Перейти на главную страницу
УЧИТЕЛЯ__________________________
Для оценки педагогических компетентностей используется МОРУ – методика оценки работы учителя. Данная методика разработана представителями американской ассоциации гуманистической психологии (Дж. Хэссард и др. , 1987 г.), апробирована и адаптирована в ряде общеобразовательных школ разных городов нашей страны в 1990 г.
Педагогические компетентности | Индикаторы компетентностей |
Урок и дата его проведения | ||||
|
|
|
|
| ||
1. Получение информации о запросах ученика и его продвижении в обучении |
|
|
|
|
|
|
а) контролируются отдельные слабые (сильные) учащиеся; |
|
|
|
|
| |
б) требуется ответ от конкретных учащихся для оценивания; |
|
|
|
|
| |
в) учащиеся побуждаются оценивать свою собственную работу или работу друг друга; |
|
|
|
|
| |
г) ищутся причины трудностей и непонимания в работе учащихся. |
|
|
|
|
| |
2. Демонстрация учителем знания учебного предмета, письменного и устного объяснения материала. |
|
|
|
|
|
|
а) записи для учащихся аккуратные, четкие; |
|
|
|
|
| |
б) прочтение записей правильное; |
|
|
|
|
| |
в) техника языка правильная; |
|
|
|
|
| |
г) использование языка правильное. |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
а) дикция способствует пониманию речи учителя; |
|
|
|
|
| |
б) подача материала (объем, скорость) нормальная; |
|
|
|
|
| |
в) устная речь правильная; |
|
|
|
|
| |
г) произношение правильное. |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
а) демонстрация материала (информация) точна, своевременна; |
|
|
|
|
| |
б) комментарии и реакции на вопросы учащихся точны, адекватны; |
|
|
|
|
| |
в) содержание материала предъявляется в логической последовательности; |
|
|
|
|
| |
г) предоставляется возможность для разных уровней усвоения материала. |
|
|
|
|
| |
3. Организация времени урока, пространства класса, учебных пособий, ТСО в целях обучения. |
|
|
|
|
|
|
а) привлекается внимание учащихся перед объяснением материала; |
|
|
|
|
| |
б) исходные указания по плану урока ясные, полные; |
|
|
|
|
| |
в) учебные пособия и средства обучения легко доступны учащимся; |
|
|
|
|
| |
г) эффективность работы класса стимулируется передачей учащимся функций учителя. |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
а) обучение начинается с начала урока; |
|
|
|
|
| |
б) нет ненужных задержек и проволочек на уроке; |
|
|
|
|
| |
в) нет нежелательных отступлений на уроке; |
|
|
|
|
| |
г) обучение продолжается до конца урока. |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
а) классная комната приведена в порядок, чистая; |
|
|
|
|
| |
б) учебная активность совместима с окружающими условиями; |
|
|
|
|
| |
в) стенды (полки) благоприятствуют обстановке (условиям обучения); |
|
|
|
|
| |
г) учебные пособия расположены упорядоченно (удобно для учащихся) или учитель ведет урок не в своем кабинете. |
|
|
|
|
| |
4. Общение, взаимодействие учителя с учениками. |
|
|
|
|
|
|
а) объяснения содержания ясны и даются с использованием подходящих слов и терминов; |
|
|
|
|
| |
б) общение адекватно, ошибок в общении мало; |
|
|
|
|
| |
в) используемые примеры иллюстрируют содержание; |
|
|
|
|
| |
г) основные наиболее трудные моменты материала выделены. |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
а) определение областей непонимания материала и повторное объяснение; |
|
|
|
|
| |
б) стремление к устранению непонимания материала; |
|
|
|
|
| |
в) использование различных слов, примеров; |
|
|
|
|
| |
