Перейти на главную страницу
ПОЗДЕЕВА
Автореферат разослан «_____»___________________2008 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат медицинских наук А.Г. Тимофеева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. В последние десятилетия в постсоветской России прослеживается выраженная негативная тенденция к ухудшению здоровья населения. Объясняется это не только и не столько экономической ситуацией, нарастанием процессов социальной напряженности в обществе, ухудшением экологической обстановки и накопившимися проблемами в здравоохранении. Одной из важнейших предпосылок такого неблагоприятного состояния общественного здоровья является прочно укоренившееся в сознании большинства людей безответственное, потребительское, а порой и пренебрежительное отношение к собственному здоровью. (Сафиуллина Л.С., 2003; Альбицкий В.Ю., 2004; Баранов А.А. с соавт., 2004; Абросимова М.Ю., 2005; Авчинникова С.О., 2006).
В концепции отраслевой программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы» предусматривается сочетание общих мероприятий по профилактике заболеваний и коррекции факторов риска среди всего населения с конкретными целенаправленными мероприятиями в группах населения высокого риска, к которым обосновано можно отнести студенческую молодежь. (Самарцева И.Ю., 2003; Проскурякова Л.А., 2006, Горбач Н.А. в соавт., 2007; Ефименко С.А., 2007).
Актуальность проблемы осознанного отношения студенческой молодежи к собственному здоровью обусловлена несколькими обстоятельствами.
Во-первых, здоровье подрастающего поколения является стратегическим фундаментом для дальнейших коренных преобразований в стране. Именно медико-социальный статус студенческой молодежи в будущем определит качество трудового, экономического, репродуктивного и оборонного потенциала страны. Ущерб, нанесенный реформами здоровью населения России, получил нелицеприятную оценку Национального разведывательного совета США в докладе «Глобальные тенденции развития человечества до 2015 года». В нем говорится, что население России не только сокращается, но становиться все менее и менее здоровым, а значит, теряет способность служить движущей силой экономического возрождения (Величковский Б.Т., 2006).
Во-вторых, состояние здоровья молодых людей имеет непосредственное отношение к решению актуальнейшей для современной России задачи – демографической, т.е. проблемы воспроизводства физически, психически и социально благополучных россиян (Шарапова Е.И., 1998; Захарова Т.Г., 2004).
В-третьих, отличительной чертой последнего десятилетия является ухудшение положения подрастающих поколений. Рост темпов депопуляции, резкое социальное расслоение населения, ухудшение условий, качества и доступности получения образования, безработица и жесткая конкуренция па рынке труда, насаждение средствами массовой информации рискованного стиля жизни, увеличение числа алкоголь - и наркозависимых лиц, рост правонарушений осложняют процесс осознанного участия молодежи в жизни общества и требуют активизации государственной молодежной политики, в том числе и в сфере охраны здоровья (Тишук Е.А. с соавт., 2005; Абросимова М.Ю., 2005; Амиров Н.Х. с соавт., 2005; Нефедовская Л.В., 2007).
На формирование и сохранение здоровья помимо медико-биологических и экзогенных факторов большое влияние оказывает субъективный поведенческий фактор. Это – так называемое здоровьесберегающее поведение, под которым понимают систему действий, направленных на формирование и сохранение здоровья, снижение заболеваемости и увеличения продолжительности жизни (Лисицын Ю.П., 1998; Куценко Г.И. с соавт., 2001; Решетников А.В., 2002; Абросимова М.Ю., 2005;).
Усиление профилактической направленности в современном обществе предусматривает возрастание ответственности человека за свое здоровье и самосохранительное поведение, которое определяется мотивацией и ценностной ориентацией, самооценкой здоровья и уровнем информированности о факторах риска и мерах по их снижению (Демина И.А., 1991;. Журавлева И.В., 2002; Кулигин О.В., 2006; Белова Н.И., 2006; Попова И.П., 2007). Особое значение это приобретает для наиболее динамичной части общества - студентов, проходящих стадию достижения биологического и психологического созревания, усваивающих общеобразовательные, профессиональные и культурные функции; формирующих систему ценностных ориентаций. Отношение к здоровью, здоровьесберегающее поведение являются одним из важнейших составляющих элементов культуры общества.
