Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6



Организация Объединенных Наций




E/C.12/GAB/1



Экономический
и Социальный Совет


Distr.: 

29 June 2012

Russian

Original: 



Комитет по экономическим, социальным
и культурным правам


Осуществление Международного пакта
об экономических, социальных
и культурных правах


Первоначальные доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со статьями 16 и 17 Пакта

Габон*

[26 октября 2011 года]

Содержание

Пункты Стр.

I. Информация, имеющая отношение к статьям Пакта 1−250 3

Статья 1 1–7 3

Статья 2 8–18 7

Статья 3 19–61 9

Статья 4 62 16

Статья 6 63–89 16

Статья 7 90–95 22

Статья 8 96–106 23

Статья 9 107–119 24

Статья 10 120–129 27

Статья 11 130–152 29

Статья 12 153–198 34

Статья 13 199–236 43

Статья 15 237–250 53

II. Заключение 251−252 55



I. Информация, имеющая отношение к статьям Пакта

Статья 1

1. Прежде всего отметим, что население может считаться "народом" только в той степени, в какой оно наделено как объективными, так и субъективными признаками. Габон − многоязычная страна, насчитывающая примерно 60 языков и народностей, обладает такими объективными признаками, поскольку эти народности объединены общностью истории, религии и территории. Так как народности Габона осознают себя в качестве единого народа и преисполнены стремления жить вместе на основе своих традиций, габонцы являют собой единый народ по смыслу статьи 1 Пакта.

2. Габон − франкоязычная страна Центральной Африки, расположенная на побережье Гвинейского залива по обе стороны экватора. Площадь страны составляет 267 667 км2. На севере она граничит с Камеруном, на северо-западе − с Экваториальной Гвинеей, на востоке и юге − с Республикой Конго, а на западе омывается водами Атлантического океана. Численность населения страны составляет примерно 1 448 000 человек при плотности населения 5 жителей на 1 км2.

3. Габон, столицей которого является Либревиль, обрел независимость 17 августа 1960 года. Первая Конституция Габонской Республики была принята 21 февраля 1961 года. Первый Президент Габонской Республики Леон Мба скончался 28 декабря 1967 года. В соответствии с Конституцией его сменил Вице-президент Республики Омар Бонго Ондимба, который умер 8 июня 2009 года. В соответствии с теми же положениями Конституции и в связи с тем, что должность президента Республики стала свободной, президентские обязанности были временно возложены на Председателя Сената Роз Франсин Рогомбе, которая подготовила проведение досрочных президентских выборов в августе 2009 года (статья 13 Конституции). В результате этих выборов президентом Габонской Республики стал Али Бонго Ондимба. В соответствии с Конституцией, Законом 3/91 от 26 марта 1991 года, измененным Законом 01/94 от 18 марта 1994 года, измененным Законом 18/95 от 29 сентября 1995 года, и Законом 01/97 от 22 апреля 1997 года президент Республики является главой государства. Он является гарантом территориальной целостности, национальной независимости, соблюдения Конституции и международных договоров. Президент избирается всеобщим прямым голосованием на семилетний срок и может быть переизбран на новый срок (статья 9 Конституции; Закон 01 от 22 апреля 1997 года). В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию Законом 10/97 от 22 апреля 1997 года, учреждена должность Вице-президента (статья 14 а раздела II Конституции). Полномочия и функции Вице-президента перечислены в пунктах b, c, d и e статьи 14. Премьер-министр (статья 15 Конституции) является главой правительства и руководит его деятельностью. Законодательная власть представлена двухпалатным парламентом, состоящим из Национального собрания и Сената. Депутаты избираются сроком на пять лет всеобщим прямым голосованием (раздел III, статья 35 Конституции). Сенаторы избираются всеобщим непрямым голосованием сроком на шесть лет (раздел III, статья 35 Конституции). Судебная власть независима от законодательной и исполнительной властей (статья 68 раздела V Конституции).



4. В Конституции содержатся следующие положения:

  • статья 1, в которой указано, что "Габонская Республика признает и гарантирует нерушимые и неотъемлемые права человека, которые органы государственной власти обязаны соблюдать";

  • статья 1, пункт 7, в котором говорится, что "каждый гражданин имеет право на трудоустройство и обязан трудиться. Никто не может быть ущемлен в праве на трудоустройство по признаку происхождения, пола, расы и взглядов";

  • статья 1, пункт 8, в котором отмечается, что "государство по мере возможности гарантирует всем, в том числе детям, матерям, инвалидам, ветеранам труда и пожилым людям, охрану здоровья, социальное обеспечение, здоровую окружающую среду, отдых и досуг";

  • статья 1, пункт 9, в котором подчеркивается, что "каждому габонскому гражданину, пребывающему или проживающему за границей, обеспечена защита и помощь государства в соответствии с национальным законодательством и международными соглашениями".

