Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Основание села. Первые жители.
Село Марушка основано в 1777 году. В именных списках населения Бийского уезда Колыванского наместничества 1795 года мужского и женского полу людей деревни Марушинской значится 76 мужского и 88 женского. Всего – 164 человек, тогда как по переписи 1782 года было женщин 51, а мужчин 56. Всего 107 человек. Разница в годах переписи 13 лет, а в населении увеличение на 57 человек, не считая народившихся и умерших.

Такое увеличение по переписи наблюдается по годам (мужские души):

зарегистрировано в деревне Марушинской в

1782г. – 56

1795г. – 76

1811г. – 103

1816г. – 118

1834г. – 130

1858г. – 190

Ревизские сказки, или, говоря современным языком, перепись населения со сказов делалась в основном из необходимости учета налогоплательщиков государственных податей Бийской округи Енисейской слободы деревни Марушинской.

В Енисейскую слободу по переписи населения 1795 года входят, кроме деревни Марушинской: Ложкино, Сверчково, Воеводское, Сухая Чемровка, Енисейское, Карабинка, Ново-Чемровка, Ново-Енисейское, Старая Чемровка.

В переписи указывается о недопущении утайки людей и даётся предупреждение за утайку – штраф.

Старожилами деревни Марушинской были:

1.Киприян Васильевич Курочкин умер 44 лет

2.Прокопий Андреевич Чирков - 80 лет

3.Панфил Прокопьевич Чирков - 47 лет

4.Яков Прокопьевич Чирков - 40 лет

5.Никита Савельевич Ганов - 55 лет

6.Гаврила Савельевич Ганов - 47 лет

7.Михаил Савельевич Ганов - 42 лет

8.Тихон Савельевич Ганов - 28 лет

9.Ефтифей Фёдорович Селиванов - 42 лет

10.Кондратий Фёдорович Селиванов - 43 лет

11.Трофим Фёдорович Селиванов - 69 лет

12.Иван Петрович Одинцев

13.Алексей Копытов - 71 года

14.Николай Алексеевич Копылов - 39 лет

15.Николай Давыдов - 31 года

16.Степан Яковлевич Зыков - 44 лет

В 1882 году в Алтайский округ была послана правительственная комиссия. Материалы описали и собрали три члена комиссии: Н.А.Ваганов, А.А.Ваганов и князь Ухтомский А.П.

Из волостей Бийского округа для нас представляет интерес Енисейская волость, в которую из 24 населённых пунктов входило уже не деревня, а село Марушинское.

Коренное население волости ( а равно и села Марушинского) состоит из крестьян, при Алтайских горных заводах (в своей основе каторжане), а население станицы Бехтемир и Нижне-Ненинского состоит из казаков упразднённой Бийско-Кузнечной казачьей линии.

По Марушинскому селу на 1882 год числилось 113 дворов, 267 ревизских душ (имеется ввиду мужчин, так как женщины с 1800 года в перепись не заносились, ввиду того что налог с них не брался и прочее), число переселенцев, проживающих без перечисления-123 чел., число работников-139.

К 1900 году в среде крестьян идёт процесс расслоения, идёт и рост населения за счёт переселения после отмены крепостного права.

Только за 2 года с 1880-1882 года переписанных крестьян было 134 человек, а по 1 января 1880 года в волость переселилось и переписалось 551 человек. Это:

Амурской области 1 Самарской 10

Воронежской губернии 51 Симбирской 10

Вологодской 27 Семиреченской 3

Енисейской 1 Тульской 7

Костромской 7 Тверской 2

Могилёвской 12 Тамбовской 138

Оренбургской 18 Тобольской 108

Пермской 28 Пензенской 1

Рязанской 10

Все выходцы этой категории прибыли в волость с целью перечислится из прежних мест приписки, но задержка происходит от не получения многими приёмных приговоров; старожилы требуют уплаты от 5 до 25 рублей с души и лишь тогда выдают согласие на причисление. А без этого согласия нельзя получить увольнительного свидетельства и переписаться в крестьяне Енисейской волости. Крестьяне селений: Верх-Марушки, Шадрино, Бочкарей и Новиково не принимали вовсе в свою среду переселенцев. Это в определённой мере сказалось в дальнейшем на самобытности сёл.

Григорьев Павел Романович 1892года рождения вспоминает:

«В Марушке старожилами были ссыльные из России (напр. Рупосов Кирилл Сафронович).Население располагалось только по правую сторону реки. На окраинах села на западе и востоке по косогорам жили татары-рыболовы. По левую сторону реки был непроходимый лес, а по реке согра, топи. Левое побережье реки стало заселяться с дальнейшим переселением из России. Переселение шло из Рязани, Воронежа. Ехали на лошадях дети, а взрослые шли пешком. Государство не отпускало средств на переселение. Продолжительность переселения затягивалось от 3-4 месяцев до года. По дороге нанимались в работники.

