Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
По материалам журнала «Чудеса & приключения» 2012. -№12. – с.24.-27
Наши непростые календари.

Татьяна Бирюкова:

в летоисчислении разных народов чтут традиционные различия. Но Россия и здесь – тема особая.
«Здравы будьте новое лето!»

С древних времён и до начала XV века отсчёт вели с 1 марта. Митрополит Киприан убедил великого князя Василия I Дмитриевича (го­ды правления 1389-1425) начать новое летоисчисление со дня святого Симеона Летопроводца(1 сентября) - в благодарность Богу за милость в минувшее лето и с надеждой на то, что он благо­словит «венец лета своею благостью».

Праздновали до 8 сентября - дня Рождества Богородицы. К первому дню нового года приу­рочивались важнейшие государственные акты: Борис Годунов венчался на царство, а Алексей Михайлович в 1674 году объявил царевича Фёдо­ра наследником.

Как правило, день выдавался солнечным. В столице он начинался со звона колоколов. Горо­жане спешили на Боровицкий холм - царский дворец окружала толпа. На Красном крыльце теснились вельможи. Соборную площадь от Бла­говещенского собора устилали коврами и алым сукном.

Утренняя служба в Успенском соборе закан­чивалась; на колокольне Ивана Великого звони­ли благовест в Большой колокол. При выходе па­триарха все снимали шапки.

На площадь выносили образ Симеона Лето­проводца, церковную утварь, позолоченную чашу со святой водой. По обе стороны расставля­лись Царское место, шатёрное место в бархате, Патриаршее место.

Вновь звонили колокола. Седовласый первосвятитель начинал «действо нового лета»: при согласном пении более четырёхсот человек духовенства несли святые иконы, хоругви, кресты, фонари. Народ коленопреклонённо молился.

Из Благовещенского собора выходили царь, чиновники и воеводы. В глубокой тишине святитель благословлял царя и просил Бога о его здравии. Громогласный архидьякон объявлял о начале

священного обряда. Отчётливо слышалось каждое слово Евангелия из уст патриарха.

Заслышав слова о новом годе, народ снова молился. Патриарх умывал руки над золотой чашей

и погружал в воду животворящий крест. Пев­чие пели: «Спаси, Господи, люди Твоя и благо­слови достояние Твое!» Патриарх благослов­лял царя и народ; вослед государь низко кла­нялся москвичам: «Люди православные, Богом мне данные! Здравы будьте в новое лето!» Тыся­чи голосов отвечали: «Здравствуй, здоров будь, царь-государь!» Раздавалась милостыня; прини­мались челобитные.

Под звон колоколов царь направлялся в Бла­говещенский собор, патриарх - в Успенский. Народ ликовал. Одни прикладывались к ико­не, другие обнимались, поздравляя друг дру­га: «С Новым годом, с новым счастьем!» Затем москвичи спешили к обедне в свои храмы. По­сле службы каждый шёл с поздравлениями к «старшему в роде», собиравшему на обед много родных. Проходило четыре месяца - и Рож­дество Христово отмечалось зимой с не мень­шей пышностью.

Немного математики

Здесь надо вспомнить, что тогда летоисчисле­ние на Руси шло от сотворения мира. К 1700 году русский календарь имел уже 72 века от этого со­бытия (шёл 7208 год).

Год от С.М. (сотворения мира) переводится в год от Р.Х. (Рождества Христова) вычетом чис­ла 5508 (или 5507 - в зависимости от даты). Раз­ницу из огромного количества лет составляет время, протекшее по греческому счислению от С.М. до Р.Х.

В начале XX века христиане испытывали неу­добства в летоисчислении: даты в григорианском и юлианском календарях расходились. Юлиан­ский, используемый в России (кроме русских тогда Финляндии и католического Привислянского края), был утверждён на Никейском собо­ре 325 года. По нему через каждые три года, со­стоявшие из 365 дней, наступал високосный год в 366 дней, для чего в феврале прибавлялся один календарный день. Юлианский календарь по­стоянно опаздывал. Он и сейчас отстаёт от ново­го григорианского стиля. В XX веке разница со­ставила уже 13 дней (в XXII веке будет 14).



