Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Некоторые общие замечания и обобщения к ответам учащихся на заочный этап викторины «Вода – источник жизни»

Автор – составитель:

Логинова О.Н.:


  1. Членами жюри на основе общих критериев были разработаны свои оценки для каждого вопроса. У каждого из педагогов – членов жюри, была своя оценочная шкала, поэтому баллы, поставленные ими, так разнятся. Но везде, кроме правильного ответа, учитывалось умение работать с информационными источниками: ответы четкие, краткие, верные, логически выстроенные, обоснованные.

  2. В качестве примеров из работ учащихся выбраны только частичные ответы, некоторые мысли и факты.

  3. Если вашей фамилии в списках учащихся с правильными ответами нет, а ответ ваш очень похож на правильные ответы учащихся из других школ – это не значит, что ваш ответ не зачтён, просто так пал выбор.

  4. В некоторых ответах мы указали КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, на которые надо было бы опираться при составлении правильного ответа. Иногда этих слов было несколько, и они были тесно взаимосвязаны между собой.

  5. Во многих ответах предполагалось использование терминологии, даже если в вопросе об этом не говорилось.

  6. И важно было представить своё отношение к материалу.


Правильные ответы и

примеры из лучших ответов учащихся
Материал подготовлен членами жюри

Логиновой О.Н., Егоркиной С.Н., Митиной М.А.,



Рощиной Н.К., Лопырёвым Ю.В.
1-2 классы

1 вопрос

Овчинников Владимир, учащийся 2 «Б» класса СОШ №15. Снег и растительность находятся в постоянной взаимосвязи: снежный покров предохраняет почву от потери тепла, растительность от вымерзания, а растительность в свою очередь задерживает снег. Таким образом, если будет уничтожена растительность, задерживающая снег, то метели снимут снежный покров, обнаружив грунт. Снег, тающий весной, обеспечит почву влагой, что очень важно при начале вегетационного периода. Поэтому существует зависимость - чем выше снежный покров, тем больше будет влаги в почве. Тем больше шансов собрать высокий урожай.

Саядянц Арина, ученица 2 «Б» класса, МБОУ Гимназия №2. Пословица – житейская мудрость народа. Есть взаимосвязь между природными явлениями и устным народным творчеством. Наши предки были наблюдателями и отражали это в своей разговорной речи.

Кондракова Алина, ученица 1 «Б» класса, МБОУ Лицей № 52. «Много снега – много хлеба». Здоровье озимой культуры (хлеба) напрямую зависит от толщины снежного покрова, т.к. снег является шубой для земли. Шуба толстая, мороз не доберется до озимых, предохранит их от вымерзания, т.е. здесь прослеживается взаимосвязь живой и неживой природы.

Лабузов Павел, обучающийся ДЮЦ «Спорттур» (ученик 1 «А» класса СОШ №16). Данное выражение объясняет зависимость: чем больше выпавшего снега, тем лучше сохраняются в земле озимые, больше весной воды, тем богаче урожай. Значит, количество снега можно считать индикатором здоровья семян и будущего урожая.

Кураксин Иван, ученик 1 «Б» класса, МБОУ Лицей №52. «Вода студена – тело ядрено». Существует взаимосвязь человека с водой: вода почти 2/3 нашего организма, вода очищает и несет положительную энергетику, а чистая студеная вода – индикатор нашего здоровья. Не зря на Руси, да и сейчас люди не забывают старые традиции, купаясь и обливаясь холодной водой, закаляясь при этом, например, в православном празднике Крещение Господне.
2 вопрос.

Кураксин Иван, ученик 1 «Б» класса, МБОУ Лицей №52. Активна выхухоль круглый год, нет периодов спячки. Покроются водоемы ледяной крышей, которая и выходы на берега закроет напрочь, но это не страшно, зверьки свободно живут подо льдом и даже потомство выращивают в холодное время года. А дышат воздухом, которым заполнены норы, ходы сообщения и камеры.
3 вопрос.

Практически все учащиеся правильно ответили на данный вопрос:

Семейство Серые киты:

  • Серый кит;

Семейство Гладкие киты:

  • Гренландский кит;

  • Японский кит;

Семейство Полосатиковые:

  • Горбач (горбатый кит);

  • Сейвал или сайдяной кит (ивасёвый кит);

  • Синий кит;

  • Финвал (сельдяной кит).

4 вопрос.

Панашел Максим, ученик 2 «А» класса СОШ № 33

Это животное – моллюск, обитающий в пресной воде, называется беззубка. Его можно назвать индикатором чистоты воды, так как при попадании в водоем вредных веществ происходит гибель беззубок. Эту взаимосвязь человек использует на водозаборных и водоочистных станциях. В зависимости от состояния беззубок подбирается система очистки воды, чтобы не причинить вред здоровью людей.



Болотова Софья, обучающаяся ЦДТ «Приокский», ученица 1 «Б» класса СОШ №40

Это животное беззубка – взрослая особь. Существует тесная взаимосвязь между строением животного и его образом жизни. Всасывает и пропускает через свое тело до 15 литров воды в час. Беззубка – прекрасный живой фильтр, это индикатор здоровья водоема.



Мартынова Татьяна, ученица 1 «А» класса, МБОУ «Лицей № 52»

Это животное - беззубка, взрослая особь. Она является индикатором чистоты воды. Питается растворенным в воде веществами и мельчайшими организмами. Ее размножение находится в тесной взаимосвязи с наличием рыб в водоеме.


5 вопрос.

Логина Полина, ученица 2 «А» класса школы №61

Назвала больше всех «Драконов»:



Растения: Драконово дерево (драцена), Дракула (семейство Орхидные), Дракункулюс (семейство Ароидные), Драконовый фрукт (Питайя), Драконтомелон (семейство Анакардиевые), Дракофиллум (семейство Вересковые).

Животные: Драконы летучие (семейство агамовых), Грианский дракон (Каймановая ящерица), Дракон с острова Комодо, Большой морской дракон, Драком Ольма (Протей европейский), Лиственный морской дракон (Морской пегас).

Река Голубой дракон (Португалия).

Болотова Софья, обучающаяся ЦДТ «Приокский», ученица 1 «Б» класса СОШ № 40

Животные: Рыба красный дракон (арована), Индийский дракон (варан).

Растения: Драконья лилия.

Созвездие Дракон

Мухин Илья ученик 1 «Б» класса, МБОУ «Лицей № 52»

Дракончик (Игуана обыкновенная).



