Перейти на главную страницу
На правах рукописи
Астахова Анастасия Сергеевна
НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ:
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ И ИЗОЛЯЦИИ
Специальность 22.00.04 – социальная структура,
диссертации на соискание ученой степени
Казань – 2011
Научный руководитель: |
Фурсова Валентина Владимировна кандидат социологических наук, доцент (Казанский (Приволжский) федеральный университет)
|
Официальные оппоненты: |
Рязанцев Игорь Павлович доктор экономических наук, профессор (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г. Москва) Смирнов Михаил Юрьевич доктор социологических наук, доцент, (Санкт-Петербургский государственный университет)
|
Ведущая организация: |
ФГОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств» |
Защита состоится «17» марта 2011 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.25 при Казанском (Приволжском) федеральном университете по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18, западное полуциркульное здание, ауд. 102.
Электронная версия автореферата опубликована на официальном сайте ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» https://www.ksu.ru «__» февраля 2011 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Ахметова С.А.
Несмотря на кажущееся обилие сведений о новых религиозных движениях, достоверно известно о них немного. В СМИ деятельность подобного рода организаций освящается зачастую в негативном ключе, с переизбытком субъективных оценок и недостаточным количеством фактов. В ряде публикаций новые религиозные движения рассматриваются как тоталитарные группы, угрожающие не только экономической, но и духовной безопасности индивидов и всего общества.
Многие западные и отечественные исследователи видят проблему не в существовании новых религиозных движений, а, напротив, в их дискриминации, в таком случае распространение и активная деятельность в обществе новых религиозных движений рассматриваются как пример реализации демократических ценностей и зарождающегося гражданского общества.
Сам по себе факт существования различных точек зрения на феномен НРД может показаться несущественным: сколько людей – столько и мнений. Однако учет только крайних точек зрения без попыток их критического осмысления может привести к неадекватной политике по отношению к новым религиозным движениям со стороны государства, нарушению основных прав и свобод.
В странах Западной Европы и США новые религиозные движения подробно изучаются с конца 1960-х годов. Данная проблематика разрабатывалась такими социологами, как А. Баркер, Р. Старк, Дж. Лофленд, У. Бейнбридж, Г. Беккер, Б. Уилсон, Р. Уоллис, Л.Ианнаконе, Р.Флаше. Основное внимание исследователи уделяли определению, классификации новых религиозных движений, а также вопросам религиозного обращения. Однако теории, основанные на опыте изучения НРД в других странах, необходимо с осторожностью применять к реалиям российского общества.
До последнего времени в России новым религиозным движениям больше внимания уделялось со стороны СМИ, чем со стороны ученых.
Среди современных социологов, которые сосредоточили свое внимание на изучении феномена новых религий: Ю.В. Рыжов, М.Ю. Смирнов, Г.В. Еремичева, М. Штерин, Я.В. Грусман, Ю.А. Яковлева, А.В. Филькина.
Тему новых религиозных движений в контексте изучения состояния религиозности в России рассматривали Р.Н. Лункин, С.Б. Филатов, А.А.Авраменко, М.П. Мчедлов.
Работы религиоведов Е.Г. Балагушкина, И.Я. Кантерова, С.М. Дударенок, С.И. Иваненко, посвященные НРД, носят междисциплинарный характер и в них используются, в числе других, социологические теории и методы сбора информации и анализа данных.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
В диссертационном исследовании новое религиозное движение рассматривается как религия, обладающая своим набором верований и ритуалов, и как социальное движение, выступающее в качестве объекта и субъекта социальных изменений. Соответственно использованы методологические положения не только религиоведов и социологов религии, но и исследователей социальных движений, таким, как П. Штомпка, Э. Хоффер, М. Золд, Дж. МакКарти.
Для рассмотрения социальных изменений в контексте российских реалий с конца 1980-х гг. по настоящее время в диссертации использованы элементы концепции социальной трансформации Т.И. Заславской.
Теоретическую базу диссертационного исследования составили работы отечественных и западных учёных (преимущественно социологов и религиоведов) Е.Г. Балагушкина, В.И. Гараджи, М.Ю. Смирнова, Ю.В. Рыжова, Г.В. Еремичевой, С.И. Иваненко, И.Я. Кантерова, А.И. Клибанова, М.Штерина, А. Баркер, У. Бейнбриджа, Р. Нибура, Р. Старка, Э. Трёльча, Б. Уилсона, Р. Флаше.
