Перейти на главную страницу
Исходя из понимания своего места в образовательном пространстве коллектив педагогов гимназии предъявляет к образовательному процессу следующие требования:
- целесообразность построения учебного плана и отбора учебных программ в зависимости от целей и задач обучения на каждой ступени гимназии с учётом её специфики;
- гибкость форм организации образовательного процесса и индивидуализация способов учебно-познавательной деятельности гимназистов.
Чтобы соответствовать указанным требованиям, педагогический коллектив предъявляет высокие требования к педагогическому профессионализму, навыкам творческой работы как индивидуально, так и в команде единомышленников, коммуникативности и рефлективности педагогов, осознающих роль ученика не только как объекта, но и субъекта учебно-воспитательного процесса.
Содержание образования в гимназии направлено на:
- формирование целостного научного мировоззрения;
- развитие интеллекта;
- развитие коммуникативной компетентности в условиях полиэтнической среды;
- достижение высокого уровня культуры;
- успешную адаптацию к условиям жизни в меняющемся обществе.
II. Принципы построения образовательного процесса.
1. Принцип гуманитаризации образования, способствующий формированию у учащихся многоплановой, целостной и динамичной картины духовного развития.
2. Принцип гуманизации образования, являющийся основополагающим принципом деятельности, предусматривающим переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете человекообразующих функций.
3. Принцип развивающего обучения, опирающийся на «зону ближайшего развития ребенка».
4. Принцип индивидуализации обучения в гимназии, предполагающий всесторонний учет уровня развития и способностей каждого ученика
5. Принцип дифференциации, отражающийся в формировании структуры гимназии, при которой максимально учитываются индивидуальные способности и возможности учащегося.
6. Принцип целостности образования основанный на единстве процессов развития, обучения и воспитания учащихся.
7. Принцип непрерывности действующий в гимназии как фундаментальная основа организации целостной системы образования повышенного типа всех ступеней образования, а также взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями и высшими учебными заведениями.
8. Принцип погружения в предмет на более длительный промежуток времени при помощи блочного учебного занятия
Программа развития гимназии является нормативно-организационной основой, которая определяет стратегию совершенствования системы образования в учебном заведении в соответствии с развитием системы образования района, города, республики, России. Организация работы в данном направлении строится с учетом реализации статуса инновационного учебного заведения с родным языком обучения (приказ Управления образования г.Казани №358 от 05.07.2010г.). Дальнейшее вовлечение обучающихся гимназии, района, города, республики в празднование Дня распространения грамотности, Дня родного языка, Дня славянской письменности, Дня русского языка через различные мероприятия, в том числе Республиканские Кирилло-Мефодиевские научные юношеские чтения.
Блочно-лабораторная структура обучения оказывает заметное влияние на развитие личности ученика, оказывая позитивное влияние на психологическое состояние ребенка.
Здоровьесберегающим фактором блочно-модульного обучения является снижение перегрузок учащихся домашними заданиями, возможность сосредоточиться в течение дня на двух-трех учебных предметах, что, в свою очередь, «разгружает» объем портфеля ученика, снижает отрицательное воздействие на ребенка кабинетной системы в связи с пребыванием в течение дня в двух-трех кабинетах.
Отношения «учитель-ученик» становятся демократичнее. С одной стороны, «легализация» плана конспекта учителя (он на доске), обеспечение его качественной подготовки и обязательности объяснения нового материала в начале учебного блока, с другой, снятие эмоционального напряжения ребенка, т.к. отметку можно исправить, пробел оперативно устранить, получить дополнительные знания по предмету индивидуально в лаборатории, в малой группе или во время самоподготовки на учебном блочном занятии.
Гарантированной является и накопительная система отметок (как правило, каждое учебное блочное занятие должно быть оценено).
Блочно-лабораторная система обучения основывается на ряде принципов, учитывающих укрупненную подачу учебного материала, запланированный конечный результат, самостоятельную, познавательную деятельность учащихся по ее усвоению, рефлексивную деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса, индивидуализацию, здоровьесберегающую и щадящую эмоционально-психологическую составляющую.
