ПРИЛОЖЕНИЕ I.
АКТ
обследования и предложения по капитальному ремонту
моста через реку Плюссу в деревне Лосицы Лядской волости, Плюсского района, Псковской области
Деревня Лосицы 15 октября 2011г.
1.Введение
1 .Настоящий акт обследования моста составлен в связи с его аварийным состоянием, угрожающим жизни людей при перемещении их по мосту.
-
Обследование моста проводилось с 24-го по 26 августа 2011г. В общей сложности, с дополнительными выходами на дообследование с 30 августа по 7 сентября 2011г., на обследование моста затрачено 18 часов.
-
Мост через реку Плюссу находится в створе Дома-музея Ал. Алтаева.Мост -четырехпролетный, балочный, с деревянными пролетными строениями. Быками моста служат три металлических понтона. Устои отсутствуют; опирание прибрежных пролетных строений при входах на мост осуществляется непосредственно на грунт берегов.
-
Мост построен в 1994 г. ТОО «Смена», директором которого был Васильев Николай Николаевич.
-
Мост сооружен взамен деревянного моста на сваях, возведенного Дорожным отделом
поселка Ляды Плюсского дорожного участка. Этот мост просуществовал менее года: в первую же весну его снесло паводком.
6. До этого моста был свайный деревянный мост, построенный в 1970-х годах колхозом
«Октябрь» при директоре Колосове Александре Борисовиче.1
7. Вышеназванным мостам предшествовали лавы. Лавы строились на реке Плюссе сотни лет.
Они представляют собой плавучие мосты в виде отдельных сплоток, связанных между собой. Сплотки изготавливали из бревен. По бревнам укладывали дощатый настил. По лаве перемещались не только пешеходы, но и конный транспорт. На время паводка один конец лавы «отпускали» по течению реки, а после пропуска паводка он водворялся на место с помощью каната.2
8. Существующий понтонный мост представляет собой оригинальную конструкцию,
автором которой является Николай Николаевич Васильев. Мост - плавучий, неразводной. Приспособлен к подъему уровня воды в реке при паводках до 6м и более.
Это достигается за счет длинных тросов-поводков, заанкеренных на противоположных берегах реки и прикрепленных к крайним понтонам. При подъеме уровня воды , понтоны, связанные между собой, поднимаются вместе с пролетными строениями, опирающимися на понтоны. Концы тросов-поводков, прикрепленные к понтонам, также поднимаются, удерживая мост под напором текущей
воды за счет заанкеренных концов троса. При спаде воды мост «садится» на свое место. 8. Идея, заложенная в конструкцию понтонного моста, заслуживает проведения исследования на патентную чистоту с последующими выводами3.
П. Современное состояние моста
1 .Русло реки.
1.1. Русло реки Плюссы в створе Дома-музея Ал.Алтаева расположено у левого
берега ее поймы. В отличие от других мест реки Плюссы, в названном створе ее русло практически не меняет своего положения.
1.2. Ширина русла реки Плюссы в створе Дома-музея Ал.Алтаева в межпаводковый
период времени -37 м. Ширина поймы - примерно 800м.
1.3. Высота пойменных берегов над зеркалом воды в русле в межпаводковый
период ^Зм.
-
Глубина воды в межпаводковый период в вышеназванном створе - до 1,6м.
-
Скорость воды на поверхности в середине русла в межпаводковый период ~ 2 км/час.
-
Примерно в 5 метрах от понтона №2 (счет №№ понтонов ведется от левого4
берега), выше по течению реки имеется водоворот.
1.7. Дно русла - песчаное, в основном - чистое, в отдельных местах, близ и под
понтонами, имеются мелкие водоросли.
1.8. Перед понтоном №3, на расстоянии примерно 1 м выше по течению реки, на
дне реки лежит топляк диаметром примерно 35 см в толстом конце, длиной примерно 12 м. Развитое корневище топляка расположено в сторону понтона №3 (макушка - в сторону от понтона №3).
1.9. Пойменные берега русла реки отстоят от уреза воды у левого берега на рассто-
янии 2,7м, у правого - на расстоянии 8,2 м по горизонтали. 1.10.На пойменных берегах реки расположены кусты высотой до Зм. Кусты служат ориентиром при определении высоты подъема воды во время паводка
1.10.На пойменных берегахреки расположены кусты высотой до 3 м.кусты служат ориентиром при определении высоты подъёма воды во время паводка.
2.Гидрология реки.
-
Река Плюсса в створе Дома-музея Ал.Алтаева имеет обширную площадь бассейна по сбору воды. В Плюссу, кроме того, впадает река Люта, имеющая также большую площадь по сбору воды. Плюсса впадает в реку Нарву.
-
Паводок на реке Плюссе начинается в конце марта - в апреле и длится 2-4 недели. (Приложение 1,1,).
-
Высота подъема воды при паводке составляет 5-6 метров. Вода заливает пойму от края до края, покрывая кусты, расположенные на пойменных берегах русла
реки.
-
Скорость течения воды в русле реки достигает примерно 8км/час.
-
При паводке по реке плывут поваленные деревья, бытовой хлам, мусор, мертвые кабаны, лоси, лед.
-
Толщина льда достигает 40 см.
-
После вскрытия реки при подъеме воды первым уходит «свой» лед. Наиболее страшен для моста лед, который приплывает из других мест. Он скапливается перед мостом до высоковольтной линии электропередачи, расположенной примерно в 600м выше по течению. Льдины под воздействием сильного течения воды нагромождаются друг на друга, подныривают друг под друга.
При этом образуются ледяные торосы.
2.8. Ледоход длится примерно неделю. В это время далеко окрест моста «стоит»
глухой звук от ударов льдин по металлическим пустотелым понтонам.
2.9. При каждом паводке мост испытывает мощный напор плывущих предметов,
часть из которых, устраивая заторы в пролетах моста, увеличивает напор
водной стихии.
