене хёй.н библиотекинче савса упранё? Ун =инчен ырё кёмёлпа асёнса =ырнё?
Бичурин (малтан Пичурин) тен. хушамат Ш.нерпу=ран пулса кайнине никам та чухлайман: унпа интересленмен те? Хёй те вёл: хура п\ртл. ялсене аса илсе: теп.р чух тёван халёх.ш.н хытё к\ренн. пулин те: унён яч.пе .=леме пултарайман? Ун чухне чёваш халёх. =ырулёхсёр пулнё-=ке-ха!
??? Пир.н хальхи ч.лхе=.сем чёваш ч.лхине пайтах ч.лхепе шайлаштарса т.пчесе пёхр.=? Китай ч.лхине уйрём тинкернине туйёнмасть-ха? Н?И? Ашмарин 20-м.ш =улсенчех Хусанта калама =ук интересл. лекци вуласа панёчч.? «Чёваш ч.лхинчи китай сёмах.сем =инчен» («О китайских заимствованиях в чувашском языке»)? Сыхланнё-ши =ав .= ал=ыру халл.н те пулин;
Кашни халёхён поэзий. – п.р тин.с? Тин.се т.рл.рен шыв-шур =итсе хутшёнать% =.=енхир тёрёх тик.сс.н юхакан сарлака =ырма та: ту-чакёл хушшинчен тухса: чулсем урлё ыткёнакан кёпёклё шарлак та: =.ртен тапакан в.ри шыв та: л.прреххи те: сулхённи те???
Китай поэзий. – нумай пин =ул хушши хумханнё та тамалнё: пётраннё та тёрёлнё: анчах яланах хёй.н ч.р.л.х шывне упранё таса тин.с?
Ахальтен мар ытарайман пул. =ав пир.н Апаш чёваш. Иакинф Бичурин та Китай халёх.н ч.лхине: тарён шухёшне: ёслёлёхне?
+апла юрланё авалах чёвашсем? Тен: хёй.н историлл. кун=улне аса илсе шухёша кайнё пул. халёх? Шурё тулё (рис) ёнсёртран к.рсе юлман .нт. юрра???
«Сарё аист пиртен в.=се кайр.»: - тет поэт авалхи юмаха астуса? – Кайтёрин! – теер пул. п.рле? Пир.н Китай хир. варрине в.=се =итн. шурё акёш салам илсе =\рет.р п.р-п.рне!
1958 =?
Виталий Золотов Вера Рытикова
Памятники сынам России
Александро-Невская лавра с ее некрополями, имеющая мировую известность, принадлежит к числу наиболее крупнейших исторических памятников Санкт-Петербурга. Название лавры связано с именем новгородского князя Александра Ярославича, который 15 июня 1240 года на берегах Невы одержал победу над шведами.
Основатель северной столицы России Петр Великий в 1710 году сам выбрал место для строительства будущего мужского монастыря (в 1797 г. получившего почетный титул лавры) в устье Черной речки, впадающей в Неву.
На левом берегу Черной речки (ныне называемой Монастыркой) была построена первая деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, освященная в присутствии Петра I в 1713 году. Именно с этого года монастырь стал вести свое летоисчисление. В 1717 году рядом с церковью воздвигли небольшую каменную Лазаревскую усыпальницу (давшую название кладбищу) для погребения любимой сестры царя – Натальи Алексеевны.
Под сводами церкви Праведного Лазаря проводились первые захоронения видных сынов Отечества, чаще всего по распоряжению самого царя. До наших дней сохранилось надгробие знаменитого сподвижника Петра I фельдмаршала Б.П. Шереметева – героя Северной войны.
Образовавшееся вблизи церковных стен кладбище стало местом захоронения петербургской знати. На памятниках мы читаем фамилии и имена многих представителей дворянских родов: Нарышкиных, Воронцовых, Голицыных, Строгановых, Демидовых, Шуваловых, Столыпиных. В1907 году известный историк искусства Н.Н. Врангель в статье «Забытые могилы» писал: «На маленьком пространстве старого Лазаревского кладбища погребена целая эпоха, целый мир отживших дней, почти все придворное общество Елизаветы, Екатерины и Павла».
В начале прошлого века Лазаревское кладбище получило музейный статус, ныне носит название Некрополь VIII века и находится в ведении Государственного музея городской скульптуры. Старинный некрополь поражает воображение наших современников – здесь на небольшой территории (менее гектара) сохранилось почти тысяча надгробных памятников XVIII – XIX веков. Это – уникальное мемориальное собрание исключительной художественной ценности. Его памятники отличаются многообразием архитектурных форм, многие из них украшены аллегорической скульптурой, портретными медальонами и гербами.
