Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Пояснительная записка
Основная общеобразовательная программа МДОУ «Детский сад № 36» (далее ДОУ № 36» разработана коллективом дошкольного учреждения в 2011 году в соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ).

Нормативно-правовой базой, на которой основана разработка общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения – детского сада №4, являются следующие документы:

Основная общеобразовательная программа МДОУ–детский сад «Берёзка» разработана в соответствии:



  • с нормативными документами в сфере образования федерального уровня:

  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2010г. № 91);

  • «Изменение № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20 декабря 2010 г. № 164);

  • «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666);

  • «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, регистрационный №  16299  от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ);

  • «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (прим. – в настоящее время находятся в разработке);

  • Письмом Министерства образования и науки РФ «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста» (№ 03-132 от 27 января 2009).

  • с нормативными документами в сфере образования регионального уровня:

  • Письмом Министерства образования Пермского края «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (СЭД-26-01-21-1641 от 17.11.2010);

При разработке ООП в качестве обоснования содержания и организации педагогического процесса рассматривались следующие локальные акты:

  • Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения развивающего вида «Детский сад № 36» города Краснокамска, утверждённый 19.09.2011 г.;

  • Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения развивающего вида «Детский сад № 36»;

Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 36» (далее - Программа) разработана, утверждена и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств. А также на формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики). Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Программа состоит из двух частей:

1) обязательной части;

2) вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.



    1. Краткая информационная карта образовательного учреждения.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36» общеразвивающего вида II категории расположен в Краснокамском муниципальном районе /микрорайон Гознак/.

Адрес учреждения: 617065, г. Краснокамск, переулок Гознаковский, дом 5.

Телефоны: (34273) 7-42-04.

Руководитель ДОУ: Аверкина Наталья Витальевна, имеет высшее педагогическое образование, первую квалификационную категорию, 14 разряд, стаж работы 25 лет, в должности – 8 лет.

Содержание основной общеобразовательной программы выстраивается с учётом специфики социо-культурных, природно-ландшафтных, демографических условий, в которых осуществляется образовательный процесс, социального заказа школы и запросов родителей.

В связи с тем, что контингент воспитанников проживает в условиях небольшого посёлка, своеобразие социокультурной среды проявляется:



  • в доступности (близости) разнообразных видов культурно-просветительских учреждений (Дворец культуры, СОК, спортивного комплекса «Олимпийский», детской библиотеки, музыкальной и общеобразовательных школ, школы искусства, Центр детского творчества и других).

  • возможности приобщения ребёнка к сложившимся городе традициям: День города, День физкультурника, спортивные праздники и соревнования, Жемчужина Краснокамска и т.д., которые способствуют развитию у дошкольников нравственно-этической культуры, созданию новых традиций, осознанию социальной принадлежности.

Город расположен в окружении лесных насаждений, на берегу реки Камы, поэтому предоставляется возможность формирования у воспитанников экологического, гражданско-патриотического сознания.

При этом в городе лес и река являются объектами опасности для детей, что предполагает организацию мероприятий по охране их жизнедеятельности.

Близкое расположение мясокомбината «Кэлми», фабрики ГОЗНАК, КЦБК, короотвала (выбросы химических веществ) оказывает негативное воздействие на жителей города, влияет на здоровье взрослых и детей, увеличивается вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций.

Текущий экономический, социально-культурный кризис сказывается на системе отношений людей, как представителей разных культур, национальностей, социальных общностей, что актуализирует необходимость воспитания детей в духе толерантности, в атмосфере диалога культур.




    1. Сведения о квалификации педагогических кадров и о семьях воспитанников. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей,

воспитывающихся в ДОУ.

Основная общеобразовательная программа МДОУ «Детский сад №36» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет по четырём направлениям: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое согласно требованиям общества и сложившейся социально-культурной ситуации, современной начальной школы, запросам родителей на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Программа охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст - от 1,5 до 3 лет (вторая группы раннего возраста и первая младшая группа), младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет (вторая младшие группы), средний возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).Наполняемость ДОУ по проекту: 110 чел., общая численности детей – 116 человек.

Кадровое обеспечение.

В дошкольном учреждении работает 15 педагогов. Из них: учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог, физинструктор.

За время функционирования ДОУ сложилась устойчивая система повышения профессиональной компетентности педагогов. Воспитатели и специалисты проходят курсы повышения квалификации.
Сведения о квалификации педагогических кадров


Квалификационная категория

Количество педагогов

В процентном отношении

Первая

10

67%

Вторая

4

28%

Без категории

1

6%


Образовательный ценз


Образование

Количество педагогов

В процентном отношении

Высшее

8

28%

Среднее специальное, педагогическое

7

72%



Социальный портрет семей воспитанников (в %).

В ходе статистических и социально-педагогических исследований семей определились социально-демографические особенности осуществления образовательного процесcа в дошкольном учреждении.




