Перейти на главную страницу
Работу выполнила: студентка Тверского государственного университета 5 курса, специальности «Государственное и муниципальное управление» Гуськова Ксения Сергеевна
Научный руководитель: доцент кафедры государственного управления Тверского государственного университета, к.э.н. Марченко Евгения Васильевна.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………………...1
Глава 1. Теоретические и методологические вопросы системы управления отходами ...3
1.1. Сущность управления твердыми бытовыми отходами ………………………………3
1.2. Роль государства в процессе управления отходами …………………………………..5
1.3. Зарубежный опыт управления в сфере твердых бытовых отходов …………………..7
Глава 2. Анализ системы управления твердыми бытовыми отходами в Тверской области …………………………………………………………………………………………..11
2.1. Система управления отходами в Тверской области …………………………………11
2.3. Предпринимательство в сфере управления отходами в Тверской области ………..13
2.2 Состояние сферы управления отходами в Тверской области ……………………….15
Глава 3. Рекомендации по разработке программы мероприятий в сфере управления ТБО в регионе ………………………………………………………………………………………...17
Заключение ………………………………………………………………………………….27
Список литературы …………………………………………………………………………28
Приложение ………………………………………...……………………………………….31
Актуальность научной работы заключается в том, что в условиях продолжающегося масштабного кризиса, требующего мобилизации всех резервов хозяйствования, задачи материалосбережения становятся еще более актуальными.
Одним из важнейших направлений материалосберегающей деятельности производственных структур является работа с образующимися отходами. Работа эта в свою очередь очень многоаспектна и включает целую совокупность мероприятий по прогнозированию и профилактике образования отходов, а также поиску и реализации возможностей их более эффективного использования. Рациональное применение отходов производства позволяет решать множество экономических и экологических проблем, в том числе расширять сырьевую базу экономики, увеличивать объемы выпуска продукции, снижать себестоимость хозяйствования, предотвращать загрязнение среды.
С прогрессом науки и техники растут инновационные предпосылки для все более эффективного применения вторичных ресурсов.[19,37]
Экологизация экономики является не только особым направлением деятельности бизнеса и экономической политики, но и общей характеристикой инновационного развития экономики, тесно связанной с повышением эффективности ресурсопотребления. В результате повышения технологической и экологической эффективности экономики к 2020 году предполагается снижение уровня «экологического воздействия» в 2-2,5 раза, что позволит выйти на современные показатели сбережения природы развитых европейских стран. При этом уровень экологических издержек (затрат на снижение вредных выбросов, утилизацию отходов и восстановление природной среды) могут возрасти до 1-1,5%ВВП в 2020 году.[12]
Объектом научной работы является система управления сферой твердых бытовых отходов.
Предметом – частно-государственное партнерство в формировании системы управления отходами.
Целью работы является совершенствование системы управления в области управления отходами регионов.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
- изучение теоретические вопросы и методы развития сферы твердых бытовых отходов;
- изучение правовых аспектов представленной проблемы через рассмотрение законодательства России и Тверской области, в частности;
- изучение роли государства в управлении твердыми бытовыми отходами;
- анализ российского и зарубежного опыта в сфере управления твердыми бытовыми отходами;
- анализ состояния сферы управления отходами в Тверской области;
- выработка рекомендаций для формирования частно-государственного партнерства в системе управления отходами.
Для написания данной научной работы использовались печатные периодические издания, книжные издания, Интернет-ресурсы, а также экспертные источники как Правительство РФ и Администрация города Твери и Тверской области.
Технологические процессы переработки полученных из природного сырья материалов в промышленную продукцию характеризуются образованием значительного количества отходов. Затем вся произведенная продукция практически полностью переходит в категорию отходов после ее использования потребителями как в сфере производства и услуг, так и в процессе конечного потребления. Это отходы производственного и бытового потребления. (Рис.1)
Отход(ы) — это «остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства»;
По принятой в настоящее время классификации все отходы делятся на две большие группы: отходы производства и отходы потребления.