Старожилы Марушки приезжих не принимали вначале. Переселенцы должны были внести определённую сумму денег или вина. Деньги или вино приносили на сборню и лишь после запоя старожилов приехавших принимали в общину.

Наша семья приехала из Рязанской губернии г. Амбург, село Зыково, из-за малоземелья. Российские целину не поднимали. Хлеб косили серпами и косами. Молотили цепами и лошадьми. Молотилки с одним барабаном («брызгалки») появились лишь в 1903-1905г.г.Их было в селе 2-3 штуки. Кроме земледельцев были плотники и много охотников. Кожевники делали сбрую, одежду из кожи. В селе был купец Притчин Николай Николаевич, который имел магазин. Торговал всем: керосином, сукном, железом, ситцем и др., но покупать было не на что. Давал товары в кредит, потом ему выплачивали или отрабатывали.

По тракту из Бийска до Яминского гоняли ямщину и под конвоем шли кандальные. В Марушке был каземат – место стоянки ссыльных.

В селе было немало безлошадных крестьян.

Школа была 3-х классов. Больницы не было. Грамотных было мало. Да и учиться детям было некогда: с ранних лет в работе. К Чиркову обычно ездили на пашню для росписи, если это требовалось. Порой и староста села был неграмотный. Земли было много, поэтому кто сколько мог, тот столько и пахал…».

В 1821 году в 20 селениях Енисейской волости была произведена съёмка. По Марушинскому селу количество земли в 1882 году в десятинах значилось:

удобной – 11.987;

неудобной – 1.506

Способ пользования землёй, севооборот, средний урожай, цены.

Марушка, как и другие населённые пункты волости, составляла отдельную общину и имела свои земельные границы. Существовал, так называемый, захватный способ пользования землёй в общине. Каждый вправе был пахать в границах своего селения, где и сколько хочет, сохраняя за собой захваченную землю лишь до тех пор, пока её обрабатывал, после чего земля опять становилась вольною.

Сенокосы, луга делились поровну или по размеру платимых повинностей.

Выгоны для скота состояли в общем пользовании всех лиц, проживающих в селении, поскотины огораживались по особой раскладке – каждый обязан городить пропорционально владеемого им скота. В среднем приходилось по 4 погонных сажени изгороди на крупную рогатую скотину и лошадь.

Право рыбной ловли и охоты свободное было не только в границах общины Марушинской, но и по всей территории волости.

Удобрения для полей не применялись. Землю, назначенную к посеву, весной выжигали, подымали, боронили и засевали яровой пшеницей по 10 пудов на десятину. На следующий год опять шла пшеница, реже ячмень, после которых следовал овёс, а затем севооборот заканчивался озимой рожью.

Земля выдерживала обыкновенно два таких севооборота, после чего она оставлялась в залежах от 15 до 20 лет. Средний урожай пшеницы был около 120 пудов с десятины, овса 120 – 140 пудов.

Рязанские выходцы сеяли достаточно много гречихи. Она раз засевалась, затем каждую весну, в течении нескольких лет только перепахивалась. Упавшие зёрна сохранялись под снегом в течении зимы, после перепахивания давали снова обильный урожай от 90 – 120 пудов и более с десятины.

Коноплю засевали в полях, волокно мочили в реках, а затем сушили в банях. Конопляное семя в 1882 году продавалось по 80 коп. за пуд. Мягкое конопляное волокно – 2 рубля, а трепанное – 4 руб. за пуд. Конопляное масло 2,5 фунта стоило 25 коп.

Вся хлебная торговля сосредотачивалась в селе Енисейском по реке Бии. Зерно ссылалось купцами и отправлялось на пароходах в город Томск.

Для того, чтобы иметь хлеб дешевле торговцы выдавали задаток в августе месяце около спаса; таким образом в 1882г. пшеница закупалась по 30 копеек за пуд, рожь по 25 копеек за пуд, овёс от 15-20 копеек. Самая дорогая цена на пшеницу была 55 копеек за пуд, рожь 35 копеек и овёс 25 копеек за пуд. Пуд гречихи от 15-20 копеек обдирной крупы 40 копеек; пшено, хорошо отделанное, самое лучшее 50 копеек за пуд. Приготовить землю под посев, произвести сам посев, считая в том числе и арендную плату за землю, стоило 3 руб. с десятины. Сжать десятину – 4 руб. средняя цена.

Новосёлы обычно молотили осенью сыромолотом, сибиряки зимой сушили хлеб в овинах. С десятины выходило 5-6 овинов. Перевозка хозяина, а за обмолот платили по 40 коп. с овина, или от 2-2,4 руб. с десятины. Солома обычно шла на корм скоту.

В страдную пору мужская поденщина стоила от 40-50 коп., женская – 30-40 коп. Годовой работник нанимался с Покрова дня, получал 40-45 руб. жалованья (за год) на всём хозяйском кроме белья. Работницы обычно не нанимались на год, а помесячно, получали от 1,5-3 рублей в месяц на всём хозяйском.

