Перейти на главную страницу
Курс лекций
по истории русской литературы 18 века.
Преподаватель Красовский Вячеслав Евгеньевич
Во-первых, если кому-то чё-то не нравится, не скачивайте и не читайте текст, так что без претензий.
Во-вторых, лектор, возможно, будет другой, но темы должны те же в любом случае.
Лекция № 1
Введение в историю русской литературы и журналистики XVIII века
В начале 18 века произошло радикальное обновление самых различных сфер жизни, что не могло не отразиться на развитии литературы России. Это было связано с петровскими реформами, которые ускорили развитие общества. За полстолетия произошёл невероятный скачок вперёд.
Особенности:
- Защита гос. интересов
- Прославление монарха
- Интерес к античности
Крупная фигура того времени – Феофан Прокопович. Придворный «политолог» Петра Первого. Написал ряд проектов, обосновавших указы Петра. Его проповеди или «слова» - жанровый прототип для следующих десятилетий.
В 20-е годы появляется Антиох Дмитриевич Кантемир.
В 30-е годы вышел придворный роман «Езда в остров любви» Василия Кирилловича Тредиаковского (ни в коем случае не «Тредьяковского»). Вторая часть книги – сборник его лирических стихотворений.
И Кантемир, и Тредиаковский отразили сдвиги в литературном сознании. Был намечен курс на классицизм. Он, классицизм, отвечал требованиям абсолютизма. Тредиаковский считал, что в русской литературе должны быть выработаны свои каноны, как в европейской.
- Стилевая реформа: стиль – в смысле стиль эпохи.
- Регламентация жанровой системы литературы. Жанровая реформа.
Реформаторы стихосложения были учеными-филологами, потому что надо было вникать в суть языка.
Стихи писали:
- Сумароков Александр Петрович
- Тредиаковский
- Ломоносов
Сумароков: ввел многие жанры, имевшие место в античности.
В творчестве Кантемира и Ломоносова оформились высокие жанры классицизма: ода – Ломоносов, сатира – Кантемир. Сумароков – лирика, ратовал за жанровую универсальность. Тредиаковский – проза, стихи, разные направления.
Примечание. В «Капитанской дочке» упомянуты Сумароков и Тредиаковский (Тредиаковский был учителем Швабрина).
В 70-е и 90-е начинает колебаться жанровая система.
Время расцвета классицизма, но в то же время – трансформация.
Менялся тип исторического сознания. Поворот в 90-е от идеологии к эстетике. Зачастую это связывают с деятельностью масонов.
Карамзин и Радищев закончили своим творчеством этот период.
В то время литература – это прежде всего словесность. Петр не отдавал предпочтения художественным произведениям, считал их частью гос. дела.
Существовала только одна газета – «Ведомости». Потом возникли санкт-петербургские «Ведомости».
Петровская эпоха – подготовка к культурному взлету: открытие образовательных учреждений, подготовка грамотных людей (не интеллигенции, не употреблять это на экзамене, т.к. это понятие появилось лишь в 60-е года XIX).
Были сословия.
Книгоиздание – это тоже дело гос. важности для Петра. Можно провести аналогию с сов. эпохой: не было коммерческих издательств.
Но в петровское время существовала рукописная книга, наравне с печатной.
В области театра – создание функциональных кадров, развитие драматургии.
- естественного права
- общественного договора
- общего блага
Монарх, в свою очередь, ценил тех, кто принес пользу Отечеству, а не за род (это подтверждает закон 1722 г. о порядке гос. службы в Российской Империи, «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» - его следует знать).
Истинный характер политики: политика Петра была продворянской. Интересы же податных сословий не учитывались.
Первоначальной задачей правительства было насаждение просвещения в России.
Вы время каждого выезда за границу Петр посещал музеи. Из зарубежных ученых он особо отмечал Лейбница.
С 1697г. десятки молодых людей потянулись за границу. Для того, чтобы решить проблему кадров на Родине.
При Петре организовывались светские технические училища: например, Математическая и навигатская школа в Москве, которая потом переехала в Петербург и стала Морской академией; Инженерная и артиллерийская школа в Петербурге и Москве, которая создалась1712г.
В 1714 г. во всех губерниях создавались цифирные школы: туда принимались «все ребятки изо всех чинов и людей», но крепостные крестьяне отметались.
1721 г. – указ об основании школ при каждый епархии.
Были организованы две гимназии.
В царствование Петра издано – 603 книги.