2.10.При паводках мост, в том числе входы на мост, «гоняет как щепку». При этом уплывают отдельные фрагменты моста. Поэтому каждый год требуется устранять заторы и производить текущий ремонт моста.
3.
Общая характеристика моста.
-
Мост - пешеходный, четырехпролетный. Расположен выше предпоследнего свайного деревянного моста примерно на 40м.
-
Ось моста не является прямой линией. Ось моста представляет собой зигзагообразную ломаную линию из 4-х участков. При движении с левого берега на правый ось первого пролетного строения наклонена от перпендикуляра к берегам реки на 16 градусов влево. Ось второго пролетного строения наклонена к названному перпендикуляру на 25 градусов влево. Ось третьего пролетного строения наклонена к перпендикуляру на 36 градусов 30 минут вправо. Ось четвертого пролетного строения наклонена к перпендикуляру к берегам реки на 6 градусов 30 минут влево. (Приложение 1.2.).
-
Общая длина моста, с учетом изломов его оси, - 44,9м. Пролеты в свету: 12,0 + 8,0 + 7,7+ 12,4м.
-
Ширина дорожного полотна моста изменяется от 0,6м до 1,9м.
-
Перильные ограждения отсутствуют.
3.6. Полезная нагрузка на мост - вес одиночных пешеходов с грузом и групп
пешеходов. Расчетная нагрузка от одиночного пешехода с грузом -
сосредоточенная , 150 кг. Расчетная нагрузка от групп пешеходов -кусочно-прерывистая, интенсивностью 400 кг/ кв.м.
-
Средняя интенсивность движения пешеходов через мост в летнее время -98 чел./сутки.
-
Понтоны №1 и №3 стоят примерно в одном створе. Понтон №2 смещен относительно этих понтонов на 5м вниз по течению реки.
-
Все три понтона находятся на плаву. ( Не сидят на мели).
3.10. Понтоны связаны между собой двумя тросами: верхним и нижним.
Верхний трос укреплен на «носу» каждого из трех понтонов двумя сжимами.
От «носов» первого и третьего понтонов верхний трос простирается под
углами по 45 градусов к берегам реки. На каждом из берегов этот трос,
являющийся тросом-поводком, крепится к анкерам.
3.11.Нижний трос укреплен на «корме» каждого из трех понтонов также двумя
сжимами. Нижний трос удерживает «корму» каждого из понтонов от «виляния».
3.12.3апас нижнего троса по левому борту понтона №1 - 6,5м. Запас нижнего
троса по правому борту понтона № 3 - 1,4м, включая петлю троса длиной 0,7м и серьгу длиной 0,2м из стального прутка диаметром 20мм, расположенную на конце петли.
3.13.Участки нижнего и верхнего тросов между 1-м и 2-м понтонами параллельны оси 2-го пролетного строения.
Участки нижнего и верхнего тросов между 2-м и 3-м понтонами параллельны оси 3-его пролетного строения. 3.14.Верхний и нижний тросы и тросы-поводки представляют собой шестипрядный
канат крестовой свивки диаметром 22мм, без органического сердечника, из оцинкованной проволоки диаметром 1мм. Диаметр пряди - 6,5мм; в пряди -19 проволок. Расчет показывает, что при стандартном временном сопротивлении оцинкованной проволоки 110-160 кг/кв.мм разрывное усилие троса - от 8 т до 12 т.
3.15.Длина левобережного троса-поводка до первого анкера - 20м, а до второго (дублирующего) анкера - еще 4,5м. Конец левобережного троса-поводка около понтона №1 сгнил от длительного пребывания под водой. Этот конец привязан к левому борту понтона №1 ненадежно. Требуется перестыковка троса. Длина правобережного троса-поводка до ухода под землю ^26м (с учетом свободной петли троса на дне реки), а до анкера^37м.
3.16.Современное состояние моста - удручающе жуткое. Левобережное пролетное строение при ходьбе человека раскачивается в вертикальном направлении и закручивается при переступании с одной ноги на другую. Дорожное полотно моста с продольным настилом состоит из безсистемно уложенных досок и горбылей. Они размещены вразбежку. Разница в высотах их поверхностей - до 60мм. В дорожном полотне имеются проемы («окна») размером до 370x2200мм. Передвижение по полотну моста возможно только при тщательном выборе места очередного положения стопы и при удержании равновесия тела вытянутыми в сторону руками.
Правобережное пролетное строение сильно деформировано.Его верхний прогон сломан. В результате дорожное полотно на части пролетного строения переко -силось, приобретя винтовую поверхность с углом наклона к горизонту до 40
градусов. (Приложение I.3.). Передвижение по правобережному пролетному строению возможно лишь вприсядку, держась руками за его выступающие части. 9 августа 2008 г. при переходе через этот мост утонули 9-летний Олег и его отец 35-летний Сергей Валерьевич Набоевы.
Почтальон почтового отделения «Лосицы» Наталья Егорова уволилась из-за необходимости носить почту в деревню Турец по этому мосту. У заведующей почтовым отделением «Лосицы» Дмитриевой Надежды Владимировны при переходе через мост кружится голова. Поэтому она вынуждена посылать с почтой в деревню Турец, расположенную на противоположном (правом) берегу реки, свою дочь.
Во время дождя деревянный настил моста становится скользким. В заморозки настил обледеневает. Особо опасно наступить на горбыль, которым покрыто до 40% площади настила моста. Падение при этом неизбежно. Держаться не за что - перильные ограждения отсутствуют.
Тем не менее , люди проживающие на левом берегу реки, вынуждены регулярно пользоваться мостом, так как многие из них живут за счет лесных даров. В районе деревни Турец - обширные клюквенные болота, обильные брусничники, черничники, березовые почки, чага, орехи, грибы лисички. Пункт приема лесных даров находится в деревне Лосицы.
