Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
«Новое политическое мышление»:

внешняя политика СССР в конце 80-х годов

11 класс (1–2 часа)
Пояснение: согласно рекомендациям стандарта и примерной программы МО данная тема в 9 классе изучается в рамках обобщенной характеристики внешнеполитического курса СССР в послевоенные годы, поэтому отдельным уроком может быть представлена при изучении вопросов международных отношений второй половины ХХ века в 11 классе на базовом и профильном уровне.
Стандарт 11 класс (базовый уровень)

СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины ХХ века. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война.



Программа 11 класс (базовый уровень, 1 час)

Новое политическое мышление и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х годов. Распад мировой социалистической системы.


Стандарт 11 класс (профильный уровень)

СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Установление военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Новое политическое мышление. Кризис во взаимоотношениях СССР и его союзников, распад мировой социалистической системы.



Программа 11 класс (профильный уровень, 2 часа)

Новое политическое мышление и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Поиск путей завершения холодной войны. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х годов. Роль СССР в объединении Германии. Кризис во взаимоотношениях СССР и его союзников. Распад мировой социалистической системы и его влияние на внешнеполитическое положение СССР. Дискуссия о результатах внешней политики СССР в годы перестройки.


Краткое описание идеи занятия

Интегрированный урок, основанный на внутрипредметных связях со всеобщей историей. Данное занятие может быть проведено при подведении итогов изучения истории СССР 1980-х годов, его позиции на международной арене. В профильной школе или при наличии дополнительных временных возможностей отдельные вопросы могут быть рассмотрены более подробно, что указывается в возможных вариантах проведения занятия. Ожидается, что школьники могут оперировать знаниями по истории международных отношений новейшего времени, опираться на них при составлении характеристик и формулировании собственных аргументов. При затруднениях возможно обращение к учебникам истории.


Основные понятия (словарь занятия): международные отношения, экономическое сотрудничество, СЭВ, ОВД, ЛАГ, НАТО, договор, декларация.
Ресурсы занятия: анимированная карта «Внешняя политика СССР», презентация «Новое политическое мышление», презентация «Договоры СССР», карты для работы (настенные, интерактивные, атласы).
Вопросы занятия

Какие события стали основными в международных отношениях эпохи перестройки?

Какие события определяли становление отношений на международной арене?


ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
I. МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК

1. Содержательная часть

Вариант 1. На доске выписать ряд аббревиатур – ЕС, СНГ, СЭВ, ОВД, ЛАГ, НАТО и др. Ученикам предлагается определить, что объединяет эти аббревиатуры и связывает их в одну тему. Как они соотносятся с темой международных отношений?

Вариант 2. Представить иллюстрацию (см. «Обобщение по теме СССР в 1985–91 годах» в приложении). Ученикам предлагается ответить на вопросы: Предположите, какие события внешней политики нашли отражение в схеме? Как указанные события оценены художником? Согласны ли вы с такой оценкой? К этим вопросам можно вернуться в конце урока.

2. Организационная часть

В ходе проведения занятия участники смогут:

– выделить основные события международных отношений 1980-х годов, дав им краткую характеристику и пояснив их влияние на положение России;

– выделить и обосновать важность международных событий истории нашей страны;

– занять собственную аргументированную позицию при анализе событий истории международных отношений и позиции СССР на международной арене.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
II. ПРОБЛЕМНЫЙ БЛОК (постановка проблемы)

– Какие события стали основными в международных отношениях мировой истории в конце ХХ века?

– Какие события истории страны в первую очередь повлияли на смену внешнеполитического курса СССР?

– Каков результат изменений позиции нашей страны на международной арене?



III. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК (рассмотрение информации по проблемному вопросу)
Вариант 1. Работа в течение одного урока (базовый уровень).

Для работы на уроке предлагается формат школьной лекции на основе презентации «Новое политическое мышление». В ходе лекции основные положения темы ученики фиксируют в виде плана в тетрадь. В конце урока в ходе совместного обсуждения предлагается ответить на проблемные вопросы урока.


Вариант 2. Работа в течение двух уроков (профильный уровень).