г) разъяснения даются индивидуально, для небольших групп учащихся, или не являются необходимыми, на уроке нет неясностей. |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
а) пояснения (вопросы, примеры) запрашиваются у учащихся; |
|
|
|
|
| |
б) выясняются учащиеся, желающие дать пояснения (или нет); |
|
|
|
|
| |
в) реакции и идеи учащихся принимаются с благодарностью; |
|
|
|
|
| |
г) идеи учащихся разрабатываются (используются) на уроке. |
|
|
|
|
| |
5. Демонстрация учителем соответствующих методов обучения. |
|
|
|
|
|
|
а) ожидания относительно результатов учащимся сообщаются сразу же; |
|
|
|
|
| |
б) особая обратная связь предоставляется учащимся при адекватном выполнении учебной работы; |
|
|
|
|
| |
в) особая обратная связь предоставляется учащимся при неадекватном выполнении учебной работы; |
|
|
|
|
| |
г) учащимся предоставляются предложения по улучшению выполнения учебной работы (такие предложения не требуются). |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
а) каждый метод обучения соответствует цели обучения; |
|
|
|
|
| |
б) один из методов используется приемлемо; |
|
|
|
|
| |
в) два или больше методов используются приемлемо; |
|
|
|
|
| |
г) каждый метод используется приемлемо. |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
а) обучение соответствует особенностям учащихся; |
|
|
|
|
| |
б) все учащиеся имеют возможность участвовать в двух или более видах учебной деятельности; |
|
|
|
|
| |
в) соответствующее время отводится для достижения учебных целей; |
|
|
|
|
| |
г) учащиеся и учитель взаимодействуют как две группы. |
|
|
|
|
| |
14. Использование средств обучения и учебных материалов: |
|
|
|
|
| |
а) средства обучения соответствуют особенностям учащихся, целям обучения; |
|
|
|
|
| |
б) средства обучения используются без каких-либо трудностей; |
|
|
|
|
| |
в) учебные материалы соответствуют особенностям учащихся, целям обучения; |
|
|
|
|
| |
г) учебные материалы используются без отвлечения внимания учащихся и соответствуют целям урока. |
|
|
|
|
| |
15. Осуществление активности в логической последовательности: |
|
|
|
|
| |
а) урок начинается со стимулирующего введения; |
|
|
|
|
| |
б) устанавливается необходимая связь с пройденным материалом; |
|
|
|
|
| |
в) учебные активности следуют в логическом порядке; |
|
|
|
|
| |
г) урок заканчивается логично. |
|
|
|
|
| |
6. Поддержание творческой атмосферы на уроке. |
16. Передача личного энтузиазма: |
|
|
|
|
|
а) энтузиазм передается посредством зрительного контакта, мимики; |
|
|
|
|
| |
б) энтузиазм передается посредством голосовых интонаций и модуляций; |
|
|
|
|
| |
в) энтузиазм передается энергичной позой; |
|
|
|
|
| |
г) энтузиазм передается жестами. |
|
|
|
|
| |
17. Стимуляция интереса учащихся: |
|
|
|
|
| |
а) формулируется важность темы урока по отношению к содержанию учебного предмета, жизни; |
|
|
|
|
| |
б) используются интересные, необходимые аспекты темы; |
|
|
|
|
| |
в) интерес стимулируется с помощью вопросов, юмора; |
|
|
|
|
| |
г) урок персонализируется с помощью использования опыта учащихся. |
|
|
|
|
| |
18. Демонстрация теплоты и дружелюбия: |
|
|
|
|
| |
а) приятный тон голоса, зрительного контакта; |
|
|
|
|
| |
б) имена учащихся используются в теплой, дружеской манере; |
|
|
|
|
| |
в) теплота, дружелюбие демонстрируются посредством улыбок, юмора; |
|
|
|
|
| |
г) теплота, дружелюбие демонстрируются путем сидения, стояния рядом с учащимися. |
|
|
|
|
| |
19. Помощь учащимся в выработке позитивной самооценки: |
|
|
|
|