- реализация статуса ресурсного центра гимназии с этнокультурным компонентом в соответствии с приказом управления образования г.Казани «О создании ресурсных центров - базовых инновационных учреждений с родным языком обучения и воспитания» (№358 от 05.07.2010).
- реализация авторского проекта « Система многобалльной оценки учебных достижений в условиях блочно-лабораторной системы обучения» (диплом VI Республиканского конкурса авторских программ и учебно-методических пособий, договор о сотрудничестве с ИРО РТ №8 от17.01.2006г.)
- дальнейшее совершенствование деятельности на основе развивающего обучения Л.Занкова
- совершенствование деятельности по направлению «Гуманитарно-эстетическое развитие как важное направление гуманизации учебного заведения и один из главных факторов становлении личности»
- реализация статуса ресурсного центра подготовки к ЕГЭ по обществознанию
- организация работы педагогов в системе «Электронное образование в РТ», создание единой информационной среды ОУ, организация творческих объединений педагогов и учащихся в области ИКТ
- усиление роли общественного управления гимназией. Дальнейшее укрепление сотрудничества с вузами: ПФУ, КГТУ, КГУКИ, КГАСУ и др., с Обществом русской культуры РТ, ИРО РТ, музеями, ДОУ №100, 259, ДМШ №23, ДЦ «Танкодром» и др. .
- дальнейшее развитие проектной деятельности учащихся и классных руководителей в систему УВП гимназии, развитие волонтёрского движения.
VI. Прогнозируемый педагогический результат.
Ожидаемые конечные результаты реализации данной программы следующие: образование на уровне Федеральных государственных образовательных стандартов, достаточный уровень готовности продолжать образование; готовность к труду в рыночных условиях, достаточный уровень здоровья и здорового образа жизни; допустимый уровень воспитанности
Рабочие программы по всем предметам учебного плана составлены в соответствии с примерными учебными программами, соответствующими содержанию федерального государственного образовательного стандарта, рассмотрены на ШМО, согласованы с заместителем директора и утверждены директором гимназии.
Рабочие программы по учебным предметам построены с учетом следующих требований:
- соответствие содержания программы целям общего образования и действующим образовательным стандартам;
- функциональность курса в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся;
- новизна содержания программы для обучающихся;
- мотивирующий потенциал программы;
- полнота содержания учебного материала, включенного в программу;
- прогрессивность, научность содержания обучения;
- практическая направленность содержания программы;
- связность и систематичность содержания учебного материала в программе;
- соответствие применяемых технологий, методов, приемов обучения поставленным в программе целям;
- контролируемость промежуточных и итоговых результатов реализации программы;
- реалистичность и эффективность программы с точки зрения времени, отведенного на ее реализацию.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, а также спецификой гимназии компонент образовательного учреждения направлен, в основном, на освоение обучающимися предметов филологического, культурологического, искусствоведческого, социально-гуманитарного циклов, иностранного языка, информатики.
Все классы являются гимназическими с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля (классы с литерой «А» и 1Б классы - художественно-эстетические с углубленным изучением русского языка, литературы, культуры русского народа, обществознания и воспитанием на традициях русского народа, с литерой «Б» 2-11 классы - художественно-эстетические с углубленным изучением литературы, культуры, обществознания и воспитанием на традициях татарского народа).
В образовательной программе, в соответствии со статусом гимназии, важнейшее место занимает русское этнокультурное направление, которое реализуется в классах с литерой «А» и 1Б классе через углубленное изучение русского языка и литературы, культуры, истории, обществознания, традиций русского народа:
а) в 10А, 11А классах русский язык является профильным предметом;
б) предусмотрен углубленный или повышенный уровень изучения русского языка, литературного чтения или литературы во II-IX классах;
в) углубленно изучается декоративно-прикладное искусство в качестве модуля в рамках
г) введено изучение предмета «Технология и народные промыслы» в II-VIII классах;
д) предусмотрено усиление культурологических разделов в курсе «История России», раздела «Российская цивилизация» в курсе «Обществознание»;
е) введены элективные курсы «Основы культуры речи», «Введение в литературоведение», «Лингвистический анализ текста» в X- XI классах;
ж) предусмотрено проведение элективных курсов в IX- XI классах «Введение в этнографию», «Казаневедение», «Основы правовых знаний», «Социология», «Введение в философию» с усилением раздела «Русская философия»;
з) третий час физкультуры в начальных классах используется для изучения народных игр и народных танцев.
