Перейти на главную страницу
Успешное осуществление городских, региональных и общенациональных планов социально-экономического развития во многом зависит от результативности гендерной политики. Значимость гендерной политики возрастает по мере совершенствования политической системы общества и развития демократических институтов, предполагающего тесное сотрудничество власти и общественных организаций в достижении гендерного равенства.
Санкт-Петербург – город федерального значения, субъект Российской Федерации - является вторым по численности населения городом России. На 1 января 2010г. в нем проживало 4 млн. 600 тыс. человек. В экономике города занято 1 млн. 367 тыс. женщин (51,6 % всех занятых) в основном в образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, культуре. В то же время удельный вес женщин-руководителей во всех сферах занятости петербургской экономики не превышает 6-9 %. Из числа работодателей женщины составляют 31,1 %. Женщины возглавляют 40 % малых предприятий Санкт-Петербурга. В списке 100 лучших менеджеров города 11 женщин.
Губернатором города с 2003 г. является женщина – до 1 марта 2010 года единственная в РФ главе субъекта федерации Валентина Матвиенко (с 1 марта 2010 года Наталья Комарова вступила в должность губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры). В составе городского Правительства из 15 членов 4 женщины (в том числе губернатор и 2 вице-губернатора (А. Манилова и Л. Косткина), что составляет 27 %. На руководящих должностях в исполнительных органах власти города – женщин 15 %, на должностях заместителей руководителей - 19 %. На должностях специалистов и обеспечивающих специалистов региональной гражданской службы – женщин 80%
В городском парламенте, избранном в марте 2007г., из 50 депутатов 6 женщин (12%). В составе Законодательного собрания предыдущего созыва женщин было только 3 (6%).
На выборах в местные советы доля женщин среди зарегистрированных кандидатов составила 36,7%. Среди избранных кандидатов доля женщин еще больше (почти 45%), что является позитивной характеристикой политического процесса в городе.
Анализ ситуации показывает, что гендерные проблемы Санкт-Петербурга в основном совпадают с гендерными проблемами страны. К самым очевидным из них можно отнести:
Главная отличительная черта Санкт-Петербурга заключается в том, что в ходе перманентных реформ в стране в целом и в органах власти, в частности, удалось не только сохранить региональный механизм проведения политики гендерного равенства, но и продолжить ее развитие.
С 2004 г. при Правительстве СПб действует Координационный совет по реализации политики гендерного равенства, в который входят представители администрации города, научной и вузовской общественности, городских некоммерческих организаций.
Сегодня в 14 районах города (из 18) созданы Координационные совета по реализации политики гендерного равенства, на заседаниях которых также рассматриваются вопросы положения женщин на рынке труда, профилактики и предотвращения насилия в семье и др.
2008г. в городе была начата работа по созданию проекта Концепции гендерного развития Санкт-Петербурга на период до 2015 г. В настоящее время проект проходит согласование и будет вынесен на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга.
Концепция не предполагает ликвидацию объективно обусловленных гендерных различий. Ее главное предназначение – создание равных условий для реализации прав женщин и мужчин, социальная справедливость, продуктивность труда и развитие бизнеса.
Анализ причин и условий, позволивших сохранить региональный механизм гендерной политики в Санкт-Петербурге, требует специального исследования. Однако есть несколько причин, которые повлияли на формирование этой ситуации.
Во-первых, достаточно высокая доля женщин на руководящих постах в органах исполнительной власти. Почти 30% в составе городского правительства – это уже близко к той пропорции, которая позволяет сделать реальные шаги по выравниванию возможностей мужчин и женщин.
Вторая причина – высокий образовательный уровень петербуржцев и развитая система высшего образования. Вузы города стали базой развития гендерной теории и практически ориентированных гендерных проектов в условиях отсутствия в Петербурге собственного гендерного центра.
Третья причина – тесные контакты Санкт-Петербурга с Северными странами. Большую роль в проведении идей гендерного равенства в Санкт-Петербурге играет гендерная программа Совета Министров Северных стран (Норден).
И наконец, успешные практики взаимодействия органов власти и гражданского общества в решении актуальных гендерных проблем;
Политика гендерного равенства предполагает работу по разным направлениям.
Одной из важных сфер жизни, где женщины активно проявляют себя, является бизнес, особенно малый и средний. Доля женщин-предпринимательниц, являющихся руководителями и учредителями малых и средних предприятий Санкт-Петербурга по экспертным оценкам составляет 40%.
В 2008 году начала действовать поддержанная Правительством Санкт-Петербурга специальная городская программа «Женский центр предпринимательства». Участницам программы, как начинающим предпринимательницам, так и уже работающим в бизнесе, оказывается консультативная, информационная и образовательная поддержка по бизнес-планированию, маркетингу и правовому сопровождению бизнеса.
В Центре реализуются программы обучения женщин, целью которых является повышение их конкурентоспособности на рынке труда и повышение конкурентоспособности возглавляемых ими предприятий.
В 2009 году в рамках Плана мероприятий реализована специальная программа «Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса». В рамках программы были поддержаны бизнес-проекты 265 женщин – предпринимателей, что составляет 39 % от всех бизнес-проектов, профинансированных в ходе реализации специальной программы.
В рамках реализации целевой Программы содействия занятости населения в Санкт-Петербурге проводятся специализированные Ярмарки вакансий для женщин, которые помогают женщинам в ориентации на рынке труда, поиске работы, соответствующей их квалификации и возможностям, связанным с состоянием здоровья и ситуацией в семье.
В составе Общественного совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга создана Комиссия женского предпринимательства, которая рассматривает вопросы поддержки и развития женского предпринимательства.
