Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


Опыт реализации политики гендерного равноправия

в Санкт-Петербурге

Успешное осуществление городских, региональных и общенациональных планов социально-экономического развития во многом зависит от результативности гендерной политики. Значимость гендерной политики возрастает по мере совершенствования политической системы общества и развития демократических институтов, предполагающего тесное сотрудничество власти и общественных организаций в достижении гендерного равенства.

Санкт-Петербург – город федерального значения, субъект Российской Федерации - является вторым по численности населения городом России. На 1 января 2010г. в нем проживало 4 млн. 600 тыс. человек. В экономике города занято 1 млн. 367 тыс. женщин (51,6 % всех занятых) в основном в образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, культуре. В то же время удельный вес женщин-руководителей во всех сферах занятости петербургской экономики не превышает 6-9 %. Из числа работодателей женщины составляют 31,1 %. Женщины возглавляют 40 % малых предприятий Санкт-Петербурга. В списке 100 лучших менеджеров города 11 женщин.

Губернатором города с 2003 г. является женщина – до 1 марта 2010 года единственная в РФ главе субъекта федерации Валентина Матвиенко (с 1 марта 2010 года Наталья Комарова вступила в должность губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры). В составе городского Правительства из 15 членов 4 женщины (в том числе губернатор и 2 вице-губернатора (А. Манилова и Л. Косткина), что составляет 27 %. На руководящих должностях в исполнительных органах власти города – женщин 15 %, на должностях заместителей руководителей - 19 %. На должностях специалистов и обеспечивающих специалистов региональной гражданской службы – женщин 80%

В городском парламенте, избранном в марте 2007г., из 50 депутатов 6 женщин (12%). В составе Законодательного собрания предыдущего созыва женщин было только 3 (6%).

На выборах в местные советы доля женщин среди зарегистрированных кандидатов составила 36,7%. Среди избранных кандидатов доля женщин еще больше (почти 45%), что является позитивной характеристикой политического процесса в городе.



СЛ 4

Анализ ситуации показывает, что гендерные проблемы Санкт-Петербурга в основном совпадают с гендерными проблемами страны. К самым очевидным из них можно отнести:



  • Низкую продолжительность жизни мужчин (в СПб они живут меньше женщин на 11,4 лет).

  • Недостаточное представительство женщин на уровне принятия решений в политике, экономике, государственном управлении.

  • Существенные различия в средней заработной плате мужчин и женщин (вертикальная и горизонтальная гендерная сегрегация регионального рынка труда).

  • Феминизацию бедности, увеличение числа женщин среди бедных, одиноких и престарелых жителей Петербурга.

  • Домашнее насилие, как острая социальная проблема.

Инициативы Санкт-Петербурга по реализации политики гендерного равенства.

Главная отличительная черта Санкт-Петербурга заключается в том, что в ходе перманентных реформ в стране в целом и в органах власти, в частности, удалось не только сохранить региональный механизм проведения политики гендерного равенства, но и продолжить ее развитие.

С 2004 г. при Правительстве СПб действует Координационный совет по реализации политики гендерного равенства, в который входят представители администрации города, научной и вузовской общественности, городских некоммерческих организаций.

Сегодня в 14 районах города (из 18) созданы Координационные совета по реализации политики гендерного равенства, на заседаниях которых также рассматриваются вопросы положения женщин на рынке труда, профилактики и предотвращения насилия в семье и др.

2008г. в городе была начата работа по созданию проекта Концепции гендерного развития Санкт-Петербурга на период до 2015 г. В настоящее время проект проходит согласование и будет вынесен на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга.

Концепция не предполагает ликвидацию объективно обусловленных гендерных различий. Ее главное предназначение – создание равных условий для реализации прав женщин и мужчин, социальная справедливость, продуктивность труда и развитие бизнеса.

Анализ причин и условий, позволивших сохранить региональный механизм гендерной политики в Санкт-Петербурге, требует специального исследования. Однако есть несколько причин, которые повлияли на формирование этой ситуации.

