Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
На правах рукописи

ПОЗДЕЕВА


Татьяна Васильевна

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ И

ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО

ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

14.00.33. - общественное здоровье и здравоохранение
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора медицинских наук


Москва - 2008
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Нижегородская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
Научный консультант: доктор медицинских наук, профессор

Игорь Александрович Камаев
Официальные оппоненты: заслуженный деятель науки РФ,

доктор медицинских наук, профессор

Валерий Юрьевич Альбицкий

доктор медицинских наук, профессор

Дмитрий Иванович Кича
доктор медицинских наук, доцент

Марина Юрьевна Абросимова
Ведущая организация: ГОУ ВПО Московская Медицинская

Академия им. И.М. Сеченова
Защита состоится «____»__________________2008 г. в «____» часов на заседании диссертационного совета Д 001.023.01 при Государственном Учреждении Научный центр здоровья детей РАМН (119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д.2/62)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного Учреждения Научный центр здоровья детей РАМН (119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д.2/62)

Автореферат разослан «_____»___________________2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат медицинских наук А.Г. Тимофеева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. В последние десятилетия в постсоветской России прослеживается выраженная негативная тенденция к ухудшению здоровья населения. Объясняется это не только и не столько экономической ситуацией, нарастанием процессов социальной напряженности в обществе, ухудшением экологической обстановки и накопившимися проблемами в здравоохранении. Одной из важнейших предпосылок такого неблагоприятного состояния общественного здоровья является прочно укоренившееся в сознании большинства людей безответственное, потребительское, а порой и пренебрежительное отношение к собственному здоровью. (Сафиуллина Л.С., 2003; Альбицкий В.Ю., 2004; Баранов А.А. с соавт., 2004; Абросимова М.Ю., 2005; Авчинникова С.О., 2006).

В концепции отраслевой программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы» предусматривается сочетание общих мероприятий по профилактике заболеваний и коррекции факторов риска среди всего населения с конкретными целенаправленными мероприятиями в группах населения высокого риска, к которым обосновано можно отнести студенческую молодежь. (Самарцева И.Ю., 2003; Проскурякова Л.А., 2006, Горбач Н.А. в соавт., 2007; Ефименко С.А., 2007).

Актуальность проблемы осознанного отношения студенческой молодежи к собственному здоровью обусловлена несколькими обстоятельствами.

Во-первых, здоровье подрастающего поколения является стратегическим фундаментом для дальнейших коренных преобразований в стране. Именно медико-социальный статус студенческой молодежи в будущем определит качество трудового, экономического, репродуктивного и оборонного потенциала страны. Ущерб, нанесенный реформами здоровью населения России, получил нелицеприятную оценку Национального разведывательного совета США в докладе «Глобальные тенденции развития человечества до 2015 года». В нем говорится, что население России не только сокращается, но становиться все менее и менее здоровым, а значит, теряет способность служить движущей силой экономического возрождения (Величковский Б.Т., 2006).

Во-вторых, состояние здоровья молодых людей имеет непосредственное отношение к решению актуальнейшей для современной России задачи – демографической, т.е. проблемы воспроизводства физически, психически и социально благополучных россиян (Шарапова Е.И., 1998; Захарова Т.Г., 2004).

В-третьих, отличительной чертой последнего десятилетия является ухудшение положения подрастающих поколений. Рост темпов депопуляции, резкое социальное расслоение населения, ухудшение условий, качества и доступности получения образования, безработица и жесткая конкуренция па рынке труда, насаждение средствами массовой информации рискованного стиля жизни, увеличение числа алкоголь - и наркозависимых лиц, рост правонарушений осложняют процесс осознанного участия молодежи в жизни общества и требуют активизации государственной молодежной политики, в том числе и в сфере охраны здоровья (Тишук Е.А. с соавт., 2005; Абросимова М.Ю., 2005; Амиров Н.Х. с соавт., 2005; Нефедовская Л.В., 2007).

