Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Опорный сигнал - это, собственно, элементарная часть опорного конспекта, которая представляет существенный по содержанию и объему фрагмент учебного материала. Принципов выбора и построения опорных сигналов насчитывается более 20. Каждый опорный конспект должен отвечать по меньшей мере преобладающему большинству этих принципов. Назовем для примера несколько основных принципов, которыми руководствуются авторы опорных конспектов – наглядность, лаконичность, структурность, ассиметричность блоков, разнообразие опорных сигналов, графическая и цифровая дифференциация, практическая направленность, вариативность речевых образований по опорному конспекту, мобильность опорных сигналов, использование привычных стереотипов и ассоциаций, запоминаемость, воспроизводимость и др.

Иногда полагают, что по опорным конспектам ученики овладевают только главным содержанием, а второстепенный или дополнительный материал им не сообщается вообще. Это большая ошибка, так как опорные конспекты предназначены в действительности для обеспечения усвоения не только основного, но и всего программного материала.

Обратим внимание на две очень важные методические идеи, на которых во многом основывается использование опорных конспектов.
Опорный сигнал - Наглядное представление (схема, рисунок, таблица, криптограмма), содержащее необходимую для долговременного запоминания учебную информацию.

«Начнем с самого простого: буква в слове - это опорный сигнал. Если бы она существовала сама по себе, независимо от всех остальных, то тогда бы ее следовало назвать просто сигналом. Но в том-то дело, что, составляя слово, мы опираемся на каждую уже написанную и на все вместе, помним о них. Буква - опора. Буква - сигнал. Но разве только буквы! Опорные сигналы - это и слоги, и слова, цифры и числа, формулы и правила, да разве все перечислишь? Вот и получается, что в памяти каждого современного человека хранятся миллионы опорных сигналов, помогающих ему восстанавливать при необходимости усвоенную информацию. Известны и специальные мнемонические приемы, своеобразные опорные сигналы, которые придуманы для того, чтобы облегчить запоминание. «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны». Кто не обращался к этой фразе, чтобы точно воспроизвести порядок цветов в радуге? Информацию можно закодировать и более экономным способом, например, с помощью аббревиатур.

Неожиданность и экономность - принципы, на которых строятся и наши опорные сигналы. Но есть еще и другие. Среди них принцип ассоциации.
3)Взаимопроверка устных ответов. Эта форма взаимоконтроля реализуется в нескольких вариантах:


  • после того, как учащиеся самостоятельно прорабатывают (прочитывают, осмысливают) новый материал, создаются пары, в которых один ученик – спрашивает, другой – отвечает на вопросы по прочитанному тексту;

  • используются так называемые "листы взаимоконтроля" (В.Ф.Шаталов), на которых фиксируются вопросы по материалу нескольких уроков;

  • из числа наиболее подготовленных учеников выделяются консультанты, которые контролируют работу одноклассников при проведении зачетов, письменных и лабораторных работ.

Магнитофонный опрос

Это никому не мешает и никого не отвлекает - к магнитофонному опросу


уже все и давно привыкли. На ответ ученика никто не реагирует. Все заняты
делом. Время устного ответа не ограничивается, но для озвучивания первого
блока обычно хватает около полутора минут. Перед учеником лежит лист с
опорными сигналами, и потому речь его последовательная, быстрая, логически
связная. Полторы минуты - это три четверти страницы текста учебника. Для
получения полновесной оценки этого вполне достаточно.
Закончив свою часть рассказа, ученик возвращается на место и выполняет
в своей тетради чертежи и записи только двух последних блоков листа с
опорными сигналами. Это позволяет ему не выбиться из общего ритма и вовремя
сдать свою тетрадь на проверку учителю.
Пока ребята выполняют письменную работу, к магнитофону успевают подойти
3 ученика; каждый отвечает по материалу одного блока. Через 6 минут
магнитофонный опрос заканчивается, и в это время на столе учителя появляются
первые тетради. Впереди еще 2 минуты, и за это время можно без суетливости и
спешки проверить ответы 15-20 учеников - половины класса. Но, как мы помним,
к доске в начале урока был вызван еще и второй ученик.

