Перейти на главную страницу
1. Название музея, его адрес: |
Музей видного ученого и писателя Мухаммата Гайнуллина. 422341 Татарстан Апастовский район Село Кзыл-Тау Ул.Вахитова, дом 116 |
Краткая характеристика работы музея: |
Музей основан в 2004 году. Находится на 1 этаже двухэтажного помещения Кзыл-Тауской средней общеобразовательной школы им. М.Х.Гайнуллина. Площадь помещения составляет 47 кв. метров. В музее насчитывается 578 экспонатов. Музей могут посещать все желающие: и ученики, и жители села. Охотно принимаем гостей из района, республики и России. Ведется книга отзывов и предложений, где насчитывается 475 записей. В музее работают три экскурсоводческие группы: 1. «Годы жизни и семья М.Х.Гайнуллина». 2. «Научная работа апрофессора М.Х.Гайнуллина» 3. «Гордость нашего села» Планируется создание 4-ой группы работающей по теме «История села и школы». В рамках музея проводятся встречи, уроки, занятия кружков. Музей активно работает. Коллектив учителей заинтересован работой музея, всегда готов помочь в различных начинаниях.
|
3. Фамилия, имя, отчество руководителя общеобразовательного учреждения: |
Хайбуллин Ильдар Усманович, директор школы, руководитель 1 кв. категории. |
4. Руководитель музея: |
Шарафуллина Гулина Мансуровна Учитель татарского языка и литературы 1 кв. категории. Гайнуллина Гюзель Харуновна Учитель истории 1 кв. категории. |
5. Активисты, работающие в музее: |
Ученики 10-го класса: Гибадуллин Ранис Ильясова Чулпан Нигматуллин Данил Рахматуллина Лейсан Сунгатуллин Ильназ Имамов Фаннур Шарафуллина Альсина Шарафуллина Лейсан
|
Музей, который находится непосредственно в здании школы, имеет колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина, патриота родного края. Музей рассчитан как для детей, так и взрослого населения. Дети – будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный интерес. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в области экономики, ни в области культуры, ни в сфере образования мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма у учащихся, помогает воспитать в наших детях чувство достоинства, гордости, раскрывает истинные ценности семьи, нации, Родины. Ребенок-подросток, который будет знать историю своего села, быта своих предков, будет гордиться теми людьми, которые выходом из их села, никогда не совершат поступков противоречащих принятым в обществе правилам. Он просто будет знать им цену.
к родному селу, своему народу.
2. На конкретном, близком к школьникам материале развивать у них:
№№ |
Тема |
Новые понятия |
Форма проведения |
1 |
Мы пришли в музей |
История, музей, прошлое, настоящее, экспонат, экспозиция, экскурсовод, профессор, ученый. Односельчанин. |
Обзорная экскурсия по музею |
2 |
Гости из прошлого |
Память |
Беседа. «Музейный экспонат его значимость. Экспонат - как носитель информации. Сохранность экспоната» |
3 |
Документальные свидетели жизни известного ученого и писателя М.Х.Гайнуллина |
Документ, гражданин, гражданственность. |
Беседа. «Документ. Документальная информация. Подлинность документа. Копия документа. Информация, содержащаяся в документе. Отношение к документу, как источник информации» самостоятельная работа «Что может рассказать обо мне мой дневник» |
4 |
О чем рассказала реликвия. |
Реликвия, патриотизм |
На примере документов рассказать о судьбе М.Х.Гайнуллина, его семье, о наградах. Самостоятельная работа. «Семейная реликвия» |
5 |
Школа, в которой я учусь. |
Малая Родина, Отечество. |
Беседа. «Школа сегодня, ее успех и проблемы». Практическая работа. «Знакомство с тетрадями ученого, с рукописями, фотографиями», Самостоятельная работа «Рассказ о бывших выпускниках школы» |
6 |
Моя родословная. |