В названных классах предусмотрено деление классов на подгруппы не менее 12 человек при изучении русского языка в соответствии с письмом МО и РТ №1417 от 4.09.1999г.
Образовательная программа гимназии предполагает три уровня:
№ |
Образовательная программа (Свидетельство о государственной аккредитации; приказ МО и Н РТ №607/11 от 03.03.2011г.) | ||
Уровень(ступень) образования |
Направленность (наименование) |
Вид программы (основная, дополнительная) | |
1 |
начальное общее |
--- |
основная |
2 |
основное общее |
дополнительная (углубленная) подготовка по предметам гуманитарного профиля |
основная |
3 |
среднее(полное)общее |
дополнительная (углубленная) подготовка по предметам гуманитарного профиля |
основная |
образовательная программа начального образования поострена по системе развивающего обучения академика Л.В.Занкова. Развивающая система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся:
Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждый из них несет свою развивающую функцию.
Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников.
Данная система в высокой степени соответствует принципам, выдвинутым Законом РФ «Об образовании», требующим обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.
Основное внимание при профильном обучении уделяется достижению требований образовательного стандарта к подготовке учащихся на профильном уровне. При организации элективных курсов по выбору используются авторские программы, разрабатываемые педагогами гимназии или адаптированные ими для целей элективных курсов.
Программы элективных курсов утверждаются на методическом совете гимназии. Перечень элективных курсов, разработанных в гимназии:
- «Основы культуры речи»;
- «Лингвистический анализ текста»;
- «Основы литературоведения»;
- «Решение математических задач повышенной сложности»;
- «Информационные технологии»;
- «Экология»;
-«Астрономия»;
-«Социология»;
- дополнение программ по физической культуре (третий час) народными русскими играми, спортивно-оздоровительными занятиями.
Предметы, изучаемые на предпрофильном уровне (9-ые классы):
- Введение в философию
- Введение в этнографию
- Казаневедение
Предметы, изучаемые на профильном уровне (10А класс):
- русский язык
- обществознание
Предметы, изучаемые на профильном уровне (10Б,11А классы):
- обществознание
- право
Большая роль отводится использованию искусства в целях приобщения учащихся к мировой культуре, к духовным ценностям. В рамках гимназии также предполагается поддержание высокого уровня эстетического воспитания учащихся. Это направление приобретает особое значение в условиях гимназии с этнокультурным русским компонентом и осуществляется в тесном взаимодействии с музыкальной школой №23, учреждениями культуры и искусства, Казанским государственным университетом культуры и искусства.
Гимназия как ресурсный центр инновационных учебных заведений с родным языком обучения и воспитания (гимназия с этнокультурным русским компонентом) является важнейшим звеном современного общества, выполняющим задачи развития патриотизма, толерантности, нравственности, решения этнических проблем.
Используемые здоровьесберегающие технологии позволяют создавать комфортные, антистрессовые условия для обучающихся, необходимые в образовательной среде.
Исходя из понимания своего места в образовательном пространстве коллектив педагогов гимназии предъявляет к образовательному процессу следующие требования
12 10 2014
1 стр.
Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
10 10 2014
4 стр.
Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10. 03. 2001г
11 09 2014
10 стр.
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
23 09 2014
1 стр.
Приоритетные направления деятельности гимназии, направленные насоздание условий для повышения доступности и качества гимназического образования 24
08 10 2014
18 стр.
Изучение русского языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
25 12 2014
1 стр.
Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
14 12 2014
1 стр.
Изучение литературы на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
10 09 2014
1 стр.