Разнообразные аспекты здоровья студентов различных образовательных учреждений были и остаются предметом пристального внимания исследователей (Дюкарева А.М., 1993; Жданова Л.А., 1998;. Васильева О.Л., 2001; Баранов А.А., Щеплягина Л.А., 2001; Кучма В.Р., 2004; Абросимова М.Ю., 2005; Нефедовская Л.В., 2007). Вместе с тем отсутствуют сравнительные и обобщающие исследования состояния здоровья и самосохранительного поведения учащейся молодежи. Исследователи отмечают, что учебные нагрузки возросли, существующие формы физического воспитания не применяются или используются неэффективно, наблюдается повсеместное свертывание профилактического направления из-за недостатка финансирования (Демина И.А., 2000; Лешкевич И.А., 2001; Гурьянов М.С., 2002; Авчинникова С.О., 2006).
Анализ работ, посвященных медико-социальным проблемам здоровья учащейся молодежи, в целом показал, что существует ряд проблем стратегического и организационного характера - здоровый образ жизни не рассматривается как условие и как результат успешной социализации личности, нет общегосударственной стратегии формирования здоровьесберегающего поведения и плана ее реализации.
Выявленные закономерности заболеваемости и особенности самосохранительного поведения, как приоритетного фактора в сохранении здоровья студентов, могут быть положены в основу государственной политики в области формирования здоровьесберегающего поведения молодежи.
На основе материалов исследования издана монография «Здоровье, образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения» (в соавторстве), разработаны методические рекомендации «Совершенствование медицинского обеспечения школьников в современных условиях», «Инновационные технологии формирования здоровьесберегающего поведения», «Формирование самосохранительного поведения: роль сестринского персонала», информационное письмо «Оценка репродуктивного потенциала молодежи».
По теме диссертации опубликованы 38 печатных работ.
Для сбора первичного материала и интерпретации полученных данных использовались социально-гигиенические, математические, медико-статистические, социологические методы, вариационный и корреляционный анализ. На всех этапах исследования проводилась проверка и логический контроль собранной информации.
В целях выделения наиболее значимых факторов в плане влияния на здоровье современных студентов была использована методика Е.В.Гублера (1978) с расчетом информативности риска развития хронической патологии. Для расчета интегрированного влияния различных сочетаний факторов при их одновременном или последовательном воздействии использована неоднородная последовательная процедура, основанная на вероятностном методе Байеса и вытекающем из него последовательном анализе Вальда. Электронная база данных исследования была создана с применением СУБД FoxPro v.2.6. Статистическая обработка проводилась с помощью стандартных методов и современных программ - Statistica 6.0., Statgraphics 5.0. на ПК с процессором Pentium III.
Таблица 1
Этапы, базы, методы и объемы исследования
Этапы реализации программы |
Базы исследования |
Методы наблюдения и сбора информации |
Источник сведений |
Объем | |
|
|
Выборочный пропорциональный ти- |
История развития |
| |
А) Изучение заболеваемости по обращаемости, комплексная оценка состояния здоровья студентов УО СПО |
ОУ СПО Арзамасский медицинский колледж |
пологический отбор. Выкопировка данных из первичной медицинской документации. Углубленный медицинский осмотр. Сравнительный анализ
|
ребенка (ф.112/у), Медицинская карта амбулаторного больного (ф.025/у) |
1496 студента
(15-20 лет) | |
Б) Изучение заболеваемости по данным обращаемости, комплексная оценка состояния здоровья студентов вузов |
10 государственных вузов г. Н. Новгорода, МУЗ №5 “Студенческая поликлиника” |
Выборочный пропорциональный типологический отбор. Выкопировка данных из первичной медицинской документации. Углубленный медицинский осмотр. Сравнительный анализ |
Медицинская карта амбулаторного больного (ф.025/у) |
2134 студента вузов | |
В) Изучение заболеваемости репродуктивной системы по данным обращаемости и целевого гинекологического осмотра |
МУЗ №5 “Студенческая поликлиника”, ОМЦ ПЛАСИР |
Выборочный пропорциональный типологический отбор. Выкопировка данных из первичной медицинской документации. Углубленный медицинский осмотр. Сравнительный анализ |
Медицинская карта амбулаторного больного (ф.025/у) |
1007 студенток вузов и сузов
| |
2. Социально-гигиеническая характеристика образа и условий жизни студентов |
10 государственных вузов г. Н. Новгород, 1 колледж |
Анкетирование, интервьюирование, методы математической обработки с использованием статистических программ
