Перейти на главную страницу
ED HOUSEWRIGHT
New York Chicago San Francisco Lisbon London Madrid Mexico City Milan New Delhi San Juan Seoul Singapore Sydney Toronto
Эд Хаусрайт
НАЧАЛЬНЫЙ КУРС БОДИБИЛДИНГА
Официальное руководство «Gold's Gym»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Благодарности 6
Введение 7
Глава 1. Начинаем 10
Глава 2. Ваши первые тренировки 22
Глава 3. Питание 51
Глава 4. Упражнения среднего уровня для мышц груди 64
Глава 5. Упражнения среднего уровня для плечевого пояса 81
Глава 6. Упражнения среднего уровня для мышц спины и шеи 101
Глава 7. Упражнения среднего уровня для бицепсов, трицепсов
и мышц предплечья 117
Глава 8. Упражнения среднего уровня для ног 144
Глава 9. Упражнения среднего уровня для брюшного пресса 161
Глава 10. Упражнения для сердечно-сосудистой системы 176
Глава 11. Ментальные аспекты культуризма 180
Глава 12. Подготовка к соревнованиям 185
ВВЕДЕНИЕ
Во многих отношениях сегодня наступил золотой век культуризма. Все большее число людей благодаря прогрессу в области методов тренировок и питания могут достичь крепкого телосложения, которое раньше казалось недостижимым. Однако построить великолепное тело не так просто. Для этого по-прежнему нужны целеустремленность, упорство и терпение; авторитетное руководство - набор проверенных принципов тренировки - может оказать существенную помощь на этом пути.
Знаменитым культуристам прошлого, в том числе и легендарному Арнольду Шварценеггеру, для наращивания мышц часто приходилось прибегать к методу проб и ошибок. Они экспериментировали с разными способами тренировок и подходами к питанию, не будучи до конца уверены в том, что именно сработает. Сегодня начинающие культуристы могут извлечь пользу из уроков своих предшественников и добиться лучших результатов за меньшее время.
Эта книга поможет вам разбудить свои спящие мышцы и видоизменить свое телосложение, используя последние знания в этой области и самые продвинутые методы. Сеть тренажерных залов «Gold's Gym» остается бесспорным лидером в области культуризма вот уже почти 40 лет, с момента открытия первого тренажерного зала в городе Венис, штат Калифорния, в 1965 г. Этот ныне знаменитый зал в 60-70-х гг. стал меккой для лучших в мире культуристов. В этом зале в 1976 г. проходили съемки фильма «Качая железо», который открыл мир культуризма для широкой публики. Сегодня сеть «Gold's Gym» насчитывает более 500 тренажерных залов по всему миру. Рядом с вашим домом, возможно, тоже есть один из таких залов.
Давайте говорить начистоту. Мы не обещаем вам мгновенных чудес. Это руководство для начинающих культуристов не сделает из 50-килограммового слабака или из дряблого лежебоки чемпиона мира по культуризму за 30 дней, как обещают некоторые книги и рекламируемые препараты. Мы не даем грандиозных, нереалистичных обещаний.
Данная книга предлагает разумный, систематичный и безопасный подход к раскрытию вашего мышечного потенциала
Однако культуризм уникален и нуждается в точном определении. Тот, кто время от времени ходит в тренажерный зал и немного занимается там тяжелой атлетикой для поддержания общей физической формы, не является культуристом. Массивные мужчины с огромными животами, принимающие участие в соревнованиях по поднятию тяжестей, тоже не являются культуристами.
Суть культуризма в том, чтобы развивать и формировать свои мышцы, начиная с больших и кончая малыми, с головы до пят. Его цель в том, чтобы постепенно изваять свое тело и устранить любые бросающиеся в глаза изъяны. Культуристы достигают поразительной силы, но они, возможно, не смогут выиграть турнир по культуризму, если им будут противостоять первоклассные атлеты. Культуристов заботит их внешний вид. Они хотят добиться самого мускулистого, самого пропорционального телосложения, при этом не обязательно демонстрируя чудеса выдающейся силы.
Когда некоторые люди думают о культуризме, им на ум приходят телерепортажи с соревнований, на которых участники для демонстрации своих мышц намазываются маслом, а затем позируют перед судьями, оценивающими телосложение атлетов, выискивая малейшие недостатки.
Это похоже на конкурс красоты - выигрывает лучшее тело.
