МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА» г.о. САМАРА
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД ЦДОД «Экология детства» г.о. Самара
_________ Л.С. Панькина
«13» января 2012 года
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Лидеры ученического самоуправления»
Возраст детей – 13 - 15 лет.
Срок реализации - 1 год.
|
Принята на Научно-методическом совете МОУ ДОД ЦДОД «Экология детства» г.о. Самара
протокол № 1
«21» октября 2009 года
|
|
Составитель: педагог дополнительного образования Родина М.В.
|
Самара
ВВЕДЕНИЕ
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования Рассчитана программа на 1 год обучения с недельной нагрузкой 4 часа.
Возраст детей – 13 – 15 лет.
Количество учащихся в группе – 12 – 15 человек.
Программа – адаптированная, в основе лежат: Проект Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»; Федеральная программа развития образования на 2006–2010 г.
По уровню содержания – ознакомительная.
По форме организации – групповая.
По срокам реализации – долгосрочная (1 год)
По широте охвата и взаимодействию содержания деятельности – профильная.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Широкие социальные преобразования, проводимые на протяжении вот уже без малого пятнадцати лет во всех сферах деятельности современного Российского государства, привели, пожалуй, к крупнейшему с начала прошлого столетия изменению государственной концепции воспитания молодежи. Современные педагогические школы предлагают принципиально иные модели учебно-воспитательного процесса, основанные на принципе интегративного подхода в определении самих целей образования и определении уровня образованности. Таким образом, происходит развитие у школьников способности к самостоятельному решению проблем различного уровня на основе использования социального опыта, приобретаемого и обновляемого на протяжении всей жизни, а под уровнем образованности следует понимать уровень развития способности решать проблемы в различных сферах деятельности, соответствующий потенциалу участников образовательного процесса.
«Ученическое самоуправление создает благоприятные условия для гражданского воспитания школьников, – пишут авторы статьи «Коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества» (А.Прутченков, И.Калиш, О.Солодова). – За год учебы ребятам важно попробовать самые разные роли: организаторов клубов, творческих объединений, ассоциаций, руководителей и корреспондентов телевидения, радио, газет, избирателя и избранного в руководящие органы. Почувствовать себя людьми, от которых многое зависит».
Таким образом, развитие системы «Лидеров ученического самоуправления» приобретает высокую степень актуальности в современной социальной, культурной, политической и экономической ситуации.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ШКОЛЫ
Цель: овладение обучающимися: умениями и навыками управления образовательным учреждением, участия в процессе проектной деятельности.
Задачи образовательной программы «Лидеров ученического самоуправления»:
-
формирование креативности, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению;
-
научить работать в команде;
-
изучение, обобщение и распространение передового опыта в сфере организации ученического самоуправления.
-
создание и реализация социально-образовательных проектов в образовательном пространстве Самарской области.
-
разработка, экспериментальных, содержательных и аналитических материалов «Лидерами ученического самоуправления».
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
|
Тема
|
Всего
|
теория
|
практика
|
п/п
|
-
|
История детского движения
Инструктаж по техника безопасности
|
5
|
5
|
-
|
-
|
Основы волонтерского движения
|
7
|
5
|
2
|
-
|
Игры на взаимодействие и сплочение коллектива
|
9
|
-
|
9
|
-
|
Нормативно-правовая база по обеспечению прав и свобод человека, прав детей
|
5
|
5
|
-
|
-
|
Кто такой лидер? Виды лидерства. Качества лидера
|
5
|
2,5
|
2,5
|
-
|
Стили руководства. Построение модели идеального лидера
|
5
|
2,5
|
2,5
|
-
|
-
|
Конфликт. Общение без конфликта
|
5
|
2,5
|
2,5
|
-
|
Тренинги толерантности
|
10
|
-
|
10
|
-
|
Тренинги и практика социального партнерства и взаимодействия
|
10
|
-
|
10
|
-
|
Коллективно-творческое дело (КТД). Как строится КТД.
|
10
|
2
|
8
|
-
|
Технология социального и социально-образовательного проектирования
|
9
|
2
|
7
|
-
|
Основы делового планирования
|
8
|
3
|
5
|
-
|
Освоение современных мультимедийных и Интернет-технологий
|
8
|
2
|
6
|
-
|
Теоретические и практические основы организации взаимодействия со СМИ
|
8
|
4
|
4
|
-
|
Технология презентационной деятельности
|
10
|
3
|
7
|
-
|
Основы журналистики
|
10
|
4
|
6
|
-
|
Воспитательная работа
|
20
|
-
|
20
|
|
Всего часов
|
144
|
42,5
|
101,5
|
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
-
История детского движения. Инструктаж по техника безопасности. Скаутское движение, пионерское движение в XX веке, современное пионерское движение, детские организации стран мира, деятельность МООДиМ «Новая цивилизация» Инструктаж по техника безопасности.
-
Основы волонтерского движения. Принципы волонтерского движения, опыт деятельности волонтерских организаций.
-
Нормативно-правовая база по обеспечению прав и свобод человека, прав детей. Изучение Конвенции ООН о правах ребенка, Федеральных и Областного законов, обеспечивающих реализацию прав детей.
-
Кто такой лидер? Виды лидерства. Качества лидера. Изучение понятия «лидер». Знакомство с «видами лидерства» их роль и межличностные отношения. Описание качеств личности.
-
Стили руководства. Изучение «почерка» лидера, манеры и способы организации коллективных дел. Игра «Построение модели идеального лидера».