5. В Габоне создана правовая основа и разработаны планы действий в области экономических, социальных и культурных прав. В стране принят ряд законов и множество декретов, указов и постановлений, направленных на развитие и защиту указанных прав (в целях обеспечения соблюдения прав, содержащихся в настоящем Пакте). В их числе:

  • Закон № 35/62 от 10 декабря 1962 года о создании, полномочиях, организационной структуре и деятельности Национального межконфессионального совета;

  • Закон № 16/66 об обязательном начальном образовании;

  • Закон № 919/95 от 3 июля 1995 года о социальной защите детей-инвалидов;

  • Закон № 19/95 от 13 февраля 1996 года о социальной защите инвалидов;

  • Закон № 24/96 от 6 июня 1996 года о политических партиях, согласно которому мужчины и женщины имеют равные права на участие в общественной жизни;

  • Закон № 7/96 от 12 марта 1996 года о политических выборах, в котором не содержится каких бы то ни было дискриминационных положений в этой сфере;

  • Закон № 1/2000 от 18 августа 2000 года, содержащий некоторые меры по охране здоровья и социальному обеспечению женщин, матерей и детей, который заменил Постановление № 64/69;

  • Закон № 09/2004 от 21 сентября 2005 года о предупреждении торговли детьми и борьбе с ней в Габонской Республике;

  • Закон № 19/2005 от 3 января 2006 года о создании и организационной структуре Национальной комиссии по правам человека;

  • Закон № 0038/2008 от 29 января 2009 года о предотвращении калечащих операций на женских половых органах и борьбе с ними;

  • Закон № 013/2010 об утверждении Постановления № 0006/PR/2010 от 25 февраля 2010 года, изменяющий и дополняющий некоторые положения Закона № 002/2003 от 7 мая 2003 года о введении мер по предупреждению незаконного обогащения в Габонской Республике и наказанию за него;

  • Закон № 4/2010 об утверждении Постановления № 021/PR/2010 от 25 февраля 2010 года, дополняющий положения статьи 15 Закона № /2003 от 7 мая 2003 года о создании, организационной структуре и функциях Национальной комиссии по борьбе с незаконным обогащением;

  • Закон № 7/2010 об утверждении Постановления № 17/PR/2010 от 25 февраля 2010 года о создании, полномочиях, организационной структуре и функциях Агентства по регулированию системы водоснабжения и электроэнергии в Габонской Республике;

  • Закон № 022/2010 об утверждении Постановления № 018/PR/2010 от 25 февраля 2010 года о внесении изменений в некоторые положения Кодекса Законов о труде;

  • Постановление № 59/76 от 1 октября 1976 года о защите прав несовершеннолетних, в соответствии с которым лицам в возрасте до 21 года запрещается находиться в общественных местах после 21 часа;

  • Постановление № 0022/PR/2007 от 21 августа 2007 года об учреждении обязательного режима медицинского страхования и социальных гарантий;

  • Постановление № 0023/PR/2007 от 21 августа 2010 года о режиме пособий для семей с низким уровнем дохода в Габоне;

  • Постановление № 18/PR/2010 от 25 февраля 2010 года о внесении изменений в некоторые статьи Кодекса законов о труде;

  • Указ № 00269/PR/SEAS/UNFG/CAB от 31 мая 1971 года о социальной помощи в Габонской Республике;

  • Указ № 0003/PR/MTEFP от 8 января 2002 года о запрещении использования труда несовершеннолетних;

  • Указ № 000152/PR/MNASBE от 4 февраля 2002 года о полномочиях, организационной структуре и функциях Национального центра интеграции инвалидов;

  • Указ № 00243/PR/MASSNBE от 12 апреля 2002 года о бесплатном распространении школьных учебников;

  • Указ № 000604/PR/MSNDSBE от 22 августа 2002 года о повышении размера семейных пособий в рамках режима социального обеспечения наемных работников;

  • Указ № 000741/MTE/MEFBP от 22 сентября 2005 года о порядке наказания за нарушения в области труда, занятости, безопасности и охраны здоровья на рабочем месте, а также в области социального страхования;

  • Указ № 000024/PR/MTE от 6 января 2006 года о порядке проверки, расследования и проведения обыска в рамках предотвращения торговли детьми и борьбы с ней в Габонской Республике;

  • Указ № 000855/PR/MTE от 9 ноября 2006 года, устанавливающий минимальный гарантированный размер заработной платы на уровне 80 000 франков КФА в месяц;

  • Указ № 000873/PR/MFPEPF от 17 ноября 2006 года о создании, полномочиях и организационной структуре Национального центра защиты прав детей;

  • Указ № 303/PR/MCAEPRDH от 31 марта 2008 года о порядке назначения членов Национальной комиссии по правам человека;

  • Указ № 304/PR/MCAEPRDH от 31 марта 2008 года о создании и организационной структуре Главного управления по правам человека;

  • Указ № 0386/PR/MENIC от 7 июля 2009 года об условиях и порядке выплаты поощрительных премий преподавателям;

  • Указ № 00031/PR/MTEEFP от 8 июня 2002 года о борьбе с торговлей несовершеннолетними;

  • Указ № 298/PR/MFPF о создании, полномочиях и функциях Национальной комиссии по делам семьи и защите женщин;

  • Указ № 0126/PR/MTEPS 2010 года о повышении субсидии на транспортные расходы до 35 000 франков КФА;

  • Указ № 0127/PR/MTEPS/MBCOFPRE от 23 апреля 2010 года, устанавливающий минимальный размер месячного дохода в Габонской Республике на уровне не менее 150 000 франков КФА ;

  • Указ № 0128/PR/MTEPS/MBCPFPRE от 23 апреля 2010 года о введении пособия солидарности для всех работников, валовый оклад которых меньше минимального месячного дохода (это пособие представляет собой разницу между минимальным месячным доходом и валовым окладом работника);

  • Постановление № 0012/MASSBE/DGAS от 5 ноября 1985 года о создании школы для детей с дефектами слуха;

  • Постановление № 006/MTEPS от 12 апреля 2010 года о составе и функциях Комитета по вопросам безопасности и охраны труда на предприятиях с числом работников не менее 50;

  • Распоряжение № 055/MASSNCRA/SG/DAS/SASS от 5 апреля 1992 года о создании специальной комиссии по размещению детей, оставшихся без попечения родителей.

