Перейти на главную страницу
В соответствии с концепцией художественного образования, разработанной Министерством культуры РФ в области художественного воспитания на период до 2025 г., целью современного образования является «повышение значимости культуры и искусства в общем образовании». В концепции выдвинуты задачи приобщения учащихся к мировому культурному наследию, к шедеврам народного творчества, классического и современного искусства на основе дифференцированного подхода к различным группам учащихся.
Важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности учащегося в процессе музыкального образования является выявление и развитие её способностей. Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей учащегося, постижения взаимосвязей музыки и жизни, сопоставления музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительным искусством, театром и кино.
Практическая реализация немыслима без обновления содержания, форм и методов музыкальной работы. Эффективной формой обучения является беседа в виде свободного диалога учителя с учениками, диалога между учеником и произведением, а, следовательно, и автором произведения, диалог между школьниками, выступающими в роли исполнителей и слушателей, макродиалог между культурами. В ходе диалога учащиеся осознают многообразие связей разных видов искусства.
В первой части работы рассматриваются условия интеграции разных видов искусства и многочисленных содержательных связей с предметами, главные способы интеграции.
Во второй части обобщается методический и педагогический опыт работы автора по использованию взаимодействия музыки с различными дисциплинами.
В заключительной главе делаются выводы о значимости идеи интеграции.
К работе прилагаются методические разработки интегрированных уроков.
Авторы программы «Образовательная модель «Логика природы» В. Ильиченко и К. Гуз дают определение интеграции, как «объединение знаний на основе общих закономерностей, свёртывание и уплотнение информации без механистического её уменьшения или увеличения».
«Интеграция в системе российского образования – это не только и не столько изменение фактического содержания изучаемого в школе учебного материала, сколько существенное изменение в методах и организационных формах самого процесса обучения», считает Е. Африна в своей статье «Об интеграции…». Учителю приходиться изменять методы и формы работы, возникает необходимость технологизации (освоение техники групповой работы, преподавание с учётом индивидуальных учебных стилей, информационно-коммуникативные технологии, учебный дизайн и т.д.)
Авторский коллектив под руководством О.В. Вербицкой выделяет несколько уровней интеграции.
Эти три уровня обеспечивают интеграцию на уроке, в рамках учебного курса, между учебными курсами, но самое главное – они способствуют формированию системности и целостности в знаниях, умениях, навыках учащихся, их взглядах на мир, культуру и её ценности.
В качестве главных методов программы «Музыка» избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л.Предтеченская), системный подход, метод восхождения от частного к общему.
Метод междисциплинарных взаимодействий является важнейшим стратегическим методом данной программы. Его сущность соотносится с понятием межпредметные связи, широко применяемым в области школьной педагогики.
В.Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак – авторы программы «Музыка», считают более точным употребление термина дисциплина, выражающего самостоятельную отрасль науки. В данном случае такую самостоятельную отрасль представляет каждый из предметов эстетического цикла, вместе составляющих единую образовательную область «Искусство».
В рамках программы для начальной школы метод междисциплинарного взаимодействия проявляет себя в «создании художественного контекста» - поэтического, изобразительного; в выявлении содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью; в обозначении жанровых параллелей между музыкой и живописью. В 5-8 классах расширение «междисциплинарного поля» позволяет включить в его пределы значительный круг учебных дисциплин – таких, как литература, изобразительное искусство, история, мировая художественная культура, русский язык, природоведение.
Возможны различные способы интеграции учебных планов уроков:
Слияние: части учебного плана урока представляют собой новое неразрывное единство, образуя новый учебный курс
Вставка: часть курса по одному из учебных предметов вставляется в учебный план другого.
Корреляция: установление соотношений достигается за счёт синхронизации процесса обучения и выявления связей между отдельными его элементами.
Гармонизация: несоизмеримые компоненты превращают в сопоставимые, это осуществляется таким образом, чтобы освоение одного компонента облегчало усвоение другого. Ставятся общие для разных предметов цели.
Таким образом, идеи интеграции в совершенствовании учебно-воспитательной функции современной школы чрезвычайно плодотворны. В педагогической теории происходит объединение, взаимодействие, взаимопроникновение различных школьных курсов, создание интегративных программ, разработка разных типов интегрированных уроков.