3-4 классы

1 вопрос.

Соломатин Денис, обучающийся ДЮЦ «Спорттур», ученик 3 «А» класса СОШ № 64

«Снега надует – хлеба прибудет, вода разольется – сена наберется»

Пословица показывает взаимосвязь в природе - люди давно заметили, что будущий урожай хлеба и сена находится в зависимости от количества снега и наличия разлива. Озимые, не покрытые вовремя снегом, вымерзают, значит, снег сохраняет зерно здоровым и служит индикатором будущего урожая.



Турчин Антон, ученик 4 «Б» класса, СОШ № 44

«Вода студена – тело ядрено»

Здесь говорится о взаимосвязи здорового образа жизни, в частности закаливания, с общим здоровьем человека. Эта зависимость очевидна: закаливания организма приводит к общему улучшению состояния здоровья человеческого тела.


2 вопрос.

Практически все участники викторины справились с ответом на вопрос № 2.

Выхухоль – близкий родственник крота. За свои способности прекрасно плавать и рыть длиннющие подземные норы она получила еще одно название – водяной крот.

Такая особенность строения меха часто встречается у водоплавающих млекопитающих. Это придает шерстке определенную прочность и позволяет распределить между волосками частички воздуха, который является прекрасным теплоизолятором.

Самое страшное время для выхухолей – не зима, а ранняя весна, когда вода в реке прибывает, а поверхность ее еще не освобождена ото льда. Норы заливаются водой, а вынырнуть зверькам некуда. Много их гибнет в это время. Выхухоли, которым удается выбраться на поверхность водоема, устраивают себе новую, временную нору, где живут до спада воды.



Савельев Илья, ученик 3 «В» класса СОШ № 44

Волосяной покров у выхухоли очень густой, не намокающий. Остевые волоски шире, чем в основании, - как бы сами себя заклинивают и поэтому не рассыпаются. Такое строение волос, их положение при погружении в воду и выделении сальных желез предохраняю мех от намокания. Для тех, кто живет под водой – это очень важно: много воздуха между такой шерстью уносит с собой зверек в воду, когда ныряет. Так легче плавать и теплее в воде, потому что воздух - отличный изолятор.



Пыхтин Петр, ученик 4 «А» класса Гимназии № 2

На одном квадратном сантиметре кожи у зверька умещается более 2 тысяч волосков. Такая шуба хорошо держит воздух, и вода не достает тело зверька – выхухоли живет как бы в воздушном футляре. Для тех, кто живет в воде это важно: так и плавать легче, и теплее в воде, потому что воздух отличный изолятор.

А зимой выхухоль дышит, оказывается, воздухом, которым заполнены норы, ходы сообщения, камеры и другие подземные пустоты.

Галкин Александр, ученик 4 «В» класса СОШ № 38

Однако выхухоли страдают от недостатка воздуха. Лед закрывает доступ на поверхность водоема, и им приходится довольствоваться небольшим количеством воздуха, имеющегося в норе. Норы расположены обычно под корнями кустов, что облегчает проникновение в них воздуха с поверхности земли. Снег в лесу благодаря сучьям и веткам имеет меньшую плотность, чем на открытом месте. И все же нередко из-за недостатка воздуха выхухоли совсем задыхаться. Поэтому в выхухолевых заповедниках во льду водоемов, как правило, вырубают отдушины.


3 вопрос.

Многие учащиеся справились с заданием.

Озеро Белое (Клепиковкий район). Озеро получило название по характерному признаку воды. В народной географической терминологии сочетание белые воды имеет ряд значений: «вода во время цветения», «мутная весенняя вода», «хорошая и чистая».

Озеро Черное, Черненькое (Клепиковский район): «Цвет объясняется торфяным дном озер – чем старее торф, тем темнее вода».
Филатов Кирилл, учащийся 3 «В» класса СОШ № 34 (авторское):

В самом сердце России Мещера:

Озера, болота, пруды.

Здесь прославляет природа

Могучую силу воды.

А если заботой окружим

Все то, что дано с давних пор,

Смотреть будет наша Мещера

Голубыми глазами озер.
4 вопрос.

Практически все учащиеся правильно ответили на данный вопрос.

Семейство Серые киты:


  • Серый кит;

Семейство Гладкие киты:

  • Гренландский кит;

  • Японский кит;

Семейство Полосатиковые:

  • Горбач (горбатый кит);

  • Сейвал или сайдяной кит (ивасёвый кит);

  • Синий кит;

  • Финвал (сельдяной кит).

Гофман Вероника, учащаяся 3 «А» класса СОШ № 64, обучающаяся РГСЮН: отметила лимитирующие факторы и нарисовала китов
5 вопрос.

Юркова Екатерина, ученица 3 «Б» класса СОШ №70

Это животное – личинки вислокрылки. Условия обитания личинки вислокрылки тесно взаимосвязаны с водной средой. Личинку можно использовать в качестве живого прибора организма-индикатора, которая может подсказать экологу о надвигающейся экологической опасности. Их отсутствие в водоемах говорит, о качестве водыи и здоровье. Из этого следует, что в природе существует тесная взаимосвязь между присутствием личинок вислокрылки в воде и чистотой этих водоемов.



Жаров Дмитрий, ученик 3 «Б» класса СОШ № 36

Это животное – личинки вислокрылки обыкновенной, семейство Сиалид. Личинка является своего рода индикатором чистоты водоема, так как обитает в стоячей воде или медленно текучей воде, болотах. Отростки, похожие на ножки – это трахейные жабры, от которых зависит жизнь личинки, при помощи их она передвигается и дышит. В природе все взаимосвязанно: личинка хищник, но и сама является пищей для рыб. Здоровье водной среды находится в прямой зависимости от загрязняющих веществ.



Харьков Василий, учащийся 4 «А» СОШ № 3:

Изображена личинка вислокрылки, обитающая на дне водоемов среди ила, и дышащая растворённым в воде кислородом. Она питается мелкими водными животными, а сама служит пищей для рыб. Жизнедеятельность личинок находится в тесной связи с уровнем загрязнения донных отложений и концентрацией кислорода в воде. Личинка является индикатором экологического равновесия в водоеме.



Ефимова Альбина, обучающаяся РГСЮН:

Личинка вислокрылки – индикатор качества воды.



Воронцова Екатерина, учащаяся 4 «А» класса СОШ № 19:

Существует прямая взаимосвязь между здоровьем людей и животных и состоянием близлежащих водоемов.