Соль стоила от 45-60 копеек за пуд. Железо шинное 3 рубля 50 копеек-4 рубля за пуд. Котлы чугунные 6-7 копеек за фунт. Самовары 80 копеек за фунт. Стекло ¼ ящика 9 рублей.

Пчеловодство


Пчеловодством в волости занимались почти все селения; в 1882 году насчитывалось ульев до 9.756. В 1881 году собрано было мёду 1.456 пудов и воску 366 пудов, мёд продавался по 6 рублей за пуд, а воск по 17 рублей. Всего выручено пчеловодства 14.928 рублей.
Скотоводство
В 1882г. у крестьян состояло 27.962 лошади, 25.890 голов крупного рогатого и 51.735 штук мелкого скота, что составляло на наличную душу: по 4 лошади, по 3,7 головы крупного рогатого скота и по 7,5 мелкого а на домохозяйство или крестьянский двор это составляло: по 11.8 лошадей, по 11 голов крупного рогатого и по 21,5 штук мелкого скота. Лошади и скот обыкновенно были сибирской породы.

Дойная корова стоила 10-15 руб., кладеный бык – 15-20 руб. Средняя цена коровьего масла 5 руб. 50 коп., овечья шерсть осенняя 5 руб. пуд, мясо 1 руб. 60 коп. Сотня копен сена (500 пудов) – средняя цена зимой 7 руб. на месте.

Промыслы
В 1882г. на промыслах из Енисейской волости работало человек 50.По отзывам крестьян (как сказано в описании того времени) больше народ бездетный и отпетый. Промыслы: выжигание угля, сидка дёгтя и смолы, сплав леса, золотые промыслы. Работой на рудниках и заводах крестьяне не занимались.

Размер оклада и раскладка повинностей

В 1882г. с души причиталось:

1. Подушной подати – 1,89 руб.

2. Оборочной подати в доход Кабинета Его Величества – 4,5 руб.

3. Оборочной подати в казну – 1,5 руб.

4. На содержание местных крестьянских учреждений – 5 ¾ коп.

5. Губернской земской повинности – 11 ½ коп.

6. На содержание межевого капитала – 3 коп.

Всего 8 рублей 19 ¼ копейки.

Сумма эта в значительной её части подлежала сложению, как неправильное начисление с умерших горно-заводских рабочих, причисленных по распоряжению горного правления без согласия общества.

Денежный мирской сбор

Жалованье волостному старшине – 25 руб.

Кандидату старшины – 12 руб.50 коп.

Заседателю казначею – 25 руб.

Оспопрививателю – 48 руб.

Волостному писарю – 1.200 руб.

Учётчикам – 9 руб.

На ремонт волостного правления – 9 руб.

Книги, газеты – 23 рубля.

На покупку портрета Государя Императора – 15 руб.

Содержание перевоза на реке Шелуговки – 160 руб.

Освещение и отопление школ, освещение квартиры учителя вместе с ремонтом – 90 руб.

Содержание перевоза на реке Бии в селе Енисеиское - 140 руб.

Всего: 1.762 руб. 50 коп.

Общий размер денежных мирских повинностей простирался до 4.134руб.50 коп.

Число окладных душ в селе Марушинском было 208 на 1882 год. В доход кабинета выплачивали 936 руб. и 768 руб.4 коп.

Страхование строений.

В 1882 году всех дворов в Енисейской волости числилось 2.353; строения были застрахованы в 58.184 руб. Страховых взносов крестьяне вносили ежегодно 637 руб.74 коп.

Натуральные повинности.


Крестьяне Енисейской волости несли дорожные повинности натурой согласно раскладки, составленной на съезде бывшего 20 апреля 1882 года. На обязанности обывателей Енисейской волости было возложено исправление полотна и сооружений.

а) по Бийско – Кузнечному земскому тракту от черты города Бийска, через деревню Сухую Чемровку, село Марушинское, до границы села Яминское, Уксунайской волости, на протяжении 56 вёрст.

Крестьяне волости,согласно расписания, отправляли натурой подводную повинность, выставляли в течение года, ежедневно 1) в село Енисейское 8 пар, 2) в деревню Сухой – Чемровки и села Марушинского по 2 ½ пары.

Повинность эта обходилась крестьянам вследствие частных сделок с обывателями тех селений в которых назначена стойка, до 5 000 рублей в год.

Общие размеры денежных и натуральных повинностей. Мирской капитал. Волостная и сельская администрация.

Волостным старшиной (как сказано в описи) служит первое 3-х летие крестьянин деревни Малое Угренёво Павел Першин. Получает жалованье 25 рублей в год и избавлен от повинностей.

Кандидат волостного старшины и заседатель – казначей избираются на 3 года, судьи на 4 года. Собираются в установленные сроки, через 3 недели, и тогда, если по делу требуется опрос многих лиц, выезжают на место для производства разборов.

