Перейти на главную страницу
Краткосрочное обучение: от 1 до 5 дней.
Все остальные виды обучения, а также модульное обучение, включающее в себя обучение по 3 дня, но несколько модулей, рассматриваем, как долгосрочное.
Хотелось бы кратко остановиться на организации процесса обучения.
Прежде всего важно определить цели обучения, исходя из целей предприятия/подразделения.
В дальнейшем, чтобы провести обучение, будем придерживаться следующих шагов:
Остановимся более подробно на оценке результативности обучения.
Методы измерения результативности краткосрочного и долгосрочного обучения различны. При краткосрочной схеме обучения оценка базируется на информации по обратной связи, касающейся знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения, практической ценности обучения, методик обучения, полученных от сотрудника, прошедшего обучение и непосредственного руководителя, а при долгосрочной схеме обязательно оценивается эффективность или результативность деятельности сотрудника, прошедшего обучение.
Критерии результативности краткосрочного обучения.
При краткосрочном обучении используются следующие критерии:
1. Удовлетворенность сотрудника, прошедшего обучение в приобретении необходимых знаний, навыков и качеств,
2. Эффективность внесенных сотрудником, прошедшим обучение, предложений по усовершенствованию его (отдела/подразделения) деятельности или выполнение сотрудником специального задания.
3. Удовлетворенность руководства обучившегося.
Для оценки по первому критерию используем анкетирование с критериальными оценками обучаемого.
Анкеты оценки обучения (приложение1) заполняются сотрудниками после обучения
и сдаются в службу управления персоналом, в которой проводится анализ и расчет результативности обучения по 1 критерию, выявляются причины неудовлетворенности и делаются выводы.
Сотрудник, прошедший обучение, вносит на рассмотрение предложения по улучшению деятельности (отдела, подразделения) с учетом полученных знаний.
Предложение, поданное сотрудником рассматривается руководством и оценивается его эффективность .
В случае, если сотрудник после обучения не вносит предложений по усовершенствованию, службой персонала совместно с руководителем разрабатывается специальное задание в соответствии с целями пройденного обучения. Устанавливается определенный срок выполнения и далее проводится оценка выполненного задания.
Служба персонала проводит анализ полученных данных. Мы также сравниваем результаты, полученные при оценке по 1 критерию: удовлетворенность обучившегося и удовлетворенность руководства. На основании данных делаем выводы о полученном обучении.
Для подведения результатов оценки по сотруднику можно использовать следующую методику:
1. Провести оценку сотрудника, прошедшего обучение по каждому критерию. Просчитать результативность по каждому критерию в процентах.
2. Придать вес каждому критерию (вес-степень значимости критерия для предприятия).
3. Посчитать общую результативность, полученную из расчета по всем критериям
с учетом весов.
4. Просчитать эффективность обучения для данного сотрудника:
Эффективность= общая результативность сотрудника /затраты по обучению,
Затраты по обучению ( стоимость обучения, стоимость командировочных. расходов и т.д.).
Получаем показатель эффективности: относительную величину, выраженную в процентах, на 1 тыс.рубл. затрат на обучение.
Степень общей эффективности обучения сотрудника устанавливается в результате оценки по всем критериям. Пример расчета результативности краткосрочного обучения приведен в таблице.
Подразделение, должность: менеджер по продажам
Тема обучения: ”Искусство продаж”
Критерии |
вес |
выполнение |
результат |
1. Удовлетворенность сотрудника, прошедшего обучение в приобретении необходимых знаний, навыков и качеств (данные по результативности обучения по 1 критерию из Приложения 1) |
0,30 |
90% |
27 |
2. Эффективность внесенного обучившимся предложения по усовершенствованию деятельности его отдела/подразделения или выполнение данным работником специального задания |
0,30 |
80% |
24 |
3. Удовлетворенность руководства сотрудником, прошедшим обучение (данные из Приложения 2) |
0,40 |
80 |
32 |
Общая результативность |
1,00 |
|
83% |
Проанализировав результаты, полученные при оценке результативности (эффективности) обучения сотрудников, важно выявить причины неудовлетворительного обучения и осуществить корректирующие действия, устранив данные несоответствия по обучению.