Сегодня в мире существует бесчисленное количество профессиональных и любительских турниров для мужчин и женщин. Одни люди приходят в культуризм для того, чтобы участвовать в соревнованиях и выигрывать желанные титулы. У других нет ни малейшего желания демонстрировать свое тело на сцене. Их привлекают другие преимущества культуризма. Например, культуризм может помочь удалить жир с тех мест, где его не должно быть (с живота и бедер), и одновременно нарастить мышцы там, где им место (плечи, грудь и руки). Вы в буквальном смысле можете видоизменить свое тело.
Одежда будет сидеть на вас лучше. У вас появится больше энергии. Вы будете чувствовать себя бодрее, недомогания отступят. Станете более уверенными в себе. А возможно, даже улучшите свою сексуальную жизнь!
Старея, мы постоянно теряем мышечную массу; начиная с 25-летнего возраста большинство людей теряют около двухсот граммов мышц в год. Культуризм может обратить этот процесс вспять. На самом деле он может помочь вам наращивать мышцы, по мере того как вы стареете. А это довольно привлекательное предложение.
Никогда не поздно начать укреплять и формировать свои мышцы. Многие ведущие культуристы начали заниматься силовыми тренировками в раннем подростковом возрасте. Это, пожалуй, самое лучшее время, потому что вы развиваете мышцы по мере того, как взрослеет ваше тело. Однако есть множество культуристов, которые приступили к серьезным си-
На самом деле вы можете начать заниматься культуризмом и в тридцать, и в сорок лет и добиться при этом отличных результатов. По правде говоря, некоторые пожилые люди - те, которым шестьдесят, семьдесят лет, - впервые приступив к поднятию тяжестей, обнаруживают в себе обновленную силу и энергичность. Силовые тренировки помогут укрепить вашу иммунную систему, ваши кости, улучшить работу сердца и легких, ощутить себя бодрым и молодым.
Одним из привлекательных моментов культуризма является то, что им можно заниматься так долго, как пожелаешь. Вы можете начать тренироваться, затем посмотреть на себя в зеркало в футболке и шортах и решить, что вам больше не нужно наращивать мышцы. Тогда вашей целью станет поддержание набранной формы - и это отлично.
Или же вы можете испытать ни с чем не сравнимое наслаждение от культуризма, которое заставит вас стремиться к все более выдающимся результатам. Вы захотите более крупных мышц, лучшей рельефности, большей симметричности - больше, больше и больше! Многие из лучших в мире культуристов никогда не думали, что их настолько увлекут тренировки, что они достигнут вершин в этом виде спорта. Кто знает - может быть, вы тоже об этом не догадываетесь!
Данная книга предназначена для всех, кто делает первые шаги в культуризме - независимо от их устремлений. Дело в том, что всем нужно знать основы тренировок, такие, как правильный подъем веса, выбор нужных упражнений и оптимальное количе-
ство повторов и подходов. Без хорошей базы вы, скорее всего, получите травму или достигнете лишь посредственных результатов. В этом случае легко впасть в уныние и бросить занятия. Одна из наших целей - дать вам мотивацию для тренировок и поддерживать ее. Поэтому мы призываем вас придерживаться разумного подхода к тренировкам.
Удачи вам в ваших первых шагах в культуризме. Помните о том, что данная книга не предназначена для того, чтобы, однажды прочитав ее, положить на полку. Относитесь к ней как к справочнику, как к руководству, которое приведет вас от начального уровня культуризма к его среднему уровню.
Не удивляйтесь, если ваш прогресс будет казаться вам медленным, а временами даже возникнет ощущение, будто его нет вовсе. У всех ведущих культуристов бывают моменты слабости, когда они подвергают сомнению свои методы и даже свое желание заниматься этим видом спорта. Но самые великие из культуристов не останавливаются и видоизменяют свои тренировки до тех пор, пока снова не появляется прогресс и к ним не возвращается энтузиазм.
Мы надеемся, эта книга даст вам знания и уверенность, нужные для того, чтобы проанализировать свои тренировки и время от времени вносить в них необходимые изменения. Постепенно вы научитесь тренироваться в соответствии с потребностью своего тела, чувствовать, что работает на вас, а что нет. Не существует идеального режима тренировок, подходящего всем.
Слушайте свое тело. Культуризм, если им заниматься правильно, должен быть индивидуальным.
Я не знаю, почему я выбрал культуризм; я просто любил его. Я полюбил его с первого мгновения, когда мои пальцы обхватили штангу и я почувствовал решимость и возбуждение оттого, что подниму эти тяжелые стальные пластины над головой.