Тяжебные дела большей частью рассматриваются и разрешаются по существу на сельских сходах или особо избранными сельскими судьями и только редко, несогласная сторона, не подчинившись, приносит жалобу волостному суду.

В должности волостного писаря состоит с июля 1882г. саратовский мещанин Василий Игнатьевич Миронов. Прежде служил писарем в Ануйской волости, а до того был письмоводителем у мирового посредника 3-го участка Вольского уезда. Жалованье получает 1.200 рублей в год. С обязанностью содержать на свой счет помощника, отоплять, освещать волостное правление и заготовлять канцелярские принадлежности.

Сельские старосты избираются сельскими сходами, согласно закона, на 3 года, но всегда увольняются через год под разумными предлогами. Жалованье не получают, освобождены от денежных и натуральных повинностей.

Сельских писарей в Енисейской волости – 11; нанимаются участковыми сходами, получая от 25 до 150 рублей годового содержания. Все вместе получают до 780 рублей.

Церковь
На самом красивом возвышенном месте стояла деревянная церковь. Церковь называлась «Крещенская». Первая церковь сгорела. Длительное время на месте сгоревшей церкви стоял крест – в знак бедствия храма. В новой церкви, напротив её знамён и гробницы Иисуса стояли знамёна и гробница из старой церкви. При церкви находилась школа. За церковью стоял мангазей. В него крестьяне ссыпали хлеб. А в неурожайные годы из этого мангазея выдавался хлеб голодающим.


Образование
1908 – 1910г учителями были дьяконы: Дуплёв, Горбунов и Катасонов. Учиться начинали с 14 октября и кончали числа 14 – 20 апреля. Сроки учёбы зависели от начала и конца с/х работ в поле.

Учились весь день. Была одна большая перемена от 1 – 1,5 часа. Приходили, читали молитву, потом пели « Отче наш ». Был один учебник «Сеятель», в котором были басни Крылова, стихи Пушкина. Дисциплина была строгая. Учитель имел право бить учеников указкой, ставить на горох.

В школе была одна икона и лампадка, наглядных пособий не было.

Учились все вместе в одном помещении до 3 классов. В 1912 году, например, в ней занималось 30 учащихся, в основном мальчиков. Дом, в котором размещалась школа, состоял из одной комнаты 5 на 8 метров.

Обучал дьякон « Закону божьему», молитвам, счёту. Звали его Абрамом, сильно избивал детей. Он учил до 1913 года. С 1914 года приехал учитель Филиппов Григорий Яковлевич. Учил одну зиму, затем учительствовал другой.

Начало ХХ века. Промышленное производство.


К 1905 году среди крестьян шли волнения, было недовольство. До Марушки дошли слухи и о дне 9 января 1905г., и о первой революции, и особенно становилось не по себе от раздумий о причинах неудачи, а потом и поражения в войне с Японией. Вернулись первые солдаты к запущенным своим хозяйствам: Афанасий Тимофеевич Ганов, Истомин Пётр Васильевич. В праздничные дни ходили по богатым дворам, просили выпить, приговаривая: «Мы же воевали». Шли в село из японского плена (Буздалкин Иван Кузьмич и др.). Расспросам не было конца. С Балтийского флота вернулся Путятин Еремей и поведал землякам о событиях 1905 года.

К этому времени, а именно с 1905 по 1910 год в Марушке жил купец Николай Петрович Петров. Он имел в продаже все необходимые товары. Был у него и маслодельный завод по переработке молока. Молокосдатчики могли взять товары в кредит, а после расплатиться деньгами или молоком.

Дача товаров в кредит в больших размерах была перед праздником Пасхой. Кроме маслодельного завода купца Петрова, в селе был артельный маслодельный завод. Все члены артели, по положению, должны были сдавать молоко лишь на свой завод. Если кто пытался сдавать купцу Петрову то, согласно артельному уставу, его штрафовали. Артель имела свою лавку-магазин. Председателем был Бацин Иван.

В летние месяцы, т.е. в напор молока, артельный завод давал по 5 сбоек, по 6 пудов каждая. Всего до 30 пудов масла в сутки.

Масло сбывалось в город Бийск, в так называемую контору Бландова. Деньги шли на нужды артели и расчёт с молокосдатчиками. Масло стоило в среднем 40 копеек за сданный пуд. Постоянной цены для сдатчиков не было, она колебалась и зависела от вырученных денег за масло в Бийске и от необходимых внутриартельных расходов.

Несколько раз пытался играть ценами на молоко купец Петров Н.П., чтобы сбить конкурента – артельный завод, но ничего не получилось.

Конкурентная борьба между купцом и артелью закончилась тем, что купец не выдержал и запил. Его жена пожаловалась своему дяде – купцу 1 гильдии города Бийска Рыбакову Власу Максимовичу. Он продал в 1911г. всё движимое и недвижимое имущество купцу из г.Бийска Притчину Николаю Николаевичу, который вёл торговлю в Марушке до 1917г. Когда повеяло революцией, он продал свой магазин и дом Хныкину Калистрату Андреевичу, а последний, уже после революции, Макаренко Леониду.

