Перейти на главную страницу
Основополагающим документом в России по стандартизации является Закон Российской Федерации от 10.06.93 № 5154–1 “О стандартизации” [20]. В России действует Государственная система стандартизации (ГСС) – комплекс взаимоувязанных Нормативно технических документов, регламентирующих все сферы деятельности по разработке и контролю за внедрением и соблюдением стандартов в стране.
ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации (ГСС) Российской Федерации. Основные положения" определяет понятие стандартизации следующим образом.
Стандартизация - это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон и, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации (использования) продукции и требований безопасности. Это определение гармонизировано с соответствующим определением международного документа по стандартизации – Руководства ИСО/МЭК 2. По форме проведения стандартизация может быть государственной, национальной и международной.
Основные аспекты стандартизации как целенаправленной деятельности общества: техническая и экономическая эффективность; качество и безопасность продукции.
Основными объектами стандартизации являются, главным образом, элементы материального производства (средства, технология и организация производства), а также элементы нематериальной сферы (термины, символы, величины, системы документации, нормы техники безопасности и т.п.).
3.1. Цели и задачи стандартизации.
Стандартизация как целенаправленная деятельность общества преследует достижение следующих основных целей:
ускорение технического прогресса, повышение эффективности общественного производства и производительности труда (в том числе инженерного и управленческого);
улучшение качества продукции и обеспечение его оптимального уровня, установление рациональной номенклатуры выпускаемой продукции;
развитие специализации в области проектирования и производства продукции;
экономию материальных и трудовых ресурсов, обеспечение охраны здоровья населения и безопасности труда;
развитие международного экономического, технического и культурного сотрудничества, создание условий для развития экспорта товаров, отвечающих требованиям мирового рынка.
установление требований к качеству готовой продукции на основе стандартизации ее качественных характеристик, а также характеристик сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;
разработки и установления единой системы показателей качества продукции, методов и средств контроля и испытаний, а также необходимого уровня надежности изделий с учетом их назначения и условий эксплуатации;
установление норм, требований и методов в области проектирования и производства с целью обеспечения оптимального качества и исключения нерационального многообразия видов, марок и типоразмеров продукции;
развитие унификации промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышения уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;
обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создания государственных эталонов единиц ФВ и совершенствования методов и средств измерений высшей точности;
установления единых систем документации, в том числе унифицированных, используемых в автоматизированных системах управления, установления систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
установления систем стандартов в области обеспечения безопасности труда, охраны природы и улучшения использования природных ресурсов.
По последующему влиянию на развитие народного хозяйства различают стандартизацию по достигнутому уровню, опережающую стандартизацию и комплексную стандартизацию [11,12].
Стандартизация по достигнутому уровню устанавливает показатели, отражающие свойства существующей и освоенной в производстве продукции (фиксирует достигнутый уровень производства). Такой подход используется при стандартизации показателей качества продукции массового производства межотраслевого применения (например, радиокомпоненты, крепежные изделия, некоторые виды сырья и др.)
Опережающая стандартизация устанавливает повышенные по отношению к уже существующему на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые согласно прогноза будут оптимальны в последующее время. Опережающие стандарты - наиболее прогрессивная форма стандартов. Они, как правило, устанавливают несколько ступеней качества и сроки их внедрения в действие. Первая ступень - действующая - является обязательной и действует на правах Государственного стандарта. Последующие ступени являются перспективными для внедрения и вводятся после прекращения действия предыдущей ступени. Количественные показатели, регламентированные стандартом, могут при этом уточняться.
Комплексная стандартизация осуществляет целенаправленное и планомерное установление и применение требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам. Она призвана обеспечивать разработку и внедрение комплексов взаимосвязанных и согласованных стандартов к объектам стандартизации: изделиям, их составным частям, сырью, материалам, покупным изделиям, технологии изготовления, упаковке, транспортировке и хранению, эксплуатации и ремонту. Кроме норм и требований к материальным объектам комплексная стандартизация охватывает также общетехнические нормы, системы документации, нормы техники безопасности и т.п.
3.2. Методы стандартизации.