6. Кроме того, статья 2 раздела I Конституции охватывает основные вопросы, содержащиеся в статье 1 Пакта, и прямо провозглашает светский, демократический и социальный характер габонского государства. Поскольку религия отделена от государства, Габонская Республика признает все вероисповедания при условии соблюдения общественного порядка. Помимо этого, в указанной статье провозглашается равенство всех граждан перед законом без различий по признаку происхождения, пола, взглядов или вероисповедания.

7. В преамбуле Конституции народ Габона торжественно обязуется неукоснительно соблюдать права человека и основные свободы, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Африканской хартии прав человека и народов 1981 года и Национальной хартии свобод 1990 года. Кроме того, в ней провозглашается, что народ Габона привержен своим укоренившимся традиционным и социальным ценностям, своему культурному, материальному и духовному наследию, а также соблюдению свобод, прав и обязанностей гражданина.



Статья 2

8. Укрепление и защита прав ребенка уже давно входит в число приоритетов и является постоянным аспектом сотрудничества Габона с другими странами. Положение с правами человека находится в центре двусторонних дискуссий с другими странами Африки, особенно со странами Западной и Центральной Африки.

9. Борьба с торговлей детьми приобрела особое значение после Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей по теме "Мир, пригодный для жизни детей". После этого правительство разработало соответствующую законодательную основу.

10. В этих целях 22−24 февраля 2000 года правительство в сотрудничестве с ЮНИСЕФ и МОТ провело субрегиональные консультации по теме "Разработка стратегии борьбы с торговлей детьми с целью их эксплуатации в странах Западной и Центральной Африки". Помимо этого была создана межведомственная комиссия, в задачи которой входит не только подготовка совместной платформы действий на основе результатов этих консультаций, но и контроль за претворением в жизнь принятых решений. В результате изучения проблемы торговли детьми в провинции Эстуаре, где находится административная и политическая столица государства, которое было проведено неправительственной организацией СИФОС в 2009 году на средства ЮНИСЕФ, было установлено, что 30,6% детей в Габоне по-прежнему являются жертвами такой торговли.

11. В целях приведения национального законодательства в соответствие с принципами Конвенции о правах ребенка правительство во исполнение статьи 177 Кодекса законов о труде приняло Указ № 0031/PR/MTEFP о труде несовершеннолетних и Закон № 09/2004 о предупреждении торговли детьми и борьбе с ней.

12. Установленный порядок работы с детьми, ставшими жертвами торговли, предусматривает изъятие их у работодателя, оказание административной и психологической помощи, реабилитацию и предоставление приюта, а также возвращение в страну происхождения или социальную интеграцию в Габоне (пункты 7, 8, 9, 10, 11 и 12, касающиеся гражданских прав).

13. Следует вместе с тем подчеркнуть, что лица, осуществляющие торговлю детьми в Габоне, чаще являются гражданами не Габона, а других африканских стран.

14. В Докладе за 2011 год о торговле людьми отмечено, что Габон был переведен из контрольного списка 2 в список 2. Этот факт является доказательством эффективности работы правительства в области борьбы с торговлей людьми.

15. Правительство добилось больших успехов в борьбе с этим явлением, особенно в ходе расследования случаев торговли людьми в Либревиле и Порт-Жантиле. Это расследование в указанный период помогло спасти значительное число жертв торговли и обеспечить их защиту. Более того, по его результатам было возбуждено несколько уголовных дел, хотя в 2010 году не было вынесено ни одного приговора. Государство продолжало оказывать помощь жертвам торговли людьми, предоставляя в их распоряжение государственные приюты. Министерство иностранных дел и межведомственный комитет при поддержке некоторых посольств в Либревиле направили делегации в соответствующие страны, с тем чтобы выяснить потребности жертв и повысить уровень информированности. Были предложены соответствующие рекомендации, в частности в отношении совершенствования положений, касающихся преследования, привлечения к ответственности и наказания лиц, участвующих в торговле людьми, а также выделены средства для созыва Высокого суда; приняты нормативные документы о запрете торговли людьми; укреплялось сотрудничество между силами правопорядка, иммиграционными службами и жандармерией по делам, связанным с торговлей людьми; разработана система для выявления случаев такой торговли; выделялись сотрудники правоохранительных органов, а также предоставлялись статистические данные о защите жертв.

16. Если говорить о судебном преследовании, то в Докладе 2011 года о торговле людьми отмечено, что правительство добилось явных успехов в активизации борьбы с торговлей людьми даже в условиях, когда действующие законы пока еще не запрещают всех форм торговли людьми. Так, Закон № 09/04 о борьбе с торговлей детьми в Габонской Республике, принятый в сентябре 2004 года, запрещает торговлю детьми в целях экономической и сексуальной эксплуатации и предусматривает наказание в виде тюремного заключения на срок от 5 до 15 лет и штрафа в размере от 20 000 до 40 000 долл. США. Такое наказание является достаточно суровым по сравнению с действующими наказаниями за такие тяжкие преступления, как изнасилование.