Петровская эпоха показала: легче подготовить и оснастить армию, чем провести изменения в области культуры, потому что общество должно быть подготовленным.
1708 г. – выходит книга «Геометрия, словенские землемерия» - первая книга не с кириллическим шрифтом, а с гражданским. Это должно было подчеркнуть разрыв власти с церковью.
В апреле 1708 г. также выходит книга «Приклады, како пишутся комплементы разные» (орфография сохранена). Это письмовник, т.е. собрание образцов писем. Переведено с немецкого переводчиком Шафировым. Обычно письмовники были рукописные. Кстати, эта книга тоже была напечатана гражданским шрифтом. Примеры: образец благодарительного писания (т.е. письма) за доброе угощение, образец писания студента к своему отцу. Требуется: вежливость, благородное обращение, пропагандируется благородная любовь к даме.
Петр Первый терпеть не мог лишних рассказов в книгах , даже в худ. литературе видел только прикладной характер. Из сотен переведенных книг лишь единицы были художественными.
Тем не менее, Петр считал нужным знакомство с мифологией, несмотря на то, что церковь его за это порицала.
«Притчи Эзопа» претерпели пять изданий. «Библиотека о Богах», Аполлодор – несколько. «История о разорении Трои» - три издания. «Книга Квинта Курция о делах, соделанных Александром Великим» - четыре издания. В них не было общественной потребности – это было повеление Петра.
«Юности честнОе зерцАло, или показания к житейскому обхождению» - учебник хорошего тона. Издан факсимильным способом в 90-м году. Первая часть этой книги – азбука и таблица переводов (цифры). Сохранились только два экземпляра этой книги. Вторая часть содержит библейские изречения. Третья часть – девушках, о девическом целомудрии, о девическом смирении (все это составлено по немецким источникам). Но в «Юности…» были рекомендации, советы, а не перечисление наказаний, как, к примеру, в «Домострое». О девич. добродетели: должно быть двадцать добродетелей. Например, стыдливость.
В книге множество ссылок на античных авторов, а также на Лютера, Шекспира и др.
Цель: внушить людям идеал достойного поведения.
Частных книжных лавок не было – печатные книги можно было купить лишь в Печатном дворе.
Стефан Егорский – его проповеди были рукописные: он был оппозиционером. Также рукописными были и книги старообрядцев. В рукописных сборниках были переводные повести, либо истории «по мотивам», либо русские «гистории».
Также в петровское время возникает потребность писать любовные вирши.
Любовной лирике был свойственен двойственный характер: 1) ориентация на западно-европейские образцы, силлабическое стихосложение; 2) фольклорное влияние.
Появились стихи, сочиненные конкретными людьми – анонимность перестает существовать.
Виллим Монс – стихотворец при Петре. Его секретарь – Егор Столетов.
Также писал стихи стольник Петр Квашнин.
Никаких достижений в поэзии не было: существовало прямое подражание, варваризмы. Образы Фортуны, Купидона, Венеры.
Феофан Прокопович: «В наше время все стали стихотворствовать до тошноты».
Произведение Дефо «Робинзон Крузо» очень сходно с «Гисторией…»: Дефо очень интересовался Россией, и в «Крузо» даже советовал Петру прекратить войну со шведами и начать завоевание Китая. Таким образом, «Гистория о… Кориотском» существует в контексте мировой литературы
Официально театр возник в середине 18 века, до этого момента существовали как альтернатива скоморохи. И вот в 1748 и 1756 году выходят запреты на деятельность скоморохов. Отныне цель театров – пропаганда знаний и политики государства. Для этого было предпринят ряд мер. В 1702 Пётр Великий отправил бывшего «комедианта», венгра Ягана Сплавского, в Данциг, чтобы навербовать там труппу. Сплавский привёз в Москву девять комедиантов, набранных из странствующих немецких трупп, под управлением Куншта.
Аллегории были самого разного толка, к примеру, колесо – фортуна. В исторической аллегории под апостолом Петром мог подразумеваться русский царь. Также в этих сказках были ожившие эмблемы: драконы, птицы и т.п.
В этой пьесе различные аллегории: вывод евреев Моисеем, Ревность Российская, Хищение Неправедное. Под Ревностью Российской надеюсь понятно, что за страна подразумевалась, если что, подсказываю, название этой страны начинается с буквы «Р». Под Хищением Неправедным подразумевалась Швеция.
В пьесе присутствуют различные образы: двуглавый орёл, прегордый лев (Швеция). В финале пьесы Торжество возлагало венок победы на Ревность Российскую.