Однако постепенно тренеры практически во всех видах спорта осознают пользу развития мышц. Возьмем, к примеру, бейсбол. По гармоничности телосложения лучшие игроки не уступят многим
культуристам. Однако всего несколько десятилетий назад у лучших бейсболистов часто были тощие, невыразительные тела. Постепенно в бейсболе, равно как и в других видах спорта, стало распространяться мнение о том, что соответствующие силовые тренировки могут улучшить - а не ухудшить - гибкость и скорость. К тому же они способствовали выносливости и продлению спортивного века атлетов.
Среди неспортсменов, однако, еще остаются люди, которые думают, что культуристы настолько массивны и мускулисты, что не могут даже наклониться и завязать шнурки на своей обуви. Это неправда! Флекс Уиллер, один из ведущих современных культуристов, на помосте садится на полный шпагат.
Шпагат обычно ассоциируется с крошечными малолетними гимнастками,
Женщины особенно часто боятся, что. начав всерьез заниматься поднятием тяжестей, они станут слишком массивными и мужеподобными. Им не хочется выглядеть женской версией Арнольда Шварценеггера. На самом деле существует очень небольшая вероятность того, что женщина когда-нибудь сможет стать похожей на мужчину-культуриста, как бы она ни старалась. Некоторые женщины, это правда, вышли за рамки женственности со своими массивными формами, но это исключение, а не правило, и многие из них для увеличения мускулатуры использовали потенциально опасные препараты.
Женщины просто не обладают генетическими данными, необходимыми для того, чтобы накачать такую мускулатуру, как у мужчин.
Большинство женщин начинают заниматься культуризмом для того, чтобы тонизировать, привести в форму и укрепить свое тело, а не для того, чтобы максимально накачать мышцы. От культуризма женщины часто получают такое же удовлетворение, как и мужчины, правда, по другим причинам. Они обнаруживают, что этот вид спорта гораздо лучше помогает им поддерживать свой вес на нужной отметке, чем диеты, а также добиться стройной, грациозной фигуры.
Женщины, занимающиеся тяжелой атлетикой, сегодня воспринимаются вполне серьезно, и их уже не считают «белыми воронами». Как и мужчины, они участвуют в престижных соревнованиях по культуризму, проходящих по всему миру. Многие известные киноактрисы, готовясь к серьезным ролям, занимались силовыми упражнениями и таким образом увеличивали популярность женского культуризма. В результате сегодня женщины могут тренироваться практически в любом тренажерном зале, не испытывая при этом неловкости. На самом деле некоторые из известнейших в мире культуристов тренируются бок о бок с коллегами-женщинами. Равенство полов пришло и в спортивный зал.
И для мужчин, и для женщин очень важно начать занятия культуризмом правильно. Многие недооценивают требования и нюансы, присущие поднятию тяжестей. Они хотят ухватить штангу, начать яростно тренироваться, пытаясь наверстать годы бездействия, и обрести нужную форму - прямо сейчас!
Существуют правильные и неправильные способы приступать к занятиям культуризмом. Если вы не научитесь правильно поднимать вес, то можете серьезно повредить спину, колени или плечи -да практически любую часть тела. Чтобы научиться комфортно поднимать штангу и гантели (свободный вес), потребуется какое-то время. Навороченные тренажеры, имеющиеся сегодня в атлетических залах, использовать легче, но, как и свободные веса, они могут быть опасны, если пользоваться ими неправильно.
Вот самый лучший совет: начинайте медленно. Осваивая правильную технику
Всегда поднимайте вес плавно, осторожно и ритмично. Начав поднимать штангу или гантели, никогда не делайте быстрых, резких движений, не раскачивайте тело взад-вперед.
Не пытайтесь поразить зрителей, демонстрируя им, насколько большой вес вы можете поднять. Правильные движения с весом гораздо важнее. Если вы попытаетесь поднять слишком тяжелый вес, ваши мышцы пострадают и вы не добьетесь высоких результатов. Относитесь к культуризму, как к марафону, а не как к спринтерскому забегу. Стремитесь к постепенному прогрессу, а не к мгновенным чудесам.
Ключом к успехам в культуризме служит изолирование определенных мышц и работа с ними до изнеможения. После тренировки мышцы восстанавливаются и со временем становятся сильнее и крупнее. Различные силовые упражнения предназначены для работы с различными мышцами. Если во время упражнения вы задействуете все свое тело, вы распыляете усилия и не сосредоточиваете их на определенной мышце. В результате эта мышца получает очень мало пользы от упражнения.