17. Статья 40 раздела I Кодекса законов о труде (Закон № 3/94) квалифицирует в качестве преступления все формы принудительного труда и предусматривает наказание от одного до шести месяцев тюремного заключения, сопровождаемое в случае необходимости штрафом от 700 до 1 400 долл. США, что недостаточно. Кроме того, дела, связанные с торговлей людьми, должен рассматривать Высокий суд, поскольку речь идет о преступлениях, приравненных к убийству. Однако дела в Высоком суде накапливаются с 2001 года, суд не проводил заседаний в течение последних трех лет, что препятствует борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми. Именно по этой причине Совет министров на одном из своих заседаний предложил, чтобы эти дела рассматривались в судах более низкой инстанции до тех пор, пока продолжается обсуждение этого вопроса, и чтобы были рассмотрены другие возможности для поиска выхода из сложившейся ситуации. Несмотря на арест в период с 2003 по 2010 год более 68 человек, подозреваемых в торговле людьми, и на проведенное государственными органами в декабре 2010 года расследование в отношении подозреваемых на основании закона от 2004 года о торговле детьми, ни одного приговора в соответствии с этим законом вынесено не было. Позже правительство обратилось в Интерпол с просьбой оказать помощь в проведении совместной операции под названием "Операция бана". Это сотрудничество позволило выявить и спасти 20 детей, ставших жертвами торговли, и арестовать 38 подозреваемых в такой торговле лиц. В ходе "Операции бана" правительство также сотрудничало с ЮНИСЕФ, национальными министерствами и особенно со службами безопасности стран происхождения с целью проверки документов и установления личности жертв и подозреваемых. Попутно отметим, что до проведения "Операции бана" руководство полиции Габона организовало совместно с Интерполом трехдневный учебный семинар, в котором приняли участие 133 человека, в том числе ответственные должностные лица сил правопорядка и социальных служб, сотрудники судов, следователи и сотрудники неправительственных организаций.

18. В сотрудничестве с контрагентами в странах происхождения правительство координировало операцию по репатриации 16 жертв торговли. В таких случаях Министерство иностранных дел, как правило, собирает послов стран, гражданами которых являются подозреваемые жертвы, с целью передать им информацию, а также предложить им посетить детей и принять участие в их репатриации. Помимо этого, члены межведомственного комитета выезжают в страны происхождения для обсуждения мер по борьбе с торговлей людьми и официального оформления двусторонних партнерских связей в целях репатриации жертв. Бенин и Габон уже согласовали двусторонние меры, содействующие такой репатриации. В настоящее время ведутся переговоры между Габоном и Мали, а также между Габоном и Того.



Статья 3

19. Габон последовательно проводит работу по обеспечению и укреплению экономических, социальных и культурных прав. Большинство мероприятий соответствуют целям в области развития, сформулированным в Декларации тысячелетия (ЦРДТ). Эта деятельность, которая принимает форму проектов и программ, позволяет непосредственно учитывать аспект прав человека в государственной политике борьбы с бедностью в Габоне.

20. Статья 170 Кодекса законов о труде полностью соответствует содержанию статьи 3 Пакта. В ней говорится, что женщины имеют равные с мужчинами права и обязанности в соответствии с трудовым законодательством с учетом предусмотренных в законе особых положений […].

21. 1 июля 1974 года в Габоне было создано Управление Верховного комиссара по улучшению положения женщин, которое должно было заниматься вопросами, имеющими непосредственное отношение к женщинам. В 1983 году это управление было преобразовано в государственный секретариат, который был призван разрабатывать и проводить в жизнь политику правительства в интересах женщин. В феврале 1999 года государственный секретариат по улучшению положения женщин Указом № 000013/PR/MFPF от 7 января 2002 года был преобразован в Министерство по делам семьи и улучшения положения женщин. В 2009 году это Министерство стало называться Министерством здравоохранения, социальной защиты, солидарности и по делам семьи.

22. Каждый год в Габоне отмечается Национальный день женщины.

23. Обеспечение равенства прав и возможностей мужчин и женщин является одной из основных задач государственной власти. В Габоне признано равенство и равноправие мужчин и женщин. В 2010 году члены обеих палат парламента Габона организовали в сотрудничестве с Фондом Организации Объединенных Наций в области народонаселения марш в защиту прав женщин в Габоне и подписали Торжественную декларацию о соблюдении и расширении прав женщин. Эта инициатива имела целью призвать государственные органы власти к активизации деятельности в области улучшения положения женщин и расширения их прав. Иными словами, она направлена на построение равноправного в гендерном отношении общества.

24. Правительство создало Центр защиты прав и обеспечения равенства женщин, в задачи которого входит защита прав женщин, семьи и детей. В 2010 году этот центр проводил информационно-разъяснительную кампанию посредством организации конференций и дискуссий во многих районах страны.

25. Информационно-разъяснительная работа о значении равенства мужчин и женщин будет также проводиться в вооруженных силах, среди сотрудников судебных органов, органов государственного управления и всего населения.