6 вопрос:

Картофельникова Елена, учащаяся 3 «А» класса СОШ № 31:

Каймановая ящерица или гвианский дракон, древесная ящерица или летучий дракон, травяной морской дракон.



Грачёв Павел, учащийся 3 «А» класса СОШ № 64, обучающийся «ДЮЦ «Спорттур»; Рыжкин Егор, учащийся 4 «А» класса СОШ № 17 и Панина Алина, учащаяся 4 класса СОШ № 19:

Драконы острова Комадо (пресмыкающееся более 3-х метров в длину и весом 150 килограммов; внешне животное очень похоже на дракона). Эти вараны – замечательные пловцы.



Ефимова Альбина, учащаяся 3 «А» класса СОШ № 31, обучающаяся РГСЮН:

В 1980 году для защиты самой большой ящерицы – командорского дракона на индонезийских островах был создан национальный парк.



Долгушев Матвей, учащийся 4 «А» класса СОШ № 15:

Одним ударом хвоста командорский дракон может сбить с ног оленя.



Нагайцева Кристина, учащаяся 4 «А» класса СОШ № 3:

Драконы оставили след в искусстве. Сегодня скульптуры драконов – стражей можно увидеть в буддийских храмах, в христианских церквях. Домашними драконами называют игуан – ящериц, которые питаются растительной пищей и живут на деревьях.



Королёв Владимир, учащийся 4 «А» класса СОШ № 19:

  • Лиственный морской дракон, или морской пегас – рыба из семейства Игловые (отростки на её теле имитируют слоевища водорослей).

  • Драконий фрукт, или Питайя. Кожура этих съедобных плодов похожа на чешую дракона.

  • Драконовое дерево, или драцена (драконник). Имеет ярко-густой сок – «драконова кровь».

  • Дракон Ольма, или Европейский протей – хвостатая амфибия.

  • Большой морской дракон – хищная рыба отряда окунеобразных.

Бакунин Владимир, учащийся 4 «А» класса СОШ № 36:

Маленьким драконом можно назвать личинку амбистомы – аксолотль.



Мишина Анна, учащаяся 4 «А» класса СОШ № 70:

Водяной дракон – аксолотль. Слово аксолотль взято из языка ацтеков.



Гаджиев Дмитрий, учащийся 3 «Б» класса СОШ № 33:

Ядовитая рыба дракончик имеет длинный острые шипы, а на них – ядовитые железы.



Галкин Александр, учащийся 4 «В» класса СОШ № 38; Гущина Дарья, учащаяся 3 «А» класса Гимназии № 2; Пенькова Мария, учащаяся 3 «А» класса СОШ № 60; Сурковы Владимир и Валерий, учащиеся 4 «А» класса СОШ № 64, обучающиеся «ДЮЦ «Спорттур» и Филатов Кирилл, учащийся 3 «В» класса СОШ № 34: привёли в качестве примеров 8 -12 видов растений и животных, в названиях которых есть слово «дракон».
5-6 классы

2 вопрос.

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО – жизненный цикл, а не растения болот.

Поцелуева Любовь, учащаяся 6 «А» класса СОШ № 67:

Жизненый цикл – последовательность стадий развития, через которые проходит представитель данного вида от одного поколения до следующего. Жизненный цикл организма - совокупность всех фаз развития организма.

Такой жизненный цикл имеют Мохообразные и Папоротникообразные. Далее надо было привести примеры. И не обязательно было писать про гаметофит и спорофит.



Рябова Татьяна, учащаяся 5 «Б» класса СОШ № 64 привела схему чередования поколений на примере мха сфагнума.

Про мох сфагнум практически у всех написано правильно и интересно.

Отметили его поразительную гигроскопичность, отличную воздухопроницаемость и дезинфицирующие свойства.

Пронькин Михаил, учащийся 6 «А» класса СОШ № 38:

Во время Великой Отечественной войны мох сфагнум широко применялся в медицине. Его использовали как перевязочное средство, так как он впитывает огромное количество крови, гноя и других жидкостей и в то же время обладает воздухопроницаемостью даже в мокром виде. Зная бактерицидные свойства сфагнума, врачи применяли его при порезах, а также при ожогах и обморожениях. В случае перелома конечностей, его использовали как смягчающую прокладку между шиной и кожей, чтобы уменьшить трение и смягчить удары при транспортировке больного. Еще его использовали против стафилококкового поражения кожи. Сфагнум замачивали в воде, промывали этой водой пораженные места, а затем прикладывали влажный мох.

Но не только в медицине применяли мох во время Великой Отечественной войны, его также использовали в строительстве деревянных домов и землянок в качестве утеплителя.
3 вопрос.

Костикова Марина, учащаяся 5 класса СОШ № 47, член экологического клуба «Хозяин Мещеры»:

Если в жизни района водный объект играет важную роль, то его разрешено наносить на герб в виде голубой или белой полосы, в виде голубого поля.



Практически все участники викторины ответили правильно:

Ряжский район – волнистая перевязь в гербе – символ реки Хупты;

Шиловский и Касимовский районы – волнистый пояс, перевязь – символ реки Оки; Сасовский район – волнистая перевязь – символ реки.

Гуйда Катя, учащаяся 6 «А» класса Гимназии № 5:

В Рязанской области – 895 малых рек.



Рябова Татьяна, учащаяся 5 «Б» класса СОШ № 64 и Болотин Кирилл, учащийся 5 «А» класса СОШ № 17:

Гусь – левый приток реки Оки. Длина – 146 км. Протекает по Касимовскому району. Протекает и во Владимирской области.

Совка – левый приток реки Пра. Длина – 23 км. Клепиковский район.

Сыч – приток реки Выша. Длина 18 км. Протекает в Шацком районе нашей области и в Тамбовской и Пензенской областях, республике Мордовия.

Колпь (птица колпица) – левый приток реки Гусь. Длина 99 км. Протекает по Касимовскому району.

Папкова Наталия, учащаяся 6 «А» класса СОШ № 51:

Река Гусёвка рядом с деревней Льгово, река Воробьёвка Клепиковского района, река Журавка (левый приток реки Мисервы – правого притока реки Гусь).



Иванникова Елизавета, учащаяся 6 «А» класса СОШ № 51:

Лыбедь – река течет по центру города Рязани, приток Трубежа.



Храмшина Юлия, учащаяся 5 «В» класса СОШ № 13:

Река Сорока (Посерда) впадает в озеро Дубовое.