Тихий опрос

Он подходит к учителю, берет в руки лист с опорными сигналами и
начинает чуть слышно отвечать учителю, стоя с ним рядом, материал первого
блока. Это тихий опрос.
Магнитофонный и тихий опросы предложил учитель-методист средней школы
No 35 Краматорска В. М. Шейман. В последующие годы, оборудовав кабинет
физики лингафонными устройствами, он стал применять еще более продуктивную
форму развития речи ребят - фронтальный и парный устный опрос. При
фронтальном отвечают все сразу, а учитель, попеременно подключаясь,
прослушивает то одного, то другого ученика. При парном дети разбиваются на
пары и отвечают друг другу, даже находясь в разных углах класса. Лингафонные
аппараты позволяют и таксе.
Тихий опрос продолжается тоже 6 минут, и, значит, еще до начала обычных
ответов у доски 6 человек получили право изложить содержание учебного
материала. Подчеркнем - получили право! Педагогическое значение новых форм
устных ответов не в усилении контроля, а в предоставлении ребятам времени
для развития устной речи. Оценка за устный ответ психологически намного
весомее. Ведь здесь нужно не просто воспроизвести сигналы, а перевести
внутреннюю речь в доказательный, связный рассказ. Устный опрос удовлетворяет
и потребность детей в индивидуальном внимании: каждый хочет быть замеченным,
отчитаться в своих знаниях, проверить себя.
Сходство между тихим и магнитофонным опросами - в их доверительности,
полу гласности. Различие же - в том, что при тихом опросе учитель, слушая
ученика, реагирует на все нюансы ответа и по его окончании сразу объявляет
оценку. Магнитофонная пленка прослушивается уже после урока. Или учителем,
или учеником этого же класса, или учеником параллельного класса. (Первые,
еще не уверенные ответы прослушиваются только учителем!) Любопытная деталь:
при оценке устного ответа ученики обычно более строги, нежели педагог.
На перекрестках логических взаимосвязей
Но почему же все-таки работы называются релейными?
Слово реле, происходит от французского "перепряжка". В старину на Руси
дорожные станции назывались ямами. Отсюда - ямщики. Во Франции такие же
станции назывались релейными. Каждая станция - итоговая в конце какого-то
участка пути. Промежуточный финиш.
Можно было бы, конечно, называть работы, о которых сейчас идет речь,
ямными, но, видимо, это не так благозвучно, да и ассоциации возникают
какие-то мрачные. К тому же слово реле в достаточной степени
русифицировалось и воспринимается без каких-либо натяжек.

А теперь вернемся к листу учета решенных задач. Предположим, что для


решения в классе учитель избрал задачу No 49 из числа задач для повторения.
Это не первая задача, решаемая в классе из раздела "Давление", так как ранее
были разобраны задачи из упражнения 18 на странице 66. Задача No 49 не самая
простая и не самая сложная в разделе. Она представляет собой нечто похожее
на островок, от которого можно отправиться в любую сторону. Именно такие
задачи и должны в основном решаться на уроках, когда учащиеся еще только
начинают делать первые шаги в новых разделах. Те из ребят, которые чувствуют
в себе силы и уверенность, поплывут на глубину, другие -вдоль берега, а еще
не окрепшие - к берегу, на мелководье. Но плыть-то все разно нужно! После
того как задача решена, записана в тетрадь и кем-либо проверена,
закрашиваются два квадратика - один в ведомости, а другой - в плашке. Плашка
- уменьшенная копия индивидуальной ведомости. Справа и слева от этого
квадратика пустующие клеточки - плыви в любую сторону. Слева - более легкие
задачи, справа - более трудные. Здесь у сомневающихся могут возникнуть два
вопроса.
1. Исключены ли случаи, когда ученики закрашивают свои квадратики, не
решив задачу? Иными словами, нет ли здесь лазеек к нечестности?
2. Каким образом осуществляется контроль за строгостью ведения учета
решенных задач в плашках и в ведомостях?
Начать, видимо, следует с того, что открытая форма учета предоставляет
новые совершенно необычные возможности для подключения родителей к учебной
деятельности ребят. Каждая решенная в тетради задача фиксируется цветным
кружочком вокруг номера, записанного в начале решения. Кружок - сигнал для
родителей. Новый рабочий день - новый цвет, и родителям видно, какие задачи
были решены вчера, какие накануне, какие сегодня. Для работы в течение года
вполне достаточно 3- 4 цветов. Тетрадь становится даже внешне очень
привлекательной. Право обводить номера кружками предоставлено только учителю
и ученикам-консультантам.
Но родители - это только вспомогательная и никак не решающая
"составляющая" учебного процесса. Главной частью ответа на оба вопроса
является новая форма контроля - релейные работы. Для рассмотрения этой
методической структуры представим сначала читателям полный список задач,
которые должны быть решены учеником IV класса по второй половине учебника V
класса. Иными словами, выпишем все задачи второй плашки по курсу V класса.
Вот они.