Гораздо лучше тренироваться несколько раз в неделю в течение короткого времени, чем один раз в течение многих часов. По-
сле длительной тренировки вы, возможно, будете чувствовать себя настолько разбитым и уставшим, что вам понадобится время на восстановление сил. В этом случае вы можете потерять все то, чего смогли достичь.
Будьте терпеливы. Будьте благоразумны. Чтобы создать свою систему тренировок, следуйте советам данной книги.
Если с самого начала вы приобретете хорошие привычки, они останутся с вами навсегда.
Вот еще один важный вопрос, о котором стоит подумать, когда вы начинаете заниматься культуризмом: ключевую роль в вашей способности построить мускулистое телосложение играет генетическая наследственность. Любой, кто тренируется правильно, со временем может добиться выдающихся результатов - но не каждый может стать чемпионом по культуризму.
Это кажется несправедливым, но некоторые люди рождаются с генетическими способностями, которые благоприятствуют достижению крупного телосложения. Эти люди подчас тренируются меньше остальных, однако они добиваются значительно более выдающихся результатов. Прежде чем приступить к серьезным тренировкам, вы должны реалистично оценить свое телосложение. Чтобы добиться успеха в культуризме, не обязательно быть мускулистым от природы, но если это так - вы в выгодном положении.
Специалисты выделяют три основных типа телосложения. Каждый человек более или менее соответствует одной из этих категорий. Попробуйте определить, какое из данных ниже описаний лучше всего соответствует вашему телосложению.
Например, эктоморфу не надо беспокоиться о похудении, но ему (или ей), возможно, придется постараться для того, чтобы развить и сохранить большие мышцы. Не падайте духом, если вы эктоморф. Некоторые великие культуристы имели такой же тип телосложения. Просто поймите: если вы худой от природы, для достижения своих целей вам, возможно, придется больше тренироваться. Эндоморфы, с другой стороны, могут постоянно бороться с проблемой избыточного веса. Однако их природная тучность может быть и преимуществом. При правильной тренировке они могут пробудить мышцы, спрятанные под жиром, и развить их до огромных раз-
меров. Многие выдающиеся культуристы были эндоморфами.
Больше всего повезло мезоморфам. Обычно им не приходится сражаться с лишним весом или яростно тренироваться, для того чтобы сохранить наращенные мышцы. Они способны к быстрому, внушительному накачиванию мышц сразу же после начала серьезных тренировок. Некоторые ведущие культуристы, принадлежащие к мезоморфному типу, выигрывали серьезные титулы всего через несколько лет после того, как они пришли в культуризм. Однако не думайте, что мезоморфам все дается легко. Как и эктоморфам с эндоморфами, им нужно интенсивно тренироваться неделю за неделей, месяц за месяцем и год за годом, для того чтобы достичь выдающихся результатов.
Роль упорства и напряженного труда на тренировках в культуризме невозможно переоценить. Эти качества так же важны - если не важнее, - чем тип вашего тела. В любом деле люди с огромным желанием чего-то достичь превосходят тех, кто способнее их от природы. Это верно и в отношении культуризма.
Если вы будете придерживаться режима регулярных тренировок и упорно тренироваться, то обязательно добьетесь приличных результатов. Упорный труд очень важен. Некоторым людям нравится ходить в тренажерный зал, но они не работают там по-настоящему упорно. Им нравится пообщаться, посмотреться в зеркало или постоять у фонтанчика с водой. Если они провели час в тренажерном зале, им кажется, что они отлично потренировались. Это не так.
Время, проведенное в зале, необязательно пропорционально полученным
Одна из лучших культуристок Мерил Эртанк соглашается с ним. «Как только я вхожу в зал, я сразу же приступаю к тренировке, - говорит она. Я не разговариваю ни с кем, кроме своего тренера. Моя единственная цель - это сконцентрироваться на тренировке и завершить ее эффективно».
Из-за различий в интенсивности тренировок трудно сказать, как долго вам следует тренироваться. Тридцать минут? Сорок пять? Час? Если вы начнете с 45-минутных тренировок трижды в неделю, то, скорее всего, добьетесь хорошего прогресса. Это позволит вам поработать со всеми основными группами мышц и определить, «легко» или «тяжело» вы набираете мышечную массу.
Некоторые люди из-за типа своего тела видят результаты тренировок быстрее, чем другие.