В Некрополе XVIII века похоронены выдающиеся государственные и военные деятели – среди созвездия имен министры граф С.Ю. Витте, граф М.Н. Муравьев, генерал-фельдмаршал граф П.И. Шувалов, адмиралы В.Я. Чичагов, Н.Е. Мордвинов и других. Славу Некрополя составляют также имена выдающихся русских ученых и деятелей искусства: первого русского ученого- естествоиспытателя М.В. Ломоносова, великого математика и физика Леонарда Эйлера, первого русского китаеведа – историографа Н.Я. Бичурина (монаха отца Иакинфа), замечательных зодчих А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, И.Е. Старова, скульпторов Ф.И. Шубина, И П. Мартоса, писателей Д И. Фонвизина, Я.Б. Княжнина и многих других.
Скромное надгробие монаха-востоковеда Иакинфа Бичурина всегда завораживает внимание посетителей музея таинственностью иероглифов, начертанных на черном граните обелиска. Удивительна история создания этого уникального памятника, которая кратко описана в XIX веке в городских новостях столичной газеты «Санкт- Петербургские ведомости». Например, в 1864 году от 28 сентября 215 № сообщается: «Знаменитый наш китаист отец Иакинф, погребенный в1853 году на кладбище Невского монастыря, до сих пор не имел над прахом своим никакого памятника. Иркутский почетный гражданин В.Н Баснин предложил всем уважавшим покойника, составить подпискою капитал для сооружения скромного памятника. Все приняли эту мысль с сочувствием, собрали маленький капиталец и приступлено к работе».
Эта же газета через год информировала читателей о благополучном завершении благого дела: «На страстной неделе поставлен памятник знаменитому нашему китаисту отцу Иакинфу. На пирамиде из черного отшлифованного гранита, стоящей на пьедестале, вырезано имя покойника, под ним строки сверху на низ китайских начертаний, а под ними порусски: родился 1777 года, скончался 1853г. мая 11. Смысл китайских письмен следующий: «Постоянными трудами снискал себе место в истории». Памятник воздвигнут попечением уважавших заслуги покойника». (Санкт-Петербургские ведомости, 1865, 15 апреля, № 91. «Городские заметки»).
В предисловии к книге « Отец Иакинф» писатель Владимир Кривцов отмечает: «Еще до войны в студенческие годы, прочел я эту таинственную эпитафию: « У ши цинь лао чуй гуан ши цэ» - «Труженик ревностный и неудачник, свет он пролил на анналы истории».
Сравнивая вышеизложенных два текста эпитафии легко заметить, что перевод студента В. Кривцова по смыслу значительно отличается от задуманного первоначально «уважавшими заслуги покойника» и осуществленного в записи на граните мудрыми китайскими иероглифами.
Языковед Сергей Ожегов в «Словаре русского языка» значение слова «неудачник» расскрывает так: «неудачник - человек, которому не везет, нет удачи». Очень простое, ясное и четкое определение. И совсем не просто представить монаха отца Иакинфа неудачником в жизни.
Никита Яковлевич Бичурин, благодаря своему исключительному трудолюбию достигший больших высот в науке, современниками был признан по праву лучшим синологом Европы. За свои фундаментальные научные труды он был награжден четыре раза Демидовскими премиями Императорской Академии наук России. Такое всеобщее признание и слава выпадает в жизни на долю не каждого ученого.
Даже его ярый оппонент Юлий Клапорт публично признал творческие удачи Н.Я. Бичурина, сказав, что «отец Иакинф один сделал столько, сколько может сделать только целое ученое общество».
Иакинф Бичурин вошел в историю России, как пытливый историк, талантливый литератор и прекрасный педагог. И в каждой из этих важных областей культуры и сфер деятельности человечества он оставил глубокий след. В жизни Н.Я. Бичурин был всегда окружен внимательными коллегами и верными друзьями - единомышленниками. Он не был обделен простым человеческим счастьем.
Писатель Сергей Марков в замечательном очерке «Неутомимый Иакинф Бичурин» загадочную тайну иероглифов расскрывает словами: « Постоянно прилежно трудился над увековечившими его славу историческими трудами». На наш взгляд, эта фраза наиболее точно и душевно выражает те благородные замыслы энтузиастов по почину Иркутского почетного гражданина В.Н. Баскина и дает четкое и достойное определение яркой жизни и многогранной деятельности славного сына Отечества.