У каждого учителя математики после знакомства с этими задачами


непременно создастся мнение о сложности выбранных задач. И это действительно
так: из 600 задач второй половины курса V класса отобраны самые сложные.
Отсеялись часто повторяющиеся примеры, включенные в учебник для отработки
навыков (навыки отрабатываются иными способами), отсеялись упражнения, так
сказать, бесфункциональные. Последняя из 5 плашек IV класса - особая: не
менее половины упражнений из тех, что на ней есть, решаются в классе. И это
понятно: сложность первых 4 плашек несравненно меньшая, да и упражнений на
каждой из них в полтора раза меньше. На последней - 275, следовательно,
130-140 упражнений выполняются в классе и столько же самостоятельно, дома.
Но вот вся плашка закрашена: упражнения решены, и ученик получает релейную
работу. Это нечто среднее между самостоятельной работой и контрольной. В
пятую релейную работу включены 70 задач из числа 275, содержащихся на пятой
плашке. 70 - самых трудных. Значит, это самые трудные из самых трудных. Для
доказательства приводим содержание этой релейной работы. Она вручается
ученику на картонке белого цвета. Первая была на голубой, вторая - на
красной. У каждой релейной работы свой цвет, и детям хорошо известно
значение каждого цвета. Белая - самая престижная, ибо она последняя в IV
классе.

На подготовку к релейной работе ученику выделяется 1-2 дня, но если ему


потребуется еще один день, то он всегда его получает. В эти дни ученик
повторяет решение уже решенных задач. Уже один только факт существования
релейных работ, во-первых, приучает детей к аккуратности ведения тетрадей,
ибо по каракулям подготовиться к сложной релейной работе почти невозможно.
Во-вторых, нацеливает аппарат памяти на длительное запоминание решения,
включается система ДВХ (долговременное хранилище памяти). В-третьих,
полностью изживаются переписывания и подсказки, не говоря уже о закрашивании
клеточек при отсутствии решения. Все это неизбежно проявится во время
подготовки к выполнению релейной работы - 70 самых трудных задач проработать
до состояния полной готовности без предварительного решения абсолютно
невозможно. При выполнении первой релейной работы у некоторых учеников
случаются срывы - они еще не до конца понимают строгость релейной работы, но
в дальнейшем все образуется на многие годы. Идеальным же вариантом является,
конечно же, следующий.
Марина Южелевская закончила очередную плашку, и ей вручается картонка с
релейной работой.
- Готовься на среду. Послезавтра.
- А сегодня можно?
Вдумаемся: ученик готов к выполнению работы немедленно! Сейчас! Ему не
нужно времени на подготовку. Он решал задачи и держал под прицелом грядущую
релейную работу. Часто ли такое бывает? У лучших ребят очень часто. У всех
остальных еще не случалось ни разу. Что же будет делать ученик? Прежде всего
релейная работа проводится или на уроке, или после уроков. Если после
уроков, то учитель старается собрать в один день сразу несколько учащихся -
потери времени в этом случае значительно меньше. Если же на уроке, то ученик
обычно садится за первый столик и работает самостоятельно, не обращая
внимания на класс, занятый своим делом. Процесс же предельно прост. Учитель
выписывает на чистом листе 10 номеров из релейной работы, и ученик
приступает к решению этих задач. Номера выбираются рассеянным способом:
более или менее равномерно со всей плоскости релейной работы.

На выполнение этой работы отводится 45 минут, но если ученик немного не


укладывается в отведенное время и сам просит дать ему еще поработать, то
после уроков ему выделяется дополнительно 15 минут, а при выполнении на
уроке ему дают возможность поработать на перемене.
Можно предвидеть изумление учителя математики, познакомившегося с
текстом работы,- она более чем в 3 раза превосходит по объему и сложности
самую сложную контрольную для пятиклассников. А тут - ученики IV класса.
Добавим еще и условия выполнения - шум на уроке. Добавим еще и строгость
оценивания: 9 упражнений - "отлично", 8 - "хорошо", 7 - "посредственно", 6 -
работа не засчитывается, и ученик делает ее повторно. Дополнительный срок -
1 день.
Не розыгрыш ли это? Нет, речь идет о реальных фактах, и немного позже
читатель узнает о строжайшей обоснованности каждого приведенного здесь
положения. Сейчас же еще раз обратим внимание на то, что речь идет не о
контрольной работе, а о релейной. Все эти задачи были решены учеником,
многажды повторены и просчитаны. Кроме того, ученикам неоднократно
указывалось и объяснялось, как готовиться к релейной работе.
1. Сначала составляют каталог задач, находящихся на картонке релейной
работы. Каталог - это такая же картонка, только на ней на месте номера
задачи ученик проставляет номер тетради и страницу, на которой решена эта
задача.

