Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4


На правах рукописи
НЕЙМАТОВ Азад Ягутович


ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ И ДИПЛОМАТИИ САУДОВСКОЙ АРАВИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Специальность 23.00.04 —

Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук


Москва – 2012

Диссертация выполнена на кафедре дипломатии Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России



Научный руководитель:

доктор исторических наук, Мелихов Игорь Александрович



Официальные оппоненты:

Вавилов Александр Иосифович – доктор исторических наук, профессор, Дипломатическая академия МИД России, профессор кафедры международных отношений и внешней политики

Манойло Андрей Викторович – доктор политических наук, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, профессор кафедры российской политики

Ведущая организация:

Институт стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Защита состоится « 12 » апреля 2012 г. на заседании диссертационного совета Д 209.002.02 (политические науки) при Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД России в___часов, в ауд.____

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени
И.Г. Тюлина МГИМО (У) МИД России по адресу: 119454, город Москва, Проспект Вернадского, дом 76.

С авторефератом диссертации можно ознакомиться на официальном сайте МГИМО (У) МИД России www.mgimo.ru.

Автореферат разослан «___» _____________ 2012 года

И.о. ученого секретаря

диссертационного совета Т.А.Шаклеина


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена наличием уникальных исторических, религиозных, государственно-правовых и ресурсных предпосылок возрастания роли Королевства Саудовская Аравия (КСА) в современной системе глобальных и региональных международных отношений и высокодинамичным характером глубинных изменений этих отношений в настоящее время.

В условиях глобализации мировые процессы включают в число своих участников новые государства, которые стремятся играть собственную роль на международной арене. Данная тенденция ни в коей мере не отменяет самостоятельности действий той или иной страны. Этим обусловливается высокая важность дипломатии как инструмента, позволяющего максимизировать выгоды от участия государства в процессах глобализации.

Саудовская Аравия регулярно предпринимает дипломатические шаги по реализации своего политического курса, как в развитых, так и в развивающихся странах. Имеющийся у королевства значительный экономический потенциал, связанный с крупнейшими нефтяными запасами, позволил ей стать ведущим участником мировых торгово-экономических организаций. Наличие главных мусульманских святынь сделали КСА центром ислама, что обозначило ее важную и местами решающую политическую роль. Помимо этого, влияние и авторитет королевства в мусульманском мире основаны на финансовом могуществе, используемом для поддержки единоверцев во всем мире.

Следует подчеркнуть, что потенциал взаимодействия с КСА реализован не в полной мере. Выстраивание партнерских отношений с Саудовской Аравией целесообразно ввиду ее возрастающего влияния на международные политические процессы, прежде всего, через группу развивающихся стран,


а также региональные (ЛАГ, ССАГПЗ) и международные организации (ООН, G20, ВТО, ОИС1).

В рамках нынешнего миропорядка основные направления внешней политики Саудовской Аравии непосредственно связаны с самоопределением страны как исламского политического образования, охватывающего арабский и мусульманский мир, интересы которого, с учетом внешнеполитических представлений Саудовской Аравии, выражают созданная при ее непосредственном участии Лига арабских государств (ЛАГ), а также Организация исламского сотрудничества (ОИС), которая возникла по инициативе и при финансовом содействии Эр-Рияда. В рамках арабо-мусульманского субрегиона – Персидского залива саудовское королевство осуществляет свою внешнеполитическую деятельность через образованный в 1981 году Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) – межгосударственную многофункциональную региональную организацию, созданную в целях достижения интеграции в экономической, политической и военной областях и обеспечения региональной безопасности.


В вышеупомянутых организациях королевство стремится играть лидирующую роль.

