Перейти на главную страницу
Нейва — одна из живописнейших рек Среднего Урала. Она берет свое начало в Кукушкиных болотах и питается водами более чем полусотни притоков, наиболее крупные из которых: Алапаиха, Синячиха, Бунарка, Ольховка, Лобачевка, Шуралка, Шайтанка. Пройдя около 290 километров, Нейва сливается с Режем и вместе они образуют реку Ниццу.
В верховьях Нейвы имеется ряд водохранилищ — бывших заводских прудов: Верх-Нейвинское, Нейво-Рудянское, Невьянское, Петрокаменское. На их берегах зарождалась уральская металлургия. В документах XVII века река обычно именуются Невьей, это имя до наших дней сохранилось в названии города Невьянск.
Верхнее и среднее течение реки знаменито своими полезными ископаемыми. Кроме железа и меди позже в этих местах добывали также золото и платину и не имеющие себе равных по красоте самоцветы — аметисты, дымчатый кварц, топазы.
Нейва — очень живописная река, особенно в средней и нижней своей части. Особую красоту ее берегов составляют известняковые скалы вблизи города Алапаевска, на которых, можно увидеть древние рисунки, выполненные красной краской.
На сегодняшний день писаницы известны в небольшой части течения реки, между деревней Устьянчики и городом Алапаевск. Ближайшим к Алапаевску пунктом, где находились изображения, является скала Писанец, она расположена в самой верхней части заводского пруда, на правом берегу Нейвы. Первым о ней сообщает Иван Яковлевич Кривощеков, ссылаясь на рукопись Екатеринбургской духовной консистории, хранившейся в УОЛЕ.
«Писанец, — пишет Кривощеков, — в одной версте от деревни Алапаихи, береговая скала высотою до 6 сажень, здесь были прежде какие-то изображения, но с разрушением горной породы от действия дождей, морозов и пр. постепенно уничтожились. Теперь только название «Писанец» удостоверяет нахождение бывших здесь идеографических знаков». В 1914 году Алапаевский Писаный Камень посетил Владимир Яковлевич Толмачев, который подтвердил отсутствие там наскальных изображений и сообщил о находящейся в скале пещере. Толмачев заложил в пещере небольшой раскоп и обнаружил в ней зубы и кости медведя, оленя и других животных.
Долина реки Нейва, фото А.В. Перфилова, 2009 год
В 1931 году археологические разведки на берегах Нейвы проводил директор Алапаевского музея А.И. Тереножкин. Дневники с описанием результатов работ до наших дней не сохранились. В.Н. Чернецов обнаружил выдержки из них в рукописи археолога Николая Афанасьевича Прокошева. В своей работе «Пещерные археологические памятники Урала» Прокошев писал: «На правом берегу Нейвы близ деревни Алапаихи имеется скала Писанец. Название камня может указывать на бывшие здесь когда-то писанцы. Сейчас на камне Писанец они не обнаружены, но открыты на нескольких скалах в близком соседстве...»
Первые сведения о сохранившихся рисунках на скалах вблизи Алапаевска поступили в 1938 году от местных краеведов. Летом того же года, рабочий Зырянского рудника П.И. Фролов обнаружил на одной из прибрежных скал реки Нейвы писаницу и сообщил о своей находке в Алапаевский музей. Этим заинтересовался местный краевед П.И. Чернавин, он обследовал место находки и зарисовал найденные изображения, а наиболее выразительные перенес на кальку. Так был открыт самый яркий из известных, на сегодняшний день, памятников наскального искусства реки Нейвы — писаница на Двуглазом Камне.
Краеведы продолжали поиски и несколько выше по Нейве, на том же берегу, нашли еще одну скалу с древними рисунками — Коптелов Камень, эти изображения так же были скопированы. О своих находках Чернавин сообщил в Свердловский областной музей и дал заметку в местную газету, где высказал мнение, по которому «древние идеографические письмена» могли принадлежать только ранее жившим здесь вогулам-манси. В подтверждение своего предположения он привел ряд названий рек и селений, как «деревни Вогулка, Вогулье, реки Шакиш, Норна, Нейва и др.»