Во-первых, достаточно высокая доля женщин на руководящих постах в органах исполнительной власти. Почти 30% в составе городского правительства – это уже близко к той пропорции, которая позволяет сделать реальные шаги по выравниванию возможностей мужчин и женщин.

Вторая причина – высокий образовательный уровень петербуржцев и развитая система высшего образования. Вузы города стали базой развития гендерной теории и практически ориентированных гендерных проектов в условиях отсутствия в Петербурге собственного гендерного центра.

Третья причина – тесные контакты Санкт-Петербурга с Северными странами. Большую роль в проведении идей гендерного равенства в Санкт-Петербурге играет гендерная программа Совета Министров Северных стран (Норден).

И наконец, успешные практики взаимодействия органов власти и гражданского общества в решении актуальных гендерных проблем;

Политика гендерного равенства предполагает работу по разным направлениям.



Среди достижений в области гендерного равноправия в Санкт-Петербурге можно отметить:

  • Формирование специальных региональных программ по поддержке среднего и малого бизнеса, в т.ч. женского предпринимательства;

  • Развитие академических гендерных исследований (в том числе расширение тем и сфер приложения гендерного анализа, увеличение количества диссертаций, защищаемых по гендерной проблематике);

  • Усиление информационной работы и реализация образовательных программ, ориентированных на достижение гендерного равенства и преодоление гендерных стереотипов;

  • Деятельность женского движения в городе и разработка ими новых социальных технологий по решению актуальных социальных проблем.

Реализация программ поддержки и развития женского предпринимательства.

Одной из важных сфер жизни, где женщины активно проявляют себя, является бизнес, особенно малый и средний. Доля женщин-предпринимательниц, являющихся руководителями и учредителями малых и средних предприятий Санкт-Петербурга по экспертным оценкам составляет 40%.

В 2008 году начала действовать поддержанная Правительством Санкт-Петербурга специальная городская программа «Женский центр предпринимательства». Участницам программы, как начинающим предпринимательницам, так и уже работающим в бизнесе, оказывается консультативная, информационная и образовательная поддержка по бизнес-планированию, маркетингу и правовому сопровождению бизнеса.

В Центре реализуются программы обучения женщин, целью которых является повышение их конкурентоспособности на рынке труда и повышение конкурентоспособности возглавляемых ими предприятий.

В 2009 году в рамках Плана мероприятий реализована специальная программа «Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса». В рамках программы были поддержаны бизнес-проекты 265 женщин – предпринимателей, что составляет 39 % от всех бизнес-проектов, профинансированных в ходе реализации специальной программы.

В рамках реализации целевой Программы содействия занятости населения в Санкт-Петербурге проводятся специализированные Ярмарки вакансий для женщин, которые помогают женщинам в ориентации на рынке труда, поиске работы, соответствующей их квалификации и возможностям, связанным с состоянием здоровья и ситуацией в семье.

В составе Общественного совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга создана Комиссия женского предпринимательства, которая рассматривает вопросы поддержки и развития женского предпринимательства.

Проведение эффективной гендерной политики невозможно без ее научного обоснования, сбора и анализа достоверной информации о гендерной ситуации в городе. Создана гендерная секция в Санкт-Петербургской ассоциации социологов в целях консолидации научного сообщества и расширения тематики гендерных исследований.



Научные проводят исследования в области гендерной политики.

Социологическим институтом РАН проведено научное исследование «Социально-экономическое положение женщин на рынке труда», предложения обсуждались на заседании Координационного совета и рекомендованы исполнительным органам в дальнейшей работе.

Научно-практические конференции и круглые столы выступают одной из самых доступных и результативных форм обмена информацией между учеными, чиновниками и общественностью города.

Каждый год в Петербурге при поддержке Правительства города проходит международная конференция «Женщины, меняющие мир» и выставки-презентации достижений предпрнимательниц «Женский проект», которые организует Санкт-Петербургский социально-экономический институт. Их проведения стало уже городской традицией. В ноябре 2010 года Международная конференция «Женщины, меняющие мир» пройдет в формате саммита женщин-лидеров политики и бизнеса.

Основной темой Саммита выбрана тема «Роль женщин-лидеров в ускорении социально-экономического развития и реализации политики гендерного равенства».