С помощью каталога она немедленно может быть найдена. В дальнейшем


такие сетки-картонки может изготавливать полиграфическая промышленность. Для
выполнения этой работы требуется не более 20 минут. Это же совсем просто:
перелистывая тетради с решенными задачами, вписывать в клеточки
соответствующие цифры.
2. Теперь нужно взять в руки учебник и приступить к неторопливому
чтению условия первой задачи. Если задача простая, ее необходимо решить
устно и сверить получившийся ответ с ответом в учебнике или с результатом в
тетради. Решено верно - возвращаться к этой задаче более не нужно: она будет
решена при любых условиях. Если же задача немного сложнее, то нужно мысленно
составить план ее решения и проверить по каталогу правильность избранного
пути. После этого выполнить расчеты и снова сверить их. Если же допущены
ошибки в плане решения или в самом решении, то в соответствующей клеточке
делается карандашная пометка. К этой задаче придется вернуться еще раз.
Экспериментальные проверка показали, что при работе таким образом можно
без большого напряжения за 30 минут восстановить в памяти 60-70 задач, из
которых половина не вызовет никаких сомнений при первом же чтении. Эта
работа выполняется в первый день. На следующий день такая же работа
проводится с задачами, помеченными карандашом. Их обычно меньше половины, и
работа завершается за 15-20 минут. После третьего повторения затруднительных
задач ученик готов к выполнению релейной работы. Общие затраты времени для
подготовки к релейной работе - в пределах одного часа, если речь идет о
математике. По физике расчеты несколько иные, но и они не выходят из
пределов гигиенически допустимых норм.
Нюанс: обычно 10 задач для релейной работы выбирает ученику не учитель,
а кто-либо из ребят. Тот, кто в данный момент оказался ближе других. Это
имеет очень большое психологическое значение, хотя бы только потому, что
возникает непроизвольный разброс выбранных для решения задач. Учитель так
или иначе зацикливается в одних и тех же номерах, которым он отдает
предпочтение, и дети очень скоро улавливают эту его слабость, хотя сам он об
этом и не догадывается. У ребят все это происходит совершенно
непредсказуемо, особенно если задачи подбирает ученик, который сам еще этой
релейной работы не делал и не помнит содержания ни одной задачи.
Но что ученики! В течение двух лет подряд (в 1987/87 и 1087/88 учебных
годах) через экспериментальные классы прошло около 10 000 учителей, и все,
абсолютно все релейные работы ребята выполняли только в присутствии
посторонних. Происходило это так. Сами учителя оставались с ребятами после
уроков и выбирали 10 задач. Далее в окружении этих учителей ученики
выполняли релейные работы, и учителя тут же их проверяли. За эти два года
ребята написали в присутствии и под контролем приезжавших учителей более 500
релейных работ, и не было случая, когда бы кто-то не справлялся с минимумом
в 7 задач. Тысячи экзаменаторов принимали экзамены у ребят, и с этой
системой естественного контроля не может сравниться работа всех комиссий,
вместе взятых. А было множество и вообще невероятных по содержанию случаев.
В классной комнате проходит семинар учителей математики. За партами - до 50
учителей. Идет ответственная, эмоционально насыщенная работа, и здесь же, в
этой комнате, за отдельными столиками учащиеся четвертых классов выполняли
релейные работы. Казалось бы, все происходящее должно было им мешать,
приводить к ошибкам, удлинять время работы над задачами. Ничуть не бывало! В
те же 45 минут были решены все 10 задач. Кому и какие еще нужны
доказательства?

Педагогический десант

Начало учебного года. Решение задач у доски проводится как обычно, без

записи решения в тетради. Но в самом начале работы в любом классе, будь он

четвертым или восьмым, всегда найдутся 10-15 человек, которые не в состоянии

самостоятельно воспроизвести в тетради решение только что разобранной

задачи. Это реально, и это не должно отпугивать учителей. Внимательно

наблюдая за ребятами во время работы, опытный учитель может без труда

обнаружить хотя бы несколько человек из числа тех, кого не осенило решение

задачи. Всякое ожидание в этом случае бесполезно! Проверив первую тетрадь,

учитель сразу же направляет ученика, правильно решившего задачу, к столику

одного из тех, кто старательно вертит между пальцев шариковую ручку и, не

поднимая глаз, делает вид, что работает в поте лица. Наивные детские

уловки... От помощи он никогда не отказывается, и вот в первой трудной точке

началась деловая беседа. Через несколько секунд - в другой, затем - в

третьей. Дело пошло. Через минуту-другую учитель спокойно и предельно

доброжелательно обращается к классу:

- Кому еще помочь?

Сначала робко, застенчиво поднимается первая рука, за ней -другая, но

это еще не все - кто-то внимательно изучает учителя: нет ли в его голосе

насмешки, высокомерного снисхождения... Если ничего этого нет, то завтра

исчезнут все сомнения: на зов доброго человеческого сердца не откликнуться

невозможно. Так ласточки ставят на крыло своих птенцов. Кружат рядом с

гнездом, подбадривают, зовут в первый полет, а если птенец с ленцой, то и

подтолкнут его из гнезда - лети!

