Мудрова Наталья Алексеевна; Студентка 4-го курса НИУ ВШЭ СПб;
Email: [email protected]; тел. 8-952-378-00-04
«Стили жизни анастасийцев».
В конце прошлого века в Россию пришло большое количество новых религиозных движений с Запада, многие из них получили значительное распространение. Невоплощённый патриотический потенциал людей нашёл своё отражение в появлении отечественных религиозных движений, взывающих к сохранению традиций предков. Одним из таких движений является «Звенящие кедры России». Последователей этого движения часто называют «анастасийцами».
В 1996 году ранее неизвестный писатель Владимир Мегре издаёт книгу под названием «Анастасия», в которой рассказывает о девушке, якобы живущей в лесу и обладающей сверхъестественными способностями. В последующих 9-ти книгах, выпускавшихся с периодичностью приблизительно по книге в год, автор предстаёт как транслятор информации от Анастасии к читателям. В книги вложено большое количество идей, направленных на переустройство человеческой жизни в целях достижения гармонии с самим собой, Богом и природой, являющейся его воплощением. Согласно книгам, Бог и есть природа. Город и городской образ жизни представляются источниками зла. В качестве решения проблемы «неправильного образа жизни» предлагается строительство родовых поместий и создание вместе с единомышленниками экопоселений на основе этих поместий. Экопоселение должно быть основано на идеях экологичности, преемственности. В качестве эталона образа жизни предстаёт дохристианская Русь.
Идеи В.Мегре имеют большое количество поклонников. По информации с официального сайта движения www.anastasia.ru , на данный момент на территории России существует 120 поселений, и это только те, кто официально себя зарегистрировал. Идеи экологии, экопоселения, возвращения к первоистокам являются центральными и в значительной степени определяют жизнь анастасийцев.
На мой взгляд, можно выделить три группы анастасийцев. Первая группа- это участники движения, живущие в городе. Они ещё не переехали на свою родовую землю. Причины на это могут быть разные, но основными являются высокая стоимость проекта и внутренняя неготовность покинуть город. Тем не менее, участники поддерживает идеи из книг В.Мегре. Одной из форм деятельности «Звенящих кедров России» являются регулярные собрания.
Вторая группа- это анастасийцы, уже купившие родовую землю. Они находятся в переходном состоянии, так как из-за строительства им приходится жить в двух «мирах» одновременно. Город продолжает оставаться основным источником дохода.
Третья группа- это люди, уже переехавшие в поселение. По сравнению с общим количеством сочувствующих идеям Мегре, эта группа довольно маленькая. Однако, на данный момент уже существует несколько достроенных и полноценно функционирующих поселений.
На мой взгляд, быт анастасийца не отличается в значительной степени от быта любого другого человека. Они используют электричество и электроприборы, несмотря на их вредность для окружающей среды. Установка альтернативных источников энергии стоит весьма дорого, а отказываться ещё от одной частики комфорта в пользу экологии никто не хочет. Несмотря на скептицизм в отношении «не народной медицины», представители движения пользуются услугами врачей , хотя многие из них выбирают, например, небезопасные домашние роды. И дети, несмотря на желание участников движения создать свои школы в экопоселениях с «правильными» учителями, на первых порах ходят в обычные школы и получают классическое школьное образование.
Однако, различия а стилях жизни всё-таки присутствуют. Одной из наиболее выделяющихся практик является питание. Идеалом здорового питания для них служит сыромоноедение. Не все могут питаться таким образом и на практике большинство участников движения просто вегетарианцы, и сыроедение присутствует в качестве нескольких приёмов пищи в неделю. Также от обычных деревенских жителей их отличает внедрение в сельское хозяйство разного рода «экологичных» технологий. У них даже есть своя «звезда» -Зепп Хольцер, австрийский аграрий, разбогатевший на создании новых сельскохозяйственных технологий.
Анастасийцы очень ценят творчество и вещи, сделанные собственными руками. Они верят в существование энергии и силу мысли. Поэтому для них достаточно важным является самостоятельное строительство дома. Здесь они применяют свой творческий потенциал, творя из необычных материалов и создавая дома необычной формы. Также они занимаются ремёслами. Многие из них предпочитают носить самодельную одежду или одежду, произведённую другими анастасийцами. Здесь первостепенную роль будет играть славянская символика на одежде.
Одной из наиболее важных форм взаимодействия между участниками движения являются семинары. Большинство «построившихся» поселений имеют свою программу семинаров для приезжих гостей. Эти семинары обычно охватывают широкий круг тем, начиная от деторождения и заканчивая строительством домов. Такие семинары проводятся, в основном, с весны по осень, и являются дополнительным источником дохода для организаторов. Стоимость, обычно, довольно высокая. Продолжая тему совместных мероприятий, «Звенящие кедры России» несколько раз в год проводят фестивали бардов, нередко сопряжённые с выступлением В.Мегре. Также локальные объединения движения на постоянной основе проводят собрания, где обсуждаются тексты книг и планы будущих жителей поселений.
Таким образом, «Звенящие кедры России» или «анастасийцы» является новым религиозным движением, участие в котором может быть основой для ведения особого стиля жизни. Доклад будет построен на собственных полевых материалах автора, полученных в ходе полевой работы в экопоселении в псковской области (интервью и включенном наблюдении), а также на анализе интернет-источников и литературы, издаваемой последователями движения «Звенящие кедры России».