И в заключение еще об одном - также о не менее важном. В первой половине прошлого века (в 1920 – 1930 г.г.) в период буйного разгула сторонников воинствующего «Безбожника» (так назывался атеистический журнал, издаваемый в то время ярыми противниками Русской Православной Церкви) памятник ученого – монаха в Некрополе XVIII века был частично разрушен: снесена ажурная кованая железная ограда, с обелиска сорван православный крест из белого мрамора. 8 июля 1988 года на пирамиде надгробного памятника Н.Я.Бичурина сотрудниками Государственного музея городской скульптуры установлен бронзовый крест (автор-реставратор С.Л. Мухин).
Очень верим, что в обозримом будущем благородные санкт-петербуржцы, глубоко чтя память выдающегося российского ученого, примут участие в капитальном ремонте и в восстановлении памятника в первозданном виде.
2001 г.
Честно говоря, полвека назад Бичурина я тоже знал слабо. В 1956 году, выступая в Доме студентов Сорбонны (Парижский университет), я мог сказать о нем только два-три предложения, которые остались почти незамеченными. Поэтому сегодня с особой гордостью я говорю о докладе моего талантливейшего ученика, профессора Т.Петровой, сделанном в июле 2004 года на совещании ректоров Пекинского университета. Ректоры слушали ее стоя, не скрывая своей недостаточной осведомленности о Н.Я. Бичурине. Однако самое удивительное для меня произошло в Калмыкии. Прочитав десятки книг, я обнаружил сотни ссылок на сочинения Н. Бичурина в библиографиях докторских диссертаций и солидных монографий, они включены в число важнейших проблемных исследований, А еще больше поразило меня вот что. Я несколько месяцев проработал в Калмыцком университете. Посетил много школ, в том числе и самые удаленные. И во всех есть книга Н. Бичурина «Историческое обозрение ойратов и калмыков с 15 столетия до настоящего времени», которая не раз переиздавалась. Не все издания держал в руках, а вот тираж второго выпуска 1991 года знаю – 10 тыс. экземпляров. А ведь калмыков в России не больше 180 тысяч. Книга издана в серии «Наше наследие». При этом хочу отметить, что отец Иакинф самые дорогие книги вместе с драгоценностями завещал Казанской духовной академии, среди них на особо почетном месте – его сочинение «Волжские калмыки».
Чем же, задумываюсь я часто, велик наш Бичурин? В мире до сих пор не было и нет китаеведа крупнее него. Появится ли второй такой – это серьезный вопрос.
Он еще при жизни был признан великими людьми, хорошо знал их, работал вместе с ними. Он стал не просто близким другом, но и надежным духовником Пушкина. Все, что он собрал о Пугачеве, отдал Пушкину. Великий поэт опубликовал эти материалы с честной ссылкой на своего друга. А самому Бичурину удалось это сделать только через четыре года. Отец Иакинф свои лучшие книги дарил Пушкину, ибо очень серьезно готовил его к путешествию в Китай, которое не состоялось из-за запрета властей.
А вот никому, пожалуй, не известный факт, когда народный поэт Калмыкии Давид Кугультинов был в Пекине, посол Советского Союза разрешил ему переночевать в келье «святого человека» - отца Иакинфа, возглавлявшего здесь Русскую духовную миссию в 1808-1821 годах, считавшегося, по сути, послом страны. Кугультинов признался: «Не спалось всю ночь. Все думал, до чего велик Бичурин, до чего велики чуваши! Заодно вспоминались и другие великие чуваши – друзья мои Ухсай, Хузангай…»
Пушкин глубоко знал творчество Бичурина. Вот немаловажные факты: поэтом опубликованы в «Литературной газете» три выписки из письма Бичурина, по инициативе Пушкина в журналах «Северные цветы» и «Телескоп» печатались великолепные произведения Бичурина «Байкал»,
«Прогулка на Байкал». Пушкин принял личное участие в издании «Троесловия» в переводе с китайского. В восторженном обзоре перевода поэт отобрал четверостишие и прокомментировал его в «Литературной газете». А мечтая о своем путешествии с Бичуриным в Китай, Пушкин писал:
А сколько нам открытий чудных
Еще готовит Ум и Труд.
Задуманная совместная поездка в Китай была связана и с впечатлениями о калмыках. И в стихотворении «Калмычке» Пушкин, восхищаясь красотой девушки, ставит на первое место ум:
Бичурин был широко известен просвещенной России. Его знали друзья Пушкина, о нем писал А. Белинский. Он, правда, и покритиковал его немного, но в то же время позаимствовал у великого мыслителя-чуваша ряд его идей. Гениальный математик Н. Лобачевский, открывший новую геометрию, утверждал, что планы и описания Пекина, выполненные рукой Бичурина и изданные на русском и французском языках, точнее, чем китайские, маньчжурские и монгольские источники.