Значительно усилят и продлят атмосферу общения с музыкой «выходы» за её пределы: в поэзию, в живопись, в литературу, а также в природу, в мир человека, в жизнь. Метод междисциплинарного взаимодействия позволяет мне находить такие способы подачи материала, которые вызывают у ребят диалог-размышление, поиск, диалог – отношение, диалог – выявление личностного смысла. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, вместе с ними ищем художественно-образные связи содержания данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью.
В организации общения на уроке важно чувствовать, когда можно и нужно говорить, а когда – нет, когда «говорить» будет сама музыка.
В своей педагогической практике на уроках использую несколько интегративных связей.
Материал, относящийся к разным вилам искусств, организую в своеобразные блоки. Например: музыка – литература - изобразительное искусство.
Схема №1
Литература
Музыка
По такой схеме я разработала урок в 5 классе по теме «Славянская музыка», урок-путешествие, который включает в себя несколько направлений:
(См. «Приложение к «Методическому сборнику», стр. 5)
РОССИЯ
Какую русскую народную песню вы могли бы исполнить ?
Какая это русская народная песня ?( Хороводная .)
Исполнение песни в хороводе под "Живые нотки ".
Что вы можете сказать о мелодии этой песни ?(напевная,плавная,...)
Теперь обратимся к выставке русского народа,подойдите поближе.
Ваши знания - ваше богатство.Вы мне знания - я вам товар.
(За правильный ответ - леденец.)
Кто может начать исследование ?
Что здесь главное ?(Флаг.)
Что означают цвета флага ?(Белый-благородство,совершенство;
синий-небо,верность; красный- отвага,мужество,героизм.)
Как называется национальная русская одежда,представленная на выставке? (Сарафан,платок.)
Какое национальное блюдо? (Каша.)
Ребята приготовили домашие задания, присядем на свои места и послушаем сообщения о "русской национальной одежде"и "русской национальной кухне".
Как называется русский народный инструмент,что находится на выставке? (Балалайка.)
Во всём мире Россию узнают по сувенирам : матрёшка, медведь, балалайка.
Послушаем как звучит балалайка.
Впереди ещё два торгово-выставочных ряда -украинский и белорусский.
Выбирайте,куда мы отправимся ?
УКРАИНА
Популярная украинская народная песня-"Веснянка".
Веснянка-украинское слово,с каким русским словом оно созвучно ?
(Весна.)
Какое украинское слово вы ещё услышали ?(Иванку.)
Как будет по русски ?
Близка ли украинская и русская речь ?
Послушайте какая мелодия этой песни.Исполняю.
Учим первый куплет.
Если сравнить с русской народной песней "Как под наши ворота", чем похожи и в чём разница между ними ?
(Схожи напевностью,плавностью.Разница в ритме.)
Прошу вас к выставке,к знаниям и за товаром.
(За правильный ответ- леденец.)
Кто будет исследователем ?
Что означают цвета флага Украины ?(Голубой-чистое небо,жёлтый-богатые хлебные поля.) Какой национальный украинский костюм ?(Вышитая блуза,головной убор-венок,широкие штаны,......)
Что значит вышивка на блузах,как называются широкие штаны, зачем к венку крепят ленты и др.
Кто возьмёт домашнее задание приготовить небольшое сообщение ?
Так же нужно приготовить сообщение о национальной кухне украины.А на выставке любимая национальная еда украинцев-сало.
А вы употребляете сало ?
А на костюме русском вышивка присутствует ?
А венки из цветов делаем ?
Близки мы с украинским народом ?
Давайте присядем на места и послушаем, как звучит украинский народный инструмент -бандура.
Несколько инструментов сразу- ансамбль бандуристов исполнит украинскую песню-Ревёт и стонет Днепр широкий.
Что можно сказать о мелодии ?
Сравнить с русской народной песней.
БЕЛОРУССИЯ
Осталась последняя выставка- Беларусь.
Белой Русью назвали этот народ ,потому что здесь раньше других утвердилось христианство. Некоторые учёные считают,что название связано с белыми одеждами,которые носили местные жители.