Еще и еще раз: ученик должен учиться победно.

Совершенно безосновательны сомнения по поводу того, что ребята, не имея

педагогических навыков, будут вести работу с товарищами с грубыми

перегибами. Случается, не без того, но не грубые...

Вот там, в дальнем углу класса, Володя Чумак, низко склонившись над

столиком, о чем-то шепчется с Витей Малишевским.

- Что это вы, ребята, подзадержались? Все уже закончили.

- Так он же,- не выдерживает Малишевский,- ничего не рассказывает.

Только жужжит над ухом как шмель: думай да думай. А если оно не думается?!

Это у Малишевского-то не думается! Иной раз такое ввернет - не

сообразишь сразу, что и ответить. Но сейчас налицо критика снизу. К ней

нужно прислушаться, но ждать - нет времени. Две минуты Малишевскому для

разъяснения задачи, а Чумаку - постоять рядом. Пусть изучает азбуку работы

учителя. Педагогические микроуниверситеты.

Педагогический десант - промежуточный методический прием. Уже к концу

первого полугодия в такой помощи нуждаются только отдельные ребята, но

каждый раз, когда нужно переходить к новому классу упражнений, эта форма

работы возвращается и срабатывает быстро и четко. Цепочка же действует

постоянно, на протяжении всех лет обучения в школе.


ОТКРЫТЫЙ УЧЕТ ЗНАНИЙ
При традиционных формах работы каждый из 35 уроков, выделенных учебным

планом для изучения астрономии, предельно загружен. Недостаток времени

отражается и на глубине ежеурочных опросов, и на накопляемости оценок, и на

практических навыках десятиклассников. И здесь нет выхода из положения: в

первой четверти всего 9 уроков, во второй - 7 уроков, а в классах до 40

учеников. Как судить о качестве знаний, если каждого ученика удается

опросить только один раз за всю учебную четверть? Достаточно одной хорошей

оценки (уж один-то раз подготовится и самый нерадивый), и сиди спокойно:

больше не вызовут. Учитель знает об этом, но, что поделаешь, мирится. Как

решается эта проблема в экспериментальной методике? Вот перед нами документ:

Ведомость открытого учета знаний учащихся по астрономии в X классе
https://lib.ru/kids/shatalow/image031.gif

В ней четыре вида контроля и учета. За письменные ответы по листам с

опорными сигналами17 - 21 оценка. Еще для двух оценок выделены

графы за ответы по листам группового контроля. Для оценок за устные ответы у

доски, при тихом и магнитофонном опросе для каждого ученика выделено 10

клеточек. Большего количества устных ответов обычно не бывает. Разве только

у ребят, пропустивших занятия по болезни, когда, возвратившись, они устно

отвечают по всем листам, изучавшимся в классе без них. Восемь клеточек после

каждой фамилии в графе "Задачи". Здесь оценки не ставятся. Эти клеточки

просто закрашиваются после каждого урока, если ученик вместе со всеми

выполнил все запланированные упражнения. Итого каждый ученик при изучении

курса астрономии получает более 30 оценок. Если при отсутствии троек у

ученика от 50% и более отличных оценок и к 30 апреля нет ни одного пропуска

в последней графе, то итоговая оценка за весь учебный год - "5". Обычно

таких ребят к концу апреля в классе бывает более половины. 30 апреля на

стенде перед кабинетом физики (астрономии) вывешиваются необычные списки.



https://lib.ru/kids/shatalow/image032.gif

Присмотримся: указаны лишь фамилии учащихся, получивших отличные

оценки. Всех остальных в этом списке нет, но около каждого порядкового

номера как приглашение, как призыв - пустая строка: твоя фамилия тоже может

оказаться здесь, если ты полностью выполнишь обязательную программу заданий

по всему курсу. А это значит, что на уроки по астрономии можно не приходить.

Освобождается так необходимое десятиклассникам время на подготовку к

выпускным экзаменам, для занятий в спортивных секциях, для чтения, прогулок.

Приведенные списки обладают огромной побуждающей силой, и подтверждение тому

- пятерки по астрономии, которые были получены всеми учениками

экспериментальных классов. А какое воздействие они оказывают на родителей и

еще более - на учеников девятых классов, которым предстоит изучать

астрономию в будущем учебном году! Вся школа знает, что это за список,

почему в нем есть пустые строчки и что нужно сделать, чтобы на их месте

появились новые фамилии. Вот почему основной рывок в повышении результатов

успеваемости приходится на второй год работы учителя-экспериментатора.