Основными методами стандартизации являются: метод предпочтительных чисел, метод ограничения, типизации, агрегатирования и унификации. В радиоэлектронике как отрасли народного хозяйства, отличающейся большим многообразием и номенклатурой комплектующих изделий и используемых материалов, находят широкое применение все эти методы [11].
Метод предпочтительных чисел является теоретической базой современной стандартизации. Согласно этому методу устанавливают несколько рядов значений стандартизуемых параметров с тем, чтобы при их выборе первый ряд предпочитать второму, второй – третьему и т. д.
Ряды предпочтительных чисел используются для выбора типоразмеров деталей и типовых соединений, рядов допусков, посадок и других параметров, стандартизуемых одновременно для многих отраслей промышленности Наиболее широко используются ряды предпочтительных чисел, построенные по геометрической прогрессии Наиболее удобными являются геометрические прогрессии, включающие число 1 и имеющие знаменатель
ГОСТ 8032 – 84 в соответствии с рекомендациями Международной организации по стандартизации (ИСО) устанавливает четыре основных ряда предпочтительных чисел R5;R10;R20;R40 и два дополнительных R80;R160.Для ряда R5, например, знаменатель прогрессии .
Предпочтительные числа и их ряды используются в машиностроении при назначении классов точности, линейных размеров, углов, радиусов, канавок и т.п., а также для упорядочения выбора величин и градаций параметров производственных процессов, оборудования, приспособлений и т.п. Для этой цели разрабатываются стандарты на параметрические, типоразмерные и конструктивные ряды этих изделий.
В радиоэлектронике в соответствии с рекомендациями Международной электротехнической комиссии (МЭК) используются предпочтительные числа, построенные по рядам Е. Так номинальные значения сопротивления резисторов в соответствии с ГОСТ 2825 – 67 и значения емкости конденсаторов устанавливаются по рядам Е3;Е6;Е12 и Е24 – основные ряды, и Е48,Е96,Е192 – дополнительные ряды. Цифра после буквы Е указывает число номинальных значений в каждом десятичном интервале. Ряд Е3, например, в каждом десятичном интервале имеет номинальные сопротивления, соответствующие числам: 1,0; 2,2; 4,7 и числам, получаемым умножением или делением этих чисел на 10n , где n – целое положительное или отрицательное число.
Метод симплификации (ограничения) заключается в отборе и рациональном правовом ограничении номенклатуры объектов, разрешенных для применения в данной отрасли, на данном предприятии или каком либо объекте (изделии). Проведение ограничения возможно на любом уровне. Государственные стандарты могут быть ограничены отраслевыми, а последние - стандартами предприятия.
Основными направлениями работ по рациональному ограничению в радиоэлектронике являются:
1. ограничение номенклатуры покупных комплектующих изделий, разрешенных для применения на предприятиях данной отрасли (например, перечень радиодеталей и электрорадиоэлементов, разрешенных для применения при разработке радиоэлектронной аппаратуры НО.005.038);
2. ограничение номенклатуры разрешенных для применения материалов и полуфабрикатов для данной отрасли;
3. ограничение видов используемых технологических процессов (например, ограничительный стандарт "Платы печатные. Технология");
4. диаметров резьб, допусков, посадок и т.п. (например, "Перечень диаметров и шагов метрических резьб, разрешенных к применению на предприятиях отрасли вычислительной техники; нормальные линейные размеры." Ограничение ГОСТ 6636 - 60);
5. ограничение номиналов электрических, физических и других основных параметров изделий - параметрические ограничения (например, "Ряд номинальных значений напряжений и токов для радиоэлектронной аппаратуры" НГО.010.027);
6. ограничение номенклатуры комплектующих изделий и материалов для конкретных видов изделий (например, ОСТ ОКО.005.042 "Бытовая аппаратура магнитной записи. Перечень электрорадиоэлементов, разрешенных к применению").
Агрегатирование резко снижает трудоемкость проектирования новых изделий, процесс разработки сводится к компоновке и отработке изделия в целом. Агрегатирование обеспечивает более благоприятные условия для ремонта изделия путем замены отдельных частей (агрегатный ремонт). Агрегатирование находит широкое применение при создании многих устройств самого различного назначения на основе использования ряда составных частей с определенными, строго нормированными, присоединительными параметрами. В радиоэлектронике метод агрегатирования нашел широкое применение при проектировании аппаратуры функционально-узловым методом из модулей, микромодулей, микросхем и других унифицированных функциональных узлов.