Проведение Саммита в Санкт-Петербурге будет способствовать укреплению широкой сети профессиональных контактов, созданию новых рабочих мест, повышению благосостояния, даст возможность широкому кругу деловых людей найти новых партнеров и единомышленников.



Если говорить о международных конференциях, то их в Санкт-Петербурге проводилось несколько, некоторые, как и конференция «Женщины, меняющие мир», продолжались несколько лет. Их главная отличительная черта - ориентированность на студенческую молодежь.

  • 2001-2005 г. Межвузовские конференции (СЗАГС, НИЯК, РГПУ им. А.И.Герцена) петербургских молодых исследователей (студентов, магистрантов, аспирантов) гендерных проблем с международным участием.

  • 2006-2008 гг. Международная молодежная конференция «Лидерство. Гендерные перспективы».

Другие международные конференции проводились с участием экспертов и представителей Правительства города. Они были посвящены отдельным актуальным гендерным проблемам. Самые последние:

  • Декабрь 2008 г. Международная конференция «Гендерное неравенство в сфере труда: Северо-запад России и Северные страны».

  • Март 2009 г. Международная конференция «Гендерный бюджет как инструмент реализации государственной социальной политики (региональный уровень)».

  • Март 2009 г. Международная конференция «Политика гендерного равноправия – основа улучшения демографической ситуации: Северо-запад России и Северные страны».

  • В марте 2010 в Санкт-Петербурге при поддержке Правительства Санкт-Петербурга уже в третий раз прошла «Петербургская неделя «Женщина года». Это международный женский форум, посвященный важнейшим проблемам современности: развитию женских общественных движений, участию женщин в управлении политических и социальных институтов, продвижению женского бизнеса, вопросам семьи, материнства и детства.

  • Центральными событиями «Петербургской недели» являются:

  • Конкурсы «Деловая женщина» и «Женщина года»;

  • Выставка «Женщина нового века». Достижения своих компаний, предприятий, организаций представляют не только петербурженки, но и наши гостьи из других городов и стран.

  • Международная конференция «Женщина нового века». В рамках конференции участницы из разных стран обсуждают важные проблемы развития предпринимательства и инвестирования малого и среднего бизнеса. В конференции принимают участие представители Всемирной ассоциации женщин-предпринимателей FCEM, в состав которой с 1995 года входит Межрегиональная Общественная Организация «Ассоциация «Женщины и бизнес» (AWBR).

  • Для женщины-предпринимателя Межрегиональная Общественная Организация «Ассоциация «Женщины и бизнес» (AWBR) предоставляет прекрасные возможности для общения с женщинами-предпринимателями всего мира.

  • В марте 2009 года в Санкт-Петербурге с большим успехом прошел Мировой Комитет FCEM. В рамках этого мероприятия прошла встреча Губернатора Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко с лидерами Всемирной Ассоциации Женщин Предпринимателей FCEM.

В гендерном образовании и просвещении в Санкт-Петербурге есть заметные достижения. Вузы города стали базой развития гендерной теории и практически ориентированных гендерных проектов в условиях отсутствия в Петербурге собственного гендерного центра. В них разработаны и реализуются магистерские программы, читаются гендерные курсы. Сегодня уже создана гендерная секция в Санкт-Петербургской ассоциации социологов, поэтому процесс консолидации научного сообщества и расширения тематики гендерных исследований ускорится.

В Северо-Западной академии государственной службе разработана и проводится с 2007 г. первая в стране программа повышения квалификации для государственных гражданских служащих «Гендерный анализ в государственном управлении: теория и основные направления использования».

В апреле 2009 г. проведено заседание Координационного совета по теме «Гендерное образование и просвещение в Санкт-Петербурге», разработаны предложения по усилению широкой информационной, просветительской и пропагандистской работы, ориентированной на достижение гендерного равенства и активизацию участия женщин в политических, общественных и социально-экономических процессах.

В октябре 2009 года проведен семинар-тренинг для руководителей муниципальных органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге «Основы внедрения гендерного подхода в работе муниципальных органов».