26. Существенный прогресс достигнут в области обеспечения равенства мужчин и женщин при разработке политики. В частности, это касается доступа женщин к услугам здравоохранения и образования, а также к руководящим должностям в органах государственного управления и других директивных органах. Здесь следует отметить, что женщины представлены на всех уровнях принятия решений: в правительстве, в Национальной ассамблее, Сенате, Конституционном суде, Экономическом и социальном совете, Национальном совете по вопросам коммуникации и т.д.

27. Сеть женщин-депутатов, созданная в 2004 году, дает женщинам возможность координировать свою деятельность и обмениваться мнениями, для того чтобы принимать наравне с мужчинами участие в развитии страны. Совсем недавно, 12−13 октября 2010 года, эта сеть организовала семинар по укреплению потенциала женщин-парламентариев, на котором обсуждались две темы: "Дискриминационные положения в законодательстве", в частности в Гражданском кодексе, Уголовном кодексе, Кодексе законов о труде и Кодексе национальностей, и "Женщины и политика". Особое внимание привлекли следующие предложения: финансирование политических партий в зависимости от места женщин в них; финансирование политических кампаний женщин; осуществление парламентскими комиссиями стратегий в интересах обеспечения равенства мужчин и женщин и создание специальной парламентской комиссии по этому вопросу.

28. Координация деятельности неправительственных организаций и женских ассоциаций способствуют соблюдению прав женщин, семьи и детей.

29. Габон был удостоен второй премии на всемирном конкурсе по достижению целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, который был организован Экономическим и Социальным Советом Организации Объединенных Наций в июле 2010 года во всем мире. Эту премию получила неправительственная организация "Национальный центр поддержки женских организаций в Габоне", которая занимается оказанием содействия женским организациям. Эта неправительственная организация была удостоена премии за свою деятельность в области подготовки женщин с целью расширения их прав и возможностей. Центр, в который входит пять сетей женщин, обеспечил подготовку 1 309 человек, в том числе 1 255 женщин по специальностям в области прав женщин, культуры мира, охраны окружающей среды, сельского хозяйства, рыболовства, переработки рыбы и по многим другим специальностям в целях повышения эффективности деятельности Габона по достижению целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, в частности третьей цели (обеспечение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин).

30. Супруга президента Габона Сильвия Бонго Ондимба создала первый в Габоне фонд микрокредитования, обслуживающий исключительно женщин. Она также выступила с инициативой подготовки женщин к управлению ассоциациями и предприятиями.

31. В рамках осуществления мероприятий по программе сотрудничества между Габоном и ЮНИСЕФ (2007−2011 годы) было проведено изучение положения детей и женщин, результаты которого позволяют требовать от директивных органов, доноров, ассоциаций и местных общин проведения социально ориентированной политики и выделения соответствующих средств для этих категорий населения в целях достижения ЦРДТ в 2015 году. Так, были организованы семинары по расширению возможностей основных участников процесса укрепления и защиты прав детей и семьи. (Например, проведенный 22−23 мая 2010 года семинар, организованный Министерством юстиции США совместно с департаментами министерств, курирующими вопросы прав человека, который был посвящен программе помощи в международном расследовании уголовных преступлений, связанных с торговлей людьми, а также семинар, проведенный 6−8 декабря 2011 года Интерполом для подготовки сотрудников служб безопасности Габона к борьбе с организованной торговлей людьми).

32. 16 апреля 2011 года супруга президента Габона Сильвия Бонго Ондимба учредила Фонд Сильвии Бонго Ондимбы для поддержки семьи с целью содействовать осуществлению предложенных ею мер в интересах женщин и детей.

33. С годами правовой статус женщины в Габоне изменялся. Если поначалу ее рассматривали в качестве матери и жены, то впоследствии общество осознало значение и важнейшую роль женщины как движущей силы развития страны. Правовой статус женщины постепенно улучшался в результате принятия и ратификации международных и региональных документов о защите прав женщин, а также принятия определенных нормативных положений в их интересах. На международном уровне Габон 22 июля 1982 года ратифицировал Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Эта Конвенция вступила в силу в Габоне 21 января 1983 года. Кроме того, Габон принял Торжественную декларацию о равенстве мужчин и женщин в Африке и ратифицировал Дополнительный протокол к Африканской хартии прав человека и народов, касающийся прав женщин. В отношении законодательства можно, в частности, отметить включение в Конституцию 1990 года принципа равенства всех граждан без различия по признаку пола и принятие 21 ноября 1994 года Закона № 3/94, который содержит Кодекс законов о труде, где в статьях 1 и 9 провозглашается, что все работники равны перед законом и пользуются одинаковыми гарантиями.

