Перейти на главную страницу
Карточки «Взаимотренаж» по русскому языку для учащихся 5 класса
Карточка № 1
Железная дорога, золотые серьги, лисий мех, стальная пластинка, каменный забор. |
Железная хватка, золотые руки, лисьи глаза, стальные нервы, каменный удар. |
С талантлив…м скрипач…м, с хорош…м врач…м, о лучш…й соседк…, со свеж…м борщ…м, под больш…й крыш…й, о старш…м товарищ…, со строг…м юнош…й, за весен…м солнц…м, в колюч…м кустарник…, к чуж…му берег… . |
2. ОТВЕТ. С талантливым скрипачом, с хорошим врачом, о лучшей соседке, со свежим борщом, под большой крышей, о старшем товарище, со строгим юношей, за весенним солнцем, в колючем кустарнике, к чужому берегу. |
Безучастный, бессильный, великолепный, выразительный, благополучный, достойный, удивительный, добросовестный, доброжелательный, бесстрашный, трудолюбивый, целеустремленный. |
Все прилагательные – качественные. |
Скрипучий, колючий, дремучий, могучий, красивый, страшный, линючий. Сделай вывод о правописании Ь после шипящих на конце кратких прилагательных. |
Скрипуч, колюч, дремуч, могуч, красив, страшен, линюч. Вывод: у кратких прилагательных с основой на шипящий Ь не пишется. |
Мал зол…тник, да дор…г. Корень учения гор…к, да пло… слад…к. |
2. ОТВЕТ: Мал золотник, да дорог. Корень учения горек, да плод сладок.
|
Резкий, узкий, красный. |
3. ОТВЕТ: Ре’зкий- ре’зок – ре’зко – резка’. У’зкий – у’зок – у’зко – узка’. Кра’сный – кра’сен – кра’сно – красна’. |
Тема: «Словосочетание. Виды словосочетаний»
Карточка № 1
Вопрос |
Ответ |
1. Что называется словосочетанием? |
1. Словосочетание – это сочетание двух или более знаменательных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. |
2. Каково строение словосочетания? |
2. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Главное слово – это слово, от которого задаётся вопрос к зависимому. х Степи (какие?) бескрайние х Любить (что?) Родину |
3. Как связаны между собой главное и зависимое слова? |
3. Главное и зависимое слово в словосочетании связаны по смыслу и грамматически. По смыслу – при помощи вопроса, грамматически – с помощью окончаний и предлогов. |
Вопрос |
Ответ |
1. Что в предложении не является словосочетанием? |
1. Словосочетанием не являются:
|
2. Какие основные виды словосочетаний ты знаешь? |
2. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное в словосочетании, словосочетания бывают: х
х прекрасно отдохнул |
3. Чем слово отличается от словосочетания, а чем они похожи? |
3. Отличия:
|
Вопрос |
Ответ |
Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев и закружил пыль по дороге. |
1. х
х
х
х
х
х
|
2. Выписанные словосочетания распредели в два столбика: именные и глагольные словосочетания. Докажи. |
2. именные: (главное слово – имя существительное)
глагольные: (главное слово – глагол)
|
|
3. Потому что это грамматическая основа предложения: П ![]() |
Цель: сформировать следующие умения мыследеятельности:
1. Выделите в глаголах корни с безударной гласной, подберите к ним и запишите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы. Уд…вляться поступку Объед…нить усилия Сож…леть о потере Расч…щать двор Укр…тить зверя Прибл..жаться к дому Пос…дел от старости Пос…дел на скамейке Соед…нил провода Уг…стил конфетой Изв…стил письмом |
Удивляться поступку – диво Объединить усилия – единый Сожалеть о потере – жалко Расчищать двор – чисто Укротить зверя – кроткий Приближаться к дому – близко Поседел от старости – сед Посидел на скамейке - сидя Соединил провода – единый Угостил конфетой – гости Известил письмом - вести
|
2. Как проверить безударный гласный в корне? |
2. ОТВЕТ. Чтобы проверить безударный гласный в корне, нужно изменить слово так или подобрать к нему однокоренное, где бы этот гласный стоял под ударением. |
1. Спиши слова, вставляя пропущенные согласные. Подбери к ним проверочные слова. Зу…, эта…, горо…, площа…ь, заво…, тетра…ь, обу…ь, сапо…, хирур…, любов…, утю…, гара… . |