Вольнодумец в рясе, как его называли, умер, оставаясь верным своим идеалам единения человечества, Азии и Европы, Востока и Запада, всего мира. Свое чувашское происхождение
Н. Бичурин никогда специально не подчеркивал. Пушкин, посетивший его родное село, конечно, знал, что он чуваш. Впрочем, и сам великий поэт, думается, не придавал особого значения национальному, раз молитвенно выводил в «Евгении Онегине»: «Под небом Африки моей…» Два друга в этом находили полное взаимопонимание.
Н. Бичурин велик во всем: универсальный китаевед-энциклопедист, поэт, писавший на чувашском, русском, греческом языках, историк, географ, просветитель, философ, моралист… Я предвижу монографическое исследование – «Этнопедагогическая система Никиты Бичурина».
На это настраивают его труды «Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение», «Китай в гражданском и нравственном его состоянии». И ведь «Троесловие» насквозь этнопедагогично:
А вот совсем на старинный чувашский лад:
Никита Бичурин – вдохновляющий пример для всего народа, коль сам Пушкин готов был следовать за ним на «край света»:
Завершаю информацией, ставшей известной мне благодаря профессору В. Родионову. В книге про Бичурина он приводит воспоминания внучки востоковеда: «Был он высокого роста, держался совершенно прямо. Сердце доброе, великодушное. Прямой и простодушный, он никогда не фальшивил и потому терпеть не мог людей лукавых и заискивающих».
Никита Бичурин – великий сын чувашского народа, гордость России, всего мира. Дай-то бог, чтобы чуваши поняли и приняли это.
2005 г.
Александр–Невски лаврăн 18-мĕш ĕмĕрти некрополĕнчи палăк çинче китайла иероглифсемпе çырнă сăмахсем курма пулать. Эпитафин тупсăмне тупма йывăр, хура тĕслĕ гранит çине çапла кăна çырса хунă: «Ěмĕр – ĕмĕр тăрăшса ĕçленĕ, унăн сĕм аваллăха халалланă мухтава тивĕçнĕ ĕçĕсем манăçа тухмĕç». Çак палăка Иакинф Бичурин манах вилтăприйĕ çине лартнă.
Никита Яковлевич Бичурин ăсчахăн Раççей наукинчи вырăнĕ паллă, халăха çутта кăларас ĕçре 19-мĕш ĕмĕрте юлнă ятсем хушшинче те вăл пур, тухăçа тĕпчекенсен ретĕнче те Иакинф манах чи малта тăрать, темиçе томран тăракан китайла-вырăсла сăмахсен пуххин пĕрремĕш авторĕ те вăлах, тухăçри чĕлхесенчен куçаракан тăлмачсем те Бичурин шайне çитме пултарайманнине те пĕлетпĕр, Европăри синологсем те чи малтан унăн ятне асăнççĕ.
Типнер ялĕнче (Акулево, Шупашкар уесĕ, Хусан кĕпĕрни) 1777-мĕш çулхи августăн 29-мĕш (сентябрĕн 9-мĕш) кунĕнче çуралнă пуп ывăлĕ Никита 14 çул Хусан хулинчи тĕн академийĕнче вĕренет (1798-мĕш çулччен семинари пулнă). Вĕренессе вăл питех те аван вĕреннĕ; грамматика, синтаксима, поэзи, риторика, философи тата богослови класĕсенче тарăн пĕлÿ пухнă; 20 çула çитсен вара манах пулса тăрать, Иоанн мăнастирĕнче настоятель тивĕçне туса пырать, çав вăхăтрах Хусанти тĕн академийĕнче илемлĕ калаçма хăнăхтаракан вĕрентÿçĕ пулса ĕçлет. 1802-мĕш çулта вара Иакинф Бичурин манаха Иркутск хулине арçынсен Вознесени мăнастирĕнче настоятель тата семинаринче ректор пулса ĕçлеме яраççĕ.