Род, родственники, родословие, личность |
Беседа «История страны - история семьи» на примере семьи М.Х.Гайнуллина. Практическая работа. «Составление моей родословной». Самостоятельная работа. «Рассказ о судьбе одного родственника» |
7 |
Моя семья |
Сопереживание, сопричастность, уважение, поколение |
Беседа. «Семья, ее роль в жизни человека» на примере семьи ученого М.Х.Гайнуллина. Практическая работа. «Портрет моей семьи». Самостоятельная работа. Мини сочинение «Моя семья» |
8 |
Герои вокруг нас. |
Современник, герои, подвиг. |
Самостоятельная работа на тему «Поиск информации о людях, принимавших участие в военных действиях имеющих награды воинские, трудовые (ордена, медали, почетные знаки, грамоты)» |
9 |
Праздник. День рождения |
|
Встреча с родственниками детьми ученого. Практическая работа. «Подготовка текста поздравительной открытки». Возложение цветов к бюсту писателя-ученого». |
№ |
Тема |
Новые понятия |
Форма проведения |
1 |
Страницы истории |
Патриотизм, гражданский долг, благодарность тем, кому мы обязаны. |
Музейный урок: «Музей- хранилище исторических источников, документов. Роль исторических памятников в познании истории своей страны, края, школы». |
2 |
Татарский край. |
Ученый |
Исторические игры «Известные люди моего села». |
3 |
Апастовский район, мое село Кзыл-Тау - моя гордость. |
Геральдика, нумизматика, реликвия. |
Викторина «Известные люди моего села». |
4 |
Наука историография. |
Историография, научное исследование, научный поиск, библиографический указатель каталог, справочная литература. |
Музейный урок на тему «Научные труды М.Х.Гайнуллина». |
5 |
Отчизны верные сыны. |
Отчизна, долг, мужество, честь, патриот. |
Урок мужества. «Встреча с выпускниками школы - участниками Афганской и Чеченских войн» |
6 |
Детство, опаленное войной. |
Пацифизм, мир, сострадание, уважение, толерантность. |
Урок памяти. Встреча с людьми кто помнит М.Х.Гайнуллина, чье детство совпало с войной. |
7 |
Отзовись, фотография. |
Школьная дружба, трудолюбие, память, профессия. |
Музейный урок. Встреча с дочерью профессора с Лялей Мухамедовной. |
8 |
Поклонимся Великим тем годам. |
Подвиг, долг, честь, свобода, воинское братство, отчизна. |
Урок нравственности «Величие подвига народа-победителя в Великой Отечественной Войне». |
№ п/п
|
Тема |
Форма проведения |
Содержание |
1 |
Ученый и писатель, односельчанин, профессор М.Х.Гайнуллин. |
Музейный урок |
Изучение научной деятельности профессора М.Х.Гайнуллина |
2 |
«К.Насыйри» книга М.Х.Гайнуллина. |
Урок нравственности |
Изучение научного труда |
3 |
Молодежь моего села |
Диспут |
Ответы на вопросы. |
4 |
Мне дорог каждый Ваш шаг, Ветераны. |
Урок мужества |
Беседа, концерт. |
С помощью Ляли Мухамметовны была установлена тесная связь с обществом Землячества «Апас» в городе Казани, Президентом которого является наш односельчанин Гайнуллин Халим Абдуллович. Это общество систиматически помогает в работе школьного музея. Халим Абдуллович - ученик профессора М.Х.Гайнуллина. Он делится своими впечатлениями о своем учителе.
Одноклассники Халима Абдулловича, выпускники нашей школы, помогают школьному музею. Алсу Бикбаева- главный редактор журнала «Мир бизнеса» - на встрече с учениками подарила музею ковер, с изображением мечети Кул Шариф, Общество Землячества «Апас» в городе Казани подарило музею музыкальный центр, много подарков от благодарных выпускников школы.
Бывшие ученики школы часто навещают музей, встречаются с учениками. Эти встречи остаются в памяти обучающихся, как уроки мужества патриотов своего села, школы.
Общество Землячества «Апас» присудило премию имени М.Х.Гайнуллина ученикам, отличившимся в учебе, спорте и общественной жизни школы.