Зуб – зубы, этаж – этажи, площадь – площади, тетрадь – тетради, обувь – обуви, сапог – сапоги, хирург – хирурги, любовь – любви, утюг – утюги, гараж – гаражи. |
2. Как проверить написание парных глухих и звонких согласных на конце и в середине слова перед согласными? |
2 ![]() ![]() ![]() 1. Изменить слово: гриб – гриба. 2. Подобрать однокоренное слово: травка - травяной |
Задание |
Ответ |
Найди в тексте слова на орфограмму № 3 «Проверяемые согласные в корне слова» и объясни их правописание. Мы идём вниз по узкой тропке в лес. Слышен аромат трав. Воздух чист и свеж. По веткам дубка скачет робкая белочка. Вот в дупле её детки. Один малыш высунул головку и посмотрел на нас чёрными глазками. (36 слов) |
Вниз – внизу, узкой – узок, тропке – тропа, лес – леса, аромат – аромата, трав – трава, чист – чистый, свеж – свежий, по веткам – веточки, дубка – дубок, робкая – робок, детки – деточки, малыш – малыши, головку – голова, глазками – глаза. |
Задание |
Ответ |
Выпиши из текста все слова на орфограмму № 3 «Проверяемые согласные в корне слова» и объясни их правописание, подбирая проверочные слова. Снег укрыл все дорожки и тропки. Мороз затянул скользким ледком пруд. Легко и ловко мчатся мальчишки по гладкому льду. Они играют в снежки. Весело звучат детские голоса. Но вот подул резкий ветер. Пора домой. |
Снег – снега, дорожки – дороженька, тропки – тропинка, мороз – морозы, скользкий – скользит, ледком – ледок, пруд – пруда, легко – лёгок, ловко – ловок, мальчишки – мальчишек, гладкому – гладок, снежки – снежок, детские – деток, резкий – резок. |
|
|
Выпиши из текста слова на орфограмму № 3 «Проверяемые согласные в корне слова» и объясни их правописание, подбирая проверочные слова. Пиши аккуратно в тетрадке. Буквы ставь в ряд, а не вкривь и вкось. Почерк должен быть красив. Пропустил слог? Возьми карандаш и справь ошибку. Уже написано много слов. Поставь в них знак ударения. (33 слова.) |
В тетрадке – тетради, ставь – ставит, ряд – рядок, вкривь – кривой, вкось – косой, почерк – почеркать, красив – красивый, слог – слоги, карандаш – карандаши, исправь – исправит, ошибку – ошибок, ставь – ставит, знак – знаки. |
|
|
Выпиши из текста слова на орфограмму № 3 «Проверяемые согласные в корне слова» и объясни их правописание, подбирая проверочные слова. Час назад выпал первый снег. Ударил крепкий мороз. Лужи покрылись хрупким и скользким ледком. Я надел тёплую обувь, куртку и варежки. Надел шапку и шарф. Я хочу пойти погулять в дальний лес. (32 слова.) |
Часы – часы, назад – сзади, снег – снега, крепкий – крепок, мороз – морозы, хрупким – хрупок, скользким – скользит, ледком – ледок, обувь – обуви, куртку – курточка, варежки – варежек, шапку – шапочка, шарф – шарфик, лес – лесов |
|
|
Выпиши из текста все слова на орфограмму № 3 «Проверяемые согласные в корне слова» и объясни их правописание, подбирая проверочные слова. Любит медведь сладкий мёд. Но пчёлы медком мишку не угощают. Раз влез медвежонок на пчельник. Залез лапой в улей. Пчёлы ужалили мишку в нос. У бедняжки град слёз из глаз. Шёрстка дыбом поднялась. Побежал малыш в лес. Только пятки сверкали. (40 слов) |
Медведь – медведи, сладкий – сладок, мёд – мёда, медком – медок, влез – влезать, залез – залезать, мишку – Миша, нос – носа, у бедняжки – бедняжечка, град – градом, слёз – слёзы, глаз – глаза, шёрстка – шерсти, малыш – малыша, лес – леса, пятки – пяточки. |
ЦЕЛЬ: сформировать следующие умения мыследеятельности:
Вопросы |
Ответы |
1. Что такое текст. Назови средства грамматической связи предложений в тексте. |
1. ТЕКСТ – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте:
|
2.Определи тему и основную мысль текста из упражнения № 79 на стр.23 учебника. |
2. Тема – осень. Основная мысль: осень- скучная, печальная пора. |
