ОЛИМПИАДА «Будущие исследователи – будущее науки»
Заочный тур. Русский язык
7, 8, 9 классы
С.Я. Маршак
ЛАНДЫШ
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
I. Проанализируйте фонетическую организацию последнего четверостишия и выполните следующие задания:
1. классифицируйте все словоформы на следующих основаниях: а) количество звуков равно количеству букв; б) количество звуков больше количества букв; в) количество звуков меньше количества букв
2. определите, сколько раз в последнем четверостишии встречаются звуки [в], [с], [т].
II. Проанализируйте лексические средства, которые автор использует для изображения весеннего леса, расцветающего ландыша?
III. Проведите морфемный и словообразовательный анализ словоформ «ниточках», «бубенчиков», «венчики», «колокольчиков».
IV. Определите, какие особенности имеет образование форм множественного числа слов «цветок» и «лист»
V. Проведите полный синтаксический разбор предложения, составляющего третье четверостишие («Природой бережно спеленатый…»)
VI. Выскажите свое мнение о том, почему автор называет ландыш
горьким цветком.
ОЛИМПИАДА «Будущие исследователи – будущее науки»
Заочный тур. Русский язык
10, 11 классы
Н.Н. Асеев
ГЛЯДЯ В НЕБЕСА
Как лед облака, как лед облака,
как битый лед облака,
и синь далека, и синь высока,
за ними — синь глубока;
Летят облака, как битый лед,
весенний колотый лед,
и синь сквозит, высока, далека,
сквозь медленный их полет;
Летят облака, летят облака,
как в мелких осколках лед,
и синь холодна, и синь далека,
сквозит и холодом льнет;
И вот облака превращаются в лен,
и лед истончается в лен,
и лед и лен уже отдален,
и снова синь небосклон!
1. Проанализируйте особенности фонетической организации стихотворения и определите их функцию в передаче смысла.
2. Выявите основные объекты описания в стихотворении и проанализируйте лексические средства их характеристики. Какие можно сделать выводы о том, что и как воспринимает лирический герой?
3. Приведите не менее 5 примеров слов современного русского языка этимологически родственных слову «облако».
4.Определите, что общего и что различного в словоформах «синь», функционирующих в тексте. Решите эту задачу как фонетическую, морфемную, словообразовательную, морфологическую и синтаксическую.
5. Проанализируйте случаи морфологической и синтаксической омонимии, встретившиеся в тексте.
6. Проведите полный синтаксический разбор предложений, составляющих первое четверостишие.