На формирование и сохранение здоровья помимо медико-биологических и экзогенных факторов большое влияние оказывает субъективный поведенческий фактор. Это – так называемое здоровьесберегающее поведение, под которым понимают систему действий, направленных на формирование и сохранение здоровья, снижение заболеваемости и увеличения продолжительности жизни (Лисицын Ю.П., 1998; Куценко Г.И. с соавт., 2001; Решетников А.В., 2002; Абросимова М.Ю., 2005;).

Усиление профилактической направленности в современном обществе предусматривает возрастание ответственности человека за свое здоровье и самосохранительное поведение, которое определяется мотивацией и ценностной ориентацией, самооценкой здоровья и уровнем информированности о факторах риска и мерах по их снижению (Демина И.А., 1991;. Журавлева И.В., 2002; Кулигин О.В., 2006; Белова Н.И., 2006; Попова И.П., 2007). Особое значение это приобретает для наиболее динамичной части общества - студентов, проходящих стадию достижения биологического и психологического созревания, усваивающих общеобразовательные, профессиональные и культурные функции; формирующих систему ценностных ориентаций. Отношение к здоровью, здоровьесберегающее поведение являются одним из важнейших составляющих элементов культуры общества.

Разнообразные аспекты здоровья студентов различных образовательных учреждений были и остаются предметом пристального внимания исследователей (Дюкарева А.М., 1993; Жданова Л.А., 1998;. Васильева О.Л., 2001; Баранов А.А., Щеплягина Л.А., 2001; Кучма В.Р., 2004; Абросимова М.Ю., 2005; Нефедовская Л.В., 2007). Вместе с тем отсутствуют сравнительные и обобщающие исследования состояния здоровья и самосохранительного поведения учащейся молодежи. Исследователи отмечают, что учебные нагрузки возросли, существующие формы физического воспитания не применяются или используются неэффективно, наблюдается повсеместное свертывание профилактического направления из-за недостатка финансирования (Демина И.А., 2000; Лешкевич И.А., 2001; Гурьянов М.С., 2002; Авчинникова С.О., 2006).

Анализ работ, посвященных медико-социальным проблемам здоровья учащейся молодежи, в целом показал, что существует ряд проблем стратегического и организационного характера - здоровый образ жизни не рассматривается как условие и как результат успешной социализации личности, нет общегосударственной стратегии формирования здоровьесберегающего поведения и плана ее реализации.



Вышеизложенное определило цель и задачи настоящего научного исследования.
Цель исследования: Научное обоснование концептуальных подходов и разработка комплекса медико-организационных и профилактических мер по формированию здоровьесберегащего поведения студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Задачи исследования:

  1. Изучить уровни и проанализировать общие тенденции заболеваемости студентов по данным обращаемости и углубленных медицинских осмотров.

  2. Дать социально-гигиеническую характеристику факторов риска, формирующих уровень заболеваемости современных студентов.

  3. Исследовать и проанализировать параметры самосохранительного поведения (отношение к здоровью, медицинскую активность, отношение к физической культуре и спорту, привычки, сопряженные с риском для здоровья).

  4. Изучить репродуктивное здоровье студенток образовательных учреждений высшего и среднего образования, оценить их сексуальное поведение и репродуктивные установки.

  5. Разработать и апробировать систему оценки и мониторинга репродуктивного потенциала молодежи, а также определить эффективность медико-социальной профилактики нарушений репродуктивной функции.

  6. Разработать комплексную программу формирования здоровьесберегающего поведения учащейся молодежи, апробировать ее в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

  7. Предложить и обосновать концепцию управления здоровьем студентов на основе формирования здоровьесберегающего поведения.

