«Новое политическое мышление»:
внешняя политика СССР в конце 80-х годов
11 класс (1–2 часа)
Пояснение: согласно рекомендациям стандарта и примерной программы МО данная тема в 9 классе изучается в рамках обобщенной характеристики внешнеполитического курса СССР в послевоенные годы, поэтому отдельным уроком может быть представлена при изучении вопросов международных отношений второй половины ХХ века в 11 классе на базовом и профильном уровне.
Стандарт 11 класс (базовый уровень)
СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины ХХ века. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война.
Программа 11 класс (базовый уровень, 1 час)
Новое политическое мышление и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х годов. Распад мировой социалистической системы.
Стандарт 11 класс (профильный уровень)
СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Установление военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Новое политическое мышление. Кризис во взаимоотношениях СССР и его союзников, распад мировой социалистической системы.
Программа 11 класс (профильный уровень, 2 часа)
Новое политическое мышление и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Поиск путей завершения холодной войны. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х годов. Роль СССР в объединении Германии. Кризис во взаимоотношениях СССР и его союзников. Распад мировой социалистической системы и его влияние на внешнеполитическое положение СССР. Дискуссия о результатах внешней политики СССР в годы перестройки.
Краткое описание идеи занятия
Интегрированный урок, основанный на внутрипредметных связях со всеобщей историей. Данное занятие может быть проведено при подведении итогов изучения истории СССР 1980-х годов, его позиции на международной арене. В профильной школе или при наличии дополнительных временных возможностей отдельные вопросы могут быть рассмотрены более подробно, что указывается в возможных вариантах проведения занятия. Ожидается, что школьники могут оперировать знаниями по истории международных отношений новейшего времени, опираться на них при составлении характеристик и формулировании собственных аргументов. При затруднениях возможно обращение к учебникам истории.
Основные понятия (словарь занятия): международные отношения, экономическое сотрудничество, СЭВ, ОВД, ЛАГ, НАТО, договор, декларация.
Ресурсы занятия: анимированная карта «Внешняя политика СССР», презентация «Новое политическое мышление», презентация «Договоры СССР», карты для работы (настенные, интерактивные, атласы).
Вопросы занятия
Какие события стали основными в международных отношениях эпохи перестройки?
Какие события определяли становление отношений на международной арене?
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
I. МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК
1. Содержательная часть
Вариант 1. На доске выписать ряд аббревиатур – ЕС, СНГ, СЭВ, ОВД, ЛАГ, НАТО и др. Ученикам предлагается определить, что объединяет эти аббревиатуры и связывает их в одну тему. Как они соотносятся с темой международных отношений?
Вариант 2. Представить иллюстрацию (см. «Обобщение по теме СССР в 1985–91 годах» в приложении). Ученикам предлагается ответить на вопросы: Предположите, какие события внешней политики нашли отражение в схеме? Как указанные события оценены художником? Согласны ли вы с такой оценкой? К этим вопросам можно вернуться в конце урока.
2. Организационная часть
В ходе проведения занятия участники смогут:
– выделить основные события международных отношений 1980-х годов, дав им краткую характеристику и пояснив их влияние на положение России;
– выделить и обосновать важность международных событий истории нашей страны;
– занять собственную аргументированную позицию при анализе событий истории международных отношений и позиции СССР на международной арене.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
II. ПРОБЛЕМНЫЙ БЛОК (постановка проблемы)
– Какие события стали основными в международных отношениях мировой истории в конце ХХ века?
– Какие события истории страны в первую очередь повлияли на смену внешнеполитического курса СССР?
– Каков результат изменений позиции нашей страны на международной арене?
III. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК (рассмотрение информации по проблемному вопросу)
Вариант 1. Работа в течение одного урока (базовый уровень).
Для работы на уроке предлагается формат школьной лекции на основе презентации «Новое политическое мышление». В ходе лекции основные положения темы ученики фиксируют в виде плана в тетрадь. В конце урока в ходе совместного обсуждения предлагается ответить на проблемные вопросы урока.
Вариант 2. Работа в течение двух уроков (профильный уровень).
-
Этап актуализации. Работа по анимированной карте «Внешняя политика СССР». В ходе работы ученики последовательно по десятилетиям называют события внешней политики (даты, страны, события), в которых СССР принимал участие. Ответы проверяются подсказками по карте.
-
Этап формирования ЗУН. Для организации работы по теме класс делится на три группы – в соответствии с направлениями внешней политики СССР в 1980-е годы:
а) отношения с западными странами;
б) отношения со странами социалистического блока;
в) отношения со странами третьего мира.
Для работы по теме урока учитель использует презентацию «Новое политическое мышление». Школьники заполняют таблицу 1 «СССР в системе международных отношений в 1980-е годы». События, кратко представленные в презентации, комментирует группа в соответствии с делением класса по темам.
Для конкретизации содержания договоров 1987–91 годов рекомендуется использовать презентацию «Договоры: Внешняя политика».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
IV. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК
1. Обсуждение
В каждой группе необходимо обсудить и выбрать три события, которые можно назвать основными в данный период, и обосновать свою позицию. Их следует записать в таблицу событий, которую надо полностью заполнить во время выступления всех групп.
После этого предлагается каждому индивидуально сформулировать основные итоги внешнеполитического курса СССР в обозначенный период. Затем обсуждаются варианты и принимается общее решение.
V. КОНТРОЛЬНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК
1. Контроль – по слайду презентации
2. Обсуждение вопросов
– Какие события стали основными в международных отношениях мировой истории в конце ХХ века?
– Какие события определяли становление отношений на международной арене?
Предлагается рассмотреть иллюстрацию (приложение), объяснить, какие события международных отношений и внешней политики СССР изображены на схеме, и дать пояснения оценкам, представленным на этой схеме.
3. Возвращение к ожидаемым результатам
Таблица
СССР в системе международных отношений в 1980-е годы
Направления внешней политики
|
Позитивные изменения
|
Негативные изменения
|
Страны запада
|
|
|
Страны социалистического блока
|
|
|
Страны третьего мира
|
|
|
Основные итоги внешнеполитического курса СССР
|
1.
2.
3.
|