В предреволюционные годы, кроме артельного магазина-лавки и купца Петрова Н.П., была казённая винная лавка, Целовальником в ней был отец купца Петрова – Петров Пётр Григорьевич. Года три вёл торговлю и имел магазин с различными товарами – Качаев.

Кроме этих крупных торговых магазинов, появилось множество мелких частных лавчонок – до десятка. (Лопатина Семёна, Печугина, Карпушкиной, Ганьчихи, Чиркова Нила Ивановича и др.)

Из предприятий по переработки с/х продуктов в селе был завод по производству растительного масла. Он принадлежал Путятину Егору Егоровичу. Масло вырабатывалось из конопляного семени, подсолнечника, мака, льняного семени. Со всей волости приезжали частники и, за определённую плату, деньгами или натурой – маслом, перерабатывали сырьё. Всю зиму, день и ночь, работал завод. Особенно большая загрузка была перед Великим Постом.

На всю почти волость была одна крупорушка, изготовленная самим хозяином, переселенцем из Нижегородской губернии Буздалкиным Кузьмой Михайловичем. Крупорушка перерабатывала просо, гречиху, подсолнечник и ячмень на крупу. Сырьё привозилось частниками, с которых бралась определённая плата. К 1920 году самодельных крупорушек в волости появилось довольно много.

В селе было три водяных мельницы. Вверх по реке Чемровка, на окраине села, была мельница Щетинина Ильи Ивановича с одним колесом. Между сёлами Ложкино и Марушка – 2-х поставная Баклыкова (2 водяных колеса и 2 рабочих жернова. Колёса и шестерни этих двух мельниц были сделаны из древесины – берёзы). И 3-я мельница - Юматова Кузьмы Павловича (район посёлка Дружба). Лопасти колеса и шестерни были металлические(он был хороший кузнец), Мельница хорошо работала.

В селе имелось две шерстобитки: Головина Григория Лазаревича и Мерзликина Михаила Афанасьевича. Мерзликин и пимы катал заказчикам.

Из множества кузнец на селе можно выделить три.

Первая, надо сказать, образцовая была у Кузьмы Павловича Юматова. Он учился в Бийске и по нуждам того времени что угодно мог сделать.

Вторая кузница – Чиркова Андрея Ивановича, который только и занимался кузнечным делом.

Третья – кузница Бахтина Терентия Львовича.

Производством, выделкой овчин занимались Горбунов Ефим Трифонович, который чернил и красил овчины в зимнее время, и Рыбаков Осип Анисимович, который тоже принимал шкуры от частных лиц и перерабатывал за плату.

В 1910г. в селе появилась первая сноповязалка. Она была преобретена в г.Барнауле Самаковским Никифором и Буздалкиным Кузьмой Михайловичем. Сноповязалка была американского производства марки «Маккармик». Той же марки была и косилка с граблями. Использовались машины в личном хозяйстве владельцев.

В селе была Земская квартира. Содержал её Рупосов Андрей Ильич. Он гонял ямщину, имел три пары лошадей с хорошей сбруей, телеги и прочее. Возил по тракту начальство и других частных лиц у кого водились деньги.

Так, например, в 1909 году проезжал через Марушку в Бийск томский губернатор Пётр Карлович Гран, Рупосов запряг тройку и повёз его.

По воскресеньям привлекало марушан одно из пятистенных зданий, так называемый каземат – место стоянки кандальных каторжан. Из каторжан многие были грамотные, хорошо играли на гармошке, здорово плясали. Жители приносили им хлеб, молоко.


Село в годы лихолетья.

Шла второй год Первая мировая война. В 1916 году в село приехали казаки и потребовали хлеб. Мужчины и женщины (особенно у которых мужья были взяты на германский фронт) стали противиться. Казаки стали хлестать безоружную толпу нагайками. Тут кто-то специально подвёз целый воз берёзовых кольев (под видом обручей к кадкам). Мужчины расхватали эти колья и начали угощать ими казаков. Казаки, угрожая саблями, без выстрелов, вынуждены были убраться.

После за этот бунт были арестованы Иван Афонин и ещё трое человек и отправлены в г.Бийск в тюрьму. Просидели несколько месяцев. Благодаря Февральской революции 1917 года Афонин Иван и его друзья были освобождены.

В октябре 1917 года большевики взяли власть. В стране началась гражданская война. В Сибири установился режим адмирала Колчака. Тяжёлое время переживало село Марушка. Колчаковские заготовители небольшими отрядами то и дело приезжали в село, отбирали скот, хлеб, лошадей. На восточной окраине села, вечерами, тайно собирались Путятин Еремей (участник восстания 1905 года на Балтийском флоте), Теребёнков Николай и другие. Один раз они ездили на сходку в Верх – Шубинку (тогда Аксёново).