Белорусь- страна лесов.Вы слышали название -Беловежская пуща-заповедные леса с ценными породами деревьев.Минск,Витебск-современные города белоруссии.Хатынь,её героическое место.
Народная песня белоруссии -"Перепёлочка".
Кто это ?(Птичка.)
Послушайте и найдите белорусское слово .
Исполняю.
Учим первый куплет.
(Родная,а по русски родная.)
Близка ли нам белорусская речь ?
А мелодия ? Какая она ?(Близка русской и украинской мелодиям .)
Белорусь приглашает вас к своей выставке за знаниями и за гостинцами.
Кто начнёт здесь исследования ?
Что означают цвета флага ?
Национальный костюм ,найти сходства с русским и украинским.
Необходимо приготовить сообщение о белорусской национальной одежде и еде,есть желающие ?
Что тут в сетке ?( Картошка.)
Бульба по белорусски ,на следующем уроке мы будем учить песню с таким названием -"Бульба".
Картошка -это и у русских ,и у украинцев ,распространённая еда.
И опять мы с вами приходим к выводу - как близки эти три народа.
Осталось послушать белорусский народный инструмент -цимбалы.
Присядем на свои места.
Звучит ансамбль цимбал,что за песня ?
Слушание "Перепёлочки".
Даже на инструменте написано название этой песни.
В чём схожесть инструментов трёх стран?(Струнные.)
Кажущиеся несоизмеримыми компоненты учебных программ: математики и музыки, интегрирую последовательно, способом гармонизации - музыкальную тему: «Нотная грамота» и тему математики: «Устный счёт»:
И другой пример. Последовательное интегрирование осуществляю в нетрадиционном уроке 7 класса «Идея музыки в фильме «Титаник»». (Приложение: Методический сборник стр. 11)
По методике интегрирования А.Черемисиной (учитель музыки г. Железногорска), разделяю урок на блоки – кино и музыка, работаю с лейтмотивом и фрагментами фильма.
И так, где первый раз мы услышали знакомую нам мелодию?
нет чего-то очень важного… Из-за чего она хотела умереть.
Почему?
«Сердце океана».
своё материальное положение?
Она же не раз выходила замуж….
Кроме неё самой… И куда она бросает символ своей любви?
Спускается в каюту, ложится в тёплую постель и вновь встречается с Джеком.
Схема №2
Музыка
1
Чтение
Объединяя курс «звукописи» и тему «Музыкальный ритм» я ставлю цель цель – научить ребят выразительному чтению. Из изучаемого материала я выбираю поэтические произведения, где звуки имеют изобразительное значение. Например,
Тема: Ребятам о зверятах. 2 класс.
«Чтение с применением звукописи».
Н Языков. Конь.
(См. «Приложение к «Методическому сборнику», стр.17)
Свежим воздухом полей,
Сизый пар кипит и пышет
Из пылающих ноздрей;
Полон сил, удал на воле,
Громким голосом заржал,
Встрепенулся – и в поле
Бурноногий поскакал!
Вдоль по ветру ты пустил!
Ненадолго жизнь и воля
Разом бурному даны,
И холодный воздух поля,
И отважны крутизны,
И стремнины роковые…
Скоро, скоро под замок!
Тешь копыта удалые,
Свой могучий бег и скок
Как звучит голос коня? Может быть, в этой части стихотворения спрятан голос коня?
Где скачет конь? Какое поле? Если мы потянем это хором, то услышим широту поля.
Прочитать вторую часть стихотворения. Ребята тянут гласную О.
Кто может показать, как скачет конь? Ритмически хлопая в ладоши или по крышке стола.
В итоге сравниваем стихотворение и песню.
В тематизме уроков параллельного типа интегрирования бывают совпадения в учебном плане предметов. В вертикальной связи тематического планирования, например, урок по теме литературы: «Былины» в 5 и 7 классах, совпадает с темой музыки в 5 классе - «Тема богатырей в музыке», в 7 классе - «Эпические образы в музыке».
Приведу пример урока в 7 классе. Этапы урока синхронизирую. На первом, объединяю теоретическое исследование в связи музыки и литературы:
Послушаем его произведение, «Богатырская симфония». (Слушание).