Важной составляющей саудовской дипломатии являются отношения с Западом и, в первую очередь, Соединенными Штатами. Однако взаимодействие с Европейским Союзом и Японией, а в настоящее время с Китаем и Индией, также является существенным для королевства. Это определяется включенностью Саудовской Аравии, располагающей значительными запасами углеводородного сырья, в мировую финансовую и экономическую систему. КСА является участником ведущих международных банковско-финансовых структур и специализированных организаций, в том числе, и Всемирной торговой организации (ВТО), вступление в которую было окончательно оформлено в ноябре 2005 года.

В то же время арабо-мусульманское и европейско-американское, как и вновь формирующееся «азиатское» направления саудовской внешней политики не противостоят друг другу. Напротив, отношения с Западом, дополняемые нынешней диверсификацией саудовских внешнеполитических контактов, нужны КСА для решения задач стабильности и безопасности в регионе Персидского залива, на Ближнем Востоке, как и, в целом, в арабо-мусульманском мире, что определяет, наряду со многими другими обстоятельствами, гарантированное функционирование мирохозяйственных процессов.

Объектом исследования являются внутренние и внешние экономические, социальные, историко-религиозные, государственно-правовые отношения КСА, определяющие ее внешнеполитические приоритеты и используемые дипломатические инструменты на современном этапе.

Предметом исследования являются системные новации внутреннего государственно-правового, внешнеполитического и дипломатического характера, отражающие приоритеты аравийской монархии в области глобальной и региональной политики.

Цель исследования заключается в анализе развития внутренних и внешних институциональных государственно инициируемых структур, отражающих представление правящей монархии КСА о направлениях развития глобальных и региональных мировых процессов, и синтез на этой основе прогностических оценок относительно внешнеполитических и дипломатических приоритетов данного государства.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:



  • анализ историко-религиозных и политико-экономических парадигм институционального развития Королевства Саудовская Аравия для оценки степени трансформации основных параметров и направлений развития дипломатического инструментария, как отражение социальных и религиозно-правовых динамик государства;

  • формирование информационной модели процесса принятия внешнеполитических решений в Саудовской Аравии на основе результатов системного анализа государственно-правовых и внешнеполитических институциональных новаций Королевства Саудовская Аравия, как отражение внутренних тенденций и внешних глобальных и региональных процессов в мировых отношениях;

  • оценка системообразующей роли и развития углеводородного и исламского факторов в современных внешнеполитических акцентах Королевства Саудовская Аравия для выработки стратегических внешнеполитических приоритетов и тактических дипломатических инструментов, проявляющихся в действиях институтов королевства с учетом мировых глобальных и региональных тенденций;

  • анализ российского фактора в направлениях развития внешнеполитического курса Королевства Саудовская Аравия и выработка рекомендаций по его использованию в интересах Российской Федерации.

Хронологические рамки исследования охватывают период 2001-
2010 гг. Трагедия, произошедшая 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах, и последовавшие за этим события внутри КСА в 2003 году (террористические акты против действующего режима), оказали существенное влияние на внутриполитическую ситуацию в стране. Данное обстоятельство подтолкнуло правящие круги КСА к определенным подвижкам в сфере реформирования социально-идеологической составляющей и диверсификации внешнеполитических предпочтений королевства.

Научная новизна настоящей диссертационной работы заключается в структурировании внешнеполитических и дипломатических приоритетов Королевства Саудовская Аравия на современном этапе, проведенном на основе системного анализа международных отношений и внутренних институциональных механизмов.

Практическая значимость. Проведенное системное исследование основных историко-религиозных и политико-экономических факторов формирования внешнеполитического курса исследуемого государства позволяет обеспечить существенное повышение достоверности оценок относительно его перспективных приоритетов. Выработанные практические рекомендации по использованию текущего значимого пророссийского акцента во внешней политике королевства в интересах достижения целей, выгодных Российской Федерации, могут быть использованы при планировании взаимодействия РФ с КСА.

Методологической основой работы являются теоретические положения эволюционирования геопространственных конструктов, геоконцептуализация мироустройства, систематизация цивилизационных концепций, иерархия глобальной и региональных систем, системный анализ институциональных новаций в области внутренних и внешних отношений государства.