26 мая – этот день праздник музея в нашей школе.
Приезжают выпускники школы, видные ученые, писатели, дети М.Х.Гайнуллина и Президент общества Землячества «Апас» Х.А.Гайнуллин, для вручения отличившимся ученикам именной премии. Этот праздник теперь уже отмечается в районном масштабе. А премия вручается и учителям, имеющим успехи в ушедшем году.
В районе имеются музеи композитора Сары Садыковой, поэта, лауреата международной премии Х.Андерсена Ш.Галиева, исторический музей села Апастово.
Наш школьный музей находится в тесном контакте с этими музеями.
Мы устраиваем встречи поколений, совместные праздники, выставки.
В свое время ученый писатель, лауреат Государственной премии им. Тукая Р.Т. Мухаммат Магдеев писал: «Бывают разные ученые: одни работают в рамках своего института, вторые – известны в Казани, а третьи – бывают, известны во всем Союзе. Профессор М.Х.Гайнуллин входит в число последних. Имя этого ученого можно встретить в филологических и исторических трудах изданных за рубежом».
«Характерная сторона работ профессора М.Х.Гайнуллина в том, что они написаны, опираясь на фактические материалы. Это личность, который поднял многие литературные произведения, труды, забытые и затерянные годами».
Амир Назип, Московский ученый, доктор филологических наук.
Вот этот выдающийся ученый наш односельчанин. Мы гордимся им.
М. Гайнуллин родился 18 августа 1903 года в деревне Коллар (ныне Кзыл-Тау Апастовского района РТ) Тетюшского уезда Казанской губернии. Успешно окончив деревенскую школу, как умного ученика его отправляют на курсы подготовки учителей. Здесь он учится 1 год. В 1920 году, в 17 лет, работает учителем в Тутаевской, потом в Кулларовской школах.
С сентября 1924 года по июль 1925 года молодой учитель проходит повышение знаний в городе Казани, на курсах «Обучение татарскому языку», организованном при Центральном Исполнительном Комитете. Здесь он встречается с писателями, научными деятелями, пишет статьи в газету, организованному курсантами.
После успешного прохождения курсов, М.Гайнуллин направляется на работу в город Тетюши. Здесь будущий научный деятель выступает в литературных вечерах, организованных в школах, пишет статьи в газету, выпускаемом при районном доме культуры.
В 1928-1931 годах обучается на филологическом факультете Казанского восточно-педагогического института у видных ученых Дж. Валиди, Г.Алпарова, Х.Бадиги, Г.Сагди, Г.Шараф. Как способный студент в 1931 году он принят в аспирантуру. Через год начинает читать лекции по татарской литературе и теории литературы. До 1934 года М.Гайнуллин обучается в аспирантуре у профессора Г.Нигмати.
В годы учебы издаются первые научные работы «Татар әдәбиятында интернационализм мотивлары» и «Г.Камалның тормыш һәм иҗат юлы». Научная работа продолжается и во время Великой Отечественной войны. Вместе с Дж. Вазиевой издается книга «ХХ йөз татар әдәбияты». Этот учебник в течение нескольких десятков лет являлся единственным учебником для студентов филологического факультета высших учебных заведений.
В годы войны ученый назначался руководителем Татарского государственного издательства. Несмотря на нехватку времени, он находил место и для научной, и для преподавательской деятельности. В середине сороковых годов вышли в свет книги «Горький һәм татар әдәбияты”, “Каюм Насыйри” на татарском и русском языках. Эти две темы оказались для ученого продолжительными.
Много работал М.Гайнуллин по теме «К. Насыйри» и итогом этой кропотливой работы стала монография, выпущенная к 130 летию Каюма Насыйри.»Каюм Насыйри и просветительское движение среди татар». А к 150 летнему юбилею выпущена книга «К.Насыйри».
В 1946 году ученый защитил диссертацию по теме «ХIХ йөз ахыры һәм ХХ йөз башындагы татар әдәбияты буенча эзләнүләр” и стал кандидатом филологических наук.