Итак,1. Каким предстаёт народный герой в русском героическом эпосе?
На втором этапе урока, текс былины в литературной теме, стыкуется в теме музыки и теперь разучивается, как былинная песня.
Прослушаем текст.
Былина про Добрыню Никитича
То не белая берёза к земле клонится,
Не шелковая трава преклоняется,
Не то. Что сын перед матерью поклоняется,
Кланялся Добрынюшка родной матушке:
«Ты благослови меня, родная матушка
Ехать в дальние края, а не мирные».
Говорила тут ему родная матушка:
«Ты езжай, Добрынюшка, в ратный путь святой».
Так век про Добрыню старину,
Молодым ребятам на поучение,
Народу честному на утешение,
Вам всем добрым людям на послушание…..
Это не просто текст - былина. Это былинная песня. Такие песни исполняли странствующие гусляры. Сами же их и сочиняли. А слагали о тех событиях, которые происходили у них на глазах.
Послушайте былинную песню о Добрыне Никитиче. Её мы разучим сегодня.
Примером такого типа интегрированного урока служит урок в 4 классе «Мир вокруг нас» по теме «Страницы истории Отечества». (См. «Приложение к «Методическому сборнику», стр. 19)
На первом этапе вступления последовательно интегрирую эпиграф (историческая цитата) и музыкальный фрагмент музыки М.Глинка:
Первый этап
Эпиграф на доске:
«Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива.
Пусть без страха жалуют к нам гости.
Но, если кто с мечом к нам войдёт, тот от меча и погибнет.
На том стояла и стоять будет Русская земля».
А. Невский.
Прочитать тему и эпиграф под музыку «Славься» (Или показать фрагмент кинофильма «Александр Невский».
Беседа по вопросам:
На втором этапе, исследования литературно - исторических событий 1242 года провожу в параллели с чувственными восприятиями музыки С.Прокофьева, последовательно добавляя исследование живописи П.Корина:
Картина П. Д. Корина «А. Невский»
Композиционный план картины.
Защищает русскую культуру.
Обратить внимание на цвет.
Прослушайте фрагмент музыки С. Прокопьева «Вставайте, люди русские»
Ответьте на вопросы:
В третьей и четвертой части второго этапа исследования, рассматриваю события 1612 года и 1812 года использую параллельность историко-литературного интегрирования и музыки М.Глинка «Ария Сусанина», опера «Жизнь за царя»; С.Прокофьева «Ария Кутузова», опера «Война и мир»:
Ответьте на вопросы:
Кто главный человек (защитник нашей Родины) в этой войне?
С. Прокофьев « Война и мир», « Ария Кутузова», прослушивание фрагмента.
На какую звучавшую сегодня музыку похожа эта музыка? Сусанин принимал решение и Кутузов принимает решение сжечь Москву, чтобы уберечь солдат и выгнать врага.
Как же называет Кутузов воинов?
(Новый поход)
Жалко солдат, а врага? Идут по мосту солдаты. На погибель свою идут. Чьи-то сыновья, хоть и враги.
В итоге обобщаем образ защитника Родины.
Вывод.
Звучит хор «Славься». Стоя читаем слова на доске:
Слава родным бойцам Родины нашей, отважным сынам!
Свобода выбора программы, учебно-методического комплекта, частной методики содержания и технологий музыкального обучения даёт мне возможность осмыслить с позиции целесообразности свой собственный опыт, творчески подходить к реализации форм, методов, целей и задач музыкального образования.
Цель моих уроков музыки – формирование музыкальной культуры учащихся. Это достигается путём развития фундаментальных способностей: искусства слышать, видеть, чувствовать, думать.
Я ставлю задачи предмета «Музыка» заключаются в следующем:
Занимаюсь интегрированием на протяжении всей педагогической практики. Сегодня считаю актуальным для себя применение компьютерных технологий. Всё надо оценивать в контексте времени. Я использую программу «Музыка» авторов В. Алеева, Т. Науменко, Т.Кичак. для общеобразовательных учреждений 1-8 классов. В ней даётся возможность творчески подходить к замене отдельных музыкальных произведений, введение дополнительного материала, методики проведения урока.