Они набирают мышечную массу «легко». Начав с непродолжительных тренировок, вы также сможете выяснить для себя, действительно ли вам нравится поднимать тяжести. Вы не станете великим культуристом, если будете ходить в тренажерный
зал нехотя. Необходимо испытывать симпатию или даже любовь к силовым тренировкам, для того чтобы изваять себе фантастическое телосложение. Культуристы, которые оставили свой след в истории этого вида спорта, не уклонялись от посещения тренажерного зала. Для них проблемой было не перетренироваться - они тренировались настолько часто, что не давали своему телу времени на восстановление. Мы поговорим о перетренировке далее, но для некоторых культуристов это действительно является большой проблемой. Вы должны помнить, что правильный отдых и восстановление важны для достижения успехов.
А пока не беспокойтесь о перетренировке. Сосредоточьтесь на том, чтобы научиться правильно поднимать вес и почувствовать себя комфортно с различными отягощениями. Если же перетренировка станет для вас проблемой, вы разберетесь с ней позже.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КУЛЬТУРИЗМА
Сто лет назад термина «культурист» не существовало. Тогда людей, которые демонстрировали свои мускулы на публике, называли силачами.
Силачи, популярные в конце XIX в., специализировались на демонстрации огромной силы, а не на развитии образцово-показательного тела. В странствующих цирках часто были силачи, которые показывали разнообразные трюки, поражавшие зрителей. Их подвиги впечатляли, но их телосложение оставляло желать лучшего. Многие из них были обрюзгшими,
Человек по имени Юджин Сэндоу начал менять представление о силачах. Он тоже мог демонстрировать чудеса силы, но у него была отличная фигура, практически без лишнего жира, - в отличие от других силачей того времени. В зените своей популярности, в 1890-х гг., Сэндоу путешествовал по стране и позировал для зрителей, часто прикрываясь лишь фиговым листком.
Людей заинтриговало его необычное, внушительное телосложение. Когда стало
известно, что он тренируется с отягощениями, продажи штанг взлетели вверх. После того как Сэндоу достиг известности, другие силачи также начали пробовать качать свои мышцы. В 1903 г. в нью-йоркском Мэдисон-сквер Гарден прошел первый турнир по культуризму, который назывался «Идеально сложенный мужчина». Победитель унес с собой ошеломляющую (по тем временам) сумму в 1000 долларов. Этот турнир стал проводиться ежегодно, и его участники постоянно совершенствовали свое телосложение.
В 1921 г. победителем стал итальянский иммигрант Анжело Сицилиано, который
В знаменитых рекламных объявлениях Чарлза Атласа мускулистый хулиган на пляже бросает песок в лицо тощему, жалкому парнишке и уводит его девушку, Разозленный «50-килограммовый слабак» заказывает тренировочную программу Атласа. Довольно быстро он накачивает себе объемные мышцы и возвращается на пляж, чтобы сразиться с хулиганом и отвоевать свою девушку. Звучит банально, но этот рекламный трюк сработал! Атлас заработал на нем миллионы.
По иронии судьбы Атлас развил свое тело, используя традиционные силовые методы, в то время как программа, продаваемая «50-килограммовому слабаку», была основана на статических упражнениях для укрепления мышц. Эта система имеет свои преимущества, но она не столь эффективна, как поднятие тяжестей. И тем не менее Чарлз Атлас способствовал популяризации культуризма.
Современная эра культуризма началась в 1960-х гг. Лэрри Скотт, симпатичный калифорниец, выиграл первые два соревнования за титул «Мистер Олимпия», проводившиеся в 1965 и 1966 гг. Он не был особенно высоким или массивным по сегодняшним стандартам, но он накачал самые большие бицепсы, которые кто-либо видел на соревнованиях, - почти 50 см в окружности. Скотт понял, что ничто так не впечатляет в культуристе, как огромный набор «банок», или бицепсов. Он приду-
мал специальную наклонную скамью для выполнения сгибов - стандартных упражнений для бицепсов. Сегодня это оборудование называют «скамьей Скотта», или «пасторской скамьей».
Скотт стал первым в череде культуристов, которые привлекли внимание общественности. Одним из самых известных был Дэйв Дрейпер, по прозвищу Белокурый Бомбардир. Как и Скотт, он был родом из Калифорнии и имел внешность кинозвезды. К тому времени журналы для культуристов уже стали популярны, и Дрейпер красовался на их обложках чаще, чем любой другой культурист. Он выиграл престижный турнир «Мистер Америка» в 1965 г., а в 1966 г. завоевал звание «Мистер Вселенная».
