Перейти на главную страницу
классный руководитель 11 «А» класса
МОУ «СОШ № 7 г. Ртищево Саратовской области»
Бердникова Татьяна Анатольевна
(Матф. 21.13)
Время – или мы должны признать люди – сделали так много, чтобы разрушить исторические корни городов. С их монументами, церквями, храмами, улицами и стенами, сокровищами человечества: скульптурами, картинами, иконами, и наконец традициями и обычаями предшествующих поколений. Лишь небольшая часть из того, что было создано ни одним поколением людей дошла до нас. Много соборов, монастырей, дворцов, церквей, памятников, уникальных шедевров исчезло. Унесённые ветром… Но давайте не будем печалиться о тех временах, давайте отправимся в путешествие скорее во времени, чем в пространстве.
И мы отправляемся с вами в Византию. (Слайд16) Византия. В жизни человечества она исчезла более пяти веков назад, уйдя в небытие подобно Атлантиде. Греков сменили турки, христиан - мусульмане, Византия превратилась в Турцию, а её столица - знаменитый Константинополь скрылась под обличием и названием Стамбула.
(Слайд17) Но до сих пор существует изумительный пейзаж, красота которого до сих пор полна отзвуков исторической миссии Византии. Это вид Стамбула с Босфора, в котором доминирует громада Софийского собора.
Ученик 1: Византия. Место встречи культур, Востока и Запада, античности и средневековья. Здесь совершилось то, что казалось недостижимым христианам I-III столетий: родилась художественная концепция христианской церкви. Ранние христиане считали невозможным воплощение своих идеалов в архитектуре, живописи, скульптуре. Какое изображение Бога можно сделать, когда сам человек, правильно рассматриваемый, есть образ Божий?
В трудах богословов этот акт творения постоянно приравнивался к творческому действию архитектора, а созданный мир уподоблялся храму, построенному богом для человека.
Крупнейший богослов IV века Василий Великий в рассказе о сотворении мира, даёт подробное описание последовательности его возведения. (Слайд18) Творение начинается сверху устройством неба – « сотворил бог небо как свод и распростер его как шатёр для житья». Этот свод, купол ни на что не опирается, он держится Богом – « в руце Божией концы земли», оболочка свода, неба есть вещество « тонкое, не твердое, не грубое…яко дым». В этих словам уже заложена суть концепции византийского храма.
Возведение собора стало делом жизни императора Юстиниана. Затраты на строительство были огромные, они составили, как утверждают древние авторы, 320 тысяч фунтов золота, т. е. около 130 тонн. Айя-София — самая дорогая византийская постройка. По всей земле собирались мастера, заготавливались строительные материалы. Собор построили всего за пять лет. С точки зрения нашего времени, сумма, вложенная в его создание, равнялась бы финансированию крупной военной или промышленной программы, и общество почти наверняка сочло бы эти расходы неразумными. Однако, исторически даже с этой позиции строительство собора окупилось с лихвой, ибо его красота принесла Византии больше доходов и союзников, нежели военные кампании.
Уже в 989 году в Новгороде Великом был построен деревянный Софийский собор с тринадцатью куполами. А к середине XI века на Руси имелось несколько каменных Софийских соборов. Самые знаменитые — (Слайд22) София Киевская (1037–1043) и (Слайд23) София Новгородская (1045–1052), (Слайд24) Собор Василия Блаженного(1555-1562) (Слайд25)Владимирский Успенский Собор — стоят до сего дня и являются самыми достоверными свидетельствами духовных и культурных связей между Византией и Древней Русью в те давние времена. Таким образом храм стал неотъемлемой частью древнего города .
Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы — три Лица Св. Троицы; пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
«Звон колоколов — это не просто гонг, созывающий людей в церковь, а мелодия, одухотворяющая окрестности храма, напоминающая о молитве тем, кто занят трудом или находится в пути, кто погружен в монотонность будней... Колокольный звон — своего рода музыкальная проповедь, вынесенная за порог церкви. Он возвещает о вере, о жизни, пронизанной ее светом, он будит уснувшую совесть».