В 1939 году по следам Чернавина на Нейву выехал от Исторического музея Дмитрий Николаевич Эдинг, который скопировал на целлофан изображения обеих скал.
В 1958 году на берегах Нейвы работал Западно-Сибирский отряд Института археологии во главе с Валерием Николаевичем Чернецовым. Сотрудниками отряда были изучены и скопированы изображения с Двуглазого и Коптеловых Камней. Эти материалы вошли во второй том свода В.Н. Чернецова «Наскальные изображения Урала».
С 1984 по 1987 год школьники Свердловской областной станции юных туристов во главе с археологами В.И. Стефановым и Ю.П. Чемякиным совершили четыре похода на Нейву. Им удалось найти новые фигуры и сделать более точные копии рисунков на уже известных писаницах, а также найти два новых пункта с древними изображениями — на Косом и Старичном камнях. Результаты этих работ были опубликованы в периодической и научной литературе. В 1991 году еще одну скалу с писаницей у древни Устьянчики обнаружил Сергей Евгеньевич Чаиркин. Таким образом, на сегодняшний день известно о шести писаницах по берегам Нейвы, из которых до наших дней дошли пять.
Писаница Устьянчики
Находится на скале, расположенной за последними домами деревни Устьянчики, на напротив поселка Зыряновкий. Это самый верхний по течению нейвинский памятник наскального искусства.
Гребневидная фигура на писанице Устьянчики по В.Н. Широкову
Скальные выходы здесь тянутся по левому берегу на 800–850 метров. Древнее изображение было обнаружено в центре гряды на каменном останце высотой 8–10 метров. Оно нанесено примерно в трех метрах от земли. Здесь сохранился рисунок в виде гребня, нанесенный темно-бордовой краской. Фигура состоит из шести вертикальных отрезков, опущенных на немного изогнутую линию. Рисунок выполнен линией шириной около 1 сантиметра, его размеры 17 на 15 сантиметров. Двадцатью сантиметрами ниже различимо небольшое пятно краски. Вероятно, в далеком прошлом на скале были нанесены и другие фигуры, но отслоение и разрушение каменной породы привело к их исчезновению. До наших дней дошли только небольшие фрагменты наскального полотна.
Предположительная датировка писаницы — бронзовый век.
Изображения выполнены краской оранжевого цвета, линиями около 1 сантиметра шириной. Рисунок птицы имеет довольно хорошую сохранность, благодаря яркости краски, он отлично заметен с нескольких десятков метров. Гребневидные изображения в наши дни практически не видны, от них остались лишь небольшие фрагменты.
В своей работе «Уральские писаницы: река Нейва» исследователь предложил назвать эти скальные выходы с древними рисунками Коптеловым I и II Камнями.
Время создания этих изображений можно отнести к энеолиту — эпохе бронзы.
Косой Камень
В 2.5 км ниже по течению от Коптеловых Камней, на правом берегу реки находится Косой Камень. Эта скала высотой около 35 метров сложена мощными известняковыми плитами, круто наклоняющимися в сторону реки. Падающие пласты с южной стороны скалы образуют толстый карниз у самой земли. На одном из его блоков на высоте около 4–4.5 метров над землей древний художник оставил свои рисунки.
Немного ниже видна фигура, напоминающая схематичное изображение лодки с тремя гребцами, которые переданы небольшими раздваивающимися сверху отрезками. Подобные композиции можно видеть на каменных полотнах Фенноскандии.
Вниз от левого края «лодки» опускается длинная зигзагообразная линия, ниже которой сохранились четыре волнистых вертикальных отрезка. Фрагменты еще двух вертикальных линий можно разобрать примерно в 30 сантиметрах справа от гребневидного знака. В двух метрах слева от композиции, едва различимы пятна краски красного цвета. Возможно, здесь был нарисован еще один вертикальный зигзаг, состоящий из шести или семи отрезков.