34. Проведенное в 1997 году исследование социальных и юридических аспектов статуса женщины в Габоне выявило дискриминационные в отношении женщин положения. Был принят Закон № 0001/2000, содержащий некоторые меры общего характера по обеспечению медицинской и социальной защищенности женщины¸ матери и ребенка. Помимо этого, в области политики правительство постоянно проводит реформы: так, 12 марта 1996 года принят Закон № 7/96 о политических выборах, который гарантирует гражданам обоих полов равенство политических прав, а также равный доступ ко всем политическим организациям и институтам. Приняв 6 июня 1996 года Закон № 24/96 о политических партиях, правительство призвало женщин заниматься политической деятельностью и осудило их дискриминацию. В экономической области в целях борьбы с нищетой и расширения прав и возможностей женщин с низким уровнем дохода правительство приняло и осуществило ряд мер в сфере государственной политики, в частности, проводится патронируемый президентом Республики конкурс, призванный активизировать деятельность женщин в социальной и экономической сферах; осуществляется программа поддержки доступа объединенных в ассоциации женщин к микрокредитованию, которое позволяет женщинам брать кредиты от 500 000 до 5 000 000 франков КФА под 4% годовых для финансирования самых разнообразных видов деятельности, приносящих доход. Наконец, в социальной сфере правительство совместно с гражданским обществом и партнерами в области развития принимало специальные меры, чтобы донести до сознания мужчин и женщин необходимость борьбы с определенными предрассудками и настроениями культурного характера, которые препятствуют улучшению положения женщин в габонском обществе. Здесь мы хотели бы отметить процесс институционализации гендерного подхода, который был отмечен проведением нескольких учебных семинаров для деятелей гражданского общества, сотрудников государственных органов, руководителей кадровых служб и т.д. В дополнение к этой инициативе в сотрудничестве с Программой развития Организации Объединенных Наций создан Наблюдательный совет по защите прав женщин и равноправию, а также Комитет по координации деятельности неправительственных организаций и женских ассоциаций, о котором уже шла речь выше (политические права).

35. Еще одной областью, которая находится в поле зрения правительства Габона, является защита вдов и сирот. Поскольку разделить эти две категории лиц невозможно, мы разрабатываем в их отношении общие меры. Проблемы вдов и сирот в Габоне учитываются, в частности, в правах наследования, которые регулируются второй частью Гражданского кодекса, которая опирается на первую часть указанного кодекса, регулирующую вопросы брака и его последствий. Например, в статье 696 указывается, что братья и сестры покойного могут вступить в права наследования только в случае отсутствия у покойного детей.

36. Созданная в 2001 году Ассоциация вдов и сирот Габона проводит мероприятия, направленные на укрепление прав вдов и сирот. В июле 2010 года на состоявшемся в Либревиле семинаре эксперты одобрили проекты нормативных документов по правам вдов и сирот, которые главных образом касались пересмотра положений Закона № 19/89 от 30 декабря 1989 года о принятии второй части Гражданского кодекса и Закона № 6/75 от 25 ноября 1975 года о Кодексе социального обеспечения.

37. Проекты законов об их изменении были представлены правительству. В частности, речь шла о второй части Гражданского кодекса и Кодексе социального обеспечения, который в статье 79 содержит дискриминационные положения в отношении женщин, наследующих права на пенсию покойного супруга, работавшего в частном секторе. Что касается второй части Гражданского кодекса, то 1 июня 2011 года Совет министров одобрил законопроект, который изменяет и отменяет некоторые положения Закона № 19/89 от 30 декабря 1989 года о принятии второй части Гражданского кодекса. С учетом положений статьи 47 Конституции этот документ, в силу которого вносятся изменения в положения статей 647, 651, 683, 691, 692, 696, 698, 699, 700, 701, 702, 703, 704, 705, 706, 710, 747 и 906 упомянутого закона, позволяет устранить ущемление прав вдов и сирот посредством укрепления положений, касающихся защиты прав вдов и сирот, и расширить полномочия и права оставшегося в живых супруга и сирот по сравнению с другими членами семьи, являющимися наследниками. Предусмотрено также реорганизовать совет по вопросам семьи, который становится "советом по вопросам наследования".

38. Во исполнение статьи 47 Конституции Совет министров на своем заседании 16 февраля 2011 года принял проект закона об изменении и отмене некоторых положений Закона № 6/75 от 25 ноября 1975 года о Кодексе социального обеспечения в части, касающейся прав вдов и сирот. В новом пункте 2 статьи 79 этого законопроекта указано, что только вдова и вдовец считаются пережившими лицами при условии, что брак был заключен сотрудником бюро записи актов гражданского состояния. Что касается пенсии пережившего супруга, то в подпункте а) нового пункта 1 статьи 81 этого документа отмечается, что 60% этой суммы в случае смерти отныне будут выплачиваться вдове или вдовцу при условии, что брак был заключен сотрудником бюро записи актов гражданского состояния. При наличии нескольких вдов эта сумма распределяется между ними в равных долях, и такое распределение является окончательным даже в случае смерти или повторного брака одной из них.

39. С 15 по 22 апреля 2011 года в Либревиле проходила художественная выставка, посвященная положению вдов и сирот, которые чаще всего становятся жертвами жестокого обращения после смерти мужа или отца.

40. Габонская ассоциация жен военнослужащих провела в марте 2011 года мероприятие для вдов военнослужащих, на котором информировала их об усилиях, предпринимаемых супругой президента Сильвией Бонго Ондимбой, в частности о мерах, направленных на улучшение их условий. Можно также отметить проведение Организацией Объединенных Наций Международного дня вдов и введение в стране системы микрокредитования "Акасси".