В сороковые и пятидесятые годы много и серьезное внимание уделялось наследию источников и писателей древней татарской литературы. Ученый занимается исследовательской работой по теме «З.Бигиев» и «Дардманд». Много километров прошел М. Гайнуллин в поисках подлинных материалов, касающихся жизни и творческой деятельности этих великих авторов нельзя не отметить огромную работу посвященную татарским женщинам писателям, начала ХIХ века..
В 1947-50 годах ученый является доцентом Казанского Государственного университета. В 1956 году М.Гайнуллин учился в докторантуре по теме татарской литературы в Восточном университете при Академии наук СССР.
В 1957 году ученому дано звание Заслуженного научного деятеля РСФСР и Татарстана. В 1958 году ученый защитил докторскую диссертацию по теме «Беренче рус революциясе чорында татар әдәбияты һәм публицистикасы”. Итогом этой работы выпущена монография «Татарская литература и публицистика начала ХХ века», которая с доработками была переиздана во второй раз в 1983 году.
После продолжительной болезни на 82 году жизни, 24-мая, 1985 года умер видный ученый и писатель, заслуженный деятель науки России и Татарстана, доктор филологических наук, профессор Мухаммат Хайруллович Гайнуллин. Мы гордимся своим односельчанином и дорожим всеми экспонатами, которые хранят тепло рук великого ученого.
Спасибо за внимание.
Әфганстанда Халык демократик партиясенең хакимияткә килүен революция дип атамый мөмкин түгел.Әминнең АКШ белән хезмәттәшлек итүе, әлбәттә, СССР җитәкчелеген хафага салмый кала алмый. Чөнки Әфганстан - чиктәш дәүләт.
Авыл белән Ташкент арасын хатлар гына якынайта. Хатлар...Аларда күпме сер, сагыну, ялкын, сөю яшеренгән. Солдатка хатлар бик кирәк. Рамил аларны бик зарыгып көтә, алар арасында аның сөйгәненеке дә бар .Нәкъ шул хатлар аңа көч өсти , очрашу минутларын якынайта. Ә сөйгәне аңа көнгә икешәр хат яза, чөнки аның абыйсы да нәкъ аның сөйгәне йөргән җирләрдә йөрде. Абыйсы өчен эзгәләнүләр инде артта калды. Абый исән-сау туган нигезгә әйләнеп кайтты дип шатланып йөргәндә, инде менә сөйгәне.Аның хатларының Рамиленә бик кирәк икәнен ул бик яхшы аңлый...
Аның чәчләрендә
Көмеш микән
Әллә кар микән?
Батырларда җирдә һәйкәллә бар,
Көткәннәргә һәйкәл бар микән?
Әйе, бик кирәк һәйкәл аналарга. Моны аңлап районыбызда барлык аналарга багышлап Ана һәйкәле үсеп чыкты.
(Рамил Гыйниятовичның әнисе Найлә апага бирелә)
Солдат тормышын дуслык дигән бөек көчтән башка күз алдына да китереп булмый. Шуңа күрә алар һәр елны бер үк вакытта , бер үк сәгатътә йөрәк чакыруы буенча бергә җыелалар.аларны язмышларына төшкән сынаулар, якыннарны һәм дусларны югалтулар шулай берләштерә.
Күңелләрне сагыш басса,
Эшең ярты юлда калса,
Дуслар алар һәрвакытта олы терәк.
Ялгыз калган чаклар була,
Уйга баткан чаклар була,
Шул вакытта кешеләргә дуслар кирәк.
Җыр: “Чын дустым”
Зөһрә Калимулловна, укучыларыгызга әйтер сүзләрегез бардыр.Рәхим итегез!
(Җыр “Сез иң гүзәл кеше икәнсез”)
1 нче алып баручы Әфганстанның фаҗигасе дә, Әфганстанның батырлыгы да бар.Халкыбызның менә дигән уллары XX гасырның 80-нче елларында ерак кызу илдә башларын салалар. Кемнеңдер уллары, абыйлары, сөйгәннәре. Аларны югалткан туганнарының, якыннарының күңел әрнүе бүгенгәчә басылмый. Ерак Әфган җирләрендә гомерләрен корбан иткән егетләребезне онытырга хакыбыз бармы? Юк...