3. Сделай вывод: чем тема текста отличается от его основной мысли. |
3. Тема текста – это то, о чём (или о ком) говорится в тексте. Очень часто тема текста отражена в его заглавии. Тему можно определить по ключевым словам текста. Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит. Основная мысль тоже может быть выражена в заглавии текста или в одном из его предложений. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать. |
ВОПРОСЫ |
ОТВЕТЫ |
1. Что такое текст, основная мысль текста, тема текста? |
1. ТЕКСТ – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте:
слова, близкие по значению Тема текста – это то, о чём (или о ком) говорится в тексте. Очень часто тема текста отражена в его заглавии. Тему можно определить по ключевым словам текста. Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит. Основная мысль тоже может быть выражена в заглавии текста или в одном из его предложений. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать. |
2. Сформулируйте основную мысль текста из упражнения № 86 на стр.25-26 учебника. Выпишите ключевые слова текста. |
2. Основная мысль текста: собаки наши друзья, к ним нужно относиться бережно. Ключевые слова: щенок, чебурашка, глазища, ржавая цепь, раб, голодовка, слёзы на мордашке, справедливость. |
3. Сравни тексты 1 и 2 из упр. № 87 на стр. 26 учебника «Русский язык». Чем они похожи, а чем отличаются? Какие стили речи тебе известны. |
3. Тексты имеют одну тему – «Дождь». Различаются стилями речи: 1) Текст научного стиля, используется в энциклопедиях, учебниках, словарях. В нём передаются точные сведения о природном явлении – дожде; 2) Текст художественного стиля речи. В нём создана яркая, образная картина дождя-ливня. Мне известны стили речи: художественный, разговорный, научный.
|
Щенок Лёшка
У нас в семье появился щенок. Я назвал его Лёшка.
Первое время мама соглашалась терпеть его только на цепи. Было и смешно, и тяжело смотреть на маленькое существо на цепи. Этакая чебурашка с наивными глазищами была прикована ржавой цепью.
Но маме это казалось в порядке вещей. Напрасно я говорил, что на цепи держат только рабов. Мы с Лёшкой отчаянно протестовали. Лёшка голодал. Однако на маму не действовали ни мои речи, ни Лешкина голодовка.
Но однажды она увидела слёзы на Лёшкиной мордашке. Мама не знала, что собаки могут плакать. И это на неё так подействовало, что она собственноручно освободила щенка. Справедливость восторжествовала. До конца своих дней Лёшка не знал, что такое неволя. Он стал третьим членом нашей семьи.
(По Н.Н.Веревочкину)
Упражнение № 87
Вопрос |
Ответ |
1. Какие стили речи ты знаешь? Какова задача каждого из них? Где они используются? |
1. Стили речи:
|
2. Определи стиль речи данных текстов: А. Пеликан похож на гуся, но отличается от него строением клюва. В нижней части клюва у него есть кожистый мешок, напоминающий сачок. Он может сильно растягиваться. Когда пеликан входит в воду, он захватывает рыб, какие ему попадаются, но не глотает их, а носит в своём мешке. Из этого мешка пеликан может кормить птенцов. Б. Вчера был в зоопарке, видел пеликана. В жизни не встречал таких птиц… - Ну, что в них такого? - Представляешь, как сачком вылавливает рыб из бассейна, да не одну, а несколько… В. Ходит папа- пеликан, Ловит рыбу – и в карман. С этим кожаным карманом Неразлучен пеликан. Рядом с папой – пеликанчик – Он улов кладёт в карманчик. Так и ловят понемножку: Папа – рыбу, сын – рыбёшку.
|
2. А. Текст научного стиля речи. Б. Текст разговорного стиля речи. В. Текст художественного стиля речи. |
3. Назовите известные вам типы речи. Определите тип речи текста А из задания № 2. |
3. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Тип речи текста А: описание в научном стиле. |
Вопрос |
Ответ | |||||||||
1. На какие вопросы отвечает текст каждого типа речи? Из каких частей он состоит? |
1.