1) «Ценностные ориентации в новых религиозных движениях: Свидетели Иеговы, Международное общество сознания Кришны». Использованы методы количественного и качественного контент-анализа, в январе-июне 2008 года (61 единица публикаций Свидетелей Иеговы, преимущественно журналов и 9 книг Международного общества сознания Кришны).
2) «Повседневное функционирование религиозной общины в рамках нового религиозного движения». Метод исследования: включенное (участвующее) наблюдение. Проводилось с ноября 2006 г. по декабрь 2009 в религиозных общинах Свидетелей Иеговы, Международного Общества сознания Кришны, Международного духовного университета Брахма Кумарис, Церкви Христа в Казани (более 70 часов наблюдений).
Использованы результаты исследований новых религиозных движений в контексте религиозной ситуации трансформирующегося российского общества, полученные А.А. Авраменко, С.Б. Филатовым и Р.Н. Лункиным, а также результаты исследований НРД, проведенных Г.В. Еремичевой, Я.В. Грусман, Ю.А. Яковлевой.
Предложена авторская концепция новых религиозных движений, в том числе уточнен подход к определению новых религиозных движений в контексте теории социальных изменений. НРД рассмотрены не только как религиозные общности, но и как социальные движения: объекты и потенциальные субъекты социальных изменений. Хронологические рамки возникновения религиозных движений, позволяющие классифицировать их как «новые» являются значимым, но относительным признаком. В качестве определяющих признаков автор выделяет идею «избранничества» в мировоззрении последователей НРД, преобладание верующих в первом поколении, харизматическое руководство.
Впервые проведён комплексный анализ на макро- и микросоциальном уровнях процессов интеграции и изоляции новых религиозных движений в трансформирующемся российском обществе. На макроуровне рассматриваются взаимные влияния новых религиозных движений и общества: «внешние» социальные процессы как факторы распространения НРД с одной стороны, и направления деятельности, ценностные ориентации движений, с другой. На микроуровне рассматриваются методы и факторы обращения индивидов, повседневное функционирование общин и влияние участия в них на стиль жизни последователей.
Произведен контент-анализ ранее не исследовавшихся публикаций НРД с целью определения ценностной направленности (на примере Свидетелей Иеговы и Международного общества сознания Кришны). Выявлена ориентация указанных движений на «избранничество»: представления об элитарности собственной группы и рассмотрения собственного учения, как единственно верного, разделение мира на приверженцев «истинной и ложной религии».
Полученные материалы и исследовательские выводы могут способствовать формированию адекватной оценки явления в средствах массовой информации.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке курса «Социология религии».
Апробация результатов исследования. Положения данного диссертационного исследования представлены в ходе конференций различного уровня, в том числе на международных, таких как, IX международная научно-практическая конференция молодых ученых «Векторы развития современной России: научное знание в контексте современности», Москва, МВШСЭН, 2010; XV Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», Москва, МГУ, 2007; Международная научно-практическая конференция «Роль религии в становлении российской государственности: исторический опыт и современность» Магнитогорск – Челябинск, 2007; и всероссийских: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования», г. Пермь, ПГУ, 2009; Всероссийская научно-практическая конференция: «Теория и практика толерантности: этнокультурные и межконфессиональные аспекты», НФ ИЭУП, г. Нижнекамск, 2008; Всероссийская научная конференция «Современное российское общество: состояние и перспективы». (Первые Казанские социологические чтения), Казань, Институт государственной службы при Президенте РТ, 2005.
Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, содержащих по два параграфа, заключения, библиографии (136 источников, в том числе 15 на иностранных языках) и приложений. Общий объем диссертации – 156 страниц (без приложений).
14 10 2014
3 стр.
Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии
08 10 2014
1 стр.
Сторонниками традиции. На этот факт часто ссылаются всевозможные современные религиозные организации, дабы обосновать свою перспективность
14 12 2014
1 стр.
Культурные и социальные процессы взаимосвязаны. Искусство, каким оно зародилось в феодальном обществе Ренессанса, должно быть преобразовано!
12 10 2014
1 стр.
Великобритании в 1976 году. Многие люди покинули новые религиозные движения благодаря этим организациям, однако деятельность can, aff и fair оценивается неодно-значно
09 10 2014
12 стр.
12 10 2014
1 стр.
Сми. Техногенная цивилизация стимулирует широкое применение в различных видах человеческой деятельности научных знаний. Социальные взаимодействия в обществе изучает социология
25 12 2014
1 стр.
Этот механизм можно отыскать, исследуя мышечную речь движения. Человеческий скелет рассматривается как открытый многозвенник, и анализ ведется методами механики. Психические и соци
12 10 2014
1 стр.