Для жителей деревни Турец мост является единственным путем к ближайшим почтовому отделению, магазину, остановке рейсового автобуса, храму, кладбищу, расположенным в деревне Лосицы. 3.17.Состояние моста и потребность в нем диктуют необходимость срочного капитального ремонта.
4
Левобережный анкер.
-
Левобережный анкер состоит из основного и дублирующего анкеров.
-
Основной анкер (анкер №1) расположен на расстоянии 6м по горизонтали
от уреза воды. Анкер - это бревно, вкопанное в землю. Бревно диаметром 19см возвышается над землей на 1,2м и наклонено к вертикали под углом 20 градусов в сторону реки. Трос-поводок диаметром 22мм три раза обвит вокруг бревна на уровне земли. Далее трос продлен на 4,5м до дублирующего анкера под тем же углом 45 градусов к берегу реки.
-
Дублирующий анкер (анкер №2) состоит из вкопанного в землю более мощного бревна. Конец этого бревна диаметром 27см возвышается над уровнем земли на 1,2м и наклонен к вертикали на 40 градусов в сторону натянутого троса. Трос расположен близ уровня земли, обвит вокруг бревна один раз и завязан узлом.
-
Наклон бревен анкеров №1 и №2 свидетельствует о ненадежности левобережного анкера моста.
-
При капитальном ремонте моста левобережный анкер целесообразно заменить.
4.6. Примерно в 60м от понтонного моста вверх по течению реки, на расстоянии
11м по горизонтали от уреза воды, имеется железобетонный анкер. Анкер представляет собой железобетонную балку, вкопанную «на попа» в землю. Балка возвышается над землей на 2,4м. Наклонена к вертикали под углом 30 градусов в сторону, противоположную направлению течения реки. На высоте 1,8м от земли в балке имеется монтажная петля, вбетонированная в тело балки. Поперечное сечение балки - тавровое. Высота тавра - 450мм, ширина полки -400мм, ширина основания тавра - 200мм.
Очевидно, что эта балка заимствована из строительных конструкций
зданий (сооружений). Последние, как известно, проектируются на работу на
изгиб в плоскости, проходящей через ось симметрии их поперечного сечения.
Если использовать эту балку для анкеровки троса-поводка понтонного моста,
то балка будет работать на косой изгиб и кручение, на которые она не рассчитана.
Вероятность излома такого анкера высока. Это подтверждается
изломом подобного анкера на правом берегу реки.
Использование вышеуказанного железобетонного анкера нецелесообразно.
5. Левобережное пролетное строение.
-
Левобережное пролетное строение (пролетное строение №1) состоит из двух прогонов, поперечин и продольного настила.
-
Прогоны выполнены из бревен длиной 16,6м. Тонкие концы бревен, диаметром по 13см, опираются на левый берег реки на длине 3,3м ,образуя вход на мост. Концы прогонов , не покрытые дорожным полотном и приподнятые над землей, простираются за вход на мост в сторону от реки еще на 1м. Верхний прогон своим толстым концом диаметром 26см опирается на понтон №1 на длине 0,3м. Нижний прогон концом диаметром 20см опирается на понтон №1 на длине 0,2м.
5.3. Концы прогонов пролетного строения №1, опирающиеся на понтон №1,
связаны с концом верхнего прогона пролетного строения №2 двумя прово-
лочными скрутками из проволоки диаметром 2,5мм. Обе скрутки закреплены на
металлическом штыре диаметром 20мм, длиной 300мм. Конец
верхнего прогона пролетного строения №2 насажен на штырь. Усилием от
скруток штырь погнут в сторону пролетного строения №1.
Скрутка, идущая к концу нижнего прогона пролетного строения №1,
состоит из 4-х проволок. Натяжение в ней отсутствует.
Скрутка, идущая к концу верхнего прогона пролетного строения №1,
состоит из двух проволок. Скрутка порвана. Согласно расчету, при временном
сопротивлении проволоки 90кг/ кв. мм (обычном), разрывное усилие скрутки из 2
проволок - 440кг.
-
Состояние прогонов пролетного строения №1 - удовлетворительное.
-
Расстояние между осями прогонов на берегу - 0,7м, на понтоне №1 - 0,9м.
-
Точка пересечения оси левобережного пролетного строения с левой боковой гранью понтона №1 расположена на расстоянии 4,0 м от «кормы» понтона №1
-
Пролет в свету пролетного строения №1 по его оси составляет 12,0м.
-
Поперечины дорожного полотна выполнены из горбылей с размерами сечения от 20x150мм до 40x200мм, длиной 1,7м. Шаг поперечин - до 0,7м.
-
Настил дорожного полотна устроен из безсистемно уложенных досок толщиной от 25мм до 40мм, длиной от 1м до 6м. В поперечном сечении полотна - от 3-х до 9 досок. Часть досок уложена по зазорам между нижележащими досками. Тем не менее, в полотне имеется опасное для пешеходов «окно» размером 200x700мм.
-
Крепеж поперечин к прогонам и досок настила к поперечинам выполнен гвоздями диаметром 4мм. Длина гвоздей, следовательно, согласно стандарту, -120мм или 100мм.
-
Ширина настила - от 0,7м до 1,3м. Таким образом, часть настила распо -ложена на консольных участках поперечин, что недопустимо.
5.12 Состояние дорожного полотна требует замены его при капитальном ремонте моста.
-
Левобережное пролетное строение провисло под собственным весом. Стрела провеса от линии, соединяющей опорные концы пролетного строения, составляет 0,7м.
-
При передвижении по пролетному строению оно испытывает продольную и поперечную качку.
5.15.Левобережное пролетное строение является самым зыбким. При капиталь -ном ремонте моста следует уменьшить его пролет в свету, увеличить расстояние между прогонами, обеспечить одинаковую жесткость прогонов (равенством их диаметров).
6.
Понтон №1.
-
Понтон №1 представляет собой металлический сварной прямоугольный параллелепипед. Один из торцов его - «нос» - выполнен двумя вертикальными плоскостями, расположенными по отношению друг к другу под углом 90 градусов.