Бүген районыбызда Әфганстан вакыйгаларында катнашкан 80 кеше яши. Һәркем җирдә үз урынын тапкан, гаилә корган, һөнәрле булган. Кемдер укытучы, кемдер эшмәкәр, кемдер җитәкче. Ел саен мәктәбебездә әфганчы Рамил Гыйният улы Шарафуллин призына чаңгы ярышлары уза.
АПАСТОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
Конкурсную работу выполнили
учитель татарского языка и литературы
Шарафуллина Гулина Мансуровна,
учитель истории Гайнуллина
Гюзель Харуновна МОУ “Кзыл-Тауская
средняя общеобразовательная школа
им. М.Х.Гайнуллина”.
Кзыл – Тау
2009 год.
Ведя поисковую работу по теме “Видные люди моего села”, учащиеся в 2007-2008 учебном году узнали новое имя. Это - Насибуллин Ярулла Насибуллович ( 1904-1973), который был министром Юстиции Республики Татарстан и председателем Верховного Суда Республики Татарстан. Ярулла Насибуллович – ветеран Великой Отечественной Войны. Свою Воинскую службу он начинает в 1942 году инструктором политотдела Северо-Западного фронта.
День Победы отважный воин встречает в Берлине.
Были найдены фотографии, организовывались встречи с односельчанами, помнящимси Насибуллина Яруллу Насибулловича.
Итогом поисковой работы стал стенд, который занял свое место в школьном музее.
Непосредственно ведется работа по поиску предметов быта села, материалов по истории села и школы.
Учетная работа в музее преследует две цели:
Учет и научная обработка музейных предметов предусматривает два основных этапа:
Задача музейного хранения состоит в обеспечении сохранности музейных ценностей ( как в хранилище, так и в экспозиции), в защите памятников отразрушщения и заболевания, от возможностей хищения и порчи, а также в создании благоприятных условий для их изучения, показа. Экспозиционная мебель располагается по отношению к окнам здания так, чтобы экспонаты не подвергались действию прямых солнечных лучей. Окно зашторено . Витрины и шкафы изолированы от пыли (под стеклом). В помещении температура воздуха +18 градусов С., влажность в норме. Одной из основных причин старения материалов, является действие света. Наиболее разрушительным воздействием обладает естественный свет. В школьном музее поставлены безвредный лампы накаливания. В постоянном поле зрения находится загрязнение воздуха, биологический
Музей основан в 2004 году. Находится на 1 этаже двухэтажного помещения Кзыл-Тауской средней общеобразовательной школы им. М. Х. Гайнуллина. Площадь помещения составляет 47 кв метро
25 12 2014
1 стр.
Назва дзяржаўнага музея, які аказвае метадычную дапамогу: Гісторыка – краязнаўчы музей імя А. А. Стаброўскага г. Слонім
26 09 2014
1 стр.
Штамп прямоугольная или иной формы печать, в которой обычно указывается название учреждения, его адрес, телефоны
11 10 2014
1 стр.
«Музей боевой славы» национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника
15 09 2014
1 стр.
Музей занимает отдельную комнату площадью 21,6 кв м. Основой для создания музея стали документы и материалы Зала Боевой Славы, открытого в 1975 году в ходе подготовки к 30-летию По
10 10 2014
1 стр.
Так охарактеризовал учёного-энциклопедиста поэт А. С. Пушкин, подчеркнув, его роль как учёного и просветителя. Многие идеи Ломоносова опередили своё время на столетие и оказали гро
14 10 2014
1 стр.
15 10 2014
1 стр.
От каждого музея будет приниматься не более двух заявок на каждый из дней проведения семинара. По окончании семинара слушателям будет выдан соответствующий сертификат
14 10 2014
1 стр.