Прот. Александр Мень
Учитель: Если справедлива мысль о том, что архитектура есть окаменевшая музыка, то можно смело сказать, что православная архитектура - воплощенные в камень красота и дух православия. Храмы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром и города, и села. Это были святыни, которые вдохновляли русских поэтов и художников создавать свои великолепные произведения(Слайд30)
Ученик 5: Подобно ярким шарам, множество куполов отливают золотом. Золотые, а позднее в 18 веке, серебряные разноцветные покрытия, украшающие стены мерцали сверкающей рыбьей чешуёй. Когда солнечные лучи играли на позолоченных крышах, куполах и разноцветных шатрах, было сложно определить издалека, были ли это на самом деле здания или, вероятно, стая, переливающая липовым цветом жар-птиц, которые спустились и расправили свои огненные перья на солнце.
(Слайд 31) Отливающие золотом шары-
Купола под небом возвышаются.
Словно сделаны из рыбьей чешуи
Стены блеском солнца отражаются.
И нельзя понять издалека,
Что в дали мерцает так красиво!
Можно спутать их, наверняка,
Со стаей птиц, спустившихся игриво.
Будто крылья огненных жар птиц
Бриллиантом света отражаются.
Словно сказочный прекрасный сон
Наяву сбывается!
О куполах Москвы (Слайд32)
Взгляните однажды на этот собор*-
Ему не сравниться со снами!-
Вверху куполов шаровидный убор
Блестит золотыми огнями,
А стены мерцают бриллиантами звезд,
Как рыбных чешуек скопленье,
И льется потоком серебряных слез
На храмах лучей отражения.
Когда же над крышами виден закат,
Сливаются радуги краски
И к небу вздымается куполов ряд
Крылами жар-птицы из сказки.
Посмотришь на город в пылу красоты
И сразу становится ясно:
Забыл ты в потоке мирской суеты,
Что всё в этом мире прекрасно.
*Здесь под словом «собор» имеется ввиду город, собравший в себе множество храмов.
Учитель: Древнерусские города, являются скопищами золотых зерен, сохранившими многие памятники, воспитывающие и оттачивающие наш художественный вкус, нашу гордость великим русским народом, его могучим неиссякаемым талантом, нашу любовь к родной земле, к России. Наши православные храмы являются образчиками не только архитектуры разных эпох, стилей, территорий, но и свидетелями великой и трагической истории, и хранителями памяти. И если мы с вами заговорили про историю, давайте вспомним, какое помещение явилось прообразом христианского храма?
Ученик 7: Первым православным храмом, по свидетельству Евангелия, была Сионская горница. Перед Своим распятием Господь заповедал ученикам отыскать горницу большую, устланную, готовую (Мк. 14; 15) и приготовить все, что нужно для празднования иудейской Пасхи. В этой горнице и состоялась Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками.
Сионская горница — прообраз христианского храма, как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и всего христианского богослужения. В Сионской горнице в день Пятидесятницы апостолы, собравшиеся для молитвы, удостоились обещанного им Сошествия Святого Духа. Это великое событие положило начало устройству земной Христовой Церкви.
Христианство в Римской империи было гонимо. Это не позволяло открыто строить храмовые здания. Но в связи с быстрым распространением христианства в Греции, Малой Азии и Италии такие попытки делались. В основном же для молитвенных собраний служили дома богатых верующих римлян и особые постройки в их имениях — базилики.
Престолы: Александра Невского
Архитектурный стиль: Эклектика
Деревянная, однопрестольная церковь во имя святого благоверного великого князя Александра Невского была построена на станции Ртищево РУЖД в 1889 году на пожертвования железнодорожных служащих и частных лиц, в память чудесного избавления Августейшей семьи.