«Божье гордое уничижителей уничижение» (1709 год)
«Слава печальная» (1729 год) по случаю смерти Петра I
В Измайлове и т.д.
«Епиникион» (1709 год) – отклик Прокоповича на полтавскую битву. Одно из немногих его произведений, являющееся стихотворным.
Епиникиона – (от греческого военная песнь) впервые был издан в сборнике «Панигирикус». Современники Прокоповича считали эту поэму эпической.
В этом произведение он воспевает победителя и поносит праведным словом предателя Мазепу и Карла XII. Поэма официальна. Специально написана сложным стилем (мифолог). В нём используется множество аллегорических образов, риторических структур (риторический вопрос, риторическое восклицание).
Летом 1709 года в газете «Ведомости» был специальный репортаж Петра I с места сражения. В заключение своего репортажа он сравнил судьбу Фаентона с полтавским сражением. Пётр обещал напечатать ещё статью по этому поводу, но так этого и не сделал.
Размер данного произведения – героический (13 сложный).
Композиция состоит из 7 частей (каждая часть в произведение начинается с красной строки):
1)
2) Проводятся аналогии с Троей («брань 10 лета начала»)
В этой части также присутствует цитирование Бога «Моя десница с Петром во вражьем стане будет…»
3) Воинство Петра объединяется в порыве к победе (не без помощи высших сил конечно)
4) Здесь рассказывается о Мазепе и о суде высших сил, которые в дальнейшем карают Мазепу.
5) Описание полтавского сражения (это самый большой фрагмент). Апофеозом является появление самого Петра на поле битвы, что и решает исход сражения и из-за чего «пал род лютый»
6) Говорится о Петре. Выделяется победа на фоне сопоставления судьбы Феофана и шведов.
7) Часть посвящённая историческому значению победы. Также в данной части Феофан высказывает надежды на возвращение Константинополя в православное лоне.
Многие из «слов» («похвальные слова», «торжественные слова») Прокоповича были напечатаны и после опубликованы. Он произносил их в церкви, ибо по форме они напоминали церковную проповедь.
В «словах» Прокопович часто обличал своих врагов, не всегда, правда, напрямую, нападал на священников мракобесов. Благодаря ораторскому таланту, проповеди имели очень сильный пропагандистский эффект. Помимо всего прочего, его проповеди были довольно злободневны, он часто говорил о политической ситуации.
1) обращение к слушателю
2) частое употребление местоимений «Мы», «Нас», «Наш».
3) риторические вопросы и восклицания.
В целом вывод состоит в том, что дело Петра не умрёт. Россия не уйдёт в прошлое без Петра
Причём здесь Феофан говорит о Екатерине, как об Императрице (ибо она одна из немногих женщин правителей), говоря, что её женская плоть не мешает ей стать великой, подобно Петру.
Был главой церкви и оппонентом Петра (хотя скрывал это, чтобы не лишиться жизни).
Сам Егорский поддерживал царевича Алексея.
Все права на реализацию данных лекций принадлежат группе 117( международное отделение) 2010 года и тем, кто активно участвовал в создании конспектов лекций т е. Белову Даниле и Суб
25 12 2014
3 стр.
Если получится что-то нормально, то возможно также буду давать друзьям пользоваться и в таком случае периодически нужно будет что-то обновлять и переделывать. Но это все потом, пок
12 09 2014
1 стр.
В любом случае надеюсь, что из любого блока или любой страницы, даже открытой наугад, Вы сможете извлечь для себя какую либо пользу, даже если польза эта будет чисто гигиенического
15 12 2014
6 стр.
Если на сайте нет кнопки «Мне нравится», то участник социальной сети вряд ли будет напрягаться, даже если ему понравился какой-то ваш материал. Совсем другое дело, когда для ссылки
14 12 2014
1 стр.
Есть научная фантастика и так же есть духовная фантастика. Есть дешевая духовная фантастика и первоклассная: если хотите дешевку читайте Лобсанга Рампу; если хотите первоклассную ч
14 12 2014
1 стр.
В одних случаях эти основания найти невозможно, а в других — можно, но в любом случае правила рассматриваются как абсолютные, и то, что запрещается этими правилами, вы делать не до
12 10 2014
1 стр.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом
10 09 2014
1 стр.
Суфлер- профессия полупризрачная. Во-первых, потому что профессиональный суфлер должен обладать незаурядной памятью, прекрасной дикцией и способностью быть не слышным и практически
12 10 2014
1 стр.