Отходы производства — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий, которые образовались в процессе производства, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Отходы потребления — это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.[4]
Вторичные ресурсы (вторичное сырье) являются частью отходов производства и потребления, пригодной к дальнейшему использованию, к рециклингу (от англ. recycle - повторно использовать, возвращать в оборот).
По подсчетам, сделанным в профильном комитете Совета Федерации, российская семья из четырех человек выбрасывает в год 100 кг макулатуры, 3 кг алюминиевой фольги, 150 кг разных пластмасс, тысячу стеклянных бутылок, 3,5 кг старой одежды, приблизительно 3,5 кг обуви (рис.2). В этом перечне не учитываются старые электробытовые приборы и мебель. Если эти цифры пересчитать на все население, получится, что в нашей стране на свалках и полигонах ежегодно оседают более 40 млн т коммунальных отходов, из которых перерабатывается только 3%, остальная часть вывозится на полигоны. Причем рост объема одной только упаковочной тары составляет 4—5% в год. Рыночная цена всего этого пользующегося устойчивым спросом и принадлежащего по действующему законодательству местной власти сырья превышает 1,2 млрд долларов. 35-45% ТБО представляют собой прекрасное сырье для промышленности, а 25—35% после компостирования могут использоваться как удобрение.[34, 107-108] Остальные отходы обычно свозятся на полигоны для захоронения. По прошествии некоторого времени происходит биохимическая ферментация ТБО с выделением в атмосферу биогаза, который можно использовать как альтернативный источник энергии. Площадь полигонов России составляет около 15 тыс.га. С учетом того что с 1 га полигона в течение года можно собрать около 1 млн кубического метра биогаза, его производство в стране могло бы составить 15 млрд кубических метров в год [35, 26]. После определенной обработки данного биогаза он может направляться в трубопровод природного газа или использоваться в качестве моторного топлива.
Другой способ получения топлива из отходов – это дробление и брикетирование по особым технологиям органических отходных материалов. Этот способ также имеет свои преимущества:
В действительно цивилизованном государстве политика управления отходами преследует две основные цели: минимизация количества образующихся отходов производства и потребления и уменьшения неконтролируемой эмиссии отходов в окружающую среду. Для этого необходимо активное внедрение новых подходов, как в сферу управления, так и в техническую сторону вопроса.
Мировой опыт доказывает, что главными проводниками радикальных технических нововведений являются научно-технические и инновационные фирмы, опирающиеся в своей деятельности на государственную поддержку.
Инновации - новая наукоемкая продукция, товар (услуга), востребованные рынком и, как правило, защищенные как интеллектуальная собственность. [14]
Частно-государственное партнерство (ЧГП) - это стратегический, институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от базовых отраслей промышленности и НИОКР до оказания общественных услуг.[17, 23]
1.2. Роль государства в процессе управления отходами
Мировой опыт свидетельствует о том, что вторичное использование отходов является очень актуальной проблемой, которая требует эффективного механизма, регулируемого государственными органами власти.
Государство, и особенно региональные органы власти, играют решающую роль при разработке механизма управления отходами. Эта необходимость обусловлена следующим:
Прямое регулирование предусматривает полное или долевое финансирование инновационных технологий по утилизации и вторичному использованию отходов из бюджетных и внебюджетных средств, государственный заказ и др.
Косвенное регулирование предусматривает:
В структуре государственного аппарата стран ЕС имеются специально уполномоченные для этого органы. В России же вопросы организации сбора и переработки отходов остаются фактически бесхозными, поскольку не входят в перечень полномочий ни одного из федеральных ведомств. Ростехнадзор, в соответствии со своим Положением, контролирует в основном только негативное воздействие отходов на окружающую среду. Органы местного самоуправления, на которые в законодательном порядке возложена вся ответственность за организацию сбора и переработки отходов, не в состоянии решить эту задачу в отношении «нерентабельных» отходов, пока не будет реформирована система государственного регулирования в этой области. Таким образом, на данный момент безотлагательного решения требует и проблема определения органов власти, конкретно отвечающих за вопросы обращения с отходами.
В современном обществе основу любой деятельности регламентирует нормативно-правовая база.