Современные качественно - новые возможности обучения позволяют мне выбрать оптимальные формы и методы обучения. Проследим это по предложенной программе с применением компьютерных технологий. (См. «Приложение к «Методическому сборнику» стр.25)
Я считаю, что беседы и лекции тематического блока в объяснительно - иллюстрированном методе больше заинтересовывают ребят, когда изображения (портретов композиторов, живописи, инструментов и т.д.) они видят на мониторах или на экране, через проектор компьютера. Это впечатляет больше, чем картинка, которую нужно отправлять по рядам, чтобы её рассмотреть. К тому же на это теряется много времени и ребятам трудно следить за логикой урока. Компьютер имеет возможность выделить, увеличить детали изображения для частично - поискового и исследовательского методов. Это необходимо для рассуждений по различным проблемам. С печатным текстом на дисках носителях различной информации ребята на моих уроках работают самостоятельно, выбирают главное из биографии композитора (это может быть и групповая работа). По модельному методу на уроке музыки индивидуально одному из старшеклассников предлагаю работу с диском-словарём. Так мы изучаем музыкальные термины.
В интегрированных уроках музыки и изобразительного искусства при изучении музыки разных эпох совершаем экскурсии по изобразительным музеям мира, предложенных на дисках.
Творческий блок программы так же поддерживаю компьютером: теперь ребята не записывают тексты разучиваемых песен в тетради – я заранее набираю текст нужной песни, и дети заучивают слова с экрана или с отпечатанного текста на листах. А, выделяя куплеты и припев на экране при разучивании песни, заучивается и мелодия.
Новые технические возможности предлагают новое качество звучания. Классическая музыка, предложенная на дисках, располагает к внимательному осознанному слушанию. Компьютер даёт возможность начать слушать музыку с любого места музыкального произведения. И если нужно вернуться на начало в любой момент. Музыкальные диски снабжены цветовой графикой, что даёт возможность сопоставлять услышанное с увиденным, индивидуально воспринимать музыку, размышлять, рассуждать, искать свои формы.
Составляю на компьютере планы своих уроков с текстовыми записями песен, изображений, анимации, нужных музыкальных записей и сохранять на диске (дискете).
Я пришла к выводу, что компьютер, несомненно, вносит разнообразие в обучение, даже такого многогранного в этом отношении предмета, как музыка. Беседы и рассказы, лекции с наглядными материалами, приготовленными с помощью компьютера – это заинтересованность ребят к учебному процессу.
Использую точность и красочность материала представленная на дисках: «История зарубежного искусства», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», они способствуют высокому усвоению учебного материала. Помогают ребятам определять характер настроение музыки (1-2 класс). Высказывать свои размышления о музыке, её интонации во взаимосвязи с жизненными образами и проявлениями (3-4 класс). Находить взаимодействия между музыкой и изобразительным искусством, музыкой и жизнью, выражать их в размышлениях о музыке (5 класс). Заинтересованно, логично ребята приходят к своим выводам, (как правило совпадающим с общепринятыми), отражая своё понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлении о музыке (6 класс). Творческие задания ребята выполняют с удовольствием, рассуждения ребят показывают их умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, эпосу, драме. А в 8 классе осмысление важнейших категорий в музыкальном творчестве – традиций и современности и понимание их неразрывной связи. Практика показывает: самостоятельно или группой, найденные в дисках – словарях музыкальные термины, ребятами усваиваются лучше.
Напечатанный текст песни на экране даёт высокий результат её разучивания. Зрительная память помогает при заучивании музыкальных фраз, запоминать и слова. Я предлагаю родителям приобрести вместо тетради по музыке, папку с листочками, куда будут собираться тексты песен. Там же дети выполняют другие творческие работы. При этом нормализуется нагрузка на учеников, при разучивании песен, освобождается время для более интересной творческой работы на уроке. Для младших школьников разучивание слов песен сопровождаю анимацией. Ключевые слова передаю на экран зарисовками, это способствует лучшему запоминанию, заинтересовывают ребят в процессе разучивания песен.