Торжественное освящение вновь построенной при железнодорожной школе домовой церкви на станции Ртищево состоялось 15 октября 1889 года. Освятил храм Преосвященнейший Павел, епископ Саратовский и Царицынский, который прибыл с духовенством в Ртищево экстренным поездом 14 октября. Церковь была небольшая деревянная, обложенная кирпичом и составляла одно здание со школой. Почти все вещи в церкви и иконы составляли частные пожертвования. Посередине церкви с потолка спускалась небольшая, изящной работы люстра, пожертвованная частным лицом. В иконостасе имелись четыре работы Императорской Академии художеств. В числе жертвователей были начальник Тамбово-Саратовской железной дороги А. Н. Измайлов, который первый сделал крупный вклад в 300 рублей, а затем пожертвовал несколько необходимых церковных принадлежностей; другим крупным жертвователем был начальник станции Ртищево А. П. Слепцов, которому принадлежала идея постройки церкви. Всего на возведение школы и церкви было собрано около 8 000 рублей.
В 1911 году на средства Общества РУЖД, рядом с деревянной, построили каменную церковь, рассчитанную на 780 человек.
В декабре 1923 года с требованием закрыть церковь выступили ртищевские комсомольцы. В начале января 1924 года их требование было удовлетворено, церковь закрыли, а её здание Горсовет передал профсоюзным организациям железнодорожного транспорта под рабочий клуб имени В. И. Ленина и библиотеку. В клубе работало 10 кружков и самодеятельный театр. С постройкой в 1935 году в Ртищево Дворца культуры железнодорожников (ныне Городской культурный центр) клуб был закрыт, а здание незаконно заняли отдел тяги и отдел движения станции Ртищево, доведя здание практически до полного разрушения. В конце 1937 года, по решению Президиума Ртищевского райисполкома, бывшее здание церкви передали аэроклубу имени Героя Советского Союза М. В. Водопьянова и райсовету ОСОАВИАХИМа. Для своих занятий аэроклубовцы разместили в здании церкви учебный самолёт. В сентябре 1940 года здание было передано во временное пользование райкому и райисполкому под гараж, в марте 1941 года — под мастерские ртищевского райпромкомбината, затем под этапную комендатуру.
20 мая 1944 года распоряжением СНК СССР было утверждено разрешение Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР на открытие в городе Ртищево одной православной церкви. На основании этого документа 23 июня 1944 года Исполком ртищевского Горсовета принял решение о передаче бывшего церковного здания коллективу верующих. 30 июня был произведён осмотр и приёмка здания церкви, а также подписан типовой договор между коллективом верующих и Исполкомом ртищевского Горсовета о принятии его в бессрочное бесплатное пользование. 1 июля 1944 года в городе Ртищево вновь открылась православная церковь. Настоятелем церкви (иереем, или как записано в личном деле за 1946 год — «руководителем религиозной организации») с апреля 1944 года стал Иван Николаевич Варин, священником — Иван Петрович Кузнецов, протодьяконом (с апреля 1945 года) — Александр Васильевич Колчев. Несмотря на то, что по договору от 30 июня 1944 года верующим передавался весь комплекс построек на территории церкви, церковную сторожку до конца 1945 года занимал один из отделов Управления 2-го района строительства газопровода Саратов — Москва.
С 1955 по 1967 год настоятелем ртищевской церкви был протоиерей Савва Котляров, отец митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Сам будущий глава Санкт-Петербургской митрополии, приезжая к отцу, служил в храме чтецом. В городе Ртищево похоронена мать митрополита.
В начале 1990-х годов были восстановлены главы храма (заменены в 2003 году), а в конце 1990-х — колокольня.
В наши дни здание церкви признано памятником архитектуры и искусства. С 2003 по 2005 год проводился капитальный ремонт храма. 21 февраля 2006 года из Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга в Александро-Невскую церковь была доставлена икона с частицей мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, покровителя храма. Настоятелем храма является священник Василий Васильев.
Ученик 9: Красная Звезда. Церковь Михаила Архангела (Слайд35)
Церковь. Действует.
Престолы: Троицы Живоначальной, Михаила Архангела
Построен храм в 1842 году.