Экологические проблемы приобрели новое звучание в мире после состоявшейся в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. конференции ООН по окружающей среде и развитию. В результате большой творческой работы на основе общего согласия, достигнутого в Рио-де-Жанейро представителями 179 государств, был принят исторический документ на 700 страницах – “Повестка дня на XXI век ” - глобальная программа на новое столетие.[44]
В нашей стране при обращении с отходами таким документом является закон РФ «Об охране окружающей среды»[2], в развитие которого принят закон РФ «Об отходах производства и потребления».
Этим законом определены условия нормирования государственного учета и отчетности, сформулированы основные принципы экономического регулирования, определен порядок государственного, производственного и общественного контроля, установлена ответственность за нарушение законодательства РФ в области обращения с отходами, а также разделены полномочия РФ и ее субъектов, при этом предусмотрено усиление роли органов местного самоуправления.
В настоящее время на Федеральном уровне существует также ряд нормативных документов: "О лицензировании отдельных видов деятельности", [5] «Порядок отнесения отходов к классам опасности» [9], «Структура и порядок ведения Федерального классификационного каталога отходов» [10], Постановление Правительства РФ "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды " [11], “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”[3], ФЗ “Об экологической экспертизе”[7].
После Всемирной конференции по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 г., во всех промышленно развитых странах, странах с переходной экономикой и во многих развивающихся странах стали разрабатываться стратегии устойчивого развития, составной частью которых являются природоохранные аспекты. Во многих странах разрабатываются национальные, региональные и местные планы по охране окружающей среды, важным компонентом которых являются проблемы управления отходами, в том числе и ТБО.
Признано целесообразным выделять приоритеты в решении задач в области обращения с отходами в такой последовательности:
В то же время, в развивающихся странах из-за высоких капитальных затрат на мусоросжигание, а также высокого уровня эмиссии парниковых газов, в сфере обращения с муниципальными отходами перешли на путь строительства мусороперегрузочных и мусоросортировочных станций, гораздо менее капиталоемких. Система санитарной очистки в Европе представлена на Рис.2.
Экологическая программа действий, принятая ЕС в 2001 г., ставит своей целью снижение общего количества отходов, подлежащих уничтожению, к 2010 г. - на 20 %, а к 2050 г. - на 50 %. Для этого программа предлагает использовать такие инструменты, как система налогообложения источников отходов, разработка стратегии переработки отходов, совершенствование существующих схем изменения качественных и количественных показателей отходов, а также системы экомаркировки и экологической оценки воздействий на окружающую среду. Суть директив ЕС по вопросам эффективной работы с отходами, например, директивы 2000/5 ЕС или директивы 2002/96 ЕС, сводится к ответственности производителей за безопасность своей деятельности на этапе образования отходов и за возврат в производственный цикл содержащихся в них полезных компонентов.[19,38]
Схемы «ответственности производителя» могут стимулировать производителей проектировать свою продукцию так, чтобы снизить угрозы для окружающей среды, сократить использование токсичных и опасных веществ, облегчить работу по разбору продукта, для его дальнейшей утилизации. К тому же тогда плата за переработку взимается не со всех налогоплательщиков, а с производителя и прямого потребителя.[39,7]
Рассмотрим опыт такой страны как Канада. Система утилизации отходов в Канаде стала расти и развиваться с 1986 года, когда канадский Совет министров по окружающей среде установил цели и схемы по минимизации отходов до 50 % к 2000 году. Ключом к снижению отходов на 50% стала так называемая Программа снижения отходов 4R (Reduction, Reuse, Recycling and Recovery) – снижение, повторное использование, переработка, утилизация. 4R – это иерархия, в которой «снижение» является предпочтительнее, где это возможно, потому что лучше не создавать отходы вообще. Если отходы появились, то они должны быть повторно использованы. И третья из лучших альтернатив – «переработка». Наконец, материалы можно утилизовать, если они не возможно применить ни одну из предыдущих альтернатив.[52]
Канада, как и Россия, очень большая страна, которая разделена на провинции. Промышленные предприятия приняли участие в ее реализации с самого начала. В Канаде считают, что промышленные компании являются очень важными партнерами в процессе принятия решений в области управления отходами.
