Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Нарушения общения: застенчивость

Проявления застенчивости у детей

Рекомендации родителям

Рекомендации педагогам

Застенчивость - состояние “стеснения в присутствии других людей”, от легкого смущения при общении с незнакомыми людьми до полного избегания всяческого общения.

Как правило, застенчивый ребенок считает себя хорошим, т.е. отношение к себе как к личности у него положительное. Его особенность заключается в том, что все, что делает ребенок, проверяется им через отношение других. Ребенок сосредоточен не столько на том, что он делает, сколько на том, как его оценят взрослые.



Возрастные нормы

Застенчивость чаще проявляется у детей, чем у взрослых. Это связано с тем, что детям недоступно высокое самообладание и умение анализировать свое внутренне состояние.

Более свойственна для дошкольного возраста (6мес.-3 года). В 12-14 лет застенчивость усиливается, т.к. появляется склонность к самонаблюдению, эгоцентризм, снижается устойчивость образов “Я”.

Причины

1. Наследственность

2. Отсутствие социальных навыков общения или неудачный опыт установления контакта.

3. Низкий уровень самооценки: они чувствуют себя не соответствующим неким стандартам, страх перед людьми.

4. Высокий уровень самооценки, но неудовлетворенная потребность в уважении взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес.

5. Чувства стыда, страха, осуждаемая внутри потребность во внимании, восхищении, потребность в помощи взрослого.



6. Реакция на новые виды деятельности, реакция на необходимость проявления своих чувств, реакция на ситуации, в которых привлекается внимание к нему.


1. Нежелание вступать в беседу, затруднителен или даже невозможен контакт глаз, избегание людей, отсутствие инициативы. 2.Физиологические симптомы: тахикардия, потливость, покраснение лица и т.д. 3. Внутренние ощущения неловкости и смущения, перед которыми отступают все остальные чувства. Ребенок кажется сам себе маленьким, беспомощным, скованным, глупым, никуда не годным 4. Свойственны защитные формы поведения, которые проявляются в "уходе в фантазирование, отрешенности от окружающих", в принятии "маски равнодушия", а подчас, в агрессивном поведении 5. Его часто беспокоит: “Нравлюсь ли я им”, “Что они думают обо мне” и т. д. Неловкость перед самим собой , это негативно окрашенный эгоцентризм: “Я дурак”, “Я ничтожество” т. д. 6. Застенчивость сопровождается временным снижением памяти, внимания, мыслительных процессов


1. Никогда не говорите при ребенке, а также при других людях, что он застенчив или стесняется. Не объясняйте застенчивое поведение. 2. Не пытайтесь говорить за ребенка и не настаивайте, чтобы ребенок заговорил сам.   Дайте ребенку время для привыкания, не принуждайте сразу включаться в игру или знакомиться с другими детьми. 3. Купите игры или спортивный инвентарь, требующие активного участия партнера: теннис, бадминтон, шахматы, шашки, «монополия» и т.д. 4. Расширяйте круг знакомств ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите ребенка в гости, учите его спокойно относиться к новому. 5. Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах. Не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободных действий. 6. Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых ребенку пришлось бы вступать в контакт с другими людьми. 7. Показывайте ребенку пример установления первых контактов с незнакомыми людьми: спросите у прохожего, который час; как пройти в библиотеку и т.д.    Все ситуации, в которых ребенок может чувствовать себя неловко, нужно проигрывать.

1. Измените отношение к ребенку. Выделите положительные качества, которые нравятся Вам в ребенке. Выражайте ему похвалу и поддержку

Внимание. Идя мимо ребенка, озвучьте ему его действия, скажите ему: "Я вижу, ты делаешь задание" или "По-моему, тебе нравится рисовать".

Ласка. Застенчивые дети часто бывают ласковыми, но им трудно выразить свою любовь к взрослому. Попробуйте сами ласково обращаться к ребенку. Это усилит его доверие к Вам.