Краткий обзор источников и литературы. Для решения задач, поставленных в диссертации, автор обратился к широкому кругу источников и литературы.

Среди использованных источников, в первую очередь, необходимо выделить нормативно-правовые документы Королевства Саудовская Аравия, Организации Исламского сотрудничества, Лиги арабских государств, Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, двусторонние межгосударственные соглашения и другие документы, связывающие Саудовскую Аравию со странами Персидского региона, Россией, США и европейскими державами. В исследовании применялись акты, отчеты и заявления представителей саудовских государственных учреждений, а также официальные документы королевства.2

В своей работе автор также использовал документы саудовского руководства, определявшие основные направления внешнеполитической деятельности королевства за период 2001 - 2010 гг. Применительно к
саудовской политике речь идет о сборниках речей и выступлений монархов, прежде всего, основателя нынешнего саудовского государства Абдель Азиза Ибн Сауда и его наследников, включая Королей Фейсала, Фахда и нынешнего монарха – Абдаллы Бен Абдель Азиза Аль Сауда. В 2002 году к столетию восстановления саудовской государственности Исследовательский и Архивный Фонд имени Короля Абдель Азиза издал новые дополненные сборники речей и выступлений. Этот раздел источников включает в себя также документы Министерства иностранных дел Саудовской Аравии, публикуемые в журналах «Ад-Дипломасий» и «Дирасат саудийя», издаваемых Институтом дипломатических исследований МИД КСА, а также в национальной прессе – газетах «Умм Аль-Кура», «Аль-Джазира», «Ар-Рияд», «Указ», «Аль-Ватан».

Значительные пласты документального материала взяты из саудовских фондов, национальных архивов и государственных институтов (например, Министерства по делам ислама, вакуфов, призывов и руководства КСА), касающиеся гуманитарной и финансовой помощи королевства единоверцам по всему миру. Стоит упомянуть только некоторые из них.

Это, в частности, издания Высшего комитета по сбору пожертвований для мусульман Боснии и Герцеговины и «Объединенного саудовского комитета спасения Косово и Чечни». А также публикации Всемирного комитета исламского спасения в Королевстве Саудовская Аравия и иных формально неправительственных организаций. Эти издания содержат данные о саудовской государственной и негосударственной помощи мусульманам, живущим на территории постсоветского и постюгославского геополитического пространства. Использовались также заявления официальных лиц Саудовской Аравии, сделанные на тему поддержки единоверцев за пределами королевства3.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных специалистов по международным отношениям. Здесь, прежде всего, стоит отметить научные работы А.Д. Богатурова, К.С. Гаджиева, В.Л. Иноземцева, Н.А. Косолапова, М.М. Лебедевой, А.Ю. Мельвиля, Э.А. Позднякова,
А.В. Торкунова, П.А. Цыганкова, А.И. Уткина4.

Особенности современного миропорядка и роль государств в современных международных отношениях рассматриваются в трудах зарубежных авторов: З.К. Бжезинского, П.Дж. Бьюкенена, И.М. Валлерстайна, П.Ф. Друкера, Р. Коэна и Дж. С.Ная, Я. Накасонэ и Я. Мураками, А.М. Слотер, Дж. Соренсена, Н.Фергюсона, Ф. Фукуямы, Д. Хелда, Д. Гольдблата, М. Шоу и др. 5

Российская историография, изучающая КСА, многогранна и обширна.
В данной области работали или продолжают работать известные востоковеды-арабисты: И.П. Беляев, В.Л. Бодянский, А.И. Вавилов, Л.В. Валькова,
А.М. Васильев, Д.Р. Вобликов, О.Г. Герасимов, В.Ю. Гашев, А.Г. Георгиев,
В.А. Исаев, Г.Г. Косач, М.С. Лазарев, И.А. Мелихов, Е.С. Мелкумян,
Г.И. Мирский, В.В. Наумкин, В.В. Озолинг, Е.М. Примаков, Н.И. Прошев, А.А.Родригес, Л.В. Сюкияйнен, А.О. Филоник, А.И. Яковлев.6

Важно то, что в их работах рассматривались общие проблемы саудовской внешней политики в качестве элемента, производного от внутрисаудовской социально-экономической ситуации.