Согласно модели "совместной ответственности и совместного финансирования", промышленные компании напрямую заинтересованы работать с муниципалитетами в целях снижения затрат, чтобы их доля (финансовый вклад) была бы меньше.
Большинство муниципалитетов (около 70%) заключают контракты на проведение практических мероприятий в области утилизации отходов с частными компаниями. Эти контракты, как правило, заключаются на срок от пяти до семи лет, и зачастую договоренность об их заключении достигается за год до начала их действия с тем, чтобы дать подрядчику время приобрести необходимое оборудование.
Чтобы оградить муниципалитет от предоставления некачественных услуг, частный подрядчик должен предоставить залог, сумма которого находится в пределах от полугодовой до годовой стоимости контракта. Таким образом, муниципалитет получает деньги, необходимые для эксплуатации системы утилизации отходов, пока идет поиск другого подрядчика.
Кроме того, важно сесть с промышленными компаниями за стол переговоров с тем, чтобы изменить дизайн товара, сделав данный товар более легко утилизируемым: например, договориться о том, что на нем будет пластиковая наклейка, а не приклеенная бумажная. Промышленные компании, и, в особенности, компании, являющиеся владельцами торговых марок, могут влиять на развитие рынка посредством издания особого распоряжения о том, что при производстве упаковки их товаров должен использоваться определенный процент вторичных материалов.
Система утилизации отходов, состоящих из различных материалов, функционирующая в провинции Онтарио, основана, главным образом, на принципе разделения отходов на месте их образования.
"Бесплатный труд" граждан не должен рассматриваться как эксплуатация. В целом, граждане расположены к сотрудничеству при первоначальном разделении отходов и делают это из чувства солидарности и своей ответственности за состояние окружающей среды, а также из ощущения возможности внести свой позитивный персональный вклад.
Для повышения участия общественности в утилизации отходов мы должны создать для домовладельцев стимулы к действию и предоставить им достаточную информацию с тем, чтобы они правильно выполняли свою работу.
Первым шагом должно стать определение и ясное формулирование общей задачи. В случае с провинцией Онтарио, проблемой, вызывавшей их общую обеспокоенность, была нехватка мощностей по захоронению отходов на надежных с экологической точки зрения полигонах и серьезные трудности, связанные с выбором площадок для строительства новых полигонов для городского мусора в пригородных или сельскохозяйственных районах.
Муниципалитет не только должен побуждать людей к действию, он также должен давать верные распоряжения, предоставлять тару и услуги для того, чтобы обеспечить долговременное участие людей в данной программе.
Жители нуждаются в обратной связи, которая им необходима для того, чтобы знать, что они правильно обращаются с отходами, предназначенными для переработки.
"Голубой контейнер" — это и контейнер, который в Канаде используется для вторичного сырья, и символ их системы утилизации. Все граждане получают голубой контейнер для сортировки вторсырья. С помощью контейнеров для утилизации отходов, которые используется на улицах удается направлять на переработку вместо захоронения почти 70% уличных отходов. Эти контейнеры окупают себя размещенной на них рекламой, аналогично рекламе на крытых автобусных остановках. [24, 47-58]
В Канаде не обязывают участвовать в утилизации отходов: это дело добровольное. Вместе с тем, спустя более чем десять лет процент участвующих превышает цифру 90.[37, 107]
В общем, значительное внимание в развитых странах уделяется внедрению системы ответственности производителей продукции за сбор и переработку своей продукции и ее упаковки после их использования;
При этом необходимо отметить, что, с одной стороны, Россия обязана соблюдать установленные в странах ЕС требования по ответственности производителей при экспорте своей продукции в эти страны, и, следовательно, российские экспортеры несут в связи с этим определенные затраты. С другой стороны, Россия несет значительные финансовые потери от отсутствия правовых механизмов использования аналогичной ответственности зарубежных поставщиков продукции из стран ЕС для организации сбора и переработки их продукции после использования на территории России. В особой мере это актуально для сбора и переработки ввезенных в Россию автомобилей, аккумуляторов, автомобильных шин, мобильных телефонов и другой продукции электротехнической и радиоэлектронной промышленности, а также для поступающей с импортируемой продукцией упаковки.[23, 84-85]
Глава 2. Анализ системы управления твердыми бытовыми отходами в Тверской области
2.1. Система управления отходами в Тверской области
В субъектах Российской Федерации вопросы организации рециклинга и создания нормативно-правовой базы находятся на стадии становления. В соответствии с Федеральным Законом «Об охране окружающей природной среды» руководство работой по нормированию размещения отходов должно осуществляться органами исполнительной власти города, органами местного самоуправления совместно со специально уполномоченными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, а также органами санитарно-эпидемиологического надзора.[42]
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды. Федеральное государственное Учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу» находится в ведении Ростехнадзора. В состав учреждения входят 16 филиалов во всех областях Центрального федерального округа. Тверская область вместе с Московской и Смоленской областями входит в Центральное управление Федеральной службы . [50]
Таким образом, «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу» (ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО») является федеральным государственным учреждением, которое осуществляет контрольные функции в Тверской области.