Село Большие Сестрёнки (второе название села — Две Сестренки) Балашовского уезда Саратовской губернии относится к числу наиболее ранних русских поселений на левобережье Хопра, но точное время его возникновения неизвестно. По преданию, когда в начале XVIII века в этих местах появились три рослых брата-однодворца, впоследствии прозванных Великанами, здесь уже ютились кое-где наспех сколоченные хибарки и почти незаметные для постороннего глаза полуземлянки крестьян, бежавших из Орловской, Курской и других губерний. Вскоре здесь получили поместные наделы ряд дворян, закрепостивших беглецов, а потомство однодворцев Великановых со временем стало называться государственными крестьянами. Землями в этих местах владели помещик Вольдер, крупные землевладельцы Воскобойников, Ушаков и др.
В XIX столетии из этого большого селения выделилось значительное количество хозяйств, давших начало деревням Малые Сестрёнки, Лопатино, Немцово и Солонцовка.
Церковь каменная, с каменной же колокольней, построена в селе Большие Сестрёнки (ныне — Красная Звезда) в 1842 году тщанием прихожан. Храм двухпрестольный; главный престол, в холодной части храма, был освящен во имя Живоначальной Троицы, теплый придел был посвящен святому Архистратигу Божию Михаилу. В штате причта состояли священник, диакон и псаломщик, проживавшие в церковных домах. В селе были церковная и земская школы.
25 августа 1929 года органами ОГПУ был арестован настоятель храма с. Красная Звезда Ртищевского р-на Балашовского округа Нижне-Волжского края священник Василий Адоевский. 3 января 1930 года «за проведение антисоветской агитации» он был приговорен к высылке в Северный Край сроком на 3 года. После ссылки настоятеля, с февраля 1930 года, храм фактически не функционировал. В 1933 году храм был окончательно закрыт, здание было использовано под ремонтно-тракторную мастерскую Краснозвездинской МТС. Эксплуатация в советские годы храмового здания не по прямому назначению привела к тому, что на исходе XX столетия Троицкий храм оказался полуразрушенным.
Здание храма сохранилось лишь частично. На его фундаменте тщанием фермера С. П. Санинского построен новый храм, престол которого освящен во имя святого Архистратига Божия Михаила. При строительстве сохранившиеся фрагменты исторического храмового здания использовались как составные части нового храма. Население села в 1912 году — 3182 человека, в 1969 — 607, 1977 — 467, 2001 — 479 человек.
Церковь. Действует.
Престолы: Николая Чудотворца
Архитектурный стиль: Классицизм
Год постройки: 1825.
Церковь каменная, холодная, с каменной же колокольней, построена тщанием жены действительного статского советника Агриппины Петровны Бедняковой. При храме была устроена сторожка. В штате причта были священник и псаломщик, дома для причта церковные.
В годы Советской власти церковь была закрыта в 1920-е годы. Здание подверглось частичному разрушению.
В наши дни здание храма возвращено Церкви, в нем ведутся восстановительные работы. Храмовое здание признано памятником истории и культуры.
В 2007 году в храме произведено перекрытие крыши, центрального купола, установлен крест на центральный купол и др. В 2008 году ремонтные работы были продолжены. Настоятель иерей Иоанн Бештень (по совместительству).
Ученик 11: Урусово. Церковь Казанской иконы Божией Матери(Слайд37)
Церковь. Действует.
Престолы: Казанской иконы Божией Матери
Год постройки: 1842.
Храм был закрыт в 1941 году, но состояние его достаточно крепкое. До конца 1990-х гг. он использовался как совхозный склад. Летом 2010 года силами местных жителей храм очистили от мусора, после чего в нем состоялось богослужение - первое за 70 лет
Ученик 12: Скачиха. Церковь Николая Чудотворца(Слайд38)
Церковь. Не действует.
Престолы: Николая Чудотворца
Храм построен в 1900 году.