-
Длина понтона (от «кормы» до «носа») - 6м. Высота - 1,5м, ширина -1,52м. Понтон сварен из листовой стали толщиной 6мм.
-
Понтон №1, загруженный собственным весом и весом опирающихся на него пролетных строений №1 и №2, возвышается над водой на 1,13м.
-
Осадка понтона 0,37м свидетельствует о большой несущей способности понтона.(Строительство рассматриваемого понтонного моста производилось для пропуска грузовиков, тракторов, пешеходов. Расчет показывает, что несущая способность понтона составляет 11 тонн).
-
Крепление верхнего и нижнего тросов к понтону осуществлено сжимами из листовой стали толщиной 16мм на шпильках с резьбой Ml 6. Сжимы приварены к палубе понтона. Каждый трос крепится к палубе понтона
двумя сжимами. Сжимы, крепящие нижний трос, расположены на расстоянии
500мм от торца «кормы», близ боковых поверхностей левого и
правого бортов понтона. Сжимы, крепящие верхний трос, расположены на
расстоянии 500мм от вертикальных граней «скул носа» (на расстоянии
1260мм от «носа»), близ боковых поверхностей левого и правого бортов понтона.
6.6. Палуба «кормы» понтона №1 повернута в сторону понтона №2 на
4 градуса по отношению к горизонтальной палубе в остальной части понтона. Это объясняется односторонним действием нижнего троса на «корму» понтона (в отличие от двухстороннего действия верхнего троса на «нос» понтона) и относительно невысокой крутильной жесткостью понтона из-за отсутствия внутренних диафрагм.
6.7. В целом, состояние понтона №1 вполне удовлетворительное. Он может
быть использован для дальнейшей работы в качестве быка.
7.
Пролетное строение №2.
-
Пролетное строение №2 состоит из трех прогонов, поперечин и продоль -ного настила.
-
Концы верхнего, среднего и нижнего прогонов, опирающиеся на понтон
№1, имеют диаметры, соответственно, 22см, 22см и 18см.
7.3. Расстояние между осями крайних прогонов на понтоне №1 - 1,35м.
При этом расстояние между осями верхнего и среднего прогонов - 1,05м; между осями среднего и нижнего прогонов - 0,3м.
-
Конец верхнего прогона заведен на понтон № 1 на 1м. Конец нижнего прогона свисает за понтоном №1 на 1м.
-
Положение верхнего прогона фиксировано относительно понтона №1 металлическим штырем диаметром 20мм, длиной 300мм, имеющим на конце резьбу. Штырь приварен к борту понтона №1 на расстоянии 1,25м
от оси сжима на «носу» понтона. Конец верхнего прогона насажен по его оси на
штырь и закреплен гайкой М20 с использованием шайбы толщиной
8мм.
-
Состояние концов верхнего и среднего прогонов на понтоне №1 удовлетворительное. Состояние нижнего прогона - аварийное. Его конец, покоящийся на понтоне №1 и неприкрытый настилом, - гнилой на длине 2,5м. Цела лишь зона длиной 10см по оси прогона, опирающаяся на понтон.
-
Концы верхнего, среднего и нижнего прогонов, опирающиеся на понтон №2, имеют диаметры, соответственно, 28см, 30см и 28см.
-
Расстояние между осями крайних прогонов на понтоне №2 - 1,6м.
При этом расстояние между осями верхнего и среднего прогонов - 0,95м; между осями среднего и нижнего прогонов - 0,65м.
7.9. Конец верхнего прогона заведен на понтон № 2 на 1м, конец нижнего
прогона - на 0,2м.
7.10.Перемещение крайних прогонов вдоль понтона №2 ограничено двумя металлическими штырями диаметром 20мм, длиной 350мм. Один из штырей приварен к левому борту понтона №2 на расстоянии 1,05м от оси сжима на «корме» понтона. Другой штырь приварен к левому борту понтона №2 на расстоянии 0,8м от оси сжима на «носу» понтона.
7.11 .Состояние конца среднего прогона, опирающегося на понтон №2 -удовлетворительное. Состояние концов верхнего и нижнего прогонов на понтоне №2 - неудовлетворительное.
7.12.Точка пересечения оси пролетного строения №2 с правой боковой гранью понтона №1 расположена на расстоянии 2,8м от «кормы» понтона №1.
7.13.Точка пересечения оси пролетного строения №2 с левой боковой гранью понтона №2 расположена на расстоянии 2,8м от «кормы» понтона №2.
7.14.Пролет в свету пролетного строения №2 по его оси составляет 8,0м.
7.15.Поперечины дорожного полотна пролетного строения №2 выполнены из досок и горбылей длиной 2м. Доски - сечением от 25x100мм; часть из них - гнилые. Горбыли имеют сечение до 35x200мм. Шаг поперечин -до 0,65м.
-
Настил дорожного полотна пролетного строения №2 устроен из досок сечением от 20x90мм до 40x280мм, длиной от 1,4м до 5м. Доски -частично гнилые.
-
Ширина настила - от 1,0м до 1,9м.
-
В дорожном полотне пролетного строения №2 имеются два «окна». Одно «окно» - прямоугольной формы размером 370x2200мм, другое -треугольной формы шириной в основании треугольника 300мм и длиной (высотой треугольника) 3200мм.
-
Из пунктов 7.3. и 7.17. следует, что настил частично расположен на консолях поперечин. Опасность движения по настилу усугубляет наличие в нем значительных по размеру «окон». Ночью движение по пролетному строению №2 без фонарика недопустимо.
7.20. Пролетное строение №2 имеет достаточную жесткость. При перемеще-
нии пешеходов оно не раскачивается.
7.21 .Переход с пролетного строения №2 на пролетное строение №1 над
понтоном №1 осуществлен продолжением настила пролетного строения №1.