Лысиков Алексей, учащийся 5 «А» класса СОШ № 70 и Сушилин Константин, учащийся 6 «А» класса СОШ № 67:

Река Журавка в Сасовском районе.



Фатеев Евгений, обучающийся РГСЮН, учащийся 6 «А» класса СОШ № 8 и Сушилин Константин, учащийся 6 «А» класса СОШ № 67:

Река Рябиновка (дрозд рябинник) у д. Рябиновка.



Игнатьева Ирина, учащаяся 6 «В» класса Гимназии № 5:

Река Вшивка в Рыбновском районе («вшивик» - чибис).



Андреев Глеб, обучающийся ЦДТ «Приокский»:

Река Тетеревка


Река Ока, общая длина которой 1500 км, является главной водной артерией области. Она поступает из Московской области на расстоянии 781 км от устья, течет по Рязанской области на протяжении 489 км и поступает во Владимирскую область.
4 вопрос

Правильный ответ – росянка. Растёт на болотистых почвах и испытывает недостаток в питательных веществах. Поэтому пищу дополнительно «добывает» из насекомых (насекомоядное растение).

Практически все учащиеся описали механизмы ловли насекомых росянкой.
5 вопрос

Иловая муха, или пчеловидка, или ильница (Eristalis tenax L.) принадлежит к отряду двукрылых (Diptera), к семейству цветочных мух (Syrphidae).
Это довольно крупная темно-бурая муха, с яркими желтыми пятнами на брюшке. Она с громким жужжанием носится вокруг цветущих растений и по внешнему виду похожа на пчелу (откуда и название «пчеловидка»). Но одна пара крыльев и короткие усики выдают ее принадлежность к мухам. Изображена личинка, уже само название которой «крыска» говорит об ее необычайном виде. Грязно-серое цилиндрическое тело этой личинки заканчивается очень длинным хвостовым отростком, что, в общем, действительно дает грубый контур тела крысы. Личинки водятся в самых загрязненных водах, богатых органическими отбросами: в сточных канавах, навозных лужах около хлевов, в кадках со стоячей водой, даже в помойных ямах.

6 вопрос

Трофический уровень - совокупность организмов, объединяемых типом питания.

Побединская Вера: учащаяся 6 «Б» класса Лицея № 52:

Животные одного трофического уровня находятся под буквой «А», здесь – животные являются консументами 2 порядка:

А) косатка, афалина, кашалот, северный плавун.
Рябова Татьяна, учащаяся 5 «Б» класса СОШ № 64 к каждому животному поставила цифру, обозначающую трофический уровень.

Гуйда Катя, учащаяся 6 «А» класса Гимназии № 5:

Различают 5 трофических уровней: 1. Продуценты (автотрофы – в основном зеленые растения, способные к фотосинтезу); 2. Первичные консументы (травоядные животные); 3. Вторичные консументы (хищники и паразиты первичных консументов). 4. Вторичные хищники (нападают на хищников и паразиты вторичных консументов). 5. Надпаразиты высоких порядков (паразиты, живущие на других паразитах).


7 вопрос

Для правильного ответа на этот вопрос надо было соединить ДВА КЛЮЧЕВЫХ СЛОВА: водоемы Рязанской области и английское слово dragon (дракон).

В английском языке много биологических названий со словом dragon (дракон): dragon's-mouth – «рот дракона» - львиный зев большой; dragon tree - драконово дерево, драцена драконовая; dragon lizards - агамы, агамовые и др. Но, ни один из этих видов не обитает в водоемах Рязанской области. В водоемах живут личинки стрекоз. Английское название стрекоз - dragon fly (летающие драконы).

Экологическая зональность водоемов - существование в водоёмах различных зон жизни, населённых разными организмами и их сообществами.

Особенно чётко зональность проявляется в озёрах умеренных широт: водная масса – пелагиаль и дно озёр – бенталь.

Дедка обыкновенный – бенталь (дно водоемов); Стрекоза плосконожка – зона нектона - обитает среди растительности в проточных водоемах.



Иванова Анна, учащаяся 5 «А» класса СОШ № 60:

Красная книга Рязанской области: зеленое коромысло; дозорщик-император; перевязанная стрекоза; рыжая стрекоза



Игнатьева Ирина, учащаяся 6 «В» класса Гимназии № 5:

В городе Никамура японского острова Сикоку с 1988 года открыт первый в мире естественный парк «Королевство стрекоз», где можно наблюдать 60 видов стрекоз. Всего в мире – 4500 видов.



7-8 классы

Овчинникова Екатерина, учащаяся 8 «А» класса СОШ № 70:

Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета,

Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –

Это главное таинство, главное чудо планеты,

Это главный исток, из которого вылилась Жизнь. («Стихи о воде», Аркадий)
1 вопрос

Объясните смысл поговорок и пословиц, используя для этого слова: индикатор, зависимость, закаливание, происхождение (не более 2-х предложений):



  • Посмотрись в воду на свою природу.

  • Вода студёна - тело ядрено.

Из коллективной работы учащихся 8 «Б» класса СОШ № 11:

Посмотревшись в воду, особенно в черте города, человек должен задуматься о хрупкости мира, о своем происхождении и назначении, о зависимости человека от природы и природы от человека.



Никитина Анастасия, ученица 8 «А» класса СОШ № 38:

Здоровье тела человека зависит от закаливания организма холодной водой.



Федорова Елизавета, ученица 7 «А» класса СОШ № 63:

Закаливание водой – одно из наиболее сильных средств укрепления здоровья.



Сермягина Ксения, ученица 8 «Б» класса СОШ № 34:

Вода – глаз природы и является индикатором всех качеств в человеке.



Трунин Антон, учащийся 7 «А» класса СОШ № 63:

Студёная (холодная) вода способствует лучшему обмену веществ, лучшему кровотоку, поэтому человек становится здоровее (ядренее).



Лозовая Елена, учащаяся 7 «Б» класса СОШ № 64:

Вода в русских поверьях – совершенно одухотворённая стихия.



Оводкова Оксана, учащаяся 7 «Б» класса СОШ № 64:

На Руси вода считалась символом жизни, мудрости, истинных ценностей. Вода является индикатором чистоты человеческих мыслей и стремлений. Вода – вещество, которое обуславливает взаимосвязи на всей Земле.