1807-мĕш çулта Таса Синод Иакинф архимандрита Китая тĕн миссийĕн ертÿçи пулса кайма хушать. Пекин хулине çитнĕ-çитменех Бичурин Китай чĕлхине вĕренме тапратать, 5 çул хушши тăрăшса 10 пин иероглиф пухать, вĕсене хăй палăртнă йĕркене кĕртет те кашни паллăн пĕлтерĕшне шыраса тупать, апла майпа Китай чĕлхин çырулăхĕн вăрттăнлăхне алла илет, калаçас енĕпе те, çырас тĕлĕшпе те тухăçри пуян чĕлхене пĕлекенсенчен чи пултарулли пулса тăрать. 14 çула яхăн вăл Китай халăхĕпе пĕр чĕлхеллĕ пулса ĕçлет, чĕлхине те, халăхне те чунтан-чĕререн хисеплесе юратса пăрахать. Кашни утăмрах хăйне те ăна Китай çыннисем пулăшса тăнă.
1821-мĕш çулта Иакинф манах тăван çĕршыва таврăнма çула тухать. Гоби пушхирĕ тăрăх мисси ертÿçи хыççăн вăрăм караван анăçалла шуса пырать; 15 тĕве пурçăн мар, фарфор та мар, паллах, тар та мар турттарса пынă: вĕсем çине 400 пăт кĕнеке, алçырăвĕсем, географи карттисем, ÿкерчĕксем тиесе хунă тĕпчевçĕ. Çак пуянлăха вăл кунĕн-çĕрĕн Пекин хулинче пуçтарнă, пасарсенче е кĕнеке лавккисенче хăйĕн укçипе туяннă. Çапла ăнланнă манах тăван çĕршыва усă парас тивĕçе.
Петĕрпура таврăнсанах вара ăна миссионер ĕçĕнче «йăнăшсем» тунăшăн çирĕппĕн явап тыттараççĕ – Таса Синод Иакинфа Валаам утравĕ çинче вырнаçнă мăнастире ăсатать.
Виçĕ çул иртнĕ хыççăн ырă ятлă - сумлă çынсем, Бичурин Китай культурипе чĕлхине тĕплĕн пĕлнине кура, 1 Микулай патша патне кайса тĕпчевçĕ хутне кĕрсе тархаслаççĕ. Император вара хушу кăларать: «Иакинф Бичурин манаха Ази департаментне илес».
1826-мĕш çулта ăна Валаам мăнастирĕнчен Александр-Невски лаврине куçараççĕ. Çак самантран пуçласа тĕпчевçĕн çĕнĕ тапхăрĕ пуçланать - тухăçлă ĕçе кÿлĕнет вăл.
Анлă та тарăн пĕлÿллĕ ăсчах 20 çул хушшинче 70 ытла пысăк ĕç çырса кăларать; философи, истори, географи, этнографи, социологи ыйтăвĕсене Китай, Тĕп тата Тухăç Ази культурисем урлă çутатса парать, упранса юлнă вăй-хăватне халăха парнелеме ĕлкĕрет.
Кĕнекисене кăларма ырă çынсем пулăшсах тăнă Бичурина; калăпăр, З.Волконская княгиня «Тибета çырса кăтартни» ятлă кĕнекене кăларма пулăшнă, çакна шута илсе автор хăйĕн ĕçне пулăшакана халаллать, кĕнеке хуплашкин тепĕр енче княгиня ятне асăнать. Алек-сандр Пушкин поэт та çак парнене тивĕçет, ăна Бичурин çак сăмахсемпе хисеп тăвать «Чыслă та хисеплĕ ырă çыннăмăра Александр Сергеевич Пушкина тăлмачран чун-чĕререн тав туса». Пичетрен тухнă кĕнекесен пĕр пайне нимĕç тата француз чĕлхисене куçарса кăлараççĕ, çапла вара Бичурин пĕтĕм Европăра мухтава тухать.
1828-мĕш çулта тухăçа тĕпчес ĕçре пархатарлă ĕçсем тунăшăн Наукăсен Император Академийĕ Бичурина хăйĕн член-корреспонденчĕ пулма суйлать, француз ăсчахĕсен ушкăнĕ ыйтнипе 1831-мĕш çулта ăна Парижри Ази обществин чăн членĕ пулма суйлаççĕ.
Тăватă хутчен вăл Раççейĕн чи чаплă ăслăлăх парнине - Демидов ячĕллĕ премине - Академи сĕнĕвĕпе килĕшÿллĕн тивĕçет, чи малтан унăн «Ойротсемпе калмăксен историне тишкĕрни» ятлă кĕнекине палăртса хаклаççĕ.
1830-1831 тата 1835-1838-мĕш çулсенче икĕ хутчен Бичурин Çĕпĕр тăрăх экспедицие ушкăнпа кайса килет, Буряти çĕршывĕнче Кяхта хулинче китай чĕлхин шкулне уçать, Байкалăн леш енчи çĕршывра декабристсемпе тĕлпулусем ирттерет, уйрăмах çывăх туслăх ăна Николай Бестужевпа çыхăнтарнă.