Согласно Положению ФГУ «ЦЛАТИ по Тверской области» филиал осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальным органом исполнительной власти Тверской области, органами государственной власти Тверской области и органами местного самоуправления
12 марта 2010 года подписан Приказ о взаимодействии Ростехнадзора и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) и их территориальных органов при проведении ФГУ «ЦЛАТИ» по федеральным округам измерений и анализов объектов в целях сопровождения контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора. Приказ призван урегулировать взаимодействия двух Служб. [49]
Кроме государственного контроля также существует производственный контроль в области обращения с отходами, который осуществляют юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. Они организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане или общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в области обращения с отходами в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно Федеральному закону о местном самоуправлении, к вопросам местного значения относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. [6] К сожалению, в большинстве случает муниципальные власти не в состоянии самостоятельно исполнять возложенные на них функции.
В 2007 году Объединенная коллегия исполнительных органов государственной власти Московской области и Тверской области приняла Решение «Об обмене опытом внедрения инновационных технологии в сфере обращения отходов производства и потребления, обработки и утилизации осадков хозяйственно-бытовых сточных вод» [15]. В этом «решении» упоминается об областной целевой программе «Охрана окружающей среды Тверской области на 2007-2008 годы» [13], в рамках которой планировалась разработка региональной системы управления отходами на территории Тверской области, а также работа по обмену опытом по внедрению современных методов сортировки твердых бытовых отходов.
Программа «Охрана окружающей среды Тверской области на 2007-2008 годы» должна была решить целый ряд экологических проблем. К сожалению, она не нашла полной реализации – общая оценка финансовых нарушений при реализации программы превысила 12 млн. рублей. Конечно, это вовсе не означает, что ничего не сделано. Например, более 17 млн. рублей было выделено на разработку региональной системы управления отходами, ликвидацию и рекультивацию бесхозных несанкционированных свалок, инвентаризацию и утилизацию запрещенных и непригодных к применению пестицидов и их смесей на территории области.
На данный момент официально в регионе действуют 46 “бытовых” мусорных полигонов на территории которых, ежегодно размещается более 4 млн. тонн твердых бытовых отходов и один - промышленного назначения. Их общая площадь - 209 гектаров. Вместе они способны принять 15,3 миллиона тонн отходов. Проверки установили, что большая часть этих объектов морально и технически устарела, сроки эксплуатации истекают или уже завершились. На 33 полигонах коэффициент заполнения составляет 90 процентов.
Санкционированная свалка на 13-м километре Бежецкого шоссе, занимающая 18 гектаров, существует еще с 1968 года превратилась в источник постоянных проблем для городских властей и жителей. Назвать ее полигоном не позволяют действующие федеральные нормы и правила. Место изначально было выбрано неверно - слишком высок здесь уровень грунтовых вод. Кроме того, на протяжении многих лет не соблюдалась технология хранения отходов. Результат - постоянные возгорания и тление мусора, приводящие к задымлению на огромной территории. А участок региональной трассы, прилегающей к тлеющим горам мусора, задымлен до такой степени, что ГИБДД официально признает этот отрезок аварийно опасным.