Вперёд, в Европу

Начало нынешнего летоисчисления установ­лено в России лишь в 1700 году. Пётр Первый, по примеру многих христианских народов, своими указами от 19 и 20 декабря 1699 европейского го­да повелел вести его не от сотворения мира, а от Рождества Христова. А Новогодье считать не с 1 сентября, а с приближавшегося 1 января (отмечу: обе даты - по юлианскому календарю). И прика­зал «в знак того доброго начинания... перед воро­ты учинить некоторые украшения от дерев и вет­вей, сосновых, еловых и мозжевеловых... А стоять тому украшению по 7-й день того-ж 1700 года». И велел учинить в первый день на Красной площади огненные потехи и стрельбу; а людям состоятель­ным - на своём дворе стрелять из небольших пу­шечек. «Января с 1-го числа по 7-е число, по ночам огни зажигать из дров и хвороста или соломы...»

Согласно царской воле, так праздник и на­чался. В полночь во всех церквах происходи­ло всенощное бдение, а утром — литургия, ко­торую государь со двором слушал в Успен­ском соборе. По окончании в Кремль в парад­ном порядке вступили войска — с распущен­ными знамёнами, с барабанным боем и воен­ной музыкой. Ответом на «многолетие» царю и всему дому Романовых была пушечная паль­ба и троекратный беглый ружейный огонь. За­тем у царя-реформатора на обеде игралась му­зыка, пел хор придворных и патриарших пев­чих. Для народа перед дворцом и у трёх триум­фальных ворот (специально построенных на этот случай) были выставлены яства и чаны с вином и пивом.

Вечером все московские улицы и дома были освещены; значительные здания украсились цветными огнями и прозрачными картинами. Жглись фейерверки с большим количеством «потешных огней». Гремели пушечные залпы. Торжество завершилось балом во дворце.



Ни просинца, ни червеня

Не все приняли новое исчисление времени и маскарадно-разгульное празднество, в котором не отводилось места чинному размышлению о будущем. Кое-кто дивился: как мог государь из­менить солнечное течение?! Но мало-помалу сентябрьское начало года стало забываться. Рос­сия зажила по-европейски - с арабскими циф­рами, укороченными кафтанами, остриженными бородами. Из обихода стали исчезать и сла­вянские названия месяцев. То были: просинец (январь), сечень (февраль), сухий (март), березозоль (апрель), травный (май), изок - по одно­именной певчей пташке (июнь), червень (июль), зарев (август), рюен, или ревун (сентябрь), ли­стопад (октябрь), грудень (ноябрь), студёный (декабрь).

Интересно, что Пётр в указе от 20 декабря ошибочно посчитал 1 января началом не только года, но столетия. А ведь до того надо было про­жить ещё целый год. В указе от 19 декабря царь не был очень строг — он дозволил всем россия­нам, желавшим жить по старинке, вести счёт от сотворения мира, но с непременным условием: проставлять рядом годы по-новому.

В рамках умеренного прогресса

Но почему Пётр не воспользовался усовер­шенствованным григорианским стилем? Почему не провёл реформу по лучшему примеру, как он делал это в других случаях?

Календарь Григория XIII (1582 г.) был введён в XVI веке беспрепятственно лишь в католиче­ских странах. Протестантские же приняли его позднее: порвав с Папой, не желали принимать новшества, рекомендованные его окружением. Германия, Дания, Голландия, а затем и немец­кие кантоны Швейцарии ввели у себя григори­анский календарь лишь в 1700—1701 годах, а Англия и Швеция и того позже — в 1752-ми 1753-м.!

Пётр подражал преимущественно голланд­скому и немецкому устройствам. Потому и до­стался России ещё действовавший у протестант­ских соседей в 1699 году юлианский календарь. А на вторичную переделку (прибавление к новым датам 11 дней) царь не решился. Новое летоис­числение и так вызвало изрядный ропот, и очередная перемена могла бы погубить само нововведение


Отречёмся от старого мира

Новая попытка ввести григорианский ка­лендарь была сделана в 1830 году при импе­раторе Николае I. Академия наук высказа­лась «за». Но министр народного просвещения князь Ливен отговорил государя, грозя боль­шими неудобствами. Вопрос безуспешно под­нимался и в 1863 году на международном Ста­тистическом конгрессе. В 1898 году для совме­щения двух календарей было предложено отме­нить в последующие годы все 29 февраля - тог­да в 1956 году русский календарь совпал бы с григорианским. Но и этот проект споткнулся о веские аргументы.