| |
а) речь учителя свободна от сарказма и насмешек; |
|
|
|
|
| |
б) учитель ведет себя с учащимися учтиво, вежливо, уважительно; |
|
|
|
|
| |
в) персонализированное поощрение за хорошую работу; |
|
|
|
|
| |
г) персонализированное ободрение, поддержка при столкновении с трудностями в работе. |
|
|
|
|
| |
7. Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников. |
20. Поддержание включенности учащихся в урок: |
|
|
|
|
|
а) варьирование стимуляции путем изменения голоса, движений учителя; |
|
|
|
|
| |
б) поиск активного включения в работу пассивных учащихся; |
|
|
|
|
| |
в) поощрение участия учащихся в работе; |
|
|
|
|
| |
г) 85% или больше времени учащиеся проводят за решением разного рода задач. |
|
|
|
|
| |
21. Руководство учащимися, не включенными в учебную работу: |
|
|
|
|
| |
а) использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения этих учащихся в учебную работу; |
|
|
|
|
| |
б) использование вербальных средств воздействия в целях вовлечения этих учащихся в учебную работу; |
|
|
|
|
| |
в) использование средств поддержания внимания этих учащихся на учебной работе или отсутствие неучебного поведения. |
|
|
|
|
| |
22. Соблюдение учащимися определенных ожиданий относительно их поведения: |
|
|
|
|
| |
а) ожидания относительно поведения ясны учащимся; |
|
|
|
|
| |
б) поддержание постоянных ожиданий относительно поведения учащихся; |
|
|
|
|
| |
в) учащимся предоставляется вербальная (невербальная) связь относительно неприемлемого поведения. |
|
|
|
|
| |
23. Воздействие на нарушение дисциплины: |
|
|
|
|
| |
а) управление поведением всего класса во время урока; |
|
|
|
|
| |
б) учащиеся редко нарушают течение урока; |
|
|
|
|
| |
в) учащиеся, нарушающие урок, сталкиваются с быстрой реакцией учителя; |
|
|
|
|
| |
г) учащиеся, нарушающие урок, остаются без внимания. |
|
|
|
|
|
Ключ для вычисления минимально необходимого уровня владения педагогическими компетентностями по МОРУ
Наименование педагогических компетентностей |
№ индикаторов каждой компетентно-сти |
Минимально необходимое количество индикаторов по каждой компетентности |
Итого |
1. Получение информации о запросах ученика и его продвижении в обучении. |
1 |
а + 1 |
2 |
2. Демонстрация учителем знания учебного предмета, письменного и устного объяснения материала. |
2 3 4 |
а, б, в, г а, б, в, г а, б, в
|
11 |
3. Организация времени урока, пространства класса, учебных пособий, ТСО в целях обучения. |
5 6 7 |
а, б, в а, г + 1
любые 3 |
9 |
4. Общение, взаимодействие учителя с учениками. |
8 9 10 11 |
а + 2 б + 1
а, б а, б + 1
|
10 |
5. Демонстрация учителем соответствующих методов обучения. |
12 13 14 15 |
а, б + 1 а, в + 1
а, в а, в + 1
|
11 |
6. Поддержание креативной (творческой) атмосферы на уроке. |
16 17 18 19 |
а, б + 2 а, в + 1
а + 2 а + 1
|
11 |
7. Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников. |
20 21 22 23 |
г + 2 в + 2
а + 2 а, в, г
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цель: выявление индивидуального уровня проявления учителем педагогических компетентностей
03 09 2014
1 стр.
При определении итоговой оценки Ои учитываются: оценка за активность на занятиях Озн, оценка за эссе Оэ и оценка за ответ на вопросы зачета Оз
27 09 2014
1 стр.
Ознакомление педагогических работников с Положением об аттестации педагогических работников, графиком аттестации
13 10 2014
1 стр.
10 10 2014
5 стр.
Обеспечить формирование различных групп компетентностей учащихся
16 12 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.