По материалам журнала «Чудеса & приключения» 2012. -№12. – с.24.-27
Наши непростые календари.
Татьяна Бирюкова:
в летоисчислении разных народов чтут традиционные различия. Но Россия и здесь – тема особая.
«Здравы будьте новое лето!»
С древних времён и до начала XV века отсчёт вели с 1 марта. Митрополит Киприан убедил великого князя Василия I Дмитриевича (годы правления 1389-1425) начать новое летоисчисление со дня святого Симеона Летопроводца(1 сентября) - в благодарность Богу за милость в минувшее лето и с надеждой на то, что он благословит «венец лета своею благостью».
Праздновали до 8 сентября - дня Рождества Богородицы. К первому дню нового года приурочивались важнейшие государственные акты: Борис Годунов венчался на царство, а Алексей Михайлович в 1674 году объявил царевича Фёдора наследником.
Как правило, день выдавался солнечным. В столице он начинался со звона колоколов. Горожане спешили на Боровицкий холм - царский дворец окружала толпа. На Красном крыльце теснились вельможи. Соборную площадь от Благовещенского собора устилали коврами и алым сукном.
Утренняя служба в Успенском соборе заканчивалась; на колокольне Ивана Великого звонили благовест в Большой колокол. При выходе патриарха все снимали шапки.
На площадь выносили образ Симеона Летопроводца, церковную утварь, позолоченную чашу со святой водой. По обе стороны расставлялись Царское место, шатёрное место в бархате, Патриаршее место.
Вновь звонили колокола. Седовласый первосвятитель начинал «действо нового лета»: при согласном пении более четырёхсот человек духовенства несли святые иконы, хоругви, кресты, фонари. Народ коленопреклонённо молился.
Из Благовещенского собора выходили царь, чиновники и воеводы. В глубокой тишине святитель благословлял царя и просил Бога о его здравии. Громогласный архидьякон объявлял о начале
священного обряда. Отчётливо слышалось каждое слово Евангелия из уст патриарха.
Заслышав слова о новом годе, народ снова молился. Патриарх умывал руки над золотой чашей
и погружал в воду животворящий крест. Певчие пели: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое!» Патриарх благословлял царя и народ; вослед государь низко кланялся москвичам: «Люди православные, Богом мне данные! Здравы будьте в новое лето!» Тысячи голосов отвечали: «Здравствуй, здоров будь, царь-государь!» Раздавалась милостыня; принимались челобитные.
Под звон колоколов царь направлялся в Благовещенский собор, патриарх - в Успенский. Народ ликовал. Одни прикладывались к иконе, другие обнимались, поздравляя друг друга: «С Новым годом, с новым счастьем!» Затем москвичи спешили к обедне в свои храмы. После службы каждый шёл с поздравлениями к «старшему в роде», собиравшему на обед много родных. Проходило четыре месяца - и Рождество Христово отмечалось зимой с не меньшей пышностью.
Немного математики
Здесь надо вспомнить, что тогда летоисчисление на Руси шло от сотворения мира. К 1700 году русский календарь имел уже 72 века от этого события (шёл 7208 год).
Год от С.М. (сотворения мира) переводится в год от Р.Х. (Рождества Христова) вычетом числа 5508 (или 5507 - в зависимости от даты). Разницу из огромного количества лет составляет время, протекшее по греческому счислению от С.М. до Р.Х.
В начале XX века христиане испытывали неудобства в летоисчислении: даты в григорианском и юлианском календарях расходились. Юлианский, используемый в России (кроме русских тогда Финляндии и католического Привислянского края), был утверждён на Никейском соборе 325 года. По нему через каждые три года, состоявшие из 365 дней, наступал високосный год в 366 дней, для чего в феврале прибавлялся один календарный день. Юлианский календарь постоянно опаздывал. Он и сейчас отстаёт от нового григорианского стиля. В XX веке разница составила уже 13 дней (в XXII веке будет 14).
Вперёд, в Европу
Начало нынешнего летоисчисления установлено в России лишь в 1700 году. Пётр Первый, по примеру многих христианских народов, своими указами от 19 и 20 декабря 1699 европейского года повелел вести его не от сотворения мира, а от Рождества Христова. А Новогодье считать не с 1 сентября, а с приближавшегося 1 января (отмечу: обе даты - по юлианскому календарю). И приказал «в знак того доброго начинания... перед вороты учинить некоторые украшения от дерев и ветвей, сосновых, еловых и мозжевеловых... А стоять тому украшению по 7-й день того-ж 1700 года». И велел учинить в первый день на Красной площади огненные потехи и стрельбу; а людям состоятельным - на своём дворе стрелять из небольших пушечек. «Января с 1-го числа по 7-е число, по ночам огни зажигать из дров и хвороста или соломы...»
Согласно царской воле, так праздник и начался. В полночь во всех церквах происходило всенощное бдение, а утром — литургия, которую государь со двором слушал в Успенском соборе. По окончании в Кремль в парадном порядке вступили войска — с распущенными знамёнами, с барабанным боем и военной музыкой. Ответом на «многолетие» царю и всему дому Романовых была пушечная пальба и троекратный беглый ружейный огонь. Затем у царя-реформатора на обеде игралась музыка, пел хор придворных и патриарших певчих. Для народа перед дворцом и у трёх триумфальных ворот (специально построенных на этот случай) были выставлены яства и чаны с вином и пивом.
