Перейти на главную страницу
ББК 67.404
П99
Научные рецензенты
Профессор кафедры правового обеспечения государственной и муниципальной службы Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации, доктор юридических наук
И.В. Понкин
Судья, председатель судебного состава Арбитражного суда Московской области, член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России,
кандидат юридических наук, мастер спорта России
А.А. Соловьев
ISBN 978-5-906069-28-3
Настоящим изданием представляются основные материалы Шестой международной научно-практической конференции «Спортивное право: перспективы развития», состоявшейся 30 мая 2012 года в г. Москве на базе Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.
В сборнике содержатся статьи и выступления ряда отечественных и зарубежных ученых – ведущих специалистов в области спортивного права, отражены различные точки зрения на наиболее актуальные, дискуссионные проблемы его становления и развития.
Издание предназначено для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов юридических и спортивных вузов, руководителей и работников спортивных организаций, органов государственной власти и управления в области физической культуры и спорта, спортсменов, спортивных судей и тренеров, а также всех, кто интересуется спортивным правом.
ISBN 978-5-906069-28-3
Блажеев В.В. Вступительное слово |
5 |
Гусов К.Н. Предисловие |
6 |
Алексеев С.В. Актуальные вопросы спортивного права и спортивного законодательства Российской Федерации на современном этапе |
7 |
Colantuoni L., Revello E. Contractual stability in professional football |
14 |
Collins B. QC. An international approach to selection appeals |
20 |
Panagiotopoulos D.P. Lex Sportiva: International or sui Generis – «Unethnic» Law? |
25 |
Pitschen G.C. Challenging Awards of the Court of Arbitration for Sport – Case Law Digest 2011-2012 |
32 |
Агузаров А.М. Правовое регулирование режима рабочего времени спортсменов и тренеров |
35 |
Бабаев Р.Ю. Отдельные вопросы трудовой правосубъектности иностранных граждан в сфере физической культуры и спорта |
38 |
Береснева Е.А. Спортивный клуб: публично-правовые и частноправовые аспекты деятельности |
43 |
Быковский И.В. Легионеры на футбольных полях |
50 |
Гребнев Р.Д. Некоторые аспекты правового регулирования спортивной индустрии |
58 |
Гуленков М.С. Узуфрукт как эффективный механизм в хозяйственной деятельности отдельных субъектов спортивных правоотношений |
64 |
Дарков А.Н. Зарубежный опыт влияния «ambush marketing» в сфере спорта на договорное регулирование спонсорских отношений |
68 |
Епанчина М.П. О некоторых аспектах организации и проведения Всемирных трансплантационных игр |
72 |
Жабин Н.А. Противодействие применению допинга в спорте |
76 |
Зайцев Ю.В. Правовые аспекты подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России |
83 |
Карякин В.В. Правовое регулирование безопасности и правопорядка при проведении массовых спортивных мероприятий на примере Великобритании |
90 |
Овчинникова Н.А. Особенности правового регулирования любительского спорта |
94 |
Понкин И.В. Lex sportiva и спортивное право |
100 |
Понкина А.И. Перспективы развития государственного управления в области спорта в Аргентине |
106 |
Рогачев Д.И. О регулировании обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий |
111 |
Сазонов В.Е. Спорт как сфера приложения возможностей государственно-частного партнерства |
115 |
Соловьев А.А. Зарубежный опыт правового регулирования отдельных видов страхования в спортивных кодексах |
120 |
Филиппов Ю.М. Некоторые проблемы разрешения споров, возникающих из спортивных правоотношений: опыт Великобритании |
126 |
Шевченко О.А. К вопросу о модернизации правового регулирования системы подготовки спортивного резерва |
129 |
Организация спортивных мероприятий имеет большое значение в современных условиях, когда роль и статус спортивных достижений приобрели мировое значение. Новые спортивные достижения способствуют не только повышению авторитета государства и нации, но и росту национального здоровья и самосознания, а также продуктивному становлению и полноценному гармоничному развитию человеческой личности, приобщенной к занятиям спортом и физической культуре.
Вследствие этого правовое регулирование сферы физической культуры и спорта приобретает особую актуальность в настоящее время и нуждается в дальнейшем развитии в соответствии с современными реалиями российского общества. Необходимость приобщения молодежи к спорту, учета особенностей новых видов спорта и специфики трудовых отношений в спорте формирует потребность в постоянном совершенствовании правового регулирования сферы физической культуры и спорта.
Наиболее эффективным подходом к нормотворчеству является обмен передовым опытом между специалистами. Большой ценностью обладает как обмен опытом специалистов разных стран и регионов, так и объединение ученых различных отраслей, что позволяет своевременно использовать многие эффективные передовые новации и способствовать внедрению прогрессивных идей в спортивном законодательстве.