Куликов Федор, учащийся 8 «В» класса Гимназии № 5:

Я ежедневно с 7 лет обливаюсь в любую погоду на улице холодной водой. Ощущения после этого потрясающие! И я не знаю, что такое антибиотики.



Железный Алексей, учащийся 7 «Б» класса СОШ № 51:

Чистота воды – индикатор общего состояния экосистемы.



Шлыкова Анастасия, учащаяся 7 «А» класса СОШ № 44:

Мы должны охранять водные ресурсы от загрязнения мусором различного происхождения.


2 вопрос

Имеются предметы: губка, детская колыбелька, кусок мыла, ситечко для чая, драгоценность. Как эти предметы связаны с одним из 1230 поверхностных водных объектов Рязанской области, являющимся государственным природным заказником регионального значения, расположенным в Скопинском районе и имеющим в своем названии название кустарничка из семейства Вересковые, который имеет эндотрофную микоризу?

Одним из 1230 поверхностных водных объектов Рязанской области является – болото. Болота – особый тип наземных экосистем, для которого характерны избыточное увлажнение, наличие влаголюбивой растительности и процесс формирования торфа (не менее 30 см). Государственный природный заказник регионального значения, расположенный в Скопинском районе – Болото без названия (Клюквенное). Этот заказник расположен в междуречье рек Кердь, Мокрая Тобола и Проня.
Неугодов Артем, ученик 7 «А» класса СОШ № 17

Болото – губка. Болота – важное звено круговорота воды на земле, накопители и регуляторы пресной воды. Они, как губка, сохраняют влагу. Многие реки берут свое начало из болот. Когда много воды болота ее впитывают, когда наступает засуха – отдают воду рекам. Без болот многие реки мелеют и пропадают. Мощный слой торфа, как губка, впитывает воду, вдоволь питает ею растения.



Федорова Елизавета, учащаяся 7 «А» класса СОШ № 63:

На болоте растет мох-сфагнум; в переводе с греческого «сфагнум» - «губка». Этот мох может впитывать очень много воды – в 30-40 раз больше, чем весит сам!



Осипова Дарья, ученица 8 «Б» класса СОШ № 61:

Семена Вересковых прорастают только с помощью микоризы



Из коллективной работы учащихся 8 Б класса СОШ № 11:

Болото – «детская колыбелька» – вызывает у нас несколько ассоциаций:



  1. В торфе находят пыльцу растений, по составу которой ученые могут судить о прошлом «детстве» данной территории.

  2. В болотах зарождаются многие реки, водный объект для них является колыбелью.

Неугодов Артем, ученик 7 «А» класса СОШ № 17:

Клюквенное болото зарастает ивняком. Из ивовых прутьев издавна делали детские колыбельки.



Сизова Ирина, учащаяся 7 «А» класса СОШ № 25:

Существует понятие «болотная зыбь» - это неустойчивая, колеблющаяся поверхность, а детскую колыбельку в старину называли «зыбкой», так как она легко приходит в движение, колеблется.



Бертяева Марина, учащаяся 7 «А» класса СОШ № 40:

В Лапландии мхом выстилают колыбельки, подобно тому, как птицы выстилают им свои гнезда.



Корнеева Светлана, учащаяся 7 класса, обучающаяся Детского Эколого-биологического центра:

Болота умеренных и высоких широт — это своеобразные «ловушки» органического углерода, в которых происходит его накопление и захоронение в виде не полностью разложившихся остатков растительности, образующих торф. Это и есть драгоценность.

Торф является для человека большой ценностью. Даёт тепло, удобрения…Он состоит из того же элемента, что и драгоценный алмаз – из углерода.

Сизова Ирина, учащаяся 7 «А» класса СОШ № 25:

На болотах наблюдаются блуждающие огни, которые светятся и блестят, как драгоценности.



Фетисова Надежда, учащаяся 8 класса СОШ № 14, обучающаяся РГЦРТДиЮ «Созвездие»:

Ягоды клюквы похожи на драгоценные камни рубины или гранаты; в своём соке клюква содержит серебро.



Марушин Андрей, учащийся 7 А класса СОШ № 53:

Губка – впитывающий материал. Болото весной и осенью впитывает влагу и хранит её, а в жару отдает накопленное богатство, увлажняя воздух и почву, создавая особый микроклимат без резких перепадов температур. А это важно для живого. Болото – регулятор климата.

Детская колыбелька: в воде у многих водных животных происходит оплодотворение и развитие яиц (лягушки, жабы). На болотах многие водоплавающие птицы выводят свое потомство. Гнезда птиц можно сравнить с колыбелью.

Драгоценность: болота – настоящий клад для нашей планеты. Они препятствуют развитию парникового эффекта. Они естественным путем уменьшают содержание углекислого газа в атмосфере – захоранивают часть неразложившейся органики.

Шлыкова Анастасия, учащаяся 7 «А» класса СОШ № 44:

территория ООПТ на карте имеет вид чашки, а заболоченная местность – вид ситечка для чая.



Оводкова Оксана, учащаяся 7 «Б» класса СОШ № 64:

Болотный ил – сапропель можно сравнить с кусочком мыла, так как его используют в лечебных и косметических целях: расширение капилляров, антибактериальное действие.

Водно-болотные комплексы поглощают из атмосферы углекислый газ и токсические вещества. 1 га болота выделяет кислорода больше, чем 1 га луга или леса.

Торф – ценнейший вид топлива. Если бы не такие «дрова», совсем бы замёрз блокадный Ленинград, не выжили бы в войну сотни городов и деревень.


При движении воды по болотам ил и связанные с ним биогены оседают, а вода очищается по мере просачивания в грунтовые воды. Таким образом, важнейшей ролью болот является фильтрация воды перед тем, как она попадает в озера и грунтовые воды.

Сермягина Ксения, учащаяся 8 «Б» класса СОШ № 34:

Через ситечко для чая процеживают сок клюквы для приготовления морса.

Болото – кусок мыла. При приготовлении натурального мыла используют сок клюквы.

Афанасьева Анастасия, учащаяся 8 «А» класса СОШ № 72:

Вода в торфяных озерах на ощупь скользкая и мылкая, как мыло.



Корнеева Светлана, учащаяся 7 класса, обучающаяся Детского эколого-биологического центра:

Торфяная вода мягкая и хорошо отмывает руки, как мыло, и растения болотные используют вместо мыла: корневища аира, рдеста.


Из коллективной работы учащихся 8 «Б» класса СОШ № 11:

В старину клюкву называли Моховица. В соответствии с современной классификацией клюква относится к семейству Брусничных, выделенному из семейства Вересковых.