Научная новизна работы. Проведено комплексное социально-гигиеническое исследование состояния здоровья и самосохранительного поведения студентов, в результате которого:

  • определены основные медико-статистические закономерности заболеваемости по обращаемости, по данным углубленных медицинских осмотров различных возрастных, половых и социальных групп студентов;

  • с позиций влияния на здоровье дана характеристика условий жизни и обучения указанного контингента. Определены прогностические риски возникновения хронической патологии у студентов учреждений высшего и среднего образования в зависимости от выраженности социальных факторов;

  • изучены и проанализированы основные параметры самосохранительного поведения различных групп студентов;

  • разработана методика комплексной оценки репродуктивного потенциала молодежи с целью формирования диспансерных групп, мониторинга репродуктивного здоровья, оценки эффективности профилактических и лечебно-реабилитационных мероприятий;

  • предложена концепция и организационная модель управления здоровьем студенческой молодежи, разработана программа формирования здоровьесберегающего поведения;

  • даны предложения по использованию сестринского персонала с высшим и повышенным уровнем образования в программах по формированию здорового образа жизни;

  • с позиций формирования здоровьесберегающего поведения обоснованы организационные предложения по оптимизации деятельности учреждений по оказанию медико-социальной помощи подросткам и студентам.

Результаты исследования позволили научно обосновать приоритетные направления в охране здоровья учащейся молодежи и разработать комплекс организационных мероприятий по формированию здоровьесберегающего поведения.

Научно-практическая значимость работы определяется результатами исследования, позволившими предоставить в органы управления и учреждения здравоохранения и образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования информацию о состоянии и тенденциях здоровья студентов, особенностях поведения по сохранению и укреплению здоровья в зависимости от пола, возраста, условий проживания. Разработанные прогностические таблицы риска возникновения хронических заболеваний и методика их применения могут быть использованы учреждениями здравоохранения для индивидуальной профилактической работы. Предложенная методика оценки репродуктивного потенциала у молодежи позволяет проводить мониторинг репродуктивного здоровья, выделять группы диспансерного наблюдения, автоматизировать обработку информации и давать оценку эффективности работы врача и учреждения. Полученные в результате исследования данные об особенностях поведения по сохранению собственного здоровья различных типологических групп положены в основу «Программы формирования здоровьесберегающего поведения учащейся молодежи», отражающей комплексный межведомственный подход. На ее основе разработаны и апробированы целевые комплексные программы «Здоровье» и «Здоровье студентов НижГМА».

Выявленные закономерности заболеваемости и особенности самосохранительного поведения, как приоритетного фактора в сохранении здоровья студентов, могут быть положены в основу государственной политики в области формирования здоровьесберегающего поведения молодежи.


Результаты исследования внедрены в практическую деятельность:

  • Министерства здравоохранения и социального развития России;

  • Государственного Учреждения Научный центр здоровья детей РАМН;

  • Министерства здравоохранения Нижегородской области

  • Военно-медицинского института Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

  • Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ»;

  • Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Нижегородский медицинский базовый колледж»;

  • Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Богородский медицинский колледж»;

  • Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Арзамасский медицинский колледж»;

  • Государственного образовательного учреждения «Нижегородский областной центр повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием».

На основе материалов исследования издана монография «Здоровье, образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения» (в соавторстве), разработаны методические рекомендации «Совершенствование медицинского обеспечения школьников в современных условиях», «Инновационные технологии формирования здоровьесберегающего поведения», «Формирование самосохранительного поведения: роль сестринского персонала», информационное письмо «Оценка репродуктивного потенциала молодежи».



Апробация работы. Основные положения и результаты исследования доложены на: Четвертой международной научно-образовательной конференции «Проблемы здоровья семьи – 2000» (г. Сусс, Тунис, 2000 г.), ΙΙΙ Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в 21 веке» (Москва, 2002 г.), V Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Социально-гигиенический мониторинг здоровья населения» (Рязань, 2002 г.), ΙV Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в 21 веке» (Москва, 2003 г), Международной конференции «Прикладная статистика в социально-экономических проблемах» (Н.Новгород, 2003 г.), научно-практической конференции «Мы - надежда XXΙ века» (Н.Новгород, 2005 г.), Международной научно-практической конференции «International Week» (Tallinn, 2006 г.), совещании директоров медицинских колледжей (Богородск, 2006 г.).