| |||||||||
2. Выполни упражнение № 108 на стр.32 учебника. |
2. I.ТЕЗИС. Слово – одежда мыслей. Без высокой культуры речи нет культурного человека. II. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. Резкое слово может обидеть собеседника. Словом можно спасти человека, но можно и тяжело ранить. Не забывайте говорить волшебные слова спасибо и пожалуйста. Будьте внимательны ко всему, что вы говорите и пишите. III. ВЫВОД. Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно относиться к языку. | |||||||||
3. Какие стили речи ты знаешь? Какова задача каждого из них? Где они используются? |
3. Стили речи:
|
Упражнение № 108
Прочитай текст и найди в нем три части: тезис, доказательства, вывод.
Слово – одежда мыслей.
Без высокой культуры речи нет культурного человека.
Резкое слово может обидеть собеседника. Словом можно спасти человека, но можно и тяжело ранить. Не забывайте говорить волшебные слова спасибо и пожалуйста.
Будьте внимательны ко всему, что вы говорите и пишите.
Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно относиться к языку.
(По В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой)
КАРТОЧКА № 5
Вопрос |
Ответ |
1. Какие типы речи ты знаешь? Составь план текста-повествования. |
1. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. План текста-повествования 1. Завязка (начало события). 2. Развитие действия. 3. Кульминация (наивысшее напряжение в развитии события). 4. Развязка (результат развития события).
|
2. Выполни упражнение № 96 на стр. 29 учебника «Русский язык». |
2. Завязка. Однажды с сестрой мы пошли гулять. Было уже очень холодно. Развитие действия. И вдруг мы увидели, как в большой луже купаются воробьи. Кульминация. Когда воробьи пытались взлететь, их мокрые крылья на холоде замерзали, и они падали на землю. Развязка. Мы подошли к луже и стали подбирать их. Дома они высохли, и мы выпустили их на волю. |
3. Назови основные признаки текста. |
3. . ТЕКСТ – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте:
|
Восстанови порядок следования частей текста-повествования.
Вопрос |
Ответ |
1. Выполни упражнение № 101 на стр. 31 учебника «Русский язык». |
1. Тема текста: «Воробьи». Цель: воздействие на читателя с использованием художественно-изобразительных средств языка. Стиль текста: художественный, тип речи – описание. Слова, передающие отношение автора к птицам: он любит дерзких, смелых и умных разбойников, их бодрое чириканье, любуется весёлыми, маленькими воробьями. Судя по этому описанию, автор текста – большой любитель и знаток птиц.
|
2. Какие стили речи ты знаешь? Где, в каких ситуациях они используются? |
2.Стили речи:
|
3. Составь схему текста-рассуждения. Выполни упражнение № 109 на стр.33 учебника «Русский язык». |
3. Схема текста-рассуждения. I. Тезис. (То, что надо доказать). II. Доказательства. (Обоснование и примеры) III. Вывод. (Что из этого следует) Упр. № 109.
Нет ничего на свете дороже слова Родина! Доказательства. О твой родной дом, ласковые и добрые руки матери, заботливый и суровый голос отца, задушевные беседы с бабушкой. Это твоя школа, родные лица друзей, любимая учительница. И такая знакомая дорожка от дома к школе, которая манила тебя запахом осенней листвы.
Много стран есть на свете. Но любимая – одна! Это Родина твоя. |
Я люблю воробьёв, этих дерзких, смелых и умных разбойников, благополучно живущих даже в шумных, многолюдных городах. Люблю их весеннее бодрое чириканье. Они радуются солнцу, приходу весны. Сколько задора в их громком чириканье. Я часто любуюсь весёлыми воробьями, смотрю, как бочком-бочком скачут они по бульварным дорожкам, клюют крошки хлеба, которые я вынимаю из кармана, прыгают под ногами прохожих по городским тротуарам.
Воробьи обладают изяществом и красотой, звонко петь не умеют, но всё же милы мне эти весёлые, маленькие, дерзкие разбойники.
(По И.С.Соколову-Микитову)
Нет ничего на свете дороже слова Родина!
Это твой родной дом, ласковые и добрые руки матери, заботливый и суровый голос отца, задушевные беседы с бабушкой.