7.22. Переход с пролетного строения №2 на пролетное строение №3 над понтоном №2 выполнен двумя необрезными досками сечением по 20x160 мм, длиной 1,5м при отсутствии поперечин. Доски уложены с настила пролетного строения №2 на настил пролетного строения №3 под углами к их осям, 45 градусов и 16 градусов 30 минут соответственно.
8.
Понтон №2.
-
Форма и размеры понтона №2 соответствуют таковым у понтона №1.
-
Крепление верхнего и нижнего тросов к палубе понтона №2 осуществлено сжимами, аналогичными по конструкции и расположению сжимам понтона №1.
-
Высота палубы понтона №2 над водой - 1,18м.
-
Понтон №2 - в хорошем состоянии. Может быть использован для дальнейшей
работы.
9.
Пролетное строение № 3.
-
Пролетное строение №3 состоит из трех прогонов, поперечин и продольного настила.
-
Концы верхнего, среднего и нижнего прогонов, опирающиеся на понтон №2, имеют диаметры, соответственно, 23см, 20см и 27см.
-
Расстояние между осями крайних прогонов на понтоне №2 - 1,8м. При этом расстояние между осями верхнего и среднего прогонов - 1.2м; между осями среднего и нижнего прогонов - 0,6м.
-
Конец верхнего прогона заведен на понтон №2 на 0,8м; конец нижнего прогона - на 0,9м.
-
Положение верхнего прогона относительно понтона №2 фиксировано металлическим штырем диаметром 20мм, длиной 320мм, имеющим на конце резьбу. Штырь приварен к борту понтона № 2 на расстоянии 0,75м от
оси сжима на «носу» понтона. Конец верхнего прогона насажен по его оси на штырь и закреплен гайкой М20 с использованием шайбы толщиной 8 мм.
9.6. Состояние концов всех прогонов пролетного строения №3 на понтоне №2
неудовлетворительное: конец верхнего прогона расслоен, конец среднего прогона
загнивает, конец нижнего прогона прогнил сверху на длине 0,6м от непогоды.
-
Концы верхнего, среднего и нижнего прогонов, опирающиеся на понтон №3, имеют диаметры по 30см.
-
Расстояние между осями крайних прогонов на понтоне №3 - 1,3м. При этом расстояния между осями верхнего и среднего прогонов, среднего и нижнего прогонов одинаковы - по 0,65м.
9.9. Концы верхнего, среднего и нижнего прогонов заведены на понтон №3,
соответственно, на 1,5м, 0,4м и 0,6м.
9.10.Положение нижнего прогона фиксировано относительно понтона №3 металлическим штырем диаметром 20мм. Штырь приварен к борту понтона №3 на расстоянии 1,3м от оси сжима на «корме» понтона. Конец нижнего прогона насажен по его оси на штырь, но не насквозь из-за наклона понтона №3 в сторону понтона№2.
9.11.Концы нижнего и верхнего прогонов пролетного строения №3, расположенные на понтоне №3, связаны проволочными скрутками с концами нижнего и верхнего прогонов пролетного строения №4, расположенных там же. Каждая проволочная скрутка состоит из двух новых проволок диаметром 2мм. Обе скрутки натянуты «как струна».
9.12.Состояние концов всех прогонов пролетного строения №3 неудовлетворительное:
конец верхнего прогона прогнил на длине около 1м, конец среднего прогона
расслоен, конец нижнего прогона загнивает. Все прогоны пролетного строения
№3 необходимо заменить.
9.13.На «носах» понтонов №2 и №3 покоится заготовленное качественное бревно
диаметром 13 см в маковке и диаметром 22 см в отрубе. Тонкий конец бревна
находится на понтоне №2, толстый - на понтоне №3, свисая примерно на 1м в
сторону пролетного строения № 4.
9.14.Точка пересечения оси пролетного строения № 3 с правой боковой гранью
понтона № 2 расположена на расстоянии 2,9м от «кормы» понтона №2.
9.15.Точка пересечения оси пролетного строения №3 с левой боковой гранью понтона
№ 3 расположена на расстоянии 2,8м от «кормы» понтона №3.
9.16.Пролет в свету пролетного строения №3 по его оси составляет 7,7м.
9.17.Поперечины дорожного полотна пролетного строения №3 выполнены из досок и
горбылей длиной 2,5м и сечением от 20x150мм до 40х200мм.Шаг поперечин - до
0,5м.
9.18.Настил дорожного полотна пролетного строения №3 устроен из досок и горбылей сечением от 20x100мм до 40x270мм, длиной от 2,5м до 6м. Примерно 50% из них - гнилые. Доски и горбыли настила размещены вразбежку с разницей высот их верхних поверхностей до 60мм.
9.19.Ширина настила - от 1,3м до 1,7м.
9.20.В дорожном полотне пролетного строения №3 имеются два «окна» размерами 150x800мм и 360x450мм. Меньшие размеры «окон» соответствуют направлению поперек оси пролетного строения. Размеры «окон» превышают размеры подошвы обуви человека, перемещающегося вдоль моста. Эти «окна» опасны для человека.
9.21.Пролетное строение №3, как и пролетное строение №2, имеет достаточную жесткость.
9.22.Переход с пролетного строения №3 на пролетное строение №4 над понтоном №3 осуществляется по доске сечением 35x280мм, длиной 2,2м, гнилой по концам. Доска уложена поверх настилов пролетных строений №3 и №4 под углами к их осям, соответственно, 20 градусов и 23 градуса.
10. Понтон №3.
-
Форма и размеры понтона №3 соответствуют таковым у понтонов №1 и №2.
-
Крепление верхнего и нижнего тросов к палубе понтона №3 осуществлено сжимами, аналогичными по конструкции и расположению сжимам понтонов №1 и №2.
-
Палуба понтона №3 наклонена на 19 градусов к горизонту в сторону понтона №2, а «нос» понтона №3 повернут к правому берегу на 2 градуса 30 минут.