Сермягина Ксения, ученица 8 «Б» класса СОШ № 34:

Растение - клюква, в народе часто именуемая как веснянка, журавиха (ею питаются журавли), а раскрытые цветки на стеблях напоминают шею и голову журавля.



Сизова Ирина, учащаяся 7 «А» класса СОШ № 25:

Международное латинское название Охуcoccus palustris Pers, что в буквальном переводе значит «болотный кислый шарик».

Английское название клюквы «cranberry» - журавлиная ягода. Завязь ягоды с лепестками напоминает голову журавля. Журавли питаются клюквой.

Федорова Елизавета, учащаяся 7 «А» класса СОШ № 63:

В 17 веке в Новой Англии клюкву называют «медвежья ягода».



Бертяева Марины, учащаяся 7 «А» класса СОШ № 40:

Клюкву называли «молодильной ягодой»: она богата оксидантами, а эти вещества замедляют старение кожи.

Цветет клюква розово-красными цветками, которые собираются по 2-4, реже по 6 штук, в зонтиковидные соцветия, в период с мая по июль. Ягоды, небольшие, шаровидные красного цвета, созревают в сентябре, а вот собирают урожай с осени до весны. В сентябре ягоды твердые, дозревают и размягчаются они при хранении. После первого мороза, ягода становится более вкусная и кислая, лучше всего ее хранить в замороженном виде, самая сладкая клюква «подснежная», которая перезимовала на кустах, после зимних моров она более сладкая, но хранится она не долго.

Растение клюква испытывает водное голодание из-за физиологической засухи.

Клюква – подснежница (можно собирать после схода снега; она сохраняется и после схода снега).

Клюква содержит бор, железо, йод, калий, кальций, магний, марганец, серебро, фосфор и другие минеральные вещества. Английское название «cranberry» в буквальном переводе означает «журавлиная ягода». На языке коми клюква – «турипуу» означает «журавлиная брусника»: завязь ягоды с лепестками напоминает голову журавля. Клюква – настоящая драгоценность.



Евченко Иван, учащийся 8 «А» класса СОШ № 53:

В средние века клюква была одним из источников дохода российской казны.



Орешкова Диана, учащаяся 7 «А» класса СОШ № 53:

Ягоды клюквы соединены зеленой ниточкой и похожи тем самым на драгоценное ожерелье.

Микроорганизмы, населяющие торф, прекрасно справляются с очисткой стоков!

Колыбель – в старину «зыбка» - успокаивающе раскачиваемая кровать или люлька.

Высушенные семена клюквы используют в скрабах и мыле.
Из всех живых организмов ни одна группа не связана так тесно и закономерно с высшими растениями, как сапрофитные грибы, пронизывающие почву своим мицелием. Эта связь выражается не только в тех биохимических изменениях почвы, о которых говорилось выше, а главным образом в симбиозе многих грибов с корнями высших растений - так называемой микоризе. Микориза - грибокоренъ (термин введен в 1885 году Франком) - представляет собой комплекс мицелия гриба с корнями высших растений. Различают три вида микориз - эндотрофную, эктотрофную и эктоэндотрофную.

Трунин Антон, учащийся 7 «А» класса СОШ № 63:

Эндотрофные микоризы получаются, когда мицелий гриба проникает через покровные ткани корня и развивается внутри его клеток. При этом внешне корень не изменяется, его ветвление остается прежним, на поверхности корня сохраняются корневые волоски.



Афанасьева Анастасия, учащаяся 8 «А» класса СОШ № 72:

У микоризных растений наблюдается более интенсивный обмен питательными элементами с почвой. В грибном чехле аккумулируются в большом количестве фосфор, азот, кальций, магний, частично железо и калий. Корневая система с микоризой активнее поглощает органические соединения азота.



При эндотрофной микоризе простейшие грибы (тело которых состоит всего из нескольких клеток) живут целиком в клетках корня вересковых и постепенно перевариваются ими. Некоторые исследователи считают, что вересковые потому и живут на кислых почвах; грибы, сожительствующие с ними, не выносят щелочных почв.

Эндотрофная микориза широко распространена у растений семейств орхидных, вересковых, брусничных, а также у многолетних трав из семейства сложноцветных и у некоторых деревьев.


Сермягина Ксения, ученица 8 «Б» класса СОШ № 34:

Еще при Александре II генерал Жилинский решил осушить мещерские болота и создать под Москвой большие земли для колонизации. В Мещёру была отправлена экспедиция. Она работала двадцать лет и осушила только полторы тысячи гектаров земли, но на этой земле никто не захотел селиться - она оказалась очень скудной.


Жилинский провёл в Мещёре множество каналов. Сейчас каналы эти заглохли и заросли болотными травами. В них гнездятся утки, живут ленивые лини и верткие вьюны.

Жилинский пытался осушить болота Мещёры. Из этой затеи ничего не вышло. Почва Мещёры - это торф, подзол и пески. На песках хорошо родится только картошка. Богатство Мещёры не в земле, а в лесах, в торфе и в заливных лугах по левому берегу Оки. Эти луга иные ученые сравнивают по плодородию с поймой Нила. Луга дают великолепное сено.

Иосиф Ипполитович Жилинский (1834-1916), известный российский геодезист, генерал от инфантерии (пехоты). В конце XIX века когда в России бурно развивался капитализм, её природные ресурсы стали источниками высоких прибылей. Оборотистые дельцы быстро поняли, что не использовавшиеся в хозяйстве страны заболоченные участки европейской части России можно скупить практически за бесценок, а затем, вложив небольшие средства в несложные осушительные мероприятия, превратить их в высокоприбыльные угодья.

Ермаков Даниила, учащийся 7 класса СОШ № 63:

Первым районом Российской империи, исследованным этой экспедицией, стала Мещерская низменность, расположенная в междуречье Оки и Клязьмы на стыке современных Московской, Владимирской и Рязанской областей. Магистральный канал, проложенный по проекту И.И. Жилинского, по сей день называется его именем.


Лозовая Елена, учащаяся 7 «Б» класса СОШ № 64:

Осушение происходило с большими трудностями. Сети каналов копали вручную, грунт вывозили на лошадях, русла рек чистились с плотов черпаками.



Иконникова Татьяна, учащаяся 8 «А» класса СОШ № 45:

Проект генерала Жилинского не имел аналогов в мире. В результате почти 3 миллиона гектаров болот были превращены в культурные земли.