Поддержка. Не дайте ему упасть в своих глазах. Скажите: "Мне нравится с тобой разговаривать" или "Так приятно видеть тебя веселым", и Вы увидите, как ребенок расслабится и улыбнется Вам.

  1. 2. Помогайте повысить самооценку в конкретных видах деятельности Давая ему какое-то задание, выразите убежденность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и Вы всегда поможете ему вместе преодолеть трудности.

  2. 3. Помогайте ребенку научиться выражать свои эмоции, желания, чувства. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно помогут специально организованные игры: подвижные, игры-соревнования. В игре старайтесь создать для ребенка ситуацию успешности, а после завершения игры подчеркните его достоинства, выразите удовольствие от совместной игры.

Нарушения общения: мутизм

Причины мутизма

Рекомендации родителям

Рекомендации педагогам




Мутизм - временное исчезновение речи под влиянием различных ситуаций, закрепленное в виде стереотипа. С психологической точки зрения мутизм у одних детей может быть на фоне страхов, а у других детей как реакция протеста и оппозиции.

Некоторые взрослые ошибочно рассматривают таких детей, как невыносимых упрямцев, которых нужно любой ценой заставить говорить: как правило, из таких попыток ничего хорошего не получается - в результате ребенок еще больше ожесточается и еще упорнее молчит вне дома. Более того, у него формируются и другие реакции протеста, они закрепляются, а затем проявляются в иных ситуациях, которые по существу не являются травматичными.



Основные признаки:

1) возникновение нарушения речевой коммуникации после периода нормального общения с окружающими;


2) отсутствие серьезных нарушений поведения, моторики и мимики (ребенок пытается выражать взглядом и жестом свои желания);
3) преимущественно избирательный характер мутизма, тесно связанный с определенной ситуацией или человеком.

Возрастные нормы. Наиболее подвержены мутизму дети дошкольного и младшего школьного возраста. После 9-летнего возраста мутизм почти не встречается. Мутизм встречается у девочек примерно в 2 раза чаще, чем у мальчиков
Проявления мутизма. 1. Дети отличаются депрессивным настроением, робостью, тревожностью, проявляют заторможенность в незнакомой обстановке, часто отмечались реакции протеста, нарушение аппетита.

2. Почти у всех детей отмечаются тормозимые или инфантильные черты характера (повышенная впечатлительность, ранимость, чрезмерная привязанность к матери, избирательная общительность). 3. Может проявляться негативизм, упрямство, инертность и ригидность (вязкость) аффектов (чувств).



1.Наследственность - мутизм обычно возникает в тех семьях, где отмечается наследственная отягощенность речевыми расстройствами;
2. Задержки речевого развития и различные другие дефекты речевой функции;
3. Длительные и напряженные конфликты и отрицательный психологический климат в семье.

4. Изменения в жизни ребенка, отрыв ребенка от привычной обстановки: при госпитализации, помещении его в детский коллектив, перемене места жительства, расставания с родными, к которым ребенок чрезмерно привязан

5. Психологические особенности ребенка: повышенно-пугливые дети, робкие, болезненно привязанные к матери и к собственному дому, боящиеся всего нового

6. Эмиграция - депрессия, тревога, упорное стремление сохранить прежние стереотипы, иногда враждебность к окружающим людям.

7. Патологическое стремление к лидерству - такому ребенку хочется "царить". Но, трезво оценивая свои силы, он понимает, что может владеть лишь несколькими "подданными" - своей семьей.


1. Обратитесь к врачам для уточнения физического состояния ребенка

2. Примите проблемы ребенка, сохраните с ним доверительные взаимоотношения.