Личное участие автора. Все использованные в работе данные получены при непосредственном участии автора, как на этапе постановки цели и задач, разработки методических подходов и их выполнения, так и сбора первичных данных, проведении исследования, обработки, анализа и обобщения результатов для написания и оформления рукописи.

По теме диссертации опубликованы 38 печатных работ.



Объем и структура диссертационной работы. Общий объем работы составляет 340 страниц машинописного текста. Диссертация состоит из введения, 7 глав, заключения, выводов, предложений и списка литературы. Работа иллюстрирована 20 таблицами, 20 рисунками и 12 схемами. Библиографический указатель содержит 373 источника, из них 319 - отечественных и 54 - иностранных авторов. В приложении представлены образцы информационно-регистрационного инструментария, копии актов внедрения результатов работы в практическую деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность проблемы, определены цели и задачи исследования, раскрыта научная новизна и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.


В первой главе представлен аналитический обзор отечественной и зарубежной литературы по вопросам состояния здоровья студентов различных образовательных учреждений и факторов его формирующих. Проанализированы данные, касающиеся поведения студенческих коллективов по сохранению и укреплению здоровья. Отдельная часть обзора посвящена репродуктивному здоровью подростков и молодежи, а также медико-социальным вопросам сексуального и репродуктивного поведения современной учащейся молодежи.

Вторая глава содержит описание программы, методов и объема исследований. Исследование проводилось на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО НижГМА Росздрава в соответствии с годовыми этапами и планом НИР. Объектом исследования явились студенты в возрасте от 15 до 24 лет, обучающиеся в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования. Согласно поставленным задачам программа исследования включала ряд последовательных этапов (табл. 1).

Для сбора первичного материала и интерпретации полученных данных использовались социально-гигиенические, математические, медико-статистические, социологические методы, вариационный и корреляционный анализ. На всех этапах исследования проводилась проверка и логический контроль собранной информации.

В целях выделения наиболее значимых факторов в плане влияния на здоровье современных студентов была использована методика Е.В.Гублера (1978) с расчетом информативности риска развития хронической патологии. Для расчета интегрированного влияния различных сочетаний факторов при их одновременном или последовательном воздействии использована неоднородная последовательная процедура, основанная на вероятностном методе Байеса и вытекающем из него последовательном анализе Вальда. Электронная база данных исследования была создана с применением СУБД FoxPro v.2.6. Статистическая обработка проводилась с помощью стандартных методов и современных программ - Statistica 6.0., Statgraphics 5.0. на ПК с процессором Pentium III.

Таблица 1

Этапы, базы, методы и объемы исследования

Этапы реализации программы

Базы исследования

Методы наблюдения и сбора информации

Источник сведений

Объем

  1. 1. Изучение и оценка состояния здоровья современных студентов:




Выборочный пропорциональный ти-



История развития






А) Изучение заболеваемости по обращаемости, комплексная оценка состояния здоровья студентов УО СПО

ОУ СПО Арзамасский медицинский колледж


пологический отбор. Выкопировка данных из первичной медицинской документации.

Углубленный медицинский осмотр.

Сравнительный анализ


ребенка (ф.112/у), Медицинская карта амбулаторного больного (ф.025/у)

1496

студента


(15-20 лет)


Б) Изучение заболеваемости по данным обращаемости, комплексная оценка состояния здоровья студентов вузов

10 государственных вузов г. Н. Новгорода, МУЗ №5 “Студенческая поликлиника”

Выборочный пропорциональный типологический отбор. Выкопировка данных из первичной медицинской документации.

Углубленный медицинский осмотр. Сравнительный анализ



Медицинская карта амбулаторного больного (ф.025/у)

2134

студента вузов




В) Изучение заболеваемости репродуктивной системы по данным обращаемости и целевого гинекологического осмотра

МУЗ №5 “Студенческая поликлиника”,

ОМЦ ПЛАСИР



Выборочный пропорциональный типологический отбор. Выкопировка данных из первичной медицинской документации.