-
Конфликт. Общение без конфликта. Основа конфликта, проблема, участники конфликта, ситуация, превышение терпимости, провокация, форма выражения конфликта. Общение без конфликта со сверстниками и взрослыми, своими мыслями, сомнениями.
-
Тренинги толерантности. Воспитание толерантного отношения к любым проявлениям инакости, изучение коммуникативных техник, изучение особенностей различных культур.
-
Тренинги и практика социального партнерства и взаимодействия. Овладение технологиями социального взаимодействия, изучение основ социального партнерства, делового этикета, практикумы по ведению деловых переговоров и презентационной деятельности.
-
Коллективно-творческое дело (КТД). Как строится КТД. Понятие. Условия для организации КТД.
-
Технология социального и социально-образовательного проектирования. Технология проектной деятельности, особенности социального, социально-образовательного и социально-коммерческого (грантового) проектирования, разработка и реализация социально значимых проектов.
-
Основы делового планирования. Овладение навыками делового планирования.
-
Освоение современных мультимедийных и Интернет-технологий. Овладение основами компьютерной грамоты, освоение навыков эффективной работы в сети Интернет, разработка и поддержка сайта Ассоциации «Содружество».
-
Теоретические и практические основы организации взаимодействия со СМИ. Овладение навыками уверенного поведения перед телекамерой, выступлений в качестве интервьюируемого, основ подготовки пресс-релизов и ведения телефонных переговоров с представителями СМИ.
-
Технология презентационной деятельности. Основы позитивного самопозиционирования, взаимодействия с административными и коммерческими структурами.
-
Основы журналистики. Изучение жанров журналистики, основ грамотной литературной речи, современных технологий печатных средств массовой информации, основ рекламной деятельности.
-
Воспитательная работа. Участие в районных и городских мероприятиях. Чаепития посвященные всем календарным праздникам.
КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
После года обучения по программе «Лидеры ученического самоуправления», учащиеся смогут овладеть лидерскими качествами, организаторскими умениями и навыками; получат опыт руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми; овладеют навыками самоорганизации и проектирования собственной деятельности; научатся работать в команде; овладеют навыками проектного мышления; повысят способность к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
-
лекция;
-
практикум;
-
экскурсия;
-
деловая игра;
-
поисковое занятие;
-
проектное занятие;
-
занятие-семинар и т.д.
-
тренинг;
-
переговоры (воспроизведение реального события, обсуждение проблемной ситуации);
-
занятие-презентация.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ И
ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Вейс О.А. Такая профессия - вести за собой! / О.А. Вейс. – К. – № 1. – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 124 с.
-
Вейс О.А. Такая профессия - вести за собой! / О.А. Вейс. – К. – № 2. – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 288 с.
-
Каледа Г.В.Настольная книга лидера: Из опыта работы штаба «Беспокойные сердца»/ Г.А. Каледа. – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 211 с.
-
Орлов А.И. Повышение эффективности деятельности государственного учреждения Самарской области «Агентство по реализации молодежной политики» как одного из основных субъектов региональной молодежной политики / А.И. Орлов. – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 108 с.
-
Конвенция о правах ребенка 1990 г .
-
Законодательные и нормативно-правовые регулирование молодежной политики на федеральном уровне.
-
Концепция модернизации российского образования до 2010 г .
-
Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2001- 2005 г .
-
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 г . № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении».
-
Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 г . № 13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».
-
Письмо Минобразования России от 15 декабря 2002 г . № 30-51-914/16 (приложение «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования»).
-
Проект Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации». 2004 г .
-
Федеральная программа развития образования на 2009–2010 г.
-
Федеральный закон о дополнительном образовании 2004 г .
-
Федеральный закон об образовании 2009 г .
-
Федеральный закон об общественных объединениях 1995 г .
-
Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. –Ярославль, 1991.
-
Правовое воспитание (Сборник образовательных программ) // Приложение к Внешкольнику. 2004. № 5.
-
Прутченков А. С. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. – 2001. – № 9–10; 2002 – № 1–5.
-
Рожков М.И. Байбородова Л.В., Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000.
-
Смолий Е.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. – М., 2003.
-
Фришман И.И. Мирошкина М.Р. Подготовка волонтеров (программы, рекомендации, модели опыта) // Приложение к Внешкольнику. 2004. № 6.
-
Программа «Лидер», Федерация детских организаций, научно-практический центр. – М., 1992.
-
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психологические упражнения и коррекционные программы / Н.В. Самоукина. – М., - 1993
-
Бородкин Ф.М. Внимание, конфликт! / Бородкин Ф.М., Н.М. Коряк. – Новосибирск: Наука, 1989.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
-
Конвенция о правах ребенка. 1990 г.
-
Прутченков А.С. «Шаг за шагом». Технология подготовки и реализации социального проекта. Пособие для менеджеров МООДиМ «Новая цивилизация» / А.С. Прутченков. – М., 2001.
-
Смолий Е.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении / Е.С. Смолий. – М., 2003.
-
Каледа Г.В.Настольная книга лидера: Из опыта работы штаба «Беспокойные сердца»/ Г.А. Каледа. – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 211 с.
-
Орлов А.И. Повышение эффективности деятельности государственного учреждения Самарской области «Агентство по реализации молодежной политики» как одного из основных субъектов региональной молодежной политики / А.И. Орлов. – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 108 с.
-
Программа «Лидер», Федерация детских организаций, научно-практический центр. – М., 1992.