Петĕрпур хулинче пурăннă çулсенче Бичурин тăтăшах Владимир Одоевски княçăн литература салонне çÿрет, калаçусем вăхăтĕнче Раççей культурин чи чаплă ĕçтешĕсемпе хутшăнать - А.Пушкин, В.Белинский, И.Крылов, А.Герцен, И.Панаев, М.Глинка. Хăй те литератор ĕçне явăçса кĕрсе каять. Н.Веселовский историк-ориенталист кун пирки çапла çырса хăварать:«Шăп та лап çак тапхăрта литература енĕпе Бичурин канăçсăр ĕçлеме пуçлать, Раççейри ăсчахсене кăна мар, чикĕ леш енчи ăслай тĕнчине тĕлĕнтерет».
Куçарусем, очерксем, тавлашуллă статьясем Бичурин çырсах тăрать, вĕсене хамăр çĕршывра та, ют çĕршывсенче те пичетлеççĕ; тĕпчевçĕ Европа ăсчахĕсене Китая кая юлнă вăрă-хурах çĕршывĕ евĕр кăтартнăшăн питлет, Раççей ориенталистикине мăнаçлăн хÿтĕлет.
Бичурин хăйĕн пурнăçĕн юлашки çулĕсенче çулла Александр-Невски лаврăран тухса Мурино ятлă пысăк ялта (унăн хуçи Воронцов граф пулнă) ĕçлет, А. Карсунский тусĕн дачинче, хула тулашĕнчи шăплăхра, Китай чĕлхипе çырнă сĕм авалхи алçырусене куçарать.
Александр Карсунский ачин хĕрĕ Н.Моллер асаилĕвĕсенче çапла çырса хăварнă сăмахсем пур: «Иакинф атте Муринора чыслă та хисеплĕ çын пулнă. Ватти-вĕтти те, дача хуçисем те, хресченсем те - пурте ăна пĕлнĕ. Хресченсем ăна Иким атте тесе чĕннĕ, ун çинчен хунă халапсене паян кун та пĕлеççĕ. Ырă кăмăллă çын пулнипе вăл пулăшу ыйтма пынисене пурне те пулăшнă.Чирлисене, вăй пĕтсе çитнисене е пĕччен тăрса юлнисене укçа кайса панă. Хăй юратнă, чухăна тăрса юлнисене уяв кунĕсенче кĕмĕл укçа парнеленĕ. Мурино ялĕнчи хресченсем кăна мар, çывăхри ялсенчен те ун патне çÿренĕ, пулăшу ыйтнă, кашнинех вăл тивĕçтернĕ. Мурино ялĕнче те, йĕри-тавралăхра та çавăнпа ăна аван пĕлнĕ, хисепленĕ, юратнă».
Иакинф атте 76 çула çитсе Александр-Невски лаврăри пĕчĕк пÿлĕмре 1853-мĕш çулхи май уйăхĕн 11 (25)-мĕшĕнче ĕмĕрлĕхех куçне хупать.
Аслă манах ячĕ унăн вилĕмсĕр ĕçĕсенче пурăнать, вăл çырнă кĕнекесем – халăх пурнăçне çырса кăтартма вĕрентекен тĕслĕх. Çирĕп никĕс çинче тăракан ĕçсем китай, монгол, тибет, калмăк тата тухăçра пурăнакан ытти халăхсен аваллăхĕ çинчен хыпарлаççĕ, ун чухлĕ çĕнĕлĕх урăх ниçта та тупаймăн. Никита Яковлевич Бичурин ĕçĕсен хакĕ нихăçан та чакас çук, мĕншĕн тесен тĕнче культуришĕн вĕсем çав тери хаклă.
2005ç.
Виталий Золотов, кандидат военно-морских наук, доцент
Бичуринские «глубокие познания
А.С.Пушкин
Имя Никиты Яковлевича Бичурина вписано в историю российской науки и просвещения как крупного ученого XIX века: одного из основоположников востоковедения, первого составителя многотомного китайско-русского словаря и блестящего переводчика с восточных языков на русский язык. Монах Иакинф современниками был признан по праву лучшим синологом Европы.
Иакинф Бичурин родился 29 августа (9 сентября) 1777 года в селе Акулево (ныне Типнеры) Чебоксарского уезда Казанской губернии в семье чувашского священнослужителя. В течение четырнадцати лет Никита обучался в Казанской духовной семинарии, преобразованной в 1798 году в академию.