Без исключений

Переходя к новой системе учета и контроля знаний, мы ввели такое

непреложное требование: при наличии в ведомости открытого учета знаний хотя

бы одной пустой клеточки итоговая оценка за весь учебный год не может быть

выше тройки. Здесь нужны разъяснения. У десятиклассника по астрономии 30

оценок за год. Из них 29 пятерок и одна пустая клеточка. Факт, разумеется,

парадоксальный и почти невероятный, но и в этом случае ученик получает в

аттестат об окончании средней школы оценку "3".

- Вот уж это бесчеловечно! - может воскликнуть читатель, и ошибется.

По какой-то причине еще в первой четверти у десятиклассника

образовалась эта пустая клеточка - свидетельство незнания. Это известно и

самому ученику, и его родителям, и классному руководителю, и администрации

школы. Пробел в ведомости каждодневно видят все. Заполнить его оценкой -

дело 15 минут. Но ученик не делает для этого ни единого шага, и вот за

четверть ему выставляется итоговая тройка. Та же картина и во второй

четверти: из-за единственной пустой клеточки оценка за полугодие - "3".

Изредка, деликатно и ненавязчиво, учитель напоминает о необходимости закрыть

пустую клеточку. А ученик не желает, у него "ндрав", он требует к себе

особого отношения. В феврале заканчивается изучение астрономии. До конца

учебного года уже не будет ни одного домашнего задания. Ученику же нужно

выучить материал одного-единственного урока. А он не желает... Наконец в мае

для всех, кто получил отличные оценки, занятия по астрономии прекращаются.

Строптивый ученик тоже не ходит на уроки, хотя вся его работа - 15-минутное

дело! Это ведь не просто легкомыслие, но и неуважение не только к себе, но и

к товарищам, учителю, переживающим за безответственного ученика и всегда

готовым прийти ему на помощь. Можно ли оправдать такое бессмысленное

сопротивление разумному требованию? Нет, исключений здесь быть не должно.

 Без дневников и журналов


Это сложенный вдвое лист плотной бумаги, по формату соответствующий

ученической тетради. Внутри столбиком - перечень учебных предметов (как в

табеле успеваемости), и рядом с названием каждого - строчки клеточек для

оценок. Их выписывает из ведомости сам ученик. Теперь и учитель, и родители,

и, главное, сам школьник получают возможность видеть не только итог, но и

сам процесс учения как движение к конечному результату, ощутить все "камни

преткновения", спады и срывы на этом пути, и, что особенно важно, их

преодоления. Вкус победы приобретает вовсе не метафорический, а буквальный

смысл.


Возьмем на выбор любой подобный документ. На титуле надпись: "Экран

успеваемости ученика 10 класса "Б" средней школы No 24 г. Донецка

Сестринского Николая". Экраны успеваемости - точные копии ведомостей

открытого учета знаний с выписками всех оценок ученика. Объективность

заносимых в экраны оценок - вне всяких сомнений, и причины такой

объективности очевидны! В обычной методике каждая оценка - результирующий

акт. Она выставляется окончательной исправлению не подлежит. Отсюда -

подтирки, подделки, уклонения от записей в дневниках и... да разве все

перечислишь? Ученик защищается - как этого не понять? В новой методике может

быть исправлена любая оценка, а это уже процесс. В оперативности связи с

семьей экран равнозначен дневнику, но значительно превосходит его в

действенности информации. Негативные оценки в дневнике постфактум,

исправить-то уже ничего невозможно, и остается только надеяться на лучшее

будущее. Пустые клеточки и низкие оценки в экране успеваемости - сигнал,

побуждающий к действию. Тем самым отношения родителей и детей ставятся на

деловую основу, когда им нужно сообща решить, как преодолеть отставание,

временную неудачу. Обобщим.

 Учителю нет более необходимости выставлять оценки и ставить свою

подпись во избежание подделок.

 Сообщать родителям о нерадивости и недисциплинированности ребят не

приходится.

 Записывать параграфы домашних заданий не нужно - они отпечатаны в

брошюрах.

 Номера упражнений для самостоятельной работы дома вынесены на

отдельные листы.

 Зачем же теперь нужны дневники? Этот документ уходит из школы

навсегда.
В методике учета и оценивания знаний присутствуют все психологические

аспекты, характерные для игровых ситуаций (побуждение к активному действию,

заинтересованность, стремление к результату и личная ответственность за

него). Если же к этому присовокупить перспективу нового успеха, активно

поддерживаемую родителями и учителями, то возникающее у ребят отношение к

учебной работе как к желанной, важной и посильной и стремительный рост

результатов их труда - естественная и неизбежная закономерность.