16 ноября 1918 года колчаковский карательный отряд, человек 20верховых, шёл через село Ложкино в волостное село Марушку.

Поводом восстания крестьян Марушинской волости против колчаковцев явился такой случай.

В селе Ложкино батрак багатея Лычагина Фёдора Агеевича – Шведов Иван, только что приехал с мельницы и начал выгребать муку. Жена Лычагина позвала Ивана обедать, а когда он сел за стол, хозяйка в окно увидела, что собаки роются в возу с мукой.

Шведов схватил берданку, выскочил на крыльцо и выстрелил в собак. В этот момент колчаковский отряд поравнялся с домом Лычагина.

Колчаковцы кинулись в ограду, схватили Шведова, избили его и увезли с собой в волость, в Марушку. Шведову было предъявили обвинение, что он стрелял в колчаковцев.

Многие жители с. Ложкино выехали выручать Шведова, другие были посланы в другие сёла волости с тем, чтобы все съезжались в Марушку.

В это же время, в селе, колчаковцы по списку, взятого у волостного писаря, начали вызывать солдат, пришедших с германского фронта и требовать шинели.

Из жителей многие начали смеяться, что служили, служили и шинели не заслужили. Многие бывшие солдаты вообще отказались являться на сборню.

В момент борьбы против колчаковцев организатором был большевик Цыганов Степан Афанасьевич, из Рязанской губернии. Сходка устраивалась у Рыбакова Осипа Анисимовича. Участвовали: Зайцев Иван, Федулов Пётр, довольно грамотный по тому времени шорник Борисов Захар Ефремович. Пели революционные песни по вечерам. Хорошим оратором на этих сходках был Стариков Михаил.

На другой день около волостного управления собралось около 3 тысяч человек и потребовали освобождения Шведова. Колчаковцы закрылись в волости, выставив у двери часового. Шестаков Пётр Иванович обезоружил часового. Толпа напирала. Видя, что дело плохо, колчаковцы выпрыгнули с северной стороны волости в окно и побежали в направлении села Верх – Шубинки. Многие кинулись в дагонку. В селе Верх – Шубинка жители тоже встретили их недружелюбно, к тому же следом за ними прибыли и несколько мужчин из Марушки.

Список марушинских солдат, пришедших с германского фронта, дополнился фамилиями марушан, прибывших в Верх – Шубинку, да и самими верх – шубинцами, которые явно высказывались против колчаковцев.

После этого случая, некоторые, не ожидая второго нашествия колчаковцев, с семьями отбыли в полевые землянки, но бывшие солдаты и другие революционно – настроенные жители решили дать отпор. Собирались вечерами договаривались, даже составили письменно, так называемый «приговор». Официальное оформление приговора вёл Иван Фёдорович Волобуев с 1892г рождения. В «приговоре» давалась клятва, чтобы дать отпор колчаковцам, а семьям людей пострадавшим от колчаковцев оказывать помощь до самой смерти.

Участники приговора тоже стали известны колчаковцам от предателей и в ходе допросов во второй приезд колчаковцев, а прибыл отряд через три дня после первого 18-19 ноября после первого. Отряд был довольно большой – 250 верховых.

В селе начались аресты, в волостном доме допросы, порка, избиение арестованных; пьянство, обжорство и мародёрство колчаковцев.

Розыски лиц, подлежащих аресту, вели не только каратели, но порой и близкие обвиняемых. Делалось это просто: «Не найдёшь – твою семью расстреляем». И находили. Кроме этого, сельский поп Бельский и его сыновья, Михаил и Иннокентий, которые к этому времени служили добровольцами у колчаковцев и прибыли с отрядом, тоже оказывали начальнику карателей поручику Серебренникову всяческое содействие. Избиение, наказание плетьми осуществлялось палачом Бильманом.

Колчаковцами были замучены и расстреляны:



  1. Куксин Василий Васильевич

  2. Куксин Афанасий Листофорович

  3. Новиков Никита Семёнович

  4. Косых Степан Иванович

  5. Копытов Никита Иванович

  6. Волобуев Иван Фёдорович

  7. Стариков Михаил Евдокимович

  8. Стариков Александр Евдокимович

  9. Кулёмин Фёдор Андреевич

  10. Юров Архип Филиппович (расстрелян около волости, когда уезжал отряд)

  11. Семёнов Никита Семёнович

  12. Грибанов Самсон

  13. Селиванов Макар Осипович

  14. Самаковский Василий Никифорович.

Палачи зверски искололи свои жертвы штыками, восемнадцатилетнему Куксину Василию Васильевичу было нанесено более 15 штыковых ран в голову. Целый день родственники просили разрешения похоронить погибших. Только к вечеру, было разрешено, домой их не отдали. Кто-то принёс воды и на морозе обмыли лица мёртвых, принесли холст, расстелили его на дно могилы. Без гробов, в одежде сложили 12 расстрелянных.