Село было основано в XVII — начале XVIII века крестьянами-беженцами из степных районов правобережья Волги. В 1897 году по инициативе И. И. Покровского в селе была открыта начальная школа, куда могли поступать учиться и крестьянские дети. Каменная холодная церковь была построена в селе Скачиха Балашовского уезда Саратовской губернии в 1900 году тщанием землевладельца Андрея Петровича Шмидта. В штате причта состояли священник и псаломщик; священник проживал в церковном доме. В селе была земская школа.
В 1929 году в селе был организован колхоз. Тридцать членов его имели в своём распоряжении семь лошадей, шесть коров и два плуга. Уже через год в колхоз были вовлечены почти все единоличные хозяйства села. 17 февраля 1930 года постановлением президиума Нижне-Волжского края храм в селе Скачиха был закрыт, его здание приспособлено под народный дом. Население села в 1969 — 589, в 1977 — 438, в 2001 — 159.
По заключению специалистов ВООПИиК, здание храма восстановлению не подлежит.
Церковь. Не действует.
Престолы: Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца
Престолы: Главный — в честь Казанской иконы Божией Матери, в трапезной — во имя святителя Николая Чудотворца.
Построен храм в 1803 году. Село Макарово было основано в первой половине XVIII века. В нем были имения купца первой гильдии Хохлова, помещиков Ловина и Шевелёвых.
Церковь в селе Макарово Балашовского уезда Саратовской губернии, каменная с каменной же колокольней, построена в 1803 году тщанием прихожан. Храм был двухпрестольный: главный престол, в холодной части храма, был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, в теплой трапезной был устроен Никольский придел. В штате причта состояли священник, диакон и псаломщик, проживавшие в церковных домах.
В селе и приписной к нему деревне Отрадино (владение помещицы Орловой) было по церковной школе. В селе были, по некоторым сведениям, еще земская и министерская школы. К храму были приписаны три часовни: первая, в двух верстах от церкви, на источнике, вторая — на макаровском кладбище, третья — в самом селе, на месте сгоревшего в XVIII веке храма.
21 сентября 1934 года постановлением Президиума Саратовского крайисполкома договор с коллективом верующих села Макарово был расторгнут. Видимо, вскоре храм был закрыт. В 1920-е годы жители села Макарово и окрестных деревень вошли в колхоз «Гигант».
Здание храма дошло до нашего времени в сильно измененном (снесены колокольня и купола) и практически руинированном виде, однако, по заключению исследователей, восстановление его возможно. Богослужения в храме не возобновлены. Село Макарово сейчас является центром Макаровского муниципального образования, его численность по переписи 2001 года составила 920 человек (в 1912 году в селе проживало 4046 человек, в 1969 — 1576, 1977 — 1328).
Ученик 14: Свищевка. Церковь Михаила Архангела (Слайд40)
Церковь. Не действует.
Престолы: Михаила Архангела
Год постройки: 1824.
Престолы: Троицы Живоначальной
Год постройки: 1809.
Учитель: Ребята, вы прослушали информацию о 8 храмах, которые находятся на территории Ртищевского района. Очень печально, что 4 из них не действуют, а некоторые не подлежат восста-новлению. Что общего в истории этих храмов?
(Ответы учеников)
В 1917 году в России насчитывалось 78 тысяч храмов и 1253 монастыря.
В 1991 году в России оставалось около 7,5 тысяч храмов и 16 монастырей.
Ученик 15: (Слайд43)Поселковая Николаевская церковь, равно как и пристанционная Александро-Невская церковь были построены в поселке в конце XIX в.
Николаевская церковь стояла на Ново-Никольской улице. Александро-Невская церковь – на Сергиевской (Советская ул.). В 1922г. начался первый этап переименований в Ртищеве согласно распоряжению полученному из Москвы: «О смене названий улиц и площадей отражающих названия церквей и уничтоженных революцией сословий». Ново-Никольская улица была переименована на улицу им. Володарского, сейчас это улица Мало-Московская. Переименования были вполне логичны. Первое название освещало советскую власть, а В. Володарский был в первые послереволюционные годы комиссаром по делам печати, пропаганды и агитации, его имя вполне могло заменить собой символичную фигуру Чудотворца, и в объявленной в эти годы войне «религиозным пережиткам» такая смена была вполне уместна. (Стр. 126 «Ртищево на широком ходу» Светлана Еремеева Москва 2008г.)