Это твоя школа, родные лица друзей, любимая учительница. И такая знакомая дорожка от дома к школе, которая манила тебя запахом осенней листвы.
Много стран есть на свете. Но любимая – одна! Это Родина твоя.
КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ ПО МЕТОДИКЕ «ТРЕНАЖ»
Тема: ФОНЕТИКА
Т-ФОН-1
Вопросы |
Ответы |
1. Что такое звуки речи? |
1. Звуки – это мельчайшие единицы речи, из которых состоят слова. |
2. При помощи чего обозначаются звуки на письме? |
2. Звуки на письме обозначаются при помощи букв. |
3. Чем различаются звук и буква? |
3. Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим. |
Вопросы |
Ответы |
1. Что такое буквы? |
1. Буквы – это графические знаки для обозначения звуков речи на письме. |
2. Совпадает ли звуковой состав слова с буквенным? |
2. Звуковой и буквенный состав слова может совпадать или не совпадать. Поэтому важно уметь определять, какой звук обозначает буква. |
3. Что такое алфавит? |
3. Алфавит (азбука) – это буквы, расположенные в определённом, обязательном порядке. |
Вопросы |
Ответы |
1. Сколько букв в русском алфавите? |
1. В русском алфавите 33 буквы. |
2. Какие буквы обозначают гласные звуки. Назови. |
2. Гласные звуки обозначают буквы: А, О, У, Э, И, Ы, Е, Ё, Ю, Я. |
3. Какие буквы обозначают согласные звуки. Правильно назови их. |
3. Согласные звуки обозначают буквы: А (а), Б (бэ), В (вэ), Г (гэ), Д (дэ), Ж (жэ), З (зэ), Й (и краткое), К (кА), Л (эль), М (эм), Н (эн), П (пэ), Р (эр), С (эс), Т (тэ), Ф (эф), Х (ха), Ц (цэ), Ч (че), Ш (ша), Щ (ща). |
Вопросы |
Ответы |
1. Какие буквы не обозначают звуков? |
1. Не обозначают звуков буквы Ь и Ъ знак. |
2. Зачем нужно знать алфавит? |
2. По алфавиту размещают слова в словарях и справочниках, составляют различные списки названий предметов, фамилий. |
3. Что такое гласные звуки? |
3. Гласные звуки – это звуки, образованные при помощи голоса. |
Т-ФОН-5
Вопрос |
Ответ |
1. Что такое согласные звуки? |
1.Согласные звуки – это звуки, которые при образовании встречают преграду: губы, язык, зубы. Они произносятся с шумом. |
2. Какие звуки образуют слог? |
2. Слог образуют гласные звуки. |
3. Как определить, сколько в слове слогов? |
3. В слове столько слогов, сколько в нём гласных |
Вопрос |
Ответ |
1. Чем различаются гласные и согласные звуки? |
1. Гласные звуки образуются при помощи голоса и образуют слоги. Согласные звуки образуются при помощи шума и при преодолении преград: зубов, языка, губ. |
2. Чем отличается ударный слог от безударного? |
2. В ударном слоге гласный слышится отчётливо. Это его сильная позиция. В безударном слоге гласный произносится нечётко. Это его слабая позиция. |
3. Как называется место несовпадения звука и буквы? |
3. Несовпадение звука с буквой называется орфограммой. |
Вопросы |
Ответы |
1. Что нужно сделать, чтобы слабую позицию гласного сделать сильной? |
1. Для этого нужно так изменить слово или подобрать однокоренное, чтобы этот безударный гласный стоял под ударением. |
2. Какие способы проверки безударных гласных ты знаешь? |
2. Для проверки безударного гласного используют 4 способа проверки; 1) Изменить форму слова так, чтобы этот безударный гласный стал ударным: гора – горы; 2) Подобрать однокоренное слово: жалеть – жаль; 3) Подобрать сокращённое слово: батальон – комбат; 4)Определить значение слова: посидеть – сидя; поседеть – сед.
