Развитие вероятностного стиля мышления в процессе обучения математике: теория и практика: Монография / С.Н. Дворяткина. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 272 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль). (обложка)
ISBN 978-5-16-006337-9
В монографии предложено решение проблемы достижения максимального развивающего эффекта для личности обучаемого и предлагается формирование устойчивого потенциала учебной деятельности путем создания целостной методической системы по развитию вероятностного стиля мышления студентов в процессе обучения математике на основе диалога культур.
Для преподавателей аспирантов и магистров высших учебных заведений.
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы развития
вероятностного стиля мышления студентов в процессе обучения математике на основе диалога культур 10
1.1. Состояние проблемы и сущность развития вероятностного стиля мышления в процессе обучения математике в вузе 10
1.1.1. Вероятностный стиль мышления
как существенный компонент профессиональных компетенций будущего специалиста 10
1.1.2. Вероятностное познание как реальная основа духовно-нравственного воспитания студентов 18
1.1.3. Возможности развития вероятностного стиля мышления студентов в обучении математике (по данным опроса работодателей
и представителей образовательной общественности) 28
1.2. Системогенез диалога естественнонаучной и гуманитарной культур в профессиональной подготовке специалистов технического и гуманитарного
направлений 33
1.2.1. Историческое и современное понимание
диалога культур в образовании 33
1.2.2. Особенности диалога естественнонаучной
и гуманитарной культур в обучении математике.... 39
1.2.3. Философско-религиозное значение математики: воссоединение научного и религиозного воззрений 47
1.3. Теоретические аспекты развития вероятностного стиля мышления и методы его исследования 55
1.3.1. Понятийный аппарат категориальное™ мышления 55
1.3.2. Взаимодействие структурных компонентов вероятностного стиля мышления в процессе обучения математике 64
1.3.3. Особенности развития вероятностного стиля мышления студентов на основе диалога культур ... 73
1.4. Модель и критерии развития вероятностного стиля
мышления студентов на основе диалога культур 77
1.4.1. Вероятностный стиль мышления: взаимодействие
логического и интуитивного компонентов, основные функции и формы 77
1.4.2. Механизмы формирования и развития характеристик вероятностного стиля мышления студентов в обучении математике 89
1.4.3. Особенности диалога естественнонаучной
и гуманитарной культур в развитии вероятностного стиля мышления 109
1.4.4. Функционально-структурная модель развития вероятностного стиля мышления студентов
на основе диалога культур 116
Выводы по первой главе 127
Глава II. Дидактическая система развития вероятностного стиля мышления студентов в процессе обучения математике на основе диалога культур 130
2.1. Теоретико-методологическое основание
дидактической системы 130
2.1.1. Целостность и направленность понятийно- методологического аппарата 130
2.1.2. Концепция обучения математике на основе диалога культур как фактор развития вероятностного стиля мышления 135
2.1.3. Триадическая система дидактических принципов и условий обучения математике
в вузе 139
Принцип развития математической интуиции — логичности структуры математических объектов — включенности вероятности в структуру
и содержание познания 144
Принцип фундаментальности — профессиональной направленности —
фундирования 146
Принцип теории — практики — моделирования .. 152 Принцип дискретности — непрерывности —
фрактальности 155
Принцип проблемности — ясности —
неопределенности 156
Принцип открытости — замкнутости —
трансдисциплинарности 159
Принцип научности — естественности —
разумной строгости 161
Принцип целесообразности — причинности —
полимотивации 163
Принцип прагматизма — нравственности —
профессиональной культуры 166
Принцип последовательности —
концентризма — системогенетичности 169
2.2. Модель дидактической системы развития вероятностного стиля мышления студентов в процессе обучения математике на основе диалога культур 177
2.2.1. Структурные компоненты модели 177
2.2.2. Технология градационного развития ВС M как практическая реализация модели дидактической системы 190
2.2.3. Адаптивная обучающая система задач
как механизм и средство развития вероятностного стиля мышления студентов в процессе
обучения математике 199
Выводы по второй главе 205
Глава III. Реализация теоретических положений дидактической системы развития вероятностного стиля мышления в процессе обучения математике на основе диалога культур 207
3.1. Технология градационного развития ВСМ в процессе обучения вероятностно-статистическим
дисциплинам студентов 207
3.1.1. Вариативное структурирование учебного материала курса теории вероятностей и математической статистики на основе диалога культур с использованием фрактального
метода 207
3.1.2. Банк учебно-познавательных
и исследовательских задач по вероятностно- статистическим разделам математики как средство развития вероятностного стиля мышления студентов 226
3.2. Проектирование адаптивной компьютеризированной обучающей системы задач по вероятностно- статистическим разделам математики 233
Выводы по третьей главе 242
Заключение 243
Литература 245