3. Если у ребенка есть речевые нарушения, либо он проявляет застенчивость, тревожность в дошкольном возрасте необходимы занятия со специалистами, чтобы ко времени поступления в школу развить недостающие способности. 4. Окажите ребенку дополнительную психологическую поддержку 5. Снижение замечаний. Любые увещевания или наказания бесполезны. Нельзя настаивать на выполнении какого-либо задания, если ребенок от него отказался, и фиксировать на этом внимание других. Чтобы разрядить ситуацию необходимо переключить внимание на другую тему.


1. Необходимо понять истоки молчания ребенка. 2. Начиная разговаривать с таким ребенком, нужно быть готовым к тому, что он будет стараться повернуться спиной к говорящему, не надо стремиться сразу его "развернуть". 3. Возможно обучение таких детей в классах развивающего обучения. 4. Установите с ребенком контакт и формируйте активное взаимодействие с ним, учитывая доминирующие для ребенка интересы. Договоритесь о безречевых знаках, с помощью которых вы сможете его понимать, создавая постепенно ситуации, в которых ему самому захочется выразить свои желания. 5. Необходимо хвалить ребенка за участие в работе независимо от результатов. Важно создавать ситуации, в которых ученик будет успешен. При этом стоит обратить внимание других детей на его успехи. 6. Снижайте количество замечаний, старайтесь не фиксировать внимание других детей на негативных проявлениях ребенка. Необходимо ненавязчиво перевести разговор в нужное педагогу русло. 7. Ученика необходимо посадить поближе к учительскому столу. Это даст ему возможность, обращаясь к педагогу за помощью, создавать меньше шума. 8. Не стоит просить такого ученика отвечать у доски или даже с места - лучше предложить ему безречевые методы общения с учителем (карточки, схемы, рисунки или даже жесты).







Аутичное поведение

Проявления синдрома Аспергера

Рекомендации родителям

Рекомендации педагогам

Синдром Аспергера – это вид аутичного поведения, который

отличается от синдрома раннего детского аутизма Каннера достаточной сохранностью речи и большим развитием интеллекта, здесь более высокий уровень эмпатии Возрастные нормы Трудно диагностируется в возрасте до 3 лет. Диагностируется нередко только при поступлении больных в школу, когда очевидной становится трудность во взаимоотношениях с другими детьми Причины

Точная причина возникновения синдрома Аспергера еще изучается. Исследования показывают, что сочетание факторов – генетического и экологического – могут вызывать изменения в развитии мозга.
Синдром Аспергера не является результатом воспитания, их социальных обстоятельств, и не по вине самого человека с данным расстройством.


Социальные проявления:

- характеризуются относительно высоким уровнем интеллектуального функционирования и выраженными нарушениями социального общения, трудностями социальной адаптации

- с возрастом ограниченность общения нарастает и может достигать степени полного отрыва от реальности, хотя чаще отношения с внешним миром для таких детей неоднозначны - одни факторы реального окружения могут быть для них значимы, другие имеют меньшее значение, а третьи вообще несущественны (для нормально развивающегося ребенка они имеют равную значимость).

- общие интересы со сверстниками не привлекают таких детей. Обычно они замещаются особыми интересами «заумного», отвлеченного характера. Стремление решать вопросы о «жизни», «мироздании» и т. п. сочетается у этих детей с нелепым собирательством железок, картинок и других предметов, не представляющих никакой ценности.

- характерна привязанность к дому, сочетающаяся с отсутствием привязанности к близким.
Внешние проявления.

Обращает на себя внимание отрешенное выражение обычно красивого лица («лицо принца») с бедной мимикой, взглядом, обращенным мимо собеседника, и неожиданной фиксацией взора на случайных предметах и окружающих лицах. Нередко выражение лица становится сосредоточенно-самоуглубленным (брови сдвинуты, взгляд направлен как бы внутрь себя). Выразительных мимических движений мало, жестикуляция обеднена.