41. В сообщении для печати, обнародованном канцелярией супруги президента Сильвии Бонго Ондимбы в марте 2011 года, говорилось о создании специального органа по вопросам вдов. В нем будут принимать, выслушивать, давать советы и оказывать помощь вдовам. Помимо этого органа интересы вдов и сирот в Габоне защищают и другие ассоциации, в том числе Ассоциация вдов и сирот Габона; Либревильская ассоциация вдов; Ассоциация защиты прав женщин и детей; Ассоциация вдов "Яркая утренняя звезда"; Ассоциация защиты прав наследников и Организация по оказанию срочной помощи женщинам и детям, попавшим в трудную ситуацию, а также детям-сиротам, оставшимся без средств существования и попечения.

42. 25 июня 2011 года супруга президента Сильвия Бонго Ондимба выразила удовлетворение разработкой юридической базы, обеспечивающей защиту прав вдов. Подготовлено несколько законопроектов, запрещающих выселение пережившего супруга из семейного дома. Несколько других законопроектов были одобрены Советом министров и сейчас находятся на рассмотрении парламента. В стадии осуществления находятся следующие реформы: упразднение совета по вопросам семьи; квалификация в качестве уголовного преступления насилия в отношении вдов и введение уголовного наказания за расхищение или незаконное присвоение наследства; изменения в порядке оказания материальной помощи в связи со смертью; упразднение передачи прав наследования в рамках семьи и создание государственного органа, который заменит совет по вопросам семьи; разработка семейного кодекса.

43. По случаю своего двадцатилетия Ассоциация защиты прав женщин и детей провела 9 апреля 2011 года встречу, которая дала возможность председателю этой организации подвести итоги процесса улучшения положения женщин и детей в период с 1990 по 2011 год. По ее словам, непрерывная борьба за улучшение положения женщин в Габоне и равноправие мужчин и женщин, а также за обеспечение прав детей пользовалась реальной поддержкой государства, начиная с президента Омара Бонго Ондимбы.

44. Женщин в Габоне сегодня можно видеть на всех уровнях принятия решений в стране как в аппарате государства (правительство, парламент, высшие управленческие должности, силы безопасности и вооруженные силы), так и в местных законодательных органах, гражданском обществе, бизнесе и на производстве. Вместе с тем многое еще предстоит сделать. Действительно, женщины и дети в Габоне все еще сталкиваются с некоторыми трудностями. Речь, в частности, идет о незначительном представительстве женщин в некоторых центрах принятия политических и экономических решений, об оставляющих школу детях, детской смертности, нищете и отсутствии облегченного доступа к кредиту.

45. Министр-делегат по вопросам семьи заявил, что правительство намерено пересмотреть все законы, содержащие дискриминационные положения в отношении женщин, и придать дополнительный импульс популяризации конвенций в области защиты прав женщин и детей, ратифицированных Габоном. Так, в 1996 году Габон ратифицировал Конвенцию о политических правах женщин.

46. В течение ряда лет сокращается разрыв в численности мужского и женского населения. Женщины составляют не более 50% населения, тогда как в крупных городах преобладает мужское население, что стало следствием исхода мужчин из сельских районов.

47. В качестве примера благожелательного отношения государственных органов Габона к социальному статусу женщины можно отметить значительный дипломатический успех правительства Габона в 2011 году, когда по его инициативе Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций учредила Международный день вдов и сирот, призванный содействовать признанию на международном уровне их наследственных прав, которые нередко ущемляются. Этот день отмечается ежегодно 23 июня.

48. 25 июня 2011 года в Либревиле состоялся семинар по практическому применению выводов информационно-разъяснительного симпозиума, посвященного положению вдов в Габоне, с целью создания национального агентства по делам переживших супругов с отделениями в провинциях и департаментах; проведены информационные кампании по правам вдов; продолжалась популяризация международно-правовых инструментов, ратифицированных Габоном.

49. 25 июня 2011 года состоялось открытие центра "Мбанджа". Центр располагает информационно-технической службой, библиотекой и помещениями для собраний. Здесь проявляют солидарность и обмениваются мнениями, здесь в любое время вдовы могут получить не только утешение, но также и информацию и советы в связи с проблемами, возникающими в их гражданском состоянии. В этом центре вдов выслушают и утешат, а также окажут психосоциальную и юридическую помощь. Кроме того, ассоциации располагают необходимыми материальными и техническими средствами для расширения своих возможностей (благодаря соответствующей подготовке), что позволяет им стать полноценными участниками процесса развития. По мнению многих наблюдателей, местным ассоциациям свойственны определенные недостатки: нехватка подготовленного персонала, непрозрачность в использовании финансовых ресурсов и недостаток технических средств.

50. 20 июля 2011 года Фонд Сильвии Бонго Ондимбы (перед которым стоят следующие задачи: информирование, просвещение, содействие изменению отношения к женщинам; повышение качества обслуживания женщин в медицинских учреждениях и расширение помощи со стороны общины) объявил об открытии специальной телефонной службы (номер 1455) для вдов в Габоне, ставших жертвами плохого обращения со стороны членов семьи покойного супруга. Эта первая бесплатная телефонная служба для женщин, которые пострадали после того, как стали вдовами. С 25 июня 2011 года по этому номеру можно позвонить с любого стационарного или мобильного телефона. Служба работает с 8 до 16 часов с понедельника по пятницу.

51. Эта служба используется также для того, чтобы информировать переживших супруг о необходимых процедурах и мерах и направить их в государственные органы или частные организации, которые могут оказать им помощь.