С целью воплощения данного замысла в жизнь, он обратился к Епископу Саратовскому и Вольскому Лонгину . (Слайд45) Благочинный нашего округа протоиерей Дионисий Абрамов выехал в город Ртищево для консультации и для оформления юридической стороны данного вопроса. Итак, в марте 2006г. храм получил официальную юридическую регистрацию. Начались поиски помещения для совершения божественных литургий. В безвозмездное пользование храму было отдано помещение по адресу ул. Крылова 9, которое было оборудовано для божественных литургий до того как закончится строительство храма по ул. Зои Космодемьянской.
Храм имеет 5 куполов, которые символизируют Иисуса Христа и 4-х евангелистов, купол на колокольне и 2 маленьких на входах храма. Храм с алтарной частью смотрит на восток.
В апреле 2009г. было собрано более 1,5 млн. рублей.
22 октября 2010г. в Городском культурном центре состоялся 6-й благотворительный марафон по сбору средств на завершение строительства храма. Было собрано 1 800 000 рублей.
По словам настоятеля храма Отца Николая в строительство храма вложены средства в размере более 10 000 000 рублей.
В праздник Покрова, 14 октября 2010г., юго-западный микрорайон Ртищева впервые был освящён церковным перезвоном – на колокольне строящегося храма во имя Святителя Николая в этот день установили звонницу. Пять колоколов весом от 7 до 100 килограммов заняли своё постоянное место и начали предназначенное им служение. Звонница Свято-Никольского храма приобретена на личные средства депутата облдумы Заигралова Юрия Александровича. Ему было предоставлено и право первому «озвучить» новые колокола.
Настоятелем храма является священник Николай Севрюгин. 19 декабря в день памяти Николая Чудотворца состоялось официальное открытие храма.
Учитель: Надеемся, что храму уготована долгая жизнь, ведь в него вложили средства и душу многие наши сограждане. Мы продолжили свою деятельность по сбору свидетельств возрождения духовности в нашем городе. (Слайд51) Ещё одним таким свидетельством является рождение ещё одного храма Иверской иконы Божьей матери. Мы встретились с настоятелем храма священником Андреем Бараном.
Ученик 17: (Слайд52)
Идея строительства храма Иверской иконы Божьей матери возникла в 1996 году. Однако официальная дата рождения прихода 27 октября 2011г. В этом же году открыта молельная комната в здании бывшего кинотеатра «Маяк». Помещение для молельной комнаты безвозмездно предоставлено Новиковой Инной Львовной. В 2012 году храму присвоен юридический адрес ул. Образцова д.1д. В настоящее время рассматриваются различные проекты строительства храма, в том числе проект строительства деревянного храма. В конце встречи была оказана посильная материальная помощь силами коллектива учащихся нашего класса.
Из Византии на Русь доставлялись первые книги. Просветителями славян стали выдающиеся деятели византийской православной культуры — святые братья Кирилл и Мефодий. Кири́лл (в миру Константи́н, по прозвищу Фило́соф, 827—869, Рим) и Мефо́дий (в миру Михаи́л; 815—885, Велеград, Моравия), братья из города Солуни (Салоники) — просветители славян, создатели славянской азбуки и церковнославянского языка, проповедники христианства.Канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В славянском православии почитаются как святые равноапостольные «учи́тели слове́нские».
Первые школы в Киеве, Новгороде и других городах Руси устраивались по византийским образцам. Византийские мастера учили русских мастеров строить каменные храмы, украшать эти храмы мозаиками и фресками, писать иконы, создавать книжные миниатюры. Заимствовалась не только греческая церковная терминология, но и церковные имена из православных святцев. Даже в наше время большая часть широко распространенных в России имен (Андрей, Петр, Александр, Галина, Ирина и др.) имеют греческое происхождение.