единообразие в конструктивном оформлении изделий;
функциональная законченность изделий;
подчинение основных параметров изделий общим требованиям или подчинение основных параметров ряда изделий определенному закону;
возможность использования унифицированного изделия в составе различных устройств различного функционального назначения.
Унификация может быть частичной, общей (комплексной) и опережающей.
Частичная унификация - унификация изделий ранее созданных на основе общности их размерных и параметрических характеристик. При этом используется лишь часть изделий из их возможных вариантов.
Комплексная унификация - унификация, проводимая среди всех изделий тождественного функционального назначения и заменяющая их одним или несколькими изделиями - унифицированным рядом.
Опережающая унификация - проведение специальных работ по созданию унифицированных изделий, обеспечивающих выполнение подавляющего большинства функций изделий этого класса и исключающих создание изделий аналогичного назначения.
Метод унификации - наиболее распространенный метод стандартизации.
Таким образом, если агрегатирование - создание объектов (агрегатов) частного функционального назначения, то метод унификации направлен на создание объектов широкого назначения на базе оригинальных составляющих или объектов с частными функциями. Технико-экономическая эффективность методов агрегатирования и унификации обусловлена тем, что резко возрастает серийность изделий, качество их отработки и надежность. Повышение серийности производства унифицированных изделий позволяет применять более производительное оборудование, прогрессивную технологию и рациональную организацию производства, что обеспечивает резкое снижение затрат на изготовление.
Стандарт как нормативно-технический документ есть результат конкретной работы по стандартизации, полученный на основе достижений науки, техники и практического опыта, принятый (утвержденный) соответствующей компетентной организацией. При разработке всех типов национальных стандартов учитываются рекомендации международных организаций по стандартизации.
Госстандарт России допускает следующие правила применения международных стандартов:
Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), сфера обязательного применения - народное хозяйство страны;
отраслевой стандарт (ОСТ), сфера обязательного применения - отдельные отрасли промышленности;
стандарт подотрасли (ОСТ), сфера обязательного применения - все предприятия данной подотрасли;
стандарт предприятия (СТП), сфера обязательного применения - только на конкретном предприяти;.
В соответствии с Законом государственные стандарты принимает Гсстандарт России. Государственные стандарты вводятся в действие после их регистрации в Госстандарте России.
В радиоэлектронике стандарты по их видам могут быть разделены на две группы: стандарты на определенную продукцию или определенные виды изделий и их качественные характеристики и стандарты на общие нормы и требования (т.е. не относящиеся к каким-либо конкретным изделиям) [11,12,14].
1. Стандарты технических условий (ТУ) на детали и узлы конструктивно-элементной базы радиоэлектронных устройств и массовые изделия электронной техники. Стандарты общих технических условий (ОТУ) на группы однотипных изделий, для которых установлены единые нормы показателей качества (например, полупроводниковые приборы, функциональные узлы и т.п.);
2. Стандарты параметров (размеров), устанавливающие параметрические и размерные ряды изделий по основным потребительским показателям качества (например, ГОСТ 2825 - 67 "Резисторы постоянные. Ряды номинальных сопротивлений");
3. Стандарты типов и основных параметров (размеров) (например, ГОСТ 5657 - 67 "Приемники радиовещательные. Классы. Основные параметры");
4. Стандарты технических требований, определяющие все или основные эксплуатационные показатели качества и свойства изделия, а в ряде случаев и производственные показатели качества (например, ГОСТ 11289 - 65 "Антенны телевизионные приемные. Технические требования");
5. Стандарты методов испытаний, устанавливающие методы испытаний (контроля, измерений) эксплуатационных характеристик, орпеделяющих показатели качества изделий (напимер, ГОСТ 11199 - 65 "Резисторы переменные. Методы испытаний");
6. Стандарты правил приемки маркировки, упаковки, хранения и транспортировки, а также стандарты правил эксплуатации и ремонта (эти стандарты пока не получили в стране должного распространения).