Недавно борцы за чистоту окружающей среды (природоохранная прокуратура, Роспотребнадзор, экологи) добились желаемого. Заволжский районный суд Твери постановил с 1 июля 2010 года прекратить эксплуатацию свалки ТБО и “организовать вывоз и утилизацию бытовых и промышленных отходов на объекте, соответствующем требованиям ФЗ “Об отходах производства и потребления” и “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”. В августе 2009 года был проведен экологический аудит свалки, согласно которому, при некотором изменении технологии захоронения отходов функционирование полигона возможно до 2015 года.
Надо заметить, что данная свалка создавалась как временное сооружение. На смену ей должно прийти нечто постоянное и приспособленное. Таким образом, у Твери нет иного пути, кроме как строить современный, отвечающий всем стандартам безопасности, многофункциональный и полностью оснащенный полигон. Проблема в том, что муниципалитет такие расходы не потянет. Бюджеты малых городов рухнут, если местные власти начнут вкладывать средства в современные полигоны.
К решению проблемы подключились и областные власти. Было даже создано ГУП “Полигон”, занявшееся подготовительными работами и поиском частного инвестора. А 8 июня 2007 года между администрациями региона, областного центра и Калининского района (на его территории располагается действующая свалка) было подписано трехстороннее соглашение о строительстве полигона ТБО - на условиях софинансирования расходов.[48]
В комплекс входят два объекта. Цех по сортировке и переработке отходов в Твери будет принимать ТБО от жилого и коммерческого секторов, а также часть промышленных отходов. Из сортировочного цеха неутилизированный мусор будет отправляться на полигон в двух километрах от деревни Славное для захоронения. Под полигон отводится 40 гектаров земли. В проекте принят картовый метод захоронения отходов: они выгружаются, разравниваются и уплотняются слоями по 25 сантиметров до достижения двухметровой высоты. Этот рабочий слой прикатывается и засыпается 15-сантиметровым слоем грунта. Захоронение отходов будет производиться как в искусственно созданные котлованы, так и на поверхности. Максимальная высота складирования мусора - 30 метров. По периметру полигона запроектирована обваловочная дамба. Как уверяют инициаторы инвестиционного проекта, отметка складирования будет выше уровня грунтовых вод не менее чем на два метра, «что при использовании изолирующих материалов исключит попадание вредных веществ». При разработке и утверждении экологами нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу учитывается роза ветров. Общая стоимость комплекса, по предварительным оценкам, составит 656,5 миллиона рублей. Глава администрации Твери Василий Толоко в конце 2009 года подтвердил, что «участок под новый полигон уже отведен. Подписано трехстороннее соглашение между городом, областью и Калининским районом, определены доли участие и функции каждой стороны».[51]
Эксплуатировать комплекс будет предприятие в организационно-правовой форме открытого акционерного общества. Уставный капитал, как зафиксировано в соглашении о намерениях, в виде обыкновенных именных акций будет распределяться в таких пропорциях: администрация области - 74 % акций, администрация Твери – 24 %, администрация Калининского района - 2 % акций. Стороны несут финансовые расходы пропорционально долям в уставном капитале. В проект будут вложены как бюджетные деньги, так в случае необходимости и средства частных инвесторов. Областная администрация тогда переуступит им часть своей доли акций. Приемка и ввод в эксплуатацию первой очереди мусороперерабатывающего комплекса намечены на август-сентябрь 2013 года, то есть на несколько месяцев раньше закрытия старой свалки. [ 45]
К сожалению, мощность предлагаемого комплекса - 200 тысяч тонн твердых бытовых отходов в год. Из сортировочного цеха на полигон попадет из них 181 тысяча тонн. То есть менее 10 процентов отходов предназначается для вторичного использования, основная же масса подлежит захоронению. [25] Поэтому все равно необходимо, чтобы первичная сортировка мусора велась самим населением.