Учитель:В начале XIX в. православие являлось идеологической и духовной основой Российской империи и одним из важнейших факторов, определявших мировоззрение русского народа. Первенствующее положение православия закреплялось в законодательстве, где оно называлось религией, "господствующей в государстве"1. Между Православной церковью и государством существовала тесная связь, причем государственная власть фактически подчиняла себе все церковные структуры. Церковь играла большую роль на полях боевых сражений. Какие прмеры вы можете привести?
Ученик19: (Слайд54)
Роль Церкви в Отечественной войне деятельности армейского духовенства в 1812 г. Русская православная церковь сыграла значительную роль в победе России над наполеоновской Францией. основные направления деятельности Церкви во время войны 1812 г.: антинаполеоновскую церковную проповедь, участие духовенства в организации и деятельности народного ополчения и движения сопротивления на оккупированной территории, а также функции и задачи военного духовенства в регулярной армии.
Через молитвы и богослужения Церковь воодушевляла верующих любовью к царю и Отечеству до готовности положить за них свою жизнь. Религиозно-патриотическое воспитание солдат велось силами военного духовенства. В религиозных беседах и проповедях полковые священники на доступном солдатам языке, с точки зрения православия, объясняли такие важные проблемы, как необходимость воинского состояния и войн, возможность сочетания военной службы и спасения своей души, обязанности воина на поле брани и в мирное время, отношение к императору, друг к другу и к противнику, важность и значение присяги, знамен, оружия и др. Священнослужители объясняли солдатам священный характер войны в защиту Отечества, которую благословляют Бог и Православная церковь, а также важность и престижность положения воина, призванного защищать веру, Отечество и государя. В годы войны проповеди военного содержания звучали не только в армии и на флоте, но и в приходских храмах. Их смысл заключался в том, чтобы объяснить народу характер войны и призвать к мобилизации моральных и физических сил для организации отпора врагу.
Воззвание Святейшего Синода было оглашено во всех храмах после объявления Высочайшего манифеста от 6 июля. Основные положения, изложенные в этом воззвании: о справедливой войне в защиту Отечества, благословляемой Богом, о Наполеоне как враге России и Православной церкви, а также о важной миссии, возложенной Богом на Россию, которой предназначено остановить завоевания французского императора и освободить Европу, получили развитие в речах, проповедях и молитвах священнослужителей, обращенных к армии, ополчению и народу. Эти мысли использовались во время войны для патриотической пропаганды также и светскими лицами (императором, военными и гражданскими начальниками, деятелями культуры).
Помимо проповеднической деятельности, несомненно, духовенство также приняло участие в организации и деятельности народного ополчения, в партизанском движении, военное духовенство сопровождало регулярную армию во всех переходах и сражениях.
Что касается ополчения, то, как уже говорилось, сразу после выхода Высочайшего манифеста от 6 июля 1812 г. Святейший Синод выступил с соответствующим воззванием, в котором, в частности, предписал духовенству "научить всех словом и делом не дорожить никакою собственностью, кроме Веры и Отечества".
25 июля Александр I утвердил доклад Святейшего Синода, содержавший следующие предложения: 1) из прибылей, получаемых от продажи свечей в церквах, отдать 1,5 млн. руб. "в пособие к составлению новых сил" (половину суммы на Петербургское ополчение, другую - на Московское); 2) пригласить епархиальных архиереев, монастырских настоятелей и прочее духовенство к пожертвованию деньгами, серебряными и золотыми вещами; 3) объявить причетникам, детям священно- и церковнослужителей и семинаристам (не выше риторического класса), что по желанию они могут увольняться в ополчение, получая из церковной кошельковой суммы пособие на одежду и продовольствие.
(Слайд55)В регулярной армии каждый полк имел своего священника, свою походную церковь и, как правило, свою икону, считавшуюся покровительницей этого армейского подразделения. Во время Отечественной войны в русской армии находилась также общая святыня - Смоленская икона Божией Матери, воспринимавшаяся всеми как истинная Путеводительница - находилась в русской армии, сопровождая ее во всех событиях и битвах 1812 г., вплоть до освобождения Смоленска.