3 вопрос

Этого животного, обитателя лесов умеренного климатического пояса, гордо называют владыкой болот. На другом континенте обитает другое животное, и в переводе с греческого его имя означает «речная лошадь». Эти животные хорошо приспособились к жизни и добыванию пищи в воде. Какие это приспособления? И в чём можно проследить сходство этих двух животных?



Лось и бегемот (гиппопотам).

Лося можно видеть в воде и в самое жаркое время дня: здесь он кормится и вместе с тем укрывается от зноя и сильно надоедающего ему оленьего овода, который летом кладет яички под кожу лосей; из яичек выходят буроватые продолговатые личинки, которые причиняют зверю сильное беспокойство, но вместе с тем приносят ему и некоторую пользу, избавляя от худосочия.

Летнюю жару лоси переносят плохо. Спасаясь от нее, часто забираются в озера и болота, где блаженствуют целыми днями в прохладе, недосягаемые для гнуса. Особенно страшен для них носовой овод. В пору лёта оводов лоси, как и олени, оберегают от них свой нос - прячут его в густую траву или кусты, держат над самой водой, когда нельзя забраться в нее целиком.  К водоемам больше влечет возможность освежиться в жару и полакомиться водорослями или рдестами. Рдесты - самые привлекательные водные растения для них.

Еще Геродот, Аристотель и Плиний в своих трудах описали гиппопотама,  называя его речной лошадью, или водяной коровой. Научное название рода гиппопотамов, или бегемотов (Hippopotamidae), происходит от греческих слов «hippos» — конь и «potamos» — река.



Сермягина Ксения, учащаяся 8 «Б» класса СОШ № 34:

Лось. Большое значение для лося имеют леса с болотами, тихими реками, ручьями и озерами, где они кормятся водной растительностью. По большей части лоси находят себе пищу вокруг водоемов, там, где берега заросли сочной травой. Они пасутся на молодой траве, едят дикую морковку и грибы, папоротники. Лось также может искать вкусные растения и под водой. Иногда он окунает голову в воду более чем на минуту, выныривая с охапкой растений во рту. Так же свободно он чувствует себя и среди топких болот. На мелководье зверь просто погружает в воду морду по самые уши. В глубоких местах ныряет за водорослями на глубину от 3 до 5 метров.

Тихонова Оксана, учащаяся 8 «Б» класса СОШ № 44 и Оводкова Оксана, учащаяся 7 «Б» класса СОШ № 64:

греческое слово ho hippos ho potamios означает «конь из реки».



Марушин Андрей, учащийся 7 «А» класса СОШ № 53:

Конечности у бегемота и лося имеют схожие черты. Длинные ноги лося, оканчивающиеся узкими копытами, соединены между собой растяжимой перепонкой. У бегемота между пальцами ног также есть кожистые выросты – «перепонки». Эти нехитрые приспособления позволяют животным лучше передвигаться в воде.



Самохина Анна, учащаяся 7 «А» класса СОШ № 53:

У лося и бегемота при погружении в воду глаза и ноздри закрываются кожной складкой.



Синдеев Максим, учащийся 8 «А» класса СОШ № 45:

Под водой бегемота поджидает лабео - рыба семейства карповых, которая удаляет со шкуры зверя остатки водорослей и другой органический материал. А желтоклювая буйволовая птица, родственник скворца, склёвывает со шкуры бегемота и из его пасти всё, что можно найти съестного.



Шлыкова Анастасия, учащаяся 7 «А» класса СОШ № 44:

Гиппопотам и лось имеют большое сходство: крупные размеры, могут подолгу находиться в воде, прячась от жары и насекомых. Имеют сходный рацион питания: водными и околоводные растения.



Анашкина Дарья, обучающаяся клуба «ЭКОАС» ЦДТ «Приокский»

Дневная потребность в растительной пище у бегемота составляет около 70 кг. Главной пищей бегемоту служит лотос, тростник камыш, но, не смотря на хороший аппетит и непритязательность к еде, бегемот не ест водяной гиацинт, произрастающий в  стоячих водоемах тропической зоны. В одну ночь бегемот в состоянии уничтожить растительность с целого поля. Бегемоты питаются также и культурными растениями, овощами и даже арбузами.



Черты приспособления к жизни и добыванию пищи в воде

Лось

Бегемот

Длинные ноги, оканчивающиеся узкими копытами, соединённые межу собой растяжимой перепонкой – лось не увязает в илистом дне, лучше держится на зыбкой почве.

Длинная и вытянутая губа быстро и ловко захватывает растения, произрастающие в воде.



Бегемоты могут нырять, ходить и даже бегать по дну. Под водой их ноздри перекрываются особыми финктерами, что позволяет бегемоту находиться под водой до 5 минут.

Трунин Антон, учащийся 7 «А» класса СОШ № 63:

Бегемоты так приспособились к жизни в воде:



  1. Их кожа лишена волосяного покрова и богата железами, предохраняющими ее от высыхания.

  2. Бегемоты предпочитают неглубокие водоемы с отлогими берегами и пышной околоводной растительностью.

  3. Бегемоты могут оставаться под водой 4-5 минут.

  4. Пища для бегемотов – околоводная и наземная растительность.



4 вопрос

У этих гидробионтов есть специфические приспособления для особого типа питания: придатки на теле личинок мошки и на теле личинок комара, жаберные щели асцидии и др. При этом выполняется функция самоочищения водных объектов в планетарном масштабе. Дайте название этому типу питания, приведите примеры гидробионтов с этим типом питания, укажите приспособление и докажите роль этих животных с помощью математических данных.


Марушин Андрей, учащийся 7 «А» класса СОШ № 53 и Оводкова Оксана, учащаяся 7 «Б» класса СОШ № 64:

Для фильтрации требуются фильтрующие сети. Фильтрация практически всегда достигается пропусканием воды через сетчатые или клейкие органы тела с большой поверхностью (часто эти же поверхности являются и дыхательными). Самый экономичный вариант – так называемая пассивная фильтрация, когда фильтрующие органы прямо омываются течением. В стоячих водоемах требуется активная фильтрация – нагнетание воды через себя или плавание через воду (двустворчатые моллюски, ветвистоусые ракообразные).



Гидробионты – морские и пресноводные организмы, постоянно обитающие в водной среде. Дрейссена может профильтровать до 5 литров воды в сутки.