Оставшиеся на свободе участники восстания поклялись отомстить врагу. Выкрали добровольцев карательного отряда, детей попа Бельского, Михаила и Иннокентия. Они были приговорены к смерти за измену и увезены к поскотине (яминским воротам). Там приговор привели в исполнение. Михаил был убит, а Иннокентий был ранен и затаился. Когда мстители уехали, он убежал в Марушку и скрылся. После этого случая каратели совершенно озверели.

Дочь казнённого Куксина Гаврила Ивановича так вспоминает это время:

«Отца увели. Мать целыми днями плакала, носила передачу отцу. Иногда все родственники собирались вместе. Ведь у нас из родственников было арестовано четыре человека. Глядя на взрослых, плакали и мы. Отчётливо сохранился в моей памяти день, когда мать, добиваясь разрешения на свидание с отцом, взяла нас с собой, в волостное управление. Брата (Мишу) она несла на руках, я шла сбоку, держась за юбку.

Идти было далеко, и мы несколько раз отдыхали. Трудно было беременной матери нести братишку. Кроме того, она 2 – 3 дня ничего не ела. Свидания нам не дали. На площади около сборни я любовалась на высокие новые столбы с перекладиной. Они походили на ворота.

Где мне было знать, что через несколько часов мой отец будет висеть на этих «воротах».

Видимо мать-то, кое-что знала, так как обратный путь был для неё труднее…»

Несмотря на тяжёлое положение, заключенные не вешали головы. Палачи могли слышать смех, по-крестьянски грубоватые шутки, но не мольбу о пощаде. Голых Михаил Алексеевич, сидевший в одной камере с ними по делу дезертирства из колчаковского полка г.Бийска так описывал поведение арестованных: «…Многие, из находившихся в камере, были сильно избиты, но держались бодро. Ни стонов, ни вздохов. Вызывали на допросы несколько раз. Обратно в камеру возвращали волоком, в беспамятстве. В ночь на 21 ноября камеру открыли. У узников была договорённость – силой пробиться, но камера была окружена хорошо вооружённым нарядом. К заключённым вошёл местный поп Бельский, но от услуг его заключённые отказались. Они смело шли на смерть, сами надевали себе на шею петлю, не желая воспользоваться «услугами» палачей. О таких людях нельзя забыть!»

21 ноября 1918 года, ночью, при усиленном наряде начали выводить по три человека к виселице. 12 марушан были казнены через повешение. Это:

1. Чупов Сергей Филиппович

2. Путятин Еремей Степанович

3. Федулов Пётр Матвеевич

4. Рупосов Степан Ильич

5. Поротиков Прокопий Михайлович

6. Куксин Гаврила Иванович

7. Голых Егор Алексеевич

8. Хныкин Иван Алексеевич

9. Ганов Фёдор Николаевич

10. Мерзликин Михаил Гаврилович

11. Рожнов Фома Михайлович

12. Копытов Дмитрий Корнилович.

Цыганов Степан Афанасьевич (один из руководителей восстания), Зайцев Иван Васильевич, Чирков Иван Максимович, Черемняков Сергей Архипович, Ганов Пётр Михайлович, Князев Константин Григорьевич (из Верх-Шубенки) были увезены в г.Бийск и все, кроме Князева Константина Григорьевича были расстреляны в Бийском бору. В Князева Константина тоже стреляли, раненый, но живой он истекал кровью. На него натолкнулась женщина. Она перевязала его платком, после он прибежал в своё село, постучал домой, вышла жена. Побоявшись, что кто-либо из присутствующих может догадаться и выдать мужа, она попросила подругу накормить и переодеть своего мужа. А зимой она повезла его на подводе в степь, закрыв его своей юбкой. Исполнителем был глуповатый Барышев, который выдал их, но Князев и здесь смог уйти.

После Князев Константин Григорьевич работал председателем колхоза в селе Верх – Шубинка.

В 1918 году в Верх – Шубинке карателями были замучены и расстреляны 18 человек по предательству Белоусова Ивана и Сорокина Алексея, которым не удалось в 1919г уйти от мести партизан.

В селе Ложкино по предательству жены был зарублен саблей партизан Калинин Егор главарём колчаковского отряда по кличке «Тигр». А несколько дней спустя пришедший партизанский отряд с боевыми почестями похоронил своего боевого товарища.

В селе Марушке было расстреляно колчаковцами 14 человек, повешено 12 человек, увезено в город Бийск и расстреляно 5 человек. Всего 31 человек.

По предварительным данным колчаковцами было наказано в волости около 500 человек.

Но ничто не могло сломить веру в правое дело. Восставшие действовали в одиночку и группами, нанося ощутимые удары по колчаковцам до самого прихода регулярных красных войск.