Высокий результат в выборе оптимальных форм и методов обучения приносит учебный фильм. В 5 классе, чтобы научить понимать главные отличия особенностей музыкально – театрализованных жанров оперы и балета, показываю видеофильмы «Щелкунчик» и «Садко». В третьем классе симфоническую сказку «Петя и волк» С. Прокофьева. Показываю видеозапись игры на органе, знакомлю ребят с инструментом и его звучанием во 2 классе и в 8 классах.
Использование компьютерных технологий ведёт к получению разнообразных знаний музыкально – художественной культуры. Качественного восприятия, творческого разнообразия и как итог высокий результат в изучении предмета.
В первом классе, где содержание раскрывает картины в такие темы, как «Краски осени» (1 четверть), использую диск «Шедевры русской живописи» И.И.Левитан. «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень». Такой вид работы помогает ребятам сравнивать в живописи яркие и тёмные тона с радостной и печальной музыкой. Продолжая разговор в этом направлении, в IV четверти тема «Мелодии и краски весны» раскрываю с помощью изображений И.И.Левитана «Весна. Большая вода» и М.Ларионова «Акация весной», здесь подчёркиваю однохарактерность музыки весеннего пробуждения.
Во втором классе содержание углубляю за счёт привлечения более широкого контекста музыки и др. художественных явлений. Времена года: осень, зима, весна в теме «Музыка-живопись-поэзия» наблюдаются с диска «Шедевры русской живописи» И. И.Левитан «После дождя», Куинджи «После дождя» и эти изображения и сравниваю с поэзией, и с музыкой, и с собственными жизненными наблюдениями.
В третьем классе по теме ребята высказывают свои размышления о музыке, определяют её характер, основные интонации и улавливают их в живописи.
В пятом классе картины природы с диска «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», изображения Х.Сегере «Большой пейзаж» и Т.Руссо «Пейзаж с радугой», продолжают тему, и ребята находят взаимодействия между музыкой и изобразительным искусством в III четверти «Музыка – сестра живописи». Здесь предлагаю найти общие черты инструментов музыкальные и изобразительные оттенки, настроения, чувства вызванные просмотром и прослушиванием. А в IV четверти в теме «Музыкальные краски» слушая произведения композиторов – импрессионистов предлагаю сравнить их с живописью В.Кандинского «Импровизация» и узнать новые имена композиторов – импрессионистов К. Дебюсси и М. Равеля
В 7 классе в III четверти по теме «Музыкальный образ». Учимся находить взаимосвязь между художественными образами, музыкой, литературой, изобразительным искусством с диска «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» наблюдаем изображение К.Фридриха «Горный пейзаж», ребята осмысливают характер развития музыкального образа, определяя его характерные черты в связи с принадлежностью к лирике, драме, эпосу.
Джазовую музыку в 8 классе IV четверти по теме «О современности в музыке», «Новые области в музыке XX века», осмысливаем в сравнении с изображениями В.Кандинского «Синий гребень», обосновывая собственные предпочтения. Работая с диском «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия 2001» ребятам 8 класса предлагается найти в биографии Л.Бетховена III четверть, П.И. Чайковского II четверть, Н.А. Римского-Корсакова I четверть, основные даты жизни и выписать их и названия сочинённых музыкальных произведений. Работу выполняют самостоятельно из текста спроектированного на экран.
7 классы работают с распечатанными текстами биографий композиторов, группами. В 6 классе с диска «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, гармония, динамика, фактура и т.д.
Работая с компьютером на уроках музыки, кроме изображений живописи, текстовыми сообщениями предполагаю работу с наглядными пособиями. В блоке тем «Основы музыкальной грамоты» в 1 классе есть тема: «Где живут ноты?». Ребятам предлагаю познакомиться с нарисованными музыкальными терминами:
♪♪♪♪♫♫ - ноты; - скрипичный ключ; - басовый ключ; - нотный стан.
Я объясняю: ноты живут на нотном стане (дом ноток), у домика есть ключ (Ноты звучат низко - басовый, ноты звучат звонко – скрипичный).
Задание: поставить ключик в домик слева и расселить нотки на линейки и между ними, причём нотки с хвостиком, живут рядом друг за другом. Далее проигрываю получившуюся мелодию. Во 2 классе в домик поселяются диезы, бемоли, бекары.