Вечером все московские улицы и дома были освещены; значительные здания украсились цветными огнями и прозрачными картинами. Жглись фейерверки с большим количеством «потешных огней». Гремели пушечные залпы. Торжество завершилось балом во дворце.
Ни просинца, ни червеня
Не все приняли новое исчисление времени и маскарадно-разгульное празднество, в котором не отводилось места чинному размышлению о будущем. Кое-кто дивился: как мог государь изменить солнечное течение?! Но мало-помалу сентябрьское начало года стало забываться. Россия зажила по-европейски - с арабскими цифрами, укороченными кафтанами, остриженными бородами. Из обихода стали исчезать и славянские названия месяцев. То были: просинец (январь), сечень (февраль), сухий (март), березозоль (апрель), травный (май), изок - по одноименной певчей пташке (июнь), червень (июль), зарев (август), рюен, или ревун (сентябрь), листопад (октябрь), грудень (ноябрь), студёный (декабрь).
Интересно, что Пётр в указе от 20 декабря ошибочно посчитал 1 января началом не только года, но столетия. А ведь до того надо было прожить ещё целый год. В указе от 19 декабря царь не был очень строг — он дозволил всем россиянам, желавшим жить по старинке, вести счёт от сотворения мира, но с непременным условием: проставлять рядом годы по-новому.
В рамках умеренного прогресса
Но почему Пётр не воспользовался усовершенствованным григорианским стилем? Почему не провёл реформу по лучшему примеру, как он делал это в других случаях?
Календарь Григория XIII (1582 г.) был введён в XVI веке беспрепятственно лишь в католических странах. Протестантские же приняли его позднее: порвав с Папой, не желали принимать новшества, рекомендованные его окружением. Германия, Дания, Голландия, а затем и немецкие кантоны Швейцарии ввели у себя григорианский календарь лишь в 1700—1701 годах, а Англия и Швеция и того позже — в 1752-ми 1753-м.!
Пётр подражал преимущественно голландскому и немецкому устройствам. Потому и достался России ещё действовавший у протестантских соседей в 1699 году юлианский календарь. А на вторичную переделку (прибавление к новым датам 11 дней) царь не решился. Новое летоисчисление и так вызвало изрядный ропот, и очередная перемена могла бы погубить само нововведение
Отречёмся от старого мира

Новая попытка ввести григорианский календарь была сделана в 1830 году при императоре Николае I. Академия наук высказалась «за». Но министр народного просвещения князь Ливен отговорил государя, грозя большими неудобствами. Вопрос безуспешно поднимался и в 1863 году на международном Статистическом конгрессе. В 1898 году для совмещения двух календарей было предложено отменить в последующие годы все 29 февраля - тогда в 1956 году русский календарь совпал бы с григорианским. Но и этот проект споткнулся о веские аргументы.
Удобным моментом казалось начало XX века. Но в 1899 году Специальная комиссия под председательством астронома С.П. Глазенапа через газеты объявила, что григорианский календарь «как католический не может применяться в русском народе». Решили разработать свой собственный; идею активно поддержал Дмитрий Менделеев. Но дело опять затянулось.
Наконец, 14 февраля 1918 года Советская власть без всяких церемоний декретом ввела григорианское летоисчисление - в тот момент многие устои прошлого летели на помойку.
А вот русская церковь и поныне живёт по календарю юлианскому. Самый весомый довод: Пасха у нас приурочена к строгим церковным канонам и непростым исчислениям по датам. Православные верят, что именно в Пасху по юлианскому календарю с небес снисходит огонь ко гробу Господню. И пусть, по их мнению, лучше не мы, а иноземцы к нашим календарям приспосабливаются.
Откуда у нас два Новых года
Но, странное дело, у нас вместе с тем есть некий народный «казус» в красных датах календаря.
По обычаям разных народов, рождённого младенца на 7-8-й день приносят в храм, приобщают к церковным таинствам и нарекают по имени. Отсчёт его жизни начинается с этого церковного дня - действительного Новогодья младенца. Так было и с Христом. Точкой отсчёта лет у христиан признано его Новогодье - обрезание спустя неделю после рождения.
То есть праздник Нового года никак не может предшествовать Рождеству. Вот иностранцы и удивляются: русские пышно празднуют Новый год, а потом 7 января — Рождество Христово (по юлианскому календарю). Выходит, ещё не родившийся младенец был подвергнут обряду обрезания. А в настоящее время порядок этих праздников ещё и узаконен в календаре нашего государства!
Конечно, надо знать нюансы. Большинство россиян, отметив 7 января Рождество по юлианскому календарю, празднуют и так называемый Старый Новый год 14 января - тут последовательность соблюдена.
Русские всегда считались в мире загадочным народом, и это вовсе неплохо. Главное самим для себя всё по полочкам разложить.
ЧУДЕСА&ПРИКЛЮЧЕНИЯ