52. 12 и 13 октября 2010 года в Либревиле состоялся семинар по развитию потенциала, организованный национальной сетью депутатов-женщин с целью ликвидации дискриминации женщин в политике. На семинаре было обсуждено много тем, в том числе женщины и политика, дискриминационные положения в отношении женщин в законодательстве, методика разработки законопроектов. На семинаре были подготовлены следующие рекомендации: борьба с дискриминацией должна вестись осознанно с целью изменения роли мужчин и женщин в габонском обществе для обеспечения подлинного равенства полов; государственное финансирование политических партий женщин; информирование руководителей политических партий; разработка в парламентских комиссиях стратегий обеспечения равенства мужчин и женщин; создание специальной парламентской комиссии по этому вопросу.

53. Гендерная проблематика находится в центре внимания правительства Габона. В 2010 году правительство приняло Документ о национальной стратегии и равенстве мужчин и женщин. Этот документ предусматривает достижение целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, в интересах развития Габона, о чем неустанно заботится президент Республики Али Бонго Ондимба.

54. В январе 2011 года Министерство по делам семьи совместно с ЮНФПА провело в Либревиле учебно-практический семинар по укреплению потенциала координаторов по вопросам гендерной проблематики в государственных органах и частных организациях, в организациях гражданского общества и в сети женщин-парламентариев.

55. На семинаре участники получили информацию о значении подготовки рациональных планов использования финансовых средств для решения гендерных проблем, их ознакомили с концепциями, которые используются при анализе расходов на цели решения гендерных проблем, и им были даны указания и рекомендации относительно их использования. После этого инструктор ознакомил их с методикой подготовки бюджета для решения гендерных проблем в законодательных органах Габона.

56. В апреле−мае 2011 года по инициативе Министерства по делам семьи Габонское движение за благополучие семьи провело информационно-разъясни-тельную кампанию для молодых матерей в экономической столице Габона Порт-Жантиле по вопросам планирования семьи и, более конкретно, по комплексу мер для ограничения рождаемости и увеличения интервалов между родами.

57. Пятнадцати малолетним матерям, которые с 5 марта по 10 октября 2009 года проходили подготовку по швейному делу, в мае 2011 года на торжественной церемонии, организованной правительством совместно с ЮНФПА в городе Нтум, были вручены свидетельства. Лучшие из них были премированы швейными машинками, утюгами, тканями и другими предметами, необходимыми для шитья. Эта инициатива правительства стала реальным вкладом в борьбу с нищетой.

58. Исходя из недостаточной представленности женщин среди руководителей 20 крупнейших предприятий Габона, правительство развернуло работу по развитию потенциала женщин и структурированию возглавляемых женщинами организаций. В рамках этой работы 25 января 2010 года около 100 женщин, возглавляющих ассоциации и группы, прошли подготовку по вопросам микрокредитования.

59. Сегодня женщины укрепляют свои позиции в сфере культуры – растет их число среди писателей, спортсменов высокого уровня, художников. Кроме того, в области культуры правительство проводит на регулярной основе мероприятия по распространению грамотности.

60. Последнее из них состоялось 25 февраля 2010 года в городах Гамба и Омбуе. Отметим также проведение национального форума по мобилизации на борьбу с неграмотностью, на котором была поставлена задача "в период до 2015 года наполовину сократить число неграмотных в Габоне, которое составляет 28% населения".

61. Во время посещения Лондона 21−23 марта 2011 года супруга президента Сильвия Бонго Ондимба подписала новые соглашения об установлении партнерских связей с организациями, которые занимаются проблемами прав женщин и вдов. Были достигнуты договоренности с супругой господина Блэра Шерри Блэр, а также с основателем Фонда Лумба лордом Лумба. Что касается Фонда Лумба, то с ним подписан документ о намерениях относительно осуществления новой совместной инициативы "Голос вдов".



следующая страница>


Организация Объединенных Наций E/C. 12/Gab/1

Первоначальные доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со статьями 16 и 17 Пакта

1060.8kb.

25 12 2014
6 стр.


Организация объединенных наций

Любая страна-член Организации Объединенных Наций может принимать равноправное участие в деятельности Рабочей группы. Дополнительную информацию о сельскохозяйственных стандартах еэк

118.76kb.

11 10 2014
1 стр.


Организация Объединенных Наций

От имени правительства Сингапура с удовлетворением представляю четвертый периодический доклад Сингапура об осуществлении Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех

1964.27kb.

16 12 2014
9 стр.


Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения Среднесрочный обзор стратегического плана юнфпа на 2008-2013 годы доклад

Исполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций и Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения и Управление Организации Объединенных Наций

884.35kb.

06 10 2014
6 стр.


Организация Объединенных Наций Совет Безопасности Рассылка: общая 11 апреля 2006 Оригинал: английский Восьмой доклад

Восьмой доклад Генерального секретаря об Операции Организации Объединенных Наций в Кот-д’Ивуаре

478.15kb.

01 09 2014
3 стр.


Правила процедуры Исполнительного совета Программы развития Организации Объединенных Наций, Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения и Управления Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов
126.16kb.

01 10 2014
1 стр.


Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения доклад

Исполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций и Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения

1102.12kb.

12 09 2014
7 стр.


Организация Объединенных Наций ccpr/C/104/3
57.5kb.

06 10 2014
1 стр.