Неоценимый вклад в развитие юридической науки внесли ставшие уже традиционными международные научно-практические конференции по спортивному праву, проводимые на базе Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. Поэтому с большим энтузиазмом приветствуем всех участников конференции и желаем им содержательного общения и больших творческих достижений в области спортивного права.
Гусов Кантемир Николаевич
Заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения
Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина,
член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России,
председатель Юридического комитета Российского футбольного союза
заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почетный работник
высшего профессионального образования Российской Федерации,
доктор юридических наук, профессор, академик РАСН
В начале века возникли детерминанты формирования спортивного права, коренящиеся как в самом праве, так и в правовом обороте1. В это время в России выходит цикл учебников по спортивному праву2. 25 июня 2008 г. решением Президиума Ассоциации юристов России создана специальная Комиссия по спортивному праву, объединяющая ведущих спортивных юристов, руководителей спортивной и юридической отраслей страны. 1 сентября 2011 г. в развитие данной комиссии в связи со значительным увеличением числа членов сообщества спортивных юристов, а также в целях расширения масштабов деятельности, в частности для решения задач комиссии на международном уровне, по аналогии с зарубежными спортивными державами основано Национальное объединение спортивных юристов под эгидой Международной ассоциации спортивного права ИАСЛ.
В России уже на протяжении нескольких лет выпускаются отраслевой журнал «Спорт: экономика, право, управление» и тематическая газета «Спорт и право». В ряде юридических и физкультурно-спортивных вузов страны начали преподавать комплекс дисциплин спортивно-правового цикла: «Спортивное право России», «Международное спортивное право», «Олимпийское право» и др., создавать профильные специализации, отделения, кафедры и другие научно-образовательные структуры.
Вместе с тем спортивное право до сих пор некоторыми учеными-правоведами не признается в качестве самостоятельной структуры в правовой системе, отечественном научном правоведении и юридическом образовании.
Спортивное право — это новейшее направление российской юриспруденции, охватывающее общественные отношения, возникающие в сфере физической культуры и спорта. По мере развития физкультурно-спортивной деятельности, укрепления рыночной экономики в России все более значимым и тонким становится механизм ее правового регулирования.
Со дня вступления в силу (30 марта 2008 г.) Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) прошло более четырех лет. Со времени его введения накоплен определенный опыт применения установленных им норм, а также иных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений Федерального закона.
Как видно, с принятием Федерального закона законотворческая работа не закончилась, и на сегодняшний день осталось еще много нерешенных проблем. Предстоит дальнейшее совершенствование отдельных положений Федерального закона и других нормативных правовых актов с учетом современных потребностей нормального функционирования и эффективного развития отрасли.
Так, в настоящее время Минспорттуризмом России одобрена Система мер по социальной защите спортсменов, тренеров и других специалистов в области физической культуры и спорта, в том числе путем усиления адресной социальной помощи выдающимся российским спортсменам, закончившим спортивную карьеру; осуществляется совместная с другими органами исполнительной власти работа над ее реализацией. В рамках данной Системы мер предстоит разработать и принять комплекс федеральных законов, направленных, в частности, на создание дополнительных возможностей и преференций в области образования, профессиональной переподготовки и трудоустройства, медицинского обслуживания и страхования, социально-бытового обеспечения, пенсионного обеспечения и др.
Этот комплекс мер требует дополнительных средств, поэтому одной из составляющих Системы мер являются разработка и принятие изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в части введения целевых отчислений от всех подпадающих под данный закон игр, в том числе в отношении букмекерских контор и тотализаторов, для финансирования социальной поддержки спортсменов и установления обязательных нормативов по размерам данных целевых отчислений, а также в части урегулирования интеллектуально-коммерческих игр, в том числе предусматривающих целевые отчисления от интеллектуально-коммерческих игр для финансирования социальной поддержки спортсменов и установления обязательных нормативов по размерам данных целевых отчислений. Немаловажная роль в принятии данных поправок принадлежит в том числе Министерству финансов РФ.
Это также связано с тем, что в связи с выведением спортивного покера из Всероссийского реестра видов спорта в настоящее время существует пробел в нормативном правовом регулировании деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр, что негативно отражается на их функционировании в стране.
Россия – одна из первых стран, признавших карточную игру покер видом спорта. Приказом Росспорта от 26 июня 2007 года № 378 на основании заявления Общероссийской общественной организации «Федерация спортивного покера России» вид спорта «спортивный покер» был введен во Всероссийский реестр видов спорта вместе со спортивными дисциплинами «омаха», «семикарточный стад-покер» и «техасский холдем». С тех пор покер стал относиться к спортивным играм наряду, скажем, с шахматами, бильярдом, карточной игрой – бриджем и др. Т.о. покер уже был признан государством спортивной игрой, полезной и интеллектуальной.
