МОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа №1»
Ключевского района Алтайского края
Олимпиадные задания по биологии, 9 класс
I часть Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Ситовидные трубки относят к растительной ткани
а) механической;
б) покровной;
в) проводящей;
г) образовательной.
2. Гриб-сапрофит
а) мукор;
б) спорынья;
в) трутовик;
г) фитофтора.
3. Споры как покоящиеся стадии для перенесения неблагоприятных условий образуется у
а) грибов;
б) бактерий;
в) папоротников;
г) мхов.
4. Корневые клубни образует
а) картофель;
б) морковь;
в) георгин;
г) свёкла.
5. Цветок – это видоизменение
а) генеративной почки;
б) побега;
в) вегетативной почки;
г) листа.
6. Сочный многосемянный плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей -
а) костянка;
б) семянка;
в) ягода;
г) гесперидий.
7. У белокочанной капусты человек употребляет в пищу:
а) видоизмененную верхушечную почку;
б) утолщенный реповидный стебель;
в) видоизмененное соцветие;
г) боковые видоизмененные почки.
8. С помощью йода в растительных тканях можно определить наличие:
а) жира;
б) клейковины;
в) минеральных веществ;
г) крахмала.
9. Перловую крупу изготавливают из зерновок:
а) пшеницы;
б) ржи;
в) ячменя;
г) овса.
10. Соцветие кисть характерно для:
а) укропа;
б) ландыша;
в) подсолнечника;
г) кукурузы.
11. Планктоном называются организмы:
а) пассивно парящие в толще воды;
б) активно плавающие;
в) донные;
г) живущие на поверхности воды.
12. Кровеносная система впервые появляется у:
а) кишечнополостных;
б) круглых червей;
в) кольчатых червей;
г) моллюсков.
13. Зубы растут в течение всей жизни у млекопитающих:
а) хищных;
б) парнокопытных;
в) грызунов;
г) насекомоядных.
14. У насекомых с неполным превращением отсутствует стадия:
а) личинки;
б) куколки;
в) имаго;
г) имеются все стадии развития.
15. Взрослый овод питается:
а) нектаром;
б) кровью теплокровных животных;
в) другими насекомыми;
г) ничем не питается.
16. Кровеносная система у членистоногих:
а) замкнутая;
б) незамкнутая;
в) у большинства замкнутая;
г) отсутствует.
17. Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:
а) корненожки;
б) жгутиконосцы;
в) солнечники;
г) споровики.
18. Четырехкамерное сердце у:
а) змей;
б) черепах;
в) ящериц;
г) крокодилов.
19. Выводковыми птицами являются:
а) утки;
б) голуби;
в) воробьи;
г) сороки.
20. Пауки дышат:
а) всей поверхность тела;
б) жабрами;
в) трахеями и лёгочными мешками;
г) трахеями.
21. К древним людям относится:
а) кроманьонец;
б) неандерталец;
в) питекантроп;
г) синантроп;
22. Энергетическая станция клетки –
а) эндоплазматическая сеть;
б) лизосома;
в) митохондрия;
г) рибосома.
23. Короткие ветвящиеся отростки нейронов –
а) синапсы;
б) аксоны;
в) дендриты;
г) хромосомы.
24. Препарат крови, содержащий защитные антитела –
а) лечебная сыворотка;
б) вакцина;
в) прививка;
г) антибиотик.
25. В лёгочных артериях течёт кровь:
а) смешанная;
б) артериальная;
в) венозная;
г) обогащенная кислородом.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Для растений класса Однодольные наиболее характерны:
I. мочковатая корневая система;
II. стержневая корневая система;
III. сетчатое жилкование листьев;
IV. одна семядоля у зародыша семени;
V. параллельное жилкование листьев.
а) IV, V;
б) II, III, IV;
в) I, IV, V;
г) I, V.
2. Видоизменёными побегами являются:
I. луковица;
II. корнеплод;
III. корневище;
IV. клубень;
V. корнеклубень.
а) IV, V;
б) I, III, IV;
в) I, IV, V;
г) I, V.
3. Дыхание у земноводных может осуществляться:
I. через кожу;
II. с помощью легких;
III. наружными жабрами;
IV. трахеями;
V. лёгочными мешками.
а) IV, V;
б) I, V;
в) I, IV, V;
г) I, II, III.
4. Способы бесполого размножения:
I. партеногенез;
II. спорообразование;
III. почкование;
IV. оплодотворение;
V. простое деление родительской клетки.
а) IV, V;
б) I, IV;
в) II, III, V;
г) II, III, IV.