В дальнейшем, рекомендуем понаблюдать корреляцию полученных показателей с
общей результативностью деятельности сотрудников (достаточно просто ее можно будет посмотреть, анализируя деятельность менеджеров по продажам) и по результатам внести коррективы в методику оценки обучения и разработанные нами критерии.
Для оценки сотрудников по приобретению знаний, возможно проведение экзамена на наличие тех или иных знаний. Лучше всего для оценки по данному критерию использовать профессиональные тесты (часто в организациях они разрабатываются непосредственными руководителями или ведущими специалистами в данной области деятельности).
во-первых, она должна иметь временной лаг, т.е такая оценка проводится, например, через 1-2 месяца после обучения ( в зависимости от должности сотрудника) и вида обучения;
во-вторых, для ее проведения необходимо планировать финансовые и временные ресурсы (она довольно трудозатратна);
Прежде чем оценивать навыки и качества после обучения, необходимо оценить их наличие (уровень развития) до обучения и сравнить результаты.
Что касается инструментария: это может быть оценка 360 градусов (ее варианты),
использование обычных оценочных методик: кейсов, групповых и индивидуальных упражнений, наконец, проведение ассессмент-центра.
-повышение норм выработки;
-повышение производительности;
-уменьшение времени на выполнение работ, проектов (например, проектировщиков);
-повышение объема продаж (для менеджеров, начальника отдела продаж);
-экономия затрат ( например, при выполнении проекта).
Важно определить время проведения оценки (через какой период времени после обучения).
Конечно, в зависимости от специфики предприятия, вида деятельности, можно использовать те или иные критерии. Можно разделить критерии оценки обучения не в зависимости от времени обучения, а в зависимости от должности сотрудников.
Понятно, что для оценки обучения рабочих эффективнее использовать один набор критериев, для ИТР – это может быть другой, для управленцев - третий.
Можно также рассчитать показатели по оценке эффективности обучения за год:
1. Общая результативность обучения сотрудников предприятия:
Р=К1 /К2 х 100%,
где К1 –количество работников, обучение которых оценено как результативное, равное или выше установленного норматива; (определяется с учетом оценки результативности обучения по вышеперечисленным критериям);
К2 –общее количество работников, прошедших обучение за данный период.
Э= К1 /З х100%, где
К1- количество работников, обучение которых оценено как результативное;
З –затраты на обучение за год.
Вначале данные показатели отслеживаются в течение нескольких кварталов, для того чтобы установить норматив. Значение полученного показателя ниже норматива свидетельствует о необходимости анализа и выявления причин низкой результативности. Также важно анализировать полученные показатели в динамике.
3. Для некоторых групп обучаемых можно также посчитать ROI –возврат на инвестиции в обучение.
Для менеджеров по продажам это могут быть показатели роста объема продаж, прибыли
( конечно, имеет смысл считать ROI на обучение при отсутствии изменений со стороны внешней среды , например, резкого роста конкуренции вследствие появления нового конкурента на рынке, резком изменении спроса на продукцию и т.д.), отнесенные к затратам на обучение.
- список обучаемых с графиком обучения;
- критерии оценки;
- анализ собранных данных по оценке и интерпретацию результатов;
- анализ эффективности обучения с учетом затрат на обучение;
- выводы и рекомендации по совершенствованию процесса обучения.
