Муниципальное бюджетное учреждение Районная олимпиада школьников
«Районный учебно-методический центр» по русскому языку
Усть-Лабинский район 4 класс, 2010-2011учебный год
Задание 1. Найди «лишнее слово» разными способами и объясни свое решение:
п
ароход, парной, парик, парник
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Выпишите по группам слова, которые начинаются с одинаковых звуков. Укажите эти звуки. Сколько групп должно получиться?
Яма, астра, ёмкость, сборка, охота, здоровье, юность, сгиб, йод, орех.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Разгадай шарады:
_____________________________ + ___________________________ = _____________
группа певцов крупное кровососущее насекомое
_____________________________ + ___________________________ = _____________
воронье слово антоним слова «верх»
_____________________________ + ___________________________ = _____________
древнерусское название лба промежуток времени в 100 лет
Задание 4. Подчеркни в тексте устойчивые словосочетания с переносным смыслом (фразеологизмы) и замени их близкими по значению выражениями (надпиши сверху):
Он всегда держал себя в руках и никогда не опускал руки. Даже когда его отца несправедливо обвинили, он взял себя в руки и трудился не покладая рук. Дела в их государстве шли из рук вон плохо. Но он не сидел сложа руки и, хотя знал, что все то, что он задумал, ему не сойдет с рук, он со своими друзьями рука об руку пошел против тиранов.
Задание 5. 1. Внимательно прочитайте текст. Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Текст не списывать!
Скоморохами на (Р,р)уси называли бр..дячих артистов, которые ув..с..ляли т..лпу. Они играли (на) гудке били (в) бубны пл..сали п..казывали выученных с..бак и м..дведей. Обязательно среди них были и «см..хотворцы-п..тешники», которые развл..кали шутками прибаутками см..шными ра..каз..ми. Иногда они разыгрывали цел.. театральн.. предст..вления. Пересмешники нар..жались в скоморош..и плат..я над..вали (на) себя маски, которые назывались личинами и харями. Обыч..но они прих..дили (на) улицы сёл и д..р..вень (в) праз..ники, поднимая людям настроение. Скоморохи по..вились на (Р,р)уси (в)древн.. вр..мена и были любимы н..родом.
-
Можно ли безошибочно вставить пропущенные буквы в выделенных тёмным шрифтом словах? Что для этого нужно сделать? Запиши.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Как по-разному в тексте называют скоморохов? Выпишите все слова и словосочетания.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Найдите в пятом предложении слово, которое соответствует модели:
приставка+ корень+суффикс+окончание ______________________________________
-
Какой частью речи выражено подлежащее в четвёртом предложении?_____________________
Выпиши номера предложений, в которых встречаются слова этой же части речи._____________
Задание 6. .В русском языке некоторые имена и понятия неразрывно связаны: скажешь имя Трифон - и тут же вспомнится Тришкин кафтан. Вот четыре имени: Кузьма, Макар, Сидор, Демьян. Какое из перечисленных ниже слов не связано в фольклоре ни с одним из них
(подчеркни)? Мать, сын, коза, телята, уха.
Задание 7. Из пяти приведенных ниже слов только одно имеет единственное значение, а каждое из остальных употребляется, по крайней мере, в двух разных смыслах. Какое слово имеет единственное значение
(подчеркни)?
Полька, финка, француженка, голландка, чешка.
Задание 8. Соедини линиями пары слов разных частей речи из первого и второго столбиков с одинаковыми окончаниями. (Слова даны с избытком). Выдели окончания. Укажи части речи.
-
часть речи
|
1 столбик
|
2 столбик
|
часть речи
|
|
ищем
|
село
|
|
|
потребностей
|
пробил
|
|
|
необычной
|
чистейшей
|
|
|
дерево
|
земля
|
|
|
похолодало
|
плачем
|
|
|
в глубь
|
плачем
|
|
|
возвышается
|
село
|
|
|
слоем
|
долиной
|
|
Задание 9. В каких словах количество букв и звуков совпадает? Подчеркни.
Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.
Задание 10. Замените в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставками без- или бес-.
Смелый человек ____________________ Тихая погода _______________________
Ясное небо _________________________ Напрасный труд ___________________
Задание 11 Определи части речи (напиши сверху) и подчеркни главные члены предложения.
Сяпала Калуша с калушатами по напушке. Калушата присяпали, бутявку стрямкали и
подудонились.
Ответы к заданиям (73 балла), 4 класс.
№
|
Ответы к заданиям
|
Количество баллов
|
1.
|
1. По смыслу (лексическому значению) – парик.
2. По частям речи – парной
3. По количеству корней – пароход
4. По наличию буквенного окончания – парной
|
До 12 баллов
(за каждый верный способ – 2 балла).
|
2.
|
[й] яма
ёмкость
юность
йод
[а] астра
охота
орех
[з] сборка
здоровье
сгиб
|
До 6 баллов:
[й], [а], [з] – 3 балла;
три группы – 3 балла;
|
3.
|
Хоровод, карниз, человек.
|
До 3 баллов
|
4.
|
Он всегда был сдержан и никогда не отчаивался. Даже когда его отца несправедливо обвинили, он заставил себя успокоиться и усердно трудился. Дела в их государстве шли очень плохо. Но он не бездействовал и, хотя знал, что все то, что он задумал, ему не простят, он вместе со своими друзьями пошел против тиранов.
|
До 8 баллов
|
5.
|
1. До 5 баллов по нормам отметки
Можно(1б.). Подобрать проверочные слова (1б.) Подбор слов ( 3б.)
Скоморохи, бродячие артисты, «смехотворцы-потешники», пересмешники. (4 б.)
Пересмешники + разбор (2б.)
Местоимение (1б.); 2, 3, 5, 6. (4б.)
|
До 21 балла
|
6.
|
Сын.
|
2балла
|
7.
|
Француженка.
|
2балла
|
8.
| -
часть речи
|
1 столбик
|
2 столбик
|
часть речи
|
гл.
|
и щ[ем]
|
сел[о]
|
гл.
|
прилаг.
|
н еобычн[ой]
|
пробил[ ]
|
гл.
|
сущ.
|
дерев[о]
|
земля
|
|
гл.
|
п охолодал[о]
|
плач[ем]
|
сущ.
|
сущ.
|
в глубь[ ]
|
плач[ем]
|
гл.
|
|
возвышается
|
сел[о]
|
сущ.
|
сущ.
|
cло[ем]
|
долин[ой]
|
сущ.
|
|
0,5 балла за правильный ответ (9баллов максимально)
|
9.
|
Объём, якорь
|
2балла
|
10.
|
Бесстрашный человек, безоблачное небо, бесшумная погода, бесполезный труд
|
4 балла
|
11.
|
Сяпала (гл.) Калуша (сущ) с (пред.) калушатами(сущ) по (пред.) напушке(сущ). Калушата(сущ) присяпали (гл.), бутявку(сущ) стрямкали (гл.) и (союз) подудонились(гл.).
|
4 балла
|