Следующей суперзвездой культуризма стал Серджио Олива, уроженец Кубы, сбежавший в Соединенные Штаты во время соревнований по культуризму. За свое внушительное телосложение он получил прозвище Миф. Он доминировал в культуризме в середине - конце 1960-х гг., выигрывая титул «Мистер Олимпия» с 1967 по 1969 г. У Оливы были огромные плечи, грудь шириной 150 см (выдающийся результат даже сегодня) и талия окружностью всего около 75 см. В довершение к этому у Оливы был свирепый, устрашающий взгляд, которым он запугивал своих конкурентов на соревнованиях.
Олива был образцом для культуристов, до тех пор пока на сцену в конце 1960-х не вышел Арнольд Шварценеггер. У Шварценеггера, иммигрировавшего в США из Австрии, было самое совершенное телосложение, которое кто-либо видел, и к тому же он был наделен харизмой. Швар-
Арнольд принимал участие в широко известном документальном фильме 1976 г. под названием «Качая железо».
В этом фильме было показано, как Шварценеггер и несколько других культуристов готовились к турниру «Мистер Олимпия» 1975 г.
Шварценеггер воодушевил и будущего великого культуриста Лу Ферриньо. Он был даже крупнее Шварценеггера, весил 130 кг при росте 192,5 см. Ферриньо выиграл все три главных титула в конце 1970-х - «Мистер Америка», «Мистер Олимпия» и «Мистер Вселенная», - прежде чем последовал за Арнольдом в шоу-бизнес.
После Ферриньо ведущие культуристы становились еще массивнее и красивее. И сегодня, благодаря постоянным успехам в области методов тренировок и питания, они обладают более стройным и симметричным, чем когда-либо до этого, телосложением. Обычному наблюдателю практически невозможно найти слабые места у сегодняшних ведущих культуристов. В результате соревнования по культуризму проходят в атмосфере чрезвычайно острой конкуренции.
Когда остановится прогресс? В свое время ведущие культуристы весили около 100 кг. Сегодня их вес приближается к 150 кг. Вы, возможно, не захотите столько весить, даже если бы и смогли - но вы можете воспользоваться знаниями культуристов мирового класса для того, чтобы создать себе то тело, которое вы всегда хотели иметь.
Оцените свое желание, наметьте цели -и вперед! Не сравнивайте себя с другими культуристами. Вы соревнуетесь прежде всего с самим собой.
АЗЫ КУЛЬТУРИЗМА
Прежде чем приступать к поднятию тяжестей (силовым тренировкам), вам нужно задать себе два основных вопроса:
Каждый тренажерный зал, как и каждый человек, имеет свое лицо. Некоторые привлекают тех, кто интересуется общей физподготовкой. Люди, которые ходят в такие залы, возможно, занимаются аэробикой, йогой, плаванием или бегом трусцой - но не обязательно поднятием тяжестей. Конечно, вы можете заниматься культуризмом и в таком зале, если только там есть свободные отягощения и тренажеры. Однако если вы будете там единственным культуристом, со временем вам станет там некомфортно. В результате интенсивность и частота ваших тренировок могут сойти на нет.
могают свести к минимуму мозоли - распространенная проблема среди тяжелоатлетов. Часто ладони перчаток слегка подбиты войлоком, чтобы сделать поднятие веса более удобным. Пальцы перчаток, как правило, обрезаны посредине, для того чтобы вы могли ощутить вес кончиками пальцев и лучше ухватиться за штангу и гантели.
Шварценеггер - это одна из немногих звезд культуризма, которую знают все.
Упомяните имя Арнольд и тему культуризма, и все сразу поймут, кого вы имеете в виду. Он самый значительный и влиятельный культурист в истории этого вида спорта. Даже сегодня - спустя 20 лет после его ухода из спорта - Арнольд возвышается над чемпионами по культуризму, превосходя их публичной известностью.
Его восхождение к славе олицетворяет американскую мечту. Родившийся и выросший в австрийской деревушке, он впервые познакомился с тяжелой атлетикой, когда ему было 14 лет. Она очаровала его.
«Я до сих пор помню первое посещение тренажерного зала, - пишет он в своей автобиографии 1977 г. «Арнольд: Образование культуриста». - Эти ребята были огромны и брутальны. И я ходил среди них, уставившись на мышцы, которых я не мог даже назвать, мышцы, которых я никогда раньше не видел. Тяжелоатлеты блестели от пота; они выглядели очень мощно, как настоящие исполины. И вот это было передо мной - моя жизнь, ответ, который я искал».