Теперь в дополнение к ранее указанным (см. с. 46) назовем еще 8

направлений атаки на вековое явление в педагогике - неуспеваемость. Причем

этой массированной атаке подвергаются не только двойки, но и не меньшая беда

современной школы - тройки. Им просто не остается места в новых условиях

работы.


Метод цепочки


В нем несколько частных вариантов. Вариант А. Его удобнее всего

применять на последнем уроке. Первый ученик решил задачу и тотчас же отдал

ее на проверку учителю. Время проверки - не более 10 секунд, и тетрадь

возвращается ученику. Вот еще одна поднятая рука: задачу записал второй.

Проверит правильность записи решения первый. Третьего - второй и т. д. Это

цепочка. Первый же ученик после проверки решения задачи вторым уходит домой,

хотя урок еще не закончился. На первых уроках с применением метода цепочки

на проверку упражнений лучше всего выделить на 2-3 минуты больше расчетного

времени: ребята должны привыкнуть к простой мысли об обязательности

самостоятельного оформления решения задачи в тетради. Поняв это, ученик не

станет отвлекаться во время решения - себе в убыток.

Цепочка работает. Через каждые 8-10 секунд из класса уходит один

ученик, и вот уже рассеянным архипелагом в классе остались всего только

отдельные ученики. Им оказывается индивидуальная помощь. Крайнее средство -

к доске вызывается один из них и снова решает эту же задачу, а через 5 минут

и он и все оставшиеся уже бегут к учителю с записанным самостоятельно

решением задачи. И пусть это далось им не просто, пусть большую часть работы

им помог сделать учитель - пусть! Даже самая дальняя дорога всегда

начинается с первого шага. Вот они и сделали свой первый шаг.

Некоторые учителя, возможно, попытаются провести аналогию между

обстановкой на последних минутах при проверке задач методом цепочки с

обстановкой на последних минутах контрольных, когда ребята вот так же, по

мере выполнения работ, уходят домой или выходят из класса в коридор еще до

звонка. Несхожесть психологических состояний учащихся в этих ситуациях

очевидна: в первом случае остающиеся в классе относятся к уходящим с полным

безразличием или, хуже того, с завистью, так как уходят-то на каждой

контрольной работе одни и те же - лучшие. Кто и когда сможет описать "мильон

терзаний" тех, на которых давным-давно махнули рукой и учителя, и родители,

и товарищи, да и они сами? Веками, как проклятие, висело над многими и

многими поколениями детей чье-то уничтожающее мнение об их так называемой

неспособности к восприятию математических дисциплин. Но вот в 1968 г. доктор

психологических наук, профессор В. А. Крутецкий заявил: "Абсолютной

неспособности к изучению математики, своего рода "математической слепоты" не

существует. Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении школьник

способен при правильном обучении более или менее успешно овладеть школьным

курсом математики, приобрести знания и умения в объеме программы средней

школы"25.

"При правильном". На наш взгляд, речь сейчас как раз об этом. "Более

или менее успешно" - отвергнуто! Отвергнуто десятилетиями экспериментальной

работы. Только более. Значительно более! Чтобы продолжить наш нелегкий путь

к полному пониманию этого утверждения, оценим психологическое состояние

ученика, перед которым только что было развернуто решение упражнения и от

которого ничего более не требуется, кроме как восстановить на листе бумаги

запись этого решения.
1. Отношения с учениками

Присмотримся к тем переменам, которые произошли в школе. На первый взгляд все то же: учитель входит в класс, спрашивает учеников и объясняет им новый материал, пусть даже и другой материал, более сложный или простой, пусть с применением технических средств обучения; в хорошо оборудованных кабинетах — суть остается прежней. Глубокие перемены произошли не столько в учителе, сколько в ученике. Прежде ученик, не желавший или не способный учиться, оставался на второй или даже на третий год, выбывал из школы; прежде были сильные экономические стимулы — лучше выучишься, больше будешь зарабатывать; прежде у многих родителей не было возможности долго учить детей, давать им среднее образование, и многие, в первую очередь малоспособные ученики, уходили из школы. Был контингент учеников, достигавший примерно 30 процентов, который сам собой отсеивался. Теперь эти ученики все в наших классах — мы чуть ли не первое поколение педагогов, на долю которого выпало учить детей без отбора и отсева. Приемы и навыки такого учения мы в наследство не получили, мы должны вырабатывать их сами. То, что веками повторяли выдающиеся педагоги-гуманисты, что прежде было мечтой, то для нас стало простой житейской необходимостью: мы должны дать нашим детям новые стимулы — те стимулы, которые лежат в самом учении. Если внешних побуждений к учению почти нет, если способов к принуждению совсем нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету и если мы реалисты, не хотим прятаться от действительности—то перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызывать у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития. Иначе детей не выучишь. Результат учения равен произведению способностей на старательность. Если старательность равна нулю, то и все произведение обращается в нуль. Нужна новая педагогика, которая отличалась бы от прежней тем, что делает упор на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей. Ее можно назвать педагогикой сотрудничества.

