Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
"Полтавский бой" (отрывок из поэмы "Полтава")

Тема: Образ Петра Великого в поэме А. С. Пушкина "Полтава".

Разработка урока литературы. 8 класс.

Цель: Помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою - Петру I, и выявить основную мысль произведения.

Задачи: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношении автора к нему; произвести подробный анализ текста; прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и историческому прошлому своей страны.

Наглядность и оборудование: репродукции, иллюстрирующие этапы жизни и творчества А. С. Пушкина; портрет Петра I; фрагменты репродукций картин; текст обращения Петра I к своим войскам перед боем (на ватмане); план отрывка (на доске); текст поэмы.

Метод изучения нового материала: частично-поисковый.

Тип урока: урок-изучение нового материала.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Исторический комментарий.

3.Выразительное чтение отрывка.

4.Анализ текста по плану.

5.Вывод.


6.Выставление оценок, домашнее задание.

Ход урока



  • Ученики записывают в тетради число и тему урока: Образ Петра Великого в поэме А. С. Пушкина "Полтава".

  • Показываю ученикам изображение Петра I, стоящего на берегу Невы, и цитирую строки из "Медного всадника":

Отсель грозить мы будем шведу;

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу;

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

1)Слово учителя – историческая справка. Так думал, стоя на берегу Невы, один из любимых исторических героев А.С. Пушкина - Петр I. Ему посвящены многие произведения Пушкина, в частности, поэма "Полтава", которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском в 1709 году при Полтаве. Перед началом битвы Петр обратился к своим войскам с речью. Мысль его была ясной: защита Отечества, слова его запали в душу каждому солдату: "Воины! Пришел час решить судьбу отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, ему врученное, за отечество, за нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, лишь бы жила Россия в славе и благоденствии".

На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр I лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями. Шведам не удалось сломить сопротивление русских и отбить их атаки: враг вынужден был отступить под мощным натиском.

Пушкин избрал для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник родины. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь сто с лишним посвящены Петру, его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне.

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношении автора к своему герою. Вы уже знакомы с текстом поэмы. Что вы можете сказать о том, как Пушкин относится к Петру I? (Уважает его и его дела, это самый любимый герой Пушкина.)

В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.

2) Выразительное чтение отрывка поэмы учителем.

План отрывка заранее записан на доске:



  • Начало боя.

  • Появление Петра.

  • Передышка в бою.

  • Образы Петра и Карла.

  • Битва в разгаре.

  • Победа.

  • Пир Петра.

3) Работа по тексту поэмы.

  • Как рисует Пушкин начало боя? ( Описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел. Образ "горит восток зарею новой" имеет скрытый смысл: образ зари как начала новой жизни, победы Востока над Западом.)

  • Почему Пушкин называет шведов "сынами любимыми победы"? (Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной и подготовленной).

  • Почему поле брани роковое? (Рок - это судьба. Исход битвы решает судьбу народа).

  • Кто такой "бог браней"? (У древних римлян Марс - бог войны. В данном случае он покровительствует русской армии.)

  • Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? (Все изображено в действии, в движении). Выберите глаголы, которые подчеркивают быстроту движений. (Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает).

  • Как поэт передает ощущение топота множества ног? Для этого он использует звукопись т.е. определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение в соответствии с содержанием текста. Находим в тексте четверостишие:

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит...



  • (В словах часто встречается глухой согласный [т], что и создает ощущение топота).

  • Найдите отрывок, в котором описывается появление Петра. Какое впечатление он на вас производит? (Впечатление силы, красоты, величия).

  • Как поэт добивается такого эффекта? (использует слова, которые сейчас называют устаревшими: "лик", "глас". "Он весь, как Божия гроза" - Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столь же непредсказуем, как ее появление.

  • С какой целью поэт употребляет короткие предложения для описания Петра? (Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

  • С чем сравнивается образ битвы? ("Как пахарь, битва отдыхает". Битва - дело народное, трудное и тяжелое, так же, как и труд пахаря).

Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, также уносящими жизни людей.

  • Как изображается появление Петра перед войсками? (Он "могущ и радостен, как бой", в окружении своих друзей и соратников).

  • Кто такой "счастья баловень безродный"? (Меньшиков, ближайший советник Петра I, который был замечен Петром за ум и возвышен до вельможи).

4) Задание по рядам: первый ряд находит в тексте описание Петра Великого, второй – Карла.

Петр I


:промчался перед полками,

могуч и радостен, как бой:

За ним неслись толпой:

Его товарищи, сыны:

Тогда-то, свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

"За дело, с богом!"

Карл XII

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, кард явился:

Он в думу тихо погрузился.

Смущенный взор изобразил

Необычайное волненье

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье:

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки...

Вывод(запись в тетрадях):

Петр I уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам

Карл XII слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.