Даже в юном возрасте он знал, что хочет стать культуристом - самым лучшим. В то время Арнольд не говорил по-английски, однако он представил себе, как приедет в Америку, станет знаменитым культуристом и использует свою славу для того, чтобы добиться успеха в других областях. Он не позволял скептицизму других людей охладить его пыл.
«Мое желание и напор определенно не были нормальны, - пишет Арнольд. - Нормальные люди могут довольствоваться обычной жизнью. Я чувствовал, что жизнь есть нечто большее, чем простое, обыденное существование. Меня всегда поражали истории о человеческом величии и силе. Цезарь, Карл Великий, Наполеон - это имена, которые я знал и помнил... Я рассматривал культуризм как средство, которое приведет меня на вершину, и я вкладывал в него всю свою энергию».
Но прежде чем Арнольд смог посвятить себя целиком культуризму, ему пришлось прослужить год в австрийской армии. С 18 до 19 лет он жил в военном ла-
Чтобы принять участие в соревнованиях 1965 г. среди юниоров «Мистер Европа», проходивших в Штутгарте, Германия, он даже ушел в самовольную отлучку. «Этот турнир значил для меня так много, что мне было плевать на последствия, - пишет Арнольд. - Я переполз через стену, захватив с собой лишь одежду. Денег у меня было ровно столько, чтобы купить билет в вагон третьего класса».
Он взял в долг форму для соревнований и выиграл титул. Когда он вернулся в армейский лагерь, офицеры не выразили восхищения его трофеем. На неделю они поместили его в военную тюрьму, посадив на полуголодный паек.
Однако постепенно многие в лагере заметили необыкновенный талант и устремления Арнольда. Старшие по званию поощряли его тренировки и освободили от некоторых армейских обязанностей. Они приводили его в качестве примера для подражания другим солдатам. «Я стал героем, несмотря на то что нарушил правила, для того чтобы добиться того, чего хотел», - пишет он в своей книге.
В следующем, 1966 г., уже уверенный в своих силах, Арнольд принял участие в соревнованиях «Мистер Вселенная». Конкуренция на этот раз была более ожесточенной. «Я думал, что после пяти лет тренировок я знал почти все, что нужно знать о культуризме, - пишет он. -Оказалось, я почти ничего о нем не знал».
Едва взглянув на будущего победителя, Чета Йортона, он понял, какой большой путь ему еще предстоит пройти. «У него были все качества, необходимые для того, чтобы стать «Мистером Вселенная», - мускулистость, раздельность мышц, их рельефность, цвет кожи. Он излучал уверенность, - пишет Арнольд. - Он был совершенен, словно скульптура, готовая для экспозиции».
Но Арнольд не впал в отчаяние. Он стал тренироваться еще упорнее, чем раньше, и выиграл турнир «Мистер Олимпия» в 1967 г. Начался период его владычества. Начиная с 1 970 г. Арнольд выиграл подряд шесть турниров «Мистер Олимпия».
А затем он принял новый вызов - стал играть в кино. Его первый фильм, «Конан-Варвар» 1980 г., имел средний успех, но Арнольд использовал его. как трамплин,
Арнольд никогда не удалялся от культуризма. Снявшись в «Конане-Варваре», он возвратился после пятилетнего перерыва на спортивную арену, для того чтобы выиграть в 1980 г. свой седьмой и последний титул «Мистер Олимпия». Несколько участников ворчали, говоря, что Арнольд выиграл лишь благодаря своему имени и что его телосложение уже не было самым лучшим. Не важно. Арнольд увез домой этот титул - и еще крепче утвердился в роли короля культуризма.
В 1994 г. он начал спонсировать турнир по культуризму, который впоследствии стал ежегодным. В рамках этого турнира под названием «Arnold Classic Weekend» проводятся состязания среди мужчин и женщин, кото-
рые всегда привлекают большое количество участников. Арнольд говорит, что его воодушевляют сегодняшние культуристы и он с оптимизмом смотрит на будущее этого вида спорта.
«Культуризм настолько специализирован и настолько труден, что лишь малый процент людей захочет сделать то, что необходимо, для того чтобы стать чемпионом мира, - написал он в «Новой энциклопедии культуризма», опубликованной в 1998 г. - Но сегодня есть спортсмены, которые, посостязавшись в других видах спорта, начинают уже подумывать о карьере и в культуризме, - это один из показателей, гарантирующих то, что этот вид спорта будет продолжать развиваться, что уровень соревнований останется высоким, а интерес публики к нему будет продолжать расти».