-
Боковые грани понтона №3, образуемые пересечением палубы с боковыми стенками, оказались на разной высоте над водой. Левая грань - на высоте 0,9м, правая грань - на высоте 1,43м.
-
Наклон понтона №3 к горизонту и поворот его вокруг вертикальной оси связан, надо полагать, с натяжением нижнего троса в последний момент «трепания» моста при пропуске паводка и со значительным превышением веса пролетного строения №3 над весом пролетного строения №4, опирающихся на понтон №3. Разница в весе пролетных строений складывается из разницы в количестве прогонов, их диаметре, ширины настила дорожного полотна (см. п.9. и п. 11.).
-
В межпаводковый период, при установившемся положении опор и пролетных строений моста, провес нижнего каната в третьем и втором пролетах составляет примерно 15см; провес верхнего каната в третьем пролете - примерно 30см, во втором пролете - примерно 20см.
-
Понтон №3 - в хорошем состоянии. Может быть использован для дальнейшей работы.
Правобережное пролетное строение.
-
Правобережное пролетное строение (пролетное строение №4) состоит из двух прогонов, поперечин и продольного настила.
-
Концы верхнего и нижнего прогонов пролетного строения №4 заведены на понтон № 3 на 0,8 м и на 0,9 м соответственно. Их диаметры здесь - по 25см, расстояние между осями - 0,6м. Состояние концов прогонов на понтоне №3 -удовлетворительное.
-
Другие концы прогонов опираются на грунт правого берега реки, образуя вместе с дорожным полотном правобережный вход на мост.
-
Нижний прогон имеет длину 15,0м. Его конец диаметром 12см выступает за настил дорожного полотна на 1,65м. Конец прогона - гнилой. Стрела провеса нижнего прогона - 0,5м.
-
Верхний прогон сломан. Его сломанный конец диаметром 18см своим торцом уперт в правый берег реки на расстоянии 0,5м по горизонтали от уреза воды, на высоте 0,5м от уровня воды в реке.
11.6. При текущем ремонте моста в 2011г., на расстоянии 1,7м от уреза воды в
сторону понтона №3, установлена вертикальная доска сечением 40x150мм.
Нижним концом доска упирается в дно реки (глубина воды 10см), а верхний ее
конец возвышается над настилом на 0,4м. К вертикальной доске прибит двумя
гвоздями сломанный верхний прогон.
Таким образом, вертикальная доска выполняет функции временной дополнительной опоры в правобережном пролете моста.
11.7. В середине 4-го пролета моста на сломанный верхний прогон пролета оперт,
прибит гвоздями и привязан проволокой диаметром 2 мм полупрогон
диаметром 16см. Полупрогон прибит гвоздями и к вертикальной доске,
выполняющей функции опоры моста. Вторым своим концом диаметром 11см
полупрогон оперт на грунт правого берега реки.
Состояние концов полупрогона - удовлетворительное.
-
Расстояние между осями прогонов на правобережном входе на мост - 0,5м.
-
Правобережный вход на мост расположен на расстоянии 2,1м по горизонтали от уреза воды на высоте 1,5 м над водой. (При высоте правого берега ~ Зм).
-
Точка пересечения оси правобережного пролетного строения с правой боковой гранью понтона №3 расположена от «кормы» понтона №3 на расстоянии 3,4м.
-
Пролет в свету пролетного строения №4 по его оси составляет 12,4м.
-
Поперечины дорожного полотна выполнены из горбылей и досок сечением от 10x100мм до 35x260мм, длиной ~ 1,4м.
Шаг поперечин - до 0,9м.
-
Настил выполнен из досок сечением от 20x130мм до 35x200мм, длиной от 1м до 6м, от 3-х до 8-ми досок в поперечном сечении настила. Доски - частично гнилые.
-
Ширина настила - от 0,6м до 1,3м.
11.15.Часть дорожного полотна правобережного пролетного строения сильно деформирована вследствие поломки верхнего прогона.
Даже после текущего ремонта, настил, на расстоянии примерно одной трети пролета от понтона №3, наклонен к горизонту до 40 градусов. Перемещение по такому настилу опасно для жизни.
11.16. Ниже правобережного пролетного строения №4 на понтон №3 и на грунт правого берега уложено бревно длиной 15,0м из сухостоя. Диаметры концов бревна и их положение относительно понтона №3 и правого берега реки в точности соответствуют таковым у нижнего прогона правобережного пролетного строения. Бревно лежит свободно (не включено в работу пролетного строения) и возвышается над настилом от ^ 0 до 0,6м в середине пролета. Вероятно, это бревно подготовлено для замены сломанного верхнего прогона правобережного пролетного строения. В настоящее время оно выполняет функции поручня,способствуя переходу через пролетное строение №4.
11.17.Так как часть поперечин правобережного пролетного строения возвышается над водой на 0,6м, а временная дополнительная опора из вертикально расположенной доски и полупрогон - ненадежны, то, очевидно, что ближайший паводок с ледоходом разрушит правобережное пролетное строение.
11.18. Состояние правобережного пролетного строения требует срочного капитального ремонта.
12. Правобережный анкер.
-
Правобережный анкер расположен на расстоянии 17,5м по горизонтали от уреза воды и на расстоянии 28,7м от оси правобережного входа на мост в направлении, параллельном берегу реки.
-
Анкер представляет собой вертикально торчащий из-под земли кусок арматуры периодического профиля диаметром 20мм, длиной 0,5м. Этот кусок арматуры является остатком железобетонного анкера из железобетонной строительной балки, описанного в п.4.6. настоящего «Акта...». Железобетонный анкер был сломан во время одного из последних паводков. Трос-поводок, прикрепленный к нему, остался под землей.