  1. Этап актуализации. Работа по анимированной карте «Внешняя политика СССР». В ходе работы ученики последовательно по десятилетиям называют события внешней политики (даты, страны, события), в которых СССР принимал участие. Ответы проверяются подсказками по карте.

  2. Этап формирования ЗУН. Для организации работы по теме класс делится на три группы – в соответствии с направлениями внешней политики СССР в 1980-е годы:

а) отношения с западными странами;

б) отношения со странами социалистического блока;

в) отношения со странами третьего мира.
Для работы по теме урока учитель использует презентацию «Новое политическое мышление». Школьники заполняют таблицу 1 «СССР в системе международных отношений в 1980-е годы». События, кратко представленные в презентации, комментирует группа в соответствии с делением класса по темам.

Для конкретизации содержания договоров 1987–91 годов рекомендуется использовать презентацию «Договоры: Внешняя политика».


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
IV. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК

1. Обсуждение

В каждой группе необходимо обсудить и выбрать три события, которые можно назвать основными в данный период, и обосновать свою позицию. Их следует записать в таблицу событий, которую надо полностью заполнить во время выступления всех групп.

После этого предлагается каждому индивидуально сформулировать основные итоги внешнеполитического курса СССР в обозначенный период. Затем обсуждаются варианты и принимается общее решение.
V. КОНТРОЛЬНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК

1. Контроль – по слайду презентации

2. Обсуждение вопросов

– Какие события стали основными в международных отношениях мировой истории в конце ХХ века?

– Какие события определяли становление отношений на международной арене?

Предлагается рассмотреть иллюстрацию (приложение), объяснить, какие события международных отношений и внешней политики СССР изображены на схеме, и дать пояснения оценкам, представленным на этой схеме.


3. Возвращение к ожидаемым результатам
Таблица

СССР в системе международных отношений в 1980-е годы


Направления внешней политики

Позитивные изменения

Негативные изменения

Страны запада









Страны социалистического блока









Страны третьего мира









Основные итоги внешнеполитического курса СССР

1.

2.

3.




«Новое политическое мышление»: внешняя политика СССР в конце 80-х годов 11 класс (1–2 часа) Пояснение

Мо данная тема в 9 классе изучается в рамках обобщенной характеристики внешнеполитического курса СССР в послевоенные годы, поэтому отдельным уроком может быть представлена при изуч

59.2kb.

11 09 2014
1 стр.


В доперестроечные времена и особенно в послевоенные годы отечественные тиры и стрелковые клубы процветали

Внутренняя и внешняя политика государства обеспечивала им полную загрузку, всяческую помощь и поощрение делу воспитания «ворошиловских стрелков». Лишившись такой поддержки, уже в к

49.66kb.

13 09 2014
1 стр.


Тема древная спарта

Ксенофонт. Лакедемонская полития // Курилов М. Э. Социально-политическое устройство, внешняя политика и дипломатия классической Спарты. Саратов, 2005

349.63kb.

01 10 2014
1 стр.


Внешняя политика СССР в период перестройки

Общие цели: охарактеризовать направления внешнеполитического курса СССР в период перестройки

70.69kb.

08 10 2014
1 стр.


Литература по курсу "Политика и культура" 11 Интернет-ресурс по курсу "Политика и культура"

Текст лекции профессора Ю. В. Ирхина ― “Политическое участие, политическая социализация и политическое рекрутирование”

927.02kb.

16 12 2014
10 стр.


Развитие США во второй половине ХХ века

Внутренняя и внешняя политика Г. Трумэна. План Маршалла. Маккартинизм и «охота на ведьм». Обострение конфликта с СССР

125.42kb.

17 12 2014
1 стр.


Тема 17. Внешняя политика СССР в 1920-е годы народный комиссар по иностранным делам

Идеологические установки на мировую социалистическую революцию и победу пролетариата в мировом масштабе

54.29kb.

11 10 2014
1 стр.


«Внешняя политика Петра I. Северная война». История. 7 класс

Земляные четырехугольные укрепления, впервые использованные русскими в ходе Полтавской битвы

24.23kb.

04 09 2014
1 стр.