|
Специально разработанные анкеты |
1362 студента | |
3. Изучение поведения студентов по сохранению и укреплению здоровья, в т.т. репродуктивного |
ОУ СПО Арзамасский медицинский колледж 10 государственных вузов г. Н. Новгорода |
Социологический опрос, анкетирование, интервьюирование, методы математической обработки с использованием специальных статистических программ |
Специально разработанные анкеты,
тест карты |
1362 студента, 951 студентка | |
4. Обоснование и апробация программы и технологии формирования самосохранительного поведении студентов |
ОУ СПО Арзамасский медицинский колледж МУЗ №5 “Студенческая поликлиника” ОМЦ ПЛАСИР
|
Организационный эксперимент, копия-пара, динамическое наблюдение, оценка репродуктивного потенциала студенток, экспертная оценка |
Специально разработанные карты динамического наблюдения, тест анкеты, анкеты, карты экспертной оценки |
1496 студента, ОУ СПО
316 абитуриентов вузов, 212 студенток ОУ ВПО | |
5. Разработка алгоритма оценки репродуктивного потенциала молодежи и методики его практического применения |
ОМЦ ПЛАСИР |
Организационный эксперимент, динамическое наблюдение, оценка репродуктивного потенциала студенток, экспертная оценка |
Разработанные карты динамического наблюдения, карты экспертной оценки |
212 студенток | |
6. Разработка концептуальных и организационных подходов совершенствования медицинской помощи в коллективах учащихся |
ГОУ ВПО «НижГМА Росздрава» |
Системный анализ и синтез информации |
Материалы исследования, анкеты |
Тезисы, статьи, метод. рекомендации, монография |
В структуре заболеваемости первое место занимают болезни органов дыхания, второе – болезни органов пищеварения, третье – болезни нервной системы. Обнаружена тенденция роста уровня заболеваемости к старшим курсам (рис. 1).
Распространенность заболеваний у девушек достоверно выше, чем у юношей и составляет соответственно 1480,1‰ против 1115,9‰. Студентки в 2,9 раза чаще обращаются по поводу болезней органов пищеварения, в 2,1 раза – по поводу болезней нервной системы, в 1,9 раза – по поводу болезней глаза и его придаточного аппарата. Вместе с тем, мужчины в 2,3 раза чаще обращаются по поводу травм и отравлений, в 1,8 раза – по поводу болезней системы кровообращения.
Распространенность морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний по данным медицинских осмотров в 2000 году составила 357,7 на 100 осмотренных студентов ОУ СПО. Уровни выявленных заболеваний также возрастают к четвертому курсу, где достигают величины 408,0 на 100 осмотренных. В структуре заболеваемости ведущие места занимают болезни органов пищеварения, нервной системы, костно-мышечной системы и соединительной ткани, что указывает на ведущую значимость факторов образа и условий жизни.
Наиболее значимый рост патологии к четвертому курсу зарегистрирован по классам: болезни уха и сосцевидного отростка (в 1,7 раза), болезни нервной системы (в 1,5 раза), болезней органов пищеварения (в 1,3 раза), болезней органов дыхания (в 1,3 раза).
Особенности заболеваемости студентов колледжа по данным медицинских осмотров в зависимости от пола характеризуется достоверно более высокими уровнями регистрируемой патологии у мужчин - 364,1 на 100 осмотренных против 297,1 у женщин. Выявленная закономерность справедлива для всех курсов обучения.
Зарегистрированы достоверно более высокие уровни заболеваемости среди студентов, приехавших на учебу из сельской местности, по сравнению с учащимися, не менявшими после поступления в колледж место проживания (424,5 случая против 316,8 на 100 осмотренных соответственно).
Медико-социальная характеристика условий проживания и обучения, позволила отметить, что по многим параметрам студенты ОУ СПО не обладают хорошими, благоприятно воздействующими на здоровье условиями. Это объясняется недостаточным материальным обеспечением, низким уровнем знаний и навыков по организации своего быта, чередованию труда и отдыха, организации рационального режима дня и питания.
08 10 2014
3 стр.
Научное обоснование системы травматолого-ортопедической помощи участникам боевых действий
15 12 2014
4 стр.
Диссертации на соискание степени «доктор философии» (Ph. D) по специальности 6D110200 Общественное здравоохранение
13 09 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
12 10 2014
5 стр.
Работа выполнена в гоу дпо «Российская медицинская академия последипломного образования Росздрава»
11 09 2014
1 стр.
Карп Леонид Лазаревич – заведующий кафедрой, кандидат медицинских наук, профессор, стаж работы на кафедре 35 лет. Научные интересы – история медицины, общественное здоровье и здрав
11 10 2014
1 стр.
14 10 2014
4 стр.