Фамилия__________________________ Школа _____________
Имя _____________________________ Класс 5
Домашний адрес________________________________________________________________
Электронная почта _______________________________________________________
Номинация «Школьная грамотность»
За каждую орфографическую и пунктуационную ошибку снимается по 1 баллу.
5класс.
1. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Вдру… з…ш…лестел ветер д…нес с дальне…о конца тр…пинки голос ш…мпин…она:
- Бра…цы-грибы, я вам задам зага…ку просто сам (не)доумеваю, почему я ша…мпин…..н?
То ли грибы (не) ра…слышали то ли ра…га…ки ни у кого (не) нашлось а только ответа ш…мпин….н так и (не) дождался.
Тут м…слята гол…с под…ли:
- А наше имеч..ко как ра…г…дать?
Ст…ят грибы думают. А с б…резы гол…с:
- Про м…слят я, белка, скажу: правильное имя дали вам люди. Мы, белки, на долгую зиму с…бе з …пасы дела…м – грибы на ветках сушим. Воз…меш… белый гри… да накол…ш… его на суч…к. А м…сленок (не) воз…меш… – такой он сколь…кий, весь как маслом вым…зан.
Вып…тил гордец - (подо)синовик свою но…ку толстую задрал повыше свою шля…ку красную огл…дел окрес…ности и спрашива…т:
- А попробуйте грибы дог…да….ся, за что мне такое звонкое имя дали: (подо)синовик? Ни за что (не)догада…тесь.
Грибы смеются:
- Эх ты, гриб-простота, из(под) осинова листа! Да тебя по-другому и (не)назовеш… . Хоть и говорил ты, что негоже вам, (подо)синовикам шляпкой под всякие лист…я подлажива… ся, а ведь шляпка-то у тебя как есть под осе… ий осиновый лист разукрашена! Да и растёте-то вы всегда по сосе…ству с осинами.
(А.Васильева)
2.Работа по тексту.
а) Озаглавьте текст ________________________________________________________
б) Определите тему и основную мысль (идею) текста
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) Какой из видов устной речи представлен в тексте?
_____________________________________________________________________
3. Восстановите строчку. О каком свойстве русской фонетики идет речь?
Лида написала на доске: «Шил-пыл у папужги зереньгий ослиг».
- Ну и придумала! – сказали ребята. – Это ж надо шифр знать специальный, чтобы правильно прочитать!
Лида ответила:
- Во-первых, это не я придумала: вы все знаете эту строчку. А во-вторых, чтобы ее прочитать правильно, нужно знать всего одно свойство русской фонетики. Какое?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Распределите слова по столбикам так, чтобы в первом столбике оказались слова с ударением на первом слоге; во втором – с ударением на втором слоге; в третьем - с ударением на третьем слоге.
Арбуз, верба, документ, километр, компас, крапива, партер, свекла, сирота, статуя, столяр.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Выпишите однокоренные слова.
Обезьяна несла две полные горсти гороху.
Выскочила одна горошинка, обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок.
Она бросилась поднимать их и просыпала все горошинки. Тогда она рассердилась,
разметала весь горох и убежала.
( Л.Н.Толстой)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Выпишите из стихотворения слова, которые одинаково пишутся и произносятся, определите, к какой части речи они относятся.
Говорил попугай попугаю
Я тебя, попугай, попугаю!
Ну и что ж, попугай, попугай!
Я ведь пуганый попугай…
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Расставьте знаки препинания в тексте так, чтобы восстановить его первоначальный смысл.
Очень – очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно.
8. Употребление каких слов неуместно? Запишите предложения в исправленном виде.
В огороде мальчик собирал яблоки.
_________________________________________________________________________
Поженились Марья с молодцем, стали они мужем и женой.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Это смелый и волелюбный человек.
___________________________________________________________________________
9. В диктанте по русскому языку ученики написали одно и то же предложение по-разному.
Одни написали так: «Перед школой на клумбе росли
вперемежку астры и маргаритки».
Другие написали: «Перед школой на клумбе росли вперемешку астры и маргаритки».
Учитель, проверяя работы, никому не подчеркнул ошибки. Докажите, что никто из писавших не ошибся.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. В каком глаголе слово «нет» слышится сто раз? ___________________________
11. Попробуйте догадаться, что означают детские слова : тушенники, журчей, рукти, красняк?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________