-
Конец правобережного троса-поводка, прикрепленный к правому борту понтона №3, свисает до дна реки, простираясь по дну до середины 4-го пролета моста перпендикулярно борту понтона. Затем, плавно изогнувшись, трос под углом ~ 45 градусов к правому берегу реки направлен по дну к урезу воды и, далее, под тем же углом направлен по откосу правого берега и по берегу. В точке с координатами 12м по горизонтали от уреза воды и 22м
от оси правобережного входа на мост в направлении, параллельном берегу реки, трос-поводок плавно уходит под землю. Далее, под тем же углом к берегу, трос оказывается у правобережного анкера.
12.4. Закрепление троса-поводка на правобережном анкере ненадежно. При капи-
тальном ремонте следует изготовить новый анкер.
13. Эксплуатация моста.
-
Уходом за мостом занимаются на общественных началах жители деревни Турец под руководством старосты деревни Васильева Сергея Владимировича.
-
Ежегодно, после паводка и ледохода, двое больных мужчин,
круглый год живущих в деревне Турец, на лодке, с топором и пилой, расчищают русло реки от заторов. После этого производят текущий ремонт моста.
13.3. Современное состояние моста требует срочного капитального ремонта.
III. Предложения по капитальному ремонту моста 1. Основные конструктивные решения.
-
Сохранить створ перехода через реку, приняв за отправную точку положение входа на мост на правом берегу.
-
Сохранить количество пролетов моста - 4.
-
Выровнять понтоны в одну линию.
-
Переместить понтон №1 к левому берегу, а понтон №3 - к правому берегу, увеличив 2-й и 3-й пролеты, расположенные на стремнине реки, для облегчения пропуска лесоповала.
-
Пролеты моста в свету, считая от левого берега, выполнить: 8,6+11,6+11,6+12,Ом. Здесь учтены наклоны 1-го и 4-го пролетных строений к берегам реки. При этом расстояние от левобережного уреза воды до левого борта понтона №1 - 5,7м,
от правобережного уреза воды до правого борта понтона №3 - 3,5м, а длины прогонов всех четырех пролетных строений примерно одинаковы (с учетом п.1. 9.). 1.6.В каждом пролетном строении принять по два прогона.
-
Расстояние между осями прогонов - 1,6м.
-
Концы прогонов, опирающиеся на понтоны, насадить на металлические стержни, приваренные к бортам понтонов, и связать проволочными скрутками.
-
Обеспечить свободное опирание прибрежных концов пролетных строений №1 и №4 (сходней) на берега на длине, соответственно, Зм и 2м.
-
Геометрическую неизменяемость положения понтонов между собой обеспечить изготовлением горизонтальной фермы. Поясами фермы будут служить верхние и нижние бревна жесткости, уложенные, соответственно, на «носы» и «кормы» понтонов и насаженные на металлические стержни, приваренные к бортам понтонов. И верхнее и нижнее бревна жесткости состоят из двух бревен, скреплен -ных по врубке «вполдерева» болтами.
-
На левом и правом берегах реки изготовить по одному новому рабочему анкеру. Места расположения новых анкеров определить по Приложению 1.4. Учесть при этом, что концы троса - поводка расположены под углом 45 градусов к оси моста.
1.12. Устроить перильные ограждения высотой 1м с обеих сторон дорожного полот-
на моста.
1.13. Для установки тяжелых прогонов и бревен жесткости в проектное положение с
использованием лебедки, изготовить на левом и правом берегах реки, на оси
моста, в расстоянии Зм от сходней, по одному монтажному анкеру.
11.14. Деревянные части моста покрыть пропиточной жидкостью типа «Акватекс» за 3 раза для обеспечения долговечности и пожаробезопасности моста.
2. Потребность в средствах для капитального ремонта моста.
2.1. Материалы (включая крепеж):
2.1.1. Круглый лес - 15 куб. м, в том числе бревна (диаметры потребных бревен
указаны в маковке; в скобках приведены диаметры потребных бревен в
отрубе при среднем сбеге бревен 7%в = 0,007):
-диаметр 26см (диаметрЗОсм), длина 6,0м- 2шт. - для анкеров -диаметр 26см (диаметр28см), длина 2,3м- 8шт. - для анкеров -диаметр 20см (диаметрЗОсм), длина 15,0м- 6шт. - прогоны пролетных строений
№№2,3,4
-диаметр 18см (диаметр22см), длина 6,0м- 20шт. - перильные бревна и два
монтажных анкера
-диаметр 15см (диаметр25см), длина 15,0м -6шт. - прогоны пролетного строения
№1 и бревна жесткости. Всего 42 бревна. Вес бревен от 150кг (перильные бревна и монтажные анкеры) до 600кг (прогоны пролетных строений №№2,3,4).
2.1.2. Пиленый лес - 10,0 куб. м, в том числе:
-
обрезная доска сечением 50x150мм - 9,1 куб. м
-
обрезная доска сечением 25x100мм - 0,4 куб. м
-
брусок сечением 50 х72мм - 0,5 куб. м
-
Трос крестовой свивки диаметром 22 мм без органического сердечника из оцинкованной проволоки с разрывным усилием не менее 12т - 40пог. м
-
Листовая сталь толщиной 16мм -1,0 кв. м (для сжимов)
-
Листовая сталь толщиной 8мм -1,9 кв. м (для шайб)
-
Стальной пруток диаметром 20мм-134 пог.м (ЗЗОкг)-для болтов и стержней (шпилек)
-
Гайки М20 - 732 шт.(48 кг)
Или стальной шестигранник с размером под ключ 30 мм -24 пог. м
-
Электроды обмазочные для ручной сварки, диаметр проволоки 3 мм, длина 350 мм- 34 кг
-
Проволока стальная диаметром 2 мм - 510 пог. м (13 кг) - для скруток
-
Гвозди длиной 150 мм-22 кг
-
Гвозди длиной 120 мм - 31 кг
-
Гвозди длиной 100 мм - 2 кг.
Общий вес потребного металла для крепежа, включая вес электродов - 734 кг (п.п. 2.1.4.-2.1.12.) - при получении готовых гаек; 845 кг- при получении вместо готовых гаек шестигранника.