Как мы уже указывали выше, эти рисунки были открыты в 1938 году П.И. Фроловым и, позднее, изучались Чернавиным и Эдингом, в отчетах которого скала с древними изображениями названа в честь первооткрывателя — Фроловым Камнем.
На скале можно выделить три группы изображений. Первая и третья группы содержат немного фигур, которые представлены точками, отрезками и некоторыми другими геометрическими формами. Самая насыщенная и яркая — средняя группа. Она не представляет собой единой композиции, здесь можно выделить зигзаги с отростками, полусотовые ряды, великолепное солярное изображение и фигуру копытного с прямоугольным туловищем и отвислым брюхом, в контур которого вписано множество точек, а на спине — сдвоенная дуга с отрезками. Сохранность фигур разная, часть из них повреждены отслоениями скальной основы или перекрыты кальцитовыми натеками.
Как отмечает В.Н. Широков: «на писанице сделаны очень ценные наблюдения, касающиеся сохранности фигур и их подновления. Это относится к рисунку копытного, на длинных ушах которого отчетливо видны следы повторного нанесения краски, после чего они оказались наполовину короче первоначальных. Значит, создатели писаниц не только наносили новые композиции поверх старых, но и заботились о сохранности по крайней мере отдельных фигур, ретушируя их».
Дату создания этих рисунков можно отнести к энеолиту — бронзовому веку.
Старик Камень
Останец Старик Камень, 2010 год
Последнее из известных на данный момент местонахождений древних рисунков на берегах Нейвы — Писаница Старичная. Она расположена на территории города Алапаевска, на скале известной как Старик камень. Он находится на левом берегу реки, напротив дома отдыха «Нейва». Примерно в 100 метрах выше по течению от этого места памятника в Нейву впадает речка Старичная. У самого подножия скалы проходит насыпная грунтовая дорога.
Сохранившиеся древние рисунки находятся в правой части камня на высоте около 1.5 метров над глыбовой осыпью. Здесь можно выделить контурное изображение утки, ее голова и прямая шея показаны двумя линиями, в контур туловища нанесены три маленьких пятна. Рисунок птицы частично перекрывает выполненную в скелетном стиле антропоморфную фигуру. Видны согнутые в локтях и опущенные на пояс руки, частично сколами разрушенную голову, повидимому, украшал двурогий головной убор. С каждой стороны линейного туловища видны по два отрезка-ребра. Цвет краски более бледный, чем фигура птицы. Слева от птицы находится еще одна человекоподобная фигура. Ее сохранность еще более плохая, чем у первого антропоморфного изображения. В данном случае сохранились только нижняя часть туловища и две ноги. Правая, согнутая в колене, видна до середины голени, левая сохранилась лишь выше колена. Выше этой композиции древний мастер нанес две фигуры в форме гребня. Эти рисунки, опять же схожи с изображениями лодок на скалах Скандинавии и Карелии. Они имеют круто загнутые «корму и нос судна», на «на палубе» видны «члены команды» — по четыре в каждой лодке. Левее этих изображений видно размытое пятно краски, под ним просматриваются фрагменты нескольких волнообразных вертикальных линий.
Дубровский Д. К., Грачёв В. Ю. «Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве», 2011
25 12 2014
1 стр.
Дубровский Д. К., Грачёв В. Ю. «Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве», 2011
14 09 2014
1 стр.
13 09 2014
1 стр.
В горах, в пещерах разных стран мир сохранились древние наскальные изображения, о которых слышали на уроках истории
09 09 2014
1 стр.
Как называется приток Оки, на берегах которого произошло самое большое сражение русских с бурятами
14 10 2014
1 стр.
Как называется приток Оки, на берегах которого произошло самое большое сражение русских с бурятами
14 10 2014
1 стр.
Первые деревни на берегах Нила; образование 2 х царств Верхнего и Нижнего Египта
26 09 2014
1 стр.
Наименование города Полевского образовано от названия местной реки Полевая, на берегах которой было обнаружено месторождение медной руды
06 10 2014
10 стр.