Консультация
для воспитателей всех возрастных групп
Тема: «О роли развития мелкой моторики пальцев рук в речевом развитии детей».
Источники способностей и дарований детей -
на кончиках их пальцев.
В.А. Сухомлинский
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
Первой формой общения людей были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, с выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время была сведена с жестикуляторной речью.
Сами движения пальцев рук постепенно совершенствовались – из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Ребенок только родился – и уже осуществляет хватательные движения, т. е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
И.П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.
Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является собственно, ее частью. Передняя центральная извилина мозга – это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около третьей части всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Особенно наглядно огромная пальцевая проекция кисти руки видна на так называемом «человечке» Пенфильда. На человечке Пенфильда показаны проекции всех частей тела в двигательной области коры головного мозга. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики рук идет развитие речевой функции. С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения – схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики). С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения – он захватывает мягкие игрушки, бусы. С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. С 7 месяцев взрослый играет с ребенком в «Ладушки», помогает собирать пирамидку, игрушки- гнезда, матрешку, складывать кубики. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками ребенка, проговаривая при этом пестушки, потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка. Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на три- четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни.
Более подробно изучением этого вопроса занималась Л.В. Фомина. В доме ребенка она выделила 3 группы детей в возрасте от 10 месяцев до 1 года 3 месяца. В каждой группе занятия велись по своему плану.
Ежедневные занятия по развитию речи – 2,5 минуты.
1 группа: Нет дополнительных занятий.
2 группа: Ежедневно 20 минут свободного передвижения по полу.
3 группа: Ежедневно 20 минут тренировки пальцев рук в играх.
Были получены следующие результаты:
В 1 группе голосовые реакции стали получать в среднем на 20 день, но они были слабы и стереотипны.
Во 2 группе попытки звукоподражания появились на 6 день.
В 3 группе голосовые реакции (звукоподражание) были получены уже на 3 день занятий и (в 67% случаев) это было более правильное звукоподражание.
Интересно, что через несколько дней у детей 3 группы стали наблюдаться тонкие движения пальцев рук и вне занятий: например, ребенок брал куклу и трогал ее нос, глаза, поднимал со стола крошку хлеба, вертел ее и т.д.
Дети же 1и 2 групп мелких деталей в предметах не различали: взяв игрушку, просто стучали ею или тянули в рот.
Далее Л.В. Фомина обследовала более 500 детей в разных детских учреждениях и обнаружила, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.
Сейчас для определения уровня развития речи детей первых лет жизни можно провести такой тест: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе, или напротив «вялые» и не даются изолированные движения, то это не говорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как развита у него речь. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи добиться не удастся.
Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в развитии, у него возникают проблемы с речью. Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.
Организуя работу по развитию мелкой моторики рук, важно помнить, что на ее эффективность большее влияние оказывает не столько разнообразные работы, сколько качество выполнения работы. Всю работу по развитию мелкой моторики рук можно условно разделить на следующие блоки:
- Игры на развитие тактильного восприятия.
- Игры с водой. Самомассаж.
- Игры на нанизование.
- Игры с пластилином.
- Игры с бумагой и ножницами.
- Фольклорные пальчиковые игры.
- Игры на выкладывание.
- Игры с мозаикой.
Проводя игры по развитию тактильного восприятия, ребенок приобретает способность сравнивать предметы по качеству, а для этого нужно развить чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость – твердость, форма, вес (легкий – тяжелый), температура, особенности поверхности (гладкая, шершавая). Узнавание ребенком предметов на ощупь дает в дальнейшем возможность правильно держать кисть, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. Перед проведением игры на ощупывание ребенку необходимо подержать кисти рук в миске с теплой водой или провести зубной щеткой по подушечкам пальчиков сверху вниз – это повысит их чувствительность. При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы ребенка, расширяется его активный и пассивный словарь.
Игры с водой помогают снизить тонус или уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объем активных движений, что создает возможность для формирования необходимых умений и навыков (умение пользоваться карандашом, ручкой, ножницами, манипулировать мелкими предметами).
Основной прием самомассажа – поглаживания, манипуляции, при которых рука скользит по коже, не сдвигая и в складки, с разной степенью надавливания. В зависимости от степени поглаживания может успокаивать или возбуждать нервную систему. Поверхностное поглаживание - (пуховой, мехом, мелкой щеткой) успокаивает, прерывистое - возбуждает. Поглаживание кончиков пальцев жесткой щеткой повышает тактильное восприятие. Этой же цели служат игры с применением шестигранного карандаша, грецких орехов
. Массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.
Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.
Помимо этого игровой самомассаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому, что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука еще и создает их. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга ( в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память (словесно- логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная), зрительно- моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер.
По данным современных исследований, игровой самомассаж кистей рук способствует прочищению энергетических каналов, освобождению их от застоявшейся негативной энергии и насыщению позитивной, он содействует также снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.
При проведении игр на нанизование совершенствуются движения кисти, пальцев, развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук со зрением, обогащается сенсорный (чувствительный) опыт ребенка. Если игра сопровождается словами, стихами, прибаутками, то обогащается словарь ребенка, развивается его речь.
При регулярных занятиях с пластилином пальчики ребенка станут более ловкими, движения скоординированными.
Чтобы пальцы ребенка стали гибкими, умелыми, послушными и сильными, могли слаженно и дружно выполнять поставленные задачи, следует организовывать игры с бумагой и ножницами.
Проводя игры на выкладывание, у ребенка развивается щипковый захват указательным и большим пальцами, совершенствуется движение «глаз- рука», обогащается словарный запас, развивается воображение, зрительное восприятие.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза».
Игры имеют развивающее значение, так как дают ребенку возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединение «слово- палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики, но и речи.
Фольклорные песенки и потешки благодаря своей напевности и мелодичности развивают у ребенка чувство языка.
Нашими предшественниками разработаны разные подходы, приемы, методики, повышающие эффективность такой работы. Существует немало конкретных рекомендаций по применению пальчиковой гимнастики, ручного труда, изодеятельности, лепки и т.д. для развития мелкой моторики, совершенствования координационных способностей рук детей.
Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.
Рекомендуется проводить игровой самомассаж в виде отдельного 5- минутного занятия ежедневно или утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально, а также в виде физминутки на занятиях, во время утренней гимнастики, на физкультурных занятиях, перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу, на прогулке в теплое время года, в начале подвижной игры или в ходе игры, на досугах, праздниках, развлечениях.
Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.
К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1.Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют» (развитие мелкой моторики рук). 2.Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 2003.
3.«Д.в» -журнал № 1- 2005г. с. 60- 64.
4.«Д.в.»- журнал № 2- 2008г. с. 79- 81. 5.Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи // Дефектология. 1999. № 4.
6.Кольцова М. «Ребенок учится говорить».
7.Селиверствов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1981.