В работе также применялись труды ряда иностранных специалистов по Саудовской Аравии и Ближнему Востоку в целом. Из них стоит упомянуть
Д.И. Лонга, С. Мейсала, М. Абира, К. Бахгата, П.Дж. Дэвида, Дж.А. Кечичяна.7

Особое значение для диссертационного исследования имели работы саудовских авторов: А.А. Бен База, М.А. Алима, И.А. Аль-Хальян и других.8 Среди них необходимо выделить научные труды саудовского государственного деятеля и политолога Маджида Бен Абдель Азиза Аль Турки, который, в частности, уделяет особое внимание российско-саудовским отношениям.9

Важными исследованиями, в значительной степени способствующими решению поставленной в работе задачи, являются труды таких известных российских ученых, как А.И. Никитин, М.М. Наринский, М.М. Лебедева,
Т.А. Шаклеина, А.В. Манойло, Т.В. Зонова, П.Ф. Лядов10.

Вопрос внешней политики и дипломатии Саудовской Аравии в современных условиях не стал темой монографического исследования.

Автор имел возможность апробировать основные результаты диссертационной работы в ходе трудовой деятельности в Отделе стран Аравийского полуострова Департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИД России, а также Посольствах Российской Федерации в Саудовской Аравии и Королевстве Бахрейн.

Основные положения и выводы диссертации также нашли отражение в четырех публикациях автора в журналах, рецензируемых ВАК РФ, общим объемом 2.5. п.л.



Структура работы определена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.





II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ставятся его задачи, определяется практическая значимость и методологическая база, проводится обзор используемых источников, представляется апробация основных результатов диссертационной работы и описывается ее структура.

Первая глава «Концептуально-теоретические основы и источники исследования современной дипломатии Саудовской Аравии» состоит из двух параграфов и посвящена исследованию роли мусульманской религии в социально-политической жизни королевства, основополагающему влиянию ислама на формирование внешнеполитической концепции Эр-Рияда.

В первом параграфе «Нормативно-правовая база внешней политики и дипломатии Саудовской Аравии» анализируются источники главного ориентира нынешней правовой системы Саудовской Аравии – мусульманского права. Данный принцип законодательно закреплен «Основным законом правления» от 1992 года, в соответствии с которым Конституцией страны являются Коран и Сунна Пророка Мухаммеда, а власть черпает свои полномочия из этих источников, стоящих над всеми принимаемыми в стране правовыми актами. С учетом этого можно выделить три основных элемента правовой системы королевства. Первый представлен собственно мусульманским правом, которое остается в целом некодифицированным и действует в традиционной форме доктрины. Причем, если до образования королевства саудовским судам было предписано применять ханбалитскую доктрину (отвергает аналогию как источник права), то в настоящее время они не связаны каким-либо определенным толком. Вторым элементом правовой системы является законодательство, прямо закрепляющее мусульманско-правовые нормы (например, о закяте, вакфах или ведомстве жалоб). Наконец, третий элемент – нормативно-правовые акты, посвященные вопросам, которые традиционное мусульманское право не регулировало. Такие акты рассматриваются в качестве формы решения процедурных и организационных вопросов, необходимых для действия мусульманского права. Принятая в стране официальная концепция правотворчества исходит из того, что единственным законодателем является Аллах (Бог), воля которого выражена в шариате (опирающегося на Коран и Сунну), а государство осуществляет нормотворческие функции лишь в его рамках. Поэтому действующие в стране правовые акты именуются низамами, т.е. регламентами, а принимающие их органы рассматриваются в качестве регламентарной власти. В данном параграфе вкратце рассматривается политическая система Саудовской Аравии, которая опирается на союз между правящей семьей Аль Сауд и представителями религиозных кругов, персонифицированных в лице Совета высших улемов. Возникновение этого альянса национальная традиция относит ко времени создания первого Саудовского королевства в XVIII в., когда идеи Мухаммеда Абдель Ваххаба – мусульманского реформатора, приверженца салафитского направления в исламе – стали идеологией этого государства и получили название ваххабизм, который нельзя считать самостоятельной религиозно-правовой школой, поскольку по своей сути он не выходит за рамки ханбалистского мазхаба. С возникновением королевства ваххабизм начинает терять первоначальное назначение как консолидирующий фактор, а секуляризм, напротив, уживаться, поскольку архаизм ваххабистских постулатов вступает в столкновение с объективными потребностями развития саудовского общества и государства.