В школе всегда были учителя-предметники и учителя-воспитатели; одни идут с предметом к детям, а другие идут с детьми к предмету. Вот это и есть сотрудничество с детьми. Воспитывая сотрудничество, мы воспитываем коллективизм и целеустремленность. В сотрудничестве, если вдуматься, глубинно совпадают цели и средства, обучение и воспитание?

Учителя обычно гордятся сильными своими учениками, мы же гордимся слабыми, которые стали сильными.

Однако, чтобы идея сотрудничества не осталась пустым словом, она должна быть подкреплена методикой. Сотрудничество с детьми нельзя объявить или ввести с новой четверти, его приходится годами добиваться. Мы долгие годы вырабатывали такую педагогику, которая неотвратимо ведет к сотрудничеству с учениками. Она родилась в общении с детьми, и главное, что нас объединяет,— перемена в отношениях с учениками. Именно отношения с учениками выходят сегодня на одно из первых мест.

Внимание учителя к ученикам, его отношения с детьми — вопросы, которые остро обсуждаются сейчас во всем мире, на международных педагогических встречах и конгрессах. Мы должны найти и свое решение этих проблем.

2. Учение без принуждения

Центральная точка такой педагогики — исключение из наших методов принуждения к учению. Мы должны обойтись без принуждения по соображениям гуманности. И мы вынуждены исключить средства принуждения, потому что их просто-напросто не осталось в нашем распоряжении, разве что у тех педагогов, которые могут взять ребенка криком, на испуг.

Какой бы слабый класс нам ни достался, мы десятилетиями не ставили детям плохих отметок, не жаловались родителям на учеников, не делали замечаний на уроках — оказывается, так учить можно, более того, так учить во много раз легче. Попытки принуждать детей без силы и возможности принуждать изматывают педагога, подрывают его веру в свои силы, в разумность происходящего в школе. Педагогика сотрудничества делает работу учителя хоть и напряженной, но радостно напряженной. Совесть учителя освобождается от тяжелой необходимости постоянно завышать отметки, ставить тройки там, где знаний вовсе нет.

Пока не принята новая методика, нам придется все сокращать и сокращать программы, чуть ли не до нуля — и они все равно будут сложны для учеников, не умеющих учиться, все равно будут перегрузкой.



«...Для того чтобы ребенок успевал, хорошо учился,— писал В.А.Сухомлинский,— надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха». Педагогика сотрудничества вся направлена на одно — дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание.

Опорный сигнал это, собственно, элементарная часть опорного конспекта, которая представляет существенный по содержанию и объему фрагмент учебного материала

Это большая ошибка, так как опорные конспекты предназначены в действительности для обеспечения усвоения не только основного, но и всего программного материала

237.73kb.

10 10 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные компьютерные сети»

Познакомить с основными топологическими структурами сети и методов доступа. Сформировать познавательный интерес к содержанию учебного материала помочь выработать у студентов стремл

129.17kb.

13 10 2014
1 стр.


Частица летит со скоростью, которая отличается от скорости света на 10

Ракеты с момента старта удаляются друг от друга. В момент старта из первой ракеты посылается световой сигнал ко второй. Сигнал отражается и возвращается назад. Найти время, затраче

19.33kb.

06 10 2014
1 стр.


Программа 1 части учебного курса по работе с программным пакетом pac project it&atp; 2011 год

Курс представляет собой лекции, вопросы для проверки усвоенного материала и практические занятия

14.16kb.

30 09 2014
1 стр.


Маоу «Лицей №8» г. Перми Анаморфическое образное моделирование как приём формирования знаково-символических универсальных учебных действий

Лические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного мат

92.99kb.

17 12 2014
1 стр.


Организация учебного процес­са детского объединения допол­нительного образования

Это форми­рует определенные требования к содержанию и методике учебной и воспитательной работы с детьми

121.66kb.

01 10 2014
1 стр.


Алексей Мякишев Элементарная геометрия и компьютер. Москва, 2006 г. Некоторые замечания о Геометрии и Компьютере вообще. Понятию «Элементарная Геометрия»
125.48kb.

17 12 2014
1 стр.


Нью-Йорк лидирует по объему инвестиций

Лондон, второй город в мире по общему объему инвестиций, лидирует по объему иностранных инвестиций

66.25kb.

12 09 2014
1 стр.