Углубленный медицинский осмотр. Сравнительный анализ



Медицинская карта амбулаторного больного (ф.025/у)

1007 студенток вузов

и сузов


2. Социально-гигиеническая характеристика образа и условий жизни студентов

10 государственных вузов г. Н. Новгород, 1 колледж

Анкетирование, интервьюирование, методы математической обработки с использованием статистических

программ


Специально

разработанные анкеты



1362 студента


3. Изучение поведения студентов по сохранению и укреплению здоровья, в т.т. репродуктивного

ОУ СПО Арзамасский медицинский колледж

10 государственных вузов г. Н. Новгорода



Социологический опрос, анкетирование, интервьюирование, методы математической обработки с использованием специальных статистических программ

Специально разработанные

анкеты,


тест карты

1362 студента,

951 студентка





4. Обоснование и апробация программы и технологии формирования самосохранительного поведении студентов

ОУ СПО Арзамасский медицинский колледж

МУЗ №5 “Студенческая поликлиника”

ОМЦ ПЛАСИР


Организационный эксперимент,

копия-пара,

динамическое наблюдение,

оценка репродуктивного потенциала студенток, экспертная оценка




Специально разработанные карты динамического наблюдения, тест анкеты, анкеты, карты экспертной оценки

1496 студента,

ОУ СПО


316 абитуриентов вузов,

212 студенток ОУ ВПО



5. Разработка алгоритма оценки репродуктивного потенциала молодежи и методики его практического применения

ОМЦ ПЛАСИР


Организационный эксперимент,

динамическое наблюдение, оценка репродуктивного потенциала студенток, экспертная оценка



Разработанные карты динамического наблюдения, карты экспертной оценки

212 студенток


6. Разработка концептуальных и организационных подходов совершенствования медицинской помощи в коллективах учащихся

ГОУ ВПО «НижГМА Росздрава»

Системный анализ и синтез

информации




Материалы исследования, анкеты

Тезисы, статьи, метод. рекомендации, монография

В третьей главе приведена характеристика заболеваемости студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования и факторов ее формирующих. Уровень распространенности заболеваний по данным обращаемости в 2000 г. у студентов средних специальных образовательных учреждений в возрасте 15 - 21 года составил 1445,2‰.

В структуре заболеваемости первое место занимают болезни органов дыхания, второе – болезни органов пищеварения, третье – болезни нервной системы. Обнаружена тенденция роста уровня заболеваемости к старшим курсам (рис. 1).



Рисунок 1. Динамика заболеваемости по обращаемости студентов ОУ СПО в зависимости от курса обучения, (в ‰)
Следует отметить, что на четвертом курсе, по сравнению с первым происходит достоверный рост обращаемости по поводу болезней системы кровообращения в 2,4 раза, болезней нервной системы в 2,0 раза, болезней органов пищеварения в 1,8 раза, болезней уха и сосцевидного отростка в 1,5 раза.

Распространенность заболеваний у девушек достоверно выше, чем у юношей и составляет соответственно 1480,1‰ против 1115,9‰. Студентки в 2,9 раза чаще обращаются по поводу болезней органов пищеварения, в 2,1 раза – по поводу болезней нервной системы, в 1,9 раза – по поводу болезней глаза и его придаточного аппарата. Вместе с тем, мужчины в 2,3 раза чаще обращаются по поводу травм и отравлений, в 1,8 раза – по поводу болезней системы кровообращения.



К выпускному курсу, по сравнению с первым, достоверно увеличивается доля студентов, отнесённых к часто болеющим (в 1,4 раза), а также растут показатели заболеваемости с ВУТ: число дней временной нетрудоспособности на 100 учащихся (на 128,2 дня или 10,5%) и средняя продолжительность одного случая (на 1,4 дня).