5) Продолжение работы по тексту поэмы:



  • На что указывает противопоставление двух полководцев? (Предопределен исход сражения; Карл напуган могуществом Петра и не отступает только из-за боязни понести позор).

Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.

  • Зачитайте сцену разгара боя. Что поражает вас в этом описании? Как вы понимаете выражение "живой стеною отраженный"? (Вражеские снаряды отражались стоящими, как стена, воинами, которых не страшила смерть ради защиты Отечества).

  • Анализируем описание разгара боя. Слабые ученики выбирают из описания глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя. (Рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет). Сильные ученики анализируют звукопись в описании боя:

Браздами, саблями звуча...

Бросая груду тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят...

(Использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота оружия, снарядов).



  • Найдите и зачитайте описание победы. Какие чувства и как передает автор? (Ряд восклицательных предложений передает радость, восторг победы).

  • Зачитайте описание пира. За каких учителей поднимает свой кубок Петр I? (За шведов, которые неоднократно наносили поражения молодой неопытной русской армии и таким образом преподали Петру и его армии немало горьких, но полезных уроков; научили Петра осторожности в столкновениях с опасным противником).

  • Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит? ("угощает :вождей чужих, и славных пленников ласкает:". Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику).

6) Вывод:

  • Итак, каким же предстает перед нами Петр I в изображении Пушкина? Петр I изображен в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России - стихийной, неопределимой, гнетущей силы неизбежного исторического процесса.

  • Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру I? (Пушкин старается изобразить Петра сильным, смелым человеком, подчеркивает его патриотизм и с уважением говорит о его непосредственном участии в бою).

Закончить наш урок я хочу словами же Пушкина:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Кем является Петр I в поэме? (Героем, так же, как и его народ).

7) Итог урока. Оценки за работу на уроке. Домашнее задание: выучить отрывок наизусть от слов ": и грянул бой: и ад и смерть со всех сторон", "но близок, близок миг победы" до слов "здравный кубок поднимаем:".

Литература:

1. Аникина С.М., Золотарева И. В. "Поурочные разработки уроков литературы в 7 классе", Москва, "Вако", 2002 г.

2. Карпушин С.В. и др. "Пушкин: начало всех начал". Смоленск, "Русич", 1999 г.

3. Коровина В. Я. "Пушкин в школе", Москва, "Рост", 1999 г.

4. Лахостский К. П., Фролова В.Ф. "Пушкин в школе", Ленинград, "Учпедгиз", 1956 г.

5. Пузицкий В. "Родная история", Саратов, "Детская книга", 1994 г.

6. "Путеводитель по Пушкину", СПб, "Пушкинская библиотека", 1997 г.



7. Пушкин А.С. "Сочинения", т. 5., Москва, "Воскресенье, 1994 г.

8. Тыркова-Вильямс А., "Пушкин", (ЖЗЛ), т. 2., Москва, "Молодая гвардия", 1998г

Образ Петра Великого в поэме А. С. Пушкина "Полтава"
63.22kb.

29 09 2014
1 стр.


Пушкин а с. Образ петра первого в творчестве а с. пушкина

На протяжении всей жизни А. С. Пушкин очень интересовался личностью Петра Первого, его историческим значением. Поэтому образ Петра Первого довольно часто встречается в творчестве А

45.81kb.

29 09 2014
1 стр.


Методическая разработка урока литературы по теме: «образ мазепы в поэме а. С. Пушкина

«Гетман», «Мазепа», «Кочубей», «петровская эпоха», «Россия молодая мужала с гением Петра»; включение их в речь. Во время речевой зарядки – различие произношения парных звуков

60.83kb.

29 09 2014
1 стр.


Ярославский след Петра Великого

Великого Преобразователя России, последнего царя всея Руси из династии Романовых (с 1682) и первого Императора Всероссийского (с 1721) Петра I

246.6kb.

11 10 2014
1 стр.


«Славный сын Отечества»

Петра Егоровича Егорова. Он, круглый сирота, испытавший все тяготы и лишения в детстве, благодаря отеческой заботе грузинского князя Е. Л. Дадиани, получил прекрасное образование.

149.96kb.

10 09 2014
1 стр.


Пушкин а с. Образ татьяны в романе а с. пушкина «евгений онегин»

Она — духовный предшественник поэтичных, самобытных, самоотверженных “тургеневских женщин”. А. С. Пушкин вложил в этот образ свои представления о женской добродетели, духовности, в

90.56kb.

13 10 2014
1 стр.


Пушкин а с. Образ музы в романе а с. пушкина «евгений онегин»
41.33kb.

10 09 2014
1 стр.


Балканистика. Неоэллинистика. Византинистика

Н. Г. Голант, канд ист наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого

247.93kb.

16 12 2014
1 стр.