К стандартам второй группы относятся стандарты на общие нормы и требования:
1. Стандарты типовых технологических процессов (пайки, сварки, герметизации, влагоизоляции и т.д.) Стандарты этого вида относятся к категории отраслевых, подотраслевых и СТП;
2. Стандарты организационно-методические, устанавливающие нормы, требования и правила проведения работ во всех сферах деятельности предприятий и организаций (например, стандарты, определяющие организацию производства микросхем частного применения);
3. Стандарты на общетехнические нормы, устанавливающие термины, обозначения, единицы измерения, системы документации (например, ГОСТ 8.417 - 81 "Единицы физических величин" или такие комплексы стандартов, как ЕСКД, ЕСТД и др.);
4. Стандарты на проектно-конструкторские нормы. Государственные и отраслевые стандарты на предпочтительные числа, размеры, допуски, а также на методики расчета, ряды напряжений и токов, требований к надежности, устойчивости к механическим и климатическим воздействиям и др. Сюда же относятся ограничительные стандарты всех видов и различные "Руководства по выбору".
Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов осуществляет Госстандарт России. Непосредственное осуществление контроля и надзора от имени Госстандарта России проводят его должностные лица: главный государственный инспектор Российской Федерации; главные государственные инспекторы республик в составе РФ; краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов; государственные инспекторы по надзору за государственными стандартами.
3.4. Международная стандартизация.
В развитии международной стандартизации заинтересованы как крупные развитые страны, стремящиеся найти новые рынки сбыта своей продукции, так и развивающиеся страны, которые видят в ней пути ускоренного экономического и технического развития.
Наиболее крупными международными организациями по стандартизации, разрабатывающими рекомендации по стандартизации по широкому кругу вопросов, являются Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК). Россия является членом этих организаций. Участие в них обуславливает использование рекомендаций этих организаций при подготовке новых и пересмотре действующих национальных стандартов, а также внедрение отечественных требований в рекомендации МЭК.
Кроме ИСО и МЭК, существует ряд других международных организаций, работа которых в большой мере связана со стандартизацией. Это Международный союз электросвязи (МСЭ), Международная комиссия по гражданской авиации (ИКАО), Европейская комиссия контроля качества (ЕОКК) и др.
Вопросы для самоконтроля
В руководстве ИСО/МЭК 2 и в основополагающих документах системы сертификации ГОСТ Р в Российской Федерации под сертификацией соответствия (т.е. соблюдения всех установленных требований к продукции, процессу или услуге)понимается действие третьей стороны, доказывающее, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют некоторому конкретному стандарту или другому нормативному документу. При этом под третьей стороной понимается лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих в рассматриваемом вопросе двух сторон, представляющих соответственно интересы поставщиков и интересы потребителей [15,16].
Для решения этой проблемы в декабре 1989 г. Совет ЕС принял документ “Глобальная концепция по сертификации и испытаниям”. Идея этого документа – формирование доверия к товарам и услугам путем сертификации по единым европейским нормам. Для практической реализации единого подхода в сертификации товаров и услуг Европейские страны основали множество организаций по сертификации и испытаниям.
В СССР, а затем и в Российской Федерации сертификация начала развиваться с 1979 г. Соответствующими постановлениями Госстандарту совместно с министерствами и ведомствами было поручено утвердить головные организации по испытаниям важнейших видов продукции производственно – бытового назначения. Типовое положение об отделе технического контроля (ОТК), выпущенное в 1980г. определяло, что главными задачами ОТК являются предотвращение выпуска предприятием продукции, не соответствующей требованиям стандартов и ТУ. Таким образом, система контроля на предприятии может служить прообразом системы сертификации продукции, но отличается от нее тем, что сертификация предусматривает контроль третьей стороной, а ОТК – это элемент производственной структуры предприятия.