В этом учебном заведении он учился прилежно и, освоив курсы грамматики, синтаксимы, пиитики (поэзии), риторики, философии и богословия, получил прекрасное духовное образование. По окончании академии Никита Бичурин в двадцатидвухлетнем возрасте принял монашество и вскоре был назначен настоятелем Иоанновского монастыря с одновременным исполнением обязанностей преподавателя высшего красноречия в Казанской духовной академии.
В 1802 году Иакинф Бичурин назначается настоятелем Иркутского Вознесенского мужского монастыря и ректором Иркутской семинарии.
В 1807 году Святейший Синод определил архимандрита Иакинфа главой духовной миссии в Китае. Сразу же после прибытия в Пекин Н.Я.Бичурин увлеченно стал заниматься изучением китайского языка. В течение пяти лет он собрал более 10 тысяч иероглифов, систематизировал их и подробно описал значение каждого символа. Иакинф проник в тайны мудрых законов древней китайской письменности. В результате он профессионально освоил разговорную и письменную речь китайцев. За 14 лет пребывания в Китае Иакинф Бичурин хорошо узнал и искренне полюбил китайский народ. Китайцы бескорыстно помогали ему.
Когда в 1821 году глава духовной миссии возвращался на родину, с ним через пустыню Гоби следовал целый караван. Не шелк, не фарфор и не порох вывез монах Иакинф в Россию из Китая. Пятнадцать верблюдов несли тяжелые вьюки весом в 400 пудов с книгами, рукописями, географическими картами, рисунками, которые Бичурин кропотливо собирал и покупал на многочисленных рынках и в книжных лавках Пекина. В этом заключалось его служение Отечеству.
После возвращения из Китая в Петербург Н.Я. Бичурин за упущения в миссионерской деятельности был строго наказан Священным Синодом и сослан в монастырь на остров Валаам.
Через три года, благодаря своим глубоким знаниям культуры и языка Китая, отец Иакинф смог вернуться в Петербург. По ходатайству влиятельных лиц из Государственной коллегии иностранных дел император Николай I высочайше повелел: «Причислить монаха Иакинфа Бичурина к Азиатскому департаменту». И в 1826 году он был переведен из Валаамского монастыря в Александро-Невскую лавру.
В жизни монаха начался новый этап подвижнического труда, который был необыкновенно плодотворен. Накопленные им глубокие знания востока, колоссальный запас нерастраченной творческой энергии позволили Н.Я. Бичурину в последующие 20 лет написать свыше семидесяти первоклассных сочинений по философии, истории, географии, этнографии, социальному устройству и культуре не только Китая, но и других стран Центральной и Восточной Азии.
Княгиня Зинаида Волконская, урожденная княжна Белосельская - Белозерская, оказала бескорыстную поддержку бедному монаху в издании первой его книги под названием «Описание Тибета». В знак благодарности Иакинф на титульной странице книги поставил посвящение Волконской. Эту книгу Н.Я.Бичурин преподнес поэту Александру Пушкину с дарственной надписью: «Милостивому государю моему Александру Сергеевичу Пушкину от переводчика в знак истинного уважения».
Часть книг отца Иакинфа сразу же после выхода в свет в Петербурге была переведена на французский и немецкий языки. Это принесло Н.Я.Бичурину европейскую славу.
В 1828 году за выдающиеся заслуги в области востоковедения Иакинф Бичурин был заслуженно избран членом-корреспондентом Императорской академии наук. По представлению группы французских ученых в 1831 году он становится действительным членом Азиатского общества в Париже.
Четыре раза Академия присуждала Н.Я.Бичурину Демидовские премии – высшую научную награду России. Первой отметили труд «Историческое обозрение ойратов и калмыков».
Н.Я.Бичурин дважды (1830-1831, 1835-1838) принимал участие в экспедициях по Сибири. В Кяхте (Бурятия) им было основано училище китайского языка. Во время поездок по Забайкалью он встречался со ссыльными декабристами. Особые дружеские отношения связывали его с Николаем Бестужевым.
В Санкт-Петербурге, посещая литературный салон князя В.Ф.Одоевского и общаясь с лучшими деятелями русской культуры: А.С. Пушкиным, В.Г. Белинским, И.А.Крыловым, А.И. Герценом, И.И. Панаевым, М.И.Глинкой и другими - Бичурин приобщился к литературной работе.
Востоковед и историк Н.И. Веселовский о нем писал: «С этого времени начинается его неутомимая литературная деятельность, изумлявшая не только русский, но даже иностранный ученый мир».