С осени 1919 года, с приказом партизан в селе устанавливалась Советская власть. В 1920 году в Красную Армию мобилизовали уже по повесткам.
Введение

Воспитание патриотизма сегодня – одна из важнейших задач государства. Знание истории своего народа, государства, города, села – что может лучше воспитать патриотизм. Важно, чтобы люди знали свои корни, гордились делами своих прадедов. Изучение истории своей малой родины не только интересно само по себе, в рамках воспитания патриотизма, наиболее мощных фактор для гордости за свой народ.

Цель работы – изучить историю возникновения нашего села, его дореволюционного развития.

Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:

- проследить историю села Марушка с момента возникновения до установления Советской власти;

- изучить образ жизни жителей старой Марушки.

Объектом исследования является общественно – экономическое развитие села с момента возникновения до установления Советской власти.

Предметом – история села Марушка.

В качестве гипотезы мы предположили, что с. Марушка являлось достаточно развитым производителем сельскохозяйственной продукции в дореволюционное время.

Методы исследования.

Основным методом исследования стало изучение записей воспоминаний старожилов села, сохранённые в школьном музее. Воспоминание ещё живых старожилов села.

Заключение


В результате нашего исследования мы выполнили поставленные задачи: проследили историю села Марушка с момента возникновения до установления Советской власти. В общем плане познакомились с образом жизни старой Марушки.

Наша гипотеза подтвердилась: село Марушка в дореволюционное время было развитым в производстве сельскохозяйственной продукции, имело свою промышленность для её переработки.

Жители села были активны и в общественном плане. Это подтверждается их героической борьбой против колчаковцев.

Село Марушка имеет длинную и богатую историю. Сравнивая сегодняшнюю Марушку с той, прошлой, с сожалением приходиться признать, сравнение не в нашу пользу.

Считаем, что работу в данном направлении необходимо прододжать.

Содержание




  1. Введение

  2. Основная часть

    1. Основание села. Первые жители.

    2. Способ пользования землёй, севооборот, средний урожай, цены.

    3. Пчеловодство.

    4. Скотоводство.

    5. Промыслы.

    6. Размер оклада и раскладка повинностей.

    7. Денежный мирской сбор.

    8. Страхование строений.

    9. Натуральные повинности.

    10. Общие размеры денежных и натуральных повинностей. Мирской капитал. Волостная и сельская администрация.

    11. Церковь

    12. Образование

    13. Начало ХХ века. Промышленное производство.

    14. Село в годы лихолетья.

  3. Заключение.

Краевой открытый конкурс реферативных, научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Озарение».

Номинация: история времён и народов (краеведение)

История села Марушка

(проектно-исследовательская работа)

Выполнил учащийся 9 класса

МОУ «Марушинская средняя

(полная) общеобразовательная

школа» Сугоняк Владислав.
Руководитель: учитель истории

и обществознания 1 категории

МОУ «Марушинская средняя

(полная) общеобразовательная



школа»

Букреев Юрий Николаевич.



Барнаул 2009

Основание села. Первые жители

Марушинской значится 76 мужского и 88 женского. Всего – 164 человек, тогда как по переписи 1782 года было женщин 51, а мужчин 56. Всего 107 человек. Разница в годах переписи 13 лет

234.63kb.

16 12 2014
1 стр.


Естественное движение населения год население

Май 1929 года – дата образования Луговского сельсовета. Первые жители села сначала жили на Каспоре, и на Юркино в 1,5 км от Лугового. На территорию сегодняшнего п. Луговой завозили

35.23kb.

26 09 2014
1 стр.


Из истории села

«Соколик», от которого село получило свое название. Первоначально население села Сокольи Горы было очень разнообразным. Первые насельники его были из трех племен: татары- магометан

29.09kb.

10 10 2014
1 стр.


Память о прошлом

Героев Советского Союза. Каждый год, на протяжении 47 лет, по традиции коллектив школы, жители села, приглашённые воспоминают историю подвига А. С. Красилова, Л. А. Черемнова и И.

18.42kb.

12 10 2014
1 стр.


Умри, йог, умри

М был воздвигнут высоко, и на этом храме появилось много золотых колонн. Но основание есть основание. Основание не видимо никому. Но на этом основании стоит вся структура, все стен

5969.68kb.

15 12 2014
25 стр.


Исследовательская работа «почему умирают деревни…»

По иронии судьбы многие села, кормившие страну в середине 20-го столетия, в 70-80-е годы стали «неперспективными». И жители, потерявшие работу, связь с городом, надежду на благопол

151.25kb.

11 09 2014
1 стр.


Основание села Трескино

В селе до сих пор сохранились парки помещиков Сомова, Топорнина, барона Унгерн – Штернберга, Дурново и Акимова. От помещика Дурново сохранился не только парк, но и строение, некогд

75.27kb.

26 09 2014
1 стр.


Исторические события, связанные с жизнью села

В заболоченных проймах здешней тайги петляют многие из притоков Чулыма, по берегам которых еще в позапрошлом веке возникали первые русские поселения, в том числе Поваренкино

40.73kb.

14 12 2014
1 стр.