Одним из первых документов, регламентирующих деятельность по сертификации в нашей стране, был руководящий нормативный документ РД 50 – 596 – 86 “Временное положение о сертификации продукции в СССР”. Функции национального органа по сертификации возлагались на Госстандарт. Отечественная сертификация того периода характеризовалась следующими особенностями:
К началу 90-х годов в России сформировалась нормативная и техническая база для создания национальной системы сертификации. Законодательно сертификация как обязательная процедура защиты прав потребителя была введена в действие в 1992 г. Законом Российской Федерации “О защите прав потребителя” [18]. С мая 1992 г. в России введена в действие система обязательной сертификации ГОСТ Р. Основополагающим документом Российской Федерации в области сертификации является Закон “О сертификации продукции и услуг” от 10 июня 1993 г.[19]. Другими законами, регулирующими деятельность по сертификации в РФ, является Закон “О стандартизации” и Закон “Об обеспечении единства измерений”[17,20].
В мировой практике сложились два пути сертификации [15,16]:
Первый - принятие решений по результатам сертификации: продукция соответствует или не соответствует определенным требованиям.
Второй - качественная оценка степени соответствия предъявленным требованиям. Решению "не соответствует" при этом сопутствует количественная мера степени несоответствия (что позволяет управлять качеством продукции). Оба пути основаны на оценке качества объекта сертификации, что предопределяет использование аппарата квалиметрии - научной дисциплины, изучающей проблематику и методологию количественного и качественного оценивания объектов (продукции) различной природы, развивающей систему методов измерения свойств продукции и оценивания ее качества. Поскольку квалиметрия использует измерения, то она очень тесно связана с метрологией. Квалиметрия опирается на инструментальные методы метрологии как на измерительную базу при измерении свойств продукции, качество которой оценивается. Но она во многом существенно отличается от метрологии. Так, например, в квалиметрии широко используются органолептические методы оценки качества и методы экспертной оценки качества [13] Квалиметрические эталоны (базовые объекты в виде реальных или гипотетических образцов) – существенно отличаются от метрологических эталонов своим многообразием и изменчивостью, обусловленной постоянным изменением требований к продукции.
В сфере производства, обращения и потребления продукции основными целями сертификации являются:
Сертификация продукции и услуг предусматривает проведение комплекса мероприятий, предшествующих выдаче сертификата и обеспечивающих его достоверность. Эти мероприятия охватывают все стороны производства и контроля качества продукции: технические, метрологические, нормативно – технические и правовые. Сертификация стимулирует развитие технического прогресса, так как выход на мировой рынок новых экспортеров какой либо продукции связан для них с необходимостью доведения технологии и культуры производства до уровня ведущих стран – экспортеров и до более высокого уровня, чтобы обеспечить успех в конкурентной борьбе.
Законодательным путем формируется система обязательной сертификации, которая опирается, как правило, на государственные структуры и действует на основании Закона РФ "О сертификации продукции и услуг”.
В других странах задачи сертификации в законодательно регулируемой области точно такие же, как и в России. Испытания и последующая оценка продукции проводятся на соответствие требованиям законодательных актов (директив) по безопасности, в которых заложены минимальные требования к показателям безопасности и указаны методы оценки соответствия, которые должны применяться. При этом национальные требования по безопасности продукции в отдельных странах могут быть только более строгими, но никак не менее тех, что указаны в директивах.
Основное отличие схем сертификации заключается в следующем.
Схемы 1 – 5 предусматривают проведение в испытательной лаборатории испытаний типового образца продукции, и инспекционный контроль после выдачи сертификата, путем испытания образцов, взятых либо у изготовителя, либо у продавца (в зависимости от схемы). Дополнительные схемы 1а – 4а предусматривают анализ состояния производства (до выдачи сертификата на продукцию).
Схема 6 предусматривает рассмотрение декларации о соответствии, сертификацию системы качества на производстве и контроль за стабильностью функционирования этой системы.
Схема 7 предусматривает выдачу сертификата после испытания выборки образцов из партии продукции.
Схема 8 – предусматривает испытание каждого образца, т.е. сертификат выдается на каждый конкретный образец продукции.
Схемы 9 (9а), 10 (10а) так же, как и схема 6 , предусматривают рассмотрение декларации о соответствии с анализом состояния производства и инспекционным контролем сертифицированной продукции или без этих операций.
Схему добровольной сертификации определяет заявитель и предлагает ее органу по сертификации.