Переводы, очерки и полемические статьи отца Иакинфа Бичурина систематически печатались в периодических отечественных изданиях и за рубежом. С присущей ему страстностью Н.Я.Бичурин настойчиво полемизировал со многими европейскими учеными, изображавшими Китай страной варварской и отсталой, с особой гордостью он защищал русское востоковедение.
В последние годы жизни Н.Я.Бичурин выезжал на лето из Александро-Невской лавры в Мурино – большое село, принадлежавшее графу Воронцову. Здесь, на загородной даче своего друга А.И. Карсунского, вдали от столичной суеты, он занимался переводами древних китайских рукописей. Внучка Александра Карсунского Н.С.Моллер вспоминала: «Отец Иакинф пользовался в Мурино большой популярностью и уважением. Его все там знали – как дачники, так и крестьяне – с мала до велика. Крестьяне называли его отец Иким, и предание о нем сохранилось между ними до сих пор.
По свойственной ему доброте он помогал каждому из крестьян, кто обращался к нему за помощью. Больным, дряхлым и одиноким он сам носил деньги. Были у него и влюбленные нищие, которым по праздникам он давал серебряные монеты. Не только муринские крестьяне, но из всех окрестных деревень приходили к нему за помощью, и никому он не отказывал в ней. За это его знали и любили не только в Мурине, но и во всей окрестности…»
Отец Иакинф скончался в возрасте 76 лет в келье Александро-Невской лавры.
Жизнь оборвалась 11 (25) мая 1853 года. Но память о великом монахе осталась в его бессмертных творениях. Бичуринские работы – высокий образец описания жизни народов.
В фундаментальных трудах Н.Я.Бичурина содержатся уникальные сведения об истории китайцев, монголов, тибетцев, калмыков и других народов Востока. Эти сведения до сих пор не утратили свои ценности, они востребованы мировой культурой.
2001г.
Пет.р Хусанкай: Чёваш халёх поэч.
Н?Я? БИЧУРИНА
(ИАКИНФА)
Асаплё .м.рте: пур =утё шухёш:
Патша патак. ай.нче чухне:
Эс ху =уралнё ял ятне ас тунё:
Хёвна аран \стерн. ял ятне?
М.скер ун чух вёл т\р. пил.ксемш.н
Бичурино е Ш.нерпу= тени!
Сана вёл илт.нн. илемл. юррён?
Эс шухёшланё% эп - =ав ял =ынни???
Хистех тёнё пулин те самана:
Ялун пехил. аякра йёпатнё
Хура п\ртри хёй =ути пек сана?
Эс =улсерен куляннё тарёхса%
Тёван йёха эс парёмлё пек пулнё:
Тёван ч.лхем.ре: тёван ёса?
Чи ёшё сёмахсем – атте: анне –
Умна эрешлесе кёларнё ч.рр.н
Асран кайми ачалёхун сённе?
Ху халёхушён хытё к\ренсе:
Вара эс Х.вел тухё=не тинкерн.:
Хёватлё вырёс ч.лхине п.лсе?
Декабристсемш.н пулнё =ывёх =ын:
С.м т.тт.мре те халёх ёс. =и=н.?
Чёваш ёсне кётартрён эс туллин?
Тёван Российён чён ёслёлёхне?
Пур халёхшён та =.н.рен эс у=рён
Пуян ёс-халлё Ази алёкне?
Пекин =ыннисене чылай сёнаттарса пёхтарнё? Нимрен ытла унён йёлт- ялт вылякан: =ав вёхётрах пит тинкерсе пёхса илекен хура ку=.: ытла =авраках та мар ку= хупах. =ынсене темскер аст
25 12 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
01 09 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.
Один монах спросил Дасю Экая, одного из дзенских мастеров правления династии Тан, когда дзен был в расцвете
11 09 2014
1 стр.
Молчание затянулось. Сидя у ног императора, монах задумчиво обмахивался веером. Сам Сын Неба, облокотившись на подушках, обиженно поджав губы, осмысливал только что сказанное монах
12 10 2014
1 стр.
Фома Аквинский (Thomas Aquinas) 1226-1274 гг н э. Философ и теолог. Доминиканский монах. Сформулировал 5 доказательств бытия Бога, описываемого как первопричина, конечная цель суще
13 10 2014
1 стр.
А еще раньше, в 1707 году, монах-бенедиктинец француз Дон Бернар де Монфокон в своей книге "Палеография Греции" ратовал за раскопки олимпийского городка. По иронии судьбы человек ц
09 09 2014
3 стр.