Во втором параграфе «Характеристика современной внешнеполитической концепции Саудовской Аравии» рассматривается роль ислама в формировании внешнеполитических принципов современного саудовского государства.

Королевство проводит активную внешнюю политику, оказывающую воздействие на процессы как регионального, так и глобального уровня.


Его внешнеполитический потенциал связан с большими экономическими и финансовыми возможностями, определяемыми положением крупнейшего поставщика углеводородов на мировой рынок. Кроме того, КСА идентифицирует себя как исламское государство и центральное звено общемирового мусульманского сообщества. Данная концепция является ключевой в определении основных приоритетов дипломатии Саудовской Аравии. А национальная интерпретация принципов внешнеполитической деятельности лишь подтверждает это положение.

В настоящем параграфе проводится анализ государственной деятельности в части, касающейся противостояния терроризму. Рассматривается важный принцип саудовской внешней политики, заключающийся в стремлении решать возникающие в арабском и мусульманском мире конфликты мирными средствами. Приводятся основные официально-заявленные Эр-Риядом задачи внешнеполитического курса королевства, среди которых вопросы обеспечения региональной безопасности, укрепления солидарности со странами арабского и исламского регионов, поддержание мира и международной стабильности и оказание экономической помощи нуждающимся странам.



Во второй главе «Институциональное обеспечение современной дипломатии Саудовской Аравии» приведена характеристика политической системы Саудовской Аравии и роль каждого ее элемента в принятии политического решения, включая его внешнеполитический аспект.

следующая страница>


Основные приоритеты внешней политики и дипломатии саудовской аравии на современном этапе

Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития

378.29kb.

09 10 2014
4 стр.


Основные приоритеты и направления внешней и внутренней политики Ирана
45.9kb.

15 12 2014
1 стр.


Тематика курсовых работ по общей части уголовного права уголовно-правовая политика: понятие, содержание и основные направления на современном этапе в России

Уголовно-правовая политика: понятие, содержание и основные направления на современном этапе в России

37.2kb.

18 12 2014
1 стр.


Концептуальные основы и главные направления внешней политики фрг в современном мире
288.28kb.

16 12 2014
1 стр.


Основные направления внешней политики испании

Работа выполнена на кафедре истории и политики стран Европы и Америки в Московском государственном институте международных отношений (Университете) мид россии

552.74kb.

10 10 2014
3 стр.


Кафедра мировой экономики

«Влияние естественных ресурсов на формирование экономической модели на примере Бразилии и Саудовской Аравии»

383.82kb.

11 09 2014
5 стр.


Сущность и назначение управленческого учета

Решающим фактором внешней среды, предопределяющим развитие предприятия на современном этапе развития производственно–экономических отношений, является конкуренция

295.99kb.

09 10 2014
1 стр.


«Морджани комбинированный» (самолет-автобус)

Маршрут состоит из двух частей: перелет из России в Иорданию и дорога по территории Иордании и Саудовской Аравии на комфортабельных автобусах

29.3kb.

15 12 2014
1 стр.