Накануне Бородинской битвы, 25 августа 1812 г., Смоленскую икону Божией Матери пронесли по всему военному лагерю. Вечером перед ней в присутствии М. И. Кутузова был отслужен молебен. Везде творилось крестное знамение, по местам слышались рыдания. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли", его примеру последовали генералитет и вся армия. Учитель: (Слайд56) Давайте посмотрим фрагмент художественного фильма «Война и мир» режиссёра С.Бондарчука, который по достоверности изображения событий приравнивается специалистами к документальному фильму.
Согласно данным архива Синода, в 1812 г. в ведомстве армейского духовенства состояло 240 человек, около 200 из них участвовали в Отечественной войне. 14 полковых священников получили во время войны ранения и контузии. Священник Черниговского драгунского полка Забуженков погиб в Бородинском сражении. Многие священнослужители получили награды. Согласно указу императора от 18 декабря 1797 г., для белого духовенства (в том числе и военного) были установлены следующие награды: скуфья, камилавка, золотой наперсный крест, выдаваемый от Святейшего Синода.
Очень отрадно сознавать, что в нашем городе возрождается духовность среди всех слоёв населения. Во всех школах города введён курс ОПК. Дети посещают воскресные школы при храмах, организуются экскурсии. В разное время у нас с вами были организованы экскурсии и походы в разные города и населённые пункты. Обязательным пунктом нашей программы было посещение храмов: (Слайд59) Раифский монастырь, г.Казань, : (Слайд60) Казанский и Иссакиевский соборы, г. Санкт Петербург, : (Слайд61) Троицкий собор, г. Саратов, с. Свищёвка, с. Зубрилово и т.д. Как видите, все дороги ведут в храм. Почти все мы крещеные. Но состояние наших душ порою бывает поругано и осквернено подобно разрушенным храмам.
Всё больше молодёжи идёт в храм за спокойствием, радостью, спасением, за тем, чтобы найти силы справиться с различными трудными жизненными ситуациями. Каждый из нас рано или поздно приходит в храм, за верой, за гармонией. Вера делает нас терпимыми, отзывчивыми, учит ценить простые истины, такие как счастье, семья, любовь, мир. Именно об этом звучит песня в исполнении В. Беляковой. : (Слайд63)
Лес и поля, горы, реки и моря,
Может, знает лес высоту небес,
Купол небес полон тайны и чудес,
Может, знает лес чистоту небес,
Может, знает лес высоту небес,
Может, знает лес сколько тайны у небес.
«Православие есть Церковь Христова на земле. Церковь Христова есть не учреждение, но новая жизнь со Христом и во Христе, движимая Духом Святым.»
10 10 2014
1 стр.
Отбор проб Общие требования Определение внешнего вида Определение массовой доли углекислого натрия Определение потери массы при прокаливании Определение массовой доли хлоридов в пе
08 10 2014
1 стр.
Анализ состояния успеваемости за прошедший учебный год и определение задач на новый учебный год
25 09 2014
1 стр.
Цель мероприятия: ввести семиклассников в мир прекрасной науки – физики. Показать роль нашей науки в познании мира. Воспитывать любовь к изучаемому предмету
14 12 2014
1 стр.
«Взявшись за перо, я представил себе, что на меня устремились глаза моих учеников, что они ждут от меня сказки или весёлой истории. Так я начал писать для малышей»
15 09 2014
1 стр.
Мероприятия, проводимые в рамках Европейской недели местной демократии – 2011 «Права человека на местном уровне» в Ульяновской области
16 12 2014
4 стр.
Укажите определение в предложении: Женщина помоложе больше ничего не могла сказать
17 12 2014
1 стр.
Подведение итогов проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена (егэ) в 2008 году и определение целей и задач проведения единого государственного экзамена в
27 09 2014
1 стр.