5. Защита у губок может обеспечиваться посредством:
I. активной работы стрекательных клеток;
II. выделением отпугивающего запаха;
III. наличием в теле минеральных игл;
IV. вырабатывания ядовитых веществ;
V. постоянного неограниченного роста.
а) IV, V;
б) I, II, IV;
в) II, III, V;
г) II, III, IV.
6. Форменные элементы крови:
I. эритроциты;
II. лейкоциты;
III. лимфоциты;
IV. лейкопласты;
V. тромбоциты.
а) II, III, IV;
б) I, II, V;
в) I, III, V;
г) IV, V.
7. К заднему мозгу относятся:
I. промежуточный мозг;
II. мозжечок;
III. мост мозга;
IV. кора больших полушарий;
V. продолговатый мозг.
а) I, III, V;
б) I, II, V;
в) II, III, V;
г) IV, V.
8. Оболочки глаза:
I. роговица;
II. сетчатка;
III. склера;
IV. катаракта;
V. хрусталик.
а) I, III, IV;
б) I, II, III;
в) I, II, IV;
г) II, IV, V.
9. Железы внутренней секреции:
I. щитовидная;
II. печень;
III. надпочечники;
IV. слюнные;
V. гипофиз.
а) II, IV, V;
б) I, II, III;
в) I, III, V;
г) I, III, IV.
10. Слуховые косточки:
I. подковочка;
II. стремечко;
III. молоточек;
IV. наковальня;
V. сёдлышко.
а) II, III, IV;
б) I, II, III;
в) I, III, V;
г) I, III, IV.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» (плюс) или «нет» (минус). Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15.
1) Простейшие размножаются путём деления клетки надвое.
2) Двустворчатые – наиболее развитый класс моллюсков.
3) Кровеносная система кольчатых червей замкнутая.
4) Змеи и ящерицы не линяют.
5) У летучих мышей на грудине есть вырост - киль.
6) Кукуруза – однодомное растение.
7) Цветок – вегетативный орган растения.
8) У покрытосеменных растений двойное оплодотворение.
9) Лишайники – организмы, образовавшиеся в результате симбиоза водоросли и гриба.
10) Луковица – видоизменённый корень.
11) Инсулин вырабатывается в надпочечниках.
12) Колбочки обеспечивают цветное зрение при ярком свете.
13) В норме в состав вторичной мочи входят аминокислоты и глюкоза.
14) Пепсин – фермент желудочного сока.
15) Дыхательный центр располагается в продолговатом мозге
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1. Установите соответствие между признаками строения и классами позвоночных животных:
-
Рыбы
|
А. Сухая кожа, покрытая роговыми чешуйками, легочное дыхание, трехкамерное сердце
|
-
Земноводные
|
Б. Незамкнутая кровеносная система, гермафродиты
|
-
Пресмыкающиеся
|
В. Трёхкамерное сердце, тонкая влажная кожа
|
-
Птицы
|
Г. Четырёхкамерное сердце, внутриутробное развитие, теплокровность
|
-
Млекопитающие
|
Д. Наружное оплодотворение, сегментированное тело, членистые конечности
|
|
Е. Двухкамерное сердце, один круг кровообращения
|
|
Ж. Двойное дыхание, отсутствие мочевого пузыря и зубов
|
2. Установите соответствие между отделами головного мозга и функциями:
-
Мозжечок
|
А. Участвует в регулировании четкости зрения и слуха
|
-
Продолговатый мозг
|
Б. Осуществляет координацию движений, делает их плавными, точными, соразмерными
|
-
Мост мозга
|
В. Содержит центры защитных рефлексов: кашля, чихания, рвоты.
|
-
Средний мозг
|
Г. Регулирует обмен веществ и энергии, контролирует удовлетворение потребностей и поддержание гомеостаза
|
-
Промежуточный мозг
|
Д. Управляет движением глазных яблок, мимикой
|
Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. 2010-11 уч. год. 9 класс. Школьный тур.
Фамилия _________________________________________________________
Имя __________________________________________________________
Класс __________________________________________________________
Школа __________________________________________________________
Учитель __________________________________________________________
Задание 1. [25 баллов (1 балл за каждый правильный ответ)]
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1-10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11-20
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21-25
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2. [20 баллов (2 балла за каждый правильный ответ)]
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1-10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3. [15 баллов (1 балл за каждый правильный ответ)]
№ 1
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
прав. "ДА"
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
неправ "НЕТ"
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
|
прав. "ДА"
|
|
|
|
|
|
неправ "НЕТ"
|
|
|
|
|
|
Задание 4. [5 баллов (2,5 балла – mах. за каждое задание)]
Автор-составитель: Пилипенко О.М., учитель биологии