Социальный анализ

Полные – 80

Неполные – 21

Многодетные – 7

Опекуны - 5



Образовательный уровень

Высшее – 16

Среднее специальное – 75

Среднее – 15

Неполное среднее - 0



Социальный статус

Рабочие – 77

Служащие – 8

Предприниматели – 5

Пенсионеры – 1

Не работающие - 9

Количество семей – 116.

Количество семей с одним ребенком – 64.

Количество неблагополучных семей – 2.

Количество детей – инвалидов – 1.

Количество опекаемых детей – 1.

Малообеспеченные семьи – 20.

Возрастные и индивидуальные особенности психического развития детей, воспитывающихся в ДОУ.
II группа раннего развития (с 1 до 2-х лет)

У детей в возрасте от года до двух продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей до полутора лет составляет 3-4 часа, двух лет — 4-5,5 часа.

Постепенно ходьба совершенствуется. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети делают боковые шаги, медленно кружатся на месте.

Даже в начале второго года дети много лазают, взбираются на горку, на диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку. Они также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику). В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (при числе участвующих не более 8-10).

При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит и после показа взрослого, и путем отсроченного подражания.

Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечкам всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).

Воспроизводя подряд 2-3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке. К концу второго года в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, ее кормят и укладывают спать.

Второй год жизни - период интенсивного формирования речи. Связи между предметом (действием) и словами, их обозначающими, формируются в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить.

Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.

В процессе разнообразной деятельности с взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «надень шапку, надень колечки на пирамидку и т.д.». Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различие по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка). Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, а ведь в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки. Так, словом «кх» он обозначал и кошку, и меховой воротник.

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После 1 года 8-10 месяцев происходит скачок, и активно используемый словарь состоит теперь из 200-300 слов. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т. д.), а также предлоги.

Упрощенные слова («ту-ту», «ав-ав») заменяются обычными. После полутора лет ребенок чаще всего воспроизводит контур слова (число слогов), наполняя его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу. Ребенок, в большинстве случаев после полутора лет, правильно произносит губно-губные звуки (п, б, м), передние небоязычные (т, д, н), задние небоязычные (г, х). Свистящие, шипящие и сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах, произносимых ребенком, встречаются крайне редко.

На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой, хороший, красивый».

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Малыш овладевает умением самостоятельно есть любые виды пищи, умыться и мыть руки, приобретает навыки опрятности.

Расширяющаяся ориентировка в ближайшем помогает ребенку выполнять несложные поручения взрослых, постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно, нельзя, нужно». Общение со взрослым приобретает деловой, объектно-направленный характер.

Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в процессе предметно-игровой деятельности и режимных процессов, а поскольку предметно-игровые действия и самообслуживание только формируются, самостоятельность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать. Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, вести себя в группе соответствующим образом: не лезть в тарелку соседа, подвинуться на диванчике, чтобы мог сесть еще один ребенок, не шуметь в спальне и т.д. При этом они пользуются простыми словами: «на» («возьми»), «дай», «пусти», «не хочу» и др.

Основными приобретениями второго года жизни можно считать:

совершенствование основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях и наблюдении.

Быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.

Быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200-300 слов, иначе говоря, по сравнению с предшествующей возрастной группой он возрастает в 20-30 раз. Развивается способность общения. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становится основным средством общения со взрослым.

С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с другой — он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с условием культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1 000 – 1 500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Её особенность заключается в том, что возникающее в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.



Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

В возрасте 3 – 4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходя к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативное. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.


следующая страница>


Образовательная программа мдоу «Детский сад №36»

Основная общеобразовательная программа мдоу «Детский сад №36»

380.99kb.

11 10 2014
3 стр.


Значение правильного носового дыхания в профилактике орви мдоу «Детский сад №254» 2011год

В свою очередь образовательная программа должна быть построена с учетом особенностей физического и психического развития детей и имеющейся у ребенка патологии

112.83kb.

12 09 2014
1 стр.


1 Пояснительная записка Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №286 компенсирующего вида»

Нормативно-правовой базой для разработки основной общеобразовательной программы мдоу «Детский сад №286 компенсирующего вида» является

2694.53kb.

12 10 2014
17 стр.


Коллективный договор муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Чебурашка» с. Толкаевка

Настоящий коллективный договор заключен между работодателем и работниками и является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в мдоу «Детский сад «Чебурашка» с. То

506.55kb.

13 10 2014
4 стр.


Мдоу детский сад №36 «Радуга» Волжского района Список членов профсоюза
61.13kb.

09 10 2014
1 стр.


Разработал: Адгамова Марина Викторовна музыкальный руководитель мдоу црр детский сад №3
53.63kb.

14 10 2014
1 стр.


Общеобразовательные программы и их методическое обеспечение

Воспитательно-образовательного процесса в мдоу «Детский сад №25» определяется

37.14kb.

27 09 2014
1 стр.


Состав педагогических работников (с совместителями) мдоу суслонгерский детский сад «Лесная сказка» на 2012 – 2013 учебный год
35.75kb.

14 12 2014
1 стр.