На семинаре руководители муниципальных органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге ознакомились с тем, что такое гендерное равенство, почему оно вызывает пристальное внимание международной общественности и регулируется как международным правом, так и российским законодательством.

В июне 2010 года будет организован семинар для членов координационных советов по реализации политики гендерного равенства районов Санкт-Петербурга.



Взаимодействие Администрации Санкт-Петербурга

с женскими общественными организациями города

Поддержка инициатив женских общественных организаций.
Успешное преодоление современных гендерных проблем невозможно без тесного взаимодействия органов власти и различных институтов гражданского общества, в том числе – общественных организаций, объединяющих позитивно настроенных, социально- активных женщин.

В Петербурге налажен постоянный конструктивный диалог между властью и женским движением.

В течение последних пяти лет наша работа направлена на развитие новых форм взаимодействия с женскими общественными организациями, поддержку их инициатив и расширение контактов.

В Санкт-Петербурге активно работает постоянно действующий круглый стол женских общественных организаций «Женский диалог», созданный по инициативе женских неправительственных организаций.

В рамках круглого стола руководители женских общественных организаций встречаются с представителями органов государственной власти, с Уполномоченным по правам человека, обсуждают вопросы нарушения социальных и трудовых прав женщин, предотвращения насилия в семье и др.

В октябре 2008 г. состоялось заседание Координационного совета по теме «О взаимодействии исполнительных органов государственной власти, государственных учреждений и общественных организаций в работе по снижению насилия в семье и обществе», рабочей группой КС разработан Порядок взаимодействия субъектов системы профилактики и противодействия насилию в семье, внесены предложения в Государственную думу Российской Федерации по изменению действующего законодательства Российской Федерации в целях его совершенствования и внесения поправок, касающихся гарантий защиты от домашнего насилия и обеспечения прав пострадавших.


Мероприятия гендерной направленности, городские и региональные общественные женские инициативы способствуют росту интереса в обществе к гендерным вопросам, правовым и общекультурным ценностям и стимулируют реальный прогресс к достижению равных прав и возможностей граждан в российском обществе.

Тем не менее, нельзя сказать, что у нас нет проблем и препятствий в проведении городской гендерной политики. Даже оставив в стороне вечную проблему недофинансирования социальной политики, можно выделить ряд объективных обстоятельств, не дающих возможности вывести гедерную политику на качественно новый уровень. В частности:



  • Отсутствие разработанной нормативно-правовой базы политики гендерного равенства на федеральном и региональном уровнях.

  • Смешение (вплоть до подмены) гендерных и демографических проблем в СМИ и официальном дискурсе.

  • Слабость и разрозненность (а порой и конкуренция за ресурсы) женского движения в стране и Санкт-Петербурге, его подверженность традиционным гендерным стереотипам, что мешает отделить тактические цели женского движения от стратегических.

  • Снижение интереса к гендерной проблематике в научных кругах, исчезновение «моды на гендер», это сказывается на объемах финансирования, псевдогендерные исследования уходят, но хуже финансируются и настоящие исследования.

И, может быть, самое главное - российское общественное мнение по-прежнему негативно воспринимает феминизм и все связанное с ним, тень этой идиосинкразии падает на гендерные исследования и гендерную политику.

Преодоление этих негативных обстоятельств требует согласованных действий всех участников гендерной политики – женских организаций, академического гендерного сообщества, гендерных структур в органах государственной и муниципальной власти, гендерно ориентированных средств массовой информации и других организаций гражданского общества.

Можно сформулировать несколько ключевых направлений повышения эффективности гендерной политики, работу по которым необходимо проводить именно на государственном уровне. В частности:


  1. Продолжить работу над проектом Федерального закона «О государственных гарантиях конституционного принципа гендерного равенства»

  2. Возобновить работу над проектом федерального закона «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье».

  3. Усилить работу по реконструкции и укреплению Национального механизма по улучшению положения женщин и обеспечению гендерного равенства на федеральном уровне

  4. Продолжить формирование и укрепление региональных структур Национального механизма

  5. Ускорить официальное принятие Гендерной стратегии России или Третьего Национального плана по улучшению положения женщин /достижения Третьей цели развития тысячелетия.