Удобным моментом казалось начало XX ве­ка. Но в 1899 году Специальная комиссия под председательством астронома С.П. Глазенапа через газеты объявила, что григорианский ка­лендарь «как католический не может приме­няться в русском народе». Решили разработать свой собственный; идею активно поддержал Дмитрий Менделеев. Но дело опять затяну­лось.

Наконец, 14 февраля 1918 года Советская власть без всяких церемоний декретом ввела гри­горианское летоисчисление - в тот момент мно­гие устои прошлого летели на помойку.

А вот русская церковь и поныне живёт по календарю юлианскому. Самый весомый до­вод: Пасха у нас приурочена к строгим церков­ным канонам и непростым исчислениям по да­там. Православные верят, что именно в Пасху по юлианскому календарю с небес снисходит огонь ко гробу Господню. И пусть, по их мнению, луч­ше не мы, а иноземцы к нашим календарям при­спосабливаются.


Откуда у нас два Новых года

Но, странное дело, у нас вместе с тем есть некий народный «казус» в красных датах ка­лендаря.

По обычаям разных народов, рождённого младенца на 7-8-й день приносят в храм, при­общают к церковным таинствам и нарекают по имени. Отсчёт его жизни начинается с этого церковного дня - действительного Новогодья мла­денца. Так было и с Христом. Точкой отсчёта лет у христиан признано его Новогодье - обрезание спустя неделю после рождения.

То есть праздник Нового года никак не мо­жет предшествовать Рождеству. Вот иностран­цы и удивляются: русские пышно празднуют Но­вый год, а потом 7 января — Рождество Христо­во (по юлианскому календарю). Выходит, ещё не родившийся младенец был подвергнут обря­ду обрезания. А в настоящее время порядок этих праздников ещё и узаконен в календаре нашего государства!

Конечно, надо знать нюансы. Большинство россиян, отметив 7 января Рождество по юлиан­скому календарю, празднуют и так называемый Старый Новый год 14 января - тут последова­тельность соблюдена.

Русские всегда считались в мире загадочным народом, и это вовсе неплохо. Главное самим для себя всё по полочкам разложить.



ЧУДЕСА&ПРИКЛЮЧЕНИЯ

Наши непростые календари

Митрополит Киприан убедил великого князя Василия I дмитриевича

74.23kb.

08 10 2014
1 стр.


Календари Настольные календари Календарь-домик

Дизайнерская бумага, вставки (еженедельник, блок для записей, калька и т д.), шелкография, тиснение, вырубка, печать дополнительной краской

51.74kb.

17 12 2014
1 стр.


А. В. Куликова Гендерный аспект массовой коммуникации

А наши языки – это наши средства массовой информации. Наши сми – наши метафоры. Наши метафоры создают содержание нашей культуры [1, c. 315]

59.93kb.

13 10 2014
1 стр.


Школьные календари второй половины XIX начала ХХ вв.: представления взрослых о повседневности учащихся
77.95kb.

16 12 2014
1 стр.


Оглавление: Введение. Основание села

Село- это не только населенный пункт, это наши деды и прадеды, наши победы, слава и честь, это «генетический код», носителями которого являются наши предки. Село – это великая зага

104.29kb.

10 09 2014
1 стр.


Цитата номера: Календари просроченные векселя истории

«Мы поднимаем ролевое движение?» результаты опроса, проведенного на улицах Минска

361.81kb.

12 10 2014
1 стр.


Фия «Деловая полиграфия»

Предлагаем изготовление полиграфической продукции: календари любой сложности (квартальные, домики, карманные), а также брошюры, блокноты, буклеты, каталоги, флаеры, листовки, стике

145.04kb.

13 10 2014
1 стр.


Сценарий праздника

Именно так проводили долгие осенние и зимние вечера наши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. А назывались эти вечера посиделками. И посвящены наши посиделки Кузьминкам

69.47kb.

15 10 2014
1 стр.