20 июля 2009 года в связи с тем, что игорные заведения, организующие азартные игры, в связи с законодательным запретом их деятельности после 1 июля 2009 года, за исключением четырех специальных зон, стали пытаться камуфлировать азартную деятельность под вывесками «спортивный покерный клуб», Министр спорта, туризма и молодежной политики РФ подписал приказ № 517, согласно которому турнирный покер был исключен из Всероссийского реестра видов спорта3.
Однако из этого не следует, что турнирный покер, который официально признавался на протяжении двух лет спортом, стал азартной игрой. Покер выведен из состава спортивных игр, и только. В этой связи следует согласиться с заключением Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации В.Л. Мутко, в интервью «Газете.Ru» 7.06.2011 г. справедливо констатировавшего, что «покер сегодня не запрещенный вид деятельности, невключение в реестр видов спорта не является запретом. Просто он должен развиваться по другим законам»4. Действительно, с юридической точки зрения покер остается интеллектуальной и полезной социальной игрой наряду, скажем, с преферансом, домино, нардами, также спортом не являющимися.
В некоторых странах, в частности в Литве, Украине, Казахстане и др., турнирный покер уже не первый год продолжает быть официально признанным интеллектуальным видом спорта. В начале 2012 года Министерство спорта Бразилии официально признало покер спортивной игрой. Поспособствовала этому конфедерация техасского холдема Бразилии, которая теперь является главной по покеру в стране. В реестр видов спорта на официальном сайте министерства попали холдем, омаха, семикарточный стад, разз и другие покерные дисциплины. В 2016 году состоятся Олимпийские игры по интеллектуальным видам спорта, Бразилия является кандидатом на их проведение.
Требует совершенствования правовой статус спортивных федераций, в том числе в части оптимизации их взаимодействия с органами управления физической культурой и спортом. Основным недостатком в сфере регулирования и управления деятельности общероссийских и региональных спортивных федераций, влияющим на результаты выступления российских спортсменов, являются слабые управленческие возможности органов государственного управления, осуществление не в полной мере скоординированных действий Минспорттуризма России, Олимпийского комитета России и общероссийских спортивных федераций.
Президентом Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в Казани 26 марта 2010 года было поручено Правительству Российской Федерации разработать комплекс мер по совершенствованию системы управления спортом высших достижений и обеспечить их реализацию.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 8 апреля 2010 г. № Пр-996 по итогам указанного заседания Совета при Президенте Российской Федерации Минспорттуризм России совместно с Комиссией по спортивному праву Ассоциации юристов России разработал проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – законопроект), направленный на совершенствование системы управления спортом высших достижений.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон
в части совершенствования деятельности общероссийских спортивных федераций, конкретизации их прав и обязанностей, а также ответственности за развитие соответствующих видов спорта и подготовку спортивных сборных команд Российской Федерации, достижение ими высоких спортивных результатов на международных официальных спортивных мероприятиях. В настоящее время законопроект находится на стадии принятия в Государственной Думе.
Colantuoni Lucio
President of UIA Sports Law Commission, Board Member of International Association Sports Law (IASL), Professor in Sports Law and Sports Contracts University of Milan – Faculty of Law, Director of the postgrad. Course in «Sports Law and Sport Justice», TAS/CAS Arbitrator – Lausanne (CH), Director of Sports Law Research Center – Milan; with the cooperation of Edoardo Revello (SportsLawRC)
Профессор кафедры правового обеспечения государственной и муниципальной службы Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства
06 10 2014
12 стр.
Региональная спортивная общественная организация «Федерация танцевального спорта Ростовской области»
09 10 2014
1 стр.
Борисов А. А. г. Учалы ua9wax тимербаев Ф. З. п. Кандры rv9whs хайруллин Р. С. г. Ишимбай rv9whl сагадеев Р. Г. г. Ишимбай ua9wux
16 12 2014
1 стр.
Карнаух В. И. г. Салават rа9wg швец А. В. г. Сибай rа9wqx вязовцев А. В. г. Ишимбай rv9whk вязовцев В. Г. г. Ишимбай rz9WD
09 10 2014
1 стр.
Высшая юридическая премия «Юрист года» (далее – Премия) учреждена Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России»
25 12 2014
1 стр.
На конференции присутствовали делегаты от региональных отделений осоо «фпср», ведомственных отделений осоо «фпср» ирегиональных федераций по практической стрельбе принятых в члены
14 12 2014
1 стр.
Общероссийская общественная организация Российский Коммунистический Союз Молодежи, далее рксм, является молодежной общественной организацией с общероссийским статусом
16 12 2014
1 стр.
Разъяснение и продвижение семейных форм устройства российских детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан России
09 09 2014
1 стр.