  6. Оказывать различную поддержку гендерно ориентированным СМИ (федеральным и региональным), при необходимости создать новые, в том числе электронные.

  7. За счет грантов, предоставляемых Общественной палатой РФ (и региональными Общественными палатами) на реализацию социальных проектов общественным объединениям, осуществлять финансирование проектов, направленных на развитие гендерного равенства в регионах, в том числе на гендерное просвещение самых широких слоев населения и гендерное образование журналистов, рекламистов, РR-специалистов и других профессиональных групп, влияющих на принятие решений и формирование общественного мнения.

  8. Добиваться реализации Рекомендаций парламентских слушаний «К 100-летию Первого Всероссийского женского съезда», утвержденных на заседании Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей 24 февраля 2009 года, протокол № 3.6-12/39

  9. Совершенствовать гендерную статистику на федеральном и региональном уровнях.

  10. Повысить престижность и востребованность гендерных исследований через их финансовую поддержку, публикацию и широкое обсуждение полученных результатов и т.д.

  11. Ввести курс «Гендерный анализ в государственном управлении: теория и основные направления использования» в федеральный компонент государственного образовательного стандарта по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Работа по этим направлениям может вестись на всех уровнях власти – федеральном, региональном, муниципальном, разумеется, в рамках компетенции соответствующих органов. Поскольку Российская федерация – федерация с сильным Центром, то, конечно, региональным и местным властям было бы легче работать, если бы были приняты соответствующие федеральные законы. Таких законов пока нет. Тем не менее, опыт Санкт-Петербурга свидетельствует, что можно работать и в отсутствие федеральной базы, развивая свою – региональную.

В заключение подчеркнем, залогом успешности гендерной политики является не столько принятие отдельных законов (правовая база политики гендерного равенства в общем и целом в России есть, в том числе благодаря Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и другим международным документам), сколько конструктивный диалог государства и гражданского общества, их стремление вместе решать насущные гендерные проблемы.








Опыт реализации политики гендерного равноправия в Санкт-Петербурге

Значимость гендерной политики возрастает по мере совершенствования политической системы общества и развития демократических институтов

137.63kb.

01 10 2014
1 стр.


Конкурсов по качеству «Сделано в Санкт-Петербурге»

Всероссийский конкурс Программы "100 лучших товаров России" региональный этап конкурса в Санкт-Петербурге

142.13kb.

04 09 2014
1 стр.


Научно-практическая конференция, посвящённая якутскому губернатору И. И. Крафту

Макарова Галина Маратовна – Постоянный представитель Республики Саха (Якутия) в Санкт-Петербурге (или Константинов Станислав Николаевич – 1 зам. Постоянного представителя рс(Я) в С

26.33kb.

27 09 2014
1 стр.


Программа «Непрерывное экологическое образование в Санкт-Петербурге»

Санкт-Петербурге, направленная на апробацию различных подходов к развитию непрерывного экологического образования в городе. Ее первым этапом стало определение концептуальных подход

1263.17kb.

09 10 2014
8 стр.


Закон санкт-петербурга о внесении дополнений и изменения в Закон Санкт-Петербурга "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге"

Внести в Закон Санкт-Петербурга от 17 ноября 2004 года n 587-80 "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге" (далее Закон) следующие дополнения и изменение

17.01kb.

16 12 2014
1 стр.


Зарубежный опыт формирования учетной политики

Международных стандартов финансовой отчетности, общепринятых принципов бухгалтерского учета. Проанализирован опыт формирования учетной политики в сша, Великобритании, Германии и Фр

504.73kb.

25 12 2014
4 стр.


Проблемы изучения электорального поведения и возможности exit-polls

Артемов Г. П., Авдиенко Д. А., Попова О. В., Чазов А. В. Электорат политических объединений России: опыт проведения exit-poll в Санкт-Петербурге // Полис. 2000. №2

177.37kb.

18 12 2014
1 стр.


Закон санкт-петербурга о политике в сфере культуры в санкт-петербурге принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 15 декабря 2010 года
106.98kb.

09 10 2014
1 стр.