Проведение эффективной гендерной политики невозможно без ее научного обоснования, сбора и анализа достоверной информации о гендерной ситуации в городе. Создана гендерная секция в Санкт-Петербургской ассоциации социологов в целях консолидации научного сообщества и расширения тематики гендерных исследований.
Социологическим институтом РАН проведено научное исследование «Социально-экономическое положение женщин на рынке труда», предложения обсуждались на заседании Координационного совета и рекомендованы исполнительным органам в дальнейшей работе.
Научно-практические конференции и круглые столы выступают одной из самых доступных и результативных форм обмена информацией между учеными, чиновниками и общественностью города.
Каждый год в Петербурге при поддержке Правительства города проходит международная конференция «Женщины, меняющие мир» и выставки-презентации достижений предпрнимательниц «Женский проект», которые организует Санкт-Петербургский социально-экономический институт. Их проведения стало уже городской традицией. В ноябре 2010 года Международная конференция «Женщины, меняющие мир» пройдет в формате саммита женщин-лидеров политики и бизнеса.
Основной темой Саммита выбрана тема «Роль женщин-лидеров в ускорении социально-экономического развития и реализации политики гендерного равенства».
Проведение Саммита в Санкт-Петербурге будет способствовать укреплению широкой сети профессиональных контактов, созданию новых рабочих мест, повышению благосостояния, даст возможность широкому кругу деловых людей найти новых партнеров и единомышленников.
В Северо-Западной академии государственной службе разработана и проводится с 2007 г. первая в стране программа повышения квалификации для государственных гражданских служащих «Гендерный анализ в государственном управлении: теория и основные направления использования».
В апреле 2009 г. проведено заседание Координационного совета по теме «Гендерное образование и просвещение в Санкт-Петербурге», разработаны предложения по усилению широкой информационной, просветительской и пропагандистской работы, ориентированной на достижение гендерного равенства и активизацию участия женщин в политических, общественных и социально-экономических процессах.
В октябре 2009 года проведен семинар-тренинг для руководителей муниципальных органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге «Основы внедрения гендерного подхода в работе муниципальных органов».
На семинаре руководители муниципальных органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге ознакомились с тем, что такое гендерное равенство, почему оно вызывает пристальное внимание международной общественности и регулируется как международным правом, так и российским законодательством.
В июне 2010 года будет организован семинар для членов координационных советов по реализации политики гендерного равенства районов Санкт-Петербурга.
В Петербурге налажен постоянный конструктивный диалог между властью и женским движением.
В течение последних пяти лет наша работа направлена на развитие новых форм взаимодействия с женскими общественными организациями, поддержку их инициатив и расширение контактов.
В Санкт-Петербурге активно работает постоянно действующий круглый стол женских общественных организаций «Женский диалог», созданный по инициативе женских неправительственных организаций.
В рамках круглого стола руководители женских общественных организаций встречаются с представителями органов государственной власти, с Уполномоченным по правам человека, обсуждают вопросы нарушения социальных и трудовых прав женщин, предотвращения насилия в семье и др.
В октябре 2008 г. состоялось заседание Координационного совета по теме «О взаимодействии исполнительных органов государственной власти, государственных учреждений и общественных организаций в работе по снижению насилия в семье и обществе», рабочей группой КС разработан Порядок взаимодействия субъектов системы профилактики и противодействия насилию в семье, внесены предложения в Государственную думу Российской Федерации по изменению действующего законодательства Российской Федерации в целях его совершенствования и внесения поправок, касающихся гарантий защиты от домашнего насилия и обеспечения прав пострадавших.
Тем не менее, нельзя сказать, что у нас нет проблем и препятствий в проведении городской гендерной политики. Даже оставив в стороне вечную проблему недофинансирования социальной политики, можно выделить ряд объективных обстоятельств, не дающих возможности вывести гедерную политику на качественно новый уровень. В частности:
Преодоление этих негативных обстоятельств требует согласованных действий всех участников гендерной политики – женских организаций, академического гендерного сообщества, гендерных структур в органах государственной и муниципальной власти, гендерно ориентированных средств массовой информации и других организаций гражданского общества.
Можно сформулировать несколько ключевых направлений повышения эффективности гендерной политики, работу по которым необходимо проводить именно на государственном уровне. В частности:
В заключение подчеркнем, залогом успешности гендерной политики является не столько принятие отдельных законов (правовая база политики гендерного равенства в общем и целом в России есть, в том числе благодаря Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и другим международным документам), сколько конструктивный диалог государства и гражданского общества, их стремление вместе решать насущные гендерные проблемы.
Значимость гендерной политики возрастает по мере совершенствования политической системы общества и развития демократических институтов
01 10 2014
1 стр.
Всероссийский конкурс Программы "100 лучших товаров России" региональный этап конкурса в Санкт-Петербурге
04 09 2014
1 стр.
Макарова Галина Маратовна – Постоянный представитель Республики Саха (Якутия) в Санкт-Петербурге (или Константинов Станислав Николаевич – 1 зам. Постоянного представителя рс(Я) в С
27 09 2014
1 стр.
Санкт-Петербурге, направленная на апробацию различных подходов к развитию непрерывного экологического образования в городе. Ее первым этапом стало определение концептуальных подход
09 10 2014
8 стр.
Внести в Закон Санкт-Петербурга от 17 ноября 2004 года n 587-80 "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге" (далее Закон) следующие дополнения и изменение
16 12 2014
1 стр.
Международных стандартов финансовой отчетности, общепринятых принципов бухгалтерского учета. Проанализирован опыт формирования учетной политики в сша, Великобритании, Германии и Фр
25 12 2014
4 стр.
Артемов Г. П., Авдиенко Д. А., Попова О. В., Чазов А. В. Электорат политических объединений России: опыт проведения exit-poll в Санкт-Петербурге // Полис. 2000. №2
18 12 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.