Темы «Форма музыки» 7 класс, 3 класс «Бег по кругу- рондо», поддерживаю наглядностью в виде разноцветных квадратиков. При разъяснении в начальном звене, объясняю тему: одночастное произведение – квадрат одного цвета, двухчастная форма – квадраты двух разных цветов, трёхчастная – три квадрата, причём цвет может повторяться. Рондо – особая форма, где квадраты располагаются по кругу, один цвет при этом повторяется, чередуясь с другими цветами.
Видеофильмы «Щелкунчик» и «Садко» помогают в изучении тем связанных с понятиями балет и опера. Во 2 классе ознакомление с балетом, как с танцем, увлекает ребят интересным просмотром. А в 5 классе в теме «Единство музыки и танца», просматриваем балет, с изучением сопутствующих терминов за компьютером, ребята следят за сюжетом и выписывают их в тетрадь.
«В оперном театре» тема 2 класс. Ребята попадают на красочное действо оперы «Садко» знакомясь с жанром. А в 5 классе в теме «Самый значительный жанр вокальной музыки», закрепляем и разбираем состав оперы. В 8 классе «Садко» - опера Н.А. Римского – Корсакова изучаем в теме «Традиции в музыке».
Интегрирование использую во внеклассной работе. Кружковцев фольклорного ансамбля «Живые нотки» увлекаю разнообразной деятельностью: знакомлю с литературным наследием русского народа, учу изготавливать декорации, элементы костюмов, шумовые инструменты, готовлю к выступлению на сцене. (См. «Приложение к «Методическому сборнику» стр. 23)
В старших классах, ребятам предлагаю передать свои чувства словами. Под звучание выбранного мною произведения в соответствии с темой, пишется сочинение: «Моё настроение», «Звуковое письмо», (что хотел сказать композитор).
Я считаю, что разные формы работы на уроках, организация творческой работы школьников повышают интерес к исследованию и творческому поиску.
Перечисленные типы интеграционных уроков являются примером активных форм обучения, направленных на пробуждение интереса учащихся к музыке.
Многое приходится пересматривать, менять или обновлять. Стремление сделать процесс обучения интересным для каждого ребенка заставляет меня быть постоянно в творческом поиске. Представленные типы интеграции уроков музыки позволяют сделать следующие выводы:
Каждый урок в системе музыкального образования выполняет свою строго определённую роль, решает конкретную задачу. Самоанализ каждого проведённого урока позволяет вовремя скорректировать цели и задачи, побуждает искать новые формы и методы. При подготовке урока уделяю большое внимание сохранению целостности урока, созданию интонационной атмосферы эпохи, страны, времени года, в которую необходимо “погрузить” учащихся, и, приступая к рефлексии своей деятельности на уроке, прежде всего, оцениваю, удалось ли этого достичь.
Проблема формирования целостной, духовной развитой личности, воспитанной на принципах общечеловеческой морали, испокон веков волновала человечество и по сей день сохраняет свою акт
29 09 2014
1 стр.
Но не надо забывать о том, что ответственность за воспитание, развитие и обеспечение детей лежит, прежде всего, на их родителей, которые должны адекватно оценивать имеющиеся у них
14 09 2014
1 стр.
Каким же будет воспитание? Впрочем, трудно найти лучше того, которое найдено с самых давнишних времен. Для тела — это гимнастическое воспитание, а для души — мусическое
10 09 2014
20 стр.
Прежде, чем начать антикоррупционное воспитание, учителям следует выяснить для себя суть коррупции как явления
26 09 2014
1 стр.
Воспитание любви к родному краю, Родине, к людям, воспитание чувства патриотизма
15 10 2014
1 стр.
Ницше уверен, что "высшее воспитание" и множество противоречат друг другу. Высшее воспитание подобает лишь исключениям и это не что иное, как привилегия
09 10 2014
1 стр.
Абрамов, С. И. Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования в условиях малого города [Текст] // Педагогика. 2009. № С. 27-37
08 10 2014
1 стр.
Бердник, В. Проектируем и оформляем зимние участки [Текст] / В. Бердник, Т. Кабакова // Дошкольное воспитание. 2009. №11. С. С. 111-114
14 10 2014
1 стр.