Кирюшкина Полина, ученица 7 «А» класса СОШ № 3:

Виды фильтраторов: планктонные, пассивные, сидящие, активно плавающие. Так, синий кит с помощью китового уса (роговые пластинки, свисающие с нёба) ежедневно заглатывает приблизительно 1500 кг криля.



Буренин Илья, учащийся 8 «В» класса СОШ № 16:

Животные фильтраторы выполняют важнейшую роль в биологической очистке водоемов. Мидии, обитающие на площади 1 м2, могут прогонять через мантийную полость 150–280 м3 воды за сутки, осаждая взвешенные частицы.



Федорова Елизавета, учащаяся 7 «А» класса СОШ № 63:

Пресноводные дафнии, циклопы или самый массовый в океане рачок Calanus finmarchicus отфильтровывают в день до 1,5 л воды на особь. Литоральная зона океана, особенно богатая скоплениями фильтрующих организмов, работает как эффективная очистительная система.

Нарушение деятельности фильтраторов различными антропогенными воздействиями создает серьёзную угрозу в поддержании чистоты вод.
5 вопрос

Что этот организм, изображенный на рисунке, может рассказать о воде? (Используйте слова: индикатор, здоровье, вещества, взаимосвязи, кислород, организмы, зависимость; составьте не более 5 предложений).



Это растение ……. затянуло всю поверхность воды и показывает, что вода в данном водоёме …(впишите название растения, дайте характеристику состояния водоёма).



Федулова Людмила, учащаяся 8 «Б» класса СОШ № 72:

Это растение – ряска, является индикатором состояния воды.



Из коллективной работы учащихся 8 Б класса СОШ № 11:

Вода в данном водоеме загрязнена органическими веществами, т.е. подвергалась эвтрофикации.



Марушин Андрей, учащийся 7 А класса СОШ № 53:

В ряске содержатся вещества, оказывающие противоканцерогенное действие, что важно для здоровья человека. В зависимости от изменения цвета листеца ряски можно судить о присутствии загрязнителей, поэтому ряска может служить индикатором класса качества воды.


6 вопрос

Назовите морских животных одного трофического уровня:

А) косатка, афалина, кашалот, северный плавун;

Б) финвал, полосатик, сейвал, горбач, гринда;

В) финвал, сейвал, нарвал, морская свинья, бутылконос.
Сермягина Ксения, учащаяся 8 «Б» класса СОШ № 34:

Трофический уровень - совокупность организмов, объединяемых типом питания.

Правильный ответ – ответ А: это представители подотряда Зубатые киты. Все эти животные – активные хищники.

Под буквой Б и буквой В объединены и зубатые, и усатые киты. Они не могут находиться на одном трофическом уровне, так как усатые питаются планктоном и крилем, а зубатые питаются рыбой, нападают на млекопитающих. Трофический уровень зубатых китов выше.
7 вопрос

Для правильного ответа на этот вопрос надо было соединить ДВА КЛЮЧЕВЫХ СЛОВА: водоемы Рязанской области и английское слово dragon (дракон).

В английском языке много биологических названий со словом dragon (дракон): dragon's-mouth – «рот дракона» - львиный зев большой; dragon tree - драконово дерево, драцена драконовая; dragon lizards - агамы, агамовые и др. Но, ни один из этих видов не обитает в водоемах Рязанской области. В водоемах живут личинки стрекоз. Английское название стрекоз - dragon fly (летающие драконы).

Экологическая зональность водоемов - существование в водоёмах различных зон жизни, населённых разными организмами и их сообществами.

Особенно чётко зональность проявляется в озёрах умеренных широт: водная масса – пелагиаль и дно озёр – бенталь.

Дедка обыкновенный – бенталь (дно водоемов); Стрекоза плосконожка – зона нектона - обитает среди растительности в проточных водоемах.



Марушин Андрей, учащийся 7 «А» класса СОШ № 53:

Орешкова Диана, учащаяся 7 «А» класса СОШ № 53:

Личинки (нимфы) перевязанной и рыжей стрекозы обитают в стоячих водоёмах и держатся преимущественно на дне, часто в слое ила (бентос). А у стрекозы дозорщик-император и зеленое коромысло самки откладывают яйца в живые или отмершие ткани растений, погруженных в воду. Личинки живут в прибрежной зоне среди водной растительности (прибрежная зона).


Три основные экологические зоны, где обитают стрекозы – это прибрежная (рипаль), дно (бенталь) и открытая (медиаль).

Некоторые общие замечания и обобщения к ответам учащихся на заочный этап викторины «Вода – источник жизни»

Енки для каждого вопроса. У каждого из педагогов – членов жюри, была своя оценочная шкала, поэтому баллы, поставленные ими, так разнятся

291.12kb.

30 09 2014
1 стр.


Заочный этап олимпиада по социологии
211.33kb.

15 09 2014
1 стр.


Вступление к книге очерков об Англии, англичанах и русских, живущих в Англии

Общие замечания об основных чертах жизни в Англии и если угодно, то иллюстрированное

1869.22kb.

14 09 2014
10 стр.


Областные Первая областная Спартакиада учащихся

Всего в зональных и полуфинальных соревнованиях Первой областной Спартакиады учащихся (3 этап) приняли участие 2 505 чел., в финальных (4 этап) – 721

152.08kb.

09 09 2014
1 стр.


Задания по физики для проведения олимпиады вузов Росрыболовства среди учащихся 11 классов 2012-13 уч год I этап,(заочный)

Кл, движется с высоты 0,5 м по наклонной плоскости с углом наклона 30°. В вершине прямого угла, образованного высотой и горизонталью, находится неподвижный заряд 7,4 мкКл. Какова с

10.4kb.

14 12 2014
1 стр.


Сценарий тематического классного часа «Поговорим о деньгах»

Обсудить с учащимися значение денег в жизни человека, диагнос­тировать знания учащихся в форме опросов и викторины по теме

122.22kb.

11 10 2014
1 стр.


Термальная вода – источник здоровья и отличного самочувствия

В те времена «люди сами копали ямы в гравии или песке, ограждали их ветками и в них лежали». Так как вода для купания была слишком горячей, источники были самыми горячими в бановин

93.64kb.

14 12 2014
1 стр.


Очиститель-увлажнитель воздуха "атмос-аква-1800" назначение «атмос-аква-1800»

Основным фильтром в приборе является вода – источник человеческой жизни – самый экологически чистый и дешевый материал

144.49kb.

25 12 2014
1 стр.