Проведение сертификации услуг имеет свою специфику и свои схемы сертификации. Инспекционный контроль в них может осуществляться с использованием социологических методов.
Таким образом сертификация осуществляется в рамках определенной системы и по выбранной схеме сертификации. Порядок ее проведения устанавливается правилами конкретной системы. Но основные этапы процесса сертификации неизменны и не зависят от вида и объекта сертификации. Общие требования к порядку проведения обязательной сертификации продукции, работ и услуг в Системе ГОСТ Р регламентированы стандартом ГОСТ Р 40.001 – 95. При обязательной сертификации продукция (услуги) проверяется на соответствие требованиям:
Процедура (алгоритм) сертификации продукции представлена в приложении 6
По результатам рассмотрения заявки орган по сертификации принимает решение, в котором содержатся все основные условия сертификации: схема сертификации; перечень необходимых технических документов; перечень испытательных лабораторий и перечень органов, которые могут провести сертификацию производства и системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации).
Заявитель выбирает конкретную испытательную лабораторию и орган по сертификации производства. Количество образцов продукции, порядок их отбора, правила идентификации и хранения определяются правилами системы сертификации. Как правило, отбор образцов для испытаний осуществляет орган по сертификации, или по его поручению – испытательная лаборатория. В целях обеспечения доказательности результатов проведенной сертификации образцы, прошедшие испытания, хранятся в течение срока годности продукции или срока действия сертификата. Типовой порядок обращения с образцами, используемыми при проведении обязательной сертификации продукции, определен стандартом ГОСТ Р 40.002 – 96.
Орган по сертификации проводит анализ актов, протоколов и других документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям и, при положительных итогах анализа, принимает решение о выдаче сертификата, оформляет его и регистрирует. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом ее итогов, но не более чем на три года.
Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией организует орган по сертификации в течение всего срока действия сертификата и лицензии, но не реже одного раза в год. Инспекционный контроль осуществляется в виде периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и других проверок, необходимых для подтверждения того, что реализуемая продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным ранее при сертификации. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата и анулировать лицензию на право применения знака соответствия
Для реализации этого принципа на этапе эскизного проектирования разрабатывается программа сертификации, охватывающая все виды работ: создание моделей; испытательных стендов; разработку и уточнение методов лабораторных, стендовых и натурных испытаний агрегатов СТС. Роль наземной отработки агрегатов летательных аппаратов или ракетно-космической техники для подтверждения их характеристик и требуемого уровня надежности очень велика. “Чем дальше от доски конструктора обнаруживается ненадежность, - говорил академик А. Н. Туполев, - тем дороже она обходится. Следовательно еще на начальном этапе создания СТС должны разрабатываться методики сертификационных испытаний агрегатов СТС и экспериментально испытательные средства, с помощью которых на этапе лабораторно стендовой отработки узлов будет осуществляться заполнение значительного объема таблицы соответствия.
Для сертификации СТС в РФ созданы и продолжают создаваться специальные системы сертификации. Примерами специальных систем сертификации СТС могут служить Федеральная система сертификации ракетно–космической техники (ФСС КТ), система “Оборонсертифика“ и создаваемая система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок.
Вопросы для самоконтроля
Рекомендации разработаны фгу «Татарстанский центр стандартизации, метрологии и сертификации»
14 12 2014
9 стр.
Стандартизация, по определению академика Н. Н. Семенова, это наука о формах наиболее эффективной организации производства, а также потребления его продуктов. Она соединяет воедино
10 10 2014
2 стр.
Цель изучения дисциплины овладение научно-методическими и организационными основами стандартизации в приборостроении
10 10 2014
1 стр.
Подготовлен "Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении"
09 10 2014
4 стр.
Внесен техническим секретариатом Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации
14 09 2014
1 стр.
Разработан всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (вниинмаш) Госстандарта России
14 10 2014
1 стр.
Основные термины в области стандартизации установлены Комитетом iso по изучению научных принципов стандартизации (стако). Эти определения приняты многими странами, в том числе и Р
10 10 2014
1 стр.
Национальный орган по стандартизации, технические комитеты по стандартизации
10 10 2014
1 стр.