1. Обеспечьте ребенку предсказуемую и безопасную окружающую среду 2. Ребенка необходимо учить, как реагировать на социальные намеки, обучить его стандартным ответам в различных социальных ситуациях. Учите детей, что надо сказать, и как это нужно сказать. Проигрывайте с ребенком тренировочные диалоги, занимайтесь с ним ролевыми играми. 3. Будьте для ребенка не только помощником, но и учителем Спрашивайте ребенка, нужна ли ему помощь, затем подождите, потом спросите второй раз, и только потом начинайте помогать ребенку. 4. Поощряйте взаимодействие ребенка с другими людьми. Настойчиво старайтесь присоединяться к любому занятию, которым увлечен ребенок. Необходимо, чтобы взрослый искусственно создавал для ребенка ситуации, давайте ему сложно устроенные игрушки или игры, в которых коммуникация будет необходима для ребенка, чтобы получить желаемое - это будет способствовать общению

1.Возможно обучение таких детей в классах коррекционно-развивающего обучения. 2. Обеспечьте ребенку предсказуемую и безопасную окружающую среду: - минимизируйте переходы из одного помещения в другое; - ребенок должен понимать распорядок каждого учебного дня и точно знать, что именно его ожидает; - заблаговременно готовьте ребенка к любым специальным мероприятиям, изменениям в расписании уроков и любым другим переменам. 3. Узнайте, каковы специальные интересы ребенка, и подготовьте связанные с ними книги или занятия к учебному дню ребенка. Ученикам можно давать индивидуальные задания, которые связывают их интерес с учебной темой 4. Активно вмешивайтесь и защищайте ребенка от нападок и травли Активно хвалите других учеников, если они относятся к однокласснику с сочувствием и дружелюбием. Старайтесь сделать так, чтобы одноклассники воспринимали академические способности такого ребенка как ресурс к его принятию 5. Если ребенок ненамеренно оскорбил кого-то, проявил отсутствие такта или бесчувственность, то ему нужно просто объяснить, почему его ответ был неправильным, и какой ответ был бы адекватен. 6. Поощряйте активную социализацию такого ребенка и ограничивайте время, которое он посвящает индивидуальным интересам: не позволяйте ребенку с постоянно обсуждать или задавать вопросы по своему изолированному интересу, выделите специальное время в течение дня для этого. 7. В связи с нарушенным вниманием - необходимо уменьшить объем домашней/классной работы или выделить ребенку дополнительное время занятий со специальным педагогом, который сможет структурировать выполнение классной и домашней работы ребенком, все задания нужно дробить на маленькие подзадачи.

Нарушения общения: застенчивость Проявления застенчивости у детей

Застенчивость состояние “стеснения в присутствии других людей”, от легкого смущения при общении с незнакомыми людьми до полного избегания всяческого общения

103.58kb.

04 09 2014
1 стр.


«Детская застенчивость»

Застенчивость может быть душевным недугом. Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени ее проявления с

74.37kb.

25 12 2014
1 стр.


Застенчивость. Застенчивость

Застенчивость — это особенность, характерная для многих людей, как детей, так и взрослых

52.69kb.

14 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке

Воспалительные и невоспалительные заболевания сердца у детей. Острая ревматическая лихорадка у детей. Нарушения ритма и проводимости сердца у детей

401.15kb.

14 09 2014
3 стр.


Принцип "Не вреди!" как основа психогигиены общения

Такой уж у меня характер! он снимает с себя ответственность за его проявления

322.47kb.

01 10 2014
1 стр.


Нарушения осанки и сколиоз

По данным Министерства здравоохранения и медицинской промышленности рф, Министерства здравоохранения рф, в различных регионах страны сколиозы регистрируются у 6%, а нарушения осанк

69.53kb.

10 10 2014
1 стр.


Аденоиды и речевые нарушения у детей

Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей, являются аденоиды

22.64kb.

10 09 2014
1 стр.


Художественно- творческая деятельность детей «Сказочный кот»

Цель: Формирование навыков позитивного общения у детей в процессе художественно- творческой деятельности

26.95kb.

14 12 2014
1 стр.