Участник обучения (Ф.И.О.) ________________________________________________________________
Подразделение, должность _______________________________________________________
Тема обучения __________________________________________________________________
Дата обучения___________________________________________________________________
Место проведения (город, учебное заведение)___________________________________________
Критерии оценки |
Оценка |
Замечания |
1.Соответствие содержания курса ожиданиям |
|
|
2.Актуальность полученных знаний |
|
|
3.Соответствие содержание курса программе |
|
|
4.Новизна полученной информации |
|
|
5.Понятность изложенного материала |
|
|
6.Практическая ценность материала, применимость для работы |
|
|
7.Смогли бы вы внести предложения по повышению результативности вашей деятельности, работы отдела после посещения данного обучения? |
|
|
8.Насколько обучение способствовало развитию навыков? Каких именно? |
|
|
9.Насколько обучение способствовало совершенствованию личных качеств? |
|
|
10.Удовлетворенность полученными материалами (документацией) |
|
|
Общее количество баллов |
|
|
Результативность обучения (%) общее кол-во баллов/100 х 100% |
|
|
2. Ваши предложения по улучшению деятельности (отдела, подразделения) с учетом полученных при обучении знаний:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Оценка качества преподавания:
Критерии |
Оценка (от 1 до 10) |
комментарии |
Доступность изложения материала |
|
|
Использование различных методов (практические упражнения, слайды, кейсы, групповая работа) |
|
|
Коммуникабельность преподавателя, умение наладить контакт с аудиторией |
|
|
Уровень владения материалом |
|
|
4. Ваши пожелания по совершенствованию обучения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
дата __________________ подпись________________
Руководитель (Ф.И.О.)__________________________________________________________________________
Участник обучения (Ф.И.О.) ______________________________________________________________________________
Должность участника______________________________________________________________
Тема обучения (семинара)_________________________________________________________
1. Оцените результативность обучения (оцените по 10-бальной школе 1 – неудовлетворительная оценка, 10 – отличная оценка).
Критерии оценки |
Оценка |
Замечания |
1.Практическая ценность знаний, полученных при обучении для отдела/подразделения |
|
|
2.Степень выполнения целей, поставленных перед сотрудником до обучения |
|
|
3.Удовлетворенность руководителя от внесенных сотрудником предложений по улучшению деятельности сотрудника/отдела |
|
|
4.Удовлетворенность руководителя полученной информацией и материалами |
|
|
5.Насколько обучение способствовало развитию у работников необходимых для работы навыков, каких именно? |
|
|
6.Насколько обучение способствовало развитию у работников необходимых для работы личных качеств, каких именно? |
|
|
7. Результативность обучения для выполнения задач подразделения? |
|
|
Общее количество баллов |
|
|
Общая результативность, в % (общ. кол-во баллов/ 70 х100%) |
|
|
2. Какие еще знания, умения необходимы сотруднику для успешного выполнения его должностных обязанностей: ваши предложения по улучшению деятельности (отдела, подразделения) с учетом полученных на семинаре знаний:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какое обучение еще необходимо для данного сотрудника (по какой тематике):
4. Ваши пожелания по совершенствованию обучения в организации__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для оценки результативности и эффективности обучения разделяем обучение на краткосрочное и долгосрочное, поскольку для разных видов обучения целесообразно использовать различные ме
23 09 2014
1 стр.
Бесспорно, что существуют общие проблемы в организации процесса обучения, необходимость ориентации результатов на требования государства и общества, но для управления качеством обу
17 12 2014
1 стр.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 8). В соответствии с ними система оценки
10 10 2014
6 стр.
Зникла необходимость изменения условий, форм и механизмов обучения, особенно в профессиональной сфере. С этой точки зрения становится интересным открытое в педагогике и психологии
14 12 2014
1 стр.
Сторожевой О. А. и Грицаенко Л. И. и является документом, регламентирующим содержание общего образования на начальной ступени обучения и систему оценки достижения планируемых резул
11 09 2014
28 стр.
Методы и модели описания, оценки, оптимизации информационных процессов и информационных ресурсов, а также средства анализа и выявления закономерностей в информационных потоках. Ког
17 12 2014
1 стр.
Образцы заданий для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования
24 09 2014
1 стр.
04 09 2014
1 стр.