|
3. Почему в русском языке 42 звука? |
3. Потому что согласные имеют пары по твёрдости-мягкости: 15 пар + 3 всегда твёрдых звука – [ш], [ц], [ж] и всегда мягкие [ч,] , [щ,] , [й,]. Итого= 36 согласных звуков + 6 гласных звуков= 42 |
Т-ФОН-8
ВОПРОСЫ |
ОТВЕТЫ |
1. Назови слабые позиции согласных. |
1. Согласный на конце слова и перед согласным – слабая позиция. Здесь они могут произноситься нечётко. |
2. Как слабую позицию согласного сделать сильной? |
2. Чтобы позицию согласного сделать сильной, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный. Кот - кота |
3. Как проверить непроизносимый согласный? |
3. Чтобы проверить непроизносимый согласный в слове, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы согласный произносился отчётливо. Сердце - сердечный |
Вопросы |
Ответы |
1. Чем различаются глухие и звонкие согласные? |
1. Звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие состоят только из шума. |
2. Какие согласные звуки образуют пары твёрдых и мягких? |
2. 15 пар: [б-б,] ,[в-в,] ,[п-п,], [д-д,] ,[з-з,] ,[к-к,], [л-л,] ,[м-м,] ,[н-н,] ,[р-р,] ,[с-с,] ,[ф-ф,] ,[х-х,] ,[г-г,] ,[т-т,]. |
3. Назови непарные только твёрдые и только мягкие согласные. |
3. Непарные только мягкие: [ч,], [щ,], [й,] Непарные только твёрдые: [ж], [ш], [ц] |
Вопросы |
Ответы |
1. Как обозначается мягкость согласных звуков на письме. |
1. Мягкость согласных обозначается с помощью: 1) Мягкого знака на конце или в середине слова: конь, коньки; 2) Буквы е, ё, ю, я могут обозначать мягкость предыдущего согласного: лёд, лес, лиса, мягкий, любить.
|
2. Почему в сочетаниях ЧК, ЧН, ЧШ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ Ь знак писать не надо? |
2. Потому что звуки [Ч] и [Щ] всегда мягкие. |
3. Какую роль выполняет мягкий знак в русском языке? |
3. В русском языке Ь выполняет роль разделительного знака и для обозначения мягкости согласных. |
Т-ФОН-11
Вопросы |
Ответы |
1. Почему роль букв е, ё, ю, я называется двойной? |
1. Потому что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают разные звуки: 1 роль: буквы е, ё, ю, я после согласных обозначают мягкость этих согласных и звуки [э], [о], [у],[а]; 2 роль: буквы Е,Ё, Ю,Я обозначают два звука, если стоят:
|
2. Что изучает ФОНЕТИКА ? |
2. Фонетика изучает звуки речи. |
3. Что изучает ОРФОГРАФИЯ? |
3. Орфография изучает правила написания слов. |
Вопросы |
Ответы |
1. В слове КОСЬБА буква С слышится как звук [з]. Как называется такое явление? |
1. Это озвончение согласного, находящегося в слабой позиции. |
2. В слове ЛАВКА на месте буквы В слышится звук [ф]. Как называется такое явление? |
2. Это оглушение согласного, находящегося в слабой позиции. |
3. Что изучает раздел языкознания ГРАФИКА? |
3. Графика изучает начертание букв. |
«Повторение изученного в 4 классе»; «Имя прилагательное»; «Словосочетание. Виды словосочетаний»; «Текст. Типы текстов»
25 12 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.
Госикор, осуществившей финансирование его, разработки, находится в оперативном распоряжении Госстроя России и не может быть полностью или частично воспроизведен
14 10 2014
2 стр.
Направление «Рациональное природопользование, экологически безопасные технологии разработки месторождений, транспортировки, переработки нефти и газа»
02 10 2014
1 стр.
Методические разработки предназначены для студентов 2-4 курсов фия, изучающих английский язык как первую специальность
02 10 2014
3 стр.
В нашем каталоге вы найдете уникальные виды полностью натурального мыла на основе кумыса, шубата, а также мыла, изготовленные по старинным рецептам – полностью на оливковом масле (
24 09 2014
1 стр.
В соответствии с постановлением Администрации Щедровского сельского поселения от 08. 04. 2010 г. №31 о порядке разработки долгосрочных целевых программ, их формирования и реализаци
17 12 2014
1 стр.
Тюльпан… Филологи до сих пор по-разному трактуют название этого растения. Одни считают, что он произошло от персидского «toliban» (тюрбан), и дано это название цветку за сходство е
10 10 2014
1 стр.