ПРОФЕССИОГРАММА «ХИМИК»1
Наименование профессии
Доминирующий способ мышления
Область базовых знаний № 1 и их уровень
Область базовых знаний № 2 и их уровень
Профессиональная область
Межличностное взаимодействие
Доминирующий интерес
Дополнительный интерес
Условия работы
химик
адаптация – координация
естественные науки (химия, физика, биология), уровень 3, высокий (теоретический)
естественные науки (химия, физика, биология), уровень 2, средний (практическое использование знаний)
химия
частое по типу «рядом»
исследовательский
реалистический
в помещении, сидячий
Доминирующие виды деятельности:
-
химический анализ и исследование состава веществ, продукта, полупродукта (промежуточного соединения), сырья реакционной смеси;
-
изучение свойств различных веществ;
-
прогнозирование использования веществ в народном хозяйстве;
-
химический синтез (получение определенного продукта, обладающего заданным химическим составом и строением);
-
получение, производство различных веществ в промышленных масштабах (минеральных удобрений, инсектицидов, ростовых добавок и пр.);
-
разработка способов и подбор условий синтеза (температуры, давления, последовательности, количественного соотношения компонентов);
-
химические исследования: синтез и анализ новых продуктов, испытание их свойств;
-
создание технологических проектов (описание характеристик исходных веществ, типа, числа, габаритов, мощности и последовательности включения аппаратов технологической цепочки; определение материальных и энергетических расходов; контроль за количеством и качеством отходов, способами их хранения и утилизации);
-
наблюдение, управление химическим процессом (теплообмен и теплопровод, диспергирование (измельчение), сепарация (разделение) – фильтрование, дистилляция и т.п.).
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
-
высокий уровень концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени удерживать внимание на одном предмете или виде деятельности);
-
умение анализировать и систематизировать большое количество информации;
-
способность заниматься длительное время кропотливой работой;
-
высокая помехоустойчивость;
-
умение воспринимать и различать широкий спектр цветов и оттенков;
-
хорошая память на символы и знаки;
-
тонкая ручная моторика;
-
хорошее обоняние.
Личностные качества, интересы, склонности:
-
организованность;
-
аккуратность;
-
четкость, собранность;
-
упорство;
-
самоконтроль;
-
любознательность;
-
усидчивость, терпеливость.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
-
неаккуратность;
-
неряшливость;
-
рассеянность, невнимательность;
-
неорганизованность;
-
отсутствие склонности к исследовательской деятельности;
-
дальтонизм.
Области применения профессиональных знаний:
-
отраслевые и академические научно-исследовательские институты;
-
химические предприятия и комбинаты (по производству пластмасс, синтетических волокон и тканей, удобрений и т.д.);
-
образовательные учреждения (школы, техникумы, институты, университеты);
-
предприятия целлюлозно-бумажной промышленности;
-
горно-обогатительные комбинаты;
-
медицинские учреждения (фармацевтическая промышленность);
-
центральные заводские лаборатории и контрольные станции;
-
предприятия пищевой промышленности;
-
парфюмерная промышленность.
История профессии
Слово «химия» впервые встречается в 336 году в книге римского астронома Юлия Матерна Фирмика. Наиболее вероятной версией происхождения этого слова является та, которая связывает слово «химия» с древним названием Египта – Kham. Египетские жрецы умели выплавлять и проверять на чистоту такие металлы, как золото, серебро, свинец, готовить из них сплавы, знали рецепты приготовления лекарств, красителей, косметических препаратов.
За 3 тысячи лет до н.э. люди научились выплавлять из руд медь и делать ее сплав с оловом – бронзу, и это ознаменовало переход человека из каменного в бронзовый век. Около 1500 лет до н.э. человечество открыло секрет выплавки железа и перешло в железный век. Постепенно люди научились обжигать керамику, окрашивать ткани, дубить кожи, варить пиво и сбраживать виноградный сок. В последующее время, вплоть до XVII века химия развивалась как тайная наука, главной целью которой стало превращение неблагородных металлов в золото с помощью магического философского камня.
Основоположником химии как науки можно считать английского химика Роберта Бойля. Его именем назван величайший газовый закон – закон Бойля-Мариотта. Великий русский ученый М.В. Ломоносов стоял у истоков корпускулярной (атомистической) химии.
В начале XIX века химия стал самостоятельной наукой. Тогда же химия разделилась на неорганическую и органическую. Как самостоятельная дисциплина сложилась аналитическая химия.
За этой наукой, без преувеличения, будущие открытия и достижения человечества.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (реалистический и исследовательский):
-
анатом;
-
антрополог;
-
археолог;
-
астроном;
-
этнолог;
-
географ;
-
геолог;
-
металлург;
-
фармаколог;
-
физиолог;
-
криминалист;
-
архивариус.
1 Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. – 464 с.: ил.