Распространенность морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний по данным медицинских осмотров в 2000 году составила 357,7 на 100 осмотренных студентов ОУ СПО. Уровни выявленных заболеваний также возрастают к четвертому курсу, где достигают величины 408,0 на 100 осмотренных. В структуре заболеваемости ведущие места занимают болезни органов пищеварения, нервной системы, костно-мышечной системы и соедини­тельной ткани, что указывает на ведущую значимость факторов образа и условий жизни.

Наиболее значимый рост патологии к четвертому курсу зарегистрирован по классам: болезни уха и сосцевидного отростка (в 1,7 раза), болезни нервной системы (в 1,5 раза), болезней органов пищеварения (в 1,3 раза), болезней органов дыхания (в 1,3 раза).

Особенности заболеваемости студентов колледжа по данным медицинских осмотров в зависимости от пола характеризуется достоверно более высокими уровнями регистрируемой патологии у мужчин - 364,1 на 100 осмотренных против 297,1 у женщин. Выявленная закономерность справедлива для всех курсов обучения.

Зарегистрированы достоверно более высокие уровни заболеваемости среди студентов, приехавших на учебу из сельской местности, по сравнению с учащимися, не менявшими после поступления в колледж место проживания (424,5 случая против 316,8 на 100 осмотренных соответственно).

Медико-социальная характеристика условий проживания и обучения, позволила отметить, что по многим параметрам студенты ОУ СПО не обладают хорошими, благоприятно воздействующими на здоровье условиями. Это объясняется недостаточным материальным обеспечением, низким уровнем знаний и навыков по организации своего быта, чередованию труда и отдыха, организации рационального режима дня и питания.



следующая страница>


Научное обоснование концепции и организационной модели формирования здоровьесберегающего поведения студенческой молодежи 14. 00. 33. общественное здоровье и здравоохранение
570.99kb.

08 10 2014
3 стр.


Научное обоснование системы травматолого-ортопедической помощи участникам боевых действий, проживающим в малых городах и сельских поселениях 14. 00. 33 общественное здоровье и здравоохранение 14. 00. 22 травматология и ортопедия

Научное обоснование системы травматолого-ортопедической помощи участникам боевых действий

764.08kb.

15 12 2014
4 стр.


Диссертации на соискание степени «доктор философии» (Ph. D) по специальности 6D110200 Общественное здравоохранение Байгулов Мамадияр Шайзадаевич Обоснование и разработка методики оценки организации хирургической помощи детям при врожденных пороках развития

Диссертации на соискание степени «доктор философии» (Ph. D) по специальности 6D110200 Общественное здравоохранение

76.75kb.

13 09 2014
1 стр.


Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. 2-е изд., перераб и доп
38.48kb.

16 12 2014
1 стр.


Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности среды обитания и сохранения здоровья населения в нефтегазодобывающем регионе Западной Сибири 14. 00. 07 гигиена 14. 00. 33 общественное здоровье и здравоохранение
923.25kb.

12 10 2014
5 стр.


«Клинико-эпидемиологические и медико-социальные аспекты микроспории в различных климатогеографических условиях» 14. 00. 11 кожные и венерические болезни 14. 00. 33 общественное здоровье и здравоохранение

Работа выполнена в гоу дпо «Российская медицинская академия последипломного образования Росздрава»

270.72kb.

11 09 2014
1 стр.


Лекции 6 (часов) Практические (семинарские) занятия 30 (часов) срс 18

Карп Леонид Лазаревич – заведующий кафедрой, кандидат медицинских наук, профессор, стаж работы на кафедре 35 лет. Научные интересы – история медицины, общественное здоровье и здрав

176.66kb.

11 10 2014
1 стр.


Отчет по результатам социологического опроса по теме: «Изучение проблемы распространения наркомании в студенческой среде. Отношение студенческой молодежи Камчатского края к данной проблеме»
379.53kb.

14 10 2014
4 стр.