В наши дни многие предпочитают тренироваться не в тренажерных залах, а дома. Сейчас существует возможность купить первоклассное тренировочное оборудование, такое же, как и в тренажерных залах, поскольку уменьшились его цена и размер, и его вполне можно установить в свободной спальне. Однако прежде чем выложить тысячи долларов за оборудование, купите себе
недорогой комплект штанг стоимостью от 50 до 100 долларов. Простой комплект штанг позволит вам научиться правильному способу поднятия тяжестей, привыкнуть к работе с весом и выяснить, действительно ли вам нравятся силовые тренировки, а также - любите ли вы тренироваться дома. Если дело пойдет, вы можете постепенно прикупать и обновлять свое снаряжение.
Однако практически все серьезные культуристы в конце концов начинают тренироваться в тренажерных залах. Причины этого очевидны. В залах имеется гораздо более обширный выбор отягощений и тренажеров, чем вы смогли бы купить для занятий дома. В зале к тому же рядом с вами множество людей, которые могут «подкорректировать» вас - то есть помочь вам, если вы взяли слишком большой вес.
Это подводит нас к вопросу о партнере по тренировкам. Нужен ли он вам? На этот вопрос не существует универсаль-
Однако есть и веские причины не иметь партнера для тренировок. Возможно, вы достаточно мотивированы и не нуждаетесь в том, чтобы кто-то подстегивал вас. Работа с партнером может замедлить ваши тренировки и помешать вашему прогрессу. Культуризм ведь, в конечном счете, индивидуальный вид спорта.
Подумайте над этим. Возможно, вы уже знаете, выиграете ли вы от наличия у вас партнера по тренировкам или нет.
Еще одним важным элементом культуризма является питание. Мы посвятим целую главу этой книги питанию и диете, однако помните о том, что потребляемая вами пища оказывает огромное влияние на развитие ваших мышц. Если вы недис-циплинированы в еде и у вас нет желания изменить свои привычки, - вы серьезно ограничиваете свои шансы на успех. Вам не нужно становиться фанатиком еды или потреблять много дорогих, экзотических пищевых добавок, однако вам придется обращать внимание на то, что вы едите. Не обладая информацией о пище, которую вы потребляете, а также о том, когда и как часто нужно есть, вы не сможете
внести в ваше питание коррективы, необходимые для оптимального развития ваших мышц.
Многие культуристы помешаны на диетических добавках, но самые лучшие в мире добавки не смогут заменить интенсивных, регулярных тренировок. Не существует волшебного эликсира или «тренировок, дающих мгновенный эффект», поэтому будьте осторожны с продуктами, реклама которых обещает невероятные результаты. Как говорится: «Если это слишком хорошо для того, чтобы быть правдой, возможно, это неправда».
Помимо того что добавки могут быть неэффективными, в них могут содержаться непроверенные и даже опасные ингредиенты. Для опытных культуристов, хорошо разбирающихся в продуктах питания, добавки могут быть полезными, обеспечивая им дополнительные преимущества на соревнованиях. Только не приступайте к занятиям культуризмом с мыслью о том, что какая-то пилюля или порошок смогут заменить упорство и пот. Здесь не существует коротких путей.
И наконец, прежде чем приступить к серьезным силовым тренировкам, пройдите тщательное медицинское обследование. Даже у молодых людей бывают потенциально серьезные, не диагностированные проблемы со здоровьем. Медосмотр обычно проходит быстро, легко и стоит недорого. По его окончании вы сможете обрести душевный настрой, который позволит вам тренироваться в полную силу.
Упражнения среднего уровня для плечевого пояса 81 Глава Упражнения среднего уровня для мышц спины и шеи 101
01 09 2014
11 стр.
Формы Именительного падежа различных основ
09 10 2014
1 стр.
Базовый (начальный) курс немецкого языка для молодежных работников
15 09 2014
1 стр.
Как животные и растения приспосабливаются к условиям окружающей среды? Приведите примеры
23 12 2014
1 стр.
Гималаи, гора Джомолунгма, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи; вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи
18 12 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010100. 68 «Математика» подготовки магистра
29 09 2014
1 стр.
Предлагаемое Вашему вниманию методическое пособие представляет собой начальный курс для изучения ведения бюджетного учета ос в соответствии с положениями инструкции по бюджетному у
25 09 2014
6 стр.
Вишну, ни Шива. Поэтому, мы и начнём чтение мантр с гимна учителю. Таких гимнов (стотр) на санскрите множество: от кратких и всем известных, до очень тонких и изощрённых, и известн
09 10 2014
1 стр.