2.2. Машины: Трактор Т-40 на 6 рабочих смен по 8 часов. ( При
транспортировке длинных брёвен может потребоваться второй трактор Т-40 на 3 рабочих смены по 8 часов для работы в паре).
2.3. Оборудование:
-
Лебёдка ручная с тяговым усилием 5 тонн - 1 шт.
-
Электросварочный аппарат на 220 вольт -1 шт.
-
Сверлильный станок - 1 шт.
-
Лодка - 1 шт.
2.4. Инструмент:
-
Обрезная электрическая машинка - 1шт.
-
Электродрель - 2 шт.( под свёрла диаметром 24 мм)
-
Электрогайковёрт - 6 шт.( с насадками под гайки М20, Ml6, М14)
-
Бензопила - 4 шт.
-
Топор плотничный - 6 шт.
-
Молоток весом 0,5 кг - 6 шт.
-
Лом - 4 шт.
-
Лопата штыковая - 4 шт.
-
Валик малярный - 10 шт.
-
Кисть малярная плоская - 10 шт.
-
Сверло диаметром 24 мм по металлу - 6 шт.
-
Сверло диаметром 24 мм по дереву, длиной 700 мм - 10 шт.
-
Плашка для нарезания наружной резьбы М20 - 10 шт.
-
Лерка для нарезания внутренней резьбы М20 - 10 шт.
-
Долото с шириной лезвия 30 мм - 4 шт.
-
Ключи на 22 мм, на 24 мм - по 2 шт.; на 30 мм - 4 шт.
-
Разводной ключ - 2 шт.
-
Рулетка длиной 20 м - 2 шт.
-
Рулетка длиной 5 м - 4 шт.
2.5. Приспособления:
-
Ведро металлическое объёмом 10 л - 6 шт.
-
Защитные очки малярные - 4 шт.
-
Рукавицы рабочие - 20 пар
-
Перчатки рабочие - 20 пар.
2.6. Электротехнические материалы и электроэнергия:
-
Двухжильный ( многожильный) кабель из медной проволоки сечением 2,5 кв. мм в тройной изоляции - 250 пог. м
-
Электрощит с замком для подключения удлинителей - 1 шт.
-
Электроавтомат на 30 ампер - 1 шт.
-
Удлинитель длиной 50 м - 4 шт.
-
Щиток для сварщика - 2 шт.
-
Перчатки электротехнические резиновые - 1 пара
-
Оплата потреблённой электроэнергии - по показаниям электросчётчика.
2.7. Горюче-смазочные материалы:
-
Солярка-216 л
-
Дизельное масло - 10 л
-
Бензин марки АИ-93 - 77 л
-
Машинное масло типа «STIHL НР» (красное) - 2 л
-
Машинное масло марки М8 - 30 л
-
Пропиточная жидкость для древесины типа «Акватекс» -211 кг.
-
Кадры:
2.9.1.Перечень (наименование) работ, их объёмы и трудоёмкость
приведены в «Графике производства работ по капитальному ремонту моста через реку Плюссу в створе Дома - музея Ал. Алтаева. (Приложение 1.5.).
2.9.2. Общая трудоёмкость работ по капитальному ремонту моста -
1015 чел.- часов.
-
Подготовительные работы (рубка, транспортировка, окоривание круглого леса, изготовление крепежа, сооружение и подключение временной электролинии) составляют 359 чел.- часов, или 35 % от общей трудоёмкости капитального ремонта моста.
-
На подготовительных работах занято от 1 до 4-х рабочих:
3 рабочих - в течение 10 рабочих дней (рабочий день - 8 часов) зимой 2011-2012 гг. (рубка леса) и весной 2012 г. (транспортировка и окоривание леса);
1 рабочий - в течение 23 рабочих дней в начале 2012 г. (изготовление крепежа);
4 рабочих - в течение 1 дня перед началом основных работ (сооружение временной электролинии).
2.9.5. Основные работы по капитальному ремонту моста выполняются, согласно
«Графику производства работ...», в течение 14 рабочих дней
или 18 календарных дней, включая 4 выходных дня (2 субботы и 2 воскресения). При этом предполагается, что круглый лес, пиломатериалы, трос, листовая сталь, стальной пруток, гайки, электроды, проволока, гвозди, инструмент, приспособления, электротехнические материалы, горюче-смазочные материалы, пропиточная жидкость для древесины будут поставлены на стройку своевременно до начала основных работ.
2.9.6. Для выполнения основных работ необходимо 10 рабочих на 6 рабочих дней и 4
рабочих - еще на 8 рабочих дней.
2.10. Оплата и условия труда:
2.10.1.Заработная плата
-
Проживание
-
Питание.
-
- 23 –
IV. Заключение
1. Мост через реку Плюссу находится в аварийном состоянии. 2.Перемещение людей по мосту осуществляется с угрозой для их жизни. 3.Необходим срочный капитальный ремонт моста.
Приложение 1.1. Систематизация опроса местных жителей о паводке и ледоходе на реке Плюссе в створе Дома-музея Ал. Алтаева - на 1 листе.
Приложение 1.2. План существующего моста через реку Плюссу в створе Дома-музея Ал. Алтаева. Масштаб 1:400. ( По состоянию на 24.08.2011г.) -на 1 листе.
Приложение 1.3. Фотография одного из пролётов понтонного моста через реку
Плюссу в створе Дома-музея Ал. Алтаева.
(По состоянию на 26.09.2011 г.) - на 1 листе. Приложение 1.4. План моста через реку Плюссу в створе Дома- музея Ал.Алтаева
после капитального ремонта. Масштаб 1: 400 - на 1 листе. Приложение 1.5. График производства работ по капитальному ремонту моста
через реку Плюссу в створе Дома-музея Ал.Алтаева - на 4-х
листах.
/ В.В. Мусин/
Составил: к.т.н., доцент
тел. 8(811-33)27-828.