2.3. Предпринимательство в сфере управления отходами в Тверской области
Один из подходов к решению экологической проблемы в России - это внедрения в производство экологических инноваций, под которыми понимаются новые продукты, новые технологии, новые способы организации производства, обеспечивающие охрану окружающей среды. Надо отметить, что у нас недостаточно развита сеть предприятий, перерабатывающих отходы, являющихся вторичными материальными ресурсами.
Принятие нового Федерального закона "Об охране окружающей среды" в 2002 г. создало нормативно-правовую основу для функционирования российского экологического рынка. Закон отводит значительную роль экологическим инновациям в решении экологических проблем. В частности, предполагается предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий (основанных на последних достижениях науки и техники, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду), нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов. Предполагается государственная поддержка предпринимательской и инновационной деятельности, направленной на охрану окружающей среды. Важная задача - направить инвестиции на освоение базисных инноваций экологического характера.
Переход от штрафных санкций к созданию положительных экологических стимулов государством является куда более перспективным шагом к развитию инновационного экологического потенциала.
При этом все же вопрос о льготировании и прямом поощрении (в виде городских заказов, деятельности по выпуску потребительских товаров из вторичных материалов) не достаточно проработан. Это бы позволило сделать создание предприятий по вторичной переработке рентабельным, а главное привлечь инвестиции в сферу, так как сбыт вторичных материалов и изделий может быть гарантирован фактически, оплатой из горбюджета.
Несмотря на это, существуют первые шаги к экологическому производству.Группа предприятий "Искож" занимается переработкой резиновых автомобильных покрышек. Автомобильную резину для предприятия предоставляют сами шиномонтажные пункты, в том числе и из других регионов. Из полученной резины можно делать разные полезные вещи. Например, резиновые коврики для автомобилей, теннисные корты и даже специальные футбольные поля. К тому же в последнее время резиновая крошка различных размеров стала использоваться в дорожном строительстве. В 2004 году было образовано новое предприятие ООО "Эко-Резина".
Одним из выходов из проблемы может быть направление усилий на стимулирование предприятий для внедрения инновационных установок по переработке отходов, а не затрачивать средства на дорогостоящий мусороперерабатывающий завод.
В ответе администрации президента РФ Д.А. Медведева на коллективное обращение 96416 россиян с требованием наладить в стране переработку отходов и запретить их сжигание от 3 апреля 2009 года №А26-15-30435 подтверждается, что, по сообщению Минприроды России, «в настоящее время готовятся предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части стимулирования системы переработки коммунальных отходов и вовлечения их во вторичный хозяйственный оборот». [16]
15 октября 2009 г. в Комитете по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной думы Федерального Собрания РФ состоялось рабочее совещание по вопросу о необходимости принятия Федерального закона «Об упаковке и упаковочных отходах». Собравшимися на совещании специалистами, было единогласно принято решение о необходимости принятия подобного закона. Принятие этого закона окажет огромное влияние на промышленность, так как поставит определенные условия и рамки в производстве упаковки. Предполагается, что он облегчит утилизацию упаковочного материала и возложит ответственность на производителя, так как будет соответствовать европейским нормам.
Поэтому предпринимателям необходимо уже сейчас задуматься об обновлении производственных линий и переходе к европейским стандартам, тем более что, как было сказано ранее, новейшие технологии могут быть не только более безопасными для окружающей среды, но и выгодными.
Работу студентка Тверского государственного университета 5 курса, специальности «Государственное и муниципальное управление» Гуськова Ксения Сергеевна
17 12 2014
3 стр.
Тульской области осуществляется на 19 полигонах тбо, зарегистрированных в Государственном реестре объектов размещения отходов и имеющие действующие лицензии на осуществление деятел
28 09 2014
1 стр.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Рязанской области в 2012 году завершило государственную экологическую экспертизу материало
11 10 2014
1 стр.
29 09 2014
1 стр.
25 12 2014
3 стр.
Научно-исследовательский проект по гарбологии «Современные проблемы утилизации твёрдых бытовых отходов»
09 10 2014
1 стр.
Технологический регламент получение биогаза с полигонов твердых бытовых отходов
06 10 2014
2 стр.
Опыт намыва грунта для ликвидации возгораний полигона твердых бытовых отходов
28 09 2014
1 стр.